Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм.

Статьи по теме
Искать по теме

Иностранные инвестиции в экономику России

Увеличение объемов производства в любой стране требует инвестиций, то есть вложений в обновление, модернизацию и расширение производственных мощностей. С одной стороны, предприятие может осуществлять инвестиции за рубежом, выступая инвестором за пределами своей страны, с другой стороны, оно может привлекать инвестиции из других стран, осуществляемые инвесторами-нерезидентами. Инвестиции за рубежом означают, что вложения направляются в экономику другой страны. Их осуществляют компании, которые стремятся расширить производство за пределы своих стран в целях получения выгод от географической диверсификации, устранения торговых барьеров, большей приближенности к рынкам, уменьшения затрат (расходов на рабочую силу, транспортных расходов и т.д.). Однако большинство стран стремятся не отдавать, а, наоборот, осуществлять привлечение иностранных инвестиций, в этих целях правительства принимают законы, гарантирующие права иностранных инвесторов.

Согласно российскому законодательству иностранными инвестициями являются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде принадлежащих иностранному инвестору денег, ценных бумаг, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации. В качестве иностранных инвесторов выступают нерезиденты российской экономики: иностранные физические и юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также международные организации.

Для осуществления иностранных инвестиций используются различные финансовые инструменты: участие в капитале, долговые ценные бумаги, ссуды и займы и т.д. По функциональному назначению выделяют следующие формы иностранных инвестиций: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, а также инвестиции, осуществляемые на возвратной основе.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Схема 1. Иностранные инвестиции

Прямые инвестиции – это форма иностранных инвестиций, которые осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на деятельность предприятия. Это означает установление долгосрочных отношений между инвестором и предприятием, а также существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. В соответствии с международной трактовкой прямого инвестирования вложенные средства рассматриваются как прямые инвестиции, если инвестор владеет 10 и более процентами обыкновенных акций предприятия. Российское законодательство к прямым иностранным инвестициям относит:

приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;

вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Схема 2. Прямые иностранные инвестиции.

Из всех форм иностранных инвестиций наибольшие темпы роста характерны для прямых иностранных инвестиций. Основными способами притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны являются: слияния и поглощения или финансирование новых инвестиционных проектов.

Предприятия прямого инвестирования существуют в различных формах:

филиалы (корпоративные предприятия, в которых инвестору принадлежит более 50 процентов уставного капитала);

ассоциированные предприятия (корпоративные предприятия, в которых инвестору принадлежит не более 50 процентов уставного капитала);

отделения (не корпоративные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении, прямо или косвенно принадлежащие инвестору).

Основным преимуществом прямых инвестиций является возможность осуществления перспективных инвестиционных проектов, имеющих инновационный характер. Поэтому многие российские предприятия стремятся привлекать прямые инвестиции, в том числе предприятия, осуществляющие инновационно-инвестиционные проекты.

В отличие от прямых портфельные инвестиции означают участие в капитале менее 10 процентов, кроме того, они включают обращающиеся долговые финансовые инструменты и финансовые производные. Инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, включают кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и прочие.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Схема 3. Портфельные иностранные инвестиции

Источники иностранных инвестиций

Источниками иностранных инвестиций могут быть ссуды иностранных и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия.

Финансовую поддержку инвестиционного проекта предприятие может получить также у международных организаций. Например, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в состав группы Всемирного банка, поддерживает технологически и технически обоснованные проекты, имеющие благоприятную коммерческую перспективу, удовлетворяющие экологическим и социальным требованиям МФК, и способствующие экономическому прогрессу страны. Финансовая поддержка предоставляется на долевых началах: для новых проектов максимальный объем финансирования со стороны МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по проекту; в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. По проектам, связанным с расширением ранее реализованных проектов, МФК может предоставлять до 50% затрат по проекту, при условии, что ее капиталовложения будут составлять не более 25% суммарного объема капитализации компании, осуществляющей данный проект.

При организации ярмарок инвестиций следует привлекать на них не только потенциальных инвесторов, располагающих свободными финансовыми ресурсами, но и организаций-разработчиков новой конкурентоспособной продукции, технологий из других регионов России с целью потенциальной организации ее производства на предприятиях области. Сами ярмарки следовало бы назвать "ярмарками инноваций и инвестиций".

Многие регионы России являются по объективным причинам инвестиционно непривлекательными – ввиду сурового климата, требующего больших расходов на капитальное строительство, отопление, социальные нужды, а также больших расходов на транспортировку продукции. Современный этап структурной перестройки российской экономики выдвигает на первый план проблему привлечения прямых иностранных инвестиций.

В нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

П. Фишер в своей книге "Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности" подчеркивает важные их преимущества. Прямые иностранные инвестиции: сочетают перенос практических навыков и управленческого мастерства со взаимовыгодным объемом ноу-хау; обладают мультипликативным эффектом, позитивно отражающемся не только на производстве, но и на других секторах экономики; активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса; при правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов; способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности; стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения.

Опыт многих стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть и оценить различные подходы к определению экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих элементов инвестиционной сферы, а также способов государственного воздействия на ее развитие.

При всей значимости в переходной экономике государства, в качестве инвестора, по мере формирования негосударственных форм собственности роль и масштабы иностранных инвестиций неуклонно возрастают. Это объясняется не только ограниченностью государственных инвестиций. В настоящее время, в России, особенно острой стала проблема передела собственности, что негативно сказывается на развертывании инвестиционной деятельности. Препятствуют ее развертыванию и такие факторы, как несовершенство налоговой системы, нормативно-правовой базы, регулирующей частную предпринимательскую деятельность, высокая преступность в экономической сфере и многое другое. Значимость этих факторов весьма велика. Под их воздействием происходит утечка отечественного капитала за рубеж.

В этих условиях тем более необходимо решение первоочередных с точки зрения воздействия на активизацию инвестиционной деятельности проблем. Среди них можно назвать следующие:

- четкое законодательное оформление деятельности иностранных инвесторов;

- внедрение практики государственных гарантий за счет бюджетных средств под высокоэффективные долгосрочные инвестиционные проекты.

Рассмотрение вышеуказанных вопросов невозможно, с одной стороны, без выявления факторов, влияющих на формирование и развитие инвестиционного климата, и, с другой стороны, без определения взаимных связей и взаимозависимостей между этими факторами.

В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны. К таковым относятся отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.

Иностранных инвесторов в свою очередь привлекает наличие в России квалифицированной и вместе с тем недорогой рабочей силы, обширного рынка сбыта, сырьевой базы, отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских предпринимателей. Наибольший интерес иностранных инвесторов вызывают такие отрасли, как ТЭК, лесная, перерабатывающая, пищевая промышленность, строительство, производство стройматериалов, конверсируемые предприятия с высокой технологией, здравоохранение.

К настоящему времени принято множество нормативных документов, законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность иностранных физических и юридических лиц. Подготавливаются и новые, в большей мере укрепляющие позиции иностранных инвесторов, приводящие российское законодательство в данной области в соответствие с аналогичными международно-правовыми нормами регулирования инвестиционных процессов, а также в целях предоставления гарантий иностранным инвесторам со стороны не только российских, но и соответствующих международных финансовых институтов.

Повышение эффективности инвестиционной деятельности, увеличение потока иностранных инвестиций идущих в российскую экономику может и должно стать одним из главных направлений корректировки курса современных экономических реформ.

Анализ поступления иностранного капитала в Россию.

Поступление иностранного капитала в Россию в первом полугодии 2008 года после резкого сокращения в 1999г. в очередной раз увеличилось. При этом приток капитала, который по своему экономическому содержанию соответствует понятию "инвестиции", по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился: прямые инвестиции – на 25,4%, портфельные – на 16,7%.

В то же время третий год подряд растет приток капитала, фигурирующего в официальной российской статистике как "прочие инвестиции" и фактически состоящего из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе – кредитов, в первую очередь торговых, и банковских вкладов (табл. 1). В составе "прочих" инвестиций торговые кредиты составляли в первом полугодии 200г. 12,8%, прочие кредиты – 86,1%.

Таблица 1

Поступление иностранного капитала в Россию в первом полугодии 2004-2008 гг., млн. дол.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Сдвиги в структуре поступающего в Россию иностранного капитала можно интерпретировать таким образом, что иностранные инвесторы, как и раньше, не доверяют российской экономике и скептически оценивают ее нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития (главным образом в качественном, а не количественном плане). Одновременно иностранные инвесторы стали больше верить в финансовую устойчивость и платежеспособность российского государства и российских компаний. Последнее подтверждается и повышением кредитных рейтингов России на мировых финансовых рынках, позволяющим ей привлекать иностранный капитал на несколько более выгодных финансовых условиях, чем прежде.

С точки зрения стимулирования долгосрочных иностранных инвестиций кредитные рейтинги, однако, существенного значения не имеют. Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжают играть сложившиеся на Западе представления о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Иностранных инвесторов настораживают особенности деловой практики и бухгалтерского учета российских корпораций, слабая правовая защищенность предпринимательства, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящий за рамки того, что принято считать допустимым в западных рыночных экономиках. И действительно, по данным одного из отечественных исследований, доля неучтенных операций в промышленности РФ составляет на разных стадиях производства и сбытовой деятельности от 23% до 50%, а средний процент искажения операций с фондами оплаты труда в разных отраслях колеблется от 33% до 67%.

Хотя либеральный экономический курс российских властей как будто пользуется принципиальной поддержкой со стороны западных деловых кругов, конкретная деятельность российского государства по регулированию экономики, являющаяся очень важной частью понятия "инвестиционный климат", воспринимается ими довольно критично.

Например, по данным одного из международных исследований (о них сообщил на заседании кабинета министров РФ глава Минэкономразвития Г.О. Греф), в рейтинге 160 стран по качеству государственного регулирования экономики Россия была помещена на 158-е место. Добавим к этому, что иностранные инвесторы, осуществляющие долгосрочные вложения (а это в первую очередь прямые инвестиции) в сферу производства, зачастую так же нуждаются в протекционистской защите принимающей страны (не говоря уже о стабильности ее таможенного режима), как и отечественные производители, но российская внешнеторговая политика имеет другую направленность и такой защиты объективно не обеспечивает.

Доля прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) иностранных инвестиций, в которых Россия, как и все прочие государства, особенно заинтересована, в общем поступлении иностранного капитала в РФ в последние годы снижается: в первом полугодии 2004г. она составляла 56,9%, в январе-июне 2006г. – 37,5%, в 2008г. – уже 22,4%. При этом в 2008г. прекратилось наметившееся в предыдущие годы расширение портфельных инвестиций: их доля понизилась с 3,6% в 2007г. до 2,4%.

В нетто-измерении (т.е. приток капитала минус его отток) Россия, только по официальным данным, потеряла в первом полугодии 2002г. 1678 млн. дол. (10046 минус 8368 млн. дол.), тогда как год назад сальдо движения капитала было положительным (200 млн. дол.).

Этот очень тревожный факт лишний раз говорит о том, что хотя привлекательность вложений в экономику западных стран, переживающую сейчас не лучшие времена, очевидно понизилась, российские предприниматели и держатели капиталов все же отдают им предпочтение перед вложениями в экономику собственной страны.

Возможно, здесь сказывается и определенная инерционность экономического поведения, вообще, по-видимому, характерная для российских предпринимательских кругов.

Структура иностранных инвестиций в экономику России

Отраслевая структура иностранных капиталовложений носит неустойчивый характер, однако, по наиболее принципиальным направлениям она существенно не меняется. Доля промышленности в общей их сумме повысилась с 37,2% в первом полугодии 2007г. до 38,8% в первом полугодии 2008г.; торговли, включая оптовую, и общественного питания – соответственно с 38% до 44%, доля транспорта понизилась с 5,9% до 0,9%, строительства – с 2,7% до 0,4%.

В промышленности основная часть притока иностранного капитала пришлась на долю нефтедобывающей отрасли (24,7% всех вложений в промышленность), пищевой (19,8%), цветной металлургии (15,4%) и машиностроения, включая металлообработку (7,5%). По сравнению с первым полугодием 2007г. доля нефтедобывающей промышленности и цветной металлургии в общей сумме поступления ресурсов заметно повысилась, других отраслей – осталась примерно прежней или немного понизилась.

Крупнейший компонент притока иностранного капитала – "прочие инвестиции" – распределились в первом полугодии 2008г. следующим образом (в скобках – данные за идентичный период прошлого года): торговля, включая оптовую, и общественное питание – 48% (42,3%), промышленность – 36% (38,8%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 5,6% (7,2%), связь – 4% (3,1%), прочие отрасли – 6,4% (8,6%). Доля внешнеторговых кредитов, учитываемых в строке "торговля, включая оптовую и общепит" (это, видимо, только часть кредитов такого рода), составила в текущем году 28,4%. Среди промышленных отраслей основными получателями "прочих инвестиций" были все та же нефтедобывающая отрасль, черная и цветная металлургия, а также пищевая промышленность.

Из незначительных по размерам портфельных инвестиций почти половина пришлась на долю промышленности.

Наибольший интерес, с точки зрения воздействия на развитие российской экономики, представляет, конечно, распределение прямых инвестиций (табл. 2)

Таблица 2

Поступление иностранного частного капитала в форме прямых инвестиций в основные отрасли экономики РФ

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

По сравнению с 2007 г. в прямых инвестициях резко упал удельный вес строительства, транспорта и связи. Доля же промышленности возросла с 33,2% до 47,4%, хотя сам объем вложений в эту отрасль увеличился незначительно.

В составе промышленности повысилась доля прямых инвестиций в машиностроение и металлообработку, но это, скорее всего, случайное явление. Размеры вложений в эту отрасль могут меняться в ту или другую сторону, но при этом они неизменно остаются очень небольшими. В развитых экономиках основная часть прямых иностранных инвестиций в промышленности обычно падает как раз на долю машиностроения. Практически не привлекает иностранный капитал находящаяся в глубоком кризисе отечественная легкая промышленность. Уменьшились в 2008 г. объемы прямых инвестиций в черную металлургию, в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную отрасль.

Основными источниками прямых иностранных инвестиций, поступивших в российскую промышленность, в текущем году являлись Великобритания (16,7%), США (15,5%), Кипр (13,7%), Германия (12,6%) и Нидерланды (11,4%). В том числе основная часть вложений в машиностроение и металлообработку поступила из США (47,8%) и Германии (19,6%).

Объем накопленных иностранных инвестиций к середине 2008 г. возрос по сравнению с серединой 2007 г. на 4,3 млрд. дол., а по сравнению с концом 2007 г. – на 2,5 млрд. дол., т.е. соответственно на 12,7% и 7,1%. В общей сумме этих вложений доля прямых инвестиций значительно выше, чем в сумме притока иностранного капитала за полугодие (49% против 22%), что вполне понятно, если вспомнить об экономическом содержании категории "прямые инвестиции" и их долгосрочном характере. С "прочими инвестициями" ситуация обратная: в притоке капитала за полугодие они составляют 75%, в накопленных на середину года капиталовложениях – 47,5%.

Список стран, являющихся крупнейшими "поставщиками" иностранного капитала в первом полугодии 2008 г., не полностью совпадает со списком стран, являющихся основным источником накопленных иностранных инвестиций по состоянию на середину 2008 г. Наиболее заметно отличие по США, которые в первом списке занимают лишь шестое место (их инвестиции в российскую экономику сократились за год на 32%), а во втором списке – второе место (среди прямых инвесторов – даже первое). А вообще второй список за год почти не изменился – лишь Франция и Великобритания поменялись в нем местами (табл. 3).

В число семи крупнейших долгосрочных прямых инвесторов по состоянию на середину года входят Япония (6-е место) и Швейцария (7-е место), которых нет в табл. 3. Отметим еще, что в 2008 г. на второе место по размерам накопленных прямых инвестиций вышел Кипр, вложения которого в экономику России в последние годы особенно возросли. Однако, инвестиции Кипра – это фактически беглый российский капитал, возвращающийся в страну. Впрочем, и в инвестициях других стран такой капитал, видимо, занимает немалое место.

Таблица 3

Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам в 2008 г., млн. дол.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Организации с участием иностранного капитала

Деятельность организаций с участием иностранного капитала (ОПК) (без субъектов малого предпринимательства) в 2008 году была более успешной и расширялась более быстрыми темпами, чем организаций с чисто отечественным капиталом. Количество ОПК возросло к 1 июля 2008 года по сравнению с 1 июля 2007 г. на 9% – до 6076 единиц, численность их работников повысилась на 29,8% – до 1872 тыс. человек, а объем производимой ими продукции (товаров, работ, услуг) увеличился на 39,8% – до 1184 млрд. руб.

Соответственно повысилась доля выпуска таких организаций в ВВП России – с 21,1% в первом полугодии 2007 г. до 24,4% в первом полугодии 2008 г. Если взять только предприятия с иностранным участием, работающие в промышленности, то их доля в общем объеме выпуска промышленной продукции возросла еще сильнее – с 12,7 до 18%.

В структуре продукции ОПК (табл. 4) в первом полугодии 2008 года заметно повысился удельный вес промышленности при сокращении удельного веса торговли и общественного питания. Но по числу организаций с иностранным участием торговли с общепитом по-прежнему сохраняют первенство, хотя их доля в общем числе таких организаций понизилась с 32,5% в первом полугодии 2007 г. до 31,6% в первом полугодии 2008 г., в то время как доля промышленности повысилась с 25,5 до 26,3%.

Таблица 4

Отраслевая структура продукции, производимой предприятиями и организациями с участием иностранного капитала

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Официальные данные об инвестициях России за границей очень ненадежны, но за отсутствием других ими приходится пользоваться. Вывоз капитала из России за рубеж, согласно им, значительно возрос в первом полугодии 2008 г. по сравнению с таким же периодом прошлого года – на 3562 млн. дол., или в 1,55 раза, достигнув 10046 млн. дол. Характерная особенность этих инвестиций, немало говорящая об их природе и краткосрочном характере, значительное превышение суммы ежегодного (и даже полугодового) вывоза (оттока) российского капитала над суммой накопленных за все годы российских инвестиций в других странах. Последняя необычно сильно увеличилась за последний год, но составляла на середину 2008 г. всего лишь 3809 млн. дол. (в середине 2007 г. она равнялась 2553 млн. дол., в начале 2000 г. – 1785 млн. дол.).

Во всех инвестициях российских организаций за границей в первом полугодии доля прямых составляла (в скобках – данные за первое полугодие 2007г.) всего лишь 0,8% (3,4%), портфельных – 0% (0,3%), прочих – 99,2% (96,3%). Прочие инвестиции включали торговые кредиты – 37,3% (19,6%), прочие кредиты – 3,6 (0,3), банковские вклады – 58,3% (80%). Или в другом сопоставлении – на банковские вклады приходилось в первом полугодии 2008 г. 57,8% всех российских зарубежных вложений капитала.

Из общей суммы вывоза российского капитала за полугодие более половины пришлось на вложения в США (5556 млн. дол., в первом полугодии 2007 г. – 4790 млн. дол.), в основном совершаемые в форме банковских вкладов. Два последующих места в списке крупнейших импортеров российского капитала занимают оффшорные зоны – Кипр (2136 млн. дол.) и Виргинские острова (702 млн. дол.).

Накопленные на середину 2008 г. российские инвестиции за рубежом распределяются по видам следующим образом: 63,3% – прямые, 4,2 – портфельные и 32,4% – прочие. Среди стран, в которых они размещены, на первое место вышла Белоруссия (15,3%, в том числе 24,1% накопленных прямых инвестиций), которой еще год назад вообще не было в числе десяти крупнейших импортеров российского капитала. Второе место занимает Иран (15,1%, в том числе 23,9% прямых инвестиций), третье – Кипр (12,8%), четвертое – Нидерланды (11,6%) и пятое – Либерия (6%).

Помимо Белоруссии, более-менее заметные суммы накопленных российских инвестиций в странах СНГ зафиксированы в Молдавии (170 млн. дол.) и Армении (127 млн. дол.). Российские вложения на Украине составляют пока всего лишь 59 млн. дол. – 6,2% всех накопленных российских инвестиций в странах СНГ. Доля Белоруссии в этом же измерении – 61,7%, Молдавии – 18% и Армении – 13,4%.

Особенности инвестиционного климата в России

Понятие "инвестиционный климат" в современных условиях – не более чем находка публицистического характера, нежели экономическая категория. Применительно к инвестициям должна идти речь о коммерческой привлекательности финансовых или материальных вложений, отсутствие рисков общественно-политического характера, совершенстве и стабильности нормативно-правовой базы.

Инвестиции – это вполне конкретная, очень динамическая экономическая категория. Капитал вкладывают с тем, чтобы получить доход.

На практике жесткой зависимости понятий "инвестиционный климат – инвестиции" нет. В жизни в рамках одного и того же инвестиционного климата существуют сектора экономики с огромной инвестиционной емкостью. Ив то же время другие, отличающиеся значительным потенциалом отдачи, остаются незамеченными как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

В этом отношении Россия представляет собой интересный феномен, где обновление капитала – главное условие развития экономики – и его расширение преимущественно предоставлено самим предприятиям и организациям, а вовсе не инвесторам. Где инвестиционный романтизм связан с вложениями в небольшие островные государства, такие как Кипр и Виргинские острова (Британия). Не случайно Кипр занимает устойчивое лидирующее положение среди главных зарубежных стран-инвесторов нашей экономики.

Между тем главная особенность российской экономики состоит в том, что для нее инвестиции являются своего рода "биологической"" потребностью. И это понятие не стоит путать, как у нас принято, с инвестиционной привлекательностью. Тем более что обновление основных фондов у нас с 1990 года снизилось с 5,8% до 1,4%, на несколько порядков ниже необходимого. Это означает, что основные фонды стареют. Для национальной экономики – это катастрофическое состояние, свидетельствующее о том, что объективных экономических предпосылок дальнейшего прогресса в стране нет.

На этом фоне развитие инвестиционной активности идет весьма вяло и очень противоречиво. В целом за годы проведения реформ отмечается устойчивое снижение инвестиций в экономику. Их количество достигло минимума к 1998 – 1999 годам и только в последние годы стало постепенно расти.

Почему при наличии свободных средств инвестиционные потоки разворачиваются не в пользу реальной экономики? Просто руководители предприятий и организаций производственным вложениям предпочитают финансовые рынки. Вклады их средств в ценные бумаги и других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов и т.д. растут с пугающей быстротой. И это не голословное утверждение: "за 2004-2008 годы финансовые вложения увеличились со 184 до 2430 млрд. руб. Лишь только внешне благополучен и процесс активизации иностранных инвестиций, объем которых с 2,9 млрд. долл. в 2001 году увеличился до 14,3 в 2007 году. Прямые инвестиции за это время лишь удвоились. Тогда как "прочие" вложения выросли в 10,6 раза. В том числе торговые кредиты, которые нужно возвращать с процентами,- в 9,8 раз."

Главное в этой ситуации – происходит структурное размывание вкладываемых средств, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике.

С одной стороны, такое положение вполне в духе рыночной экономики – деньги уходят туда, где им выгоднее. С другой, ужасающие темпы отвлечения денежных средств предприятий на финансовые рынки в условиях отсутствия средств для развития экономики свидетельствуют о резком ослаблении денежного обеспечения сферы материального производства. Более того, эта ситуация способствует возрождению бума финансовых пирамид, приводящих к дефолту и тотальному краху экономики.

В российской экономике положение с привлекательностью прямых иностранных инвестиций складывается удручающе не только в абсолютном, структурном, но и долевом отношении.

Если после дефолта в России происходила интенсификация инвестиционной деятельности практически по всем направлениям, то в 2007 году активность внутренних инвестиций несколько снизилась, перейдя в стадию относительной стабилизации.

Инвестиционный процесс в целом отличают две противоречивые тенденции, разные по своему качественному содержанию.

Первая состоит в том, что рост активности инвестиционной деятельности продолжается. Так, в первом полугодии 2008 года общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил 8,4 млрд. долларов. Это на четверть больше прошлого периода.

"Географическая активность" стран-инвесторов за это полугодие практически не изменилась.

По поступившим в первом полугодии инвестициям ситуация с лидирующей пятеркой (Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция) сохраняется, с той лишь разницей, что Кипр вышел на второе место (1,1 млрд. долл.) после Германии (1,6 млрд. долл.), а Францию (0,5 млрд. дол.) "обогнали" Нидерланды (0,7 млрд. дол.).

Нет больших перемен и в отраслевой направленности иностранных инвестиций. При одинаковом, едином инвестиционном климате иностранные владельцы капитала предпочли вкладывать средства в нефтедобычу, в черную и цветную металлургию, в пищевую промышленность, торговлю и общественное питание.

Ничего странного. При разной "привлекательности" для иностранных инвестиций эти отрасли объединяет одно: близость к платежеспособному спросу, способность приносить гарантированный доход.

Коммерциализация инвестиций – вот что определяет базовое условие для их привлечения. Химическая промышленность, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, любые другие отрасли, как бы их ни классифицировали с позиций наукоемкости, близости к высоким технологиям или причастности к уникальным природным ресурсам, инвестиционный капитал не изменит своего русла в их направлении.

Основная причина этого положения – в отсутствии платежеспособного спроса, колоссальных объемах задолженности (дебиторской и кредиторской), суррогатных формах взаиморасчетов.

Вторая тенденция состоит в том, что активизируется отток инвестиционных средств российских предприятий за рубеж. Эта ситуация также крайне негативна для перспектив развития национального экономического потенциала. Сформировалось отрицательное сальдо инвестиций, когда объем их оттока превысил поступление из-за рубежа.

"Из 10 млрд. долларов инвестиций за рубеж 2,1 млрд. приходится на Кипр, 0,7 млрд. – Виргинские острова, 0,25 млрд. инвестировано в экономику Нидерландов и 5,6 млрд. – в экономику США".

Итак, несмотря на оптимизм властей, изо всех сил старающихся предпринимать меры, направленные на оздоровление "инвестиционного климата", вывод приходится делать неоптимистичный.

Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Это прежде всего значительный внешний долг, составляющий около 40,6 млрд. долларов. Он дает огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остается средств на инвестиции. Отсюда и очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор – поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования – не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления.

Каковы же главные направления и меры совершенствования инвестиционного климата в России? В самом общем виде это, во-первых, улучшение макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции и уменьшение процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий).

Во-вторых, развитие системы государственной поддержки инвестиционной сферы, предполагающее предоставление гарантий, обеспечение прав инвесторов и защиту их собственности.

В-третьих, обеспечение организационно правовых условий инвестирования, включающее целевое использование амортизации и задействование налоговых стимулов капитализации прибыли, развертывание вторичного рынка ценных бумаг, улучшение страхования инвестиций, применение залогового права и ипотечных методов кредитования.

В-четвертых, предотвращение утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.

Активизации инвестиционного процесса будут способствовать также сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования; участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

В порядке детализации отмеченных принципиальных направлений можно предложить некоторые конкретные меры улучшения инвестиционного климата. Этому способствовало бы, в частности, создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий; такое структурное подразделение может быть выделено в составе Российского банка развития. Важной мерой предоставляется отмена действующего ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообложения расходов предприятий на осуществление инвестиций и развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. Улучшению инвестиционной деятельности предприятий способствовало бы, далее, сокращение НДС по линии постепенного снижения основной ставки (ее размер, согласно действующему законодательству, составляет 20%) с одновременным ростом собираемости налога с продаж, а также совершенствование механизма возврата НДС экспортерам.

Российское законодательство, к сожалению, не предоставляет режима благоприятствования в связи с реализацией проектов приобретения оборудования под суверенную гарантию. "В зависимости от типа оборудования при растаможивании импортная пошлина может составлять около 15-20%, а налог на добавленную стоимость – 20%. Таким образом, уже при растаможивании необходимо выплатить 35-40% стоимости оборудования". Понятно, что предприятия, покупающие его в счет займа с рассрочкой платежа на 10 и более лет, не в силах осуществить подобную единовременную выплату и, следовательно, не в состоянии реализовать инвестиционный проект. Эту ситуацию предстоит радикально изменить.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также облегчение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях как российской экономики в целом, так и регионов. В этой связи актуальна задача создания отвечающей международным стандартам федеральной информационной системы, предоставляющей зарубежным предпринимателям сведения об инвестиционных проектах.

Необходимо, наконец, устранить (очевидно, на основе совершенствования федерализма) негативно влияющую на инвестиционный климат в стране регионализацию рынка инвестиций. Она выражается в том, что региональные органы власти вводят запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливают местные пошлины на поставку товаров из других регионов России, задействуют особые торговые режимы, создают региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Предусматриваемый на ближайшие годы комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов направлен на то, чтобы благодаря притоку иностранных инвестиций в российскую экономику ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развертывание импортозамещающих производств, развитие реального сектора в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства.

Значение иностранных инвестиций для экономики России на примере Германии

Экономическая реформа, начавшаяся в России более десятилетия назад, создала возможность привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику. Россия пережила период резкого роста объемов иностранных инвестиций, а также период спада в результате финансового кризиса. Политическая и экономическая стабилизация, несмотря на кризис, позволяют ожидать расширения возможностей привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику, что в определенной степени способствовало бы активизации инвестиционного процесса в стране. Опыт многих стран показывает, что эффективное использование иностранных инвестиций является залогом развития национальной экономики в условиях конкуренции. Активизация инвестиционного процесса в результате привлечения иностранного капитала способствует расширению использования в отечественном производстве прогрессивной техники и технологии, повышению уровня занятости населения, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Однако, процесс привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику требует формирования определенного механизма, позволяющего стимулировать привлечение инвестиций в приоритетные отрасли российской экономики и ограничивать нежелательные для российского общества инвестиционные потоки. В этой связи необходим глубокий анализ уже имеющегося опыта функционирования иностранных инвестиций в России и разработка системы мер их привлечения на федеральном и региональных уровнях. Необходимо сформировать основы государственного регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций в Россию. Особое внимание следует уделить оценке инвестиционного климата как основы для привлечения иностранного капитала. Следует подробно изучить формы реализации иностранной инвестиционной деятельности в России, а также обозначить пути улучшения инвестиционного климата с целью привлечения немецких инвесторов.

Согласно опубликованному в 2007 году в Нью-Йорке докладу "Перспективы мировых инвестиций до 2010: резкий подъем или падение" прямые иностранные инвестиции в Россию в 2010 году оценивались в 38,9 млрд. долларов. В докладе также сообщалось, что в России есть два привлекательных сектора – промышленный и энергетический. Именно эти два сектора делят между собой основную часть инвестиции- 45% и 32% соответственно – остальные же 23% приходятся на банковскую и торговую сферы.

Россия развивается быстрыми темпами и здесь открываются поистине широкие возможности для инвестирования со стороны иностранных государств. По данным ЦБ РФ объем иностранных инвестиций в 2008 году составил 30-32 млрд. долларов.

Германия стабильно занимает первое место среди стран, чьи компании вкладывают деньги в экономику России. Объем немецких инвестиций недавно превысил $10 млрд. На российском рынке сейчас присутствует продукция 3500 немецких фирм, а 2700 производителей уже работают непосредственно в нашей стране. Экономическая и политическая ситуация в стране стабильна, рост валового внутреннего продукта за последние пять лет составляет около 7% Инфляцию правительство удерживает в заданных рамках. Темпы роста российской экономики так же, как и в других странах, сейчас чуть ниже, чем хотелось бы, но все-таки остаются высокими. Все последние годы и в 2008-м положительная динамика сохраняется и находится на уровне примерно 5,5%. Растут и золотовалютные резервы, приближающиеся к отметке $150 млрд. Снижен государственный долг – с 1999 г. его доля в ВВП сократилась с 60 до 18%.

В соответствии с "Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами" (ратификация Федеральным Законом, от 18.07г1998г №103-Ф3) было принято решение о поддержке и в этой связи предоставлении на условиях договоренности максимально полной информации о предприятиях, организациях, фирмах, финансово-инвестиционных компаниях и банках стран ЕС, например ФРГ, по следующей тематике:

- организация экспортно-импортных поставок предприятий РФ – ФРГ с согласованными условиями финансирования и кредитования российскими и немецкими банками, таможенным и налоговом режимами;

- создание в субъектах Российской Федерации специализированных производств или предприятий по немецким технологиям и на немецком оборудовании (отрасли применения: производство строительных материалов изделий и конструкций, технических полимеров, поставка мобильного и стационарно оборудования для строительного комплекса, поставка, оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности, а также сельскохозяйственной техники). Для согласованных с немецкими и российскими банками проектов поставок на ассортимент из 160 позиций оформлены в кредитных линиях в российских банках общим объемом 38 млн. евро:

- создание в субъектах Российской Федерации комплексов по глубокой переработке и утилизации различных видов промышленных,: строительных и бытовых отходов, включая высокотоксичные. Оборудование для рекультивации сильно загрязненных и зараженных площадок бывших мусорных полигонов и свалок. Комплексы оснащаются дополнительным оборудованием для извлечения вторичных ресурсов (стекло, пластмасса, металл и т.д.) с последующей их переработкой.

- поставка для обеспечения потребительского рынка в субъектах российской федерации качественных трикотажных изделий и обуви со сроком оплаты подтвержденного одним из 4российских банков аккредитивов по истечении 6-12-ти месяцев

В данный момент совместно с федеральным правительством РФ разрабатывается и внедряется абсолютно новый инвестиционный проект по привлечению немецкий инвестиций в жилищную сферу. Немецкие фирмы готовы к инвестициям для постройки в России индивидуального общедоступного жилья в районах Подмосковья. Поддержку предпринимателям окажет федеральное правительство. Уже сейчас на рынке появились различные организации, которые осуществляют содействие в кредитовании малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, в том числе для фермеров и сельхозпроизводителей. Некоторые предприятия представляют свои финансовые услуги даже без предоплаты и поручительства. Характерной чертой настоящего времени является поляризация уровней экономического развития стран, цивилизаций и социальных слоев в условиях быстро развивающейся глобализации.

При проведении инновационно-инвестиционного прорыва Германии и России в интересах национальных экономик и партнерства очень важно обоснованно выбрать приоритеты в государственной поддержке и ориентации компании с учетом долгосрочного видения проблем, задач современного момента и противоречивых тенденций развития глобализации. Базовыми для обеспечения перспективного технологического уровня и конкурентоспособности товаров и услуг являются нанотехнологии, альтернативная энергетика, биотехнологии, глобальные информационные сети, новые поколения материалов. Исследовательским и инновационно-инвестиционным проектам, которые обеспечивают разработку и освоение инновационных продуктов и технологий необходима государственная, межгосударственная и корпоративная поддержка. В этой связи отбор перспективных проектов должен происходить на основе инновационно-технологической экспертизы. Такую экспертизу необходимо использовать и в российско-немецком инвестиционном сотрудничестве, проводя ориентацию на инновационное обновление экономик и конкурентоспособность. При разработке перспективных проектов необходимо руководствоваться перспективными потребностями национальных и межгосударственных экономик. Целесообразно осуществлять выявление и разработку перспективных инновационных сегментов на мировом и отечественном рынках. Окупаемость значительных инвестиций в освоении основополагающих инноваций, получение инновационной сверхприбыли – "мировой и национальной технологической квазиренты" возможна только при выполнении этих условий. При этом следует исходить из реальной оценки имеющегося научно-технического и изобретательского потенциала обеих стран и возможностей интеграции этого потенциала для получения максимально устойчивого эффекта при разработке и расширении рыночных инновационных сегментов. Германия обладает в данный момент значительными экономическими и технологическими ресурсами, но не следует недооценивать и огромный потенциал России в области перспективных исследований в нескольких направления инновационного развития.

При этом необходимо ориентироваться не только на отечественные рынки и взаимные поставки товаров и услуг, но и на слаженное взаимодействие партнеров на мировых рынках, освоения на них инновационных сегментов. Для этого необходимо прогнозировать изменения, которые произойдут на этих рынках в условиях освоения и распространения технологических инноваций. Особой задачей является устранения диспропорций во взаимной торговой деятельности между Германией и Россией. В российском экспорте доминирует доля топлива, а в немецком – доля оборудования, машин и транспортных средств. В такой ситуации невозможно построить долгосрочные взаимовыгодные отношения. Необходимо диверсифицировать взаимные потки товаров и услуг. при этом необходимо уделить внимание на оценку эффективности совместных проектов, уделить особое внимание социальным вопросам и вопросам повышения качества человеческого потенциала.

Перспективная инновационная стратегия разрабатывается на основе долгосрочного прогноза развития национальных экономик и их партнерства с учетом мировых тенденций. Национальный прогноз инновационною развития России, с учетом мировых тенденций на период до 2050 года разработан и опубликован в 2005 году, а дальнейшем в 2006 году детализирован в спектре инновационного развития экономики Российской Федерации в период до 2030 года группой ученых во главе с Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец.

Заседание "круглого стопа", проходившее 10 апреля 2006 года в представительстве России в ООН было посвящено обсуждению "Модели Василия Леонтьева и долгосрочному прогнозированию развития мировой и российской экономики". В процессе заседания министром иностранных дел РФ Лавровым С.В. было поддержано предложение о возобновлении в рамках ООН работ по долгосрочному прогнозированию мировой экономики. В рамках данного совещания была подготовлена общая концепция разработки основных прогнозов: инновационно-технологического и экономического развития, социодемографического, энергоэкологического и динамики развития социальной культуры. По результатам составления указанных прогнозов будут сделаны выводы о рекомендациях по разработке перспективной глобальной стратегии развития мировой экономики, которые будут представляться в ООН. Кроме этого, было принято решение о целесообразности использования объединенных усилий ученых Германии, России и других государств, для исследования и разработки методик и проектов перспективной мировой стратегии развития. Разработанные проекты и методики по избранным приоритетам должны быть ориентированы на "инновационный прорыв" и освоение основных инновационных сегментов на внутреннем и внешних рынках, иметь определенные источники финансирования на период выполнения, иметь развитую инфраструктуру (используя "центры трансферта технологий, инкубаторы для малого инновационного бизнеса"), "управляющую компанию или международный стратегический инновационный альянс для своей реализации, а также осуществлять подготовку и стажировку кадров для совместного выполняемых инновационных проектов и программ (используя потенциал Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Российской академии государственной службы при Президенте РФ)".

В последние годы наблюдается чрезвычайно динамичное развитие российско-немецких экономических отношений – вот уже на протяжении почти целого десятилетия Федеративная республика Германии является для России торговым партнером №1. Такое развитие обусловлено не только контактами в энергетической сфере. В значительной мере также вырос и спрос российских предприятий на потребительские товары и средства производства, что стало следствием продолжительного экономического роста в самой России. Только в 2008г. году общий объем инвестиций в Российскую Федерацию составил около 130 миллиардов евро и вырос, таким образом, еще примерно на 13 процентов, что свидетельствует о действительно стремительном росте.

Огромный инвестиционный потенциал России, который, вне всякого сомнения, еще больше увеличится в ближайшие годы, открывает новые горизонты для ведения бизнеса в самых различных областях; народного хозяйства: начиная от сферы добычи и переработки сырьевых ресурсов, а также процесса диверсификации обрабатывающих отраслей промышленности и заканчивая модернизацией существующей инфраструктуры и здравоохранением – везде требуются машины, оборудование и комплектующие современного технологического уровня, высококачественные материалы и полимеры.

Немецкие компании-производители в состоянии предложить огромный ассортимент высококачественного оборудования и необходимых комплектующих. В 2006 году Россия заняла 12-е место в списке экспортных направлений для предприятий ФРГ, при этом она была 6-й среди рынков сбыта для продукции немецкого машиностроения. Доля этой отрасли промышленности в общем объеме экспорта в Российскую Федерацию составила примерно 22% или 5,2 миллиарда евро в денежном выражении.

В сфере поставок средств производства речь не всегда идет только об экспортных операциях. Во все возрастающем объеме осуществляется предложение комплексных технологических концепций, включающих в себя также сервисное обслуживание клиентов, различные схемы финансирования и сопутствующие услуги.

За 2008 год немецкие машиностроители и производители комплексного оборудования уже значительно превысили среднестатистические показатели по экспорту оборудования в Россию.

Внутреннее производство в России по-прежнему не в состоянии самостоятельно покрыть спрос; производственные мощности и технологии устарели, отмечается сильная нехватка квалифицированных специалистов, объемы инвестиций в исследования и разработку новых технологий сокращаются, а качество производимой продукции оставляет желать лучшего, Германия – крупнейший в мире экспортер машин и комплексного оборудования, поэтому показатели экспорта Германии на российский рынок не являются исключением из правил.

Более половины российского импорта приходится на машины, комплексное оборудование и инвентарь. Особого внимания заслуживает большое разнообразие импортируемого из Германии оборудования: строительная техника и оборудование для производства строительных материалов, машины и комплексное оборудование для выполнения различных производственных процессов; подъемно-транспортное оборудование и оборудование для пищевой промышленности возглавляют список импортируемого оборудования. Кроме того, в Россию также поставляются насосы, машины и приборы для сельского и лесного хозяйства, комплексное оборудование для химической промышленности, специализируемые инструменты, различные виды пластмасс и многое другое.

Таким образом, машиностроение представляет немецкую экономику в России широко и во многих узкоспециализированных отраслях российской промышленности. Лидирующие позиции, которые уже много лет подряд занимают немецкие предприятия на российском рынке, связаны, в том числе, и с их вкладом в постоянный рост во всех отраслях промышленности.

В будущем Россия станет одним из наиболее привлекательных рынком сбыта для немецких машиностроителей и производителей комплексною оборудования. По данным экспертов, потребность в комплексном оборудовании и подъёмно-транспортной технике в сфере нефте- и газодобычи, добычи полезных ископаемых и их последующей переработки в ближайшие 10-15 лет составит сотни миллиардов евро. Кроме того, отмечается увеличение спроса и в других отраслях промышленности: инвестиции только в комплексное оборудование за 2006 год выросли почти на 14% до 4 500 млрд. рублей брутто (примерно 132 млрд. евро). И это несмотря на то, что в такие отрасли, как сельское хозяйство, железнодорожный транспорт и энергетический сектор, российское правительство старается усиленно привлекать отечественных производителей. Тем не менее, решающими факторами при покупке оборудования является всё же производительность, качество и уровень, послепродажного технического обслуживания, а по этим показателям немецкие поставщики находятся в более, выигрышном положении.

В ближайшие годы наибольший интерес для производителей оборудования для электростанций будет представлять российский электроэнергетический сектор. В 2010 году на ремонт и строительство электросетей, электростанций, трансформаторных подстанций и высоковольтных линий планируется потратить до 90 млрд. евро. То обстоятельство, что обеспечение электроэнергией некоторых районов осуществляется с огромным трудом, заставляет владельцев электростанций и линий электропередачи действовать решительно. Этот факт также расширяет возможности иностранных поставщиков, т.к. российские производители ещё не могут обеспечить быструю доставку оборудования, и к тому же их оборудование менее эффективно расходует энергию.

Немецкие машиностроители и производители комплексного оборудования являются лидерами на российском рынке. Эта тенденция будет сохраняться и в ближайшие годы. Тем не менее, конкуренция постоянно ужесточается. Более десяти лет устойчивой конъюнктуры, относительная безопасность инвестиций и повышение привлекательности рынка – все это способствует появлению новых игроков на рынке. Российский рынок по-прежнему привлекает множество иностранных компаний, даже если российские предприятия очень охотно сотрудничают с немецкими партнерами,

Анализ роли и значения иностранных инвестиций в экономике России на примере капиталовложений ФРГ и их эволюции в системе международных экономических отношений весьма актуален и имеет важное теоретическое и практическое значение для осмысления новых явлений и перспектив в развитии российской экономики, выявлении влияния этих процессов на экономические, политические и социальные проблемы российского общества. Включение России в систему мирохозяйственных связей предполагает выход за рамки традиционных для России, в основном, торговых связей и развитие качественно новых форм капиталообмена. При этом особую актуальность приобретает исследование стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Среди вопросов, рассматриваемых в рамках международных экономических отношений, проблема трансферта капитала является одной из главных и предусматривает моделирование инвестиционного климата, оптимального с точки, зрения иностранного инвестора и страны-реципиента капитала. В то же время проводимая российским государством политика моделирования инвестиционного процесса путем создания благоприятного инвестиционного климата в стране недостаточно эффективна, как с точки зрения российских национальных интересов, так и с тачки зрения интересов зарубежных инвесторов. Данная ситуация предполагает дальнейшую проработку этой проблемы на базе критического обобщения Накопленного зарубежного и российского; опыта и требует выработки соответствующих конкретных рекомендаций по ее совершенствованию. Известно, что инвестиционный климат отличается сложностью, комплексностью и эволюционностью и имеет сложную структуру с многочисленными связями и звеньями, что предполагает учет различных международных методик при его определении.

В связи с реализацией мер по созданию благоприятного инвестиционного климата необходимо обеспечение баланса интересов страны-реципиента и иностранного инвестора, а также выделение комплекса отраслей, в которых иностранные инвестиции, с одной стороны, необходимы и желательны, а с другой – нецелесообразны. Следует отметить, что с точки зрения экспертов нет единого главного инвестиционного мотива для всех групп стран, а существует интегральная сумма оценок значимых параметров с учетом региональной и отраслевой корректировки, которые влияют на инвестиционное решение. Причем, при моделировании инвестиционного климата Российской Федерации в качестве основных критериев выдвигаются уровень политической стабильности и масштабы российских некоммерческих рисков.

Уровень политической стабильности, как основной критерий инвестиционного климата, предусматривает сохранение социально-экономический стабильности и, прежде всего, устойчивость и целостность системы законодательства. Российское законодательство, как часть системы привлечения иностранных инвестиций, нуждается в совершенствовании. В соответствии с этим в действующем законодательстве необходимо более детально отразить и систематизировать следующие вопросы: -конкретные льготы в налоговой, таможенной и других областях и узаконить условия их неизменности;

- публично обнародованные и доступные инвесторам список приоритетных отраслей, где инвесторы пользуются льготами, а также список закрытых для иностранных инвесторов отраслей. Часть из этих вопросов была реализована в российском законодательстве: льготы, отчасти ограничения в виде лицензирования страховой и банковской деятельности, хотя впоследствии большинство льгот было ликвидировано, а сфера ограничений расширена;

- ограничение на деятельность иностранных инвесторов в виде определенной доли вложений или получения специальных лицензий на осуществление деятельности в конкретных отраслях.

Дальнейшее регулирование данной сферы должно пойти по пути предоставления новых льгот иностранным инвесторам. В этой связи, при выборе между национальным и преференциальным режимом привлечения зарубежных инвестиций наиболее целесообразным является дифференцированный преференциальный режим в зависимости от региона и сферы приложения капитала. В целом, продуманность и целостность законодательной базы является одним из решающих условий привлечения иностранных инвестиций в Россию. В качестве другого условия выступает система страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.

При этом, с точки зрения, например, немецких инвесторов, в результате высокого уровня некоммерческих рисков минимальные нормы прибыли при работе в России устанавливаются на 20-25% выше, чем в целом ряде европейских стран. Для стратегии немецких и других фирм, минимизирующих свои инвестиционные риски, характерно следующее:

- небольшое первоначальное финансирование и получение кредита в стране, в которой будет; размещены капиталовложения;

- значительная диверсификация активов для преодоления синхронно воздействующих факторов риска и максимизация прибыли;

- использование механизма международных трансфертных цен с целью заявления прибылей в странах с более низким уровнем налогообложения.

В связи с этим, особую значимость приобретает система страхования некоммерческих рисков. В России начала формироваться довольно разветвленная система государственных и частных организаций, призванных содействовать увеличению притока иностранных инвестиций путем расширения возможностей их страхования.

Во-первых, двусторонние соглашения, заключенные Россией, предусматривают порядок разрешения двух категорий споров: споров между инвестором и принимающим инвестиции государством и споров между непосредственно государствами.

Во-вторых, новым по сравнению с положениями российского законодательства является включение в двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций условий о "режиме абсолютного стандарта". В целом, моделирование инвестиционного климата предполагает законодательное регулирование иностранных инвестиций, создание системы страхования некоммерческих рисков и учет стратегии иностранного инвестора. В связи с этим, значительный интерес представляет исследование инвестиционной стратегии ФРГ. Как показывает анализ влияния инвестиционного климата. стран- реципиентов капитала на объем и структуру прямых германских капиталовложений, в качестве основных мотивов зарубежного инвестирования можно выделить следующие:

- увеличивающиеся издержки производства в западногерманских землях;

- ограничение проникновения на рынки зарубежных стран в результате тарифных и нетарифных барьеров,

- ужесточение экологических норм в ФРГ многих отраслей;

-доступ к более дешевому и качественному сырью;

В результате вышеуказанных причин и целого ряда других прямые немецкие капиталовложения претерпели в последние десятилетия значительные изменения:

- резко выросли масштабы вывоза капитала ФРГ;

- произошли географические изменения в направлениях вывоза капитала ФРГ; на современном этапе немецкие прямые инвестиции распределяются следующим образом: 40% приходится на страны ЕС, 16% – другие европейские страны, 28% – на неевропейские индустриально развитые страны, 14%-на развивающие страны;

- произошли изменения в отраслевой структуре экспортируемого капитала; все более доминирующее значение приобретают отрасли обрабатывающей промышленности;

- значительно увеличился экспорт государственного капитала, в частности, в Россию. В Российской Федерации, как объекте приложения немецкого капитала, в силу неполной благоприятности инвестиционного климата, происходит закрепление немецкого капитала в жизнеобеспечивающих отраслях экономики, а также в сфере торговли и услуг.

В результате можно констатировать, что Россия, осуществляющая радикальные экономические преобразования, должна определить свою стратегию в отношении иностранного капитала и выработать эффективную систему по приему иностранных инвестиций с учетом национальных особенностей.

Необходимо подчеркнуть, что практика привлечения иностранного капитала для развития национальной экономики апробирована многими государствами мира, в том числе Россией (Царской Россией и бывшим СССР). При этом, изучение особенностей предыстории партнерства, на примере России и Германии, имеет важное значение для понимания современных тенденций сотрудничества, форм возобновления инвестиционной деятельности с отдельными фирмами ФРГ. Является весьма показательным тот факт, что на современном этапе объемы прямых и портфельных инвестиций, в том числе и немецких инвесторов в Россию чрезвычайно малы и не сопоставимы с инвестиционными потребностями страны, В большинстве случаев, – это маркетинговые затраты на изучение российского рынка с целью закрепления на нем. Принимая во внимание особенности деятельности немецких инвесторов в России, можно выделить две основные группы компаний с участием немецкого капитала:

- небольшие по размеру предприятия с участием немецкого капитала, не ставящие долгосрочных целей и специализирующиеся преимущественно на посреднической и торговой деятельности;

- крупные концерны, преследующие долгосрочные цели и имеющие разработанную стратегию действий достаточно устойчивую к изменениям российского инвестиционного климата: Данные компании стремятся к освоению новых рынков, способны кооперироваться с банковским капиталом из общей страны базирования, направляют долгосрочные инвестиции в жизнеобеспечивающие отрасли с целью установления определенного контроля над деятельностью.

В деятельности немецких инвесторов просматриваются явно выраженные тенденции: относительно сокращается доля прямых инвестиций и растет доля портфельных, частично в результате недооценки стоимости приватизируемых и акционируемых предприятий; уменьшается количество предприятий с незначительным, по сути фиктивным вкладом немецкого капитала; в то же время наблюдается увеличение доли предприятий со 100%-ным немецким капиталом и сокращение доли предприятий,; созданных на основе российско-немецкого капитала. Ведущими отраслями приложения немецкого капитала являются химическая промышленность, электротехническая промышленность, общее машиностроение, автомобилестроение, нефте- и газодобывающая и перерабатывающая промышленность, производство технических полимеров. Структура немецких инвестиций в России, как показали проведенные исследования, отражает состояние ее инвестиционного климата, а также общие тенденции экспорта немецкого капитала в мире. Установлены некоторые тенденции в отраслевой структуре немецких капиталовложений: дальнейшая ориентация предприятий с участием немецкого капитала на торговую, посредническую и консалтинговую) деятельность; значительное увеличение немецких капиталовложений в химическую промышленность, машиностроение, пищевую промышленность, автомобилестроение, медицинскую промышленность, нефте- и газодобывающую промышленность; усиление контроля над деятельностью, в частности, химической промышленности России. В процессе анализа можно прийти к выводу, что явное предпочтение немецкие инвесторы отдают акциям машиностроительных заводов и акциям предприятий химической промышленности, что связано со стратегическими интерес ми немецких инверторов в данных отраслях.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что в России имеется значительный избыток собственного капитала. Одним из ярких свидетельств наличия инвестиционных ресурсов в России, не находящих прибыльного вложения в стране, является отток капитала за рубеж. В этой связи резко возрастает роль государства в разработке и осуществлении инвестиционной политики с помощью принятия соответствующих организационно-правовых мер. В целом, стратегия привлечения иностранных инвесторов в экономику России свидетельствует о необходимости учета основных тенденций, особенностей, этапов и направлений деятельности зарубежных инвесторов и предполагает выработку более эффективной системы по приему иностранного капитала и стимулированию отечественных капиталовложений.

Для немецких машиностроителей и производителей комплексного оборудования, Россия является важнейших рынком сбыта в Восточной Европе. Тесное сотрудничество между российскими и немецкими предприятиями существует в этой области уже десятилетия. Ранее, в связи со сложившейся политической ситуацией, в первую очередь восточногерманские машиностроительные предприятия были сильно ориентированы на российский рынок. Но и после распада Советского Союза Германия осталась для России важнейшим поставщиком промышленного оборудования.

Таблица 5

Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и Федеративной Республики Германия

Товарооборот между Россией и Германией

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм Таблица 6

Товарооборот между Россией и Германией (в млрд. евро)

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

По итогам 2009 г. объем российско-германского товарооборота сократился по сравнению с 2008 г. на 40,6% и составил 39,9 млрд. долл.

При этом российский экспорт в 2009 г. сократился на 43,6% и составил 18,7 млрд. долл., российский импорт из Германии уменьшился на 37,8% до 21,2 млрд. долл.

В 2009 г. общая доля Германии во внешнеторговом обороте с Россией составила 8,5% (9,2% в 2008 г.).

В структуре российского экспорта в Германию основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) – 81% всего объема экспорта, металлы и изделия из них – 8%.

Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 2,8% объема российского экспорта, продукции химической промышленности – 2,7%, драгоценных металлов и камней – 2,2%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 1,9%.

Основные экспортные товары: сырая нефть, природный газ, медь и медный прокат, платина, радиоактивные элементы, нефтепродукты, прокат плоский из углеродистой стали.

Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства – 53,5%, продукция химической промышленности – 22,4%, металлы и изделия из них – 8%, продовольственные товары и сельхозсырье – 8%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 4%.

Основные импортные товары: легковые и грузовые автомобили, их части и принадлежности; медикаменты и медицинская техника, электросиловое и подъемно-транспортное оборудование, насосно-компрессорное оборудование, бытовая техника, парфюмерно-косметические товары, металлургическое и металлообрабатывающее оборудование, прокат плоский из углеродистой стали, сельскохозяйственная техника, стальные трубы, пищевое оборудование.

Инвестиционное сотрудничество России и Германии

По данным Росстата, на конец сентября 2009 г. объем накопленных германских капиталовложений в российскую экономику составил 19,8 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 7,4 млрд. долл., портфельных инвестиций – 18 млн. долл. и прочих инвестиций – 12,3 млрд. долл.

Инвестиционное сотрудничество с Германией характеризуется следующими статистическими данными:

Таблица 7

Динамика германских инвестиций в Россию (млрд. долл.):

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Таблица 8

Динамика российских инвестиций в Германию (млрд. долл.):

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Таблица 9

Структура поступивших инвестиций за 9 месяцев 2009 г.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

Таблица 10

Структура накопленных инвестиций на 9 месяцев 2009 г. (тыс. долл.):

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности российских фирм

По данным Росстата, за 9 месяцев 2009 г. приток германских инвестиций в экономику России составил 5,5 млрд. долл.

Прямые германские инвестиции поступают преимущественно в сферу оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также в пищевую, химическую, электротехническую, электронную и автомобильную промышленность, производство строительных материалов.

Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики: "КНАУФ" (производство строительных материалов) – около 1 млрд. евро; компания "МЕТРО", открывшая в октябре 2009 г. юбилейный 50-ый гипермаркет в России (г. Киров) – около 500 млн. евро; концерн "Фольксваген", запустивший в октябре 2009 г. полный цикл производства автомобилей – 570 млн. евро. Стоит так же отметить приобретение германским концерном "Даймлер" 10% пакета акций российского ОАО "КамАЗ" на сумму 250 млн. долл. в ноябре 2008 г.

В настоящее время в России работает около 6 тыс. фирм с участием германского капитала.

Сумма накопленных российских инвестиций в Германии, по данным Росстата, по состоянию на конец октября 2009 г. составила 2,3 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 109 млн. долл. и 2,2 млрд. долл. прочих инвестиций в виде торговых и иных кредитов.

В период январь-сентябрь 2009 г. в Германию, по данным Росстата, поступило 814 млн. долл. инвестиций из России. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.

Литература

1. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон: принят Гос. Думой 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. / ЗЛО "Консультант 11люс", III10 "ВМИ". Загл., с экрана

2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 9 июля 1999 г. №160-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант 11люс", 1II К) "ВМИ". Загл., с экрана

3. О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области: закон Тульской области: принят Тульской областной Думой 9 августа 2005 г. № 615-3 ГО // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант 11люс", 11ПО "ЕШИ". – Загл., с экрана

4. Бочаров, В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. CI 16.: 11итер, 2003. 288 с.

5. Брандин, В.А. Инвестор реагирует на качество / В.А. Брандин // Консультационный центр "Качество и бизнес" // qbcentre.spb.ru, 2007.

6. Вахрин, II.И. Инвестиции: учебник / II.И. Вахрин. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-горговая корпорация "Дашков и К"", 2003. – 384 с.

7. Добро пожаловать, инвесторы / Управление по связям с общественностью и СМИ Тульской областной Думы // Тульский молодой коммунар. – 2007.

№ 101 – с. 7.

8. Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалёва, В.В. Иванова, В.А. Лялина

М.: ООО "ТК Велби", 2003. – 440 с.

9. Инвестиционный рейтинг регионов // Рейтинговое агентство "Эксперт РА" // www.raexpert.ru, 2007.

10. Калинин, C.B. Опыт инвестиций в регионах / C.B. Калинин // Инвестиционные возможности России // www.ivr.rn, 2007.

1 1. Климатом можно управлять, даже если он инвестиционный: материалы конференции // Торгово-промышленные ведомости. – 2007. № 21 (325), с. 1,6-

12. Койнов, С.К. Менеджмент в полиграфии / С.К. Койнов // ГАРТ: Всемирные полиграфические новости // www.gart.ru, 2004.

13. Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: учебное пособие для вузов / И.Я. Лукасевич. – М.: Финансы, Ю1ШТИ, 1998. – 400 с.

14. Рекомендации по привлечению инвестиций в российские компании // Инвестиции в России // www.investmentrussia.ru, 2008.

15. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2006. 819 с.

16. Рынок гибкой упаковки // Отраслевой сервер UN1PACK.RU // www.unipack.ru, 2006.

17. Суров, С.К). Инвестиционный менеджмент: учебное пособие для высших учебных заведений / С.К). Суров, Н.Ю. Сурова. М.: "Приор- издат", 2004. 144 с.

18. Фабоцци, Ф. Управление инвестициями: пер. с англ. / Ф. Фабоцци. М.: И11ФРА-М, 2000. – 932 с.

19. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / под ред. акад..Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ю\ 1ИТИ-ДА11А, 2004. – 527 с.

20. Шарп, У. Инвестиции: пер. с англ. / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бэйли. М.: ИНФРА-М, 1997.- 1024 с.

21. Шелобаев, С.И. Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие для вузов / С.И.Шелобаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.

22. Экономика предприятия: учебник для вузов / С.Г.Фалько [и др.]; под ред. С.Г.Фалько. – М.: Дрофа, 2005. – 368 с.

23.

24. Внешнеторговый оборот России за 1997 год //Внешняя торговля. –1998. -№1. –с. 60.

25. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко. –Новосибирск, 1992.

26. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: Республика, 1997.

27. Гражданский кодекс РФ.

28. Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. –СПб.: Политехника, 1997.

29. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями на 16 ноября 1997 года). от 4.07.91 N 1546-1.

30. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 N 5005-1.

31. Авдокушин Е.Ф./ Международные экономические отношения/ Москва/ ИВЦ "Маркетинг"/1998г.

32. Березин И./ История экономического развития/ Москва/ Русская деловая литература/ 1998г.

33. Борисов С.М./ Финансовый кризис и внешняя зависимость России/ Деньги и кредит/ №10, 1998г.

34. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), № 89,94,99,100,103, 105,114,131,144,153

35. Вардуль Н. Предварительный диагноз – асфиксия// Коммерсантъ. 24 октября 1995.

36. Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций// Вопросы экономики. 1994. № 7.

37. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д./ Основы инвестирования/ Москва/ Дело/ 1997г.

38. Государственный комитет Российской Федерации по статистике/ Информация о социально-экономическом положении России/ Статистический сборник, январь-октябрь № 10, 1998г.

39. Государственный комитет Российской Федерации по статистике/ Статистический бюллетень/ № 1-10,1998г

40. Государственный комитет Российской Федерации по статистике/ Социально-экономическое положение России/ Статистический сборник, январь-октябрь, № 10, 1998г.

41. Григорьев Л./ В поисках пути к экономическому росту/ Вопросы экономики/ №8,1998г.

42. Диденко Н.И./ Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации/ Санкт-Петербург/ Политехника/ 1997г.

43. Дмитриев М./ За чертой бедности – каждый россиянин?/ Экономическая газета № 1 -2.01.99, стр. 4.

44. Дэниэлс Д.Д., Радеба Ли Х./ Международный бизнес, внешняя среда и деловые операции/ Москва/ Дело/ 1998г.

45. Ещё один способ привлечения иностранных инвестиций// Коммерсантъ. 24 октября 1995.

46. Илларионов А./ Как был организован финансовый кризис/ Вопросы экономики/ №11-12,1998г.

47. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало// Рынок ценных бумаг. 1995. № 12.

48. Компьютерная программа "Dixi+"/ теле – и радиодайджесты, дайджесты деловой прессы/ МФД-ИнфоЦентр.

49. Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели// Российский экономический журнал. 1995. № 1.

50. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М. 1994. Гл. 9.