Казначейство и казначейская система РФ

Казначейство и казначейская система РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Цели, задачи, функции органов казначейства в РФ

Федеральное казначейство – это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов.

Второй уровень – территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов по представлению начальника ГУФК.

Третий уровень – территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) – по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ.

Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По состоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ – Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

– осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;

– управляет движением средств на счетах казначейства;

– доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;

– осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;

– ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

– обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;

– организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

– организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

Основными функциями Отделений Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах являются следующие:

– формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

– обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

– ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

– представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:

1. Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы.

2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами, осуществление контроля за поступлением и использованием внебюджетных средств.

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом.

4. Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

5. Размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов.

6. Разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

7. Ведение операций по учету государственной казны РФ.

Федеральное казначейство выполняет важную роль в обеспечении бюджетного контроля. "Бюджетный контроль – это составная часть государственного финансового контроля, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти".

Основными задачами бюджетного контроля являются:

– контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;

– обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;

– проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

– проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

– контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

– выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;

– обеспечение сохранности государственной собственности.

Федеральное казначейство, наряду с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, а также главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, является органом, уполномоченным на осуществление бюджетного контроля в рамках государственного финансового контроля.

В рамках выполнения своих обязательств по реализации бюджетного контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

– непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

– непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

– соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, предъявленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

– наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральное казначейство как важный инструмент бесперебойного финансирования бюджетной сферы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от банковской системы исполнения. При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам, средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение же федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств.

При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования:

– выделение объемов бюджетных назначений;

– осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств – доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

– значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

– повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

– снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

– информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как потоки информации регистрируются казначейством;

– обеспечивается сохранность средств;

– резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

– обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

– повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

Учитывая эти преимущества, в России в 1996 г. начался активный процесс перевода государственных средств из коммерческих банков на счета Казначейства в Центральном банке. И уже "в 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей находились в Казначействе. Оставшиеся 1,3% счетов составляли счета организаций Минобороны России, а также бюджетополучателей Республики Татарстан и Чеченской Республики". В 2002 практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства.

В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Концепция единого счета федерального казначейства: сущность, роль в оптимизации потоков движения доходов и средств федерального бюджета

Среди основных полномочий Федерального казначейства, в рамках выполнения которых развиваются действующие технологии кассового исполнения бюджета, можно выделить управление операциями на едином счете федерального бюджета. Единый казначейский счет (ЕКС), функционирующий в рамках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. ЕСК открывается в учреждении Банка России.

Единый казначейский счет – это счет Федерального казначейства, где аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти по исполнению федерального бюджета.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые со счетов региональных управлений Федерального казначейства. Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России. ЕКС подразумевает, что бюджетные учреждения не должны иметь счета в кредитных организациях, они открывают лицевые счета в органах казначейства.

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными выступают следующие моменты:

– централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕСК, открытом ГУФК;

– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК. Главная книга – это регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

При введении ЕКС одновременно решаются три задачи:

– концентрации бюджетных средств;

– ужесточения контроля за их расходованием;

– повышения качества управления бюджетными средствами.

При этом существенным образом изменяются процедуры финансирования.

Преимущества ЕКС:

– Актуальность информации об объемах поступления в консолидированный бюджет в связи с увеличением скорости ее получения.

– Доступность информации об общем объеме налогов и сборов, поступающих в бюджет.

– Доступность ежедневной информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства, что позволяет Правительству России прогнозировать возможные кассовые разрывы при исполнении бюджета.

– Возможность эффективного управления средствами федерального бюджета.

– Сокращение необходимости в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках.

– Увеличение скорости расчета в государственном секторе.

В отсутствии ЕКС финансирование начинается с момента движения средств по счетам Федерального казначейства. Но от принятия распорядителями средств федерального бюджета решения по финансированию до момента кассового расхода, производимого со счетов органов Казначейства на основании платежных документов конкретного бюджетополучателя, проходит достаточно много времени. Все это время "связанные" средства находятся на остатках по счетам Федерального казначейства.

Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства призвана радикально изменить данную систему. В соответствии с этой концепцией счета бюджетополучателей подкрепляются реальными ресурсами тогда, когда необходимо фактически производить кассовый расход, т.е. когда в орган Казначейства поступает из учреждения платежный документ на списание средств с его лицевого счета в оплату обязательств, принятых данным учреждением в соответствии с Законом о бюджете.

В результате введения ЕКС у Правительства РФ появилась реальная возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. При этом сократилась необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутреннем и внешнем рынках, что в конечном счете ведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга. По мере того, как будет увеличиваться скорость расчетов в государственном секторе, будет решена и проблема неплатежей.

Все перечисленные преимущества, которые появились с введением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создали реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.

Федеральным казначейством проводится мониторинг состояния единого казначейского счета. С этой целью организованы и ведутся:

– прогнозирование и анализ данных о зачислении и списании средств федерального бюджета по счетам системы органов Федерального казначейства в целом и с детализацией по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов;

– прогнозирование и анализ данных об остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства в рублях и иностранной валюте, а также на счетах территориальных органов Федерального казначейства в рублях;

– анализ данных о необходимом подкреплении счетов территориальных органов Федерального казначейства;

– анализ данных о потребности в иностранной валюте;

– расчет прогноза кассовых операций по единому казначейскому счету;

– подготовка оперативной и аналитической информации о состоянии счетов системы органов Федерального казначейства.

Будущее развитие процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета совместно с совершенствованием финансового прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета направлено на достижение цели управления ликвидностью единого счета бюджета.

Будущее развитие процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета совместно с совершенствованием финансового прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета направлено на достижение цели управления ликвидностью единого счета бюджета.

Начиная с 2006 г. основные усилия в этом направлении направляются на разработку и реализацию концепции управления ликвидностью единого счета бюджета. Целью этой концепции является создание условий более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на мобилизацию финансовых ресурсов и оптимизацию потоков движения средств на едином счете бюджета. Также предусматривается определить направления дальнейшего совершенствования технологии единого счета бюджета и мероприятия по внедрению процедур управления кассовыми средствами бюджета.

Региональный опыт функционирования казначейской системы

История создания Саратовского казначейства естественным образом совпадает с процессом образования казначейской системы Российского государства. В 1781 г. в Саратовской губернии образованы Казенная палата и Губернское Казначейство. Одновременно появились и некоторые уездные Казначейства: Аткарское, Петровское, Саратовское, Хвалынское.

В XIX в. деятельность Саратовского казначейства существенно преобразилась в связи с реформами и изменениями, проводимыми в финансовом устройстве государства Российского. С 1880 г. действуют уездные Казначейства, как самостоятельные учреждения, получившие новый статус и занимающие специальные помещения или целые здания. Наступивший ХХ в. стал для Казначейства Российской империи и Саратовской губернии вершиной их деятельности. Показательно то, что в губернском центре, крупнейшей базе казначейских операций, ежедневно обслуживалось более 700 человек.

В конце XIX – в начале XX вв. совершенствовалась структура казначейств. Увеличение объема работ, возрастание численности клиентов привели к необходимости постройки специально спроектированного здания. На пересечении улиц Вольской и Б. Кострижной (ул. Сакко и Ванцетти) в 1910 г. построено здание Казначейства и Казенной палаты.

Здание Казначейства и Казенной палаты в 1910 г.

Казначейство и казначейская система РФ

С октября 1917 года по 1995 год казначейства как системы в Саратовской области не существовало.

Возрождение системы федерального казначейства в области началось в 1995 г. с момента организации на территории области Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области и его отделений.

Здание Управления Федерального казначейства сегодня

Казначейство и казначейская система РФ

В мае 1995 года Саратовским казначейством начато выполнение первых функций по исполнению федерального бюджета и обслуживанию бюджетополучателей. С февраля 1996 года органами федерального казначейства начато осуществление учета и распределения федеральных регулирующих налогов и финансирование расходов федерального бюджета за счет доходов, собираемых на территории Саратовской области.

С апреля 1999 года начато казначейское обслуживание бюджета Саратовской области по доходам и несколько позже – бюджетов муниципальных образований. Применение современных технологий – основа работы Саратовского казначейства по исполнению бюджетов всех уровней:

– в 2000 году реализован проект "Клиент федерального казначейства", позволивший исключить ручной ввод платежных документов специалистами казначейства, автоматизировать функции предварительного и логического контроля реквизитов платежных документов клиентов, ускорить процесс проведения электронных расчетов клиентов;

– с 1 января 2001 года в полном объеме централизованы доходные и расходные счета федерального бюджета;

– в 2002 году реализовано автоматизированное формирование Сводного мемориального ордера и главной книги Управления;

– в 2003 году реализован проект "Централизация бухгалтерского учета по исполнению расходов федерального бюджета на уровне Управления";

– в 2004 году внедрена в режиме эксперимента технология кассового обслуживания получателей бюджетных средств в режиме "удаленного рабочего места";

– в 2005 году отделения включены в систему электронных расчетов Банка России через ведомственную телекоммуникационную сеть органов Федерального казначейства.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 1 декабря 2004 года № 703 "О Федеральном казначействе" Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальные органы реорганизованы в Федеральное казначейство, которому придан статус Федеральной службы и переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Сегодня в области работает Управление Федерального казначейства и 39 его территориальных отделений, сформированных по административно – территориальному принципу. Положение об Управлении Федерального казначейства по Саратовской области представлено в приложении 2. Саратовское казначейство в полном объеме:

– выполняет возложенные на него функции по исполнению федерального бюджета, не допуская сбоев в обслуживании,

– проводит единую государственную бюджетную политику на территории Саратовской области,

– содействует эффективному управлению доходами и расходами федерального бюджета, осуществляет кассовое обслуживание областного бюджета и учет доходов консолидированного бюджета области,

– осуществляет контроль за поступлением, целевым использованием государственных средств,

– является центром Федерального казначейства по отработке новых технологий.

В 2007 году исполняется 15 лет со дня возрождения казначейства в России. За эти годы оно прошло сложный путь развития. Изменялись функции и направления деятельности, но основным приоритетом было, есть и остается совершенствование казначейских технологий по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Выводы

Казначейство – это опора государства в обеспечении исполнения бюджета. Федеральное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов РФ. И оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимался Государственный банк СССР и его звенья.

Вплоть до Октябрьской революции деятельность казначейства была неразрывно связана с Министерством финансов. А в середине 20-х годов прошлого века все функции казначейства были переданы Госбанку. И с этого времени в стране установилась банковская система исполнения бюджета. Слово "казначей" и "казначейство" исчезли из обихода финансовой системы. В 1991 году в стране произошли коренные изменения, которые нашли свое отражение в переходе к бюджетной системе. Правительство утратило контроль за исполнением бюджета страны, а международный опыт и история государственных финансов в данной ситуации подсказывали только одно верное решение проблемы – создание казначейской системы исполнения бюджета. И 8 декабря 1992 года был подписан Указ президента РФ №1556 "О Федеральном казначействе", в котором обозначились основные задачи вновь создаваемой структуры.

Одним из преимуществ казначейской системы исполнения федерального бюджета является то, что за счет изменения схемы финансирование сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины "существенно укреплен предшествующий и текущий контроль за исполнением средств федерального бюджета.

Расширение объемов финансирования расходов через систему федерального казначейства, поставило под жесткий и ежедневный государственный контроль движение и целевое использование федеральных средств. Повысило их управляемость и защищенность.

В условиях кризиса банковской системы, казначейство, аккумулируя средства федерального бюджета на своих счетах, выступает гарантом защиты этих средств от возможных последствий.

Сегодня можно констатировать: создание казначейства не было самоцелью, а стало необходимым шагом в образовании экономического института государственного управления, при помощи которого и можно было навести порядок в государственных финансах. Оглядываясь назад и оценивая все то, что сделано для становления казначейской системы, можно с абсолютной уверенностью заявить: несмотря на огромные организационные трудности казначейская система доказала свое безальтернативное право на существование.

Существование Федерального казначейства и место, занимаемое им в финансовой системе РФ, подтверждает, что порядок в системе государственных финансов наводится не громкими заявлениями или объявлениями масштабных мероприятий, а посредством кропотливой работы, которая большинству граждан даже незаметна. Важно отметить, что, выполняя эту работу, казначейство создает Минфину и правительству надежную информационную базу для принятия управленческих решений в области финансов.

Сказанное не означает, что решены все проблемы, что работа казначейской системы свободна от недостатков и исчерпан запас ее функционального развития. Но для серьезного экономического института государственного управления 17 лет это очень мало чтобы навести идеальный порядок. Поэтому Федеральное казначейство только набирает свои обороты по четкому оперативному и корректному исполнению бюджета. Наиболее полно реализовать намеченные планы позволит совершенствование законодательства о казначейской системе исполнения бюджета. Безусловно одно: казначейская система исполнения бюджета – основа развития бюджетных экономических отношений в России на перспективу.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. ФЗ РФ от 28.12.2004 № 182-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства".

4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.11.2006 № 669, от 24.04.2008 № 301, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 № 127)

Учебники и монографии

5. Бюджетная система Российской Федерации. / Под. ред. М.В.Романовского. – М.: Вильямс, 2008.

6. Витогранн С.И. Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2007.

7. Деньги, кредит, банки. / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

8. Дробозин Л.А. Финансы. – М..: ЮНИТИ, 2007.

9. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006.

10. Лушина С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Экономистъ, 2008.

11. Малахова Н. Г. Деньги. Кредит. Банки. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008.

12. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Издательство РАГС, 2008.

13. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2008.

14. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-н/Д: Март, 2007.

15. Соловьев А.К. Финансовая система России. М.: Финансы и статистика, 2005.

16. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки. – М.: Книжный дом, 2005.

17. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / РАН; под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2007.

18. Щегорцов В. А., Таран В. А. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Периодические издания

19. Краснов Ю. К. Правовые и организационные основы формирования казначейской системы // Финансы и кредит. – 2005. – N 12. – С. 33-35.

20. Немировская Е.А. Стратегия развития казначейской системы в России // Финансы и кредит. – 2008. – № 4. – С. 48-49.

21. Пансков В.Г. Проблемы решаются. Проблемы остаются // Налоговый вестник. – 2005. – № 1. – С.: 18-20.

22. Рябинин А.В., Калашникова Л.М., Фирсаева Т.С. Эффективность казначейской системы // Вопросы экономики. – 2007. – №10. – С. 34-38.

23. Яковлев А. Модернизация российской финансовой системы // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – С. 24-34.