Государственное управление социальной сферой

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения и удовлетворяет материальные, культурные, образовательные, медицинские и духовные потребности человека и гражданина.

Статьи по теме
Искать по теме

Управление социальной сферой

В экономической сфере блага создаются, в социальной они расходуются и потребляются. Объектом социального управления является все население, но осуществляется оно с помощью индивидуального подхода к классу, социальному слою, семье, человеку с учетом специфики потребностей каждого. Через рычаги социального управления государство воздействует на общественные отношения, связанные с использованием материальных и духовных благ, создает предпосылки для цивилизованного разрешения противоречий, неизбежных в этой жизненно важной сфере.

Стратегическая цель социального управления состоит в сохранении нации, народа. Достижению данной цели не должны препятствовать ни национальные, ни религиозные, ни идеологические предрассудки. Она должна ограничиваться только экономическими возможностями, которые в немалой степени зависят и от социального благополучия. В этом и проявляется взаимосвязь между экономическим и социальным управлением.

Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решаются местными органами. Федеральные органы обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы.

Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти, общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Основой социальной политики является предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой. Главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения. В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления. Активное участие в управлении принимают и общественные формирования: профессиональные союзы, общество потребителей, ассоциации предпринимателей и др. Они создают управленческие структуры и различные фонды, заключают соглашения с органами государственного управления в рамках социального партнерства.

Вместе с тем в Российской Федерации созданы специальные органы государственного управления социальной сферой. Они сформированы на принципе комплексности, позволяющем охватить все объекты социальной сферы и обеспечить решение поставленных целей социального развития РФ. Их деятельность направлена на достижение стабилизации уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения.

Государственные органы управления социальной сферой

Самым главным государственным органом управления социальной сферой относятся Министерство труда и социальной защиты РФ. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

К числу подведомственных органов исполнительной власти относится Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости – федеральный орган исполнительной власти Росси. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

К числу подведомственных государственных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Важное место в государственном регулировании социальной сферы без сомнения занимает Министерство здравоохранения РФ. Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Кроме этого важное место в управлении и социальной сферой занимает Министерство образования и науки РФ. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных учреждений.

Структура Министерство образования и науки РФ

– Департамент стратегии, анализа и прогноза

– Департамент бюджетного процесса, учёта и отчётности

– Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

– Департамент государственной политики в сфере общего образования

– Департамент управления сетью подведомственных организаций

– Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки

– Департамент развития приоритетных направлений науки и технологий

– Международный департамент

– Департамент управления программами и конкурсных процедур

– Департамент государственной политики в сфере высшего образования

– Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

– Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики

– Административный департамент

– Департамент подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников

– Департамент государственной научно-технической и инновационной политики

– Правовой департамент

Важным элементом государственного управления в социальной сфере является разработка социальной политики. Процесс разработки социальной политики определяет приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя. Этот "стандартный" уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Муниципальное органы управление социальной сферой в РФ.

Сегодня многое зависит от эффективности деятельности региональных и местных органов власти, от их способности брать на себя ответственность, действовать энергично, грамотно, своевременно. Именно на местное самоуправление возложено решение значительной части вопросов, определяющих социальное самочувствие граждан. Это – дошкольное и общее образование, система первичного звена здравоохранения, предоставление услуг ЖКХ, благоустройство городов и поселков, реализация программ поддержки предпринимательства, решение проблем рынка труда. Предполагалось, что органы местного самоуправления будут функционировать и решать местные проблемы автономно от других органов государственной власти через разграничение полномочий и предметов ведения.

В сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения особенно наглядно проявляется двойственность правового положения и, соответственно, полномочий органов местного самоуправления, часть которых носит государственный характер, поскольку такие органы обязаны обеспечить реализацию жителями муниципального образования гарантированных Конституцией РФ социально-экономических прав в соответствии с основными направлениями государственной политики, а другая – негосударственный характер, поскольку органы местного самоуправления как негосударственные органы власти обладают некоторой самостоятельностью в управлении соответствующими муниципальными системами, объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета и т.д.

Функции местных органов власти в области управления социальной сферой

Функции местных органов власти в области управления социальной сферой

По своему значению социально-экономические полномочия органов местного самоуправления могут рассматриваться как необходимая составная часть институциональной основы достижения социальных целей муниципальной власти, что обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, эти полномочия характеризуют наличный объем, состав и содержание конкретных прав и обязанностей органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненно важных потребностей населения.

Во-вторых, они выражают предметную определенность муниципально-властной деятельности в социальной сфере и пределы ответственности муниципальных органов власти перед населением и государством.

В-третьих, социально-экономические полномочия органов местного самоуправления определяют организационно-правовой инструментарий, при помощи которого могут и должны решаться стоящие перед муниципальными образованиями социальные задачи.

В-четвертых, необходимо указать на имеющееся органическое единство социально-экономических полномочий и социальной функции местного самоуправления. Оно проявляется, в частности, в том, что именно полномочия органов местного самоуправления задают динамику функционально-правовому содержанию муниципальной власти, обеспечивают ее практическое осуществление, реализуемость, действенность.

Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления выражают единство конкретных прав и обязанностей муниципальных органов власти в определенной сфере общественных отношений, а потому не только могут, но и должны быть реализованы, причем максимально эффективным образом.

А.А. Джагарян выделяет точку зрения, сформулированную еще К.Н. Анненковым, согласно которой, сущность и природа общественных учреждений обусловливает то обстоятельство, что управомочие на заведывание той или другой отраслью управления "составляет не столько их право, сколько непременную обязанность, уклоняться от исполнения которой они не вправе, под страхом строгой ответственности". Ведь "иначе и быть не может, вследствие того, что в благоустроенном государстве представляется вполне немыслимым поставление в какую-либо зависимость организации и ведения важнейших отраслей внутреннего управления от произвола массы мелких органов самоуправления, без внесения полного расстройства и, даже можно сказать, хаоса в дело управления".

Деятельность органов местного самоуправления, реализующих социальную политику на местном уровне, обусловлена тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности экономического, социального и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. При этом в основу социальных реформ на муниципальном уровне положен принцип предоставления социальной защиты преимущественно в адресной форме.

Систему управления социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования можно определись как сложную, иерархическую систему, имеющую соответствующее структурное построение. В ней можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) подсистемы, а также проследить взаимодействие между ними.

Объектами муниципального управления являются многообразные социальные процессы:

Социальные процессы в МСУ

Социальные процессы в МСУ

Субъектом муниципального управления в системе управления социально-экономическим развитием города выступает население муниципального образования – местное сообщество. Оно передает часть функций и полномочий органам местного самоуправления, и в этом случае уже они выступают в роли субъекта управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Рассмотрим направления социально-экономического развития муниципального образования на примере развития города или городского округа, как наиболее развитой социально-экономической системы. Более мелкие системы могут включать эти направления только частично.

Приоритетными направлениями по реализации концепции социально-экономического развития города являются:

  • повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, необходимого для решения социальных проблем;
  • удовлетворение потребностей народного хозяйства за счет высококачественной продукции предприятий, ликвидация диспропорций в развитии отраслей материального производства;
  • комплексное развитие инфраструктуры города на основе использования современной архитектуры, строительства коммуникаций, коммунального хозяйства;
  • развитие общественного пассажирского транспорта;
  • повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, в том числе за счет формирования благоприятных экологических, политических, правовых гарантий;
  • обеспечение полной и продуктивной занятости в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями населения, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения муниципального образования;
  • повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения города;
  • обеспечение доступности форм и методов предоставления образования, оказание поддержки образовательным учреждениям с учетом приоритетных потребностей территориального развития;
  • создание условий для социального и культурного становления и развития молодежи города;
  • соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения муниципального образования;
  • создание гарантий защиты жизни, имущественных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка.

Исходя из вышеприведенных элементов, управление социально-экономическими процессами должно осуществляться системно, путем мониторинга изменений, происходящих в разных компонентах модели, с учетом того, как изменения одной составной части модели отразятся на других ее составляющих.

Органы местного самоуправления обладают социальной функцией. Данная функция является основополагающей для муниципального управления. Важным элементом социальной функции является социальная политика муниципального образования. Цель социальной политики – последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

В данном случае под социальной политикой понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.

Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.

Проблемы органов государственного и муниципального управления социальной сферой

Современное состояние социальной сферы в Российской Федерации характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе:

  • недостаточность законодательной базы по данной области;
  • институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом;
  • неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются;
  • отсутствие либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера;
  • имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения в различных регионах России.
Управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии.

Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

В России уже неоднократно определялись основные направления социальной политики:

  • были приняты законодательные акты, сотни социально-ориентированных программ на различных уровнях;
  • менялась система социальной защиты.

Однако проблема обеспечения управляемости социального развития страны и ее регионов, в особенности самой уязвимой части – социальной сферы, остается сегодня во многом открытой.

Еще рано говорить о наличии строгой непротиворечивой социальной политики, как общегосударственной, так и региональной.

В качестве приоритетных задач социально-экономического развития в России в ответ на современные мировые вызовы и угрозы выделена проблема повышения эффективности государственного и муниципального управления на основе кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти и предоставления ими качественных публичных услуг населению, обеспечения качества жизни населения.

Проблема эффективности государственного управления имеет непреходящее значение для большинства современных обществ. К сожалению, как пишет российский политолог О.Ф. Шабров, выражая распространенное мнение, "одной из примет последних десятилетий стала всеобщая неудовлетворенность существующими системами государственного управления, свидетельствующая о снижении его эффективности.

Уровень доверия граждан к государственной власти зависит от уровня их социальной защищенности, тогда охотнее принимаются и поддерживаются политические и экономические преобразования, способствующие масштабным и прогрессивным изменениям в обществе.

К числу основополагающих проблем в данной сфере относится отсутствие четких критериев и процедуры оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов управления социальной сферой.

В настоящее время система управления социальной сферой в муниципальных образованиях по своей природе является весьма сложным образованием, которое призвано выполнять много разнообразных функций в различных отраслях жизни регионального сообщества. Очень остро стоит проблема адекватной реализации всевозможных инновационных проектов в сфере управления социальной сферой. Для этого требуется использование аналитических методов и разработка стратегии управления изменениями. Исходя из уже имеющегося в нашей стране опыта, требуется вести работу и со сторонниками и противниками инноваций. От степени новизны, глубины и масштабов преобразований инновации зависит уровень сопротивления изменениям, степень сложности, неопределенности и риска при проведении преобразований в органах управления социальной сферой.

Наиболее проблемным на настоящий момент является проведение крупных, радикальных нововведений, которые требуют тщательной подготовки и создания определенных условий, позволяющих системе управления справиться с ними. Чем радикальнее и масштабнее преобразования, тем сильнее сопротивление, выше риск, сложность и неопределенность результатов и последствий изменений.

Кроме того, нельзя не выделить тот факт, что сама ресурсная база муниципального управления как такового, препятствует проведению местной социальной политики. Необходимо явное расширение ресурсной базы для того, чтобы адекватно проводить социальную политику на местном уровне. Для расширения ресурсной базу нужно демократизировать предпринимательство, сделать его доступным каждому человеку, обеспечив ему, таким образом, возможность самореализации. Тем самым движение за местное развитие способствует демократизации общества, поскольку изначально ориентировано на создание достойных условий жизни и труда всем группам и слоям населения, а также на защиту их права на равное участие в экономическом и социальном прогрессе.

Создание условий для внедрения различных социальных программ и возможности четкого контроля и управления процессом их реализации является важнейшей задачей органов местного самоуправления на этапе развития управления социальной сферой на уровне регионов в РФ.

Литература

  1. Малюга С.В. Социальное управление как фактор безопасности на Юге России – Диссертация на степ. кандидат социологических наук – Пятигорск, 2010
  2. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. №535 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // www.base.cosultant.ru
  3. Положение о Федеральной службе по труду и занятости в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 611 // www.base.cosultant.ru
  4. Лычкань Л.П. К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения // Вестник Национального института бизнеса. Вып. 15, 2011. С. 173-179.
  5. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
  6. Джагарян А.А. Социально-экономические полномочия органов местного самоуправления как средство реализации муниципальной социальной политики // Сравнительное конституционное обозрение Конституционное право 2011. – №5. – С. 128-146.
  7. Муниципальное право Российской Федерации /Под ред. Ю.А. Дмитриева. Ростов-н/Д: Феникс, 2012
  8. Парахина В.Н. Муниципальное управление – М,: КНОРУС, 2011
  9. Мальцев В.А. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб: Издательство ПИТЕР, 2013
  10. Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть,2010, № 5, С.5.