Историческое сознание

Историческое сознание.

Статьи по теме
Искать по теме

Положительным моментом второй точки зрения является то, что оно помогает осознать актуальность исторического сознания. Но данное определение не позволяет выявить его онтологическую сущность. Поэтому наиболее обоснованным, на наш взгляд, является изучение объекта исторического сознания через призму отношений преемственности, складывающихся в процессе производства духовной и материальной жизни. Данная трактовка объекта исторического сознания помогает объяснить его всеобъемлющий характер, связь с другими формами общественного сознания.

Для более полного постижения сущности исторического сознания в работе предпринимается попытка проследить связь этого понятия с понятием "социальная память" общества. Социальная память, сохраняющая материализованный в предметной и духовной сферах мир прошлого, представляет собой сложное социокультурное образование. В связи с этим историческое сознание является составляющей социальной памяти, одним из ее элементов. Функционирование социальной памяти проявляется в двух направлениях: как накопление (создание актуально действующим поколением того культурного багажа, который должен быть передан потомкам и усвоен ими), так и воспроизведение последующими поколениями этого культурного багажа, созданного предшественниками. Накопление и усвоение социальной памяти – это материальный, объективный, от воли и сознания людей не зависящий процесс в рамках единого исторического субъекта. Данная историческая связь поколении изменяющейся во времени конкретной социальной общности отражается в сознании индивидов, входящих в эту общность, тем специфичным способом, который фиксируется понятием "историческое сознание общества". Материальность исторической связи превращается в субъективную духовную активность индивидов исторического сознания. Это сознание обладает надиндивидуальным, точнее, надиндивиду-ально-индивидуальным статусом существования, то есть является общезначимым для всех индивидов, включенных в процесс непрерывного развития конкретного общества, общественно выработанным способом их мышления.

В целях определения сущности, содержания исторического сознания в работе исследуется вопрос о субъектах исторического сознания. Понятие "субъект" конкретизирует понятие "сознание". Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Именно субъект наделен сознанием, ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями. Соглашаясь с положением, признающим субъектами данного феномена как отдельного индивида, так и различные социальные группы, следует, по мнению автора, обратить особое внимание на наличие взаимосвязи между объектом и субъектом исторического сознания. Познание исторического объекта есть самопознание, самосознание, так как социальная реальность, ее законы и структура в обществе существуют через деятельность людей. Автор отмечает, что как индивид, так и общество в целом, являясь субъектами исторического сознания, оказывают активное воздействие на объект исторического сознания – социальное прошлое. То, что воспроизводится субъектом в социальной памяти, как правило, имеет прямое отношение к задачам, выдвигаемым современной практикой. Прошлое выступает как некая система ценностей, т.е. предметов, имеющих какую-либо (положительную или отрицательную) значимость в реализации субъективных устремлений.

Разграничение двух уровней исторического сознания позволяет понять, с одной стороны, эволюцию данного духовного феномена, с другой – объяснить его многообразие в современных условиях. Взаимодействие исторического познания и исторического знания определяет имманентный механизм существования исторического сознания в целом, действие которого автор раскрывает, анализируя историческое объяснение и историческое понимание.

Историческое объяснение, являясь одной из теоретических форм исторического познания, прямо ориентировано на получение нового знания. Вместе с тем историческое объяснение само всецело основывается на исторических знаниях, функционирует на их основе и при их посредстве. Историческое объяснение нацелено на открытие всеобщей системы причинно-следственных связей. Объектом объясняющего исторического познания выступает история в ракурсе "всеобщности", единства.

Возникая в качестве фундаментальной прагматической установки, историческое объяснение приобретает впоследствии свое адекватное мировоззренческое дополнение, наделяя человека способностью ориентироваться в историческом времени и социальном пространстве.

Наряду с историческим объяснением, по мнению автора, раскрыть сущность исторического сознания помогает понятие "историческое понимание". Понимание представляет собой элемент исторического познания, предполагающий реальное владение познавательными смыслами. Вследствие этого историческое понимание связано с более глубоким проникновением в объект, с большей непосредственной доступностью знания субъекту. Историческое понимание, являясь духовной стороной бытия человека-в-мире, позволяет ему пережить и осмыслить меняющуюся и непреходящую уникальность окружающего мира. Целью понимающего познания становится история в ее "единичности", множественности, т. е. в ракурсе культурного свое- и многообразия. Если историческое объяснение формирует, главным образом, рациональную часть содержания исторического сознания, то историческое понимание, целью которого является также получение нового исторического знания, становится в то же время основой чувственного, эмоционального аспекта исторического сознания.

Историческое знание как способ существования исторического сознания является таковым лишь в такой мере, в какой оно актуализировано, понято, стало достоянием людей в качестве их осмысленного представления о сущности и содержании исторического движения. Историческое сознание как феномен общественного сознания формируется путем распространения в массовом сознании добытых исторической наукой знаний-результатов специализированного познания истории. Историческое познание как процесс познавательного освоения действительности и историческое знание как результат этого процесса являются элементами структуры исторического сознания в целом.

2. Формы исторического сознания

Самой древней формой исторического сознания (самой первой ступенью становления исторического сознания) является мифология. Она выступает прообразом как философского, так и исторического мышления. Мифология фиксирует и передает определенную традицию, систему верований, свойственную данной социально-этнической группе. В философской литературе основной функцией мифа определяется этиологическая функция – попытка объяснить какое-либо реальное явление в окружающей человека среде (А.Ф.Лосев, А.И.Ракитов). Следствием этого становится обращение человека к категории "время". "Мифологическое время" обладает рядом специфических черт: резкое разграничение прошлых мифологических событий и настоящего времени, отсутствие проблемы начала или конца времени. Мифологическое время не течет линейно из прошлого в будущее, оно либо не движется, либо вращается по кругу. Сознание первобытного человека не ориентировано на восприятие изменений, оно склонно находить старое в новом, поэтому будущее для него неотличимо от прежде бывшего. Подобно времени воспринимается в мифологии пространство: мифологическая Вселенная замкнута, она ограничена видимым небесным сводом.

Несмотря на неподвижность или цикличность времени в мифологии, замкнутость пространства, отсутствие фактографического и прагматического историзма, архаическое сознание обладало своим мифологическим историческим протосо-знанием, в котором можно выделить примитивное историческое познание и историческое знание. В мифах присутствует и аксиологический аспект – интерес к прошлому продиктован стремлением выделить стандарты поведения, нормы нравственности.

Мифология возникла на довольно поздней стадии развития первобытнообщинного строя. Вместе с усовершенствованием средств труда, развитием материального производства, разложением родового строя идет процесс осознания себя в качестве субъекта исторической практики, общественного существа. Историческое сознание данного "нового" человека находит свое выражение в легендах, эпических произведениях.

Эпос можно считать первой формой выражения и передачи исторического сознания. К числу эпических (то есть повествовательных) произведений, отражающих формирование исторического сознания на Руси, можно отнести исторические предания, исторические песни, былины. Выполняя свою основную функцию, – фиксирование и хранение в памяти народа наиболее значимых моментов истории, – эпические произведения становились элементом общественного сознания, общественной идеологии. В своих образах они отражали коллективные взгляды на явления исторического прошлого, выражали чувства и мысли народа о своем прошлом.

Характеризуя эпос в целом, его отличие от мифологии, автор отмечает, что как форма исторического сознания он является источником информации об общественно-исторической жизни народа. Эпическое время делится на прошлое и настоящее; здесь же присутствует мечта народа о светлом будущем. В эпосе сохраняется цикличность мифологии: человек – лишь звено в цепи поколении, сменяющих друг друга, но мало отличающихся друг от друга. Тем не менее именно в эпосе впервые появляется субъект истории, его герой.

Дальнейшее становление исторического сознания происходит в рамках религии. Возникновение религии свидетельствует о коренном изменении сознания человека, а следовательно, и познания истории, его цели и методов. Исторический факт в христианстве рассматривается только как земной символ. Определенную структуру приобретает историческое время: до рождения Христа и после него. Христианство "распрямляет", "растягивает" время, создает связь времен (А.Я.Гуревич). Признавая развитие и изменение, христианский историзм подчеркивает, что это развитие не безгранично, оно не может привести к неожиданным, непредусмотренным заранее результатам, так как подлинным творцом мировой истории является Бог.

На Руси формой исторического сознания, содержащей христианское видение истории, выступают летописи. Идея исторического сознания – прошлое живет в настоящем – составляла существенный момент социально-философских систем многих мыслителей Киевской Руси (митрополита Иллариона, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора). Несомненно, первые летописи, посвященные событиям IX–X столетий, были связаны с устным народным творчеством, его поэтическими жанрами. По мере того как летописец переходит от повествования о событиях давно минувших лет к недавнему прошлому, материал летописи становится более исторически точным, строго фактическим и официальным.

Специфика русского летописания как формы исторического сознания состоит в оценке исторического прошлого с позиций монументального историзма (Д.С.Лихачев). Основные цели и методы отражения прошлого в летописях соответствовали христианскому видению истории. В то же время русские летописцы отмечали, что история дает моральный урок настоящему и будущему, и примером "старых" князей они желают "исправить нынешних".

Коренные изменения в содержании исторического сознания на Руси происходят в период Предвозрождения ( термин Д.С.Лихачева), в XIV–XV вв. На смену статичному восприятию мира приходит осознание неповторимости эпох, событий, личности. Новый всплеск интереса к национальной истории (XVII в.) приводит к оформлению новой формы исторического сознания – художественного образа. Специфичность способа отражения художественным образом содержания исторического сознания состоит в использовании метода исторических аналогий, сравнений с современностью, вымысла. Вместе с тем действующие лица литературных произведений XI – начала XVII в. были историческими или претендовали на историчность.

Становление нового исторического мышления в начале XIX в., признание закономерности процесса развития человечества, понимание исторической преемственности оказали влияние на художественное отражение социальных процессов. В литературе получает распространение новое историческое и национальное мышление.

Несмотря на имманентную художественному образу субъективность и идеализацию, данная форма исторического сознания олицетворяет симпатии или антипатии не только автора, но и в определенной степени общества, т.е. исторического субъекта в целом. Главное значение художественного образа, по мнению автора, состоит в воздействии формирования исторического сознания читателей, познающих и переживающих историческое прошлое своей страны и, таким образом, осознающих преемственную связь поколений.

Содержание исторического сознания включает в себя не только осознание связи прошлого и настоящего. Использование категорий "время", "развитие" подразумевает обращение социального субъекта к будущему. В связи с этим автор определяет в качестве формы исторического сознания социально-утопические идеи и произведения.

Своеобразие данной формы исторического сознания проявляется в том, что, с одной стороны, утопия порывает с прошлым, создает идеал будущего, радикально противоположного настоящему, но, с другой – неразрывно связана с прошлым, так как возникает, основываясь именно на его критике. Противоречива и трактовка теории прогресса: совершенствование человечества не имеет предела, но, с другой стороны, в утопических произведениях содержится конечная цель истории – идеальное общество. Время в утопии не является чем-то непрерывным, его можно разделить на хорошее и плохое, противопоставить эти части друг другу.

Анализируя утопию как форму исторического сознания, автор отмечает, что, несмотря на очевидную ненаучность ее исторического познания и исторического знания, значение утопии заключается в ее влиянии на историческое сознание социального субъекта, общественное сознание в целом. Утопическая идея, дающая критическую оценку прошлому и содержащая проект изменения настоящего (исходя из данного прошлого), получившая распространение среди значительной части социального субъекта, может быть рассмотрена как форма исторического сознания.

Высшая стадия в развитии исторического сознания представлена научно-теоретической концепцией. Основу ее структуры составляет ряд фундаментальных идей – это ядро концепции. Опираясь на них, автор развивает производные идеи и приходит к определенным выводам. Элементами концепции являются также законы и понятия. Научно-теоретическая концепция возникает на основе умозаключений и выводов, полученных на уровне эмпирического описания, которые являются как бы точкой отсчета при дальнейшем развитии знания, при переходе его на более высокий уровень абстрактности, обобщенности и организации. Таким образом, специфика научно-теоретической концепции как формы исторического сознания обусловлена прежде всего уровнем исторического познания, содержанием и объемом накопленного исторического знания.

Если рассматривать сложившиеся в философии истории концепции (Гегеля, Маркса, Тойнби, Ясперса и др.), то напрашивается следующий вывод: все они стремятся показать схему возникновения и развития человеческого общества, основные этапы его истории, единство и многообразие исторического процесса. Предметом изучения некоторых из них, например, исторического материализма, выступают всеобщие законы и движущие силы истории общества, рассматриваемые через призму их целостности, противоречивости и взаимозависимости. В концепциях исследуется направленность исторического процесса.

Значение научно-теоретической концепции как формы исторического сознания заключается в раскрытии сущности исторических явлений и процессов, механизма преемственности, ценности исторического прошлого, в попытке обнаружить смысл истории.

Литература

1. Гольденберг М.Л. Историческая память на перекрестках локальной истории Вестник КГУ 2007

2. Каменская Рината Александровна Историческое сознание автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Волгоград - 1999

3. Лооне Э.Н. Современная философия истории М.: Вече 1999

4. Ракитов А.И.Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Лениздат 1982.

5. Зеленов М.В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории.