Индустрия финансовых услуг

Индустрия финансовых услуг

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и сущность финансовых услуг в современных условиях

В современных условиях развития финансово-кредитного сектора на финансовом рынке привело к необходимости регулирования системы финансовых услуг. Стало понятно, что проблема, вытекающая из-за существующих в данной области недостатков, причиняют значительный ущерб экономическим отношениям в целом. В этой связи "роль финансовых услуг в экономическом развитии любой страны и мира в целом, в частности в развитии мировой торговли, невозможно переоценить", так "на сегодняшний день вполне очевидно, что без развития индустрии финансовых услуг невозможно решение задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста".

Финансовые услуги – это крупнейшая по объему индустрия в мире, которая являются основой современной экономики.

Для полного понимания сущности финансовых услуг большое значение имеет определение классифицирующее финансовые услуги как услуги финансового посредничества, которые оказываются банками, страховыми, инвестиционными, брокерскими и другими компаниями, так как любая хозяйственная деятельность, так или иначе, зависит от услуг, предоставляемых финансово-кредитными организациями.

Оказание финансовых услуг часто влечет за собой правовые последствия, поэтому необходимо знать критерии отнесения деятельности к финансовым услугам. В российском законодательстве категория "финансовые услуги" появилась сравнительно недавно. В настоящее время категория "финансовая услуга" содержится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". В соответствии со ст. 4 указанного Закона финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Так "в законодательстве и в доктрине для деятельности, которую ведут финансовые организации, используется термин "финансовые услуги", но используется он не всегда одинаково".

Понятие финансовые услуги также отражены в нормах международного права. В соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, а также их государствами-членами. В соглашении под финансовой услугой понимается любая услуга финансового характера, предоставляемая поставщиком финансовых услуг.

В методологическом аспекте сущность финансовых услуг представлена разными понятиями и общего единого суждения нет. Ю.Б. Фогельсон, считает, что финансовые услуги, "Во-первых, они тесно связаны с работой финансовой системы страны – отсюда контроль финансовой устойчивости. Во-вторых, эти услуги оказывают профессионалы и между ними и их клиентами возникают диспропорции. Отсюда необходимость защиты клиентов…".

Многие ученые экономисты считают, что "финансовая услуга – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц".

К.Ю. Тотьев считает, что "с помощью нового определения понятия "финансовая услуга" достигнута большая определенность по сравнению с прежним его аналогом, но полностью исключить неопределенность все же не удалось в силу сохранения общего определения финансовой услуги".

Итак, теоретический анализ показал, что финансовая услуга – это услуги, предоставляемые финансово-кредитными организациями:

Банками (привлечение средств на депозиты; расчетно-кассовое обслуживание; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; выдача банковских гарантий; кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку); факторинг; форфейтинг; денежные переводы.

Страховыми компаниями (страхование, перестрахование, взаимное страхование).

Услуги ломбарда. Это предоставление финансовых услуг в виде залога (ссуды): под залог предметов домашнего обихода, личного пользования и ювелирных изделий; под залог транспортных средств; под залог ценных бумаг; под залог имущественных прав; ипотечные ссуды.

Услуга на рынке ценных бумаг (брокерские, дилерские, услуга по управлению ценными бумагами, депозитарные услуги).

Финансовая аренда (лизинг) – приобретение основных средств предприятия с последующим правом выкупа.

Выдача займа в виде денежных средств – услуги микрокредитных организаций (микрофинансирование, микрокредитование).

Услуги в целях осуществления платежей и клиринговых расчетов по финансовым активам.

Финансовые услуги образуют индустрию и рассматриваются как совокупность учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительству. Основной характерной чертой становится ориентация на прибыль и прирост стоимости предоставляемой услуги не только для банков, но и для их клиентов, которые выстраивают свои отношения с банками, не ограничиваясь на получении набора классических услуг по кредитованию, размещению свободных денежных средств на депозитных счетах и проведению платежей. Клиенты легче идут на смену банка-партнера, поддерживают связи одновременно с несколькими банками, это приводит к рыночным принципам в предоставлении многообразных услуг от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу финансовых услуг, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых финансово-кредитными организациями (лизинг, факторинг, траст и т.д.) вследствие чего повышается прозрачность финансового рынка для всех его участников.

Финансовый рынок представляет собой систему торговли финансовыми услугами. На этом рынке происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал, то есть перемещение потока денежных средств от собственников к заемщикам и обратно, где товаром выступают деньги и ценные бумаги.

ЦБ РФ на финансовом рынке

Рис. 1. Структура финансового рынка

Нормативное регулирование финансового рынка определено в Конституции РФ ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ "Перемещение финансовых средств, происходит в рамках денежного оборота", в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений и состоят в организации взаимодействия по защите интересов всех участников финансового рынка и государственных органов, где приоритетными направлениями деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка определяет Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

Денежно-кредитные отношения в рыночной экономике

Взаимоотношения государства и финансового рынка многообразны. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль над ним, проводить официальную денежно-кредитную политику.

Денежно-кредитная политика представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, и направлена на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег, а также стоимость национальной денежной единицы.

Регулируя экономику через денежно-кредитную систему, Банк России методами воздействия на кредитные организации создает условия для полноценного функционирования. Методами воздействия на экономику становятся дисконтная и залоговая политика, политика обязательных резервов; операции на открытом и внутреннем рынке; депозитная и валютная политика.

Дисконтная (учетная) и залоговая политика Банка России применяется к кредитным институтам с целью получения кредита от Банка России путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Значение данной политики заключается в том, что, изменяя условия рефинансирования коммерческого банка, влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Политика обязательных резервов заключается в требовании размещения коммерческими банками минимальных резервов в Банке России. Минимальные резервы являются страховкой ликвидности кредитных институтов и гарантий по вкладам клиентов и выполняют следующие функции: регулирование ликвидности на денежном рынке; торможение эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Политика открытого рынка политика операций по продажам твердо процентных ценных бумаг Банком России за свой счет на открытом рынке. К таким ценным бумагам относятся казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Банком России, тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Направление и формы валютной политики Банка России зависят от экономического положения страны как внутри, так и на мировом уровне. Банк России применяет две основные формы валютной политики: дисконтная – направлена на изменение условий рефинансирования коммерческих банков и регулирование валютного курса, платежного баланса; девизная – выражается в воздействии на изменение курса национальной денежной единицы при покупке и продаже иностранной валюты. Продажа Банком России крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса за счет увеличения предложения, а при приобретении валюты за счет своих золотовалютных резервов увеличивается ее спрос, следовательно, ее курс также возрастает.

Развитие национальных экономических систем рыночного типа привело к становлению и формированию специальных государственных институтов и появлению различных инструментов воздействия на денежное обращение и финансовый рынок. Для функционирования национальной экономики выделяются такие понятия, как "денежные", или монетарные, власти, это центральный банк и министерство финансов страны, а также организации контроля и надзора за различными финансовыми организациями.

Денежно-кредитное регулирование в современной рыночной экономики строится на организации денежного обращения и платежно-расчетных операций, где основную роль играет банковская система. Банк России за период реформирования экономики приобрел значительный опыт в применении методов и инструментов регулирования денежной массы в обращении, главными целями которых стали: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты; развитие и укрепление банковской системы; поддержание эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов через платежные системы.

Платежная система – это совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению, правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Приоритетными направлениями функций платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Для эффективной работы платежной системы страны способствует контроль за денежно-кредитной сферой, который помогает финансово-кредитным организациям активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных избыточных резервах и как результат упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.

Финансово-кредитные организации, являющиеся участниками платежной системы это Банк России, коммерческие банки, небанковские учреждения, клиринговые и расчетные центры, выступающие в роли финансовых институтов, которые предоставляют финансовые услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Основная функция по обеспечению бесперебойности расчетов возложена непосредственно на Банк России, который контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы.

Платежная система Российской Федерации включает инструменты, порядок, формы и правила расчетов. Функционирование системы регулируется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" и документами Банка России. Банки осуществляют операции как с наличными деньгами, так и безналичные расчеты, в соответствии с Положением Банка России "О правилах осуществления перевода денежных средств" № 383-П от 19.06.2012 г. и "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ" №14 – 17 от 15 января 1998 года.

Нормативно-правовое регулирование финансового рынка

Рынок финансовых услуг является сложной системой, которая требует регулирования и контроля деятельностью каждого участника финансовых отношений, что позволяет обеспечить согласованную работу без сбоев. Самой незащищенной категорией участников финансового рынка в сфере финансовых услуг являются потребители – акционеры, инвесторы и вкладчики.

Регулирование деятельности финансово-кредитных организаций, оказывающих финансовые услуги потребителям направленны на обеспечение безопасности их вложений и достигается методом обеспечения регуляторами надзора за деятельностью профессиональных участников финансовых рынков, где регуляторами финансового рынка выступают организации функционирующие на некоммерческой основе и имеют достаточное количество прав и полномочий, которые позволяют регулировать, контролировать и регламентировать деятельность участников финансовых рынков.

ЦБ РФ на финансовом рынке

Рис. 2. Основные функции регуляторов финансового рынка

Регуляторы финансового рынка препятствуют мошенническим действиям на финансовых рынках способствуют легализации доходов и осуществляют защиту прав инвесторов. Функции регуляторов финансовых рынков в Российской Федерации выполняет Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) с 3 марта 2014 года данная Служба была упразднена, а её функции возложены на структурные подразделения Банка России. Также контроль над участниками финансовых рынков проводят саморегулируемые организации, которые представляют профессиональные объединения компаний по оказанию услуг на финансовых рынках. В функции саморегулирующих организаций входят деятельность по разработки и внедрению профессиональных требований; осуществление контроля за деятельностью участников саморегулирующих организаций; применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям; рассмотрение споров и жалоб; представление интересов своих членов в органах государственной власти; принятие участие в обсуждениях государственных нормативных актах; проведение обучения и аттестации; создание компенсационного фонда.

Государственно-правовое регулирование финансового рынка в России осуществляется совокупностью государственных органов и составляют систему государственных органов регулирования финансового рынка. Регулирование финансового рынка определено в Конституции Российской Федерации, где перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота, а также в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, которые закрепляют основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.

Нормы, регулирующие финансовый рынок, содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Акты правового регулирования финансового рынка России неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Также приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. Эти акты должны строго соответствовать законодательству. Нормы регулирования финансового рынка также определены в конституционном, административном и гражданском праве, а также в законах Российской Федерации относящихся к разным сферам финансового рынка. Имеются и международные акты.

Главное направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка России отражено в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Однако в Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов и вопросы их регулирования, контроля и надзора.

Стратегия определяет направления совершенствования правового регулирования финансового рынка: взаимодействие с саморегулируемыми организациями; унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка; развитие системы пруденциального надзора; снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; развитие и совершенствование корпоративного управления; предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Таким образом, подводя итог к главе, можно сделать вывод о том, что законодательного определения дефиниции, полностью раскрывающего содержание финансовой услуги, нет. В качестве варианта можно предложить следующее определение: финансовая услуга – банковская услуга, страхование, перестрахование, взаимное страхование, услуга ломбарда, услуга на рынке ценных бумаг, финансовая аренда (лизинг), выдача займа в виде денежных средств, финансирование под уступку денежного требования, услуги в целях осуществления платежей и клиринговых расчетов по финансовым активам, иные связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц услуги финансовой организации.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к содержанию финансовых услуг, все проанализированные подходы выделяют общий для финансовых услуг признак, а именно направленность финансовых услуг на движение капитала.

Рынок финансовых услуг сегодня – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Финансовые услуги в той или иной форме проникают во все области деятельности человека. Отметим также, что рынок финансовых услуг, увеличивая свои объемы за счет дополнительных вливаний, привлекает к себе все большее число участников. Это ведет к увеличению числа правоотношений, возникающих на рынке финансовых услуг, а также количества лиц, участвующих в них.

Финансовые рынки осуществляют практически все те же функции, что и их товарно-сырьевые аналоги – они обеспечивают участников всей необходимой информацией о спросе и предложении на ресурсы и формируют рыночные цены этих ресурсов. Реализация этих функций позволяет финансовым рынкам создавать возможности выбора для потребителей, способствовать управлению рисками, воздействовать на управление компаниями.

Итак, сегодня финансовый рынок опосредует оборот огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством объективно возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка, а присущие ему динамика и рискованность не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянному совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений, складывающихся при управлении финансовым рынком.