Государственный долг

Государственный долг.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и значение государственного долга

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во – первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит – это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во – вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг

Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных и административно- территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях. когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

Классификация государственного долга

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации; во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг – это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

- долг органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям;

- долг международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков.

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы/

Внутренний долг включает в себя: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям; внешний долг включает в себя аналогичный список.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг – это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:

- рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг;

- нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.

К основным различиям этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, прежде всего за счет нерыночных инструментов. Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга.

Внутренний государственный долг – сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести: ГКО – государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; ОФЗ – облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами; ОГСЗ – облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства. К нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр.

Внешний государственный долг задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.

Долг Государственный Внешний Текущий – внешний государственный долг, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.

Долг Государственный Внешний Капитальный – внешний долг государства, срок платежа по которому еще не наступил.

Внешний государственный долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации

К международным финансовым организациям относятся: Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Лондонский клуб, Парижский клуб и др.

Международный валютный фонд, МВФ – специализированное учреждение ООН, созданное 22 июля 1944 года.

Основные функции МВФ:

- содействие международному сотрудничеству в денежной политике;

- расширение мировой торговли;

- кредитование;

- стабилизация валют;

- консультирование стран дебиторов.

Официальные цели МВФ:

1) "способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере";

2) "содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли" в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) "обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов" и не допускать "обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ";

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность "исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах".

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Всемирный банк – международная организация, создана в 1944 в результате подписания 45 государствами Бреттон-Вудского соглашения.

Главной задачей Всемирного Банка является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь и только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране.

Парижский клуб – неофициальный межправительственный орган индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Странами-кредиторами являются 19 государств: Франция, США, Канада, Япония, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Россия, Италия и др.

Лондонский клуб – международное объединение частных коммерческих банков, чьи кредиты не находятся под защитой государственных гарантий или страхования, для решения проблем неплатежей ряда стран, в первую очередь развивающихся, по внешнему долгу. Лондонский клуб включает в себя 600 крупнейших частных коммерческих банков США, Европы и Японии.Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с платежными проблемами Заира. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, "большой восьмеркой" и другими международными финансовыми организациями.

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Методы управления государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.

Рассмотрим некоторые инструменты управления государственным долгом:

1. Рефинансирование – это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;

2. Конверсия – превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;

3. Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;

4. Унификация – это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый.

5. Аннулирование – это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.

6. Реструктуризацией долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Основные схемы реструктуризации включают в себя:

- списание долга (аннулирование займа);

- выкуп долга – куплю страной-заемщиком своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом.

- секъюритизация – представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые или обмениваются на старый долг, или продаются на открытом рынке (формы ценных бумаг: иностранные облигации и еврооблигации).

Успех операции будет зависеть от:

1) готовности рынка взять дополнительный риск;

2) состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств;

3) политических мотивов.

Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.

Конверсия проводится следующими своп-операциями:

- "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;

- "долг на экспорт": данная схема поддерживает конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта;

- "долг на налоги": при реализации данной схемы необходимо законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России. Подобная конверсия предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли;

- "долг в облигационные обязательства": реструктуризация задолженности Лондонскому клубу кредиторов;

- "долг на собственность": в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий;

- "долг на долг": своп внешних обязательств в финансовые активы.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = (П –Р ) / Р * 100 (1)

где П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.