Государственное регулирование экономического роста и развития и его оценка по сводным индикаторам

Государственное регулирование экономического роста и развития и его оценка по сводным индикаторам.

Статьи по теме
Искать по теме

По ним можно установить, существует ли зависимость между степенью регулирования соответствующих рынков и объемом ВВП.

Каждый из имеющихся индикаторов отражает степень регулирования государством соответствующего рынка. Индикаторы принимают значение от 0, что соответствует наименее ограниченному рынку, до 6 – наиболее ограниченный рынок. Отмеченные показатели рассчитываются на основе оценки степени государственного контроля, регулирования цен на рынках, административных барьеров входа на рынок, а также барьеров осуществления торговли и инвестиций.

Например, если индикаторы имеют следующие значения:

1) Сводный индикатор регулирования рынка товаров и услуг – 1,88.

2) Сводный индикатор регулирования рынка профессиональных услуг- 1,97.

3) Сводный индикатор регулирования энергетического, транспортного и коммуникационного секторов экономики – 1,52.

То можно судить о том, что в данной стране государство не вмешивается в экономику сверх функций нормативно-правового регулирования и координирования текущего состояния экономики. Вместе с тем, такая ситуация не позволяет однозначно судить об эффективности государственного регулирования экономики и тем более о результативности экономической политики в целом.

Следует отметить, что данный подход оперирует лишь внешними показателями и весьма субъективен, применительно к субъекту оценки, так как методика расчета составляющих показателей данных индикаторов полностью зависит от субъективных суждений, тогда как формализованный подход применяется только при подсчете значения сводного индикатора, что противоречит научно-методическим нормам. В частности, для ряда стран расчет может производиться на основе косвенных данных, поэтому об объективности такой оценки говорить не приходится.

В целом же, можно согласится с мнением, что между каждым из трех индикаторов регулирования рынков и объемом ВВП зависимость существует только при определенных условиях.

Во-первых, степень регулирования рынка товаров и услуг и рынка профессиональных услуг влияет на объем ВВП. Формально эта зависимость отрицательная, то есть чем выше степень регулирования указанных рынков, тем меньше объем ВВП, однако, отказ от регулирования данных рынков ведет к ухудшению социально-экономической обстановки в стране. В частности, на практике отказ от регулирования потребительских рынков товаров и услуг ведет к появлению значительного количества некачественных товаров и услуг. Вместе с тем для рынков профессиональных услуг ослабление регулирования может привести к снижению деловой активности в будущих периодах. Напротив, объективное вмешательство государства в экономику позволяет форсировать интенсивное развитие тем хозяйствующим субъектам, которые заинтересованы в качественном росте.

Во-вторых, степень регулирования энергетического, транспортного и коммуникационного секторов экономики зависит от структуры национальной экономической системы. В случае, например, если в стране существует мощная энергетическая система, отказ от регулирования приведет к ее разрушению, так как развитие энергетики в долгосрочном периоде противоречит интересам собственников в краткосрочном периоде. Вместе с тем только государство способно задать необходимый вектор развития для такого рода отраслей.

В-третьих, между показателями темпа роста ВВП и налогообложением бизнеса существует взаимосвязь при разумном уровне значимости налогового бремени. Причем эта зависимость имеет отрицательный знак, то есть при увеличении налогового бремени на предприятия темп роста ВВП страны снижается. Таким образом, отраслевая политика государства, реализуемая посредством изменения налогового регулирования бизнеса, влияет на экономический рост, позволяя стимулировать отдельные отрасли национальной экономической системы и ограничивать развитие других.

В-четвертых, аналогичным образом существует взаимосвязь между показателями темпа роста ВВП и налогообложением конечного потребления. Сама зависимость отрицательная, следовательно, при увеличении налогообложения конечного потребления темп роста ВВП страны снижается. Поэтому отраслевая политика государства, реализуемая посредством изменения налогового регулирования конечного потребления, тоже влияет на экономический рост. В период мирового экономического кризиса посредством использования бюджетных средств на инвестиции в целях стабилизации экономики, страны стимулировали темп роста ВВП, чему способствовало стимулирование конечного потребления.