Классификация групп товаров

Классификация групп товаров.

Статьи по теме
Искать по теме

Под классификацией товаров понимают разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил.

Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.п.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объектов.

Классификация товаров и ее категории

Классификация (от лат. с1аssiс – разряд, группа) – это система упорядоченного распределения товаров по разделам и более дробным подразделениям в логической последовательности с соподчинением на основе определенных признаков.

Классическим примером подлинно естественно-научной классификации является распределение химических элементов на группы в периодической системе Д. И. Менделеева, отражающее закономерную связь между их строением и свойствами. Эта классификация позволила не только распределить все известные химические элементы на отдельные группы по свойствам, но и предвидеть неизвестные в то время элементы, которые были открыты позднее.

Классификация товаров, объединяя их по общим признакам, дает возможность изучать отдельные виды и разновидности их группы, которым присущи общие признаки. Она создает условия для их автоматизированного учета, планирования, прогнозирования ассортимента, построения прейскурантов, изучения спроса и составления заявок-заказов.

Различают высшие, средние и низшие категории (ступени) классификации.

Высшие категории классификации обозначают термином "раздел", "подраздел" или "класс", "подкласс".

Средние категории – "группа", "подгруппа", "вид"

Распределение множества объектов (товаров) на группы только по одному признаку называется группировкой.

"Вид" в классификации – весьма важная категория, представляющая собой конечный продукт производства, который имеет конкретное назначение и собственное название. Например, вата гигроскопическая, банка стеклянная с треугольным венчиком, стол аналитический САХ-3 относятся к категории вида товара, а перевязочные средства, тара, аптечная мебель, которые содержат эти виды, -к более высокой ступени классификации -"группе"

Вид может разделяться на разновидности (подвиды), т.е. низшие категории классификации. Например, вата гигроскопическая как вид имеет несколько разновидностей: хирургическая, глазная, гигиеническая.

Основные принципы классификации – это установление цели и выбор классификационных признаков.

Цель классификации в товароведении является облегчение изучения потребительских свойств, качества, ассортимента товаров и управления ими.

В торговле классификация служит целям рационализации и ускорения торгово-оперативных процессов. Ее применяют при планировании товарооборота по группам (подгруппам) товаров, составлении заявок-заказов, изучении спроса.

Назначение классификации проявляется в том, что она позволяет: |

– исследовать потребительские свойства однородных групп (подгрупп) товаров; Низшие категории – "подвид".

– установить оптимальный уровень свойств товаров;

– разработать групповые методы исследования и оценки уровня качества товаров (например, для групп инструментов, приборов, перевязочных средств, резиновых изделий и др.).

Классификация дает возможность оценить ассортимент конкретных групп (подгрупп) товаров и его соответствие потребностям, разрабатывать направление развития ассортимента.

Группировка товаров по общности свойств является основанием для разработки условий хранения, приемов упаковки товаров и необходима при установлении оптимальных режимов их эксплуатации.

В соответствии с установленной Центральным статистическим управлением Украины классификацией производится учет и отчетность о поступлении и реализации товаров.

Классификация лежит в основе составления каталогов, ее учитывают при определении типов складов, баз и торговых учреждений.

Признаки и правила классификации товаров.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Признаки классификации подразделяются на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава) и технологические (конструкция, рецептура, процессы производства, способы отделки или оформления). Примером телеологического признака может служить классификация непродовольственных товаров на одежно-обувные, культурно-бытовые и хозяйственные товары.

Признак назначения определяет цель использования товара. Разделение по виду исходного сырья позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, на резиновой подошве, с верхом из натуральных и искусственных материалов. В зависимости от общности сырьевого признака продовольственные товары делят на хлебобулочные изделия, плоды и овощи, молочные, мясные и др. По составу сырья колбасные изделия делят на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по конструкции характерно для непродовольственных товаров. Оно осуществляется с учетом особенностей конструкции (устройства, формы и размеров изделия). Особенности конструкции товаров определяют назначение товара и его потребительские свойства.

Образец изделия определенной конструкции, предназначенный для серийного производства, называют моделью. Так, в особенности от конструкции холодильники бывают компрессионными, абсорбционно-диффузными и термоэлектрическими.

Сходное понятие с конструкцией имеет термин – фасон, который характеризует особенности силуэта, покроя изделия, особенности формы. Например фасон одежды, обуви. Фасон стеклянных и керамических изделий определяется формой корпуса, конструкцией, характером края.

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. По этому признаку, например, стеклянную посуду подразделяют на выдувную, прессованную, прессовыдувную, каждая из которых характеризуется определенным комплексом потребительских свойств. По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы – на полированные или шлифованные и т. д.

Близкие к способу производства классификационные признаки – способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. В соответствии со способом обработки колбасные изделия классифицируют на вареные, полукопченые, копченые. По технологии капуста белокочанная может быть свежей, квашеной, маринованной и сушеной. По способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные и парниковые.

По происхождению продовольственные товары бывают растительные и животные. По происхождению крупа бывает из зерна, проса, гречихи. Рыбные товары можно классифицировать по районам лова. Например, в зависимости от района лова различают сельдь атлантическую, тихоокеанскую, беломорскую, каспийскую, черноморскую.

Очень часто товары делят по таким признакам как срок и способ хранения, транспортабельность. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская и женская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная); упитанность (мясные туши). Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

Некоторые товары классифицируют по специфическим признакам, обусловленным их природой и, соответственно, особенностями потребительских свойств. Так, музыкальные товары систематизируют по способу извлечения звука (щипковые, смычковые, клавишные, духовые). Парфюмерные товары делят в зависимости от характера и типа запаха на цветочные, шипровые, фантазийные и др.

Возрастает интерес к разработке теоретических вопросов классификации товаров. С углублением международного разделения труда и развитием международного обмена товаров возникла острая необходимость классифицировать все многообразие товаров на мировом рынке.

Виды классификации товаров.

В зависимости от того, какую цель преследует классификация товаров – удобство их изучения, рациональную организацию торговли или статистическую отчетность, различают учебные, торговые и экономико-статистические классификации.

Учебные классификации создаются с целью наиболее удобного, логичного и последовательного изучения курса в обобщенном виде с минимальной затратой времени, т.е. методически правильное изучение потребительских свойств товаров.

В учебных классификациях, цель которых – изучение ассортимента товаров, важнейшими признаками считаются назначение и исходный материал.

Торговая классификация используется в торговооперативном процессе. Ее цель – совершенствование этого процесса. Это классификация традиционная, она сложилась на основе разделения товаров на группы в соответствии с существующим отраслевым делением промышленности, а также учитывает особенности отраслевых классификаций продукции по действующим стандартам.

Для торговой классификации, цель которой – улучшение организации торгового процесса, очевидно, наиболее предпочтительным является признак назначения.

Наиболее совершенная и четкая классификация товаров используется в аптеках. Их выкладка осуществляется по основному признаку назначения, т.е. по фармакотерапевтическому действию (например, от головной боли, желудочные, противовоспалительные, нейролептики, транквилизаторы и др. медикаменты, независимо от лекарственной формы) или перевязочные средства, предметы ухода за больными и т.д.

Например сети магазинов "Медтехника" товары распределены по 5 отделам, в которых безусловно нарушено единство основного признака и товары совершенно различных групп могут находиться в одном отделе.

Важным моментом в торговой классификации является ее совершенствование и приближение к основной цели – рационализации и ускорения торгово-оперативных процессов в торговле.

Экономико-статистическая классификация представлена в классификаторах. Их используют при планировании производства, снабжения, для учета выпускаемой продукции.

Кодирование товаров

Кодирование товара – это образование или присвоение кода классификационной группе или объекту классификации. Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации.

Цель кодирования – систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой товар среди множества других. С внедрением вычислительной техники возросла необходимость и значимость кодирования.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правило кодирования состоят в следующем: – код должен иметь определенную структуру построения; – код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков; – код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина. Алфавит кода- система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой – алфавит кода, знаками которого является цифры, буквенный – алфавит кода, знаками которого является буквы алфавитов естественных языков, буквенно- цифровой – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов и цифры, штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков к коде определяется его разрядом. Разряд кода- позиция знаков в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара. Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов. Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами. К ним относятся порядковый, серийно – порядковый, последовательный и параллельный способы.

1) порядковый – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе. Это самый простой и распространенный метод кодирования.

2) серийно – порядковый – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда объектам классификации с определенными признаками. (Р-58- 11239- серия лососей, 60- серия осетров)

3) последовательное – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда объектам классификации с использованием иерархичного метода классификации.

4) параллельный – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое ж пользование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования ΕΑΝ (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85% товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

Наиболее широко применяются два кода ΕΑΝ: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Италия – 80 – 87. Для некоторых стран коды трехзначны: 520 – Греция, 789 – Бразилия, Россия – 460, Эстония – 474, Венгрия – 599.

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять цифр, следующих за кодом страны.

Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр). Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию.

Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ΕΑΝ.

Код ΕΑΝ-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. ΕΑΝ-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя – регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой – оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в ΕΑΝ, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе ΕΑΝ и вносить их в свой банк данных.

Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации Автоматическая идентификация, а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета – стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия – Интерштрихкод (с Великобританией), Дата-скан и Датасис (с Данией).

Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона О защите прав потребителей – права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:

– облегчить освоение автоматизированных систем управления,

– повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,

– вести анализ потребляемых ресурсов,

– сократить объем документооборота,

– наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,

– оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.

Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта.

Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).

Классификация товаров на примере кондитерских изделий

Кондитерские товары – пищевые продукты промышленного производства, при изготовлении которых используется около 200 видов различного сырья. Большинство кондитерских изделий имеют низкую биологическую ценность из-за незначительного количества витаминов, минеральных веществ, которые или отсутствуют в основном сырье, или разрушаются под действием высоких температур.

Действующие стандарты на кондитерские изделия

Классификация групп товаров

В зависимости от применяемого сырья и технологии производства кондитерские товары делят на две основные группы: сахаристые и мучные. В группу сахаристых кондитерских изделий входят фруктово-ягодные изделия, шоколад и какао-порошок, карамель, конфеты, ирис, драже, халва, восточные сладости (типа карамели и конфет). Группа мучных кондитерских изделий включает печенье, галеты, пряники, вафли, торты, пирожные, рулеты, кексы, мучные восточные сладости. Кроме изделий массового спроса выпускают также кондитерские товары специального назначения: для детского и диетического питания, витаминизированные, лечебные. Жевательная резинка условно относится к сахаристым изделиям и рассматривается в одном ряду с фруктово-ягодными изделиями.

Рассмотрим классификацию кондитерских изделий. Прежде всего, к кондитерским изделиям относят варенье, джем, повидло, мармелад, конфитюр. Сваренные в сладком сиропе фрукты или ягоды, лепестки цветов, классифицируются в зависимости от технологии приготовления и консистенции готового продукта.

Варенье, джем, повидло упаковывают в стеклянные или жестяные лакированные банки, деревянные бочки и тару из термопластичных полимерных материалов. Для упаковки повидла используют кроме того ящики. Цукаты упаковывают так же, как мармелад и пастилу.

Шоколад и шоколадные изделия характеризуются прекрасными вкусовыми свойствами и очень высокой энергетической ценностью (до 540–560 ккал на 100 г). Благодаря наличию теобромина и кофеина шоколад быстро снимает усталость, повышает работоспособность.

Упаковка и хранение шоколада и какао-порошка. Упаковывают шоколад в ящики. Почти все виды шоколада выпускают в обертке. Как правило, шоколад обертывают в два слоя: фольгу и художественно оформленную этикетку (плитка) или подвертку из парафинированной бумаги и этикетку (батоны). Шоколадные фигуры, медали завертывают только в фольгу. Для фигур используют также прозрачные полимерные пленки.

Завернутый шоколад упаковывают в ящики из гофрированного картона, массой не более 5 кг, или в картонные футляры, массой до 2,5 кг, с последующей упаковкой последних в фанерные или дощатые ящики.

Какао-порошок для предприятий розничной торговли выпускают только в мелкой расфасовке (до 250 г) в жестяных и комбинированных банках, картонных коробках и пачках, пакетах из полимерных пленок.

Карамель – кондитерское изделие твердой консистенции, изготовленное полностью из карамельной массы или из карамельной массы и начинки. Карамельная масса характеризуется очень малой влажностью (1–3%), практически полностью состоит из углеводов, поэтому по энергетической ценности она почти не отличается от сахара. Калорийность 100 г карамели составляет 370–440 ккал.

Классификация и ассортимент карамели. В зависимости от рецептуры и способа приготовления карамель классифицируют на леденцовую, с начинками, молочную (леденцовую и с начинками), мягкую, витаминизированную, лечебную. По способу обработки карамельной массы карамель может быть с нетянутой оболочкой, с тянутой оболочкой, с жилками и полосками. По количеству начинок и их расположению карамель выпускают с одной или двумя начинками, с начинкой, переслоенной карамельной массой.

Согласно ГОСТ карамель завернутая должна иметь художественно оформленную этикетку, плотно облегающую изделие, но не прилипать к поверхности, с устойчивыми красками. Поверхность изделий сухая, без трещин, открытых швов, следов начинки. Форма – правильная, без деформации. Окраска – равномерная, однотонная или многоцветная. Вкус и аромат – ясно выраженные, соответствующие данному наименованию, без посторонних привкусов и запахов.

Стандартом также нормируются влажность, кислотность, содержание начинки и глазури, количество осыпавшегося сахара или другого отделочного материала, мятой (битой) и полузавернутой карамели. Ограничивается содержание солей тяжелых металлов, а в изделиях с фруктово-ягодными начинками – содержание сернистой кислоты.

Недопустимыми пороками карамели являются наличие посторонних привкусов и запахов, пятен на поверхности (неоднородная окраска), трещин и открытых швов, липкая поверхность, деформация, наличие сероватого налета ("поседение") на карамели, глазированной шоколадом.

Конфетами называют изделия мягкой консистенции, изготовленные на сахарной основе с содержанием сахара 60% и более.

Ассортимент конфет очень велик и разнообразен по составу, свойствам, особенностям приготовления, сохраняемости. Они обладают высокими вкусовыми свойствами, имеют красивый внешний вид. Энергетическая ценность конфет 350-600 ккал на 100 г.

Торты и пирожные – это высококалорийные кондитерские изделия с большим содержанием масла, сахара и яиц (или только сахара и яиц). Они имеют разнообразные форму, вкус и аромат и привлекательный внешний вид, преимущественно с художественной отделкой поверхности. Выпускают их в виде штучных пирожных и тортов и весовых десертных изделий.

При изготовлении тортов и пирожных используют выпеченные и отделочные полуфабрикаты, при производстве которых применяют в основном сливочное масло. При выработке шоколадно-вафельных и вафельных тортов, кроме сливочного масла, применяют какао-масло, кокосовое масло и кондитерский жир для вафельных и прохладительных начинок.

В зависимости от рецептуры и способа изготовления торты и пирожные делят на следующие группы: песочные, бисквитные, слоеные, миндально-ореховые, вафельные, воздушные, комбинированные, а пирожные, кроме того, – на крошковые, заварные, сахарные и корзиночки. В качестве отделочных полуфабрикатов используют различные кремы, фруктовое желе, помаду (молочную и сахарную), цукаты, шоколад и др.

Халвой называют продукт слоисто-волокнистого строения, получаемый в результате вымешивания сбитой карамельной массы с растертыми ядрами орехов или масличных семян. Ввиду большого содержания жира (25–30%) и малой влажности (до 4%) халва характеризуется очень высокой энергетической ценностью, близкой к энергетической ценности шоколада.

Сырьем для приготовления халвы являются сахар, патока, масличные ядра, мыльный корень и вкусовые добавки.

Помимо изделий массового спроса, кондитерская промышленность вырабатывает изделия для детей, витаминизированные, диетические, медицинские.

Изделия для детей изготовляют из натурального высококачественною сырья, не содержащего консервантов, гидрированных жиров, спирта, кофе, искусственных красителей и ароматических веществ. В рецептуру этих изделий вводят такие биологически полноценные продукты, как молоко, сливочное масло, фрукты и ягоды, орехи; содержание какао-продуктов ограничивают из-за наличия в них теобромина и кофеина. Так, для детей в возрасте 10 лет и старше разрешается вводить не более 25% какао-продуктов (какао-порошка и тертого какао). К детским сортам относятся конфеты Одуванчик (корпус молочно-шоколадный с добавлением сливочного масла), Колокольчик (с помадным корпусом, изготовленным с добавлением клубничной подварки, глазированным молочно-шоколадной глазурью).

К витаминизированным относят изделия, обогащенные в процессе приготовления витаминами, полученными синтетически, либо естественными витаминными препаратами в виде порошка или пюре шиповника, хвойного экстракта, дрожжей и др. Все виды витаминизированных изделий вырабатывают по утвержденным рецептурам и технологическим схемам. Витамины вводятся по возможности на такой стадии производства, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на них высокой температуры. Чаще всего для витаминизации используют витамины С и Bi (как требующиеся в наибольших количествах), в некоторые изделия вводят также витамины В2, РР, Е, A, D.и др.

Витаминизированными изготовляют различные виды изделий – карамель, конфеты, шоколад, мармелад,- печенье, пряники, но чаще всего витаминизируют драже, так как воскожировой слой на поверхности обеспечивает хорошую сохраняемость витаминов. Ассортимент витаминизированных изделий на различных фабриках страны неодинаков.

Диетические изделия отличаются от обычных тем, что из их состава исключены (или ограничены) какие-либо пищевые вещества или они вводятся в повышенном количестве. Такие изделия предназначены главным образом для питания лиц с нарушенным обменом веществ или используются в профилактических целях.

Из диетических наибольший удельный вес занимают изделия для диабетиков. У больных сахарным диабетом нарушен углеводный обмен, им противопоказано употребление сахара и обычных кондитерских изделий, поэтому для них изготовляют изделия, в которых сахар заменен другими сладкими веществами: сорбитом или ксилитом. Сорбит – кристаллическое вещество, по сладости уступающее глюкозе, имеет несколько своеобразный вкус, отличающийся от вкуса сахара, хорошо усваивается организмом, рекомендуется при легкой форме диабета. Ксилит по вкусу почти не отличается от свекловичного сахара, а по сладости превосходит его, он хорошо усваивается организмом; изделия с ксилитом могут быть рекомендованы при любой степени диабета. На сорбите и ксилите приготовляют шоколад, конфеты типа гидрожировых батончиков, мармелад, печенье и др.

К диетическим относятся также изделия с морской капустой. Морская капуста (бурые водоросли), запасы Iкоторой в России огромны, содержит белки, углеводы, пектиновые вещества, витамины В, А, С, D, каротин, микроэлементы – йод, бром, кобальт и др. Особенно ценным является наличие в морской капусте органически связанного йода (0,2 – 0,3% сухой массы), который обладает более высокими терапевтическими свойствами по сравнению с элементарным (минеральным) йодом для предупреждения развития эндемического зоба.

Изделия с пектином также можно отнести к диетическим. Пектиновые вещества обладают способностью связывать и выводить из организма тяжелые металлы, а также радиоактивные элементы. Кроме того, изделия с пектином рекомендуются при некоторых видах кишечно-желудочных.заболеваний. В нашей стране пектин получают из обмолоченных корзинок подсолнечника, свекловичного жома, яблочных выжимок и другого сырья. На основе пектина вырабатывают такие сорта фруктово-желейных конфет, как Лето, Голубое озеро, Снегурочка, Подмосковные, мармелад лечебный и др.

Изделия с растительным маслом имеют большое значение для расширения ассортимента диетических. продуктов питания, потому что растительные масла являются для организма человека источником полиненасыщенных жирных кислот. Изделия с добавлением растительных масел рекомендуются особенно лицам среднего и пожилого возраста. К таким изделиям относят печенье Новое, Диетическое, которое вырабатывают с добавлением кукурузного масла.

Лечебные (лекарственные) изделия изготовляют с введением лекарственных веществ. Лекарства, введенные в шоколад или конфеты, дают возможность повысить физиологический эффект действующего начала благодаря отсутствию неприятных условных рефлексов, возникающих при приеме лекарства (особенно у детей).

Безопасность кондитерских изделий обеспечивается в соответствии с законодательными требованиями в области безопасности пищевых продуктов, таких как СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. По показателям безопасности кондитерские изделия должны соответствовать нормативам.

Техническое регулирование процессов перевозки кондитерской продукции осуществляется в соответствии со специальным техническим регламентом в области безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Важным аспектом контроля качества кондитерских изделий является сертификация готовой продукции. Сертификация кондитерских изделий в общем случае проводится в соответствии с установленным Постановлением Правительства "Единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" от 1 декабря 2009 г. N 982. Сертификация кондитерских изделий путем принятия декларации о соответствии проводится с целью подтвердить подтвердить соответствие определенным нормативным документам.

Для кондитерской промышленности характерно использование большого разнообразия сырья, ингредиентов и пищевых добавок. Велика опасность загрязнения пищевых продуктов в процессе их производства и обращения. Существенными причинами загрязнения продуктов питания являются химические вещества (пестициды, нитраты, антибиотики и др.) и механические включения (частиц стекла, кремния, металлов и других металлов). Нарушения требований гигиены и связанное с ними бактериальное, вирусное инфицирование пищевых продуктов являются причинами тяжелейших острых и хронических патологий желудочно-кишечного тракта и других органов и систем человека.

Наиболее существенное влияние на формирование и сохранение качества пищевых продуктов оказывают вид и качество сырья, способы и условия производства, упаковка и состояние тары, транспортирование и хранение.

В достаточно большой временной промежуток на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле качество продукции определялось как степень ее бездефектности, поскольку именно дефекты и другие несоответствия продукции требованиям нормативной и технической документации контролировалось отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле. Однако развитие рыночных отношений, конкуренция, приоритетность требований потребителей продукции вызывали необходимость пересмотра понятия качества.

Важнейшую роль в предотвращении поступления в сферу обращения продовольственных товаров с низким уровнем показателей качества и различными дефектами играет контроль их качества, т.е. проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции установленным техническим требованиям.

Если вести речь непосредственно о качестве мучных кондитерских изделий, то оно, как известно, зависит от качества сырья, вспомогательных материалов, используемого оборудования, применяемой технологии и качества труда рабочих. Основное значение при оценке качества имеют показатели биологической ценности продукта, показатели назначения (физико-химические), безопасности (гигиенические и токсикологические характеристики), органолептической оценки и стабильности (сохраняемости) продукта при хранении.

В последнее время широко применяют пищевые добавки и улучшители из растительного сырья, в основном местного происхождения. Обогащение мучных кондитерских изделий натуральными растительными продуктами имеет несомненные преимущества перед использованием с этой целью химических препаратов и смесей, поскольку во всех натуральных продуктах соли, витамины и белки находятся в естественных отношениях и в виде природных соединений. Таким образом, важными достоинствами натуральных продуктов являются комплексность их химического состава и, следовательно, возможность с их помощью осуществлять обогащение муки и других составляющих мучных кондитерских изделий одновременно белками, минеральными веществами и пищевыми волокнами.

Выбор добавок основывается на наличии в их составе важных функциональных ингредиентов – пищевых волокон и минеральных веществ и согласован с рекомендациями института питания РАМН, учитывающий перспективу корректировки химического состава изделий в направлении насыщения наиболее дефицитными веществами и снижения их калорийности.

Согласно ФЗ № 982 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", оценка показателей безопасности добавок включает исследование их санитарно-химических показателей безопасности, санитарно – микробиологический контроль и контроль радиологических показателей.

Таблица 1 – Требования к безопасности кондитерских изделий

Группа продуктов

Показатели

Допустимые уровни,

мг/кг, не более

Карамель, конфеты глазурованные и не глазурованные, помадные, сбивные, грильяжные, пралиновые, марципановые фруктово-ягодные, ирис, халва, пастила, зефир, мармелад, желейные изделия

Токсичные элементы:

свинец

мышьяк

кадмий

ртуть

медь

цинк

Микотоксины:

афлатоксин В1

0,1

0,5

0,1

0,01

15,0

30,0

0,005

Таким образом, нами рассмотрены основные показатели качества и безопасности кондитерских изделий

В соответствии с Федеральным Законом "О техническом регулировании" стандартизация в кондитерской промышленности – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Одними из основных целей стандартизации являются:

- обеспечение научно-технического прогресса;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- рациональное использование ресурсов.

Сертификация кондитерских изделий проводится с целью подтверждения их соответствия требованиям ГОСТ, реже технических условий.

При сертификации кондитерских изделий испытательная лаборатория проверяет соответствие используемого сырья, вспомогательных материалов, компонентов и рецептуры требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Сертификация кондитерских изделий проводится на соответствие требованиям ГОСТ для конкретного вида кондитерских изделий:

– ГОСТ 12569-85 – Сахар. Правила приемки и методы отбора проб

– ГОСТ 15810-80 – Изделия кондитерские пряничные. Технические условия

– ГОСТ 13512-91 Ящики из гофрированного картона для кондитерских изделий

– ГОСТ 5904-82 – Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб

– ГОСТ 27543-87 – Изделия кондитерские. Аппаратура, материалы, реактивы и питательные среды для микробиологических анализов

– ГОСТ Р 52179-2003 Маргарины, жиры для кулинарии, кондитерской, хлебопекарной и молочной промышленности. Правила приемки и методы контроля

– ГОСТ 17481-72 – Технологические процессы в кондитерской промышленности. Термины и определения и т.д.

При длительном хранении кондитерских изделий по решению Органа по сертификации проводится инспекционный контроль за объектом сертификации по показателям, которые, при нарушении режимов хранения, могут превысить установленные нормативы безопасности (органолептические, физико – химические, микробиологические показатели и микотоксины).

Нормативным актом, регулирующим деятельность по сертификации кондитерских изделий, является Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации: Порядок сертификации кондитерских изделий.

При проверке кондитерских изделий на соответствие требованиям безопасности проверке подвергаются:

– токсичные элементы: ртуть, мышьяк, медь, свинец, кадмий, цинк;

– пестициды;

– микотоксины: афлатоксин В1, дезоксиниваленол;

– микробиологические показатели;

– пищевые добавки;

– сернистую кислоту;

– радионуклиды.

Сертификация кондитерских изделий проводится при условии проведения обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Санитарно-эпидемиологическое заключение (гигиенический сертификат) подтверждает соответствие кондитерских изделий требованиям санитарных правил и норм.

Выводы

Классификация – это система упорядоченного распределения товаров по разделам и более дробным подразделениям в логической последовательности с соподчинением на основе определенных признаков.

Классификация товаров должна строиться с соблюдением определенных правил. При распределении товаров на группы необходимо соблюдать два основных правила:

Первое – делить всю массу товаров на одной стадии группировки только по одному признаку.

Второе – начинать деление товаров на группы по наиболее общему признаку, а затем переходить по признакам менее общим.

Кодирование используется при стандартизации, сертификации, в торговле, таможенном деле, бухгалтерском учете, внешнеэкономической деятельности и других областях, связанных с товаром.

Кодирование позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре.

Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. однозначно идентифицировать объекты или группы объектов;

2. иметь минимальное число знаков;

3. иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих товаров;

4. быть удобными для компьютерной обработки объектов кодирования;

5. обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютер.

Код характеризуется: алфавитом, структурой, числом знаков или длиной, методом кодирования.

Структура кода представляет собой, как правило, графическое изображение последовательности расположения знаков кода.

Классификация кондитерских изделий, в зависимости от применяемого сырья и технологии производства кондитерские товары делят на две основные группы: сахаристые и мучные.

Литература

1. Федеральный закон "О специальном техническом регламенте на кондитерскую продукцию и её производство"

2. ФЗ РФ "О защите прав потребителей"

3. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования

4. ГОСТ 5904-82 Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб

5. ГОСТ 12569-85 Сахар. Правила приемки и методы отбора проб

6. ГОСТ 6477-88 Карамель. Общие технические условия

7. ГОСТ Р 52821-2007 "Шоколад. Общие технические условия"

8. ГОСТ 26670-91 Продукты пищевые. Методы культивирования микроорганизмов

9. ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

10. Стандарт отрасли. Торты и пирожные. Технические условия. N ОСТ 10-060-95 (утв. Департаментом пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода РФ от 30 марта 1995 г.)

11. Постановление Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии от 1 декабря 2009 г. N 982 в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 148, от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 20.10.2010 N 848

12. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов

13. Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"

14. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, в ред. от 03.05.2000// Финансовая газета (Региональный выпуск), N 1, 2005

15 Агбаш В.Л., Елизаров В.Ф., Дойко Д.П. и пр. Товароведение непродовольственных товаров.- М: Экономика, 1989

16.Антипенко И.Л. Стандартизация и сертификация товаров и услуг- М.: Дашков и К, 2011

17 Ивашова Е.Е. Стандартизации, метрология и сертификация- М.: Норма, 2011

18. Ляпнова П.Р. Классификация товаров в торговле-М.: Дашков и К, 2011

19. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теорет. основы. – М.: Норма, 2009

20.Никифоров А.Д Метрология, стандартизация и сертификация – М.: Норма, 2005

21. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров – М.: Академия, 2008

22. Ружьин Р.А. Товароведение- М.: Кнорус, 2008

23.Системы классификации товаров. Курс лекций.-М.: Дашков и К, 2011

24 Чижова К. А. Метрология, стандартизация и сертификация – М.: Дашков и К, 2009

25. Юсуфова П.О. Классификация товаров- М.: Проспект, 2009