Гражданская служба и правовой статус государственного служащего

Гражданская служба и правовой статус государственного служащего.

Статьи по теме
Искать по теме

Значительный вклад в развитие теории государственной службы внесли труды таких ученых как Гришковец А.А. и Козбаненко В.А. Весьма плодотворно отражены аспекты системы организации и функционирования государственной службы и в трудах Куракина А.В. Комплексное и очень серьезное исследование основополагающих вопросов государственной службы содержится в трудах Ноздрачева А.Ф. Авторами этих трудов широко используются и правовые акты, начиная с Конституции Российской Федерации и заканчивая подзаконными актами. Эти документы позволили более подробно охарактеризовать правовой статус государственного служащего, а также выявить отрицательные и положительные моменты изменения государственной службы.

Рамки статьи не позволяют полно раскрыть понятие государственного служащего, его правовой статус и виды государственных служащих. Однако, на основе исследования законодательства и трудов указанных выше ученых сформировано полное представление о правовом положении государственных служащих. Это позволит указать на недостатки законодательства, найти способы дальнейшей реформы одного из важнейших институтов в системе государственного управления.

В частности необходимо раскрыть вопрос о том, кто вообще такие государственные служащие, какова их сущность и виды, а также что такое государственная служба. Анализ правового статуса государственного служащего с учетом всех элементов также заслуживает отдельного внимания.

Роль государственного служащего в государстве очень важна. Это связано с тем, что государственная служба является комплексным, а именно публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства. К тому же это связано с деятельностью органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Единую систему государственной гражданской службы образуют различные виды федеральной государственной гражданской службы и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации.

Проведенный краткий анализ историко-правовых аспектов организации государственной службы в России показал, что прообраз государственной службы существовал еще в ранних социальных образованиях славянских племен. То есть в результате эволюции государственная служба выделилась в особый социальный слой – сначала "служилых людей", затем чиновников, и, наконец, государственных служащих.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. В настоящее время в российском законодательстве достаточно подробно отображены вопросы организации и прохождения государственной службы, определены основные признаки и принципы организации системы государственной службы. Так в законодательстве подробно определен статус государственного служащего, претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой. К тому же государственный служащий обладает всеми элементами правового статуса, имеет определённые права и обязанности, которые определяются Федеральным Законом №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Исходя из этого, государственная служба как правовой институт может обеспечивать стабильное управление и может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

Иными словами прочный правовой статус государственного служащего, его высокий уровень профессионализма и нравственности представляют собой эффективность и авторитет государственной гражданской службы и государства в целом. А значит, в этом свете гражданский служащий должен быть не только высокопрофессиональным работником, высоконравственной личностью, но и надежно защищенным как юридически, так и социально. Честь и достоинство служащего, сознающего ответственность перед государством, обществом и гражданами, должны быть неприкосновенны. Только тогда от него можно требовать надлежащего исполнения служебного долга, а, значит, преодолеть многие слабости нынешней системы государственной службы.

При всем при этом анализ нормативной базы изучаемого вопроса показал, что проводимая административная реформа имеет тенденцию расширения набора прав гражданского служащего, не уделяя достаточного внимания усилению контроля за их деятельностью. Недостаточно гибкой является и система аттестации государственных служащих, определения уровня их профессиональной подготовки.

Таким образом, сложилась система законодательства о государственной службе, основанная на устаревших федеральных законах, требующая коррекции и приспособления к современной правовой реальности. В связи с этим целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы, которую следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих соотношение должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний. Иными словами наиболее правильным путем развития законодательства о государственной службе является усовершенствование действующего закона о государственной службе, а также принятие на основе и в соответствии с ним ряда специальных законов и законов, регулирующих особенности государственной службы в отдельных государственных органах. И только так можно создать государственную службу в Российской Федерации, основанную на общих принципах организации и функционирования, определить единые особенности правового статуса государственных служащих, в том числе в области трудовых отношений, не лишая при этом государственных служащих той социальной защиты, которая обеспечивается нормами трудового законодательства. И в ближайшее время ситуация может резко измениться к лучшему, так как президент пристально следит за деятельностью государственных служащих о чём говорит Указ Президента Российской Федерации "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013)".