Гостиничный и ресторанный бизнес

Гостиничный и ресторанный бизнес.

Статьи по теме
Искать по теме

Специфика предпринимательства в гостиничном бизнесе

Рынок гостиничных услуг является одним из наиболее привлекательных и динамично развивающихся видов деятельности. Развитие туризма непосредственно зависит от развитости гостиничной инфраструктуры и является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного потока туристов в Россию. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ) за шесть месяцев 2005 года въездной туристский поток в Россию по сравнению с 2003 годом снизился на 10,6%. Одной из основных причин является дефицит современных гостиниц туристского класса как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Среди 115 туроператорских компаний, работающих на рынке въездного туризма, эту ситуацию оценили как критическую 47% туроператоров. Это означает, что состояние гостиничной инфраструктуры стало важнейшим негативным и сдерживающим развитие туризма фактором. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только путем серьезных инвестиционных вложений в гостиничную индустрию.

Предпринимательство в гостиничном бизнесе – это особый вид экономической активности, которая основана на инициативе, инновационной предпринимательской идее и направлена на производство и реализацию гостиничных услуг с целью извлечения прибыли. Предпринимательство предполагает умение эффективным и новаторским способом соединить основные факторы производства и создать такие условия, которые позволят производить и реализовывать высококонкурентные гостиничные услуги. К основным особенностям предпринимательства в гостиничном бизнесе как вида деятельности относится наличие риска и получение предпринимательского дохода.

Предпринимательская деятельность в гостеприимстве предполагает умение адекватно оценивать и прогнозировать потребности туристского рынка в услугах гостеприимства, способность выявлять те услуги, которые в максимальной степени удовлетворяют потребности туристов. Важно правильно определить место расположения отеля и объем предлагаемых гостиничных услуг, в том числе, с учетом сезонности, а также создавать и использовать новые технологии с целью минимизации издержек и максимизации прибыли.

Предпринимательство в гостеприимстве отличается обязательным наличием инновационного момента, который может быть связан с созданием новой гостиничной услуги, внедрением прогрессивных информационных технологий, с использованием новых организационных форм и т.п. Наилучшим вариантом для предпринимательства в сфере гостеприимства является новое направление деятельности или инновационный вид предлагаемых услуг, т.к. гостиница, которая начинает функционировать первой на рынке, не имеет конкурентов, формирует спрос, может определять ассортимент и цены.

Предпринимательство в гостеприимстве может успешно развиваться при наличии благоприятной предпринимательской среды, позволяющей предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода). Внешняя предпринимательская среда характеризуется стабильностью политической и экономической ситуации в стране, доступностью кредитования, размером налоговых ставок, уровнем конкуренции, платежеспособностью туристов и т.п. Внутренняя предпринимательская среда обусловливается наличием необходимого размера собственного капитала, хорошим знанием правового механизма организации и ведения гостиничного бизнеса, наличием новаторской бизнес-идеи, знанием современного туристского и гостиничного рынка, квалифицированными кадрами и т.п.

К основным тенденциям развития предпринимательства в гостиничном бизнесе относится активное развитие малых гостиниц. Это связано с теми предпочтениями, которые формируются у современных туристов: они хотят видеть в гостинице не только средство размещения, но и хотят в полной мере ощутить домашний уют, уникальность и неповторимость, что как раз является одной из отличительных черт малых независимых гостиниц.Конкурентным преимуществом малой гостиницы явялется индивидуальное отношение к каждому клиенту. Малые гостиницы в полной мере применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома вдали от дома. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет малым формам гостиничного бизнеса активно развиваться и быть конкурентоспособными.

Кроме того, малые отели имеют еще ряд преимуществ перед крупными отелями, в том числе, сравнительно небольшие капиталовложения при строительстве и более быструю окупаемость. Срок окупаемости для малых гостиниц примерно 5-6 лет, а для крупных 7-10 лет.

При создании малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.

Частный капитал и по сей день остается основным источником финансирования строительства и реконструкции объектов малого гостиничного бизнеса. Реализация проекта создания сети малых гостиниц позволит значительно расширить сферу малого бизнеса, станет важным этапом в развитии всего гостинично-туристского комплекса Москвы и обеспечит значительные и постоянные поступления в городской бюджет. Преимущества малых гостиниц в качестве средств размещения, их инвестиционная привлекательность делают малые гостиницы одним из наиболее перспективных типов малых предприятий.

На современном этапе развития гостиничного бизнеса происходит усиление позиций крупных гостиничных цепей и обостряется конкурентная борьба за клиента. Повышение у клиентов требовательности к уровню сервиса, разнообразию предоставляемых услуг, индивидуализации интересов заставляет гостиничные предприятия менять свою маркетинговую политику. Это, прежде всего, вынуждает крупные гостиничные цепи изменять свою экономическую политику и переносить акценты на рынок, который традиционно занимают малые и средние гостиницы низших категорий обслуживания (гостиницы второй и третьей категории), вплоть до полного их вытеснения с рынка. Другими словами, важной проблемой современного рынка средств размещения является обеспечение сосуществование малых и средних предприятий с крупными гостиничными цепями. Это приводит к необходимости поиска новых рыночных стратегий, к которым можно отнести специализацию предложения и поиск своего клиента.

Специализация предложения определяется усилением индивидуализации туристских потребностей. Это заставляет предприятия гостиничного комплекса кроме повышения качества обслуживания и разнообразия (диверсификации) предоставляемых услуг, подстраиваться под те требования, которые предъявляет потребитель, специализироваться на тех направлениях или потребностях, которые ему необходимы. Любая специализация требует от гостиничного предприятия не только определенных материальных затрат, подбора необходимого оборудования, но и выработки целостной концепции философии ведения бизнеса.

Рыночная концепция гостиничного бизнеса

С точки зрения бизнеса отель является предприятием по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.

В эту концепцию входит несколько факторов:

- место расположения, от которого зависит удобство доступа к отелю и привлекательность его окружения (инфраструктуры) для гостя, которая зависит во многом и от цели посещения (бизнес, отдых, обучение и т.д.)

- средства обслуживания (удобства) – спальни, рестораны, бары, рекреационные удобства, – доступные для клиентов и дифференцированные по типам, размерам, цене

- уровень сервиса, включающий ассортимент услуг, наличие разных видов удобств, их стиль и качество, и способствующий удовлетворению потребностей клиентов

- имидж -обеспечение благоприятного восприятия отеля, известного клиентам. Имидж отеля определяется его месторасположением, предлагаемыми услугами и удобствами, внешним восприятием и внутренней атмосферой отеля, квалификацией обслуживающего персонала и т.п.

- цена – выражает стоимость обслуживания.

Услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определенное время и в определенном месте.

Главные характеристики услуги:

1. Неотделимость. Производство и потребление услуги одновременны.

Оказание услуги требует активного участия как потребителя, так и производителя. Это действие происходит на территории производителя, а не потребителя. Кроме того, персонал, производящий услуги, имеет непосредственный контакт с потребителем и потребитель рассматривает его как неотделимую часть самой услуги. Качество отеля определяется в значительной степени поведением служащих.

2. Невозможность хранения. Производство услуги зафиксировано во времени и пространстве: если услуга (гостиничный продукт) не проданы в определенный день, то потенциальный доход теряется и не может быть восполнен. Таким образом отель не может "складировать" услуги, т.к. они рассчитаны на удовлетворение реальных потребностей, имеющихся в данный момент.

3. Неосязаемость. Очень важная характеристика гостиничного продукта в том смысле, что услуги нельзя измерить, оценить до того как они представлены.

4. Сезонность колебания спроса. Для гостиничного рынка характерны колебания спроса в зависимости от сезона года. Большинство туристов отдыхают в летние месяцы. Бизнесмены резервируют места в отелях в течение недели, но не на уик-энд. Много людей путешествуют исключительно в выходные дни. Рождественские и пасхальные каникулы также являются периодами высокого спроса.

5. Взаимозависимость. На продажу гостиничного продукта оказывают влияние маркетинговые решения, принятые администрацией, туроператорами и турагентами. Эти факторы факторы влияют на выбор отелей в соответствии с запросами потребителей гостиничных услуг.

6. Высокие фиксированные затраты. Когда анализируются отчёты гостиниц по прибылям и убыткам, становятся очевидными высокие фиксированные затраты производства и относительно низкие переменные затраты:

- капитальные затраты и затраты на техническое развитие

- ремонт оборудования

- отопление, освещение и другие затраты энергии

- страховка

- заработная плата постоянного персонала

- накладные расходы по менеджменту и административные затраты.

Следует отметить, что эти затраты являются ежегодными, во многом не зависящими от количества принятых клиентов за год (причем рабочий год отеля является часто менее 12 месяцев).

7. Услуга – процесс, протекающий во времени. Специфика независимых отелей состоит в том, что проблемы, касающиеся производства, должны решаться быстро. В современных условиях клиенты требуют быстрого обслуживания (этот фактор – предпочтительное условие выбора отеля). Время предоставления ряда услуг измеряется не неделями и днями, а часами и даже минутами.

Место независимых отелей в гостиничном бизнесе РФ

В различных странах мира малые независимые гостиницы с количеством номеров от 10 до 200 являются наиболее динамично развивающимися – если коэффициент загрузки больших и средних гостиниц с 1991 г. по 1996 г. возрос с 61,9% до 67,7%, то малых гостиниц – соответственно с 62,8% до 71,8%. Во многом это связано с тем, что малые гостиницы, в основном расположенные в небольших городах и курортных поселках, в меньшей степени зависят от конъюнктуры, чем средние и крупные, так как могут быть переориентированы на прием внутренних туристов, на предоставление офисов, а также на прием туристов с длительным проживанием; их деятельность не подвергается конкуренции со стороны цепей средних и крупных гостиниц.

Всем хорошо известна концепция, гласящая, что жить вдвоем выгоднее, чем одному. Это в самом широком понимании, разумеется, применимо и к ведению сетевого бизнеса с большим количеством предприятий и независимым отелям. У первых – совместные расходы, общие закупки, централизованные функции, обеспечивающие более выгодные совместные возможности. Кроме того, расходы на маркетинг, связанные с продвижением сети, могут быть поделены между ее предприятиями, сокращая расходы каждого отдельного взятого и в то же время увеличивая эффективность общей "атаки" на потребителя.

Вторым же – независимым отелям – все приходится делать в одиночку. Говоря языком специалистов, ключевая задача независимого отельера заключается в следующем: определить базовые компоненты маркетинга и рычаги спроса и создать рентабельные пути укрепления присутствия на рынке, что принесет доход, увеличит долевую часть рынка и усилит такое излюбленное в последнее время понятие как "лояльность потребителя". Другими словами, эффективная политика независимого отеля состоит, помимо классических и общеизвестных элементов, также из нескольких специфических, определяющих его и только его место на рынке.

Девятнадцать петербургских мини-отелей объявили о создании некоммерческой организации The Hotel Club, в рамках которой они намерены открыть единую систему бронирования, разделить расходы на рекламу и организовать оптовые закупки гостиничных принадлежностей. The Hotel Club призван стать крупным поставщиком и потребителем гостиничных услуг, а его участники рассчитывают сэкономить на издержках и обеспечить стабильный приток клиентов.

Однако независимые гостиницы находятся постоянно под давление крупных конкурентов. Так например малые отели Петербурга были вынуждены объединиться из-за обострения конкуренции на петербургском рынке гостиниц среднего и эконом-класса. Если два года назад в городе насчитывалось около 100 мини-отелей, то сейчас их уже более 350. Не бездействуют и горожане, многие из которых при посредничестве риэлтерских фирм сдают квартиры туристам на непродолжительный срок. Этот бизнес очень популярен, и по объему рынок аренды частных квартир сопоставим с гостиничным сегментом и даже превышает его.

Примерно 20% рынка малых отелей в России уже контролируют сетевые операторы. Они предлагают номера разной категории, а также широкий спектр дополнительных услуг.

В отличие от разрозненных, независимых отелей сетевые гостиницы имеют единые системы бронирования. Это важное преимущество, и создание The Hotel Club призвано компенсировать этот недостаток.

Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса

Ресторанный бизнес – организация такого вида обслуживания, которое обеспечивает клиента едой и напитками в специально отведенном для этого месте и отвечает некоторым основным гигиеническим и законодательным требованиям.

Ресторан, в качестве самостоятельной единицы или как часть гостиницы, производит и предлагает клиентам питание с целью удовлетворения их гастрономических потребностей. Экономической целью данного вида деятельности является получение прибыли, независимо от того, имеем ли мы дело с чисто ресторанным бизнесом (отдельно взятые рестораны в специально отведенных местах), или с ресторанами, составляющими часть другого учреждения (например, ресторан в университете).

Рестораны могут быть классифицированы в соответствии с их месторасположением, классом и типом пищи и сервиса. Основными типами ресторанов являются:

Городские рестораны. Расположенные в городах, они либо предлагают разнообразный набор блюд, либо специализируются в предоставлении обедов и/или ужинов; работают в определенные часы и имеют многочисленную клиентуру.

Рестораны самообслуживания. Этот вид ресторана связан с быстрым обслуживанием у стойки и относительно низкими ценами за счет того, что в них не предусмотрено обслуживание официантом за столиками. Они расположены в деловых, центральных районах, и их посетители -люди, у которых мало времени для принятия пищи. Такие рестораны отличаются особой планировкой, мебелью, они по особому декорированы и окрашены. Впервые появились в Америке.

Вокзальные рестораны. Расположены на железнодорожных, автобусных вокзалах и аэропортах и работают круглосуточно. У них не очень разнообразное меню и довольно быстрое обслуживание.

Вагоны-рестораны. Имеются в основном в поездах дальнего следования. Основное требование – надежность места, часы работы ограничены.

Рестораны на теплоходах. Бывают разной классности в зависимости от класса, которым путешествуют пассажиры. Работают в определенные часы. Могут являться и ресторанами самообслуживания.

Рестораны для мототуристов, не желающих выходить из машины. Еще один тип американского ресторана. Расположены возле шоссе или крупных автостоянок. В целях экономии времени клиенты обслуживаются прямо в машине официантами, которые подкатывают к ним на роликовых коньках. Могут быть также использованы транспортеры для подачи еды.

Рестораны в самолетах. Это не совсем рестораны, а просто подача еды и напитков на места пассажирам во время полета. Разнообразие блюд в меню, как правило, невелико, за исключением организации питания путешествующих бизнес-классом и первым классом. Тем не менее, в последнее время ресторанное обслуживание на самолетах считается областью конкуренции между различными авиакомпаниями.

Вегетарианские рестораны. Основными продуктами здесь являются овощи; мясо или рыба отсутствуют. Данный тип ресторана возник в результате сегментации рынка по мере изменений потребностей населения.

Закупочные. Их можно причислить к тем ресторанам, в которых приготовление блюд не занимает длительного времени. Посетителям могут подаваться и напитки. Обычно имеется как минимум одно дежурное блюдо.

Выездные рестораны. Не классический тип ресторана; обслуживаются особые мероприятия – приемы, вечера, когда бывает трудно в домашних условиях приготовить большое количество еды.

Другие рестораны – деятельность, имеющая место там, где она не связана с получением прибыли (больницы, школы и т.д.).

Учитывая новый стиль жизни, некоторые рестораны специализируются в области приготовления пищи на вынос. Клиенты могут сами зайти в ресторан за едой, либо заказать доставку ее на дом.

Бизнес-план первый шаг в ресторанном бизнесе

Планирование – это основа и стартовое начало любого бизнеса, в том числе и ресторанного, это – составная часть маркетинга и менеджмента.

Первая часть бизнес-плана должна включать один-два абзаца, в которых изложена цель составления этого документа (например, привлечение инвестора, установление партнерства, получение кредита и т.д.).

Следующая часть должна быть посвящена тем людям, которые за ним стоят, то есть вам. Небольшое резюме. Помните, что банки инвестируют, скорее, в вас, чем в ваш бизнес, так что умейте продавать себя.

Всегда надо иметь в виду тех людей, на, которых ориентирован ваш бизнес-план. Старайтесь обращать каждый пункт к ним. Например, если непосредственная цель написания бизнес-плана – получение банковской ссуды, то надо пытаться заранее предвосхитить вопросы, которые могут возникнуть у банкира, и ответить на них.

Описание концепции ресторана и его организации. Эта часть будет самой длинной и должна содержать детальное описание концепции ресторана, организации работы, то, как его воспринимают или должны воспринимать посетители. Надо попробовать ответить на вопросы:

1. Что отличает ваш ресторан от других?

2. Кто ваши конкуренты?

3. Кто ваша целевая группа и как вы достигаете ее?

4. Как менялся ваш бизнес за последние 3-4 года?

Не нужно бояться утомить читателя, нужно вставлять как можно больше деталей. Если не очень получается увязывать концы с концами, не нужно жалеть денег и нанять профессионального журналиста или литератора.

Кроме этого бизнес-план должен включать анализ рынка и определение маркетинговой стратегии. Эти пункты бизнес-плана трудно реализуемы без приглашения специалистов, которые проведут исследование рынка и дадут четкие ответы на вопросы:

1. Целевая аудитория

2. Бизнес-география (что расположено в районе вокруг вашего ресторана)

3. Конкуренция (кто реально является вашими конкурентами)

Очевидно, что эти статистические данные должны поддержать вашу основную идею. Если вы ориентируете ваше заведение на молодых, то в округе должно быть население преимущественно моложе 40 лет, если вы делаете ставку на обеды и бизнес-ужины, то вокруг должно быть много офисов (то есть потенциальных потребителей). Если вы рассчитываете, что в ваш ресторан для гурманов будут приезжать со всего города, изучите транспортные потоки. Исследование рынка должно подтверждать вашу идею о росте. Если ваш ресторан расположен по соседству со строящимся торговым центром, то можно смело утверждать, что вскоре ваш бизнес стремительно вырастет. Поэтому важно знать, что происходит в округе.

Финансовая часть. Вместе с главным бухгалтером нужно внимательно расписать денежные потоки, возможные доходы и затраты.

Маркетинговый/рекламный план. Нужно быть очень детальным в определении того, кто ваши реальные посетители, как вы планируете привлечь их. Нужно быть точным в определении их демографического и социального положения. Определить, сколько вы планируете потратить на рекламу и маркетинг, какой доход хотите получить.

Резюме. Бизнес-план должен содержать резюме владельца проекта и старших менеджеров. Это еще одна возможность "продать себя", поэтому надо обратить особое внимание на свое резюме, сделать его максимально привлекательным и убедительным.

Дополнительные пункты. В качестве приложения к бизнес плану могут быть даны:

1. Примеры меню и винной карты

2. Примеры формы официантов.

Литература

1. Белянский В.П., Штыхно ДА., "Глобализация мирового гостиничного хозяйства". Двенадцатые международные Плехановские чтения. – М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 1999

2. Борьба Давида с Голиафом или как независимые отели могут с успехом конкурировать с цепями//Гостиница и ресторан: бизнес и управление № 1/2006

3. В.В. Бородина Ресторанно-гостиничный бизнес, М.: Эксмо 2005

4. Дементьева Е.П. Ресторанный бизнес: секреты успеха Р- на –Д, Издательство: Феникс 2006

5. Ефремов К.М Туризм в современной России //"Итоги", 5 февраля 2007

6. Затуливетров А.Ресторан: С чего начать, как преуспеть: Советы владельцам и управляющим Спб: Питер 2006

7. Куканов Д.С. Современный мировой гостиничный рынок и перспективы его развития // Сборник научных статей "Экономика. Управление. Культура". Вып. 14. Часть 1. М.: ГУУ, 2006.

8. Мкртчян К.М. Роль государства в развитии отраслей социального комплекса. "Современные аспекты экономики" Вып. №1(114). – СПб.: Центр оперативной полиграфии, 2007

9. Порхунов А.В. Современная сфера социальных услуг: структура, принципы и механизм функционирования // Вестник МГУУ Правительства Москвы. Выпуск 7. – М.: МГУУ ПМ, 2006.

10. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб.М., 2006. С. 301.

11. Россия и страны мира 2004.: Стат. сб./Росстат. М., 2004

12. Санкт-Петербург: маленькие отели объединяются, источник: