Использование программ для работы с электронными таблицами

Использование программ для работы с электронными таблицами.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Назначение, структура, особенности и области применения электронных табличных процессоров.

Программа Excel предназначена для работы с таблицами чисел. Excel позволяет красочно оформить таблицу, отформатировать содержащиеся в таблице данные, построить по ним диаграмму требуемой формы, создать базу данных с возможностью сортировки по любому параметру, перенести в таблицу информацию из других программ, работающих в среде Windows, распечатать итоговый документ целиком или частично.

В раннем детстве, начиная познавать окружающий мир, мы пытаемся заучить названия цифр, затем начинаем производить простейшие вычисления и определять, сколько конфет должны вручить нам родители, а сколько яблок предстоит отдать приятелям не обделив себя.

С возрастом жизнь ставит перед нами все более сложные вычислительные задачи, для решения которых приходится совершенствовать свой математический арсенал. Попробуйте вспомнить хотя бы один день в своей жизни, когда вы обошлись без чисел и вычислений. Наверное, не получится, ведь ежедневно вы выполняете хотя бы одну из операций: рассчитываетесь в магазине за покупки, набираете номер телефона, пользуетесь кодовым замком, определяете, сколько времени осталось до начала урока и, в конце концов, подсчитываете, сколько раз вы сможете пригласить на дискотеку девушку, используя родителей в качестве спонсоров. Все ли вычисления можно выполнить в уме? А если вы, ко всему прочему, выбрали профессию бухгалтера, экономиста или менеджера? Числа и вычисления являются неотъемлемой частью нашей жизни, а жизнь всегда хочется облегчить. Если обычный калькулятор помогает в простых вычислениях, то, для выполнения сложных профессиональных калькуляций, необходимо более совершенное средство. В этом случае выбирают программы обработки электронных таблиц, которые созданы, чтобы быстро и просто помочь решить любую, даже очень сложную задачу, избежать ошибок, облегчить работу и добиться удивительных результатов.

Программы обработки электронных таблиц служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций с ними.

Таблица является оптимальной формой организации данных, связанных с вычислениями. Ведь и в рукописном варианте числовые данные чаще всего формируют в виде таблицы. Даже знакомая нам с начальной школы таблица умножения на обложке тетради (рис. 1) оформлена таблицей, правда, без обрамления. В ней четко выдержано расположение друг под другом множителей, знаков умножения и значений произведений (результатов вычислений). Кроме того, в каждом столбце числа выровнены по разрядам: единицы под единицами, десятки под десятками

Среди данных, представленных на этой таблице можно выделить:

влияющие данные (два столбца множителей, содержащие числа, от которых зависит результат вычислений)

зависимые данные (столбец произведений, содержащий результаты арифметических операций над влияющими данными).

Кроме того, в таблице присутствуют два столбца текстовых данных ("х" и "="), которые не участвуют в реальном вычислительном процессе, а носят чисто оформительский характер.

Сегодня программы электронных таблиц распространены во всем мире. И, естественно, они прошли свой путь развития и совершенствовались по мере развития компьютерной техники и информационных технологий. "Изменялся интерфейс, увеличивался набор производимых операций, совершенствовалась система подсказок, упрощалось "общение" пользователя с программой.

Работая с современными электронными таблицами, вы можете не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию, и сконцентрироваться на содержании и оформлении создаваемого, документа. Не прибегая к помощи- специалистов, вы обработаете любой объем данных: В от огромных столбцов до одного числа, выполнять серьезные расчеты с В помощью формул и с добавлением функций, вставлять и обрабатывать К диаграммы и графики, отображать данные на карте, находить, систематизировать и упорядочивать данные, а также использовать, знакомые вам по В работе с текстовым редактором, способы форматирования: добавлять рамки, В выбирать шрифты, заливки и т.д.

Электронные таблицы имеют все необходимые элементы обычных таблиц: столбцы, строки, ячейки. Однако если таблица, созданная в текстовом редакторе, предназначена в первую очередь для вывода на принтер, то электронная таблица, в большинстве случаев, используется в электронном виде (служит не только для печати, ко и для непосредственной работы за компьютером). Об особенностях структуры электронных таблиц, связанных с их назначением, будет рассказано в следующем разделе.

Excel имеет встроенную программу проверки орфографии и графический редактор. Пакет также дает возможность простого форматирования и оформления данных, быстрого копирования формул в ячейках, легкого построения диаграмм и обеспечивает высокое качество итогового документа.

Команды программы Excel для работы с файлами совпадают с аналогичными командами других программ, работающих в Windows: сохранение документа в файле производятся с помощью команд "Сохранить" и "Сохранить как". Загрузка ранее созданного документа осуществляется командой "Открыть".

Для передачи данных внутри Excel, а также между программой Excel и другими программами, функционирующими в среде Windows, используется буфер обмена. Для работы с ним используются типовые команды "Вырезать", "Копировать", "Вставить" и "Специальная вставка" (последняя служит для передачи данных в документ Excel из других программ).

Выделение фрагмента в Excel, как и в текстовом процессоре Word for Windows, производится методом "draw & drop": для выделения блока ячеек надо переместить курсор мыши по диагоналям блока; для выделения группы строк или столбцов надо осуществить перемещение курсора мыши соответственно с лева или с верху от них. Если необходимо выделить несколько групп ячеек, находящихся в разных местах таблицы, то при выделении каждой из таких групп следует нажать клавишу Ctrl и не отпускать до конца операции.

Для исправления ошибок надо щелкнуть мышью, предварительно установив курсор на значке "Отменить" (такие значки в Excel называют еще кнопками, а области экрана, где они расположены, – панелями).

При этом с каждым щелчком мыши последовательно отменяются выполненные последователем операции, вплоть до той, с которой начел текущий сеанс работы с программой Excel.

Рабочее поле Excel имеет вид сетки, столбцы которой пронумерованы буквами, а строки – числами. В соответствии с этим каждая ячейка имеет свое собственное имя, состоящее из имени столбца и имени строки, например А2, В4 и полос прокрутки, находящихся с права и с низу.

Каждая ячейка может содержать число, текст или формулу (состоящую в свою очередь, из чисел и имен других ячеек). Содержимое (значение) ячейки, на которой находится курсор в данный момент, всегда отображается и в так называемой строке формул напротив имени ячейки, причем содержимое ячейки будет находиться численное значение, а в строке формул – соответствующая формула.

Перемещать курсор по ячейкам следует с помощью клавиш управления курсором или с помощью мыши.

Чтобы внести данные в какую-либо ячейку, следует установить на нее курсор, набрать данные и нажать клавишу Enter.

Если данные в ячейке необходимо изменить, то можно или ввести их заново (наиболее простой способ), или выполнить следующее: установить курсор на требуемую ячейку, привести щелчок мышью в строке формул и после внесения необходимых изменений нажать клавишу Enter.

Удаление данных и формул из ячейки (очистка) осуществляется путем установки курсора на ячейку и нажатия клавиши Delete. Для удаления содержимого группы ячеек их предварительно выделяют.

Каждое число, введенное в ячейку, автоматически округляется до целого. Для появления знаков после запятой нужно установить курсор на значке.

Теперь каждый щелчок мыши увеличивает количество десятичных знаков на один. Рядом с этим символом находится другой, обратившись к которому можно осуществить обратную операцию, то есть уменьшить количество знаков после запятой.

Запись формулы обязательно должна начинаться со знака "=". Так, например, если в ячейке В5 должно помещаться среднее арифметическое чисел из ячеек С6 и Е7, то после установки курсора на В5 следует набрать "=(С6 +Е7)/2" (что отобразится в строке формул) и нажать Enter.

Далее указывается принятые в Excel обозначения некоторых математических операций (расположение соответствует иерархии операций в формулах, используемых в Excel, – разумеется, при отсутствии скобок).

Операция

Обозначение

в формуле

Пример

Возведение в степень

^

3,61^(5/3)

Умножение

*

678,8*56,8

Деление

/

234,89/78,65

Сложение

+

678,4+98,65

Вычитание

-

89,543-54,296

Формула может содержать различные функции. Excel предлагает очень простой способ вставки стандартной функции в формулу посредством обращения к значку "Функция".

Теперь в первом появившемся диалоговом окне следует выбрать требуемую функцию из списка предложенных, а в следующем окне ввести аргумент этой функции (которым, кстати, может являться или числом, или имя другой ячейки с известным значением).

Если при вводе формулы щелкнуть мышью, когда ее курсор установлен на ячейке, то имя этой ячейки появится в формуле.

2. Имя ячейки, абсолютная и относительная ссылки.

Ссылки на ячейки (адреса) не только характеризуют местоположение определенных данных, а позволяют выполнять расчеты, используя значения, помещенные в настоящий момент в конкретной ячейке. В то же время, изменение значения ячейки, на которую ссылается формула, позволяет получить результат вычислений по той же формуле, но с новыми данными.

Использовать адреса ячеек в качестве ссылок удобно в тех случаях, когда все участвующие в формуле ячейки попадают в поле зрения. При работе с большими таблицами ячейка, на которую делается ссылка, может находиться далеко от остальных рабочих ячеек и вспомнить ее адрес бывает нелегко. В этих случаях некоторым ячейкам, необходимым для работы, присваивают имена, которые запомнить легче, чем адреса.

Присвоить ячейке имя можно двумя способами. Рассмотрим самый простой.

Выделите ячейку, которой нужно присвоить имя.

Щелкните в Поле имени (или по стрелке раскрывающегося списка).

Введите имя. Не применяйте пробелы и знаки пунктуации (кроме точки). Не начинайте имя с цифры.

Нажмите {Enter}.

Второй способ.

Выделите ячейку, которой нужно присвоить имя.

В меню Вставка выберите команду Имя и Присвоить.

В диалоговом окне -Присвоить имя- введите имя. Если вы хотите именовать еще одну ячейку, щелкните по кнопке Добавить. В противном случае, выберите ОК. Диалоговое окно -Присвоить имя- можно вызвать комбинацией клавиш {Ctrl+F3}. В этом же окне существует возможность удалить имя. Удаление имени не влияет на значение, помещенное в ячейке.

Имя выделенной ячейки отображается в Поле имени. Список всех именованных ячеек можно найти в раскрывающемся списке Поля имени. Причем в этом списке отображаются все именованные ячейки рабочей книги, даже если они размещены на разных рабочих листах.

Выбор имени ячейки в раскрывающемся списке Поля имени позволяет осуществить переход к этой ячейке (даже если она находится на другом рабочем листе) или вставить ссылку на эту ячейку в формулу.

В Excel определяют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между относительными ссылками и абсолютными проявляются при копировании формул из одной ячейки в другую. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются, а относительные автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы.

Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого в относительной системе координат с началом в текущей ячейке. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ и тому подобное.

По умолчанию при наборе формул в Microsoft Excel используются относительные ссылки.

Абсолютная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого в абсолютной системе координат и не зависящего от текущей ячейки. Абсолютные ссылки имеют следующий вид: $А$1, $В$1 и тому подобное.

Рассмотрим действие относительных и абсолютных ссылок на примере. В ячейку С5 ввели формулу "=В5*$В$2", где В5 – относительная ссылка, а $В$2 – абсолютная. В ячейке С5 отображается результат вычислений (375), а сама формула, введенная в выделенную ячейку, отображается в Строке формул.

Что произойдет, если введенную формулу скопировать и вставить в ячейку С6 (вычислить цену в рублях для второго товара)? В этом случае абсолютная ссылка останется неизменной, а относительная изменится относительно смещения формулы (на одну ячейку вниз). То есть в ячейке С6 будет следующая формула "=В6*$В$2" и результат 675 (значение курса валюты, умноженное на цену в $).

Аналогично, при перемещении формулы еще на одну ячейку ниже, в ячейке С7 получим формулу "=В7*$В$2" и результат 180.

3. Ввод данных в ячейку

Ввод чисел и текста

Для того чтобы ввести в ячейку число или текст:

- выделите ячейку, в которую необходимо ввести данные;

- наберите число или текст;

- нажмите клавишу {Enter}.

Следует иметь в виду, что в процессе набора в ячейке возникает мигающий текстовый курсор. Для того чтобы выйти из текстового режима (в котором недоступны многие операции), необходимо зафиксировать данные одним из способов:

- нажать клавишу {Enter};

- щелкнуть мышью другую ячейку;

- воспользоваться стрелками управления курсором;

- выбрать кнопку Строки формул.

В зависимости от последующих действий, вы можете выбрать любой из предложенных способов. Если вы набираете столбец данных, то удобнее пользоваться клавишей {Enter}, так как в этом случае выделение смещается на одну ячейку вниз. Если вы заполняете строку таблицы, удобнее, после набора данных, нажать клавишу {Вправо}. Если следующая заполняемая ячейка находится довольно далеко от предыдущей, можно сразу щелкнуть по новой ячейке. Если же после заполнения ячейки, вы собираетесь приступить к ее форматированию, целесообразно выбрать кнопку Строки формул, так как в этом случае ячейка останется выделенной.

Если размер текста превышает размер ячейки, то:

- текст занимает соседнюю ячейку (справа или слева, в зависимости от выравнивания текста), если она пустая;

- на экране отображается только часть текста, помещающаяся в ячейке, если соседняя ячейка заполнена.

Ввод формул

Для того чтобы ввести формулу, нужно:

- выделить ячейку, в которую необходимо ввести формулу;

- набрать формулу, начав набор со знака равенства (=). Если начать формулу, вставив имя функции, знак равенства перед ней будет помещен автоматически;

- нажать клавишу {Enter}.В отличие от ввода текста и чисел, фиксировать формулу можно только двумя способами (вместо четырех):

нажать клавишу {Enter};выбрать кнопку Строки формул.

Это объясняется тем, что, в процессе ввода формулы, вместо набора адреса ячейки, можно выполнить щелчок по этой ячейке и адрес автоматически пропишется в формулу. Так же действует и использование стрелок управления курсором.

Для того чтобы полностью заменить данные ячейки, нужно выделить эту ячейку, набрать новые данные и зафиксировать их.

Для того чтобы закончить оформление таблицы, осталось применить обрамление ячеек. Выделив блок ячеек, выберите в меню Формат команду Ячейки и вкладку Рамка. Установите рамки "Слева", "Справа", "Сверху" и "Снизу". Сравните результат.

Для того чтобы очистить содержимое ячейки, воспользуйтесь клавишей {Delete}.

Чтобы полностью удалить содержимое ячейки (блока ячеек), достаточно выделить ячейку (блок ячеек) и нажать клавишу {Delete}.

Автозаполнение ячеек

Если внимательно рассмотреть рамку выделения ячейки, то, в правом нижнем углу можно заметить маленький черный квадрат – Маркер заполнения. Если поместить указатель на маркер заполнения, курсор принимает форму черного крестика. Перетаскивание маркера заполнения приводит к копированию содержимого в соседние ячейки или построению ряда.

Важно помнить, что в процессе выделения ячеек, указатель мыши принимает форму белого плюса, а процессе заполнения черного плюса.

Заполнение ячеек можно производить не только вниз, но и вправо, влево, вверх.

Помимо копирования данных, функция автозаполнения позволяет создавать списки. Так, если вы введете в ячейку "январь" и произведете автозаполнение соседних ячеек вправо или вниз, то вы получите список: "февраль", "март" и т.д.

Производя автозаполнение в обратном порядке (вверх или влево) и элементы списка будут расположены в обратном порядке: "декабрь", "ноябрь" и т.д.

Кроме того, функция автозаполнения позволяет создавать ряды, то есть задавать законы заполнения ячеек.

Таким образом, выделив фазу две ячейки, вы определили закон, по которому происходит заполнение ячеек.

Следовательно, для того чтобы создать ряд четных чисел, нужно в первую ячейку ввести число 2, во вторую – число 4, выделить обе ячейки и протащить маркер заполнения на последующие ячейки.

Для заполнения последовательного ряда чисел (например, 1, 2, 3...) нет необходимости задавать закон заполнения. Достаточно ввести первое число и протащить маркер заполнения, удерживая нажатой клавишу {Ctrl}.

Копирование ячеек и формул

Если взяться мышью за рамочку, которую рисует Excel вокруг активной ячейки или выделенного фрагмента, то можно перетащить весь фрагмент на другое место. А если потащить с Ctrl, то произойдет копирование. Но это еще не все.

Присмотримся повнимательнее к рамочке, которой выделяется активная ячейка. В ее правом нижнем углу есть маленький черный квадратик. Обычный экселевский курсор имеет форму толстенького белого крестика, но стоит ему оказаться над этим квадратиком, как он меняет свой внешний вид: становится худеньким и черненьким, как на нашем рисунке. И это неспроста – у квадратика в программе особая роль. Стоит взяться за него мышкой и потянуть, как число или текст скопируются во все ячейки столбца или строки, на которые вы протянете рамочку.

Если же в исходной ячейке была формула, то скопируете и она. Но как скопируется! Допустим, в ячейке D1 была сумма трех чисел из первой строки: =СУММ(А1:С1). После протягивания формулы вниз в ячейке D2 окажется сумма трех чисел уже из второй строки: =СУММ(А2:С2). То есть все аргументы сместились строку вниз, в ту же сторону, куда мы протягивали нашу формулу.

Аналогично поведет себя Excel, если мы выделим сумму по столбу в ячейке А6 будет написано: =СУММ(А1:А5) и, взяв за квадратик, перетянем формулу вправо, в ячейку В6. Все аргументы сместятся на столбец: СУММ(В1:В5).

Зачем нам сие удобство? Представьте себе, что у вас в таблице несколько списков с данными. Вам надо умножать число из одного столбца на число из других, а результат поместить в соседний пустой столбец. Неужели вы думаете, что вас заставят вводить формулу в каждой ячейке пустого столбца по отдельности?! Нет, конечно. Достаточно встать в первую ячейку, ввести в ней формулу, а потом, взяв за квадратик протянуть формулу вниз. Excel копирует формулу, соответственно меняя аргументы.

А можно ли скопировать формулу из одной ячейки в другую, если они расположены не рядом, так что за уголок перетащить не удастся? Можно, конечно. Собственно говоря, эта операция ничем не отличается от простого копирования ячейки, о котором мы говорили в начале: встанете мышкой в ячейку с формулой, поставите курсор на ее вертикальную или горизонтальную границу (он превратится в стрелку) и, нажав Ctrl (возле стрелки появится мелкий плюсик, означающий, что мы будем делать копирование, а не перемещение), перетащите формулу туда, куда вам нужно. Если не нажимать Ctrl, то формула переместится на новое место, а на старом исчезнет.

Пока все очень мило и удачно получается. Но есть в копировании формул некоторые подводные камни. Предположим, нам предстоит перевести наш валютный доход в рублевый. Это просто: берем валюту, умножаем на обменный курс и получаем рубли: в ячейку С2 вводим формулу *А2*В2 и жмем на Enter. Сразу вычислится сумма в рублях по второй строке.

Но если мы захотим протянуть эту формулу по всему столбцу, то получим не совсем тот результат, на который рассчитывали. Одни нули. И понятно почему: уже в третьей строке формула будет выглядеть так: =АЗ*ВЗ, а в ВЗ у нас пусто, то есть ноль. Здесь хоть нули получились, а если бы мы попытались таким способом проделать обратную операцию – перевести рубли в валюту, для чего понадобилось бы делить рублевый доход на курс, то Excel выдал бы нам сообщение об ошибке (#ДЕЛО!), ибо делить на нуль в нашем государстве не дозволено никому, даже банкирам и членам правительства.

Что же делать? Проще всего заполнить весь столбец В курсом валюты (протянув ячейку В2 за уголок вниз). Но можно поступить иначе: заменить в нашей формуле аргумент В2 на такую: $В$2. Это не значит, что все само собой переведется в валюту, это значит, что при копировании формулы Excel не будет менять ни номер столбца (значок доллара перед В), ни номер строки (значок $ перед двойкой). Формула примет такой вид: =А2*$В$2, и ее смело можно будет копировать приведенным выше способом.

Если потом курс валюты изменится, вы напишете его новое значение в какой-то ячейке (ну, скажем, в В35), измените формулу в ячейке С35 с =А35*$В$2 на =А35*$В$35 и протянете ее вниз, по всему оставшемуся столбцу. И тогда все последующие ваши доходы будут пересчитываться уже по новому курсу. Выражаясь в терминах, принятых в Excel, мы с вами задали в формуле абсолютный адрес ячейки В2 (или В35), тогда как адрес А1 (А35) в ней остался относительным, изменяемым. При необходимости можно сделать абсолютным только номер столбца ($В2) или строки (В$2).

Мы даже не обязаны вручную выписывать в формулу знак $. Нажмите клавишу F4, и Excel сделает это сам. По первому нажатию он превратит В2 в $В$2, по второму – в В$2, по третьему – в $В2, а потом снова в В2.

4. Последовательность действий при построении таблицы

Рассмотрим поэтапно выполнение действий при построении таблицы.

Активизировать ячейку А1. Ввести в данную ячейку текст Предприятие ООО "Престиж". Выделить ячейки А1:G1. На панели инструментов нажать кнопку Объединить и поместить в центр. Изменить шрифт текста: активизировать ячейку, на панели инструментов Выбрать размер шрифта 16 кеглей. Ввести текст в ячейку А2: Оценка эффективности маркетинга за I квартал 2015 года. Объединить ячейки А2:G2: выделить ячейки и нажать на панели инструментов пиктограмму Объединить и поместить в центр. Активизировать ячейку А3, ввести текст "Учетная единица: канцтовары.. Объединить ячейки А3G3. Заполнить таблицу данными, как показано ниже:

Предприятие ООО "Престиж"

Оценка эффективности маркетинга за I квартал 2015 года

Учетная единица: канцтовары

Месяц года

Доходы, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Расходы на маркетинг

Отношение доходов к прибыли

Отношение прибыли к расходам на маркетинг

Отношение расходов на маркетинг и общие затраты

январь

25 000

12 500,00

февраль

28 600

13 728,00

март

24 200

11 132,00

Всего за период

77 800

37 360,00

Вычислить расходы на маркетинг. Так как расходы составляют процент от доходов, то соответственно исходя из отчетов за I квартал 2015 года, расходы за январь месяц составили 8%, что возможно вычислить по формуле =B5/8*100. Для того чтобы на экране выводился денежный знак рубли, необходимо активизировать ячейку, открыть меню Формат, затем команду Ячейки. Перейти на закладку Число, в предлагаемом перечне категорий выбрать денежный, установить точность (в данном случае два знака после запятой). За февраль месяц расходы составили 6% от доходов, а за март – 9%. (все расчеты делаются аналогично январю). Для нахождения отношения доходов к прибыли необходимо найти частное от деления прибыли на доход. Таким образом, формула будет такова =C5/B5. Так как отношение должно указываться в процентах, нам необходимо активизировать ячейку, выполнить следующие действия: Формат/Ячейка/Число/Процентный. Для того, чтобы не пересчитывать каждый из предложенных месяцев воспользуемся возможностью автозаполнения. Так как данные должны изменять по ячейкам необходимость в установке адресации отпадает. Активизируем ячейку подведем курсор мыши к правому нижнему углу так, чтобы мыши приняла вид знака плюс. Удерживая курсор мыши протянем до ячейки Е7. Таким образом, мы увидим результат за каждый из предложенных месяцев.

Для вычисления отношения прибыли к расходам на маркетинг необходимо воспользоваться формулой: =D5/C5. Для заполнения февраля и марта можно так же воспользоваться функцией автозаполнения.

Для вычисления отношения расходов на маркетинг и общие затраты необходимо воспользоваться формулой =D5/(B5-C5). Аналогично для заполнения марта и февраля воспользуемся формулой автозаполнения.

Для вычисления каждого из предложенных параметров по категории Всего за период воспользуемся формулой "Автосумма". Для этого активизируем ячейку В8, на панели инструментов воспользуемся пиктограммой Автосумма. В ячейке появиться сумма, а в строке формул будет записана формула: =СУММ(B5:B7). Для заполнения оставшихся категорий воспользуемся функцией автозаполнения.

Таким образом, на экране книги должна получиться следующая таблица:

Использование программ для работы с электронными таблицами

Литература

1. Информатика. Общий курс / под ред. В.И. Колесникова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2011.

2. Гуда А.Н., Колесников В.И. Информатика и программирование: компьютерный практикум – М.: Дашков и К, 2010.

3. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2011.

4. Федотова Е. Л. Информатика: курс лекций. – М.: Форум, 2011.