Перспективы развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблемы туристического рынка в Республике Крым

Туризм и вся туристская индустрия в целом являются огромным и динамичным сектором как российской, так и мировой экономики. По уровню доходности туристская индустрия уступает лишь индустрии добычи нефти и автостроению. Туристская индустрия постоянно развивается и не стоит на месте – это огромный плюс, ведь туристские услуги находятся в постоянном развитие.

Туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.

Одним из наиболее актуальных туристских направлений на данный момент является Крым – выгодный регион для российской экономики, а туристическая и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных в регионе.

После вхождения в состав России в марте 2014 года, в Республике Крым был выявлен ряд проблем туристской отрасли:

- Затрудненное транспортное сообщение с Россией;

- Неудовлетворительное состояние подъездных путей и стоянок для туристских автобусов возле объектов туристского интереса;

- Неудовлетворительное состояние значительной части дорожного полотна;

- Моральное устаревание единственного пассажирского аэропорта Крыма "Симферополь";

- Несоответствие уровня сервиса общепринятым стандартам и ожиданиям туристов;

- Низкое качество размещения в большинстве объектов;

- Перебои с предоставлением базовых коммунальных услуг (электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение);

- Отсутствие туристских указателей на основных туристских маршрутах;

- Отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их не обустроенность;

- Загрязненность пляжей;

- Отсутствие системной политики по продвижению региона на туристическом рынке;

- Отсутствие навыков по продаже санаторно-курортного лечения;

- Нехватка квалифицированного персонала как в гостиничной сфере, так и в сопутствующих отраслях;

- Большой по объему "теневой" сектор сдачи жилья отдыхающим;

- Неразвитость развлекательного сектора, плохое оформление экскурсионного турпродукта.

Многие из перечисленных проблем связаны, преимущественно, с 20-летней историей пребывания Крыма в Украине, характеризующейся минимальным уровнем инвестиций в развитие полуострова.

Анализ туристических ресурсов Республики Крым

Природно-климатические и исторические особенности Республики Крым как дестинации

Площадь Республики Крым составляет 25 тысяч квадратных километров [8], для острова это достаточно много, что уж говорить о полуострове. Этих километров в основном хватает для целого государства. Республика Крым немного уступает по площади Бельгии, Албании и Гаити, но выбился вперед по площади среди Израиля, Кипра, Ливана и Ямайки. Как и все эти перечисленные, не очень большие страны Республика Крым также отличается разнообразием природных условий, сочетанием гор и равнин, также Республика Крым благоприятна для сельского хозяйства и самый главный плюс – удобное морское побережье (по данным рисунка 2.1).

По своим природно-климатическим и культурно-историческим особенностям Крым относится к курортам германского типа, сочетающих богатую историю и культуру с обширными водно- и бальнеологическими ресурсами. При этом в настоящее время лечебно-оздоровительные ресурсы Крыма почти не используются (по сравнению с советским периодом).

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.1 – Основные особенности Крыма как туристской дестинации [разработано автором].

Климат [13, С.13]:

Целебный климат полуострова является важнейшим фактором развития санаторно-курортного лечения. 20 курортов и курортных местностей на Южном берегу Республики Крым специализируются на климатолечении заболеваний легочной системы, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, климат выступает важнейшим фактором лечебного профиля здравниц Евпатории, Феодосии и других районов.

Крымские горы обеспечивают возможности развития многих видов активного туризма – горно-пешеходного, горнолыжного туризма, скалолазания (25 вершин); спелеотуризма (160 пещер), каньонинга, вело-, авиа- и внедорожного автотуризма. Ограничивающим фактором является низкая устойчивость горно-лесных ландшафтов к антропогенным нагрузкам, в т.ч. их высокая пожароопасность.

- 5 ландшафтных зон

- 3 климатические зоны

- 3 горные гряды длиной 160 км

- Южнобережные курорты Крыма – аналог Северного Средиземноморья (юг Франции, север Италии, Хорватии). Зима на южном берегу Крыма в его западной части теплая, влажная, со средней температурой февраля в Мисхоре 4 градуса, в Ялте 3,5, Алуште 2,4. Растительность здесь не перестает вегетировать и зимой. В восточной части Южного берега Крыма (к востоку от Алушты) зима очень мягкая со средней температурой в Судаке -1,9 и на Карадаге -1,5. Лето жаркое и сухое со средней температурой июля 23-25 градусов.

- Северокрымские курорты – типичные курорты Черноморья (Болгария, Румыния)

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.2 – Продолжительность солнечного сияния в Крыму [13, С. 13].

Более 170 ландшафтных объектов Крыма имеют высокую оценку пейзажного разнообразия (древневулканический массив Карадаг, субсредиземноморские прибрежно-аквальные комплексы Южного берега Республики Крым, Большой каньон Крыма, пещерные комплексы Кизил- Коба, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и др.).

Грязи и воды [13, С.14]:

В Республике Крым известны 120 источников и более 30 перспективных площадей проявления минеральных вод, в т.ч. гидрокарбонатно-хлоридно-натриевых вод Сакского района, хлоридно- натриевых, сульфидных и йодо-бромных вод Евпатории, сульфатно- хлоридно-натриевых вод Феодосии, Ежегодное использование минеральных вод в Республике Крым составляет 2,2 млн. м3 (5,6% к фактическим запасам), а концентрированных рассолов соленых озер – 15 тыс. м3. Запасы лечебных грязей в Крыму оцениваются в 24 млн. м3. Уникальные грязевые ресурсы Сакского озера являются основой функционирования здравниц курорта и обеспечивают его международную специализацию; потенциальны для грязелечения озера Керченского полуострова – Чокракское, Кояшское, Узунларское, Тобечикское.

- 24 млн кубометров лечебных грязей, однако 20 из 23 грязевых озер мало изучены и не используются

- 23 разведанных источника минеральной воды (группы А, В, Ж, бромные, йодные) с ресурсом 21 тыс. кубометров в сутки

Пляжи [13, С.15]:

Из общей протяженности береговой линии Крыма 914 км., пляжи составляют 517 км. В Республики Крым представлены три основных типа пляжей по вещественному составу: карбонатно-кварцевые (Керченский полуостров, Саки, Севастополь), кварцево-известняковые (Тарханкут), ракушечные (Арабатская стрелка, Евпатория, Феодосия). Ширина пляжей колеблется от 5 до 50 м., на Южном берегу Республики Крым высока доля узких искусственных пляжей. Негативным фактором рекреационного освоения является подверженность прибрежной полосы абразионным и оползневым процессам.

- 914 км побережья, из них 343 км берега пригодных для пляжей

- Около 565 пляжей:

‒ 333 общего пользования,

‒ 88 оздоровительных,

‒ 80 лечебных,

‒ 72 детских

Памятники культуры и истории [13, С.16-17]:

Количество объектов исторического наследия в Республике Крым – 12550 памятников, из них 227 – общенационального значения. В регионе насчитывается 28 исторических городов и поселков и 7 историко-культурных заповедников. Среди уникальных объектов – археологические объекты (Херсонес, Пантикапей, пещерные города Крыма); дворцовые комплексы Южнобережья, военно-исторические объекты Севастополя и многие другие. Многие объекты исторического наследия находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в реставрации. В систему экскурсионного показа включено только 219 объектов.

Более 170 ландшафтных объектов Крыма имеют высокую оценку пейзажного разнообразия (древневулканический массив Карадаг, субсредиземноморские прибрежно-аквальные комплексы Южного берега Республики Крым, Большой каньон Крыма, пещерные комплексы Кизил- Коба, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и др.).

- Более 12,5 тыс. исторических, культурных и архитектурных памятников:

‒ Заповедник "Херсонес"

‒ Бахчисарайский дворец

‒ Генуэзская крепость

‒ Горы Ай-Петри и Аю-Даг

‒ Инкерманский монастырь

‒ Ласточкино гнездо и др.

Важно подчеркнуть, что Крым имеет преимущественно русское население (согласно последней на данный момент всеукраинской переписи 2001 года из 2,0 миллионов жителей полуострова русских насчитывалось 58,5%, украинцев – 24,3%, крымских татар – 12,1%, при этом русский язык считали родным 77% населения) [8].

На самом деле богатая крымская земля многое испытала, много народов проходило по крымской земле, также достаточно много культур и религий. Все они, проходя по крымским дорогам, оставляли частичку своих традиций и обычаев из этих всех традиций и обычаев, оставленных каждым по чуть-чуть и формировалась крымская культура.

Одной из множества особенностей крымской культуры является то, что у народов, которые населяли полуостров, было наличие природоохранных традиций, которые были основаны на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы.

Крым достаточно многонациональный и всегда народы с разными традициями и культурой уживались на одной территории, причина этого – природа Крыма.

Природа Крыма всегда была открыта для людей любой национальности, горные источники одинаково, не обделяя никого, утоляли жажду любому спутнику. На самом верху и на склонах ее вечных гор вместе, помогая друг другу, вели хозяйство греки, татары, армяне, караимы, болгары и русские, а Таврические крымские леса давали пищу, тепло и красоту, всем одинаково, как христианам, так и мусульманам.

Как природа относилась к человеку, так и человек относился к своей благодетельнице – природе. Кроме этого, люди старались у природы не брать что было необходимо, а если и брали, то много отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц.

Люди чувствовали и ценили ценность и красоту окружающей его природы, за такую красоту многие местности нарекли заповедными и неприкосновенными, то есть "святыми".

Если у природы получилось объединить многонациональные народы в прошлом, то она может объединить их и в настоящее время. Для объединения людям требуется всего лишь трепетно и уважительно относить к природе и не забывать, что все люди – общие ее дети, и из этого следует, что все мы кровные братья и сестры между собой.

Также нельзя забывать и еще одну важную вещь. Что в дальнейшем будет происходить с нашей землей, зависит только от нас самих, и неважно, какой ты национальности – будущее Крыма в наших руках и от каждого зависит, что будет дальше. В настоящее время голос каждого человека имеет свою силу и что-то значит. Если же этот голос, который имеет каждый человек, будет постоянно твердеть о личной выгоде и если этот же голос будет призывать остальных к тому, что "Крым только для русских" или же "Крым для татар", если голос будут наговаривать на не в чем не виноватого соседа, то из-за этого голоса разгорится бессмысленная и, по сути, не кому не нужная вражда и конца этой вражды не будет и видно.

Если же этот голос поступит по-другому, то есть буде т призывать всех остальных к совместному труду, которой будет направлен на общее благо, если же голос перестанет страдать и жаловаться по временам, которые прошли и перестанет просить помощи у богатых и самодостаточных соседей, если голос будет пропагандировать лозунг – Крым – наш общий дом, то только в этом случае Крым вернётся во всей красе и будет блестеть как звезда на груди планеты.

Характеристика туристской и обеспечивающей инфраструктуры

Основная часть туристской инфраструктуры Крыма не соответствует современным требованиям и нуждается в срочной модернизации. Этот вывод подтверждается как по итогам проведенных полевых исследований, так и по результатам материалов, проанализированных в ходе кабинетного исследования. Эти проблемы связаны, преимущественно, с 20-летней историей пребывания Крыма в Украине, характеризующейся минимальным уровнем инвестиций в развитие полуострова. Крым, позиционирующийся как туристический регион, страдает от некачественной инженерной и коммунальной инфраструктуры: на территории полуострова функционирует единственный способный принимать современные воздушные суда, однако морально и физически устаревший аэропорт, автомобильные дороги не модернизировались со времен СССР, а перебои с водоснабжением стали в характеристике Крыма общим местом. Таким образом, существующая туристская и обеспечивающая инфраструктура представлены преимущественно объектами советского периода, с минимальной реновацией.

Основные проблемы туристской и обеспечивающей инфраструктуры Крыма можно разделить на четыре основные группы:

Транспортная инфраструктура:

- Затрудненное транспортное сообщение с Россией из-за нестабильности работы Керченской паромной переправы;

- Неудовлетворительное состояние подъездных путей и стоянок для туристских автобусов возле объектов туристского интереса;

- Неудовлетворительное состояние значительной части дорожного полотна;

- Моральное устаревание единственного пассажирского аэропорта Крыма "Симферополь", который не отвечает современным международным стандартам и нуждается в реконструкции;

- Низкий уровень электрификации железнодорожного сообщения в Крыму (при общей эксплуатационной длине железных дорог Крыма в 645,3 км электрифицировано всего 52%) [8]. По аналогии с российским "Аэроэкспрессом", от аэропорта "Симферополь" до основных курортных центров побережья напрашивается создание скоростных железнодорожных магистралей.

Средства размещения:

- Несоответствие уровня сервиса общепринятым стандартам и ожиданиям туристов как из-за недостаточного объема инвестиций в официально зарегистрированные объекты размещения, так и за счет существования большого "серого" рынка сдачи жилья в аренду для отдыхающих;

- Низкое качество размещения в большинстве объектов;

- Перебои с предоставлением базовых коммунальных услуг (электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение). Главным техногенным препятствием на пути развития крымского сельского хозяйства представляется недостаток воды, в настоящее время получаемой преимущественно с материковой части Украины.

Информационная инфраструктура:

- Отсутствие туристских указателей на основных туристских маршрутах;

- Неадаптированность городских навигационных указателей к нуждам туристов;

Пляжи:

- Отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их не обустроенность;

- Замусоренность пляжей.

В целом обеспеченность объектов КСР дополнительными услугами достаточно низкая. Наиболее распространенной дополнительной услугой является место для питания (кафе, ресторан или бар), однако даже она предлагается лишь 65% объектов [8]. Учитывая, что официальная статистика отражает более крупные и в целом более развитые объекты бизнеса, в целом по отрасли показатели должны быть заметно ниже, основные претензии отдыхающих чаще всего связаны с организацией питания. Основные проблемы с питанием возникают у официально незарегистрированных средств размещения, которые не подлежат регулярному контролю со стороны государства и, как следствие, нередко нарушают элементарные санитарные нормы и правила.

Текущие проблемы отрасли средств размещения Крыма можно разделить на проблемы переходного периода, проявившиеся только в 2014 г., и на фундаментальные проблемы, которые были свойственны отрасли и до вхождения региона в состав РФ и которые представляют наибольшую угрозу развитию отрасли.

Среди проблем переходного периода можно выделить:

a. Резкое изменение структуры турпотока и его падение в абсолютных цифрах вдвое-втрое (украинские туристы практически не приехали, пришлось переориентироваться только на россиян, однако из-за ряда причин (в первую очередь, транспортной проблемы), российский турпоток не удалось резко нарастить);

b. Трудности с доставкой туристов в Крым из-за "островного" положения региона (из-за отсутствия сухопутного сообщения Крыма и РФ оказалось очень сложно выстроить надежные транспортные маршруты для туристов);

c. Необходимость адаптации под новое законодательство (включая в себя переобучение персонала, установку новых программ, переход на новую бухгалтерскую и налоговую отчетность и пр.)

Среди фундаментальных проблем отрасли можно выделить:

a. Несоответствие гостиничной инфраструктуры современным требованиям (Несмотря на то, что в 2013 г. в отрасль КСР Крыма было инвестировано около 4,8 млрд руб., это втрое ниже по сравнению с Краснодарским краем, что обуславливает базовое отставание по качеству гостиничной инфраструктуры. Основная часть санаторно-курортных учреждений Крыма базируется на советской инфраструктуре, а новые мини-отели обычно представляют собой мебелированные комнаты в жилом секторе и объективно не могут обеспечить современные требования к качеству предоставляемых услуг);

b. Отсутствие системной политики по продвижению региона на туристическом рынке (в условиях постоянно возрастающей конкуренции, со стороны Крыма не" предпринималось каких-либо координированных усилий по улучшению туристического имиджа – региона. Сейчас Крым ассоциируется с "дорогим и некачественным сервисом", "местом для отдыха дикарями". Реклама крымских отелей практически отсутствует в российском информационном пространстве);

c. Отсутствие навыков по продаже санаторно-курортного лечения (В советское время санаторно-курортные услуги продавались централизованно, через государственные предприятия; сейчас этот рынок практически исчез, что обуславливает сужение высокого сезона до 2-3 месяцев из-за привязки к пляжному сезону);

d. Нехватка квалифицированного персонала как в гостиничной сфере, так и в сопутствующих отраслях (Одна из важнейших проблем отрасли связана с недостатком кадров, который, в свою очередь, во многом обусловлен ярко выраженной сезонностью рынка. Работа в отельном бизнесе многими воспринимается как разовая, сезонная, 2-3-месячная подработка, а не как полноценная профессия, что накладывает отпечаток на качество рабочей силы);

e. Большой по объему "теневой" сектор сдачи жилья отдыхающим (Затрудняет работу легальным средствам размещения и лишает их части дохода, имеет более низкий уровень обслуживания по сравнению с официально зарегистрированными средствами размещения, способствует повышению количества недовольных уровнем сервиса);

f. Неразвитость развлекательного сектора, плохое оформление экскурсионного турпродукта (Важным источником дополнительного дохода для средств размещения традиционно служит комиссия от продажи экскурсионного и другого турпродукта, предлагаемого различными участниками рынка. В Крыму пока крайне слабо развит кросс-маркетинг гостиниц и других игроков туристского рынка).

Турпоток и перспективное развитие туризма в Республики Крым

Динамика турпотока

В 2010-2013 гг. численность въездного турпотока в Крым составляла 5,7-6,1 млн человек в год, из них около 1,1-1,2 млн человек организованных туристов (около 19%) и 4,8-4,9 млн человек неорганизованных туристов (около 81%). Турпоток 2014 г., согласно экспертным оценкам, сократился примерно в два раза (примерно до 3 млн человек) за счет резкого "обвала", пришедшегося на пиковые месяцы "высокого сезона" [15].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.3 – Динамика туристского потока в Крым (1970-2014) [15].

Важно отметить, что количество принятых туристов даже в лучший для отрасли 2012 год на 25% меньше, чем в СССР. В 1988 г.[15]. Полуостров посетили 8,2 млн.чел, в т.ч., 2,1 млн чел. в организованном секторе [15].. При этом фактическое сокращение турпотока по сравнению с советским периодом еще больше, т.к. средняя продолжительность отдыха сократилась примерно вдвое (с 20-24 дней до 10-14).

Возвращаясь к истории использования туристского потенциала Крымского полуострова, необходимо заметить, что, хотя Крым всегда был одним из наиболее популярных отечественных туристско-рекреационных регионов, по-настоящему массовым Крымский туризм стал лишь в 1960-е – 1970-е годы, пережив настоящий "туристский бум". Если в 1956 г. в Крыму отдохнуло всего около 500 тыс. рекреантов, то в 1966 г. их число достигло 3,3 млн, в 1970 г. – 5 млн, а в 1980 г. – 7,2 млн. Таким образом, за 25 лет ежегодное количество отдыхающих на крымских курортах выросло почти в 15 раз [12, 15].

Как в советский, так и в постсоветский период на одного организованного туриста в Крыму приходилось 3-4 неорганизованных туриста (в литературе часто называемых "дикарями"). Таким образом, можно говорить о наличии закономерности использования туристско-рекреационного потенциала Крымского полуострова, хотя понятно, что ни одна методика подсчета численности неорганизованных туристских потоков в регионе не дает гарантии точности полученных данных.

Официальные данные о распределении всего турпотока по районам Крыма отсутствуют, однако представляется, что имеющаяся статистика о соотношении принятых организованных туристов отражает общие тенденции. 80% всего турпотока приходится на Симферополь, Ялту, Севастополь, и Евпаторию [12].

Современная функциональная структура курортно-туристического региона Крым отличается недостаточным уровнем диверсификации, но имеет положительную динамику обновления видов и форм туристско-рекреационной деятельности. Вместе с тем, в Крыму сохраняется тенденция развития санаторно-курортного лечения (Ялта, Евпатория, Саки, Алушта, Феодосия) и оздоровительной купально-пляжной рекреации (побережье Черного и Азовского морей). Востребованными крымскими дестинациями становятся районы горно-лесной зоны Крыма, обеспечивающих горно-пешеходный туризм, спелеотуризм, скалолазание, велосипедный, конный, автомобильный, экологический, экстремальный и приключенческий туризм, аэротуризм. Растет спрос на водные виды туризма – круизный морской, яхтинг, дайвинг и др. В группе социокультурных видов туризма появились новые маршруты экскурсионного, этнографического, научного, паломнического, фестивального, военного, винного туризма.

Уровень инновационности курортно-туристического продукта Крыма оценивается как низкий и недостаточен для придания мощного импульса предпринимательской активности в сфере туризма. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и актуализирующих ресурсный потенциал субрегионов Крыма.

Проведенное исследование показывает, что в условиях активных процессов международной глобализации и интеграции рынка курортно-туристических услуг, региональный турпродукт Крымского федерального округа на протяжении последних лет терял свои конкурентные позиции. С целью сохранения существующих и увеличения будущих туристических потоков необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на:

- Улучшение функционирования туристской и обеспечивающей инфраструктуры;

- Маркетинговое продвижение турпродукта Крымского округа в целом и его отдельных курортов.

Структура турпотока

Состав турпотока после вхождения Крыма в состав РФ существенно изменился: если ранее две трети туристов составляли граждане Украины, то в 2014 г. турпоток представлен почти исключительно россиянами.

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.4 – Структура турпотока в Крым: до и после вхождения региона в состав РФ [15].

До момента воссоединения Крыма с Россией 50 % турпотока на полуостров обеспечивали граждане Украины, которые в настоящее время негативно настроены ко всему, что связано с Россией. Согласно экспертным опросам [8] граждан России менее 10 % предпочитают провести отпуск в Республики Крым. И самая главная причина вовсе не политическая, а скорее экономическая (как уже говорилось ранее) – не многим по карману такие расходы. Стоимость самых дешевых перелетов начинается от 25 000 рублей, а это практически стоимость горящего тура в страны Европы и Азии. И если за такие деньги туристы, которые привыкли к том, что получают высокий уровень сервиса и обслуживания, то инфраструктура Крыма не может на данный момент оправдать ожидания туристов, ведь условия, а самое главное качество проживания, питания и пляжного отдыха не соответствует такой высокой стоимости.

Завышенная стоимость авиабилетов объясняется отсутствием в Республики Крым внешнего авиасообщения. Зарубежные перевозчики боятся санкций со стороны Международной организации гражданской авиации за сообщение с полуостровом. Первый лоукостер России – компания "Добролет" вынуждена была приостановить свою деятельность 4-ого августа, были приостановлены все полеты по внутренним маршрутам, это связано с аннуляцией договора лизинга воздушных судов из-за того, что ЕС были введены санкции.

Министерство инфраструктуры Украины выпустило приказ о закрытии морских портов полуострова для зарубежных судов. Заход в морские порты полуострова теперь будет нарушением украинских законов и это все может печально закончиться для владельца судна, капитана и экипажа судебными разбирательствами и дальнейшими последствиями.

Это послужило огромным ударом по туристской отрасли Республики Крым, потому что крупные зарубежные компании, которые организовывали туристские морские рейсы вынуждены были изменить маршруты судов, при этом заменив закрытые порты Республики Крым на порты других государств.

Решить данную проблему можно было бы с помощью автомобильной и железнодорожной перевозки, но проблемы, которые имеются на данный момент не позволяют сделать наземные путешествия легкодоступными. Люди, которые решили отказаться от дорогого перелета и решили добраться до Республики Крым наземным транспортом, но при этом они вынуждены были стоять в огромных многочасовых пробках в ожидании переправы через Керченский пролив. В распоряжении паромной переправы находится всего лишь три парома, и она просто не в состоянии полностью обеспечить переправу туристов.

Железнодорожный способ попасть в Крым, на данный момент является опасным из-за непрекращающихся боевых действий со стороны Украины.

Первый прямой поезд из Москвы в Симферополь был запущен 1 августа и прошел через Ростов, минуя территорию Украины. И если цены на билеты не так велики, то главный сдерживающий фактор для большинства путешественников один – поездка длится 34 часа и включает в себя пересадку на паром пассажиров отдельно от багажа и вагонов. Для сравнения: в самую удаленную от России точку мира – Острова Кука – можно долететь с пересадками за 31 час. Трансатлантические рейсы в излюбленные туристами всего мира курорты стран Азии и Латинской Америки занимают в два раза меньше времени, а отдых на них обойдется ненамного дороже.

Помимо политических и технических причин, влияющих на турпоток, немаловажным фактором для принятия решения о визите для путешественников является правовое регулирование как политического статуса Республики Крым, так и статуса ее граждан и гостей.

Согласно заявлению МИДа России для въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию Крыма необходимо получение российской визы, и в период нахождения соблюдать российское законодательство. В то же время МИД Украины заявил о том, что иностранцы и лица без гражданства для въезда на территорию Крыма обязаны иметь украинскую визу. Если для граждан России и Украины поездка в Крым не является затруднительной в связи с отсутствием между странами визового режима, то для граждан других государств при принятии решения о месте отдыха вопрос о том, какая же виза должна быть у гостя Крыма, может быть решающим.

Поэтому, к сожалению, нужно признать, что на сегодняшний день Крым не представляет собой достойную альтернативу даже самым дешевым вариантам заграничного отдыха в странах Азии, Африки и южной части Европы.

Традиция проводить отпуск в Крыму сохраняет определенную актуальность для части населения постсоветских республик, в первую очередь, России и Беларуси, однако развитие рыночных отношений и вхождения России в систему мирового туризма резко ухудшили конкурентные позиции Крыма среди других регионов Причерноморья. Современными факторами, влияющими на мотивацию поездок в Крым, являются качество производимых услуг в сочетании с ценовым фактором, степень информированности потенциальных туристов о рекреационных возможностях региона, квалификация обслуживающего персонала. Баланс этих факторов на сегодняшний день остается отрицательным, что негативно влияет на размер турпотока на полуостров.

В конце 2014 года Росстат провел опрос среди россиян на тему Республики Крым. Большинство опрошенных участников рынка (58%) оценили сезон 2014 года как очень плохой или скорее плохой, 36% поставили ему средние оценки, лишь 6% оценили его как скорее хороший[10]. Ожидания от 2015 года более оптимистичны: ухудшения ожидают 32% опрошенных, тогда как на улучшения надеются 36% опрошенных (по данным рисунка 2.5) [10].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.5 – Оценка итогов 2014 г. и прогноз ожиданий от 2015 г

2.3.3. Длительность поездки и средние траты туристов

Средняя длительность туристской поездки в Крым, по результатам социологических исследований Ростуризма, составляет около 13 дней (12 ночевок)(по данным рисунка 2.5).

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.6 – Средняя длительность поездки [16].

Таким образом, общее количество туристских ночевок в регионе за год составляет около 72 000 000 штук (турпоток объемом в 6 000 000 человек, умноженный на 12 ночей) [16].

По данным исследований, средние затраты на поездку с одного человека в 2013 году составляли около 4 800 гривен (около 18 000 руб.), из них 27% на проживание и 30% – на питание (по данным рисунка 2.6). При этом нужно учитывать, что в турпотоке 2014 года транспортная составляющая заметно выросла из-за того, что основная часть туристов теперь едет из России). По оценкам экспертов, это примерно вдвое меньше того, что расходуют туристы в Российской Фкдерации и примерно одна треть от расходов туристов в восточноевропейских странах (Польше, Болгарии и пр.).

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.7 – Средние затраты на туристскую поездку и их структура [16].

По оценкам экспертов, относительно низкий уровень расходов туристов во время поездки обеспечивается не столько всеобщей дешевизной и низкими ценами, сколько отсутствием качественно сформированного турпродукта, недостаточным его продвижением (в частности, практически не используются такие возможности, как кросс-маркетинг), низким уровнем развития смежных отраслей (например, сувенирной продукции), слабо развитой индустрией развлечений.

Сезонность турпотока

"Высокий" туристический сезон в Крыму сейчас длится лишь 2-2,5 месяца, что создает целый комплекс проблем в отрасли в связи с вынужденным простоем в основную часть года (отток сотрудников, высокие цены на турпродукты в пиковое время, низкая рентабельность существующих объектов средств размещения и пр.) [8].

Исследование перспектив развития рынка туристских услуг в Республике Крым

Рисунок 2.8 – Сезонность турпотока в Крым [12].

Таким образом, одной из приоритетных задач развития всего туристского комплекса Крыма должно стать постепенное сглаживание сезонности рынка за счет повышения спроса на крымский турпродукт в зимние, весенние и осенние месяцы. По мнению экспертов, этого можно добиться благодаря активному продвижению туров, связанных с санаторно-курортным лечением (по аналогии с советским периодом) [16]. Для решения этой задачи должны использоваться разные методы – от распространения специализированных путевок на отдых в Крыму в низкий сезон по государственным предприятиям до целенаправленной маркетинговой кампании, подчеркивающей особенность Крыма как центра санаторно-курортного отдыха и значительные ресурсы полуострова в этой отрасли.

5. Потенциал перспективного развития рекреации и туризма в Республике Крым

Для обеспечения комфортного отдыха в Республике Крым требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе непосредственно на полуострове; до строительства моста порт Кавказ-порт Крым (2018 г.) путешественники будут добираться до Крыма авиатранспортом (при этом необходимо учесть возможности аэропортов городов Симферополя, Бельбек и Севастополя, улучшение их инфраструктуры и пропускной способности, наличие необходимого авиапарка), железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу) и автотранспортом через паромную переправу (время ожидания переправы в августе 2014 г. составляло до 38 часов); внутренний транспорт Республики Крым требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшения качества дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт); расширения использования вертолетного транспорта, строительства фуникулеров.

В соответствии с определенной "традицией", сложившейся на территории Республики Крым еще за годы Советской власти, значительная часть территории морских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, находится в собственности крупных санаториев, пансионатов или является частной собственностью; прибрежная полоса перегорожена заборами, территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих. Необходимо решить эту проблему и обеспечить доступ к прибрежной полосе как общенародному достоянию, обеспечивающему, в том числе, комфортный отдых. По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 – оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 – детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 – пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется. Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе – 123, Евпаторийском регионе – 96, Алуштинском регионе – 87, Феодосийском регионе – 77. В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты "Голубой флаг" Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха [8].

За последние десятилетия в Республике Крым сложилось достаточно нигилистическое отношение к соблюдению трудового законодательства, в том числе и в сфере туристской деятельности; значительная часть персонала набирается на условиях временного найма (что обусловлено не заполняемостью коллективных средств размещения за пределами летнего сезона) и не обладает достаточной квалификацией; размер заработной платы в значительной части случаев, особенно у работодателей физических лиц- предпринимателей, находится ниже уровня минимального размера оплаты труда, что не способствует качественному оказанию услуг [12].

Необходимо развитие различного вида туризма – туристических походов, морских круизов, пляжного отдыха, познавательных экскурсионных поездок по историческим и культурным центрам Крыма (начиная со стоянок первобытного человека, римских и средневековых крепостей, памятников Крымско-татарского ханства до памятников культуры и истории XVIII-XX веков).

Приоритетные виды рекреации и туризма в Республике Крым [8]: санаторно-курортное лечение; массовый летний отдых; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного туризма; активные виды водного туризма; конгрессный и деловой туризм; круизный туризм; фестивальный и событийный туризм; этнографический туризм; сельский туризм; специализированные виды туризма.

Продвижение санаторно-курортных услуг как основного драйвера роста в межсезонье:

Необходимо систематизированное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность природно-климатических условий, а также наличие соответствующей инфраструктуры.

Возможность получить санаторно-курортное лечение по низким ценам вне пика "высокого сезона" (апрель-май и сентябрь-октябрь).

Организация централизованных ведомственных закупок путевок в санатории Крыма для распределения по сотрудникам государственных компаний.

Повышение информированности туристических агентств о возможностях региона:

Необходимо организовывать рекламно- информационные туры в межсезонье для сотрудников туристических агентств, как это, практикуется в Турции и других странах, зарабатывающих на туризме.

Целесообразно провести выездные семинары для представителей ведущих российских туроператоров с целью ознакомления со всеми туристическими возможностями Крыма и расширения имиджа дестинации как "места для отдыха дикарем".

Необходимо создать единую базу объектов размещения в Крыму с возможностью поиска по интересующим параметрам.

Проведение имиджевой рекламной кампании Крыма:

Необходимо проведение имиджевой рекламной кампании Крыма как туристской дестинации по примеру Турции, Египта, Кипра, Болгарии и пр. стран. Проведению кампании должна предшествовать разработка туристического бренда Крыма, для повышения ее эффективности.

Если говорить о приоритетах развития туристской отрасли Крыма в целом, можно сделать акцент на развитии санаторно-курортного лечения и рынка спа-услуг, а также на увеличение количества развлекательных объектов для семейного отдыха (например, аквапарк).

Меры по развитию туристических услуг в Крыму

Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере туризма, такие как:

- Организационные мероприятия и нормативно-правовое обеспечение;

- Сбор данных о социально-экономических условиях развития туризма в Республике Крым;

- Мероприятия по формированию условий для увеличения пассажиропотока в Крым (обеспечение доступности транспортной инфраструктуры по основным видам);

- Мероприятия по реализации информационно-рекламной кампании;

- Мероприятия по обеспечению мер безопасности;

- Мероприятия по повышению доступности и качества услуг туризма и отдыха в Крыму по основным направлениям;

- Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортной и туристической отрасли Крыма;

- Мероприятия по повышению кадрового потенциала учреждений отдыха и туризма в Крыму;

- Мероприятия по повышению (сохранению) качества предоставляемых услуг по основным направлениям;

- Мероприятия по разработке мер по продвижению туристического продукта.

Литература

1. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев,

Е.А. Гаврилова, М. А. Жукова, Н. А. Зайцева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.

2. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ).

3. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 336 с.

4. Управление индустрией туризма: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. – М.: КноРус, 2005. – 448 с.

5. Инновации в туризме: учебное пособие / В.С. Новиков. – М.: ИЦ "Академия", 2007. – 208 с.

6. Данные Всемирного совета по путешествиям и туризму.

7. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с

8. Статистика Федерального агентства по туризму (Ростуризм).

9. Данные Всемирной Туристской Организации (ВТО).

10. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат)

11. Данные Международного рейтинга "Индекс конкурентоспособности туризма".

12. Министерство курортов и туризма Республики Крым, официальный сайт

13. Отчет Исполнителя (победившего в конкурсе – ООО "Юридическое агентство Персона Грата") Федеральному агентству по туризму об исполнении государственного контракта.

14. Исследование Крымского Федерального округа по данным Федерального агентства по туризму,2014г.

15. Источник: данные Государственного комитета статистики Украины (до 2013 г. включительно), экспертные оценки (2014)

16. Источник: опрос туристов и потенциальных туристов (август 2013 г.), данные Ростуризма

17. Воронкова Л.П. История туризма. – М.:НПО МОДЭК, 2001

18. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации

19. Федеральная служба государственной статистики

20. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)"

21. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р

22. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р

23. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 "Об образовании Крымского федерального округа"

24. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с

25. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2001.

26. Воронкова Л.П. История туризма. – М.: НПО МОДЭК, 2001

27. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 464 с.

28. Александрова А. Ю. Международный туризм: учебник / 2-е изд. пере-раб. и доп. – М.: КноРус, 2010.

29. Туризм в цифрах.2014: Стат. сб./ИИЦ "Статистика России", Федеральное агентство по туризму. – М., ИИЦ "Статистика России",2014. – 39 с.

30. Формирование научно-обоснованной системы статистического учета и отчетности в сфере туризма в Российской Федерации с введением в нее широкого спектра качественных показателей туристских потоков // Ответственный редактор С.Ю. Житенёв, научный редактор Ю.В. Забаев. М.: "Индрик", 2014. – 304 с.