Инвентаризация товаров и товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете

Инвентаризация товаров и товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие инвентаризации, ее принципы и связь с другими элементами метода бухгалтерского учета

Инвентаризация (от лат. inventarium – нахожу, обнаруживаю) – один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии – на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1673 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводятся физические сплошные или тематические инвентаризации.

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления с данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

- при смене организационно-правовой формы предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при установлении фактов хищений, порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий;

- при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя назначается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят представители администрации, работники бухгалтерии, инженерно-технический персонал. Инвентаризации различают: плановые и внеплановые (внезапные). [19, с.13]

Различают полную, частичную и выборочную инвентаризацию. Полная – охватывает все категории средств (как принадлежащих предприятию, так и принятых на ответственное хранение, переработку и пр.), прав и обязательств; частичная – отдельные категории (денежная наличность в кассе, материалы, товары). По периодичности проведения они бывают текущие и перманентные (постоянные, непрерывные). По перечню решаемых вопросов различают комплексные и тематические инвентаризации.

Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.

Принципы:

- внезапность;

- сопоставимость единиц измерения;

- плановость;

- объективность;

- юридическая правомочность результатов;

- непрерывность;

- полнота охвата объектов;

- воспитательное воздействие и материальная ответственность;

- оперативность и экономичность;

- гласность.

Связь с другими методами бухгалтерского учета.

Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.

Инвентаризация не может проводится без оценки, в основе которой лежит калькуляция, которая позволяет определить фактическую себестоимость объектов. [22, с.183]

Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчете, а текущие – в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация.

Основными задачами инвентаризации являются:

- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.

- контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;

- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

- проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

Таким образом, с помощью инвентаризации:

- проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета,

- выявляются ошибки, допущенные в учете,

- принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты,

- контролируется сохранность хозяйственных средств,

- выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи,

- контролируется работа материально-ответственных лиц

Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия.

Основным документом, определяющим порядок проведения инвентаризации (помимо других основных нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета), является Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13.06.95г "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов".

Виды инвентаризаций

Классификация по полноте охвата:

Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета. [29, с.56]

Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе.

Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

Классификация по роли в хозяйственном процессе:

Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.

Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Необходимая инвентаризация проводится в ряде случаев, предусмотренными нормативно-правовыми актами (см. ниже).

Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

Сроки и порядок проведения инвентаризаций

Количество инвентаризаций в отчётном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предприятием. Периодичность инвентаризаций предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, например:

- денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности, нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц;

- расчетов по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал;

- расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год;

- готовой продукции на складах, сырья и прочих материальных ценностей, незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки – не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

- основных средств – не менее одного раза в два-три года.

Кроме того, данное Положение предусматривает ряд случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества предприятия в аренду;

при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

при смене материально ответственных лиц;

при установлении фактов хищений, злоупотреблений, краж, ограблений, порчи ценностей – немедленно при установлении таких фактов;

после пожара или стихийных бедствий – немедленно по их окончании;

при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей;

Закон о банкротстве предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия-должника при проведении конкурсного производства.

Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Кроме того, в межинвентаризационный период проверки и выборочные инвентаризации осуществляются работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия. Персональный состав инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя предприятия.

В состав постоянно действующей комиссии входят:

- руководитель предприятия или его заместитель (председатель комиссии);

- главные бухгалтера;

- начальники структурных подразделений (служб);

- представители общественности.

Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:

заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности товарно-материальных ценностей;

организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

производят контрольно-проверочные и выборочные инвентаризации;

рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу, порчу ценностей или другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Для непосредственного проведения инвентаризаций (при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:

- представитель руководителя предприятия (председатель комиссии);

- специалисты (товаровед, технолог, экономист, юрист, работник бухгалтерской службы).

В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей: управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов; службы внутреннего аудита организации; независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. [20, с.166]

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач, растрат или излишков подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

План инвентаризаций составляется главным бухгалтером по согласованию с руководителем предприятия. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно план работы уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций: в первую очередь – у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников. При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты неритмичного выполнения плановых заданий, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб покупателей на обсчёт и другие нарушения.

Основанием проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, инвентаризационная группа обязана:

- получить от материально ответственных лиц расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей, а также последние товарно-денежные отчёты и расписку о их сдаче, тщательно проверить их и проставить даты и подписи председателя;

- получить от кассира и проверить последний кассовый отчёт с выведенными в нём остатками денег в кассе;

- снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;

- опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

- проверить исправность всех весоизмерительных приборов;

- материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;

- в местах хранения вывесить ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.

Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.

Комиссия также должна проверить весоизмерительное оборудование. Инвентаризация расчётов проводится путём сопоставления выписок из лицевых счетов с бухгалтерскими записями по счетам. Кроме того, комиссия высылает дебиторам или кредиторам выписки из счетов и просит подтвердить в кратчайшие сроки. [14, с.89]

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, где отмечаются фактические суммы инвентаризации и контрольной проверки и фиксируются расхождения. [16, с.137]

Наименования инвентаризуемых объектов, их количество и цена показываются в инвентаризационных описях или актах (не менее чем в двух экземплярах, подписанных всеми членами комиссии и материально ответственными лицами) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и лиц, в ней виновных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. [25, с.45]

По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам – их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.

После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. [ 27, с.57]

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1. Излишек имущества подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 10,15.), с отнесением его на финансовые результаты (счет 99) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации (в кредит счёта 99 "Прибыли и убытки", субсчёт 3 "финансовые результаты от инвентаризационных операций") с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

2. Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (01, 10,15,50.) в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (по счёту 01 и 04 через счета 47 и 48). Со счёта 94 суммы недостач относят по назначению в следующем порядке:

2.1. Убыль ценностей в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачёта излишками по пересортице. Пересортица означает излишек одного и недостачу другого товара. Она образуется в тех случаях, когда по документам числится оприходование или списание одного товара, а фактически был оприходован или списан другой товар. Взаимный зачёт излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен как исключение только в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, за один и тот же проверяемый период и у одного и того же проверяемого лица при условии, что недостачи и излишки явились результатом ошибки или просчёта.. В том случае, если после зачёта по пересортице всё же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли применяются только по тому виду ценностей, по которому осталась недостача. При отсутствии норм естественной убыли вся убыль рассматривается как недостача сверх нормы.

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций

2.2. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

- дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба";

- кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают со счёта 94 в дебет счёта 99"Прибыли и убытки", субсчёт 3 "Финансовые результаты от внереализационных операций".

Планирование и организация инвентаризаций на предприятиях розничной торговли

План инвентаризаций составляется главным бухгалтером по согласованию с директором. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по месяцам исходя из сроков и результатов осуществления предыдущих инвентаризаций и условий работы материально ответственных лиц (сезонность, время отпусков и т. д.), молодых специалистов. Ежемесячно план работы уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций. В первую очередь переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников. При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты неритмичного выполнения плановых заданий по объёму товарооборота, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб покупателей на обсчёт и другие нарушения.

Кроме того, составляется график проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и контрольных проверок должностными лицами аппарата управления на год в разрезе каждого месяца. В нём предусматривается участие в инвентаризациях и контрольных проверках специалистов (не менее 4-7 раз в год).

Кроме проведения инвентаризаций в установленные сроки, в планах могут предусматриваться внезапные сплошные инвентаризации, охватывающие все торговые предприятия.

Контроль за выполнением плана инвентаризаций, как правило, осуществляется главным бухгалтером, а учёт и проверка качества их проведения – чаще всего начальником. В журнале учёта проведения инвентаризаций, центрируются данные по каждому магазину о времени проведения инвентаризаций и составе комиссий, даже контрольных проверок, результатах инвентаризаций, сведения о результатах инвентаризаций и их качестве. Могут также указываться данные о соблюдении норматива товарных запасов и о неполноценных товарах.

Организация инвентаризации ценностей имеет большое и возрастающее значение как в борьбе за сохранность собственности, так и в деле управления хозяйственной деятельности предприятий, так как даёт возможность получить точную и достоверную информацию о состоянии товарных запасов, выявить неполноценные товары, осуществить контроль за деятельностью материально ответственных лиц, определение суммы недостач и излишков товарно-материальных ценностей, влияющие на финансовые результаты деятельности торговых предприятий. Что имеет немаловажное значение в условиях создания рыночных структур в стране. [9, с.173]

Организационная сторона инвентаризации предусматривает различные нарушения, например, в состав комиссий нередко назначаются малоопытные продавцы, которые ограничиваются составлением описей без личной фактической проверки и подсчёта ценностей. Положение об участии в проведении инвентаризации представителей общественности нередко не выполняются, а если и выполняются, то носит лишь формальный характер. Иногда в качестве представителей общественности включаются сторожа, подсобные рабочие, уборщицы.

Также должна осуществляться совершенная организация деятельности инвентаризационной комиссии, которая недостаточно освещена в экономической литературе и практически не отражена в нормативных документах. Организационная деятельность инвентаризационной комиссии включает получение распоряжение на проведение инвентаризации, инструктаж, изучение и соблюдение своих обязанностей, прав и ответственности и порядок оплаты труда за выполненную работу. Документом на право проведения инвентаризации для инвентаризационной комиссии должно служить распоряжениеруководителя предприятия, выданное на основании плана проведения инвентаризаций. Выдача такого распоряжения вызвана необходимостью обеспечить право комиссии на проведение инвентаризации и соблюдение принципа внезапности.

До начала инвентаризации главный бухгалтер с участием руководителя, специалистов и представителя инвентаризационной комиссии обязан провести инструктаж о порядке и технике проведения инвентаризационной работы.

Например, изложение общих правил и специфических особенностей методики инвентаризации конкретных объектов, определение круга вопросов, на которые необходимо обратить более пристальное внимание, разъяснение порядка принятия решений по результатам проведённых инвентаризаций.

Распоряжение является единым документом, который в комплексе отразит организацию предварительной инвентаризационной работы. Распоряжение о проведении инвентаризации регистрируется в книге учёта выданных распоряжений.

После регистрации и получения распоряжения о проведении, инвентаризационная комиссия непосредственно приступает к её выполнению.

Последовательность осуществления этапов, из которых состоит инвентаризация отражается в сетевом графике проведения инвентаризаций в розничной торговле, который показывает, что делается в определённый момент инвентаризации, кем, в каком порядке и как. Сетевой график представляет собой графическую модель, наглядно изображающую технологию проведения инвентаризационной работы. Работы на сетевом графике изображены стрелками, а их результаты кружками, направление стрелки показывает порядок следования событий (см. схема № 1).

Схема 1.

Инвентаризация товаров и товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете

Процесс указания выполняемых процедур приводится в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации

Номер

п/п

Содержание работ

Код работ

1

Оформление распоряжения о проведении инвентаризации ценностей и его вручению председателю комиссии. Проведение инструктажа членов комиссии.

1-2

2

Вручение распоряжения администрации предприятия, оповещение об инвентаризации материально ответственных лиц.

2-3

3

Опломбирование подсобных помещений и других мест хранения ценностей.

3-4

4

Получение от кассира последнего кассового отчёта с выведенными в нём остатками денег в кассе.

4-5

5

Проверка кассового отчёта и приложенных к нему документов.

5-6

6

Получение последнего товарно-денежного отчёта.

4-8

7

Подписка о включении всех расходных и приходных документов в отчёт.

8-9

8

Проверка предъявленного товарно-денежного отчёта и приложенных к нему документов.

9-10

9

Визирование всех документов приложенных к товарно-денежному отчёту.

10-11

10

Проверка весоизмерительных приборов, используемых комиссией.

4-12

11

Снятие остатка наличия денежных средств в кассе и определение выручки текущего дня.

6-7

12

Запись остатка денежных средств в кассе в инвентаризационную опись.

7-15

13

Подготовка товаров и тары к инвентаризации: группировка и подборка их по артикулу, наименованиям, ценам, выписка излишков на каждый вид товара.

12-13

14

Пересчёт и перемеривание товаров и тары.

13-14

15

Запись данных об остатках товарно-материальных ценностей в инвентаризационную опись.

14-15

16

Подписка о том, что все ценности поименованные в описи комиссией проверены в натуре.

15-16

17

Определение предварительных результатов инвентаризации.

16-17

18

Представление описей в бухгалтерию.

17-18

19

Проверка в бухгалтерии товарных документов и отчёта материально ответственного лица.

11-18

20

Проверка инвентаризационных материалов в бухгалтерии.

18-19

21

Составление сличительной ведомости по таре.

19-20

22

Составление расчёта естественной убыли и других нормируемых потерь.

19-21

23

Отражение данных в отличительной ведомости результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле.

20-22

24

Отражение данных расчёта нормируемых потерь в сличительной ведомости.

21-22

25

Определение окончательных результатов инвентаризации.

19-22

26

Рассмотрение результатов инвентаризации.

22-23

27

Принятие решений по результатам инвентаризации.

23-24

28

Отражение в учёте результатов инвентаризации.

24-25

Данная сетевая модель помогает рационализировать проведение инвентаризаций, сократить время их проведения, что в свою очередь, скажется на улучшение организации торговли, увеличение товарооборота и как следствие, улучшение финансовых результатов.

Для более достоверных данных по результатам инвентаризации необходимо совершенствовать сам процесс проведения инвентаризации. Одним из рациональных приёмов проведения инвентаризации является ярлычный метод.

Его сущность состоит в том, что работники торгового предприятия подбирают одноимённые товары в порядке, удобном для их подсчёта. Затем подсчитав количество товаров и заполняют на каждый его отдельный вид товарный ярлык, в котором указывают наименование товара, сорт, количество, цену и другие признаки, определяющие данное наименование товара. Председатель комиссии в присутствии материально ответственного лица может поручить члену комиссии проверить правильность на нём регистрационный номер, записать данные ярлыка в контрольную ведомость.

После этого товарный ярлык направляется оператору ПК для включения в инвентаризационную опись данные проверенного товара. Применение этого метода позволяет на 35-40 % сократить время проведения инвентаризации.

Для сокращения времени проведения инвентаризации можно порекомендовать применение специальных книг, построенных по типу оборотных ведомостей. Первая инвентаризация в них отражается как обычно, а последующие на выкладках с указанием лишь количества и стоимости товаров. Этот метод позволяет за счёт одноимённых товаров почти вдвое сокращать объём описи. При инвентаризации продовольственных товаров можно пользоваться такой более эффективной формой её проведения как обмер, но такой способ проверки не совсем точен и достоверен.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товаров, инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она опломбирует помещения для хранения ценностей, пересчитывает все имеющиеся деньги, проверяет точность и сроки клеймения весоизмерительных приборов, группирует одинаковые товары, находящиеся в разных местах помещения, отдельно складывает бракованные и пришедшие в полную негодность товары, получает от материально ответственных лиц последние товарно-денежные отчёты с соответствующими оправдательными документами, расписку о сдаче всех документов и отчётов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет предъявленные отчёты и приложенные документы, особенно накладные на внутреннее перемещение, удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц, правильности цен на товары, сумм наценок, таксировок, подсчётов. На каждом предъявленном комиссии документе и на отчётах ставится дата и подпись председателя инвентаризационной комиссии.

Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям, сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания.

Товары подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения товаров в данном помещении. [14, с.204]

Товары, находящиеся на розничных торговых предприятиях в нераспакованном виде, вскрывают и проверяют как по количеству, так и по качеству.

Инвентаризация товаров, учитываемых партионно, проводится по отдельным партиям. Товары, поступившие на предприятие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную опись. Документы на эти товарно-материальные ценности включаются в первый товарно-денежный отчёт, составленный после инвентаризации.

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт ф. № 2026 и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

На фактически оказавшиеся в наличии товары и тару на торговых предприятиях составляются инвентаризационные описи.

В инвентаризационной описи не допускаются подтирки или подчистки, записи в описях должны производиться ясно и чётко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путём зачёркивания ошибок и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии, что на практике нередко не совершается.

По данным инвентаризации составляются описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а материально-ответственные лица, кроме того, по каждой описи дают расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи находятся на моем ответственном хранении".

Оформленная опись комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Сличительные ведомости составляются только по ценностям, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Они подписываются главным бухгалтером и материально-ответственным лицом. По установленным недостачам или излишкам, материально-ответственное лицо представляет письменное объяснение. Недостача ценностей относится на виновных лиц, а излишки подлежат оприходованию.

Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы должны быть пронумерованы, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы.

В опись записывается товар в полном и правильном наименовании с указанием номенклатурного номера, расфасовки. В графе "цена" указывается цена, по которой товар сдан под отчёт по товарным документам материально-ответственному лицу. При этом цены должны соответствовать единице измерения, в которой товар внесён в опись.

Например, количество товара указано в штуках, и цена ставится за одну штуку.

Очень часто в магазинах возникают трудности при инвентаризации особо крупных остатков отдельных видов товаров. Даже при очень крупных остатках какого-либо товара комиссия обязана пересчитать их, а не записывать в опись их количество со слов материально ответственного лица или путём умножения количества ящиков на количество бутылок в одном, без проверки содержимого в каждом ящике.

Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается отметка о том, что товар получен во время инвентаризации. Он приходуется после инвентаризации.

По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес нетто. Фактически оказавшуюся в момент инвентаризации тару рассортировывают по качественному признаку и составляют для неё две описи – на порожнюю и на занятую под товарами.

Если на торговом предприятии имеется остаток денег, не сданных в банк от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях (безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо (бригадир, члены бригады) даёт подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.

После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет описи в следующем порядке:

- первый экземпляр описи, заполненный членами комиссии, а так же экземпляр, заполненный материально ответственным лицом, – в бухгалтерию организации, где ведётся учёт ценностей;

- второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, – материально ответственному лицу.

На инвентаризационные описи составляется перечень в двух экземплярах и под расписку передаётся главному бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию инвентаризационные описи должны тщательно проверяться и затем после проверки выводится результат инвентаризации.

Исследования, произведённые в универсальном торговом комплексе № 5 показали, что документальное оформление инвентаризации товарно-материальных ценностей находится не на должном уровне, совершаются такие нарушения как подтирки и подчистки, записи не всегда производятся ясно и чётко.

Не выполняется методика составления инвентаризационных описей, то есть не ведётся отдельно инвентаризационная опись по таре, а вносится в опись по товарам (см. Приложение 4).

Инвентаризация кассы и кассовых операций проходит в основном по трем направлениям:

1. инвентаризация наличия денежных средств;

2. проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу;

3. исследование правильности списания денежных средств на расход.

При инвентаризации кассы и кассовых операций можно руководствоваться:

- Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 20 марта 1992г. №10;

- Указанием Центрального банка РФ (Банка России) от 12 ноября 1996г. № 360 "О первоочередных мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения";

- Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998г. № 14-П (ред. От 31.10.2002г.);

- Кроме того, необходимо учитывать более поздние уточнения, внесенные Центральным банком России, пользоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые операции, имеющие отраслевые особенности (инкассирование торговой выручки, расходование наличных сумм заготовительными организациями, смешанными предприятиями, кооперативами и т.п.); первичными документами по приему и выдаче наличных денег; кассовыми книгами; книгами аналитического учета ценностей, хранящихся в кассе; актами ревизии кассы; учетными регистрами по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", прочих денежных средств (55, 56, 57) и др.

Инвентаризация кассы проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера. При наличии нескольких касс инвентаризационная комиссия опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи денег в одних кассах за счет денежной наличности других касс. Одновременно кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы за этот день включены им в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег не имеется. Отчет визирует главный бухгалтер предприятия. Затем кассиром производится подсчет денежной наличности и других ценностей, находящихся в кассе, потом это делает комиссия.

В период инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и на другие выплаты, а также различного рода временные надлежащим образом не оформленные расписки о получении взаимообразно работниками предприятия денег из кассы.

Выплаты по частично оплаченным платежным ведомостям комиссия принимает к зачету, о чем делается отметка в акте, расписки же, не оформленные расходными кассовыми ордерами к зачету в наличный остаток не принимаются. Далее, фактическое наличие денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. После этого оформляются результаты инвентаризации актом, который кроме комиссия подписывают кассир и главный бухгалтер предприятия. На оборотной стороне акта кассир как материально-ответственное лицо пишет объяснение о причинах недостач, а руководитель предприятия – решение по результатам проверки.

Суммы недостач подлежат взысканию с кассира и оформляются записью:

1. Д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К-т сч. 50 "Касса"

2. Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

К-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Проведение инвентаризации

Выявление результатов инвентаризаций включает два этапа.

Первый этап – подведение предварительных результатов инвентаризации, которые определяются немедленно после её окончания. Точность и быстрота выявления предварительных результатов инвентаризации определяет во многом успех борьбы с недостачами, хищениями и товарными потерями.

Имея эту оперативную информацию, председатель и члены комиссии сразу на месте могли бы решать вопрос о дальнейшей деятельности материально ответственного лица, особенно это важно в настоящее время, когда каждая недостача вливается в миллионную сумму. Председатель инвентаризационной комиссии докладывает о предварительных результатах инвентаризации ценностей руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления крупной недостачи, материально ответственное лицо отстраняется от занимаемой должности до получения окончательных результатов.

Второй этап – определение окончательных результатов инвентаризации. Оно осуществляется бухгалтерией после тщательной проверки и обработки всех документов в следующие сроки:

- по мелкой рознице (ларьки, киоски, палатки) – в этот же день;

- по магазинам – не позднее двух дней.

Необходимые подготовительные работы для выведения результатов инвентаризации в бухгалтерии включают: проверку последних товарно-денежных отчётов, завизированных председателем инвентаризационной комиссии, записи данных по ним в учётные регистры, подсчёт итогов в журналах для учёта товарно-материальных ценностей, сверку данных синтетического и аналитического учёта, взаимную сверку учётных регистров, проверку полноты поступления ценностей по встречным (внешним и внутренним) документам, выведение остатков ценностей у отдельных материально ответственных лиц (бригад) к началу инвентаризации. Особое значение имеет сверка сумм, списанных в расход, и реализованных товаров с выручкой кассы, анализ внутреннего перемещения товаров из одного магазина в другой, проверка и оформление бухгалтерскими записями не отражённых ранее в отчётах актов о списании боя, порчи товаров и т. д.

Не менее тщательно проверке подвергаются данные в инвентаризационных описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся:

- неоговоренные исправления цен, количества и сумму определённых товаров;

- подчистки записей, добавления и дописки цифр;

- неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам описи, количеству указанному комиссией;

- указанные в описи завышение остатков отдельных товаров (особенно в конце описи);

- указанные в описи превышающий лимит остатков и сумм, не сданной денежной выручки;

- наличие в описи товаров, которых не было в записях о поступлении и начальном остатке товаров;

- несоответствие документальных данных о таре данным о перемещении и фактическом наличии товаров.

Для выявления хищений, которые характеризуются указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех операций, которые содержат формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов срочной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения и другие, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений. [12, с.173] Признаки приписок в инвентаризационных описях рекомендуется выявить составлением записей об остатках одних и тех же наименований в описях на начало и конец учётного периода.

Одним из распространённых способов сокрытия хищений при инвентаризации является неправильная таксировка и подсчёт на отдельных страницах и в описях в целом. Необходимо осуществлять встречные проверки правильной таксировки и подсчёта итогов в описях с использованием вычислительных средств.

Для выявления факторов скрытия недостач повышенной суммой сданной выручки накануне инвентаризации или в период её проведения необходимо сравнить выручку за день до начала и после окончания снятия фактических остатков ценностей со среднедневной плановой и ежедневной выручкой и в другие периоды торговли.

Для выявления признаков хищений, скрываемых при проведении инвентаризации рекомендуется также сопоставить количество возможного завышения товарных остатков с указанной в инвентаризационной описи тарой, занятой под ними. Если количество тары не обеспечивает вместимость записанных в инвентаризационную опись товаров, то это может служить признаком приписки товаров. [9, с.156]

Скрытие недостач путём неоприходования товаров, поступивших до инвентаризации, выявляется сверкой расчётов и встречной проверкой документов. Наряду с этим проверяется использование выданных доверенностей, изучаются даты фактического поступления товаров по транспортным документам.

Важное значение при оценке материалов инвентаризации имеет проверка перемещения товаров между розничными предприятиями и их отфактуровка поставщикам в сроки, приближённые к инвентаризациям. Документы свидетельствуют о фактах отпуска ценностей в завышенных количествах предприятиям, обычно обнажаемым другими поставщиками, отправка товаров сложного ассортимента на заводы, якобы для гарантийного ремонта. Безосновательный возврат товаров и отсутствие письменного разрешения руководителя организации на этот возврат.

Существует ещё один способ выявления различных негативных явлений при проведении инвентаризации. Это проведение контрольной проверки после проведения инвентаризации. Контрольная проверка оформляется актом о контрольной проверке инвентаризации ценностей.

К проверкам качества проведённых инвентаризаций привлекаются опытные работники и специалисты в совершенстве знающие организацию проведения инвентаризаций. Однако на практике контрольные проверки проводятся редко. Такая тенденция имеет место из-за загруженности работой бухгалтеров и нехваткой достаточного количества необходимых счётных работников.

В настоящее время количество проверяемых при контрольной проверке ценностей определяется работником её проводящим.

В акте контрольной проверки сопоставляется, что при фактическом пересчёте и что значится по описи. Акт подписывается проводившим проверку председателем инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

Контрольные проверки проводятся в присутствии членов инвентаризационной комиссии не только после окончания инвентаризации, но и в процессе её проведения.

Результаты инвентаризации выявляются на основе сопоставления остатков товаров, тары и других ценностей по учётным данным с фактическим их наличием по инвентаризационным описям. Для установления окончательных результатов инвентаризации ценностей бухгалтерия составляет сличительную ведомость о ф. № инв-21 – для розничной торговли (см. Приложение 6). В ней указываются остатки товарно-материальных ценностей по бухгалтерским данным на момент проведения инвентаризации, которые сличаются ф фактическими остатками согласно описи.

При количественно-суммовом учёте сличительная ведомость составляется по тем позициям товаров, по которым установлены расхождения с учётными данными. Ценности, по которым расхождения не установлены, в сличительную ведомость включаются общим итогом.

Пересортица товаров, которая может быть вскрыта при инвентаризации, означает излишек одного и недостачу другого товара. Она образуется в тех случаях, когда по документам числится оприходование или списание одного товара, а фактически был оприходован или списан другой товар. Взаимный зачёт излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен как исключение только в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, за один и тот же проверяемый период и у одного и того же проверяемого лица при условии, что недостачи и излишки явились результатом ошибки или просчёта. Допускаются также в виде исключения производить зачёт излишков и недостач товаров в результате пересортицы, происшедшей в одной и той же группе товаров, если входящие в её состав товары имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару. Если при зачёта излишков и недостач от пересортицы товаров стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке, то разница относится на виновных лиц. Кроме пересортицы, могут образовываться так называемые "суммовые разницы", когда товар отпускается по повышенной или пониженной цене. Зачёт в этом случае производится аналогично. О допущенной пересортице материально ответственные лица дают письменное объяснения. На лиц, виновных в пересортице товаров, могут налагаться дисциплинарные взыскания, а при умышленном внесении путаницы в первичные документы и учёт их привлекают к судебной ответственности. [17, с.153]

При установлении факта недостачи товаров бухгалтерия производит расчёт их естественной убыли. Определяется естественная убыль на основе установленных норм после инвентаризации, если вскрыт факт недостачи товаров. В норму убыли не включаются потери товаров, внутренняя их переброска, списания по актам. Утверждённые нормы являются предельными и не распространяются на штучные, фасованные и транзитные товары.

При количественно-суммовом учёте естественная убыль товаров исчисляется отдельно по каждому виду. Нормы естественной

Руководители организаций и предприятий обязаны определить и относить недостачу к мелкой или к крупной, а также уведомлять прокурора о недостачах, не переданным следственным органам и погашаемых в общегражданском порядке.

Мелкие недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определённых случаях допускается получение от работника обязательства с указанием сроков погашения (как правило 2-3 месяца).

По недостачам и растратам, явившимся следствием злоупотреблений, дела направляются в судебно-следственные органы не позднее 5 дней с момента установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба.

Для записей результатов инвентаризации товаров и тары в предприятиях розничной торговли используют журнал К-3, отводится отдельная строка по каждому лицевому счёту материально ответственного лица, у которого она проводилась.

Результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором она проводилась с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учёта. При этом делаются следующие проводки (цифровой материал взят с приложения № 6).

Отражение недостачи ТМЦ в рознице на счетах бухгалтерского учёта

Экономический смысл опреции

Дебет

Кредит

1

Отражена недостача

941

412

2

Списана на издержки за минусом скидки

442

941

3

Уменьшена торговая наценка

42­3

941

4

Взыскана недостача за счёт МОЛ

733

94­1

5

Уменьшена надбавка

423

833

6

Погашена недостача в кассу

50

73

7

Перчислена надбавка на прибыль

983

991


Дебет

Кредит

å

941

412

72152

442

941

10811 (15444-4633)

423

941

4633 (15444*30%)

733

941

56708 (72152-15444)

423

983

17012 (56708*30%)

50

733

56708

983

991

17012

- если зачитывается пересортица по однообразным товарам:

412

412

Зачёт пересортицы

412

99

Оприходование излишков

412

423

увеличение торговой наценки за счёт излишков

941

412

списание естественной убыли

442

941

на издержки за минусом скидки

423

941

уменьшение торговой наценки

- взыскание недостач с применением коэффициента по молочным и мясным продуктам:

941

412

отражение недостачи по учётной цене

731

941

за счёт материально ответственного лица по учётным ценам

731

982

взыскание суммы с применением коэффициента

423

983

уменьшение набавки

50

731

погашение недостачи в кассу

982

683

перечисление в бюджет

983

991

перечисление надбавки на прибыль

- оприходование излишков

412

991

На сумму излишков за минусом торговой надбавки

41­2

423

На сумму торговой надбавки

Используя материалы инвентаризации, можно выявить влияние результатов инвентаризации на финансовое состояние организации.

Вывод

Можно сказать, что инвнтаризации напоминает медицинскую процедуру, только с помощью них устанавливается не физиологическое состояние здоровья отдельного пациента, а экономическое здоровье предприятий.


Литература

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н

3. Положение о главных бухгалтерах. Утверждено постановлением Совмина СССР от 24.08.80. г. № 59

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 2/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н

5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н

7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49

9. Бабаев Ю.А. "Бухгалтерский учет", М. 2003 г.;

10. Бабаева З.Д. "Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: методология, задачи, ситуации, тесты", М. 2003 г.;

11. Бакаев А.С. "Нормативная база бухгалтерского учета", М. 2003г.

12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. "Теория экономического анализа", М. 2002 г.;

13. Бахарев А.В. Бухгалтерский и статистический учет расчетов: ответы на вопросы// Заработная плата – № 4 – 2001

14. Безруких П.С. "Бухгалтерский учет", М. 1999 г.;

15. Борисов А. Инвентаризация имущества и финансовых результатов// Финансовая газета – № 6,9 – 2001

16. Глушков Е.И. "Бухгалтерский учет на современном предприятии", М. 2003г.;

17. Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. – М.: ООО "ТК Велби", 2002

18. Захарьин В.Р. 2200 бухгалтерских проводок по новому Плану счетов – М., 2001

19. Инвентаризация/ Сост. Ланикина О.Н. – М., 1997

20. Камышанов П.И. "Практическое пособие по бухгалтерскому учету" М. 2002 г.;

21. Керимов В.Е. "Бухгалтерский учет на производственных предприятиях", М. 2003 г.;

22. Ковалев В.В. " Финансовый учет и анализ", М. 2004 г.;

23. Коваль Л.С. " Бухгалтерский финансовый учет", М. 2003 г.;

24. Кондраков Н.П. "Бухгалтерский учет", М. 2001 г.;

25. Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003

26. Ларионов А.Д., Ерофеева А.В. " Бухгалтерский учет", М. 1999 г.;

27. Луговой В.А. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах – М., 1994

28. Луговой В.А. Инвентаризация, документация, отчетность – М., 1993

29. Николаева Г.А. "Бухгалтерский учет в торговле" М. 2001 г.;

30. Соколова Е.С. "Бухгалтерское дело", М. 2003 г.;

31. Тяжких Д.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету – С.-П., 1997

32. Федотов А.В. "Бухгалтерский учет в торговле", М. 2001 г.;