Издержки производства в краткосрочном периоде

Издержки производства в краткосрочном периоде.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность издержек производства в краткосрочном периоде

На современном этапе развития конкурентных отношений, когда предприятия применяют современные технологии, более экономичное и производительное оборудование, совершенствуют организацию управления предприятиями, получение прибыли посредством увеличения цен становится проблематичным. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка, в частности, посредством улучшения качества производимой продукции, развития гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставления дополнительных услуг. Управление издержками в целях формирования их оптимальной структуры, а также снижения их величины (при условии сохранения качества выпускаемой продукции) позволяет снизить цены на продукцию, что при прочих равных условиях дает предприятию возможность сохранить или даже укрепить свои позиции на рынке.

Организация эффективного управления издержками в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий. Управление издержками – неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

В экономической литературе и практической деятельности хозяйствующих субъектов применяются такие понятия, как "издержки", "расходы", "издержки", причем в практической деятельности нередко не делается разницы между этими терминами.

Понятие "издержки" чаще всего применяется в экономической теории. Экономическая теория изучает издержки как экономическую категорию, их поведение на различных этапах жизненного цикла предприятия. Изучение издержек основывается на принципе "ограниченные ресурсы – неограниченные потребности", т.е. на факте редкости ресурсов и наличия большого числа альтернативных направлений их использования. Кроме того, в экономической теории издержки рассматриваются в двух аспектах: на макроуровне (национальная экономика) и на микроуровне (отдельные компании).

Экономические издержки – все платежи предприятия, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать в пределах данного направления деятельности ресурсы, к которым относятся труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Разделяют внешние и внутренние платежи за ресурсы.

Внешние (явные, бухгалтерские) издержки – платежи за внешние ресурсы, не являющиеся собственностью компании (например, поставщикам за сырье и материалы, наемным работникам – за труд).

Внутренние (неявные, вмененные, имплицитные) издержки – альтернативные издержки самого предпринимателя, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, платежи за собственные и самостоятельно используемые ресурсы (например, труд владельца, если он работает в данной компании; стоимость земли или оборудования, принадлежащие владельцу компании и используемые в деятельности компании, а также предпринимательские способности владельца компании). Внутренние издержки включают также так называемую нормальную прибыль, т.е. нормальное вознаграждение предпринимателю за выполнение им предпринимательских функций. Нормальная прибыль представляет собой достаточное для предпринимателя вознаграждение, чтобы он оставался в пределах данного направления деятельности данной компании.

Издержки, которые фирма несет при производстве того или иного объема продукции зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от технологии и, от того, какие именно ресурсы применяются и в каком количестве.

Сказанное позволяет различить в зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы. Краткосрочный – тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей – через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке. Долговременный период – такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени (например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Как уже видно из сказанного, в течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем присоединения переменных ресурсов к фиксированным мощностям. К примеру, на небольшом предприятии по производству велосипедов при постоянном количестве оборудования владелец может нанять больше рабочих для его обслуживания. Чтобы принять решение о том, сколько людей нанять, он должен знать, как возрастет количество выпускаемых изделий по мере увеличения числа работников.

В самом общем виде динамику объема производства, связанную со все более интенсивным использованием фиксированных мощностей, описывает так называемый закон убывающей отдачи, или закон убывающего предельного продукта. Согласно этому закону, последовательное присоединение добавочных единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) начиная с определенного момента приводит к уменьшению добавочного, или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменного ресурса. Это означает, что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование, будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет происходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего.

Для того чтобы лучше понять этот закон, стоит привести пример. Предположим, что на фирме было занято только трое рабочих. По мере увеличения этого количества появляется возможность и дополнительной специализации, в результате снижаются потери времени при переходе от одной операции к другой, производственные мощности используются более полно. Таким образом, каждый добавочный рабочий вносит все больший вклад (дает все больший добавочный, или предельный продукт) в общий объем производства. Однако на определенном этапе занятых станет слишком много; рабочее пространство, производственное оборудование окажутся "перенаселенными". Пять человек сможет обслужить линию сборки лучше, чем три, но если рабочих станет десять, они начнут мешать друг другу. Им придется простаивать, чтобы воспользоваться тем или иным оборудованием. В итоге каждый добавочный рабочий будет вносить все меньший вклад в общий объем производства по сравнению со своим предшественником. Приведенный пример относится к обрабатывающей промышленности. Но та же закономерность обнаруживается, в частности, и в сельском хозяйстве, когда в качестве переменного ресурса берутся удобрения, а фиксированного – количество обрабатываемой земли. С внесением большего количества удобрений урожай будет увеличиваться, но с определенного момента прирост на каждую дополнительную внесенную тонну станет сокращаться. Более того, переизбыток удобрений чреват полной гибелью урожая.

Закон убывающей отдачи применим ко всем производственным процессам и ко всем переменным ресурсам, когда, по меньшей мере, один производственный фактор остается неизменным.

Взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и достигаемым объемом производства в натуральных показателях представляет собой важное ограничение деятельности фирмы, анализ которого, следовательно, должен, играть важную роль в управлении. Однако большинство деловых решений принимаются на основе не натуральных, а денежных показателей. Отсюда вытекает необходимость объединения данных о производстве, полученных на базе анализа закона убывающей отдачи, с данными о ценах на ресурсы. Такой подход позволяет определить динамику общих издержек производства различных объемов продукции и издержек в расчете на ее единицу.

Классификация издержек производства

Для издержек производства приняты различные группировки, которые используются в зависимости от целей управления, направлений учета и их контроля.

Независимо от экономического содержания издержек и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на издержки производства. По принципу зависимости от принимаемого решения издержки группируются на релевантные (издержки, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (издержки, которые не зависят от принимаемого решения).

Большая часть классификаций издержек связана с группировкой издержек на производство и реализацию продукции, однако предприятие также несет инвестиционные издержки, издержки на социально-культурные нужды и др.

По экономическому содержанию и целевому назначению принято выделять три группы издержек:

1) издержки, связанные с извлечением прибыли;

2) издержки, не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные издержки.

К первой группе относятся издержки на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, издержки на производство работ, оказание услуг, инвестиционные издержки. Ко второй группе – издержки на благотворительные и гуманитарные цели, а также издержки на социальные выплаты работникам. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней, платежи во внебюджетные фонды, издержки на создание обязательных резервов, штрафные санкции.

В зависимости от отношения к производственному процессу издержки на производство и реализацию делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные расходы), общехозяйственные (расходы на управление предприятием) и внепроизводственные, или коммерческие (расходы на реализацию продукции).

В российской практике бухгалтерского учета приняты две основные классификации издержек: группировка издержек для целей налогового учета и группировка издержек в учетных целях. Группировка издержек для целей налогового учета представляет собой деление на принимаемые для целей налогообложения и не принимаемые для целей налогообложения. Классификация издержек в учетных целях (по учетному признаку) представляет собой группировку издержек по двум признакам: по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Указанные виды группировки издержек являются объектом финансового учета.

В классификации по экономическим элементам выделяют пять основных групп:

материальные издержки;

издержки на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие издержки.

Элементы издержек представляют собой однородные по экономическому содержанию виды издержек, которые не подлежат дальнейшему разложению на составные части и исчисляются независимо от того, где произведены. Указанная группировка издержек позволяет определить величину издержек определенного вида в целом по предприятию за определенный период независимо от места их осуществления и вида продукции, на который они были использованы. Недостатком применения этой классификации издержек является то, что она не позволяет сформировать издержки на конкретный вид продукции, определить величину издержек, осуществляемых конкретными структурными подразделениями.

Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции и расчета издержек отдельных структурных подразделений применяется группировка издержек по статьям калькуляции. Статья калькуляции – это определенный вид издержек, образующих себестоимость.

Определение издержек по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет вычислить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. По статьям расходов издержки группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав калькуляционных статей зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Предприятия вправе самостоятельно устанавливать перечень статей калькуляции (статей издержек). В ряде отраслей разработаны соответствующие отраслевые инструкции и методики.

Основные статьи калькуляции:

сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);

вспомогательные материалы;

топливо на производственные нужды;

энергия на производственные нужды;

основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

отчисления на социальное страхование;

расходы на подготовку и освоение производства;

расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

цеховые расходы;

общезаводские расходы;

прочие производственные расходы;

внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Группировка издержек по калькуляционным статьям позволяет проводить подробный анализ издержек по их видам, контролировать их осуществление, определять плановую и фактическую себестоимости и рентабельность отдельных видов продукции.

В управленческом учете приняты различные группировки издержек, которые используются в зависимости от целей управления, направлений учета и контроля издержек.

Независимо от экономического содержания издержек и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на издержки. По принципу зависимости от принимаемого решения издержки группируются на релевантные (издержки, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (издержки, которые не зависят от принимаемого решения).

В соответствии с организационной структурой предприятия издержки группируются по местам возникновения издержек и учитываются в разрезе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов). Данная классификация позволяет анализировать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, контролировать осуществление издержек этими подразделениями.

В зависимости от изменения объема производства (продаж) издержки делятся на условно-переменные, условно-постоянные и смешанные.

Условно-переменные издержки зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства. Но исчисленные на единицу продукции условно-переменные издержки неизменны при любых изменениях объема производства.

Условно-постоянные издержки не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные издержки меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства возрастают.

Как правило, в составе смешанных издержек выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным издержкам соответственно.

На рис. 1 представлены графики изменения переменных, постоянных и суммарных издержек в зависимости от изменения объема производства.

Издержки производства в краткосрочном периоде

Рис. 1. Динамика изменения переменных, постоянных и суммарных издержек (издержки на весь объем производства)

На рис. 2 представлены графики изменения предельных издержек (издержек на единицу продукции) в зависимости от объема производства (продаж).

Издержки производства в краткосрочном периоде

Рис. 2. Динамика изменения предельных переменных и предельных

постоянных издержек

При делении издержек на переменные и постоянные следует иметь в виду, что расчеты производятся на релевантный период, т.е. постоянные издержки на весь объем и переменные издержки на единицу постоянны лишь в определенных пределах объема производства (продаж). Релевантным считается краткосрочный период (как правило, до одного года), для которого характерно определенное поведение постоянных и переменных издержек.

Если предприятие, например, расширяет свою деятельность посредством введения новых производственных мощностей или меняет ассортимент продукции, если меняются внешние факторы, определяющие величину издержек предприятия (например, меняются налоговые ставки или уровень арендной платы), то взаимосвязь "издержки – выручка-прибыль" также изменится. Этим обусловлены наименования издержек, в которых содержится термин "условно", т.е. только в релевантном периоде постоянные издержки на весь объем и переменные издержки на единицу продукции представляют фиксированные величины.

Классификация издержек на переменные и постоянные является основой операционного анализа. Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, издержек и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (CVP-анализ, маржинальный анализ). Операционный анализ – это основной инструмент оперативного планирования на предприятии, который позволяет изучать зависимость результатов деятельности от издержек, объема производства и цены. С помощью операционного анализа возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Он позволяет найти точку равновесия, так называемый критический объем продаж, или точку безубыточности – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным издержкам. Они представляют собой сумму постоянных и переменных издержек. Точка безубыточности – это ситуация, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. Продажи ниже точки безубыточности означают для предприятия потери, выше точки равновесия – прибыль.

Несмотря на то, что операционный анализ позволяет оценить степень влияния величины издержек и объема производства на показатели прибыли и определить уровень производственного риска, его применение в российской практике имеет ряд ограничений. Во-первых, предприятие должно либо производить один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции. Во-вторых, размер постоянных издержек и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение осуществления анализа. В-третьих, должна существовать возможность классификации издержек на переменные и постоянные по единому критерию. В-четвертых, объем производства должен быть равен объему продаж.

Классификация издержек в зависимости от объема производства лежит в основе метода калькулирования себестоимости (метод калькулирования Direct-costing). В соответствии с этим методом переменные издержки относятся на себестоимость конкретных видов продукции, а постоянные издержки в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции.

По степени однородности издержки классифицируют на одноэлементные и комплексные. Эта группировка тесно связана с классификацией издержек по экономическим элементам.

Одноэлементные издержки состоят из одного элемента издержек: например, амортизация основных средств производственного назначения, заработная плата основных производственных работников. Эти издержки не раскладываются на компоненты независимо от их целевого назначения, места и времени возникновения.

Комплексные издержки представляют собой многоэлементные издержки: например, содержание и ремонт основных средств (в состав этих издержек входят заработная плата работников, занятых содержанием и ремонтом основных средств, отчисления на социальные нужды, материальные издержки, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта, и пр.).

При применении на практике указанной классификации следует учитывать, что на ряде предприятий отдельные хозяйственные операции, связанные с использованием нескольких ресурсов (например, текущий ремонт производственного оборудования), производятся основными производственными работниками, издержки на оплату труда которым и соответствующие отчисления на социальные нужды включаются в одноэлементные статьи издержек ("Издержки на оплату труда основных производственных рабочих", "Отчисления на социальные нужды"). Предприятие вправе самостоятельно определить необходимость расчета полных издержек по указанным хозяйственным операциям. Если предприятию для целей планирования, анализа и контроля за осуществлением расходов важно формировать полные издержки по хозяйственным операциям, связанным с использованием нескольких ресурсов, то из одноэлементных издержек необходимо выделить долю издержек, включенных в состав комплексных издержек.

По способу отнесения на себестоимость продукции издержки подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы – это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти издержки могут быть отнесены на объект калькулирования в момент их осуществления. К указанным издержекам можно отнести издержки на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих.

Косвенные расходы – это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции, работы, услуги и обычно относятся к нескольким объектам издержек. К косвенным относятся, в частности, издержки на управление и обслуживание подразделений (если внутри подразделений производятся несколько видов продукции), на управление и обслуживание предприятия. Как правило, общая сумма косвенных издержек распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения (параметры распределения, драйверы). Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и ряда других факторов. Если предприятие производит монопродукт, то все издержки на его производство и реализацию будут прямыми.

Безусловно, чем больше доля прямых издержек в структуре всех расходов предприятия, тем точнее величина себестоимости конкретных видов продукции. Однако в современных условиях с развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации предприятий доля прямых издержек неизменно снижается. Поэтому приоритет в учете и управлении издержками приобретают такие вопросы, как правильное отнесение издержек на себестоимость, выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения и расчет полной себестоимости отдельных видов продукции.

В российской практике разделение издержек на прямые и косвенные очень распространено (метод калькулирования Absorption costing). Применение данной классификации позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, исчислить рентабельность отдельных видов продукции. Кроме того, показатель сформированной полной себестоимости применяется в ряде случаев в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу "полные издержки плюс норма прибыли (процент рентабельности)".

Использование данного метода калькулирования для расчета цен и анализа эффективности отдельных видов продукции и предприятия в целом имеет свои положительные и отрицательные стороны, подробная оценка которых требует отдельного изучения. Отметим несколько особенностей применения данной классификации и метода калькулирования полной себестоимости.

Чем сложнее организационная структура предприятия и шире ассортимент выпускаемой продукции, тем выше величина косвенных издержек, что предполагает многоуровневое распределение и применение нескольких коэффициентов распределения. Таким образом, усложнение организационной структуры предприятий, укрупнение предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняют структуру издержек в сторону увеличения доли косвенных издержек. Это является причиной неоднозначного отнесения издержек к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных издержек по их объектам, возникает проблема выбора экономически обоснованных метода и коэффициентов распределения косвенных издержек.

По связи с технологическим процессом издержки подразделяются на основные и накладные. Эту классификацию нередко смешивают с группировкой издержек по способу отнесения на себестоимость. Основные издержки – издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции. К данным издержкам относятся сырье и материалы, заработная плата основных производственных работников и общепроизводственного персонала, расходы по содержанию и ремонту основных средств производственного назначения и др. По сути, основные издержки представляют собой производственную себестоимость продукции. Накладные издержки – издержки, связанные с управлением предприятием и его обслуживанием в целом и реализацией продукции. В состав накладных издержек входят общехозяйственные и коммерческие расходы. Механизм распределения накладных расходов аналогичен механизму отнесения на себестоимость косвенных издержек (пропорционально выбранным коэффициентам распределения).

Кроме рассмотренных в настоящей статье наиболее распространенных группировок издержек можно указать на следующие:

в зависимости от возможности регулирования издержек – регулируемые и нерегулируемые;

по возможности контроля издержек со стороны субъектов управления – контролируемые и неконтролируемые;

по степени влияния на результаты принимаемых решений – производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные);

по периодичности возникновения – текущие и единовременные.

Заметим, что в условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода издержки могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно и требует немало времени и ресурсов, но это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.

Внедрение системы управления издержками связано со значительными проблемами, одной из которых является информационная. На многих предприятиях передача информации об израсходовании материалов, сырья, топлива и т.п. осуществляется несвоевременно, в неполном размере. Нарушение принципов полноты и своевременности предоставления данных о издержеках становится причиной формирования ошибочных показателей величины издержек и себестоимости, применения экономически не обоснованной классификации издержек, игнорирования факторов, влияющих на размер издержек. Однако соблюдение требования полноты и своевременности получения информации об издержках должно быть дополнено принципом достаточности. Сбор излишнего количества данных об издержках увеличивает расход времени и ресурсов на получение и обработку информации, осложняет информационную систему незначительными данными, изучение влияния которых может привести к неверным управленческим решениям.

Разработка и внедрение системы управления издержками начинаются с построения оптимальной организационной структуры, в которой распределены функции сбора информации о расходах, учета, контроля за осуществлением, анализа и планирования издержек, а также построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных о издержках. Выбор группировок издержек определяется управленческими задачами, однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что построение системы управления издержками должно основываться на принципе экономической эффективности и определения степени детализации издержек. Иными словами, эффект от внедрения данной системы должен значительно превышать издержки на его разработку и внедрение. Кроме того, применение различных классификаций в практической деятельности предприятий зачастую происходит в условиях формирования разрозненных управленческих задач, а не в единой системе управления предприятием.

Управление издержками эффективно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы. Применение различных группировок в процессе планирования, учета и анализа издержек позволяет решать различные задачи управления издержками, в частности определять наилучшие направления вложения средств, снижать непроизводительные издержки, формировать показатели себестоимости, выявлять возможные резервы снижения издержек, устанавливать минимально необходимый размер производства, уменьшать рыночные цены.

Влияние издержек производства на прибыль и пути их снижения

Руководителю производственного предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, издержек предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Методика анализа "издержки-объем-прибыль" является способом определения взаимосвязи между этими категориями. Данная методика является наиболее эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятия выявить оптимальные порции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя эту методику, могут дать более высокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Анализ соотношения "издержки-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его издержек и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Эту точку также называют критической, или мертвой, или точкой равновесия. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Наиболее простой и доступный – это графический метод, при котором уровень безубыточного объема производства определяется как точка, образованная пересечением линий объема производства и полной (состоящей из постоянных и переменных издержек) себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше – убыток.

Элементы взаимосвязи "издержки-объем-прибыль":

1) маржинальный доход;

2) порог рентабельности (точка безубыточности);

3) производственный леверидж;

4) маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными издержками предприятия.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции равна всем его совокупным издержкам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции.

Маржинальный запас прочности – фактическое отклонение выручки от реализации продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).

Необходимым условием применения методики анализа "издержки-объем-прибыль" является деление издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства, а переменные издержки изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки, предприятия в своей практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода.

Маржинальный запас прочности – величина, покрывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление издержек предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные издержки не зависят от объема производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли при различных объемах выпуска

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Как определить величину маржинального дохода:

1) из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные издержки, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общехозяйственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных издержек.

2) величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных издержек и прибыли предприятия.

Средней величиной маржинального дохода является разница между ценой продукции и средними переменными издержками. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Коэффициент маржинального дохода – доля маржинального дохода в выручке от реализации или доля среднего маржинального дохода в цене товара.

Методика анализа "издержки-объем-прибыль" позволяет отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит величине маржинального дохода. Это можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных издержек. На выбор модели поведения предприятия также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции. В использовании маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных с издержками и доходами предприятия.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только издержки. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть издержки, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточном объемом продаж продукции – зона безопасности (зона прибыли). Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Методику анализа "издержки-объем-прибыль" на практике называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют критической или мертвой, или точкой равновесия.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются методы:

1) графический;

2) уравнений;

3) маржинального дохода.

Графический метод нахождения точки безубыточности (рентабельности) сводится к построению графика "издержки-объем-прибыль". На график наносится линия постоянных издержек параллельно оси абсцисс. На оси абсцисс выбирается произвольно точка. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных издержек (постоянных и переменных). На графике строится прямая, отвечающая этому назначению.

Вновь выбирается точка на оси абсцисс, и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая, отвечающая этому назначению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям издержек и выручки.

В точке критического объема производства (точке безубыточности) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее – область (зона) прибыли. Для каждого значения (количества единиц продукции) нетто-прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных издержек. Слева от критической точки находится область (зона) убытков, образуемая в

Издержки производства в краткосрочном периоде

Рис. 3. Графический анализ взаимосвязи "издержки-объем-прибыль"

результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия по формуле "выручка – переменные издержки – постоянные издержки".

Метод уравнений можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние изменения структуры на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек к норме маржинального дохода.

Для анализа зависимости "издержки – объем – прибыль" используется формула

,

где – реализация в стоимостном выражении (выручка);

– суммарные переменные издержки;

– постоянные издержки;

– прибыль.

Критическую точку (точку безубыточности) можно представить также путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем дополнительные обозначения:

– объем реализации в натуральном выражении;

– критический объем продаж в натуральных единицах;

р – цена единицы продукции;

– переменные издержки на единицу продукции.

Таким образом,;.

В точке безубыточности прибыль равна нулю. То есть формула примет вид:

.

Преобразуя предыдущую формулу, имеем:

.

Продолжая аналитические расчеты, можно вычислить:

критический уровень постоянных издержек, для расчета которого используется исходная формула выручки при нулевой прибыли:

,

откуда:

;

критическую продажную цену, для чего используется формула:

;

уровень минимального маржинального дохода – маржинальный доход – это финансовый показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации (продажи) и величиной переменных издержек, связанных с суммой продаж (или минимальный уровень рентабельности как отношение маржинального дохода к выручке), если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки:

.

Логическим продолжением процесса нахождения точки безубыточности является планирование прибыли. Для определения объема реализации, при котором возможно получение необходимой прибыли, используется формула

,

где Прплан. – необходимая предприятию прибыль.

Формула маржинального дохода может быть использована для анализа ситуаций, когда деловую активность предприятия трудно или невозможно измерить в натуральных единицах и следует прибегать к стоимостным единицам. Очень часто это имеет место в сервисных организациях, производящих достаточно разнородные работы и услуги. В таких случаях практикуется расчет не точки безубыточности, а величины выручки, которую необходимо получить для покрытия издержек. При проведении расчета делается допущение, что все оказываемые организацией услуги имеют средний уровень маржинального дохода – МД ср. (в % к выручке). Исходя из этого, определяют критический уровень выручки:

Метод критического объема производства, или метод анализа "издержки – объем – прибыль" имеет большие возможности. С его помощью можно оценивать альтернативные варианты проведения ценовой, сбытовой, инновационной, политики и т.п. и получать новые прогнозные значения показателей финансовых результатов, исходя из предполагаемых изменений условий деятельности предприятий.

Сам по себе метод, как видно из его описания, довольно прост, но его практическое применение связано с некоторыми проблемами Например, деление издержек на постоянные и переменные требует другого подхода к учету издержек, о чем уже было сказано.

Объем производства показывается в расчетах в натуральных единицах измерения. Значит, надо приводить его к условной продукции, так как в реальных условиях предприятий, выпускающих один вид продукции, почти не бывает. Однако идеальных систем, идеальных методов не бывает, у каждого метода (системы) своп преимущества и недостатки.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек. С его помощью можно прогнозировать прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточности.

Условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на разделении издержек на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия, тем в большей степени изменяется прибыль по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж – показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении издержками и прибылью. В основе механизма производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия. Чем ниже удельный вес постоянных издержек в общей сумме издержек предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Проявление механизма производственного левериджа имеет особенности:

1) положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинального дохода для покрытия своих постоянных издержек. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные издержки независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных издержек, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных издержек будет являться дополнительной помехой на пути к достижению точки безубыточности;

2) по мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли;

3) механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия;

4) между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности;

5) эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные издержки предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных издержек, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных издержек предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных издержек могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными издержками следует иметь в виду, что их высокий уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные издержки в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

На каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения (при необходимости) суммы и удельного веса постоянных издержек. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг.

При управлении переменными издержками основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих издержек и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных издержек будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных издержек можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными издержками, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволят увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Дальнейшее реформирование бухгалтерского учета по пути гармонизации отечественного и зарубежного учета ставит перед практическими работниками и наукой, в числе прочих, задачу: изучить зарубежный опыт учета и анализа издержек производства, понять их особенности и, нивелируя негативное, использовать ценное, положительное.

Управление издержками производства и пути их снижения

Процесс управления издержками производства предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности, выявление и практическое использование резервов экономии издержек и снижения себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины издержек по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием, и в динамике.

Исходя из содержания понятия "управление" основными элементами управления издержками промышленного предприятия является прогнозирование и планирование, нормирование издержек, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Трудно переоценить то значение, которое имеет наличие информации об издержках для деятельности предприятия и результатов этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью продукции решают, где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления издержками производства является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления издержками и себестоимостью продукции.

1. Пути повышения конкурентоспособности:

- за счет экономии традиционных издержек можно произвести дополнительные издержки на повышение качества, внешнего вида и упаковки. Это позволяет ускорить процесс реализации;

- уменьшение себестоимости позволяет в определенных границах снижать цену и таким образом ускорять реализацию, снижать издержки на хранение;

- установление скидок для определенных категорий покупателей: сезонные, праздничные, при покупке крупных партий.

2. Прогнозирование:

- расчет величины достигаемого уровня издержек с целью определения путей развития производства и повышения его эффективности.

3. Планирование:

- расчет величины издержек на более короткий период времени с учетом организационного и технического уровня производства.

4. Нормирование издержек:

- определение оптимального размера издержек, необходимого для производства запланированных к выпуску изделий;

- учет фактических издержек и калькулирование себестоимости продукции.

5. Анализ:

- исследование поведения издержек, особенно вызванных отклонениями от нормального производственного процесса;

- сравнение фактических и плановых издержек для поиска резервов экономии издержек.

6 Регулирование:

- принятие управленческих решений и проведение их в жизнь.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения издержек является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве – трудовых и материальных.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия, фирмы приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре издержек на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения издержек на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов. Расчет можно вести по следующей примерной схеме (таблица 1).

Таблица 1

Издержки производства в краткосрочном периоде

Как видно из таблицы, оптимальное годовое число закупок в данном примере равно четырем, поскольку сумма издержек по складированию и обслуживанию закупок в этом случае является наименьшей.

Те же правила действуют и при определении оптимальной величины серии запускаемой продукции. При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут издержки на подготовку производства. Рассчитаем оптимальную величину серии запуска (таблица 2).

Таблица 2

Издержки производства в краткосрочном периоде

Из таблицы следует, что наиболее оптимальной величиной серии запуска является серия 2 по 4500 штук, в результате которой издержки по складированию готовой продукции и подготовке производства составляют минимальную величину – 11908 тыс. руб. в год.

Конечно, подобные расчеты нельзя считать достаточно объективными и точными, однако в определенном приближении их принять можно.

В сочетании с традиционными путями снижения издержек производства вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Итак, важнейшими путями снижения издержек производства является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, – трудовых и материальных.

Литература

1. Бородина Е.И. "Финансы предприятий": – Москва, изд-во "ЮНИТИ", 2005.

2. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятий: Учебник, М: Инфра–М, 2003.

3. Карпова Т.П. Управленческий учёт. – Москва, изд-во "Аудит", 2006.

4. Ковалёв А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы предприятий, М: Инфра–М, 2001.

5. Курс экономической теории: учебник – Киров: "АСА", 2003.

6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Экономика предприятий. М: Вита-пресс, 2000.

7. Мамедов О.Ю. "Современная экономика": – Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 2001.

8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Мутнян А.В., Оконников И.М., Пантелеев Е.А. "Микроэкономика", книга 1:- Ижевск, изд-во "странник", 2003.

10. Николаева С.А. Управленческий учет. . – "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

11. Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. – "Бератор-Пресс", 2002 г.

12. Салимжанов И.К. "Цены и ценообразование", Москва, изд-во ЗАО "Финстатинформ" – ЗАО "КноРус", 2004.

13. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедрический центр "Маркетинг", 2004.

14. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. для ср. проф. образования / Под. общ. ред. М.В. Мельник; Финансовая акад. при Правительстве РФ. – М.: Экономистъ, 2004.

15. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – Москва, изд-во "ДИС", 2002.

16. Современная экономика. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 2005.

17. Управление предприятием и анализ его деятельности: Учеб. пособие: В 2 ч. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Ч. 2 / Г.В. Савилов, К.А. Анущенкова, О.В.Долматова и др.,; Под ред. В.Н.Титаева.

18. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. для ср. проф. образования / Под. общ. ред. М.В. Мельник; Финансовая акад. при Правительстве РФ. – М.: Экономистъ, 2004.

19. Хрипач В.Я., Сума Г.З. Экономика предприятий – 2-е изд., М: Экономпресс, 2001.

20. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль // "Российский экономический журнал", №3, 2003

21. Платонова Н. Затраты и их классификация // "Финансовая газета", № 34, 35, август 2005 г.

22. Хоружий Л.И. Управленческий учет затрат // "Аудиторские ведомости", № 4, апрель 2005 г.