Государство и политические партии

Государство и политические партии.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и признаки государства

Государство – это сложное явление, которое можно рассмотреть с разных сторон. В самом общем виде государство – общность людей, проживающая на определенной территории и объединенная государственной властью.

В узком смысле термин "государство" обозначает сисему государственных органов, выделившихся из общества и стоящих над ним, которые осуществляют управление обществом (политический аппарат).

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию людей, которые объединены в политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Отсюда государство – политически организованное общество, проживающее на определенной территории, под управлением публичной и суверенной государственной власти по законам, исходящим от этой власти, обладающее армией и правоохранительными органами.

Наиболее характерными признаками государства с точки зрения широкого подхода являются следующие признаки:

1. Наличие общества. Общество – это не просто большая группа людей, это определенная организация их жизни, основанная на многообразных (экономических, культурных, национальных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями. Отсюда, общество – сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами.

2.Государство всегда связано с определенной территорией, в границах которой проживает подвластное ему население. Выражением территориальности является административно-территориальное или федеративное деление общегосударственной территории и установление государственной границы.

3. Наличие публичной и суверенной государственной власти. Государственная власть – политическая разновидность социальной власти в виде системы отношений властвования и подчинения, возникающих на основе целенаправленного воздействия органов государства на общество в целом и на отдельные его сферы (экономическую, социальную, духовную).

Поскольку государственная власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих аппарат власти, то именно, поэтому государственную власть отождествляют с органами государства.

Государство и политические партии

Рисунок 1. Признаки государства

С точки зрения науки такое отождествление неверно, потому, что политическая власть изначально принадлежит либо элите, либо классу, либо народу, а государственные органы ее только реализуют. Например, народ через референдум может принимать важнейшие государственные решения таким образом самостоятельно реализовать принадлежащую ему власть.

Характеристики государственной власти.

а) аппаратность власти. Как уже отмечалось выше, государственная власть проявляется в деятельности государственного аппарата;

б) публичность власти проявляется в том, что она осуществляется от имени народа, на виду у народа и во имя народа;

в) опора на организованную и легитимную силу. Государственная власть нуждается и в силе авторитета и в предметно-материальных источниках силы – таких как армия, полиция, органы государственной безопасности, тюрьмах и др.

г) суверенность – это верховенство государственной врасти внутри страны и независимость ее во внешнеполитической сфере.

Верховенство внутри страны означает, что государственная власть, распространяясь на все население, является наиболее сильной по сравнению с другими видами социальной власти (власти церкви, тейпа, движения и т.д.). Независимость во внешнеполитической сфере проявляется:

а) в признании данного государства в качестве равноправного субъекта международных отношений;

б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;

в) в невозможности вмешательства других государств в дела данного государства.

д) легитимность (законность) означает, что государственная власть осуществляется (должна осуществляться) по установленным законом процедурам законными же субъектами власти.

4. Законы – это издаваемые государством (только государством) нормативно-правовые акты высшей юридической силы, определяющие правила поведения и масштаб свободы всего населения и отдельных его категорий.

Сущность государства – это его роль, то есть назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Сущность государства многопланова. С одной стороны, государство – это организованная власть либо имущих классов, либо правящей социальной группы. С другой стороны, государство является "организатором общих дел, вытекающих из природы всего общества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422).Таким образом, при определении сущности государства проявляются два аспекта: сущность государства – диктатура имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).

Для лучшего понимания сущности государства можно привести еще одно определение: государство – всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.

Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. В науке существуют различные подходы к ответу на данный вопрос, сформулированные в следующих теориях.

Теория элит (получила распространение в XX в.) исходит из того, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, поэтому государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит близка технократическая теория. Из основной идеи этой теории следует, что властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда государство – это орудие, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою власть, на базе законов, принимаемых в интересах этого класса и опирающуюся на силу, на принуждение.

Но в случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.Демократическая доктрина исходят из того, что первоисточником и основным носителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Государство должно быть эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не столько насилия и подавления, сколько достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Однако все это не означает, что государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона.

Государство в рамках политической системы

Категория "политическая система общества" сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права. Политическая система складывается как единтво и взаимодействие институционного (политическая структура), нормативного (система социальных норм), поведенческого (политические и правовые отношения, политическая практика), интеллектуального (политическое и правовое сознание и культура, правовое мышление) компонентов, обеспечивающих целостность общества, упорядоченность политических отношений и процессов, уравновешивание интересов социальных слоев и групп населения страны.

Политическая система исходя из этого является системным образованием, характеризуется целостностью, структурой, совокупностью взаимосвязей и взаимодействий компонентов, выполняет определенные функции и (как блок соответствующих знаний) обладает методологическим потенциалом для смежных специальных областей науки.

В соответствии с особенностями формы государственного устройства России различают три уровня политической системы – федеральный, субъекта федерации, муниципальный. В политической системе центральное место занимает организационный (институциональный) компонент. Это, прежде всего, человек (личность) и его способность формировать в зависимости от предпочтений объединения, изначально по политическим критериям, а также по социальным интересам – экономическим, профессиональным, социально-культурным и др. Инициатива людей – это предпосылка и основание возникновения и функционирования политических явлений в их институционном оформлении. В зависимости от общественного разделения труда и места в общественной системе социальных групп, слоев, других социальных общностей складываются организационные формы, являющиеся носителями политических идей, концепций, программ, выражающие притязания на участие в решении государственных дел.

Институциональный срез политической системы (политическая организация общества) становится центральным ее компонентом, объединяющим все ее другие (нормативный, интеллектуальный, поведенческий) компоненты, складывающиеся в иерархическом порядке расположения однородных элементов, их автономии и одновременно обусловленности целым, действующих в системе многообразных связей и зависимостей. Набор политических инстиутов в определенном порядке их расположения обычно начинается с государства, которое является ядром политической системы. Далее, в политической структуре в соответствии с режимом автономности и соотношением с государством называют политические партии, общественные организации, религиозные объединения, местное самоуправление, самодеятельные организации, трудовые коллективы. Такое общепринятое расположение политических институтов создает условия и возможность установления роли, назначения, функций каждого из них (прежде всего государства), порядка взаимоотношения и взаимодействия между собой в конституционном, правовом пространстве.

Государство как институт общества и политический институт занимает определенное место в политической системе. Будучи организацией политической структуры, оно отличается от негосударственных организаций рядом показателей, обусловливающих его особую роль и значение консолидирующего звена, ядра и политической структуры, а также политической системы в целом.

Во-первых, государство – это единственная организация, которая официально представляет все общество. Никакая другая организация не может выполнять такую миссию.

Во-вторых, государство оказывает всеобъемлющее влияние на всех и каждого, объединенных фактом рождения, получения, приобретения гражданства либо находящихся на территории страны. Другие организации основаны на добровольном членстве и объединяют только часть населения страны.

В-третьих, формируется аппарат – система органов, слой профессионально подготовленных лиц (чиновников), а также материальных атрибутов (тюрем и учреждений принудительного характера). За пределами государства государственный аппарат не может иметь места (партийный аппарат, профсоюзный аппарат).

В-четвертых, государство обладает монополией на принятие общеобязательных правил поведения (норм права) и доведение их до реализации. Другие организации не располагают такими полномочиями и возможностями. В-пятых, государство – единственная организация, обладающая свойством суверенитета (самостоятельностью, независимостью, полнотой, неделимостью, непрерывностью власти).

Государство, обладая такими показателями, характеризуется как политическая организация власти, которая осуществляется во взаимодействии с другими институтами политической структуры. Формы этого взаимодействия именуются: создание правовой основы, государственная регистрация, делегирование полномочий, контроль, надзор, общественное мнение и др.

В российской политической системе складывается тенденция возрастания роли государственных начал. Она дает о себе знать, вопервых, в связи с формированием институтов гражданского общества и вместе с укреплением экономической основы, социальной базы государственности в России, а также с преодолением отчуждения личности от собственности и власти, утверждением приоритета основных прав и свобод человека, гражданина по отношению ко всем другим интересам и ценностям.

Во-вторых, укрепление государственных начал в измерениях реального гражданского общества идет не по пути усиления принудительно-силовых юрисдикционных звеньев государственного аппарата либо выстраивания вертикали власти, обеспечения управляемости, а за счет возрастания авторитета власти, ее поддержки большинством населения страны, достижения состояния ее полновесной легитимности.

В-третьих, роль государства возрастает в условиях такого взаимодействия с институтами политической системы, при котором государство, сохраняя за собой приоритеты в преодолении социальных напряжений, приведении общества к согласию и равновесию, бремя других забот передает институтам политической системы и гражданского общества. Политические партии, общественные организации и объединения, религиозные организации, объединения промышленников и работников сельскохозяйственного сектора экономики и др., отражая интересы социальных слоев и групп населения, стремятся оказывать влияние на политику и потенциально могут становиться опорой государства в ее формировании и осуществлении. Сила и мощь государства здесь имеет тенденцию возрастания.

Взаимодействие государства и партий

Понятие и история становление партий в России

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Одной из особенностей рубежа XIX – XX вв. стало возникновение политических партий. Этот процесс охватил три сложившихся направления: консервативно монархическое (правые), либеральное (центристы) и революционное (левые). Формирование партий проходило в специфических условиях, обусловивших их особенности. Важной особенностью формирования социально-демократического направления стало то, что начало было положено на окраинах, где социальный гнет сопровождался национальным. В конце 1890-х гг. сложилась армянская социал-демократическая партия, армянский революционный союз, еврейский рабочий союз (Бунд), литовская социал-демократическая партия, др. Особенностями партий социалистического толка стала их масштабность: филиалы партий охватывали большинство регионов России. Либеральные и монархические партии оформились довольно поздно (лишь в годы первой русской революции 1905 г.). Особенностью всех партий стала их многочисленность и разнородность – едва возникнув, они начинали делиться на многочисленные направления.

В революционно-социалистическом лагере произошел пересмотр народнической идеологии. Форсируемое правительством развитие капитализма, рост численности рабочего класса, расслоение деревни привели к провалу народнических идей о крестьянском социализме, переходе к социализму, минуя капитализм. В революционном политическом направлении лидировали две партии: социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеры). Обе партии характеризовались революционностью, нелегальной деятельностью и высокой степенью конспирации.

Все российские политические силы, причисляющие себя к социал-демократическим, привержены ценностям, выработанным западной социал-демократией, а также политической, экономической и социальной демократии. Подобная приверженность была не просто ориентацией на западноевропейскую модель социал-демократии, а во многом служила главным критерием в идентификации и самоидентификации современной социал-демократии как политической силы. У идеологов партий не было достаточно опыта построения политических структур в России, в связи с чем большое значение в этом процессе занимал опыт западных стран, что подтверждает идеология российских социал-демократических партий.

История политических партий насчитывает много столетий. Большинство ученых ведет ее из античных времен, от появления первых аристократических кружков-коттерий и клиентелы до современных партий – уже институционализированных субъектов политики.

На некоторых гуманитарных специальностях читается отдельные курсы по истории политических партий, в рамках которых подробно рассматривается их эволюция. Поскольку данный курс в большей степени ориентирован на теоретические и прикладные аспекты обширной науки партологии, остановимся лишь на некоторых основных этапах эволюционирования партий.

Термин происходит от латинского "part" – "часть". Производное от него понятие "партия" использовалось с давних пор, хотя и не в современном смысле. В основу выделения группы – партии могло быть положено территориальне деление, концентрация вокруг конкретного политика (к примеру, партия Гракхов), другой объединяющий признак (к примеру, в Византии выделяли партии венетов и прасинов – в основе этого разделения было разделение болельщиков на ипподроме на синих и зеленых. Позже эти цвета стали основой для выделения групп во время мятежей или народных волнений.)

Со временем понятие "партия" изменялось. Существует множество подходов к определению сущности политических партий. Так Бенджамен Констан определяет партию как "собрание людей, исповедующих одинаковые политические доктрины".

Согласно Эдмонду Берку, "партия – это организация людей, объединенных общностью интересов, совокупностью принципов, на основе которых они достигают каких-либо целей".

Есть трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм). Институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже). Макс Вебер разделил партии на виды в соответствии с хронологией их возникновения:

1. аристократические кружки-коттерии (период афинской демократии)

2. партии – политические клубы (тори и виги)

3. массовые партии.

Хронология Вебера неприменима ко многим странам, однако это была первая попытка классификации политических партий. Позже появились развернутые типологии политических партий.

Можно выделить ряд факторов, предопределивших появление массовых политических партий. Прежде всего подчеркнем такой фактор как усиление противоречий и размежеваний в обществе по самым разным основаниям. В связи с этим упомянем очень интересную модель размежевания построил норвежский ученый Стейн Роккан, который вывел геополитическую конструкцию Европы из череды расколов по линиям "католицизм-протестантизм", "город-деревня", "труд и капитал".

Следующий факто – это усиление роли представительных органов как центров политической жизни. Ограничение власти монархов. Расширение конституционных основ. Появление разделения властей.

Немаловажны и другие факторы, такие как появление оформленных идеологий, появление организованных структур и усиление конкуренции партий заставило их обращаться к более широким массам.

Появление СМИ стало переворотным фактором.

Список факторов можно расширять применительно к каждому отдельно взятому государству. В соответствии с законом РФ "О политических партиях", политическая партия – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и – представительных органах местного самоуправления.

Американский политолог Ла Паломбара выделил четыре конституирующих партию элемента:

1. Любая партия – это носитель идеологии или особого политического мировоззрения.

2. Любая партия – это организация, т.е. структурированное объединение людей.

3. Цель политической партии – это участие во власти.

4. Каждая политическая партия стремится обеспечить себе поддержку народа от расширения членства до поддержки на выборах.

Характеристика политической партии зависит от того:

– каковы провозглашаемые ею цели и методы их достижения;

– чьи интересы объективно выражает партия;

– социальная база, на которую ориентируется партия;

– структура партии, кто является ее главой.

Желание партий быть привлекательными для граждан присуще всем политически силам, что способствует размыванию границ между ними. Эта тенденция одинакова как для Европы, так и для России.

Социальная база политической партии – лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

Правовое положение политических партий в российском государстве

Закрепление за партиями определенных прав и обязанностей в избирательном процессе, в работе исполнительной и законодательной властей дополняется усилением системы государственного регулирования их создания и деятельности. В соответствии с действующим законодательством для сохранения своего политико-правового статуса партия должна соответствовать определенным требованиям численного, территориального и идеологического характера. Эти два взаимосвязанных процесса расширения полномочий и усиления государственного регулирования укрепляют и систематизируют государственно-партийные взаимоотношения.

Предпринимаемые государством действия по совершенствованию системы взаимоотношений с политическими партиями способствуют формированию в политическом процессе страны определенных тенденций. За последние годы количество партий в стране уменьшилось

Вопрос взаимоотношения партий и государства поднимался Президентом Российской Федерации неоднократно как в Посланиях Федеральному Собранию, так и в иных выступлениях. На заседании Государственного Совета, который состоялся в конце января 2010 года, Дмитрий Медведев отметил, что задача "развития и обновления общества и государства требует от партий повышенного внимания к работе, особого качества демократических институтов", а также адекватности представительства интересов граждан, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы, честности и ясности в позициях.

Численность политической партии также имеет немаловажное значение, в особенности на этапе регистрации списков кандидатов на выборах в Государственную Думу. Поскольку, в случае если количество членов партии не соответствует норме, установленной законодателем, данная общественная организация не может называться партией, а тем более принимать участие в выборах. Естественно, установление предельно высоких требований к численности членов политической партии отразилось на количестве партий в стране и привело к их резкому сокращению. Напомним, что в выборах Государственной Думы пятого созыва принимали участие 14 политических партий, в то время как в выборах Государственной Думы четвертого созыва участвовали 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений.

В 2009 г. произошло снижение требований к численности членов политической партии. Уже с 2010 г. минимальная численность политической партии составит 45 тысяч человек, а с 2012 г. – 40 тысяч человек. И хотя на сегодняшний день законодатель снизил планку на 10 процентов, создать политическую партию самостоятельно, без слияния ее с другими мелкими партиями (либо иного преобразования), сейчас все еще очень трудно, причем налицо стремление власти к свертыванию политической активности граждан.

В законодательстве также появилась норма, обязывающая партии проводить ротацию своего руководства, даже несмотря на то, что это является внутренним делом самой партии. Согласно Федеральному закону "О политических партиях" государство в лице его государственных органов не вправе вмешиваться в деятельность политических партий, а партии не могут вмешиваться в деятельность государственных органов. Однако государство в императивной форме предлагает политическим партиям проводить ротацию руководителей их коллегиальных органов. Такой императивный характер регулирования институтов гражданского общества не может быть признан обоснованным.

Широкий круг законодательных актов касается роли политических партий в выборах представительных органов власти, проведения референдумов, отношениях депутатов с избирателями. Изменения избирательного законодательства вместе с тем противоречат некоторым нормам Закона "О политических партиях" и Конституции Российской Федерации.

Так, было реализовано предложение Президента по отмене сбора подписей избирателей парламентскими партиями, которое,

однако, не соответствует конституционному принципу равенства общественных объединений, поскольку предоставляет преимущества только парламентским партиям – для малых партий, не представленных в законодательных органах, это мало что меняет.

Введению пропорциональной избирательной системы на всех уровнях выборов в Посланиях Президента Федеральному Собранию уделяется особое внимание. Однако использование пропорциональной системы выборов на практике – прямой путь к установлению монополии одной из политических партий, что в корне противоречит провозглашенному в Конституции Российской Федерации принципу многопартийности. Кроме того, под вопрос ставится судьба пассивного избирательного права любого гражданина. Пропорциональная избирательная система оставляет лишь декларативное право беспартийных граждан быть включенными в соответствующий партийный список кандидатов, причем нужно учитывать и то, что в региональных парламентах депутаты наиболее тесно работают с населением, а выборы по партийным спискам практически сводят ответственность депутатов к нулю.

В 2012 году внесены изменения в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Согласно новой редакции, в политической партии должно состоять не менее пятисот членов. Также уставом партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Документом разработан механизм приостановления государственной регистрации политической партии. Правом приостановления обладает федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган. Приостановление государственной регистрации возможно на срок не более трех месяцев.

Политическая партия обязана один раз в три года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период. Ранее политические партии обязаны были делать это ежегодно.

Литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях"

Научная и учебная литература

3. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.

4. Исаев Б.А. Мир политической мысли: хрестоматия по партологии. Кн.3 Современные партологи о политических партиях. / Под ред. Б.А.Исаева и др. СПб.: БГТУ, 2005.

5. Попов А.М. Политические партии и движения в России: история становления и идеология 1985-1995 гг.: дисс. … канд. ист. наук. 07.00.02 Ярославль 1997.

6. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Юрист, 2009.

7. Романенко Л.Л. Теория государства и права – Ростов – на – Дону: Феникс. 2010.

8. Селиванов А.Р. Теория государства и права – М.: Дашков и К. 2010.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова.. – М.: Издательство НОРМА, 2009.

10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова.. – М.: Издательство НОРМА, 2009.

11. Григорьева Л. А. Государство и политические партии в системе властных отношений: опыт современной России

12. Николаев, А.С. Особенности участия политических партий в выборах Президента Российской Федерации / А.С. Николаев. // Журнал о выборах. – 2007. – № 1.