Хозяйственные связи в экономике

Хозяйственные связи в экономике.

Статьи по теме
Искать по теме

Все операции по организации хозяйственных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы предприятия общественного питания связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления потребителям. Поэтому на каждом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.

Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, потребитель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить бесперебойное обеспечение всеми блюдами в соответствии с ожидаемым потребительским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.

Организация хозяйственных связей с поставщиками продукции мы подробнее рассмотрим на примере предприятия общественного питания

На основе изучения рынка (спроса и предложения) предприятия самостоятельно или с помощью специализированных снабженческо-сбытовых организаций формируют портфель заказов товаров, а также размещают заказы на необходимые материальные ресурсы. Эти два направления деятельности определяют суть и характер коммерческих связей предприятия с потребителями продукции и хозяйственных связей с поставщиками материальных ресурсов. Важнейшими требованиями к развитию хозяйственных и торгово-коммерческих связей предприятия являются рациональность, надежность и стабильность.

"До 1990 г. (частично и до 1992 г.) на практике действовали два основных вида движения товаров: один – через государственную торговлю для товаров народного потребления, другой – через организации общегосударственной и ведомственной систем материально-технического обеспечения. Эти виды представляли собой жесткое фондовое распределение и поставки продукции по плановым актам. В системе материально-технического снабжения в пределах бывшего СССР действовало более 11 тыс. предприятий и организаций. Из них к началу 90-х гг. менее 10% представляли общегосударственную систему и принадлежали Госснабу СССР, а 90% входили в различные министерства и ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов. Переход к рынку сломал систему централизованного материально-технического обеспечения предприятий".

Организации и предприятия материально-технического обеспечения превратились в торговых и коммерческих агентов, оказывающих услуги предприятиям на хозрасчетных и взаимовыгодных условиях. Все они имеют готовую сеть складов, баз, магазинов, производственных участков. В сочетании с разнообразием выполняемых ими функций (универсальная, оптовая и розничная торговля) это в итоге снижает производственные и товарные запасы на обслуживаемых ими предприятиях, способствуя экономии на издержках обращения, ускоряя оборачиваемость средств и поддерживая ритмичность производства. Иными словами, организации и предприятия материально-технического обеспечения способствуют достижению рациональности хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения.

Опыт стран с развитой системой рыночных отношений показывает, что существуют различные виды специализированных снабженческо-сбытовых организаций. Они различаются между собой набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий заказчиков и др. В целом общее представление о действующей системе сбыта дает схема, представленная на рисунке 1.

хозяйственные связи в экономике

Несколько сложнее организованы каналы сбыта потребительских товаров, здесь он состоит из ряда коммерческих посредников, которые занимаются транспортировкой, хранением и продажей товаров на пути от производителя до потребителя.

Для рядового потребителя товаров непосредственным коммерческим посредником выступает розничная торговля в лице миллионов небольших магазинов и гигантских супермаркетов. В США существует примерно 2,3 млн. предприятий розничной торговли, реализующих весь ассортимент потребительских товаров – от булки до автомобиля. В них занято более 11 млн. человек.

"Зарубежная и российская практика выработала определенную классификацию розничной торговли. Среди них следует выделить следующие: универмаги, осуществляющие торговлю комплексом товаров, в частности, товарами для дома, одеждой и бытовой техникой; специализированные магазины, торгующие одним видом товаров, например фотоаппаратами, компьютерами, цветами, книгами и т.п.; супермаркеты – крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным набором непродовольственных товаров (в ряде случаев в них расположены бары и закусочные); универсамы – магазины, осуществляющие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; магазины товаров повседневного спроса – булочные, кондитерские и т.п.; магазины, торгующие по каталогам (по ним выбирается товар и поставляется со склада); розничная торговля по почте".

Таким образом, можно отметить, что розничная торговля предоставляет самые разные возможности доведения товара до потребителя. Отсюда важнейшей задачей сбытовика-производителя является принятие решения о выборе форм доведения своей продукции до покупателя.

Стратегия организации сбыта товаров через розничную торговлю, как показывает опыт США, может строиться по трем основным схемам: интенсивной, селективной и с исключительными правами.

"Интенсивная схема предполагает как можно более широкий охват товарами предприятий розничной торговли. Как правило, это товары массового спроса: кондитерские изделия, крупы, некоторые виды мясной продукции и т.д. Селективная схема предполагает привлечение к реализации товара лишь отдельных предприятий розничной торговли, т.е. отдается предпочтение тем структурам, которые обладают возможностями по высококачественному обслуживанию покупателей. Эту схему следует использовать для таких товаров, как бытовая техника, телевизоры, мебель, одежда, поскольку при продаже требуется знание их характеристик и умение довести до потребителя и характеристики товара. Схема сбыта с предоставлением исключительных прав применяется обычно при продаже высокотехнологичных товаров (автомобилей, компьютерной техники), что требует хороших знаний от продавцов".

Производители, конечно, могут работать напрямую с потребителями, но в этом случае они должны выполнять все маркетинговые функции, связанные не только с установлением спроса, но и транспортировкой, хранением, проведением рекламы и торговли. Однако это для них будет накладно и менее продуктивно, так как посреднические организации выполняют вышеназванные функции более эффективно. Ведь всегда доставку товаров клиентам, особенно когда покупателей много, лучше осуществлять с помощью посредников, а не самому. Преимущество использования посредников проявляется прежде всего в уменьшении количества связей, а следовательно, в снижении расходов на транспорт и хранение.

Вместе с тем при решении вопроса о том, выходить ли производителю в сбыте своих товаров непосредственно на покупателя или действовать с помощью посредников, необходимо учитывать, что более половины конечной цены товаров, приобретаемых покупателями через посредников, представляют собой торговые наценки, оплачивающие стоимость услуг последних. Иными словами, значительная часть конечной стоимости товара образуется за счет посредников. Но несмотря на это, посредники необходимы, что обусловливается рядом обстоятельств.

1. Невозможность отказаться от функций, которые сегодня выполняют посредники: розничная торговля, транспортировка товаров, хранение, поиск поставщиков сырья и установление с ними контактов.

2. Посреднические организации лучше и эффективнее выполняют маркетинговые функции, чем производители товаров.

3. Конечная цена товара повышается в результате деятельности посредников, но это увеличение компенсируется создаваемо ими полезностью.

Условия, обеспечивающие надежность хозяйственных связей

Надежность хозяйственных связей по материально-техническому обеспечению функционирования предприятий зависит, с одной стороны, от правильности составления хозяйственного договора, регулирующего взаимоотношения партнеров по поставке продукции, а с другой – от совпадения экономических интересов поставщика и получателя.

Хозяйственный договор – это соглашение между юридическими лицами о взаимных правах, обязанностях и ответственности за выполнение принятых обязательств. Существуют разные формы хозяйственных договоров: на куплю-продажу (поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления), перевозки грузов, оказание услуг, подряд, аренду (лизинг), проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поручения, комиссии и др. Все они имеют свое содержание и условия осуществления.

Хозяйственные договоры подписываются руководителями предприятий, вступающими в те или иные производственно-хозяйственные связи, или уполномоченными представителями на основании доверенности. Действенность договора во многом зависит от полноты освещения в нем всех аспектов, обусловливающих его выполнение. К обязательным условиям относят сведения о сторонах договора с указанием продавца (поставщика) и покупателя (получателя) и о полномочиях лиц, подписывающих договор.

Очень важным разделом договора является "Качество (сортность) и комплектность". В связи с этим при определении качества в договоре может быть записано: "по стандарту", "по техническим условиям", "по образцу", "по предварительному осмотру", "по содержанию отдельных веществ в товаре", "по выходу готового продукта", "по натуральному весу", "тель-тель" (такой, как есть). По каждому из вышеназванных определений дается согласованное толкование понятий. В разделе "Порядок и формы расчетов" определяются способ и порядок финансовых расчетов, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. Традиционными являются расчеты наличными, посредством чеков, банковскими переводами, аккредитивами и инкассо.