Источники аграрного права в России

Источники аграрного права в России.

Статьи по теме
Искать по теме

Источники аграрного права

Прежде, чем рассматривать источники аграрного права следует остановиться на общем понятии аграрного права. В научной литературе высказываются различные точки зрения по поводу того, является ли аграрное право самостоятельной отраслью права. Большинство ученых считают аграрное право самостоятельной отраслью права, или это подотрасль права. Носит ли данная отрасль комплексный характер? В российском праве выделяют такие ведущие отрасли права, как административное, государственное (конституционное), гражданское, уголовное право. К частному праву относят семейное право, трудовое право, гражданское право. По мнению многих специалистов – правоведов, необходимо выделять вторичные правовые образования, то есть комплексные отрасли права. Целесообразно выделять аграрное право как систему норм права, которые регулируют земельные, трудовые, организационно – управленческие и имущественные отношения. Эти все виды отношений в сфере производной сельскохозяйственной деятельности называют аграрными отношениями. В 1970 – х гг в юридической науке дискутировался вопрос о необходимости выделения такой отрасли. В тот период эта отрасль называлась сельскохозяйственным правом. Аграрное право является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве Российской Федерации, в процессе преобразования сельскохозяйственной деятельности. Аграрное право соотносится с комплексными отраслями права.

Аграрное право выделяется как комплексная отрасль права и в нее входят:

1) наличие предмета правового регулирования. Это необходимое основание для разграничения норм права по отраслям. Следует вспомнить, что нормы права – это правила поведения, возведенные в закон и санкционированные принудительной силой государства. Аграрное право регулирует общественные отношения. Они требуют особого правового регулирования. Возникает необходимость регулировать отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

2) методы и принципы правового регулирования;

3) существование необходимого нормативного материала. Возникает необходимость наличия собственных источников (аграрного законодательства). Эти источники не входят ни в одну их основных отраслей российского права;

4) аграрная политика государства является составной частью экономической политики РФ. Если не изменить систему хозяйствования, то невозможно осуществить преобразования в сельском хозяйстве. Аграрная политика субъективно способствует развитию данной отрасли права.

Можно сделать вывод, что право является нормой и эта норма уже предписана к выполнению. Оно выражает меру человеческой свободы, а также гарантируется государством и охраняется им от нарушений. Нормы права закрепляются с помощью источников права. А источники права – это то, с помощью чего практика руководствуется в решении юридических дел.

В юриспруденции есть различные виды источников права это: нормативный акт, договор, правовой обычай, судебный прецедент, религиозные тексты, общие принципы, идеи и доктрины.

Обычай был известен в еще Древне Римской империи. Римские юристы указывали на два признака которые характеризовали обычай: давнее применение, молчаливое согласие общества. В Древнерусском государстве существовал памятник раннефеодального права – Русская Правда. Она представляла собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Гражданский кодекс РФ в статье 5 предусматривает обычаи делового оборота. Это сложившаяся в области предпринимательской деятельности правило поведения. Это правило поведения должно широко применятся и должно быть зафиксировано в каком либо нормативно правовом акте или документе. Правовые обычаи складываются как правило поведения в течении продолжительного времени. Государство считает и признает правовой обычай в качестве общеобязательных правил поведения.

Идеи и доктрины представляют собой мнения ведущих правоведов юристов. Эти мнения участвуют в процессе создания права. Они должны находить свой отклик и фиксацию в законодательстве.

К религиозным текстам относится священная книга мусульман Коран- это собрание речей, высказываний и заповедей Аллаха. Сунна – другая священная книга мусульман содержит описание жизни пророка Мухаммеда. В Российской Федерации каждый вправе исповедовать религию, какую он хочет. Необходимо учесть большой процент граждан исповедующих Ислам на территории Российской Федерации и ее субьектах у аграрного права тоже есть свои источники. Под источниками аграрного права понимается итоги правотворчества государственных органов как внешнее волеизъявление народа, закрепленный в унифицированной и дифференцированных нормативно – правовых актов, а также локальных актов, сельскохозяйственных товаропроизводителей регулирующих аграрные отношения, которые складываются в процессе сельскохозяйственного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Изучая нормативные акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством.

Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права.

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. В законодательстве существуют комплексные отрасли, включающие нормы разных отраслей права. Например, законодательство о здравоохранении, о науке, о культуре. К ним относится и аграрное законодательство. Аграрное законодательство представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня – законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций соответствующих министерств и ведомств, регулирующих отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства. Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:

1) государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;

2) правовой статус сельскохозяйственных формирований – обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств;

3) договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же – все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно – правовых актах;

4) отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Есть еще некоторые вопросы: культура, быт, благоустройство в сельском хозяйстве; сельскохозяйственное переселение; подсобные промыслы.

Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно – климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Поэтому выделение аграрных отношений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования носит объективный характер. Существуют особенности сельского хозяйства. Важнейшей отраслью экономики является аграрное право.

В чем же заключаются особенности общественных отношений в сельском хозяйстве? Аграрные правоотношения не следует относить к предмету какой-либо отрасли права. Данный вид отношений регулируется разными отраслями права. Все эти отрасли взаимодействуют между собой.

Российское аграрное право следует рассматривать как науку, как отрасль права, как отрасль законодательства и как учебную дисциплину, изучаемую в юридических вузах и факультетах. В связи с проводимыми в РФ аграрными реформами, повышением качества сельскохозяйственной продукции, с проблемой импорто – замещения следует обращать особое внимание на правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности. Важно изучать практику, эволюцию, аграрные законы мирового сообщества. Существует определенная специфика аграрных правоотношений. Они складываются во всех отраслях права, они взаимосвязаны. Поэтому их необходимо рассматривать как комплексное целостное образование.

Понятие и особенности источников аграрного права, их классификация

Источник права – это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. По мнению большинства ученых, источники аграрного права классифицируются следующим образом. В аграрно – правовой доктрине, распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность – многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Особенность делегированного правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно – правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно – правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу.

2. Федеральные конституционные законы, которые комментируют большинство положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть "указным законодательством", а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Основную задачу в управлении земельных отношений выполняют нормативно – правовые акты РФ и акты местного характера. Основной характеристикой таких актов – это их территориальная принадлежность.

В научной и учебной литературе по теории государства и право не дано единого определения понятия "источник права", так – же как и нет единого общепринятого определения понятия "государство" и "право". Источник права – это форма выражения правовых норм. Источник права рассматривается иногда, как форма познания права. В теории государства и права некоторые авторы выделяют 4 вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.

Правовой обычай – правило поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Он признается источником права, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением.

Судебный прецедент заключается в предание нормативного характера решений суда по конкретному делу.

Нормативный акт – это доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы;

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации;

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

"В данный момент в России еще не так распространена практика использования источников права. Хотя эта практика уже применяется во многих странах мира. К ним относятся принципы права, договоренности и т.д.".

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно – правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно – правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Подразделения государства указывают в нормативном акте, как необходимо вести себя, т.е. прописывают нормы.

Заинтересованность политики выступает основным источником в выведении права норм в отдельное русло, усиливающих земельный бизнес".

Аграрное право имеет определенную специфику в сфере регулирования отношений, обусловленную довольно таки неразвитой системой, которая является таковой из – за своей не систематизированной и плохой кодификации существующих норм и законов. Это в свою очередь выявляет необходимость создания унифицированного аграрного права. Также особенностью аграрного права является наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих нормы не только аграрного права, но и иные отрасли права. Для аграрного права отличительной особенностью является также и наличие объемного числа норм рекомендательного и организационного характера.

Российская аграрно – правовая наука изучает законодательную деятельность российского государства в различных аспектах. Они определяют принципы правотворческой деятельности, рассматривая нормативно-правовые акты как выражение и результат этой деятельности. Аграрная наука изучает эффективность законодательной деятельности. В сфере ее изучения находится отражение характерных правовых актов государственных органов, законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Вопрос исследования источников российского права, в том числе закона – является одним из аспектов этой важной проблемы.

Следует учитывать, что наличие источников правового регулирования является одним из критериев, наряду с особым предметом правового регулирования, методом правового регулирования и объективной заинтересованностью государства в регулировании аграрных отношений.

Эти параметры разграничивают нормы права по отдельным самостоятельным отраслям права. Одной из ведущих отраслей является аграрное право.

Помимо всего изложенного можно сказать, что существует дополнительная информационная база по этому вопросу. Необходимо учесть федеративное устройство Российской Федерации и проанализировать все составляющие источники аграрного права.

Законодательство субъектов РФ по вопросу, связанному с аграрными отношениями, обширно. Поэтому следует ограничиться законодательством.

Аграрное право понимается как выражение народной воли через государственный аппарат, отражающаяся в виде систематизированных норм права определенных государственных организаций.

Система источников аграрного права

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования. Одна из них – традиционная область аграрных отношений. Она образуется в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при возделывании земельных участков, производстве продукции растениеводства и животноводства.

Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве. Она переплетается с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства. Это основополагающий момент. В настоящее время важно развивать агропромышленный комплекс защищать права сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данные факторы влияют на становление правоотношений, связанных с аграрным сектором. Важно подобрать нужные механизмы регулирования по взаимодействию города и деревни, представляется необходимым обеспечить государственную поддержку улучшения продовольственной безопасности РФ. Государство выбрало нужную стратегию экономического регулирования сельскохозяйственного производства как основы агропромышленного комплекса. В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране закреплена частная собственность, муниципальная, государственная и иные формы собственности. В связи с этим важно определить на законодательном уровне закрепление земельных участков в частную собственность. Граждане и юридические лица могут иметь в частной собственности земельный участок который должен отвечать общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство акцентирует внимание на таком праве, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.

Ключи земельного права выражаются в прописанных нормах земельного кодекса.

Множество критериев земельного права утверждаются нормативно – правовымы актами. Это является основным источником во взаимоотношении между социумом и выполнением хозяйственной работы. В этих актах прописывается, как должны выполняться те или иные условия. Нормы аграрного права отличаются комплексным характером.

Нормативные правовые акты государства по способу их создания делятся на акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве акты санкционированного и делегированного правотворчества выполняют функцию основного источника права.

Санкционированная деятельность – многообразная юридическая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

"Посмотрим на особенности права. Правительство страны передает выполнение земельным компаниям и людям, которые приобретают землю в частную собственность с целью выполнения работ по выращиванию сельхоз продукции. Хотя при всем при этом, правительство страны постоянно отслеживает, как все работает".

Исследующие теорию знают, что она состоит из множества элементов, которые относятся к нормативно-правовым актам.

Рассмотрим вопрос, связанный с уровнями системы правовых актов по аграрному праву. Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. К ним относятся:

1. Международные договоры. Они содержат нормы земельного права и аграрного права. (ст. 4 ЗК РФ). "В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора".

Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ в случае, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. Например, "Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал" (подписан в г. Лаппеенранта 27 мая 2010 г., вступил в силу 17 февраля 2012 г. и действует в течение 50 лет с даты его вступления в силу).

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, поскольку в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

Любой может написать жалобу в государственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.) В Российской Федерации определены гарантии прав коренных малочисленных народов. В РФ действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Данные отношения регулируются и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

2. Конституция Российской Федерации – главный источник для всех отраслей российского права от 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Юридическая сила – это способность нормативного акта регулировать общественные отношения.

Никакие подзаконные акты не могут вступать в противоречие Конституции РФ. В противном случае они будут отменены.

Разделение основ и функций указывается в Конституции РФ и другие нормативно – правовые акты. Очень важно, что данное условия прописываются и регулируются на таком высоком уровне. Государство не стоит в стороне и является основным регулятором отношений (ст. 11).

При характеристике источников аграрного права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

- В верховенстве Конституции РФ. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни;

- В ее высшей юридической силе, что закреплено в ее ст. 15. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ и что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

- В ее роли как ядра правовой системы, ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства. Именно Конституция РФ определяет сам процесс правотворчества во всех сферах права;

- В особой охране Конституции РФ, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют аграрно – правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Примечательно, что ни об одном другом природном объекте, ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Согласно п. 1 и 2 ст. 9 Конституции РФ земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом.

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. "д" ст. 71 Конституции РФ установлено: в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. "г" ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. "д" ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к" ст. 72).

В соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и федеральными законами Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (см. ст. 67 Конституции РФ, федеральные законы от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Одним из главных значений для аграрного права являются конституционные нормы. Они предоставляют защиту со стороны государства. Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются. В частности, ст. 45 Конституции РФ рассказывает, что каждый гражданин имеет возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Таким способом является право обращения в судебные органы.

Статья 120 Конституции РФ – главная гарантия правильного рассмотрения каждого земельного спора, устанавливающего независимость судей и подчинение их только закону, а в случае установления несоответствия акта государственного или иного органа – принимает решение в соответствии с законом.

3. Федеральные конституционные законы. Третьим уровнем источников аграрного права являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ). Так, 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а 21 июля 1994 г. – Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

4. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере действия:

1)общего действия;

2)специального действия.

Если закон специального действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия. Если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия; если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия.

Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные правоотношения, можно отметить такие, как Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", а также кодифицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и другие.

Земельный кодекс РФ определяет соотношение гражданско-правовых и административных элементов в регулировании земельных отношений. Десятилетиями земля находилась в государственной собственности, была общенародным достоянием. И государство, как собственник, могло регулировать земельные отношения исключительно с помощью государственно – властных, административных предписаний. Но с начала 1990 – х гг. монополия государственной собственности на землю была ликвидирована, и теперь, наряду с ней, законодательство предусматривает частную, муниципальную и иные формы собственности.

В РФ очень много людей, у которых есть в наличии земля. Они являются сторонниками урегулирования спорных вопросов связанных с землей.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ.

Законодательная форма как источник аграрного права в настоящее время значительно расширена. В соответствии со ст. 5, 76 Конституции РФ законодательные акты принимаются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Указы Президента Российской Федерации. Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения.

Анализ нормативных актов Президента РФ показывает, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений (например, указы Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", от 16.05.1997 г. № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами", от 09.01.2011 г. № 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" и др.).

Нормативные указы Президента РФ относятся к федеральному уровню.

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.

Источниками земельного права являются также подзаконные нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента РФ.

Специфика этого уровня заключается в том, что:

- подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции;

- данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить конституционным законам.

7. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ – приказы, инструкции и др. По общему правилу эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

8. Нормативные правовые акты субъектов РФ. В республиках, входящих в состав РФ, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также законодательные акты по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы глав республик, а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В субъектах РФ источниками аграрного права помимо законодательных актов выступают уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнительной власти нормативно – правовые акты, а также решения представительных органов субъектов РФ, постановления и распоряжения глав администраций.

Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативные правовые акты субъектов РФ.

9. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов регионального управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура его органов определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Например, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке использования земель городской, сельской застройки и т. п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзаконным нормативным правовым актам, указам Президента РФ и нормативным правовым актам субъектов РФ.

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативных правовых актов возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим порядок устранения коллизий, возникающих в системе источников аграрного права.

Компетенция Конституционного Суда определена Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В этом законе определено, кто обладает правом обращения в Конституционный Суд (ст. 3, 84, 88, 96, 101, 105, 107).

Однако любой субъект правоотношений, чей спор или дело рассматривается в ведомствах судебной системы, неизбежно попадает под действие указанных актов. Так, утвержденная государственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбитражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земельным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.

Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ:

- устраняют пробелы правовых норм в сфере аграрного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, "выстраданные" судебной практикой новые нормативные правила;

- в дальнейшем становятся базой для совершенствования действующего аграрного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативных правовых актов.

11. Вспомогательные нормативные-правовые акты. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5.3.05–84 "Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию" регламентирует основные положения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают "расшифровку" содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Так, раскрытие п. 17 ГОСТ 26640 – 85 "Земли. Термины и определения" понятия рационального использования земель позволяет правильно применить положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендаторами и землепользователями.

Таким образом, система источников аграрного права РФ различает такие уровни: Конституция РФ и федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ. акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти, международные договоры, а так же нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

У этой системы есть возможность сгладить противоречия. Такие противоречия можно решить через конституционный суд РФ, органы прокуратуры.

По словам Ерофеева Б.В. эта система улучшается постоянно. Идет развитие и связано оно с тем, что государство постоянно регулирует данную деятельность.

Конституция РФ как основной источник аграрного права

В любом государстве основной закон играет ведущую роль. Также и в Российской Федерации основополагающим документом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан, является конституция Российской Федерации. Этот документ имеет такую высшую юридическую силу, что ему не могут противоречить другие законы, ни один нормативно-правовой акт. Основной закон, определил, что "Российская Федерация-Россия есть демократическая федеративная правовое государство с республиканской формой правления". Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г.

В России конституция является основополагающим источником аграрного и других отраслей права. Только в Конституции содержатся приоритетные нормы и принципы. Данные нормы и принципы являются основной для правового формирования аграрных отношений.

Конституционные нормы содействуют тому что любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью, любое лицо может использовать по своему усмотрению имущество не только для другой деятельности. При условии, что эта деятельность не должна быть запрещена. Эти нормы можно классифицировать по основным четырем группам.

Права и свободы граждан в области предпринимательской деятельности можно отнести к первой группе конституционных норм РФ. К одной из групп норм Конституции РФ относятся нормы которые утверждают права и свободы граждан РФ в области предпринимательской деятельности. К примеру, человек, его права и свободы защищаются в первую очередь.

В Российской Федерации обеспечивается единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг. Эти гарантии распространяются на финансовые средства, защищается свобода экономической деятельности,а так же защите подлежит конкуренция (п. 2 ст. 8). Природные ресурсы и территории эксплуатируются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и существования народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9).

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации выступают составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Экономическая деятельность, которая направленна на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается (п. 2 ст. 34). Каждый имеет право на актив в собственности, владение, использование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35). Каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46).

Еще есть нормы устанавливающие форму собственности на землю и другие природные ресурсы, а также порядок их использования. Эти нормативные акты относятся ко второй группе норм Конституции РФ.

В Российской Федерации государство признает и защищает, одинаково, как: частную, государственную, муниципальную и другие виды собственности.

Источники аграрного права имеют ряд отличительных, черт которые указывают на их определенные особенности. Главной из этих черт является то что оно имеет комплексный характер. Это обозначает что они сочетают в одном законе, или другом нормативном правовом акте норм разные, но взаимосвязанные общественные отношения, которые, естественно, могут выступать предметом аграрного права.

Количество источников аграрного права можно подразделить на две категории:

1. Собственные источники этой отрасли права, представленные нормативно – правовыми актами, содержащими нормы права, которые не входят ни в одну из традиционных отраслей права, и предназначены специально для регулирования аграрных отношений. Наличие собственных источников, представляющих целостную их систему, указывает на то что, аграрное право отличается от других комплексных отраслей права, которые имеют только нормы, рассредоточенные на различных источниках других отраслей права. Так же нормы права, закреплены в нормативных актах других отраслей законодательства, они напрямую адресованы субъектам аграрного права и,естественно, регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого – либо отражения их в актах аграрного законодательства.

Организация собственных источников аграрного права подразумевает под собой, законы и другие нормативно-правовые акты четырех уровней:

- федеральные;

- акты субъектов Российской Федерации;

- органов местного самоуправления;

-локальные акты.

Наличие точной вертикали иерархии нормативных правовых актов, разнятся по субъектам правотворчества и сферам действия, составляет также существенную их специфику, которая обозначает особую значимость в связи с территориальной масштабностью сферы действия аграрного права.

2. Самыми важными источниками аграрного права, которые заимствовали из других отраслей права, имеющие как бы "двойную прописку", являются прежде всего нормы гражданского, земельного и экологического законодательства. Они назвали правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и правила их использования субъектами сельскохозяйственной деятельности, а также федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 3 декабря 2008 г.). Закон раскрывает особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, сельских (фермерских) хозяйств; Налоговый кодекс Российской Федерации, нормы гл. 26.1 которого регламентируют особый режим налогообложения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств; нормы административной ответственности за аграрные правонарушения и другие.

В итоге, в системе источников права особое значение имеют собственные нормативно – правовые акты аграрного законодательства.

Вместе с тем, аграрные правоотношения регулируются и нормами других отраслей права:

гражданского, земельного, трудового, административного, они адресованы специально субъектам сельскохозяйственной деятельности, и не воспроизводятся в соответствующих нормативных аграрно-правовых актах.

К особенностям источников аграрного права относят отсутствие единого нормативного правового акта. Одни научные исследователи считают нецелесообразным объединение в одном нормативно – правовом акте всех вопросов, которые имеют отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу-это потребовало бы "выдергивания" отдельных норм из Гражданского и Трудового кодексов, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных нормативно- правовых актов. Это усугубляло бы имеющуюся структуру российского законодательства. Помимо отрицания аграрного права как самостоятельной отрасли права высказывалось мнение, что в принципе нет необходимости в федеральном законе, который являлся бы "базовым", "основополагающим" по отношению к законам, регулирующим отдельные вопросы сельскохозяйственной деятельности.

Некоторые научные исследователи лоббируют идею принятия единого сводного нормативно – правового акта, который мог бы регулировать совокупность аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом, одни ученые считают целесообразным принятие Аграрного кодекса Российской Федерации, а другие – специального фундаментального аграрного закона.

В научной литературе предлагается и переход от отраслевых кодификационных актов к под отраслевым, и даже к кодексам одельных наиболее общественно значимых институтов той или иной отрасли права. Целесообразность создания Аграрного кодекса Российской Федерации аргументируется. Существует хороший опыт кодификации правового регулирования аграрных отношений во Франции, в странах Латинской Америки, где аграрные кодексы успешно действуют.

Большая ставка была сделана на Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 г. в сфере классифицирования и систематизации существующих норм аграрного законодательства. Данный закон задекларирован, и не содержит правовых норм прямого действия. Как считают некоторые авторы, закон не содержит основных определеных понятий. Например, в законе нет понятия государственного регулирования агропромышленного комплекса, его механизма и гарантий государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

К особенностям источников аграрного права можно отнести и целевые государственные программы, которые становятся основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и субъектов агропромышленного комплекса. Как пример, можно привести государственную программу развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. В аграрном праве существует значительное число нормативно – правовых актов, их очень много. Они регулируют аграрные отношения в разное время, на разных уровнях. Уже в Советском союзе только по растениеводству было издано около 900 правительственных постановлений. В общесоюзном аграрном законодательстве имелись группы нормативно – правовых актов и норм, которые в целом или по отдельности не входили ни в одну из действующих на тот период отраслей права (правовые акты по семеноводству, сортоиспытанию, племенной работе, ветеринарному делу и другие.). На наш взгляд особенностью источников аграрного права является тот факт, который включает множество нормативно – правовых актов субъектов Российской Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации которые относятся к основополагающим для всех отраслей права. К этим положениям можно отнести:

Статьи 1 и 7 – о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства.

Статья 2 – признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства (признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности).

Статьи 2, 17 и 18 – о правах и свободах человека, как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов.

Статья 8 – о гарантировании единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.

Статья 9 – о земле и ее природных ресурсах, находящихся в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности.

Статья 19 – перед законом и судом все в равных отношениях.

Статья 34 – о праве каждого человека на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и какой – либо другой, не запрещенной законом экономической деятельности, о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35 – права каждого человека, иметь актив в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 36 – о праве частной собственности на землю, о свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 42 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьи 45, 46, 47 и 48 – гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности, гарантировании судебной защиты.

Статья 57 – каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58 – каждый человек должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ее природным богатствам.

Статьи 71, 75 – размежевание предметов ведения Российской Федерации и входящих в нее субъектов.

Статья 72 – об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Федеральные законы

В Российской федерации многими учеными-правоведами основными источниками права указываются: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты и другие.

- Федеральный Закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Который устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, которые расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности;

- Федеральный Закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Он устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства;

- Федеральный Закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)". Регламентирует вопрос банкротства сельскохозяйственных организаций;

- Федеральный Закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В него входят нормы материально – правового и процессуального регулирования, которые рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам;

- Федеральный Закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства;

- Федеральный Закон от 5 декабря 1998 г.№ 183-ФЗ (ред. от 16.03.2006) "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки". Данный закон определяет правовые основы осуществления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации;

- Федеральный Закон от 18 июня 2001 г.№ 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О землеустройстве". Устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов;

- Федеральный Закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (ред. От 05.04.2016) "О мелиорации земель". Этот закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, дает определение полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель, и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель;

- Гражданский кодекс РФ. Глава 34 – закрепляет более важные принципы, которые действуют в аграрном праве (Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство, Статья 535. Договор контрактации, Статья 1179. Наследование имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства);

- – "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Статья 39.18. Его особенностями является предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства на территории населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

- – "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства;

- – Федеральный закон от 24.04.1995 № 46-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций АПК, и также организаций, которые осуществляют завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории".

Указы Президента и постановления правительства Российской Федерации. Иные подзаконные акты (ведомственные акты, локальные акты)

В статье 90 Конституции Российской Федерации говорится, о том, что Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации; также они не должны идти в разрез с федеральными законами. Глава государства отвечает за основные ветви внутренней и внешней политики страны. Данное положение отражено в статье 80 Конституции Российской Федерации. Президент, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Благодаря его роли в государственной власти, нормально функционируют все элементы механизма государства. Президент приступая к исполнению обязанностей должен принять присягу. Он клянется и обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать, защищать Конституцию Российской Федерации.

В аграрном законодательстве указы президента имеют свою силу, так как они регулируют сельскохозяйственные связи.

Перечень указов президента дает нам представление о том, как формируется аграрное законодательство.

Указы Президента Российской Федерации:

- Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1993 г. № 1139 "О некоторых мерах по поддержке сельских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов". В целях содействия развитию фермерского движения, становлению межфермерского кооперативного сектора и системы фермерского самоуправления;

- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2280 "О либерализации зернового рынка в России". С целью развития зернового рынка в Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фито санитарному надзору";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2001 г. № 598 "О федеральной целевой программе стабильное развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и в период до 2020 года";

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

- Ведомственные акты (приказы, инструкции, распоряжения):

- Приказ Минсельхоза РФ от 1 апреля 2005 г. № 48 "Об утверждении Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок";

- Приказ Минсельхоза РФ от 18 февраля 2005 г. № 19 "Об утверждении порядка выдачи, учета, проведения инъекций наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии";

- Приказ Минсельхоза РФ от 17 мая 2005 г. № 476 "Об утверждении перечня карантинных и особо опасных болезней животных.

Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

- Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 г. № 1230 "Об утверждении программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы";

- Постановление Правительства города Санкт-Петербурга от 04.02.2014 г. № 15 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области Развитие сельского хозяйства в Ленинградской области";

- Распоряжение от 26 января 2015 года № 13-Р "Об утверждении перечня городских и сельских поселений Ленинградской области, отнесенных в 2015 году к категории депрессивных муниципальных образований Ленинградской области с целью реализации подпрограммы Развитие малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области";

- Распоряжение от 10 февраля 2014 года № 6 "Об утверждении ставок субсидий, которые предоставлены в 2014 году в рамках государственной программы Ленинградской области Развитие сельского хозяйства Ленинградской области";

- Закон Ленинградской области от 12.11.2007 г. № 177-оз от 28.11.2007 г "О развитии сельского хозяйства в Ленинградской области";

- Закон Ленинградской области от 13.12.2001 № 66-оз "О государственном регулировании земельных отношений в Ленинградской области".

Законы субъектов Российской Федерации как источники аграрного права. Аграрное законодательство

Многие политологи РФ в своих научных работах отмечают что под законами субъектов Российской Федерации следует понимать источники аграрного права. Коротко остановимся на различных характеристиках качества аграрных законов. Закон обязан отличаться четкостью, краткостью, конкретностью, простотой применения и понимания терминов. Такой языковой аспект нельзя недооценивать, например, в п.1 ст.4 Закона РСФСР "О крестьянском фермерском хозяйстве" сказано: "Право на создание сельского хозяйства и на получение земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин Российской Федерации, который имеет опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию или прошел специальную подготовку. Если логически охарактеризовать качества закона, то он основывается на таких свойствах, как определенность, последовательность, отсутствие противоречий, как в отдельно взятом нормативном акте, так и в соотношении с другими нормативными актами. Халатность по отношению к таким вещам обязательно приведет к серьезным правовым последствиям, к примеру случай который произошел, 26 марта 1996 года. Тогда было утверждено временное положение о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Федеральный фонд продовольствия на конкурсной основе. В нем было указано, то что данный нормативный документ разрабатывался в соответствии с Федеральным Законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". При сравнении этих двух нормативно – правовых актов можно заметить их несоответствие по отношению друг к другу. Если в Федеральном законе предусматривается вероятность проведения п.4 ст.5, во временном положении уже содержится императивная норма и государственные заказчики на конкурсной основе осуществляют выбор товаропроизводителей п.3.

Правовые нормы оказывают влияние на развитие агропромышленного комплекса. Важную роль уделяют российскому аграрному праву. Оно регулирует комплекс аграрных отношений, земельных, имущественных, трудовых и организационно – управленческих. Первый этап аграрной реформы был принят в 1990 – 1993 гг. Земельный кодекс РСФСР. Законы Российской Федерации О земельной реформе, О предприятиях и предпринимательской деятельности, О собственности, О крестьянском фермерском хозяйстве, О социальном развитии села и др.

О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы, обязавший совхозы до 1 января 1993 г. провести реорганизацию, и привести свой правовой статус в соответствие с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности, с другими законодательными актами", а также Указ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". Закон установил равноправное развитие различных форм хозяйствования и предусмотрел самостоятельность сельских товаропроизводителей, тем самым усилив государственную поддержку агропромышленного комплекса, это был период перехода к рыночной экономике.

Большая часть научных исследователей рассматривают законодательство о сельском хозяйстве в отличие от сельскохозяйственного аграрного законодательства, как своего рода конгломерат, законодательный массив, совокупность правовых актов, самых различных отраслей права, имеющих отношение к регулированию отношений в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственное законодательство создает нормативные правовые акты, включающие нормы права, которые регулируют отношения, связанные с аграрным правом, складывающиеся в процессе производственно – хозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует отметить, что в 1990 – 1999 гг. в РФ принято свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня, составляющих правовую базу осуществления аграрной реформы.

Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства", принят Федеральным Собранием Российской Федерации в 1996 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 14 июля 1997 г. К достоинствам Закона, относят юридическое закрепление многих видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, в Законе не определено само понятие этой поддержки, не закреплены гарантии ее предоставления предпринимателям в сельском хозяйстве, равно как и не установлена ответственность государственных органов и должностных лиц за непредставление либо несвоевременное предоставление государственной поддержки, произвольное снижение ее размера, что ослабляет регулирующую роль этого Закона.

Материалы исследований юристов – аграрников изучаются и обобщаются экономистами, философами, социологами, проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК. В качестве основы аграрного права выступает Конституция РФ, она закрепляет систему государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений. Тем самым, она закрепляет иерархию нормативных актов государства, регулирующих аграрные отношения. К этим актам относятся: законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения. Эти акты опосредуют общественные отношения в сельском хозяйстве и по этому признаку обьеденяются в самостоятельную систему источников аграрного права.

Принятие рыночных аграрных законов позволит создать, механизм завершения аграрно-земельной реформы, принципиально улучшить систему аграрного законодательства, а также закрепить институциональные преобразования, которые связанные с коренными изменениями сельскохозяйственной собственности и формированием новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства.

Принятие аграрного кодекса позволило бы в существенной степени упорядочить уже существующую систему аграрного законодательства и обеспечить разработку новых актов субъектов РФ специального характера, которые направленные на регулирование того или иного вида аграрных отношений.

Из этого следует, что формирование правового государства связано с повышением роли закона, в частности аграрного, в государственной и общественной жизни.

Если отразить, в концентрированном виде социальные интересы, аграрный закон выступает главным регулирующем методом аграрных общественных отношений и служит важнейшим средством аграрных преобразований в экономической сфере.

На всех этапах проведения земельной аграрной реформы в России, закон был и остается важнейшим и эффективным инструментом государственной политики руководства рыночными преобразованиями.

В наше время положительно отображаются потребности эффективности, полноты и своевременности законодательных решений в области земельных отношений.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993. – Российская газета 12 декабря 1993. (ред. от 15.02.2016г.)

2. Гражданский кодекс РФ. М.: часть 1-4 СПС Консультант +.

3. Земельный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, 2002.Аграрная реформа в России. Концепции, опыт, перспективы / ВИАПИ // Науч. тр., 2000. Вып. 4

4. Полный сборник Кодексов Российской Федерации: С изменениями и дополнениями. М.: Славянский дом книги. 2002.

5. Федеральный Закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14 июля 1997г. № 100 // Российская газета. 1997. 26 июля.

6. Гражданское уложение. Кн. I. Положения общие. Проект Высочайше утвержденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения с объяснениями. СПб., Государственная типография.1903. V.

7. Гражданское уложение. Кн. III. Вотчинное право. Проект Высочайше Утвержденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения. Вторая редакция с пояснениями. СПб., Государственная типография, 1905. XIII.

8. Ленинский декрет о земле в действии. М.: Наука, 1997.

Специальная и научная литература

9. Аграрная экономика и аграрная политика. /Под ред. О.А. Николайчук. Псков. 2008.312 с.

10. Аграрный вопрос / Изд. П.Д. Долгорукова и П.И. Петрункевича. М.: Право. 1906–1907. Административно-территориальное устройство России. История и современность. М.: Олма – Пресс, 2003.

11. Айдинова А. Т. Малый бизнес на селе // Аграрная наука, 2015. № 7. 4-6с.

12. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедицией императорской Академии Наук. СПб., 1863 Т. 1 – 4.

13. Амиров Р.А. Правовое регулирование аграрных отношений // Аграрное и земельное право. 2014. № 3/111. 8-13с.

14. Багаутдинова С.Р. Правовой режим земель курортов // Аграрное и земельное право. 2014. № 2. 54-57с.

15. Башмачников В.Ф. Роль семейных фермерских хозяйств в развитии отрасли сельского хозяйства в США // АПК: регионы России. 2012. № 8. 12-16с.

16. Боголюбов С.А. Научное обеспечение законотворчества в сфере аграрных отношений // Аграрное и земельное право.2014. № 6/114. 4-15с.

17. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М.: Эксмо, 2010. 528c.

18. Боголюбов С.А., Мозолин В.П. Аграрное, земельное и другие комплексно-правовые образования в системе права // Аграрное и земельное право.2014. № 2/110. 4-16с.

19. Бухтиярова Т.И., Павленко Е.Л. Потребительский Рынок Региона: Состояние, Тенденции И. Перспективы Развития // АПК: регионы России, 2012. № 8.1-7с.

20. Вебер М. Аграрная история древнего мира / Под ред. Д. Петрушевского. М.: Канон – Пресс, 2000. Вихляев П. Аграрный вопрос с правовой точки зрения. М.: Молодая Российская Федерация (А. Мамонтов). 1906.

21. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д.: Феникс.1995. Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М.: Изд-во А.И. Мамонтова. 1870.

22. Волков С.Г., Власова Т.К. Состояние земель, водообеспеченность и продовольственная безопасность мира // АПК: регионы России. 2012. № 8. 8-17с.

23. Гасымова Э. И. Социально-экономические аспекты и тенденции развития предпринимательства в аграрном секторе // Аграрная наука. 2015. № 7. 26с

24. Гафурова Е.В. Перспективы развития аграрного права в современных условиях // Аграрное и земельное право.2015. № 7/127. 11-16с.

25. Герценштейн М. Земельная реформа в программе партии народной свободы. М.: Право, 1906.

26. Глебова А.Г. Предпосылки создания современной системы аграрного консультирования в РФ // Аграрное и земельное право. 2014. № 2/110. 29с.

27. Горлов С. М. Институциональное регулирование аграрной сферы // Аграрная наука. 2015. № 12. 2-3с.

28. Государственная Дума. 1906–1917: Стенографические отчеты. М.: Наука, 1995. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Мэннинг Н., Давыдова Н., Сидорина Т. / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ–ВШЭ, 2003.

29. Гумеров Р. Фантом российской аграрной политики // Российский экономический журнал. 2005. – № 4. 14 -16с., 193 с.

30. Дебаты о земле в Государственной Думе (1994–2000 гг.): Документы и материалы. М.:РОССПЭН, 2000. Кн.1–2.

31. Демичев Д.М. Аграрно-земельные отношения на белорусских землях в составе речи посполитой // Аграрное и земельное право. 2014. № 4/112. 4-11с.

32. Дяченко В.С. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных предприятий // Аграрная наука. 2015. № 1. 4-5с.

33. Евсегнеев В.Л. Дискуссионные проблемы реализации норм земельного права.170 – 175с./ Современные проблемы реализации земельного и экологического права: Материалы I международной научно-практической конференции. – М.: РГУП, 2015. 228с.

34. Ермоленко В.М. К вопросу об отраслевой самостоятельности современного аграрного права// Аграрное и земельное право. 2015. № 7/127. 4-10с.

35. Дюсюпова А.Д. Роль государства в аграрных преобразованиях России и Казахстана: уроки истории // Аграрное и земельное право. 2014. № 9/117.9-13с.

36. Ерофеев Б. В. Земельное право. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 416 с.

37. Железнов Д.С. Новеллы правового регулирования предоставления земельных участков для строительства в свете ключевых положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ // Аграрное и земельное право, 2014. № 11. 43-51с.

38. Завражных М.Л. Аграрное право. Саратов. 2012. 160 с.

39. Зейналов И. М. Политико-экономический аспект аграрных преобразований в России // Аграрная наука. 2015. № 2. 2-4с.

40. Зейналов И.М. Аграрные реформы в Советском Союзе и их политико-правовые основы // Аграрное и земельное право. 2014. № 11/119. 4-7с.

41. Зейналов И.М. Становление и развитие аграрных правоотношений в России. СПб., 2005. 468 с.

42. Иоффе О. С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Очерки по гражданскому праву. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.144 с.

43. Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России // Собрание сочинений. СПб.: Изд-во Стасюлевича, 1898. Т. 2.

44. Кавелин К.Д. Крестьянский вопрос. Исследование о значении у нас крестьянского дела, причинах его упадка и мерах к поднятию сельскохозяйственного производства и быта поселян. М.: Изд-во Стасюлевича, 1882.

45. Кауфман А.А. Аграрный вопрос в России. М.: Общественная польза, 1912. Кондратьев Н.Д. Аграрный вопрос. М.: Лига аграрных реформ, 1917. Конституционное правосудие и социальное государство. М.: ИППП, 2003.

46. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М.: 1995. 279 с.

47. Козырь О.М. Особо охраняемые природные территории – анализ современного правового регулирования// Аграрное и земельное право. 2009. № 11. 68-77с.

48. Козырь О.М. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве// Аграрное и земельное право. 2006. № 10/22. 100-111с.

49. Козырь О.М.,Зоткин И.О. Некоторые вопросы, возникающие в отношении нового строительства на земельных участках, ранее предоставленных в аренду или приобретенных в собственность для иных целей// Аграрное и земельное право, 2008. № 11/47. 46-53с.

50. Конституционные проекты в России XVIII–XX вв. М.: РАН, 2000.

51. Красноперова Е. А., Юлдашбаев Ю. А., Галатов А. Н. Методологические аспекты экологизации аграрного производства // Аграрная наука. 2016. № 3. 2-5с.

52. Кустова С. Б. Интеграция – путь к повышению эффективности АПК // Аграрная наука. 2015. № 5. 5-7с.

53. Лазарев В.В. Применение норм права. Казань. 1972. 200с.

54. Латкин В.Н. Законодательные комиссии в России XVIII столетия. СПб.: Изд-во Стасю-левича,1887.

55. Марченко М.Н. Теория государства и права: курс лекций. М.: Зерцало, 1996. 512с.

56. Маслов С.Л. Организация работ по подготовке земельной реформы при Совете Главного земельного комитета (Доклад III сессии ГЗК). Пг.: Министерство земледелия, 1917.

57. Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2001.528 с.

58. Мау В. Экономика и право. Конституционные проблемы экономической реформы в России. М.: ИЭПП, 1998.

59. Медушевский А. Н. Кодификация права в России и странах Восточной Европы XVIII – начала XIX в. // Сословно-представительные учреждения в России (XVIII–ХХ в.). М.: ИНИОН РАН, 1993.

60. Медушевский А.Н. Русский бонапартизм // Российская Федерация в условиях трансформаций. М.: ФРПЦ, 2001в. Вып. 9.

61. Медушевский А.Н. Власть и собственность в современной России: принятие Земельного кодекса Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002а. № 1.38с.

62. Медушевский А.Н. Политическая мысль и дискуссии 20-х годов ХХ века // Политическая наука. 2001. Т.1.

63. Медушевский А.Н. Принятие Земельного кодекса (мониторинг) // Совет Федерации и конституционные процессы в современной России. 2001. № 1.

64. Медушевский А.Н. Проект Гражданского уложения Российской империи в сравнительном освещении // Цивилистические исследования. М.,Статут, 2006. Вып. 2.

65. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты М.: ВШЭ. 2002б.

66. Медушевский А.Н. Технология демократических реформ в переходных обществах. К переосмыслению Великих реформ в России // Вестник Европы, 2003. Т. IX.

67. Мельникова Т.А. Источники по аграрной политике СССР 30 –ХГГ.

68. Неделски Д. Следует ли предоставлять праву собственности конституционную защиту? Релятивистский и сравнительный подход // Роль конституционных судов в обеспечении права собственности. М.: ИППП, 2001.

69. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб.: Изд-во Д. Буланина. 1999. Т. 1–2. Национальная промышленная политика конкурентоспособности (Опыт Запада в интересах России). М.: ИМЭМО РАН, 2002.

70. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002. 552с.

71. Неформальная экономика. М.: Логос, 1999.

72. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Экономика, 1997.

73. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.:ИНФРА, 2001.

74. Огарков С. А., Огарков А. П. Обустраивать и вводить в оборот заброшенные земли // Аграрная наука, 2016. № 2. 2-4с.

75. Огановский Н.П. Земельный вопрос в Учредительном собрании. М.: Задруга, 1917.

76. Озерова М. Г. Экономический механизм ВТО в контексте аграрного сектора России: современное состояние // Аграрная наука, 2015. № 4. 5-6с.

77. Палладина, М. Совершенствование аграрного законодательства // АПК: Экономика и управление. 2004. №3. 19 – 21с., 160 с.

78. Панкова К.И., Михайлова Н.М. Инновационная модель управления экономикой многоотраслевого сельскохозяйственного предприятия // АПК: регионы России, 2012. № 8.17-20с.

79. Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т.1-2. Переходная аграрная экономика: проблемы, решения, модели / ВИАПИ // Науч. тр. М.2000. Вып. 3.

80. Петрова Т.В. Эколого-правовые проблемы модернизации российской промышленности// Аграрное и земельное право, 2012. № 7. 24-30с.

81. Петухова Т.Н. Вопросы землепользования в программах социалистических партий конца XIX – начала XX века: историко-правовое исследование// Аграрное и земельное право, 2016. № 1/133. 14-18с.

82. Проблемы правового регулирования государственного протекционизма агарного сектора экономики в России (Материалы Всероссийской научно – практич. конференции 26-27 февраля 1998г.). Уфа, 1999. 416 с.

83. Поленов А.Я. Об уничтожении крепостного состояния крестьян в России // Русский архив. Историко-литературный сборник. М., 1865.

84. Рудай, И.Д. Парламентарии о земле и крестьянах. – М: РЛСХН, 2004.

85. Седельникова М. Г. Пособие учебное и практическое (с обсуждения книги Аграрное право / Отв. ред. С. А. Боголюбов)/ Журнал Российского Права №3 от 2002 г. НОРМА ИНФРА М. 181 с.

86. Селиванова К.А. Перспективы экологизации аграрного законодательства // Аграрное и земельное право, 2016. № 4/136. 20-23с.

87. Серова, Е. Аграрная политика и группы интересов // Politekonom. – 1999. № 1(12). 36 – 53с., 186 с.

88. Скребицкий А. Крестьянское дело в царствование Александра II: Материалы для истории освобождения крестьян. По официальным источникам. Бонн на Рейне, Ф. Крюгер, 1862–1868. Т. I–IV.

89. Сироткин В. От военного коммунизма к нэпу. Международная обстановка. – В кн.: Архивы раскрывают тайны: Международные вопросы: события и люди. Попов Н.В. – М.: Политиздат, 1991. 327 с.

90. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Российская Федерация: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906–1911. М.: Наука, 1991.