Изменение срока уплаты налога

Изменение срока уплаты налога.

Статьи по теме
Искать по теме

В соответствии с п. 1 ст. 63 НК РФ принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов входит в компетенцию следующих органов.

По федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Исключение составляют случаи, предусмотренные п.п. 3-5 данного пункта и п. 2 ст. 63.

По региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 3 ст. 63.

По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы.

По государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные по законодательству Российской Федерации о государственной пошлине принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины.

По единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, то сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2 ст. 63 НК РФ).

Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации; местные бюджеты - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований (п. 3 ст. 63 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ):

причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации);

перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации).

В зависимости от оснований отсрочка или рассрочка предоставляется с начислением процентов за пользование бюджетными средствами или без начисления (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Приказом Минфина России от 30.09.99 г. № 64-н утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. В соответствии с п. 9 этого Порядка в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки в обязательном порядке представляются следующие документы:

- заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки;

- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ;

- справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

- обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;

- копия устава (положения) организации;

- баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

- документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.

В зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный бюджет, устанавливается представление ряда дополнительных документов. Например, при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога при обращении о предоставлении отсрочки или рассрочки налогоплательщиком представляются:

- пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанных сумм;

- сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения;

- сведения об отсрочках, рассрочках, предоставленных при угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога в региональный и местный бюджеты;

- документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным органом.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 6 ст. 64 НК РФ). Согласно пп. 1 и 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ). Другими словами, если вопреки, например, требованию п. 3 ст. 101 НК РФ налоговые органы в принятом решении не отразили обстоятельства совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, суд может самостоятельно установить такие обстоятельства, что неоднократно отмечал президиум ВАС РФ. Так, в постановлении президиума ВАС РФ от 27.11.01 г. № 9986/00 указано, что суд обязан при наложении санкций учитывать обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие его ответственность.

Отметим также два очень важных обстоятельства. Во-первых, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются также и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны как смягчающие ответственность, таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.

Во-вторых, п. 3 ст. 114 НК РФ установлен минимальный предел снижения налоговой санкции, который может быть увеличен по решению суда.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 25.

2. Положение по бухгалтерскому учету 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

3. Брызгалин А. В. "Налог на прибыль организаций в 2006 году", Москва, Налоги и финансы, 2006

4. Дмитриева Н. Г. "Налоги и налогообложение", г. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

5. Мурзин И. С., Писцов Г. П. "Налог на прибыль организаций", Москва, Налог - инфо, 2005

6. Окунева Л. П. "Налоги и налогообложение в России", Москва, Финстатинформ, 2006

7. Пансков В.Г. "Налоги и налогообложение в РФ", Москва, Книжный мир, 2004

8. Тарасова Т. П. "Налоги и налогообложение", Санкт-Петербург, Кнорус, 2007

9. Ходов Л. Г. "Налоги и налогообложение", Москва, Форум-Инфа, 2004

10. Худолеев В. В. "Налоги и налогообложение", Москва, Форум-Инфра-М, 2005

11. Черник Д. Г. "Налоги: учебное пособие", 2005