Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века

Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века.

Статьи по теме
Искать по теме

Земское самоуправление.

Земское организовывается в уездах и губерниях. Новые органы МСУ – Уездные земские собрания, избирались на 3 года. Депутаты – гласные представители, избирались (1 раз в 3 года) от землевладельцев, владельцев недвижимости и сельских общин. Глава уездного собрания – уездный представитель (избирался). Функции Земского собрания: руководство хоз делами, т.е. МСУ и решение всех финансовых вопросов. Уездное собрание заседало 1 раз в год 10-15 дней. Для организации выполнения решений Земского собрания организовывалась Земская управа (коллегиальный орган, решения принимались голосованием).

В губерниях – Губернское земское собрание, состояло из представителей уездных земских собраний, которые избирались ежегодно. Губернское земское собрание выбирало Губернскую управу, которая действовала постоянно.

Основные направления деятельности Земства: образование, здравоохранение, строительство дорог, ветеринарное дело, благотворительность и т.д. Земства имели собственный бюджет, устанавливали местные налоги.

Городское самоуправление.

1870 г. –Городовое положение. Владельцы домов, квартир, коммерческих предприятий избирают Городскую думу. Гор Дума – Гор управу, которую возглавлял городской глава. Функции: благоустройство (уборка территорий, снабжение водой, постройка школ, больниц). Имеет собственный бюджет, может устанавливать налоги.

Судебная реформа. Вместо сословных судов был гарантирован равный суд для всех жителей. Выборность судей (отделение суда от исполнительной власти), появление суда присяжных (решение суда присяжных можно опротестовать в Сенате), обязательное присутствие обвиняемого на суде и заинтересованных, право на адвоката, отмена телесных наказаний, гласность и открытость судебного следствия.

Военная реформа. Сокращен срок службы рекрутов до 15 лет. Введена всеобщая воинская повинность. Призывной возраст – 20 лет. Каждый год военное министерство определяло потребность в призывниках. Исходя из этой потребности, по жребию выбирались те, кто подлежат призыву. Остальные отправлялись в призыв второй очереди. Телесные наказания в армии отменены. Проводилось обучение солдат грамоте, политическое просвещение.

Реформа печати. Отменена цензура, надзор за печатью возлагался на издателя. Если издавалось что-либо запрещенное, выносилось предупреждение. После 3 предупреждений издательство закрывалось.

Реформа образования. Отделение университетов от государства, университетское самоуправление, платное обучение (но небольшая плата), появились новые учебные заведения для женщин (медицинские, педагогические).

Реформа гос хозяйства. Создан единый госбюджет, который контролируется Минфином. Госбюджет стал публиковаться в газетах.

Консервативные реформы в конце 19 в.

Контрреформа Александра III.

1. поддержка дворянства как основной социальной опоры правительства.

2. ограничение МСУ (усиление контроля).

3. реформа просвещения ограничила доступ детям низших сословий в гимназии.

4. ужесточение цензуры.

5. увеличение имущественного ценза избирателей.

6. русификация национальных окраин (все окраины были включены в состав губерний, людей других национальностей заставляли принимать русские имена).

Революция 1905 г, переход к ограниченной монархии.

С начала 1905 г. гос власть не контролировала ситуацию в Росси, происходили демонстрации, забастовки, погромы, политические убийства. Страну захватила волна террора. Фактически система гос.управления находилась в состоянии войны с собственным населением.

В мае 1905 г. съезд представителей МСУ обратился к императору с требованием Конституции. Чтобы удовлетворить политические требования общества, Николай 2 издал Манифест о созыве Гос думы.

Затем был выпущен Манифест "Об усовершенствовании гос порядка", в котором населению России предоставлялись гражданские свободы, неприкосновенность личности, законодательная власть передавалась Гос думе. На выборы в первую Гос думу было представлено много депутатов от левых партий и движений. В ходе революции были также достигнуты соглашения между рабочими и предприятиями об улучшении условий труда: 8 часовой рабочий день. В стране провозглашена свобода вероисповедания.

Государственная Дума 1906-1917 гг.

1 Государственная Дума.

Государственная Дума созывалась по решению царя. Открытие 1 Гос думы состоялось в 1906 г. Предметы ведения Государственной думы определялись "Учреждением Государственной думы" – документом, регламентировавшим ее деятельность.

Функции Государственной Думы:

1. Утверждение бюджета.

2. Принятие законов.

3. Утверждение отчета министров.

Ограничения власти Гос думы: Гос совет мог отвергнуть любой закон, принятый ГД. Император имел право издавать указы без одобрения ГД.

Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 депутатов представляли кадеты, 102 – трудовики (большинство из которых были крестьянскими), 100 – беспартийные. Остальные партии имели незначительное представительство.

Программой деятельности I Государственной думы стал "адрес", составленный депутатами в ответ на речь императора. Он содержал следующие требования:

- введение всеобщего избирательного права;

- ответственное перед Думой министерство;

- амнистия;

- отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения;

- право Думы пересматривать законы;

- свобода слова, совести, собраний;

- решение аграрного и рабочего вопросов;

- ликвидация Государственного совета;

- введение всеобщего бесплатного обучения;

- реформа местного управления;

- равномерное распределение налогов.

Это был вызов власти, который не мог остаться без последствий. Вопрос роспуска Думы стал делом времени. 8 июля 1906 г. император подписал указ о роспуске Думы.

2 Государственная Дума.

II Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907 г., оказалась еще более пестрой и более радикальной по своему составу. Выборы показали усиление, как левых, так и правых партий.

II Государственная дума работала 103 дня. Во II Думе рассматривались:

- продовольственный вопрос;

- роспись бюджета на 1907 г.;

- исполнение государственной росписи;

- набор новобранцев;

- отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах;

- реформа местного суда.

П.А. Столыпин осуждал левые фракции Думы за поддержку революционного террора. Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в "департамент Министерства внутренних дел". Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. Правительство не стало дожидаться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Указ о роспуске II Государственной думы.

Власти решили положить конец созыву "непослушных" Дум и созвать "парламент" нового образца со старым названием – Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны.

3 Государственная Дума.

Бесспорным лидером в новой Думе была проправительственная партия октябристов, выражавшая интересы прогрессивных помещиков и крупной буржуазии. Октябристы требовали делового контроля над хозяйственной политикой и финансами. Представительство кадетов и социал-демократов в III Думе значительно сократилось. Правительство получило послушную, лояльную Думу.

III Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни.

III Дума, единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала пятилетний срок своих полномочий – с 1907 г. по 1912 г. За это время ею было принято свыше 2000 законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

4 Государственная Дума.

Возникла в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. С 1912 по 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Шли бесконечные, личностные "разборки" между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же в 1914 г. после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в конфликт с исполнительной властью.

Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти и, именно поэтому, Николай II постоянно стремился от нее избавиться. Он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда четвертая Дума досрочно распускалась с тем, чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться.

25 февраля 1917 года Дума была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически Дума существовала.

Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом "частных совещаний". Дума выступила против создания Советов. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.