Категории воля и представление в философии Шопенгауэра

Категории воля и представление в философии Шопенгауэра.

Статьи по теме
Искать по теме

Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она восстает, бросает вызов классической философской традиции, критикуя узость и односторонность рационализма, его неспособность дать ответы на вопросы, которые ставит жизнь в процессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической философии происходит радикальное изменение философской проблематики, пересмотр проблемы смысла человеческого существования, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению.

Одновременно с оформлением учения позднего Шеллинга появилась система Артура Шопенгауэра. Не вдаваясь в детали и отрываясь от общего историко-философского контекста, А. Шопенгауэра можно рассматривать в качестве основоположника иррационального видения мира.

Имя и произведения немецкого философа Артура Шопенгауэра совсем не есть что-то случайное и мало известное. В России они приобрели популярность в трех последних десятилетиях XIX в., а в годы после поражения революции 1905 – 1907 гг. стали прямо-таки притягательными. За перевод сочинений Шопенгауэра на русский язык одно время взялся, например, известный поэт Афанасий Фет, которого привлекли к себе шопенгауэровский приговор бездушному прозябанию в жизни и вера философа в величие возвышенного искусства. Высоко ценили шопенгауэровскую критику тревоги земного существования Лев Толстой, философ Владимир Соловьев и поэт Вячеслав Иванов. В наши дни интерес к творчеству Шопенгауэра возродился вновь в значительных размерах.

1. Биография Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр родился в вольном городе Данциге (Гданьске) 22 февраля 1788 года. Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747 – 1805), довольно состоятельный купец, принадлежал к весьма почтенному семейству, несколько поколений которого своей успешной коммерческой деятельностью и добропорядочностью завоевали прочное общественное положение и высокую репутацию. Сын горячо любил отца, считая себя наследником светлых черт его характера, и до конца своих дней испытывал чувство благодарности по отношению к нему за "редкое счастье свободы и независимости", обеспеченное отцовским состоянием, позволившим "образовать, развить свои способности и употребить их по назначению ".

Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова и мать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимуще ственно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она позкомила его с Гете, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гете Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат "О зрении и цветах (Farben)" (опубликован в 1816 г.), не совпадающий по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гете.

В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Геттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Геттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем), а в Берлине – Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он самостоятельно с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук.

Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд "Мир как воля и представление".

Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчетливостью и увлеченностью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" (второе издание относится к 1847 г.). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 г. он завершает ее полное изложение в книге "Мир как воля и представление". Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время еще и не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки.

В этом же, 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. Университетский курс читался им в 1826 – 1832 гг., но его посещало менее десятка слушателей.

Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который читал свои лекции в те же самые часы, которые Шопенгауэр назначил вполне преднамеренно и для своего курса. Не помогло молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 г. эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше к преподавательской деятельности не возвращался.

В 1859 г. появилось третье издание "Мира как воли и представления", а в следующем году – третье издание "Двух основных проблем этики". Но 21 сентября 1861 г. автора этих сочинений не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии.

2. "Воля" и "представление" в философии А.Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр выступил против рационалистического понимания мира и человека. Он представил мир как процесс вечного становления, в котором нет упорядоченности, закономерности и господствует случайность. Единственное, что объединяет бесчисленные проявления бытия – стремление к самоутверждению. Деятельность людей не является разумной. Интеллект, согласно Шопенгауэру несамостоятелен, он – лишь орудие воли к жизни как ногти и зубы зверя.

Основное сочинение А. Шопенгауэра – "Мир как воля и представление". В качестве первоосновы всего сущего философ рассматривает волю, которая есть "абсолютно-свободное хотение ",скрытая сущность мира. Она сродни человеческой воле, но как бы "опрокинута на весь мир". В этом смысле "мир есть воля".

Абсолютная воля едина, но она может объективироваться, т.е. проявляться во множестве частных феноменов – неживой природе, мире растений и животных, мире человека. При переходе от одного уровня объективации к другому абсолютная воля приобретает всё более индивидуальные особенности. Вершиной её реализации – представления человека.

Таким образом, мир, в котором живет человек, не является объективной реальностью. Это иллюзорный воображаемый мир представлений. Для каждого он субъективен, т.к. определяется индивидуальными свойствами личности. " Никто не может вылезти из своей индивидуальности ". Однако и то же событие для меланхолика трагично, для флегматика – незначительно, для сангвиника – интересный конфликт. "Каждый ютится в своем сознании, как в своей шкуре, и живет непосредственно только в нём".

Артур Шопенгауэр выступил против рационалистического понимания мира и человека. Он представил мир как процесс вечного становления, в котором нет упорядоченности, закономерности и господствует случайность. Единственное, что объединяет бесчисленные проявления бытия – стремление к самоутверждению. Деятельность людей не является разумной. Интеллект, согласно Шопенгауэру несамостоятелен, он – лишь орудие воли к жизни как ногти и зубы зверя.

Основное сочинение А. Шопенгауэра – "Мир как воля и представление". В качестве первоосновы всего сущего философ рассматривает волю, которая есть "абсолютно-свободное хотение ",скрытая сущность мира. Она сродни человеческой воле, но как бы "опрокинута на весь мир". В этом смысле "мир есть воля".

Абсолютная воля едина, но она может объективироваться, т.е. проявляться во множестве частных феноменов – неживой природе, мире растений и животных, мире человека. При переходе от одного уровня объективации к другому абсолютная воля приобретает всё более индивидуальные особенности. Вершиной её реализации – представления человека.

Таким образом, мир, в котором живет человек, не является объективной реальностью. Это иллюзорный воображаемый мир представлений. Для каждого он субъективен, т.к. определяется индивидуальными свойствами личности. " Никто не может вылезти из своей индивидуальности ". Однако и то же событие для меланхолика трагично, для флегматика – незначительно, для сангвиника – интересный конфликт. "Каждый ютится в своем сознании, как в своей шкуре, и живет непосредственно только в нём ".

Шопенгауэр говорит: "Если мы хотим приписать физическому миру...наибольшую известную нам реальность, то мы должны придать ему ту реальность, какой для каждого является его тело: ибо последнее для каждого есть самое реальное. Но если мы подвергнем анализу реальность этого тела и его действий, то, помимо того, что оно есть наше представление, мы не найдем в нем ничего другого, кроме воли: этим исчерпывается вся его реальность. Таким образом, мы нигде не можем найти другой реальности для физического мира. Если, следовательно, физический мир должен быть чем-то большим, нежели просто наше представление, то мы должны сказать, что он, кроме представления, т. е. в себе и по своему внутреннему существу, является тем, что мы в самих себе находим непосредственно как волю ".

Но не расширяет ли неправомерно понятие воли такая его трактовка? Нет, считает Шопенгауэр. Он, правда, признает, что в его интерпретации "понятие воли получает больший объем, чем оно имело до сих пор", но тут – что, по его мнению, отнюдь не предполагает неправомерного сведения всех других разновидностей детерминации к воле человека. Шопенгауэр поясняет: если сказать, что сила, влекущая камень к земле, по своему существу -- воля, "то этому суждению не будут приписывать нелепого смысла, будто камень движется по сознательному мотиву, ибо воля проявляется в человеке именно так"; нам следует "самые простые и обычные движения неорганических тел, совершающиеся... по причинам, научиться... понимать в их внутренней сущности из моего собственного движения по мотивам ".

Критикуя идею разумности человеческого существования и необоснованность претензий на отыскание вечных истин, А. Шопенгауэр устанавливает пределы рационализма, заявляет о его неспособности проникнуть в сущность сложных глубинных явлений посредством логики. Сложным явлением Шопенгауэр считал человека и его внутренний мир. Уделяя большое внимание рассмотрению опыта действительного человека, он показал, что большая часть человеческих поступков совершается вопреки доводам разума и поэтому По-ступки человека аффективны, мистичны, их невозможно объяснить. Не только поступки, но и рождение, и вся жизнь человека также неразумны. В качестве обоснования данной идеи А.Шопенгауэр обращается к культуре, которая всегда воспевала безумие и страсти человеческие, а не разум и не рассудок. Так обнаружил он мир бессознательного и стал его исследовать.

Утверждая идею вечности философии и ее гения-вдохновителя – смерть, А.Шопенгауэр отметил тесную связь философии с искусством, её независимость от науки и социального фона, провозгласил волю единственной реальностью, корнем всего существующего, сердцем мира из которого все вырастает и служит ей. Так А.Шопенгауэр разрушил иллюзию и предрассудок о рациональности западного мира, доказал, что разумность западного человека, в отличии от восточного, очередной европейский миф. С колыбели европейская мысль всегда содержала как рациональный, так и иррациональный моменты в себе, только в разной пропорции.

Парадоксальность философии А.Шопенгауэра заключается в том, что, несмотря на своё собственное заключение о непознаваемости "мировой воли" как "вещи в себе" ни рассудком, ни разумом, он всё же хотел её познать.

Специфика философии Шопенгауэра определяется его представлением о человеке, сущность которого зависит не от разума, а от воли. "В силу своей воли человек есть то, что он есть, и его характер составляет в нём его коренное начало". Благодаря познанию себя самого человек узнаёт свой характер. Познание есть качество воли. Единственное преимущество человека перед животным это возможность выбора. А.Шопенгауэр подчеркивает, что связь человека с миром строится на алчности, страхе, зависти и гневе, и мир, в котором живёт человек – это обитель страданий, поэтому Шопенгауэр считал, что Данте для своего ада весь материал нашёл в земной жизни, где для рая нет места. Эти положения позволяют обозначить ещё одну существенную черту философии Шопенгауэра – пессимизм вселенского характера, противопоставленный " ура – оптимизму" рационализма. И это в то время, когда идеал прогресса был всеобщим, когда еще не было потрясений, разрушивших его впоследствии, когда почти все считали, что они идут вперед во всех сферах общественной жизни. Именно в это время Шопенгауэр, современник Гегеля, совершенно сознательно назначает и читает лекции в одно и тоже время, что и Гегель, и в этих лекциях дает философское обоснование пессимизма.

3. "Путь" в философии Шопенгауэра в свете понимания "воли"

Высшая степень познания сущего по Шопенгауэру состоит в осознании бесцельности человеческого существования. Освященный этим знанием индивид перестает стремиться, а становится просто пассивным наблюдателем текущей вокруг него жизни. Не правда ли, очень похоже на просветление у буддистов. Что ж, это еще раз демонстрирует нам, откуда растут корни шопенгауэрской философии. Восточная философия была мало популярна в Европе в 19 веке и за распространение идей буддизма и вед Шопенгауэру следует сказать огромное спасибо. Может именно благодаря ему многие европейцы стали мечтать о нирване. Но в одночасье нирваны не достичь, и философ, стремясь объяснить это читателю, сооружает-таки этическую надстройку над своей системой, вступая при этом в противоречие со своей же философией. При прочтении "Мира как воли и представления" с должным вниманием, несмотря на обилие уклонов и зигзагов, основная идея вырисовывается достаточно ясно до тех пор, пока Шопенгауэр не пытается ввести этику в четвертой книге. И, хотя философ постоянно настаивает на том, что отвечает на вопрос "что", но основным вопросом читателя будет "ну и что теперь делать?". И так как жизнь есть движение, то даже к осознанию бессмысленности движения надо двигаться.

Шопенгауэр, поэтому, разворачивает свои мысли в двух направлениях. В "Мире..." он продолжает теоретически рассуждать о поведении разума, как высшей ступени познания, а в "Афоризмах житейской мудрости", отступая от своих принципов, о чем честно предупреждает еще во введении, приводит систематизированный "учебник жизни".

"Афоризмы житейской мудрости" начинаются, да и пропитаны насквозь одной главной идеей, вынесенной в эпиграф цитатой из Шамфора: "Счастье есть вещь нелегкая. Его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти в другом месте". Подобные цитаты из самых разнообразных источников приводятся довольно часто, подчеркивая образованность автора... Книгу свою Шопенгауэр открывает классификацией благ человеческой жизни. Говоря о благах, нельзя не отметить, что определения их постоянно вызывали споры среди философов, Шопенгауэр дал простое и изящное определение – благо есть то, к чему в данный момент стремится воля. Здесь важно отметить, что именно в данный момент, так как через мгновение мотив превращается в квиетив, и то что было благом, начинает отталкивать. Блага же людские Шопенгауэр делит на три категории: что есть индивид, что он имеет и чем представляется. Ключевым понятием (выведенным еще в "О свободе воли") философ считает неспособность индивида изменить что-либо по своему усмотрению. Воля предполагается несвободной. Поэтому за подлинные блага Шопенгауэр принимает те, что относятся к первой категории – что человек есть сам по себе. Именно эти блага всегда получают приоритет: здоровье перед богатством, душевный покой перед мнением окружающих и так далее. Поэтому приветствуется всякое жертвование внешними благами (второй и третьей категориями) перед благами внутренними. "Афоризмы... " носят в большей мере этический характер, чем "Мир...", поэтому в первом труде мы обнаруживаем именно упор на освобождение от общественных благ, а во втором нам рисуется картина уже полного освобождения от всякого рода стремлений. Прочитав "Афоризмы...", рука сама тянется поставить "блага" в кавычки, так как Шопенгауэр очень четко и едко показывает всю подноготную тех "жизненных достижений", которые так манят к себе человека в жизни вообще и в обществе в частности. Слава, честь, богатство, семья – все это ничто перед внутренним наполнением индивида. Много раз автор повторяет мысль, что человек, которому достаточно внутреннего богатства, не будет искать его извне, а духовно бедный человек, напротив будет стремиться к внешнему удовольствию всякого рода, в то время как внутри он останется таким же несчастным.

Таким образом, самым правильным путем к познанию себя Шопенгауэр называет уединение, к которому он и призывает на страницах "Афоризмов житейской мудрости". Уединение, отказ от контактов с обществом, путешествий и так далее – необходимый фактор в познании сущности мира и философ настаивает на приучении к одиночеству с юношеских лет, хотя признает, что истинное наслаждение одиночество начинает приносить лишь в зрелом возрасте и в старости. С этим трудно не согласится. Для того, чтобы насладиться плодом, надо дать ему войти в сок – и чтобы понять, кто же ты есть на самом деле, надо позволять раскрыться своему характеру.

Подробно, страница за страницей, Шопенгауэр развенчивает ценность богатства, чести, славы, признавая в качестве высшего правила житейской мудрости аристотелевское "рассудительный ищет свободы от страдания, а не того, что доставляет удовольствие". Шопенгауэр провозглашает характер счастья как отрицательный, то есть состоящий в отказе от всякого рода наслаждений. "Счастье – есть удовлетворение какого-нибудь желания. Желание – то есть лишение, есть предварительное условия всякого наслаждения. Таким образом, удовлетворение или счастье никогда не может быть чем-нибудь иным, кроме освобождения от горести и от нужды..." И вторую половину книги, по мере возможности, рекомендует нам поведение, которое должно привести к подлинному душевному спокойствию.

В главной своей книге он делает упор на несколько другой аспект познания сущности мира. Рассматривая волю как нечто стремящееся, Шопенгауэр характеризует проявление ее действия зависимым от сочетания мотивов и квиетивов, при различном сочетании которых воля может либо утверждать себя, либо отрицать. Утверждение воли есть само хотение, беспрерывное и не нарушаемое никаким познанием. Отрицание же наступает, чаще всего, когда мотив становится квиетивом в процессе утверждения. Попробую пояснить это на примере. Когда мы испытываем жажду, вода является для нас весьма сильным мотивом, и мы отрицаем все остальное для достижения ее. Утолив жажду, мы уже смотрим на воду с безразличием, а выпив литра два кряду мы переводим воду в разряд квиетивов, так как от одного только ее вида нас уже тошнит. При этом вода не менялась, а менялась лишь наше отношение к ней в зависимости от мотивации.

Таким грядущим квиетивом для воли как таковой Шопенгауэр называет познание. Познание "...дает возможность отвергнуть хотение, найти искупление в свободе, одолеть и уничтожить мир..." Любопытно, что самоубийство в качестве способа уничтожения хотения Шопенгауэр не принимает, объясняя это тем, что самоубийца отрицает не волю к жизни как таковую. Напротив. Он хочет жить. И утверждение воли к жизни в нем настолько велико, что он решается на отрицание существующей вокруг него действительности. Но человек обладает разумом, этой высшей ступенью познания, а познание дает возможность отринуть хотение. Начало такого отрицания Шопенгауэр рисует в следующем переходе: осознание единства всего сущего – сочувствие к ближнему как к самому себе – добродетель как проявление сочувствия – аскетизм как последняя, высшая стадия добродетели. Здесь можно, кроме очевидной аналогии с житиями православных святых, провести параллель со стадиями любви, приведенными Платоном в "Пире".

Аскетизм выражается в добровольной и намеренной нищете, наступающей вследствие раздачи имущества для облегчения чужих страданий и служащей для намеренного умерщвления воли. Мало того, аскет не только должен отказываться от всего, что ему приятно. Напротив, он должен делать все, что ему неприятно, дабы тем самым волю максимально придушить. Также как духовную волю, он умерщвляет и свое тело. Ведь тело это тоже проявление вечной воли. То есть наш герой мало ест, не моется, не бреется и не лечит болячки. Когда же смерть простирает к нему свои сухие длани, он радостно ступает в ее объятья с чувством выполненного долга. Ибо со смертью кончается мир, кончается страдание.

Шопенгауэр указывает, что уничтожение воли к жизни не есть придуманная им самим философская байка. Оно, в различных вариантах, является основой самых разных философских и религиозных течений. Мне нет нужды приводить здесь примеры. Каждый знакомый с историей философии справится с этой задачей самостоятельно. Такое единодушие показывает нам что данная точка зрения по меньшей мере близка к истине, раз ее высказывали в разное время и в разных местах лучшие умы мира.

Одним из первых шагов в умерщвлении воли, Шопенгауэр видит в подавлении полового инстинкта. Описание этой стороны человеческой жизни он приводит как в "Афоризмах...", так и в "Мире...". В "Афоризмах житейской мудрости" Шопенгауэр показывает половую честь, как проявление социального сговора мужчин и женщин соответственно. Женский пол, говорит он, требует от мужчин буквально всего, что ему желательно и нужно; мужчины же требуют от женщин прежде всего и непосредственно только одного. Поэтому надо было так устроится, чтобы мужской пол получал от женского это одно лишь в случае, если он возьмет на себя заботу обо всем остальном, в том числе и о родившихся детях. Я не цитирую далее, но уже и этого достаточно, чтобы показать, что такое устройство мира есть феномен проявления всемирной воли в социальных отношениях между индивидами.

Выводы

Стойкая неприязнь к немецкой классической философии и ее критика, за исключением И. Канта, явились основанием философского миросозерцания А. Шопенгауэра, в котором в полной мере отразились такие черты иррационализма как отказ от классической академической философии, отрицание существования истинного знания, замена логического мышления мифологией, а также отказ от конструирования разумом новых ценностей.

Философия А. Шопенгауэра это философия аскета, поглощенного собственным одиночеством. Одиночество – центральная проблема в философии А. Шопенгауэра, одиночество рассматривается как социальный феномен обладающий как положительными свойствами, так и отрицательными. Однако, основная задача для Шопенгауэра состояла в том, чтобы перевести философию из области абстрактно-систематической в практическую, сделать ее полезной для человека.

По мнению А. Шопенгауэра мир обнаруживается нами и как воля и как представление. Мир как представление – это объективированная воля, существенной чертой которого является отсутствие свободы, поэтому человек – раб своей воли, т.к. служит не себе, ни своим интересам, а воле. Воля заставляет человека жить, каким бы жалким не было человеческое существование.

"Мировая воля" представлена как некий импульс, сила, энергия свободная и не от чего не зависящая. Особенный интерес в шопенгауэрской концепции воли представляет собой идея о том, что "мир как представление", т.е. субъективная человеческая воля или объективированная воля имеет причину своего существования, как и все в природе. Причиной субъективной воли является характер человека, который передается каждому человеку генетическим путем. Так А. Шопенгауэр заложил основу для будущей науки – характерологии.

Литература

1. История философии. Под ред. В. П. Кохановского. "Феникс". Ростов-на-Дону, 2001

2. Кэнский Сергей Л.Очерк по философии Шопенгауэра

3. Философия. Учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филтова. М., 1996.

4. Шопенгауэр А. Сборник произведений / Пер. с нем.; Вступ. ст. и прим. И.С. Нарского; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: 000 "Попурри", 1999 C

5. Шопенгауэр А. Собр. Соч в 5-ти томах. Том 1. Мир как воля и представление. Сост., вступ. ст.,прим., А.А. Чанышева. Пер. Ю.И.Айхенвальда под ред. Ю.Н.Попова. М.: "Московский клуб", 1992

6. Abendroth W. Arthur Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1978.