Инновационный проект

Инновационный проект: понятие и содержание этапов и работ предынвестиционной стадии

Статьи по теме
Искать по теме

Инновационный проект – документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренние и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции.

Инновационный проект имеет следующие особенности:

– он нацелен на создание новшества и получение на его основе инновационного продукта (инновации);

– проекту присуща высокая степень неопределенности в достижении цели;

– он ориентирован на достижение долгосрочных целей;

– в разработку и реализацию проекта вовлечены уникальные ресурсы (прежде всего интеллектуальный потенциал организации и специалисты, склонные к творческой деятельности);

– при создании и внедрении новшества высока вероятность получения неожиданных, представляющих самостоятельную коммерческую ценность, промежуточных и конечных результатов.

Следует подчеркнуть, что инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного процесса. Более того, успешно прошедшие стадии разработки и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем, при неясной ресурсной и технико-технологической перспективе, их реализация может затянуться на неопределенный срок или они могут быть закрыты.

Даже наиболее успешные проекты могут подстерегать неудачи: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на последующих этапах. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.

Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех участников проекта и заинтересованных сторон, в том числе государства.

Важным условием осуществимости инновационного проекта является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечение к участию в проекте команды специалистов-профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных руководителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения.

Инновационные проекты могут быть отнесены к различным видам, в зависимости от тех или иных признаков, например:

- от отрасли экономики и социальной сферы (промышленные, строительные, транспортные, образовательные, благотворительные и т.д.);

- от срока реализации, объема необходимых инвестиций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

- от степени охвата этапов инновационного процесса (полные инновационные проекты, включающие НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию; неполные инновационные проекты, включающие отдельные стадии или этапы инновационного процесса).

Различают научно-исследовательские и венчурные инновационные проекты.

Научно-исследовательский проект – разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Научно-исследовательские проекты могут быть представлены в виде инициативных; проектов развития материально-технической базы научных исследований; проектов создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательских (учебно-образовательных) проектов; проектов проведения экспедиционных работ и других.

Венчурные проекты связаны с внедрением новшеств, созданием инновационных предприятий, изготовлением опытных образцов или партии инновационной продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются, как правило, коммерческими организациями на возвратной основе.

В зависимости от уровня научно-технической значимости различают следующие венчурные проекты:

модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;

новаторский – конструкция нового изделия существенно отличается от старой;

опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях;

пионерный – появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции, технологии, выполняющие прежние и новые функции.

В зависимости от масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на моно-, мульти- и мегапроекты.

Монопроекты выполняются, как правило, одной организацией или одним подразделением, например: создание конкретного изделия, технологии. Они имеют жесткие временные и финансовые рамки. Для управления проектом требуется руководитель или координатор.

Мультипроекты направлены на достижение сложной инновационной цели, например, на создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы. Они объединяют большое число монопроектов.

Мегапроекты представляют собой многоцелевые комплексные программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра, например: проекты технического перевооружения и модернизации отраслей, решения проблем конверсии, повышения конкурентоспособности продукции и технологий.

Жизненный цикл проекта (или проектный цикл) – промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его завершения.

Любой проект в своем развитии проходит этот промежуток времени. Что принимать за момент появления (начало) проекта и за момент его завершения (окончание), зависит от участников проекта. Началом проекта можно считать момент зарождения идеи; дату начала выполнения работ проекта; начало его проектирования; начало его финансирования. Окончанием проекта можно считать его ввод в эксплуатацию; достижение поставленных целей и/или результата; момент окончания срока окупаемости всех затрат; прекращение финансирования; расформирование команды проекта и перевод ее на другой проект (работу); ликвидацию проекта.

Обычно моменты начала работ над проектом и его завершения оформляют официальными документами.

Каждый проект, независимо от его сложности и объема проектных работ, проходит в своем развитии определенные состояния, которые называют стадиями (фазами). В свою очередь, каждая стадия может делиться на этапы. Стадии (фазы), этапы и их проектные работы составляют структуру проекта.

Структура проекта – это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процессов проектирования и управления реализацией проекта.

Универсального подхода к разделению жизненного цикла на стадии и этапы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения (проектирования и реализации) проекта. Поэтому на практике деление проекта на стадии и этапы может быть самым разнообразным, лишь бы такое деление позволяло осуществлять контроль результатов запланированных работ, выявляло некоторые важные контрольные точки ("вехи"), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Между тем у каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения проектных работ. В то же время опыт проектирования и практика управления реализацией проекта свидетельствуют о других вариантах структуризации проекта. Так, в нефтяном и газовом бизнесе разбивают жизненный цикл проектов на следующие стадии: концепция, технико-экономическое обоснование (ТЭО), проектирование, реализация, внедрение и сопровождение. В проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие стадии, как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование и эксплуатационная поддержка.

Однако, наиболее традиционным является выделение в проекте четырех крупных стадий: разработки концепции (начальная стадия), проектирования, реализации и завершения (заключительная стадия). Принципиальная структура жизненного цикла проекта показана на рис. 1.1.

Формирование портфеля новшеств и его использование в инновационном проекте

Рис. 1.1 Принципиальная структура жизненного цикла проекта

(проектного цикла)

Учитывая современный опыт описания инновационного процесса и жизненного цикла проектов, а также сложившуюся практику инновационного и инвестиционного проектирования, разработку инновационного проекта (с целью осуществления продуктовых и / или процессных инноваций) рекомендуется разделять по следующим стадиям: предынвестиционной (начальной), инвестиционной и эксплуатационной (оперативной). При этом каждая стадия разработки может быть самостоятельным проектом, так как результаты планирования одной стадии (в частности, ТЭО и бизнес-план предынвестиционной стадии), как правило, определяют целесообразность разработки и инвестирования следующей стадии проектирования (проекта). Например, предынвестиционная стадия, ориентированная на решение конкретной научно-технической задачи и в результате выполнения которой создается новшество, может оформляться самостоятельным проектом и называется инновационным научно-техническим или научно-исследовательским проектом. Две же другие стадии (инвестиционная и эксплуатационная) могут оформляться как отдельными самостоятельными, так и одним (общим) инновационными проектами.

Разработка предынвестиционной стадии. Предынвестиционная стадия считается очень важной, так как она определяет стратегию развития организации (заказчика) и основывается на концепции всего проекта в целом. На этой стадии осуществляется большая подготовительная работа, включающая оформление ряда важных документов. Наличие полного набора таких документов отражает тщательность подготовки проекта в целом и снижает риск, связанный с его осуществлением. На рис. 1.2 и 1.3 приведены два варианта последовательности работ (этапов) на предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта.

Варианты имеют принципиальное отличие: в первом случае (варианте) новшества разрабатываются организацией самостоятельно (в том числе с привлечением научно-исследовательских институтов, вузов и т.п.); во втором случае (варианте) проводятся патентные исследования и используются приобретённые новшества на основе лицензионных договоров.

На практике может быть принят и третий – комбинированный вариант, когда используются новшества как приобретённые, так и собственной разработки. Например, техническое новшество может быть приобретённым, а управленческое – собственной разработки.

Рассмотрим содержание этапов разработки предынвестиционной стадии проекта, предполагающего создание (разработку) собственного новшества (см. рис. 1.2).

Формирование портфеля новшеств и его использование в инновационном проекте

Рис. 1.2 Схема последовательности работ на предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта (вариант 1 – с использованием новшеств собственной разработки).

Формирование портфеля новшеств и его использование в инновационном проекте

Рис. 1.3 Схема последовательности работ на предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта (вариант 2 – с использованием приобретённых новшеств)

Этап 1. Поиск и отбор инновационных идей (формирование инновационной идеи). Возникновение инновационной идеи – отправная точка, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, то есть способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или стать результатом длительного процесса. Она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся маркетинговые исследования. Цель этого этапа – определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства или отдельной экономической системы и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи), поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации. Для этого устанавливаются возможные потребители инновационного продукта; анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми ее видами; изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.; анализируются новые сферы использования инновационного продукта; исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта; предварительно согласовывается инновационная идея (замысел) с региональными и муниципальными органами власти; осуществляется предварительный выбор предприятия (организации), способного реализовать проект. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях параметров проекта.

Этапы 2, 3 и 4. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На этих этапах осуществляется научно-техническая деятельность (поисковые, прикладные исследования, ОКР), в результате которой инновационная идея материализуется в виде макета, модели или экспериментального образца.

Макет – упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия (или его части), на котором исследуются его отдельные характеристики, оценивается правильность принятых технических и художественных решений.

Модель – изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для проверки принципа его действия и определения характеристик.

Экспериментальный образец – образец, обладающий основными признаками намечаемой к разработке продукции, изготавливаемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик. Экспериментальный образец выполняется в натуральную величину и представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний.

К поисковым исследованиям относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.

Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей задачей решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах.

Цель ОКР – создание (модернизация) образцов новой продукции, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в производство или непосредственно потребителю. На этапе ОКР осуществляется окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются (при необходимости) и испытываются макеты (модели, экспериментальные образцы).

Этап 5. Формирование портфелей новшеств и/или инноваций. На данном этапе проводится отбор новшеств (как собственной разработки, так и покупных), подлежащих внедрению (введению) в организации или продаже другим организациям (пользователям), то есть формируются портфели новшеств и/или инноваций.

Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных в организации новшеств для внедрения в собственном производстве либо для их накопления или продажи. Портфель инноваций – комплексно обоснованный перечень инноваций, подлежащих осуществлению (введению) в организации.

Этап 6. Предварительный выбор варианта проекта и исследование инвестиционных возможностей. Инновационное проектирование часто осложняется наличием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, месторасположения, финансирования, количества новшеств, вида деятельности, масштабов проекта, предполагаемой диверсификации деятельности, диффузии инновации и т.д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть и отобрать уже на этапе разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес-плана. Однако, иногда на этапе предварительного ТЭО (ПТЭО) может появиться необходимость в определении детальных затрат и прибыли для ограниченного числа альтернатив, например в случае двух производственных программ с различными технологиями или в случае двух вариантов строительства объекта (сооружение нового или реконструкция существующего).

На данном этапе рассматриваются возможные (предлагаемые научно-техническим советом, потенциальным заказчиком или инвестором) варианты проекта, отбираются и согласовываются с заказчиком одна-две альтернативы для последующей разработки на предынвестиционной стадии. Исследование инвестиционных возможностей (см. рис. 1.2), как правило, включает оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам; оценку возможностей использования собственных и объема заемных средств; подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора, кредитора и/или заказчика (решение о финансировании инвестором, кредитором и/или заказчиком работ по подготовке ТЭО проекта); подготовку контрактной документации на проектно-изыскательные работы; подготовку предложений по организационной форме реализации проекта, составу участников; другие мероприятия.

Этап 7. Разработка предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) проекта. Данный этап предусматривает следующую деятельность:

- проведение предварительного (неполномасштабного) маркетингового исследования (спроса и предложения, сегментации рынка, цены, эластичности спроса, основных конкурентов и т.п.);

- подготовку программы выпуска инновационной продукции;

- предварительную разработку технических решений, в том числе технологических (анализ состояния технологии, состав оборудования, загрузка действующих мощностей, предложения по модернизации производства, закупка технологий, организация производственного процесса, используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);

- инженерное обеспечение;

- описание организации строительства;

- описание системы управления инновационным предприятием, организации труда работников;

- сметно-финансовую документацию, в том числе оценку издержек производства, расчет капитальных затрат, расчет годовых поступлений (доходов) от деятельности предприятия, предполагаемые источники финансирования проекта;

- оценку коммерческой эффективности проекта;

- оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

- планирование сроков осуществления проекта.

Этап 8. Уточнение исходной информации, выявление дополнительных и изменившихся условий. На данном этапе уточняется окончательный вариант проекта, исходная информация, выявляются дополнительные условия и изменения со стороны потенциального инвестора (кредитора) и заказчика, а при необходимости проводятся полномасштабные маркетинговые исследования (спроса и предложения, сегментации рынка, цены, эластичности спроса, основных конкурентов; разработка маркетинговой стратегии, программы удержания продукции на рынке и т.п.), принимается решение о разработке ТЭО или бизнес-плана проекта.

Этап 9. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес-плана проекта. В зависимости от принятого заказчиком и/или инвестором решения на данном этапе разрабатывается или технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, или его бизнес-план. ТЭО предусматривает аналогичный перечень работ, указанный на этапе 7, с учетом изменений, выявленных на этапе 8. Кроме того, здесь дается анализ бюджетной (при использовании бюджетных инвестиций) и/или экономической эффективности проекта, а также предусматриваются мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороне.

Во втором варианте схемы (см. рис. 1.3) все этапы аналогичны первому варианту как по последовательности, так и по содержанию работ (этапов), за исключением этапа 2 "Патентные исследования. Поиск и отбор изобретений, полезных моделей и промышленных образцов". На данном этапе организация не проводит НИОКР, а использует приобретённые новшества. Для этого осуществляются так называемые патентные исследования, то есть поиск и отбор объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, товарных знаков и др.) на основе изучения патентной информации, не запатентованных разработок и экспертных оценок.

Если же организация одновременно намерена использовать новшества собственной разработки, то в этом случае патентные исследования заключаются в определении (выявлении) технического уровня и тенденций развития новшества (продукции), его патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности (то же самое должно осуществляться и на этапе 5 варианта 1, см. рис. 1.2).