Инновации и инновационная деятельность предприятия

Начало XXI века характеризуется прогрессирующим развитием мировой науки и техники и возрастающей заинтересованностью российского государства в эффективном развитии инновационной деятельности субъектов рынка.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и виды инноваций

Основоположником теории инноваций считается австрийский ученый Й. Шумпетер. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "инновация" является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования. Рассмотрим основные определения.

Трактовка понятия "инновация" у различных авторов

Автор

Определение инновации

Б. Твисс

Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание

Ф. Никсон

Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования

Б. Санто

Общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход

Й. Шумпетер

Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом

Д.В. Соколов,

А.Б. Титов,

М.М. Шабанова

Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический)

Ю.П. Морозов

Прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технологических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера

А.И. Пригожий

Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах

П.Н. Завлин,

А.К. Казанцев,

Л.Э. Миндели

Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов

Как видно из приведенных определений, инновация – это сложная, объемная категория, которая исследуется в разных измерениях. В зависимости от объекта и предмета исследования авторы рассматривают инновацию:

- как результат;

- как изменение;

- как процесс.

В условиях рыночной экономики методология системного определения инноваций базируется на международных стандартах. В качестве такового, в частности, выступает так называемое "Руководство Фраскати". Документ был принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. в итальянском городе Фраскати. Положения "Руководства Фраскати" периодически уточняются, последняя редакция принята в 1993 г. Инновация определяется в нем как "конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством"[8, 244].

Инновация как экономическая категория может быть охарактеризована в следующих аспектах:

Во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;

Во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т. е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств. Здесь инновация выступает как результат стадии распространения (диффузии) новшеств;

В-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т. д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;

В-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т. д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в добавочной прибыли, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества – повышении качества жизни нации в целом.

Сущность инновации как экономической категории проявляется во всех отмеченных чертах, но наиболее глубинный сущностный признак, по нашему мнению, связан с получением эффекта, с реализацией целевой функции на всех уровнях.

Рассмотрим различные классификации инноваций.

Классификация инноваций по А.И. Пригожину[9, 48]

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Классификация инноваций по Э.А. Уткину[11, 39]

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Причина возникновения.

1.1. Реактивные.

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

1.2. Стратегические.

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

2. Предмет и сфера приложения.

2.1. Продуктовые.

2.1. Новые продукты и услуги.

2.2. Рыночные.

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках.

2.3. Инновации-процессы.

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы.

3. Характер удовлетворяемых потребностей.

3.1. Ориентирование на существующие потребности.

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей.

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву[2, 29]

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности.

"Бум", равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций.

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Каждая инновация базируется на каком-либо нововведении.

"Нововведение – комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (или области, где реализуется новшество) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности" [11, 32].

Объективной основой появления нововведения являются закономерные тенденции и процессы, свойственные конкретному историческому этапу развития общества и конкретным социальным ситуациям. В результате их существования у людей формируются определенные потребности и интересы, которые необходимо удовлетворить с помощью новых способов и средств, тогда как старые уже неэффективны. Иначе потребность так и останется неудовлетворенной, а это приведет к кризису в общественной системе, поэтому можно рассматривать человеческий фактор в создании нововведения в рамках категории потребность, т.е. именно потребности вызывают необходимость нововведений.

Деятельность по управлению внедрением инноваций представляет собой особое направление менеджмента и называется инновационным менеджментом.

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения. Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий. Объективные закономерности общественного развития подвели к необходимости выходить на рынок с такой продукцией, которую ожидает потенциальный покупатель и которая отвечает его требованиям.

Создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений называется инновационной деятельностью. Необходимым условием для ее осуществления является наличие конкретной цели, ради которой ведется инновационная деятельность. Такая цель должна быть обоснованной, объективной, осуществимой, измеримой и определена временными рамками.

Цель, задачи и функции инновационного менеджмента на предприятии

Инновационный менеджмент – это взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию – согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию – согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой[5, 63].

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. Система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Конечная цель инновационного менеджмента для предприятия состоит в обеспечении его долговременного функционирования на основе эффективной организации инновационных процессов и росте конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности достижения цели инновационного менеджмента являются экономические параметры, соизмеряющие затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.

Целевая задача инновационного менеджмента – исследование, разработка, внедрение и использование инноваций и инновационных достижений на предприятии и управление всеми связанными с этим процессами для обеспечения предприятию конкурентоспособного положения на целевом рынке.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

- функции субъекта управления;

- функции объекта управления[5, 66].

Функции субъекта управления:

1. Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

2. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.

3. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.

4. Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

5. Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

6. Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

7. Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса плана создания и реализации инноваций и т.п.

Функции объекта управления:

1. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

2. Функция организации инновационного процесса заключается в рациональной организации инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

3. Функция организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии позволяет воздействовать на потребителей инновации с целью стимулирования приобретения инновации и распространять инновацию в пределах всего рынка.

Принципы инновационного менеджмента – научно обоснованные основополагающие идеи, определяющие цели, формы и способы реализации инновационной активности организаций[1, 46].

При всем многообразии современных конкретных принципов инновационного менеджмента, рассматриваемых в различных источниках, можно выделить ряд общих черт:

1. Безоговорочная поддержка инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

2. Всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры фирмы видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими свежие, нетривиальные идеи;

3. Высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема "штурмуется" с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;

4. Использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения инновационной деятельности, и, кроме того, широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство организации поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста;

5. Применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы инновационного процесса и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;

6. Непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний. В условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают новизна и качество услуг, высокий профессионализм персонала, его способность и желание творчески осваивать современные технологии, разрабатывать новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне поддерживается высшим руководством и расценивается им как составная часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его приоритетных позиций в современном быстроменяющемся мире.

Решающее значение для обеспечения инновационного климата в организации имеет поддержка новаторства со стороны руководства. Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей, будь то словами или собственным примером, к полному проявлению своих потенциальных возможностей; предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений.

Основной задачей менеджера по инновациям становится умение не столько единолично находить правильные решения и брать на себя все вопросы, сколько создать атмосферу творческого поиска в руководимом коллективе. В этом кроется большой смысл, так как сами подчиненные вовлекаются в процесс разработки, а главное – реализации решения, воспринимаемого ими или как собственное, или как лучшее из всех.

Предпосылки инновационной деятельности

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами[3, 26].

Инновационная деятельность – это опосредующее звено между собственно научной и производственной сферами, своеобразная производительная сила, осуществляющая интеграцию научного и материального производства, реализацию технико-экономических потребностей экономических агентов посредством использования научной продукции.

Инновационная деятельность на уровне хозяйствующего субъекта заключается, прежде всего, в поиске новых подходов к решению конкретных социально-экономических, производственных, организационных и других проблем.

Эти проблемы возникают перед предприятием в ходе его основной деятельности и их решение всегда направлено на повышение эффективности производственных процессов, независимо от того какого рода ведется инновационная деятельность.

Повышение эффективности производственной деятельности направлено, в конечном счете, на увеличение получаемой предприятием прибыли. Поэтому инновационная деятельность на предприятии ведется только в том случае, если существует вероятность увеличения объемов прибыли в будущем.

Говоря об инновационной деятельности, можно выделить две группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию: внутренние и внешние.

Под внутренними факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций.

Под внешними факторами понимаются любые изменения, происходящие во внешней среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям посредством внедрения инноваций.

Структура факторов оказывающих влияние на инновационную деятельность и примеры возможных предпосылок представлены на рисунке

Предпосылки инновационной деятельности

Предпосылки инновационной деятельности[6, 98]

Как видно из схемы, под проблемой подразумеваются возможности фирмы, связанные с научно-технической базой, финансовым положением, творческой активностью персонала и достижениями в производственной сфере. Это, несомненно, плюсы, которые следует использовать для получения будущих преимуществ. С другой стороны, на предприятии возникают и негативные процессы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального управления, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.

Существенное значение для компаний с различной деловой направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. В принципе, существует ряд общих черт, характеризующих глобальную внешнюю среду и определяющих возросшую объективную необходимость проведения инновационной политики.

Во-первых, существует тесная взаимосвязь между факторами внешней среды. В настоящее время изменение одного фактора может привести к глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. огромного потенциального спроса на новые средства связи и передачи данных, которое привело к формированию отдельной отрасли мирового хозяйства – отрасли телекоммуникаций [4, 67]. Последующее активное инновационное развитие этой сферы экономики привело к беспрецедентному росту и многоплановому влиянию на практически все отрасли и субъекты рынка. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры вынуждены адаптироваться к появлению "новой экономики", которая, в свою очередь, воздействует на социальные и культурные устои общества.

Второй общей характеристикой внешней среды является ее подвижность. На современном этапе изменения происходят с постоянно нарастающей скоростью, особенно в таких отраслях, как телекоммуникации, химическая и электронная промышленность, производство компьютеров и биотехнология. Особенно интересным представляется тот факт, что для разных подразделений компании интенсивность изменений может быть различна. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден реагировать на каждодневные изменения в научно-технической среде, прослеживать новые достижения конкурентов и следовать новым технологическим стандартам и т. д.

Следующая характеристика, присущая любой внешней среде, – это степень ее сложности. Чем выше технологический уровень компании, чем более сложна ее структура, чем сильнее международный характер ее деятельности, чем более диверсифицировано производство, тем в более сложных внешних условиях действует компания и тем актуальнее роль инновационного предпринимательства в ее деятельности.

Известный специалист в области менеджмента П. Друкер выделяет семь источников инновационных идей. При этом он не разделяет их на внешние и внутренние, подразумевая их тесную взаимосвязь.

1. Неожиданное событие, которое может дать неожиданный успех, неожиданную неудачу.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и в оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания (научные и ненаучные) [6, 106].

Литература

1. Габитов А.Ф. Теоретические основы управления инновационными системами. – СПб.: Изд-во "ИИЦ ВМА", 2006.

2. Завлин П.Н.. Оценка эффективности инноваций. – М.: Инфра-М, 2004.

3. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций. – М.: Дело, 2005.

4. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2006.

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006.

6. Молодцева Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: научное издание. – М.: Изд-во Рос. экон. академии, 2006.

7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005.

8. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Издательство "Изумруд", 2003.

9. Пригожин А.И. Методы развития организаций – М.: МЦФЭР, 2005.

10. Управление инвестициями в инновационную деятельность / под ред. В.Н. Гунина. – М.: Инфра-М, 2007.

11. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент. – М.: Дело, 2005.