Государственное регулирование торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Современная система органов государственного регулирования торговли на местном и региональном уровнях

Эффективность государственного влияния на экономику предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем рынке, а в перспективе и на мировом.

В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.

Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др.

Функциональные экономические системы поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15–20% общего числа трудоспособного населения и т.д.

Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного влияния в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.

Одним из основных элементов ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

Показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования ФЭС, являются конкурентоспособность страны на мировом рынке, степень финансового риска для иностранных инвестиций. От успешного функционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат.

Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема, регулирующая размеры денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков.

К разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицит государственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы поддержания определенного уровня соотношения доходов и расходов государства, как правило, имеет место незначительный по размерам дефицит.

Можно рассматривать систему регулирования торговли, представляющую собой совокупность иерархично расположенных органов, участвующих в ее регулировании. Некоторые органы выступают в качестве субъектов регулирования, другие – в качестве объектов регулирования. Отдельные органы выполняют роль одновременно и субъектов и объектов регулирования.

Государственное регулирование осуществляют: федеральные, региональные и местные органы и уполномоченные ими организации. Данные органы, в отличие от других, призваны в максимальной мере отражать интересы населения.

Негосударственное регулирование может быть: отраслевым, корпоративным, внутрифирменным и ассоциативным (внутри договорных объединений ассоциативного типа, союзов). Следует заметить, что отраслевые органы, не относимые к государственным, тем не менее являются в той или иной мере встроенными в систему государственных органов. Федеральное и отраслевое регулирование является централизованным регулированием.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условия. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов. Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.

Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.

Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

Рассмотрим органы государственного регулирования торговли в РФ. Прежде всего это Правительство Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее – торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;

3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);

4) иные предусмотренные ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ " другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Говоря о регулировании торговли на местном уровне – подчеркнем, что органы местного самоуправления организуют эксплуатацию предприятий торговли и общественного питания, входящих в состав муниципальной собственности, осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией объектов торговли и общественного питания, устанавливают удобный для населения режим их работы, координируют планы розничного товарооборота, организуют рынки и ярмарки, устанавливают правила торговли, контролируют санитарное состояние мест торговли.

Согласно ФЗ РФ Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации

По существу, именно на органы местного самоуправления ложится сейчас основная доля ответственности за качество, отвечающее европейским (может быть, и мировым) стандартам, удовлетворение повседневных потребностей населения в продовольственных и промышленных товарах. Они вправе приостанавливать или прекращать продажу товаров при нарушении установленных требований, рассматривать жалобы потребителей.

Нормативно-правовая база регулирующая торговую деятельность в РФ

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

торговля регулируется огромным числом законов и нормативных правовых актов. Есть в таких актах часть положения, которые в отношении торговли являются устаревшими, не отражающими действительные потребности отрасли. В целях совершенствования государственного регулирования торговой деятельности Министерством промышленности и торговли подготовлены, а Правительством Российской Федерации одобрены Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 год. Согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект Мероприятий предусматривает разработку и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих отношения с участием организаций торговли, проведение исследований в сфере торговли, подготовку аналитических и программных документов, касающихся развития торговли на перспективу.

Начиная с 1992 года, когда был издан Указ Президента Российской Федерации "О свободе торговли", торговая деятельность в России не регулировалась государством и развивалась только по законам рынка.

За последние 28 лет произошли кардинальные изменения в российской торговле, а именно исчез с полок дефицит потребительских товаров, появились современные торговые форматы и способы доставки товаров (распределительные центры, склады и т.д.). Сегодня торговля является конкурентоспособным видом деятельности, показывающим устойчивый рост.

В то же время в последние годы заметно обострились противоречия поставщиков и ритейлеров, доля импортного продовольствия на российском рынке достигла в некоторых сегментах до 60 – 80%, что ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

Поэтому важной темой последних двух лет стала проблема государственного регулирования торговли.

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Закон направлен на развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

Среди основных задач развития торговой деятельности Закон выделяет достижение нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Этот показатель будет включаться в региональные программы развития торговли и служить оценкой эффективности работы исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Статья 4 Закона определяет, что одним из методов государственного регулирования торговой деятельности является информационное обеспечение в этой области.

В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения, разработку которой возглавляет Минпромторг России.

Участниками системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности являются Минпромторг России, Росстат, ФАС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Центральным элементом системы государственного информационного обеспечения является торговый реестр, который будет включать в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), сведения о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации.

Основная цель будущего реестра – понять положение ритейла в регионах и выявить, магазины какого формата в каждом из них необходимо развивать. Минпромторг объявил конкурс среди научно-исследовательских институтов на разработку рекомендаций для будущей методики. Кроме того, подготовлен проект закона, который будет регулировать взаимоотношения местных властей и ритейлеров в рамках сбора информации для торгового реестра. Предполагается внести поправки в законодательство муниципальных органов власти, которые регламентируют полномочия местных властей при сборе информации о ритейлерах и обязывают торговые сети подавать все необходимые для реестра сведения. Вскоре этот законопроект будет направлен в правительство.

Наряду с этим в ближайшее время правительством будут утверждены методики, которые необходимы для применения статьи 14 Закона, устанавливающей ограничения по приобретению, аренде хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов.

Росстату поручена разработка методики и расчет объема реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год.

Проект такой методики уже разработан, в территориальных органах приступили к расчету оборота розничной торговли продовольственными товарами, который основывается на числе фактически действующих хозяйствующих субъектов розничной торговли и результатах федерального статистического наблюдения различных категорий хозяйствующих субъектов. Таким образом, первичные статистические данные, представляемые хозяйствующими субъектами, становятся основой для проведения расчетов. Поэтому очень важно, чтобы статистические данные были максимально полными и достоверными.

Методы государственного регулирования торговли

Трансформация социально-экономической сферы современной России привела к пониманию необходимости смены парадигмы регулирования внутренней торговли. Это, в свою очередь, требует создания современной, целостной, логически выстроенной концепции, комплексной разработки принципиально нового механизма государственного регулирования отрасли.

Работы, посвященные проблемам и особенностям регулирования торговли в современных условиях, носят единичный характер, в них недостаточно учитываются современные тенденции в развитии торговых систем, специфика регулирования отрасли, не получили должного рассмотрения вопросы систематизации методов регулирования торговли.

Рациональная классификация позволяет определить место каждого метода регулирования торговли в системе координации отрасли; раскрыть специфику конкретного метода; сориентировать субъекты регулирования в возможностях применения тех или иных методов во времени и в пространстве; экономить время и ресурсы по приведению методов в действие; объективно сравнить эффективность их применения; выявить закономерности, влияние государственного регулирования и уровня его развития на стратегию модификации торговли.

В отечественной и зарубежной теории и практике используются различные классификации методов государственного регулирования торговли (МГРТ). К наиболее часто встречающейся классификации относят деление методов на две большие группы: прямые (административные) и косвенные (экономические) методы. Имеет место общеизвестная систематизация МГРТ на общие (анализ, синтез и др.), частные (статистические, экономико-аналитические и др.) и специальные (балансовый, нормативный и др.) методы.

Отдельные ученые и специалисты сводят все многообразие методов в два класса: статические (структурные) и динамические (функциональные), которые в свою очередь делят следующим образом. Статические методы или методы предварительного анализа – на методы анализа, пространственную структуру, демографическую структуру, национально-конфессиональную структуру, производственную структуру, политическую структуру, социально-экологическую структуру. Динамические – на методы прямого воздействия (участие в деятельности крупных компаний и естественных монополий, участие через механизм бюджетной политики в разработке приоритетных направлений развития страны, определение государственной политики в области социально-экономического раз-вития, разработка инновационных программ и пр.) и методы косвенного воздействия (разработка законодательства страны, установление общих правил поведения хозяйствующих субъектов, разграничение полномочий между уровнями власти и пр.)

Законом № 381-ФЗ определены методы государственного регулирования. Прежде всего это установление требований к организации торговли и ее осуществления. Эти требования касаются цен и торговых надбавок на отдельные виды товаров, которые могут быть установлены федеральными законами.

В свою очередь, предусмотрено также право правительства РФ устанавливать предельно допустимые цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Правда, это исключительное право правительство может использовать для отдельных субъектов Федерации только при условии, если в течение 30 календарных дней подряд рост розничных цен на продукты первой необходимости составит 30 и более процентов. Сроки установления предельно допустимых цен не могут действовать более 90 календарных дней с момента их установления.

В качестве метода госрегулирования путем установления требований Законом № 381-ФЗ предусмотрена обязанность организаторов торговой сети и поставщиков обеспечить прозрачность и полноту информации о порядке выбора контрагентов и условиях поставки. Анализ предусмотренных требований позволяет сделать вывод, что они направлены на борьбу с системой "откатов" в отношениях между поставщиками и сотрудниками торговых сетей.

С целью сдержать необоснованный рост цен в период кризиса и обеспечить доступность товаров для населения законодатель лимитировал вознаграждение организатору торговой сети (за приобретение им определенного количества товаров – не более 10 % цены приобретенного товара) и срок оплаты поставщику (от 10 до 45 календарных дней со дня приемки товара). При этом, если товар включен в список социально значимых продуктов первой необходимости, поставщик не имеет права выплачивать вознаграждение торговым сетям за приобретение данного товара.

С целью защиты и развития малого и среднего бизнеса в области торговой деятельности в законе содержатся правила размещения нестандартных торговых объектов. Органы исполнительной власти обязаны разработать схему размещения таких объектов. Важно, что представителям малого и среднего бизнеса должны отводить не менее 60 % нестандартных торговых объектов.

Еще одним методом является антимонопольное регулирование, которое направлено на исключение возможности создания дискриминационных условий со стороны организаций торговой сети своим конкурентам и навязывания условий поставки контрагентам, путем установления запретов для включения в условия договоров, таких как о внесении платы за право поставок продовольственных товаров, за изменение ассортимента продовольственных товаров, о возврате непроданных товаров и т. п.

Также лицам, осуществляющим торговлю продуктами, доля которых на рынке субъекта РФ за финансовый год превысила 25 % (кроме потребкооперации), запретили в последующем году приобретать или арендовать новую площадь для торговли в соответствующем регионе.

Целая глава Закона № 381-ФЗ посвящена мерам по развитию торговой деятельности, которые сводятся лишь к установлению целей региональных и муниципальных программ развития, направленных на:

– стимулирование инвестиционных проектов строительства логистических центров поставок сельхозпродукции для осуществления оптовой и розничной торговли;

– поддержку сельхозкооперации, потребкооперации;

– стимулирование деловой активности и обеспечение взаимодействия между поставщиками и торговыми организациями.

Законом предусмотрена обязанность региональных властей разрабатывать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с целью обеспечения доступности товаров и равномерного распределения торговых объектов на территории РФ. В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль. Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.

Реализация государственной политики в области регулирования торговой деятельности

Защита прав потребителя

Среди множества товаров и услуг, предлагаемых на сегодняшний день потребителям, не все, к сожалению, являются качественными и соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения. Объектами контроля этих органов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям, реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой стороны.

Согласно действующему закону "О защите прав потребителей РФ"

основные права потребителя это:

Право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу. – Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. – Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором

Срок службы, срок годности и гарантийный срок – сроки ответственности. Эти сроки – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. Каждый из нас, независимо от того, чем он занимается, где работает, какое социальное положение занимает, на протяжении всей своей жизни является потребителем. Часто случается, что, покупая казалось бы, качественный товар, получаешь вещь, которая некоторое время спустя приходит в полную негодность. Нередко бывает, что квартира после "ремонта", на который было потрачено достаточно много средств, превращается неизвестно во что: отстали поклеенные обои, повело плинтус, потек унитаз, проявилось множество других "мелочей".

Законодательство о защите прав потребителей служит для того, чтобы обеспечить потребителю гарантию в получении качественных товаров и услуг. Согласно действующему закону "О защите прав потребителей", отношения в области защиты прав потребителей можно разделить на две группы:

Отношения между потребителем и его контрагентом – продавцом. Данные отношения носят частный характер и относятся к предмету регулирования гражданского права. В рамках правоотношения у его сторон имеются определенные права и обязанности, которые возникают из различных оснований. Самые распространенные среди них – заключение потребителем договора, а также причинение ему вреда.

Отношения между продавцом, изготовителем и уполномоченными органами публичной власти, действующими от имени соответствующих публично-правовых образований, главным образом от имени РФ, например, отношения в области обеспечения безопасности и качества товаров. Отношения второй группы носят публичный характер, они являются предметом регулирования административного либо предпринимательского права.

В настоящее время в России большое количество нормативно-правовых актов, анализ которых позволяет сделать вывод о прогрессивном развитии этого института права. В систему этих актов входят как федеральные законы, так и акты органов исполнительной власти, в отдельных случаях акты субъектов РФ. Среди них можно назвать федеральные законы: "О защите прав потребителей", "О рекламе", "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и другие. Постановления правительства РФ: "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Правила продажи товаров по образцам, "Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" и другие.

Необходимо отметить те аспекты которые не регулируются законодательством о защите прав потребителей.Это отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий а также иные федеральные органы исполнительной власти. (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.)

Согласно главе 4 Закона "О защите прав потребителей" государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ,

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

1. Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации

(Госстандарт России);

2. Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора

(Госсанэпиднадзор);

3. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

1. осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

2. направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

3. предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

П. 2 ст. 43 Закона " О защите прав потребителей" определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Так, согласно ФЗ от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ Госстандарт координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.

ФЗ Об охране окружающей среды (с изменениями на 14 марта 2009 года) контролирует осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном законом порядке.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

1. рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

2. обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

МАП РФ были разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям:

1) формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций.

Подразделения по защите прав потребителей органов местного самоуправления:

– координируют деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

– взаимодействуют с органами государственной исполнительной власти и

контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

– подготавливают проекты нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;

– вносят руководству органа местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты прав потребителей;

– подготавливают предложения о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

– оказывают помощь уполномоченным поселковых и сельских администраций в работе по защите прав потребителей;

– сотрудничают с общественными объединениями потребителей, содействуют развитию общественного потребительского движения;

2) Оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

– при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

– по утвержденному плану работы;

– по поручениям руководства органа местного самоуправления как

самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

– совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть переданы территориальным управлениям МАП РФ, другими контролирующими органам для принятия мер в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления вправе согласно статье 44 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон) информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); при выявлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно – приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются органу местного самоуправления, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.

Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей.

Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.

Объективно расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются в органы местного самоуправления. По наиболее сложным вопросам органы местного самоуправления, в свою очередь, обращаются за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в МАП России.

Больше всего обращений поступает в антимонопольные органы из муниципальных образований, где имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Меньше обращений граждан поступает из тех муниципальных образований, где специалисты совмещают функции по защите прав потребителей с другими обязанностями. Некоторые территориальные управления отмечают, что из городов и районов, где отсутствуют специалисты по защите прав потребителей, обращений в территориальные управления не поступает вообще.

При этом следует отметить, что, если органы местного самоуправления имеют в своем составе специалистов по защите прав потребителей, то обращения потребителей и хозяйствующих субъектов поступают в территориальные управления МАП России при невозможности решить вопрос на месте или при несогласии с позицией отдела (специалиста) по защите прав потребителей..

Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, – право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации.

Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.

В настоящее время институт защиты прав потребителей нуждается в реформации. Несмотря на регулярные поправки в законодательстве, отечественный потребитель страдает от несовершенства системы защиты потребителя и бюрократии. Так что на наш взгляд законодательство должно продолжать совершенствоваться.

Реализация антимонопольной политики

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

– равные условия для различных форм собственности,

– увеличение количества производителей

– устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

– Демонополизация предполагает:

– предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью

приобретение господствующего положения на рынке;

– запрещение соглашений о разделе рынков;

– запрещение переплетающихся директоратов;

– приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

– налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счет перераспределения ее прибылей;

– ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

– управление государственной собственностью;

– государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

– антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

– обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

– снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

– определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

– защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

– создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Государство формирует федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления определенного вида государственной деятельности – проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ, содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции, недопущении и пресечении любой деятельности, нарушающей базовые принципы (единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности и перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.).

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия. В нее входят Министр МАП России, его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты), а также управления, отделы и департаменты (например, Юридический департамент.

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

1) организационно-созидательные;

2) контрольно-предупредительные;

3) репрессивные.

Этими задачами являются:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электронной и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

Каждый орган государственной власти, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Поэтому осуществление МАП России своих задач и функций также требует наделения его определенным кругом полномочий, составляющих его компетенцию:

1) В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

1. обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;

2. дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

3. рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;

4. дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

5. разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

6. формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

7. осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

a. осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

b. направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

c. направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

d. направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы

e. по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

f. вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

g. вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

Только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

В 2010 году вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Законом устанавливается ряд антимонопольных мер, направленных на прекращение недобросовестной практики в сфере торговли продовольственными товарами. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, а также нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Запрещено также навязывать контрагенту условия договоров поставки продовольственных товаров. В частности, не допускается устанавливать запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также требовать предоставления хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Кроме того, с 1 февраля 2010 года предусмотрен запрет торговой сети на приобретение дополнительных площадей торговых объектов в границах субъекта Российской Федерации, если в этих границах доля объема реализованных торговой сетью в розницу продовольственных товаров за предыдущий год превышает двадцать пять процентов. С 1 июля 2010 года указанный запрет применяется также в границах муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, Федеральным законом вознаграждение за приобретение определённого количества продовольственных товаров ограничено десятью процентами от их цены, а по отдельным социально значимым видам таких товаров его выплата запрещена. Установлен также запрет на иные виды вознаграждения.

В соответствии с Федеральным законом целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, которые разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях информационного обеспечения в области торговли Федеральным законом предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры, которые включают в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, а также о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие данного закона является подтверждением активной позиции российского государства в реализации антимонопольной политики.

Государственное регулирование внешней торговли в РФ

Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая в соответствии с задачами экономической политики государства и направленная на достижение определенных целей.

Такими целями могут быть увеличение доходов государственного бюджета, проведение структурной политики в развитии национальной экономики, содействие созданию и развитию отдельных отраслей производства, защита так называемых чувствительных отраслей экономики, решение задач внешнеторговой политики и другие цели и задачи.

Существуют два метода регулирования внешней торговли: тарифный и нетарифный методы государственного регулирования внешней торговли.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина– обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

– фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

– протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

– балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

– Рассмотрим так же классификацию таможенных пошлин. Прежде всего их разделяют по способу взимания:

– адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

– специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

– комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Затем таможенные пошлины классифицируют по объекту обложения:

– импортные пошлины;

– экспортные пошлины;

– транзитные пошлины.

По характеру:

– сезонные пошлины;

– антидемпинговые пошлины;

– компенсационные пошлины

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

1. экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем;

2. импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

Лицензирование тесно связан с квотированием, но это другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

– разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

– генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

– глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

– автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых "добровольных" ограничений экспорта. "Добровольное" ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа "добровольно" ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

"Добровольное" ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Пути совершенствования методов регулирования торговой деятельности

Торговля регулируется огромным числом законов и нормативных правовых актов. Есть в таких актах часть положения, которые в отношении торговли являются устаревшими, не отражающими действительные потребности отрасли. В целях совершенствования государственного регулирования торговой деятельности Министерством промышленности и торговли подготовлены, а Правительством Российской Федерации одобрены Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации. Согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект Мероприятий предусматривает разработку и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих отношения с участием организаций торговли, проведение исследований в сфере торговли, подготовку аналитических и программных документов, касающихся развития торговли на перспективу.

Мероприятия предусматривают подготовку нормативных правовых актов, направленных на устранение существующих в торговле административных барьеров и исключение возможности их установления на региональном уровне, восполнение пробелов правого регулирования по отдельным вопросам, связанным с организацией торговли, актуализацию отдельных институтов регулирования торговой деятельности, в частности, в области защиты прав потребителей, создание основы для формирования организациями торговли кадровой политики и развития персонала.

Если, в основном предусматриваемые проектом мероприятия по своему характеру являются мерами оперативного реагирования на складывающуюся в отрасли ситуацию, то есть, предполагают выработку нормативных решений, нацеленных на разрешение существующих в отрасли проблем, то разработка Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы ориентирована на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Стратегия развития отрасли – это системный документ, определяющий приоритетные направления государственной политики в сфере торговли на предстоящее пятилетие.

Ядром Стратегии должна стать программа развития торговли, в соответствии с которой ключевыми целями преобразований в отрасли в период с 2010 по 2015 годы будут определены создание стимулов и формирование условий:

1. для строительства современной торговой инфраструктуры, основанного на принципах сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, начиная с оптового звена, заканчивая мелкой розницей, равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности, обязательности учета социальных, экономических, географических, демографических, культурных и других характеристик территорий проживания населения при проектировании торговой инфраструктуры;

2. для создания социально ориентированных торговых структур, поддержки малого и среднего предпринимательства в торговле;

3. для повышения эффективности деятельности организаций торговли, в том числе, в части обеспечения бесперебойного и ритмичного удовлетворения спроса населения на жизненно необходимые товары, обязательной доступности таких товаров для граждан, улучшения качества торговых услуг для населения и расширения их спектра;

4. для товарного насыщения потребительского рынка и реализации прав граждан на выбор товаров;

5. для формирования сбалансированной системы экономических отношений между предприятиями торговли и поставщиками (производителями) товаров, потребителями товаров и торговых услуг.

Достижение указанных целей предполагает совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли, для чего предстоит:

1. определить задачи, стоящие перед органами законодательной и исполнительной власти для обеспечения развития отрасли с учетом значения современной торговли в новых экономических условиях, формы и способы поддержки торговли и стимулирования ее развития в разных сценариях;

2. обеспечить реальные условия для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации переданных им функций по созданию условий для развития потребительского рынка и обеспечения населения регионов и муниципальных образований услугами торговли;

3. сформулировать индикаторы и показатели эффективности деятельности органов власти по реализации государственной политики в сфере торговли;

4. обеспечить согласованность действий органов различных уровней власти при реализации политики в сфере торговли;

5. сформировать нормативную основу для инвентаризации действующего торгового законодательства с целью его совершенствования и гармонизации с международным торговым законодательством.

Стратегия также будет предполагать стимулирование разработки субъектами Российской Федерации региональных программ развития торговли, основанных на анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли в соответствующем регионе, эффективности применения тех или иных мер по развитию торговли, социально-экономических прогнозах развития территорий на перспективу. Очень важным узлом в Стратегии развития торговли представляется корреспонденция со Стратегией развития легкой промышленности. Нам нужно вместе думать над решением вопросов импортозамещения в сфере товаров текстильной и легкой промышленности, вместе определять способы борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, в команде работать на повышением конкурентоспособности отечественной продукции.

Литература

1. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" от 28.12.2009 N 381-ФЗ

2. ФЗ РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 // Российская газета, N 8, 16.01.1996.

3. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 N 0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей"

4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" от 01.05.2007 N 65-ФЗ, принят ГД ФС РФ 06.04.2007 //Российская газета, N 98, 11.05.2007

5. ФЗ Об охране окружающей среды (с изменениями на 14 марта 2009 года) // Российска Газета март 2009

6. Антипов А.Д.Торговля в пепле кризиса

7. Бард В.С. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Дело, 2009.

8. Васильева И.Р. Экономика- М.: Приор, 2010

9. Егорова Е.Н. Организация торговой деятельности в РФ- М.: Проспект, 2010

10. Кагалова Е., Местное самоуправление и защита прав потребителей- СПб 2009 – C. 36-38

11. Комментарии к ГК РФ –М: Проспект 2009

12. Комментарии к ГК РФ –М: Проспект 2009

13. Крупянковский К.Г. Защита прав потребителя _ Спб: Владос 2007

14. Кузнецов потребитель в море товаров – Саратов изд. СГУ 2007

15. Кусакина О.Н. Государственное регулирование внешней торговли в РФ- Ставрополь: СтГУ, 2008

16. Мамедов О.Ю. "Современная экономика": – Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 2005.

17. О развитии торговли в 2009 году и в 1 квартале 2010 года// http://www.minpromtorg.gov.ru/

18. Саврасенко Ю.Г. Экономика отрасли- М.: Эксмо, 2010

19. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: "ДИС", 2005.

20. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования внешней торговли. // Мировая экономика и международные отношения. №12, 2008. С.34-54

21. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – М., Финансы и статистика, 2006.

22. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2009.

23. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. – 2008 – № 7. – С. 4-34.