Интеллектуальный капитал, сущность и учет

Интеллектуальный капитал, сущность и учет.

Статьи по теме
Искать по теме

Большинство экономистов, рассматривающих проблематику интеллектуального капитала, сходится во мнении, что данный вид капитала можно разделить на три группы: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал. Рассмотрим характеристику каждого компонента. Человеческий капитал включает в себя совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала организации, компетенцию (знание и опыт) в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т.п. Структурный капитал – наиболее разнородная часть интеллектуального капитала. Сюда относятся права интеллектуальной собственности, информационные ресурсы, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д. При всей своей разнородности именно структурный капитал в наибольшей степени соответствует тому, что называется нематериальными активами. Клиентский капитал – система надежных, долгосрочных, доверительных и взаимовыгодных отношений фирмы со своими клиентами (покупателями) и контрагентами.

Только в комплексе эти компоненты дают полную картину интеллектуального капитала компании. Наибольшую сложность вызывает вопрос определения сущности интеллектуального капитала как актива компании или же некого экономического показателя, характеризующего его инновационные начала. В поиске истины в данном вопросе мы обратились к ПБУ 14/2007, которое регламентирует признание объекта нематериальным активом. Одним из условий для принятия НМА к бухгалтерскому учёту является возможность достоверной оценки его первоначальной стоимости. В случае с интеллектуальным капиталом, особенно его организационно-структурными составляющими, такими как квалификация сотрудников и их опыт, это не представляется возможным, вследствие неотделимости от носителей капитала и невозможности использования в процессе производства без участия оных. Бухгалтерский учёт – система сбора точной информации в денежном выражении, что и исключает возможность признания интеллектуального капитала активом компании. Но стоит отметить тот факт, что отдельную часть интеллектуального капитала предприятия можно принять к учёту – эта часть и есть вышеупомянутые нематериальные активы, например исключительные права патентообладателя на изобретение.

В попытке исследовать, как компании оценивают свой интеллектуальный капитал, мы обратились к опыту Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", деятельность которой жизненно зависит от предмета нашего сегодняшнего выступления, а также одной из первых компаний России, предоставляющих интегрированную отчётность. Нематериальные активы корпорации "Росатом", то есть организационно-структурная часть интеллектуального капитала, оценена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. В свою очередь, человеческий и клиентский капиталы, которые не поддаются денежной оценке из-за невозможности признания активом, оценены в количественном выражении в дополнительных отчётах не финансового характера. При этом человеческий капитал оценён на основе количества специалистов, относительно степени их квалификации и опыта, а клиентский – на основе количества постоянных клиентов и контрагентов. Стоит отметить, что полнота критериев оценки обеих методик является крайне расплывчатой – это даёт основания считать результаты внутреннего исследования корпорации лишь приближёнными к истине. В западной практике попыток оценки интеллектуального капитала преобладает подход, суммирующий составные части интеллектуального капитала компании на основе НМА и потенциала компании, рассчитанного на основе человеческого капитала, инфраструктурного капитала, результатов НИОКР и внедряемых инновационных проектов. Но подобный метод не может дать достоверную оценку человеческому капиталу, не говоря уже о клиентском, который не может быть оценён даже на основе стоимости контрактных обязательств. Его применение на практике не даёт полноценного представления об интеллектуальном капитале компании как об обобщающем показателе, раскрывая лишь некоторую часть оного. Но следует заметить, что этот подход довольно прост в использовании и актуален в качестве начальной ступени в развитии оценки интеллектуального капитала.

В понятии "интеллектуальный капитал" сконцентрированы современные представления о неосязаемых факторах производства новой стоимости. С этой позиции Т. Стюартом дано следующее определение интеллектуального капитала: "интеллектуальный капитал – это накопленные полезные знания", "интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д."

Можно сказать, что по Стюарту, интеллектуальный капитал – это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму. Данное определение свидетельствует о несовпадении сущности интеллектуального капитала с категориями, используемыми бухгалтерами и оценщиками10. Оно богаче по содержанию и шире по объему, чем последние.

По нашему мнению, признаками интеллектуального капитала как экономической категории являются:

– органическое единство человеческого, структурного и потребительского капиталов;

– базирование прежде всего на интеллектуальных свойствах индивидов;

– накапливаемость;

– наличие будущих экономических выгод в виде будущих поступлений от интеллектуального капитала как экономического ресурса и увеличение будущих поступлений от других ресурсов (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) в результате функционирования интеллектуального капитала;

– наличие капитальных и устойчивых технологических, финансовых, конкурентных и др. видов преимуществ в результате использования элементов интеллектуального капитала.

В качестве специфических свойств интеллектуального капитала как экономической категории отметим следующие:

– различие между правом собственности и авторскими правами на результаты интеллектуальной деятельности;

– абсолютный характер авторских прав физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности;

– ограниченный срок действия прав физических и юридических лиц на некоторые результаты интеллектуальной деятельности (например, срок действия интеллектуальной ренты);

– обязательное наличие в продуктах интеллектуального труда новизны, изобретательского уровня, оригинальности, промышленной применимости и эффективности, позволяющих воплощать революционизирующий эффект научно-технического прогресса;

– универсальность продуктов творческого труда и их органическая связь со всеми отраслями производства, возможность неоднократного использования результатов интеллектуальной деятельности физическими и юридическими лицами и т.д.;

– моральное устаревание конкретных продуктов интеллектуального труда.

Итак, мы можем констатировать актуальные на сегодня факты: интеллектуальный капитал оценим и может быть принят к учёту только частично – на основе нематериальных активов компании; остальные же его компоненты, в особенности такие условные как мотивация персонала, не поддаются оценке. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: интеллектуальный капитал – это экономический показатель, который позволяет оценить инновационность, динамику развития предприятия, а также направленность его деятельности. Высокие показатели интеллектуального капитала присущи компаниям, функционирующим в наукоёмком секторе и высокотехнологичных отраслях экономики, таких как атомная энергетика, авиаракетная промышленность, нанотехнологии и др. Развитие методологических основ, детальное изучение характеристик интеллектуального капитала влечёт за собой развитие вышеназванных отраслей вследствие их прямой зависимости от предмета нашего исследования. В оценке интеллектуального капитала на сегодняшний день остается огромное количество нерешенных в теории и практике проблем. Наше мнение заключается в том, что сделан лишь первый шаг – это осознание существования проблемы и необходимости ее решения, теперь настало время двигаться дальше и предпринимать реальные шаги по улучшению сложившейся ситуации. Все более увеличивающийся разрыв между рыночной и балансовой стоимостью корпорации в большей степени указывает на ограничения финансовой отчетности. Одним из способов решения данной проблемы мы видим переход хозяйствующих субъектов, имеющих необходимость в отражении показателей интеллектуального капитала, на интегрированную отчётность или создание для таких компаний специальной формы-приложения к бухгалтерскому балансу. Подобные меры должны повысить эффективность управления субъектами экономики, повысить их инвестиционную привлекательность и вывести компании на принципиально новый уровень развития в условиях постиндустриального общества.