Государственное управление в области здравоохранения

В современных российских условиях управление системой здравоохранения остается одной из проблемных областей. В настоящее время продолжается поиск эффективных моделей отечественного здравоохранения, главными действующими лицами которого являются органы управления здравоохранением и медицинские организации. Исходя из этого, необходимо создание системы эффективного государственного управления в сфере здравоохранения.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие системы здравоохранения

Государственное управление в области здравоохранения

Здравоохранение представляет один из социальных институтов общества, включающий в себя совокупность организаций и практик, специализированных в сфере охраны здоровья населения, а также социально-типичных нормативных комплексов поведения индивидов и групп в этой сфере. На современном этапе развития страны перед Россией стоит непростая задача – развитие конкурентоспособной, эффективно управляемой, финансовой устойчивой системы здравоохранения.

В каждой стране система здравоохранения – это продукт ее уникальных характеристик, истории, политического процесса и национального характера народа. Какой-либо универсальной модели организации здравоохранения, пригодной для всех не существуют. История развития здравоохранения, так же как и история развития государства – это исторический опыт народа, его социальная память, циркулирующая в обществе.

В зависимости от видов управления здравоохранением в Российской Федерации выделяются государственное управление, местное самоуправление и частное управление. Значимость системы регионального здравоохранения повышается в связи с осуществлением административных реформ, в соответствии с которыми значительная часть функций передается на уровень регионов. Региональная система здравоохранения, являясь составной частью национальной системы, имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, соотношения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование.

В настоящее время в соответствии с действующим российским законодательством выделяют 3 элемента структуры системы здравоохранения: государственная система здравоохранения; муниципальная система здравоохранения; частная система здравоохранения.

Виды управления здравоохранением

Виды управления здравоохранением в Российской Федерации

В то же время по сложившейся практике в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, которая представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.

Нормативно-правовые основы управления системой здравоохранения в Российской Федерации

В современной России здравоохранение регулируется строгой системой нормативно-правовых актов. Правовая основа здравоохранения в РФ – это закон, регулирующий вопросы здравоохранения – ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации". Законом устанавливаются основные правила охраны здоровья населения. Также здесь перечисляются права и обязанности медицинских работников и организаций.

В 41 статье Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на оказание медицинской помощи, кроме того, муниципальные и государственные медицинские учреждения обязаны оказывать эту помощь на безвозмездной основе. Во второй главе закона "Об основах охраны здоровья" перечисляются и раскрываются сами принципы охраны здоровья. Одним из таких принципов является приоритет интересов обратившегося гражданина при осуществлении медицинской помощи. Приоритетным направлением охраны здоровья является охрана детского здоровья. Дети имеют приоритетные права в получении медицинской помощи и подлежат особой охране, независимо от их социального положения.

Статьей 11 устанавливается важное правило, согласно которому не допускается отказ в предоставлении медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь должна быть предоставлена бесплатно и безотлагательно. Кроме того, медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну, включающую сведения о визите, информацию о состоянии здоровья и проведенных обследованиях.

Любой гражданин, находящийся на территории РФ, имеет право на получения неотложной медицинской помощи. По желанию гражданин может получить платную медицинскую помощь за свой счет, средств работодателя и т.д. Получить медицинскую помощь по ОМС можно в любом городе РФ, независимо от того, где он был выдан. Это регламентировано законами: "О праве граждан на свободу передвижения"; Приказ Минздрава РФ о праве и порядках выбора гражданином мед организации в рамках программы бесплатного оказания медпомощи; Постановление правительства РФ "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Важное место в медицинском законодательстве имеет положение, регулирующее вопросы репродуктивного здоровья граждан. 22.07.1993 г. Верховным Советом были разработаны Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. В 7 разделе положения указывается, что каждая женщина совершеннолетнего возраста имеет право на процедуру искусственного оплодотворения. Кроме того, женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о прерывании беременности: по желанию на сроке беременности до 12 недель, до 22 недель по иным указаниям, по особым указаниям врача на любом сроке.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов (п. "д", "е", "ж" ст. 72 Конституции РФ). Компетенция РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения. Государственное управление здравоохранением связано с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определены Конституцией РФ, основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В настоящее время правовое регулирование придает системе здравоохранения оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность; создает условия для разработки долговременной программы развития этой системы; определяет стабильность ресурсного обеспечения системы здравоохранения в целом и на этой основе совершенствует формы и методы руководства.

Законодательное обеспечение отрасли здравоохранения направлено на достижение одной из главных целей государственной политики – сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права.

В настоящее время ядро законодательства в области здравоохранения составляет ФЗ РФ N 323-ФЗ в ред. от 29.12.2015 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данный закон был принят с целью устранения разобщенности и раздробленности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и установления их управляемости. Кроме того, принятый закон восстановил понятие о единой системе здравоохранения РФ с определением приоритета государственного регулирования и равенство возможностей медицинских организаций независимо от их форм собственности. Кроме того, ФЗ РФ N 323-ФЗ провозгласил принципы государственной политики в области здравоохранения, в соответствии с которыми будет определяться ответственность Правительства России за состояние здоровья населения и обеспечиваться доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи.

Таким образом необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере управления системой здравоохранения не решает ворох проблем возникающих по причине низкой эффективности низкого уровня реализации контролирующих, регулирующих механизмов. Низкий уровень ответственности чиновников не дает полноценно реализовывать государственные программы, внедрять инновации. Необходимо повысить правовую ответственность органов отвечающих за реализацию организационно-управленических механизмов в сфере здравоохранения в РФ.

Организационно-управленческие основы системы здравоохранения в Российской Федерации

Система государственного управления – это структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. Механизм государственного управления функционирует на основе ряда принципов: законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения власти, принцип федерализма, принцип профессионализма, гласности, гуманизма и нравственности.

Данные принципы отражены в Конституции РФ, что во многом и определяет особенности и отличительные особенности механизма государственного управления:

1) целостность и организационная упорядоченность. Механизм государственного управления – это функционально и иерархически упорядоченная система государственных и муниципальных органов, организаций, предприятий и учреждений, которая обеспечивается единством государственной власти, единым правовым пространством и едиными принципами деятельности всех входящих в нее структур. Обеспечивается единство верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов; обязательностью на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; единой системой правоохранительных структур и судебных органов;

2) базовый элемент механизма государственного управления – государственный орган. Создаются и функционируют государственные органы в установленном законом порядке, наделяются соответствующими полномочиями, обладают правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения всеми теми, кому они адресованы. Государственные органы тесно взаимосвязаны между собой на началах субординации, координации, федерализма и разделения власти в рамках соответствующих механизмов "сдержек и противовесов";

3) наличие ресурсов и средств обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего кадровых, информационных и материально-финансовых. Финансирование осуществляется из средств государственного бюджета.

Базовым элементом механизма государственного управления является государственный орган. Комплексно и наиболее точно государственный орган как элемент механизма государственного управления характеризуется следующим:

  • создается по воле государства в соответствии с конституцией и законодательством страны, на основе соответствующего нормативного акта, что придает ему официальный легитимный характер;
  • обладает государственно-властными полномочиями, включая регулятивные, координационные, охранительные и иные функции управленческого характера в определенной сфере жизнедеятельности людей. Обладает правом издавать общеобязательные правовые и организационные акты. Действует строго в рамках установленного законом порядка;
  • статус, полномочия, порядок учреждения и роспуска, формы работы государственного органа определяются специальными нормами;
  • наличие собственной организационной структуры, кадрового состава, материально-финансовых ресурсов из средств государственного бюджета;
  • обладание правом на выработку стратегии развития своей отрасли или территории, организации и правового регулирования исполнения принятых решений, осуществление контроля реализации намеченного.

В России на федеральном уровне охрана здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения страны возлагается на Министерство здравоохранения Федерации, которое является центральным отраслевым органом руководства здравоохранением. При этом Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения и другие. На рисунке 3 представлена структура министерства здравоохранения РФ.

Структура министерства здравоохранения РФ

Структура министерства здравоохранения РФ

В рамках управления системой здравоохранения Министерством реализуются следующие функции:

  1. разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, базовой программы обязательного медицинского страхования;
  2. разработка программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;
  3. разработка и реализация мер по спасению жизни людей в чрезвычайных ситуациях;
  4. развитие материально-технической базы здравоохранения – координация и финансирование научных исследований;
  5. разработка порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
  6. разработка и утверждение стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением;
  7. сертификация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
  8. разработка единой системы статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения;
  9. международное сотрудничество в области здравоохранения.

Функции возложены на Министерство здравоохранения РФ и исполняются посредством уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы, исполняющие функции управления системой здравоохранения

Государственные органы, исполняющие функции управления системой здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения. В подчинении у Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Министерства здравоохранения субъектов федерации.

Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Поэтому здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб. Система здравоохранения может быть результативной и эффективной только в том случае, если она учитывает потребности каждой из заинтересованных сторон и более того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности.

В последние годы в области активно осуществляется модернизация здравоохранения – создание системы, когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированы на результат. Основным инструментом дальнейшей модернизации здравоохранения до 2020 года должна стать государственная программа "Развитие здравоохранения". Цели программы: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации" с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ в ред. от 30.12.2015 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М, 2016.
  3. Калашников К.Н. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения: Автореф. … дисс. экон. наук. – Апатиты, 2011
  4. Мигачев Ю. И, Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право – М.: ЮРАЙТ, 2015
  5. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления – М.: Юрайт, 2015
  6. Шабунова А. А., Калашников К. Н., Дуганов М. Д. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения – М.: ФГБУН ИСЭРТ РАН, 2012
  7. Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях. // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – Т.4. – №2. – С. 69-76.
  8. Государственная программа Российской Федерации ''Развитие здравоохранения"// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://programs.gov.ru/P
  9. Ерохина Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/138950.html