Качество товарной продукции

Качество товарной продукции

Статьи по теме
Искать по теме

Основные понятия в области качества: продукция, свойство продукции, качество продукции, показатели качества продукции, уровень качества.

Продукция – вещественный результат народнохозяйственной деятельности, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей. Видами продукции являются изделия и продукты. К изделиям относятся машины, оборудование, пищевые продукты, швейные изделия и так далее. К продуктам относится сырье, например, топливо, зерно, овощи, живой скот.

Свойство продукции – это ее объективная особенность, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции делятся на простые и сложные. Простыми свойствами продукции являются масса, емкость, скорость. Примером сложного свойства может служить показатель надежности, который характеризуется совокупностью простых свойств, таких как долговечность, ремонтопригодность, безотказность и др. Применительно к пищевым продуктам сложным свойством является внешний вид (товарный вид), который, в свою очередь, определяется такими простыми, как состояние поверхности, цвет, форма.

Стандартное определение качества продукции дано в ГОСТ 15.467-79.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Из этой формулировки следует:

- не все свойства продукции входят в понятие "качество";

- качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции;

- удовлетворение потребности должно происходить в точном соответствии с назначением данного вида продукции. Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество продукции рассматривается как совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования.

Качество продукции – категория историческая. По мере роста масштабов и уровня развития производительных сил становится возможным удовлетворять более высокие требования потребителей в продукции определенного назначения, используя новейшие достижения науки и техники и снижая величину затрат для обеспечения определенного качества продукции.

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции. Каждый вид продукции характеризует свой перечень показателей качества, зависящий от назначения продукции. Показатели качества могут выражаться в различных единицах (килограмм, процент, балл и так далее).

Различают показатели единичные, комплексные, интегральные, базовые, относительные, обобщенные.

Единичный показатель характеризует одно из свойств продукции.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Он связан с единичными показателями:

- функциональной зависимостью (например, насыпная масса муки как комплексный показатель определяется через произведение простых – объема и плотности);

- коэффициентами весомости при отсутствии функциональной зависимости (например, при органолептической оценке товарного вида через единичные показатели: запах, вкус, цвет и другие).

Коэффициенты весомости устанавливаются экспертными методами.

Интегральный показатель – разновидность комплексного, определяет оптимальную совокупность свойств продукции с экономической точки зрения. Он отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и потребление или эксплуатацию.

Базовый – это показатель качества продукции, принятый за основу при ее сравнительной оценке. В зависимости от цели оценки, как базовые значения можно использовать:

- показатели качества, содержащиеся в нормативных документах на продукцию (текущее качество);

- показатели качества перспективных образцов, найденные теоретическим или опытным путем (опережающее качество);

- показатели качества зарубежных аналогов;

- показатели качества, достигнутые в некотором предыдущем периоде.

Недопустимо считать базовыми морально устаревшие образцы продукции; образцы, не прошедшие научной проработки; использование в одном образце сочетаний наилучших показателей, реально недостижимых.

Относительный – это отношение показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя, выражаемое в безразмерных единицах или процентах. Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении показателей качества с базовыми значениями, определяет уровень качества.

Обобщенный – безразмерный показатель, формально характеризующий качество на основании учета всех единичных свойств. Определяется по результатам построения квалиметрической модели качества.

Оценка уровня качества продукции.

Оценка уровня качества продукции является обязательным элементом любой системы управления качеством. В общем виде она состоит из следующих этапов:

- выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности;

- выбор и разработка методов определения значений показателей качества;

- выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

- выбор метода оценки уровня качества.