Галереи и галерейное дело

Галереи и галерейное дело.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и виды художественных галерей

В 80–90-е появляются музеи нового типа – посвященные отдельным предметам или необычным событиям, вызывающим интерес у посетителей, например, музей мыши в г. Мышкин. Однако создание любых музеев происходит в соответствии с государственным регулированием. В начале 90х гг. 20 века создаются первые художественные галереи.

Галерея – это государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Смыслы понятия "галерея" в английском и французском языках тождественны. Согласно определению, данному в Большом Энциклопедическом Словаре, это вытянутая в длину часть помещения или переход между разными частями здания. Так или иначе, изначально понятие "галерея" было связано с архитектурой. Галереи – вытянутые пространства, украшенные балюстрадами. Позже, значение "вытянутого в длину пространства" перенеслось на организацию этого же пространства, то есть на его предназначение для каких-либо целей. Так, в итальянском языке galleria означает "церковная паперть". Сегодня понятие галерея расширилось и обладает некоторой семантической неоднозначностью.

Существует также следующее определение художественной галереи: "специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства; государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач может вести коммерческую деятельность."

В свою очередь Мириам Прево так определял арт-галерею: "финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические...". "Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики...". Однако к этому следует добавить, что сейчас, на волне возросшего интереса к искусству, галерея – это еще и социальный институт, который занимается не только распространением в обществе произведений современного искусства, то есть осуществляет их продажу, но и занимается культурно-просветительской деятельностью, экспонируя работы художников, издавая научную литературу, организуя круглые столы.

Объединив эти определения, можно вывести рабочее определение понятия "галерея": это художественно-культурная организация, занимающаяся культурно-просветительской и выставочной деятельностью (поиск, экспонирование, хранение, реставрация, изучение и популяризация произведений современного искусства), а также коммерческой деятельностью (экспертиза, реклама и продажа произведений искусства).

Под художественной галереей в настоящее время подразумевается помещение, которое предназначается для демонстрации изобразительного искусства. Как правило, все представленные картины предлагаются на реализацию. Художественные галереи также иногда называют художественными музеями.

В настоящее время понятие "художественная галерея" применяется очень широко и зачастую данным определением обозначают различные явления. К примеру, муниципальное предприятие Третьяковская галерея представляет собой государственный музей..

Следует отметить, что в последние годы стали появляться и галереи стекла, света, керамики и т.д. В связи с этим необходимо указать, что в данном исследовании речь идет именно о художественных галереях как учреждениях, занимающихся современным изобразительным искусством.

В настоящее время существует несколько видов классификаций художественных галерей. Например, исходя из коммерческого принципа, оценки материального уровня и возможностей, которыми располагают организаторы галереи. На основе этого принципа Ж. Мозговая в своей работе "Галереи в условиях современного художественного рынка" подразделила галереи следующим образом: элитные (закрытые и полузакрытые галереи, владельцы которых, имея другие источники дохода, создают их для удовлетворения своих собственных эстетических потребностей, поддерживают, устраивают выставки-продажи для определенного, достаточно узкого круга клиентов). К ним относятся:

1. традиционно-российские (галереи, совмещающие продажу произведений современного искусства с выставочной деятельностью, а также торгующие сопутствующими товарами);

2. общественные (галереи, отказавшиеся от статуса коммерческого предприятия и превратившиеся в некие "общественные организации"; занимающиеся в основном выставочной деятельностью. Нередко они реализуют различные социальные проекты; хотя имеют статус некоммерческий организации, хотя они тоже имеют коммерческую прибыль;

3. библиотечные галереи, организаторами которых являются начинающие "бизнесмены", не имеющие большого стартового капитала, или сами художники, пытающиеся обеспечить себя бесплатным выставочным пространством); галереи, занимающиеся продажей произведений и просветительской деятельностью; галереи, принципиально не имеющие и не стремящиеся иметь свое помещение.

В свою очередь Е.А.Мелихова в статье "Художественная галерея: торговля искусством" классифицирует галереи "по предназначению" следующим образом: "галереи-магазины" или "салоны", "галерея – выставочный зал" и "галерея – клуб".

Однако подобные классификации не охватывают все существующие галереи и не выявляют их специфику.

Т.М. Милюкова предлагает интересную и емкую классификацию художественных галерей. Их семь типов:

– галерея, ориентирующаяся на художественные течения;

– галерея, специализирующаяся по видам искусства;

– галерея "персональной ориентации";

– галерея одного художника;

– галерея одной картины;

– галерея-салон;

– виртуальная галерея.

Галереи, ориентирующиеся на художественные течения, призваны представлять искусство определенной группы художников, объединенных приверженностью одному направлению, течению или школе.

Деятельность таких галерей заключается в постоянном проведении персональных и групповых выставок, различных акций или перформансов (в зависимости от того, какое искусство пропагандирует данная группа художников), издании специальной литературы, брошюр, листовок, каталогов выставок, манифестов, налаживании контактов и связей со своими единомышленниками за рубежом, воспитании молодого поколения преемников и последователей, утверждении следуемого направления, течения или школы не только в российской, но и в мировой культуре, создание собственного архива, профессиональной, специализированной коллекции.

Особенность галерей, специализирующихся по видам искусства, заключается в том, что они представляют интересы определенной группы художников, объединенных сферой одного вида искусства: или живописью, или графикой, или фотографией, или пластическими искусствами, или декоративно-прикладным искусством и т.д.

Галереи, специализирующиеся по видам искусства, чаще всего являются сложными по содержанию, поскольку представляют различные направления в определенном виде искусства, все многообразие технологий, форм и способов выражения основной идеи работы; открытыми для новых имен, техник и технологий, направлений в выбранной области, но закрытыми для других видов искусства; гибкими, поскольку им необходимо подстраиваться под изменения внешних факторов, чтобы выжить в системе рыночных отношений.

Галереи "персональной ориентации", работают с отдельными художниками, которые могут принадлежать к различным направлениям, школам, течениям, заниматься разнообразными жанрами и видами искусства.

Еще один тип галерей – галерея одной работы, специфика которой выражается в определенной форме построения экспозиционного пространства, где перед зрителем на каждой сменяемой выставке предстает только одна работа. Однако, к сожалению, данный способ экспонирования, прекрасно подходящий для музея, не годится для художественной галереи современного искусства, поскольку галерея – коммерческая институция. И, скорее всего, подобные галереи так и останутся единичным явлением, связанным с организацией какой-либо конкретной выставки. В Санкт-Петербурге такие галереи в "чистом виде" пока не представлены, однако Государственный центр фотографии ввел данный принцип экспонирования.

Галереи-салоны – это чисто коммерческое предприятие, организованное с целью получения максимальной прибыли посредством продажи произведений искусства.

Виртуальные галереи приобрели популярность и получили широкое распространение в конце XX века. В процессе развития галерейного дела появились активные творческие личности, желающие открыть свои собственные художественные галереи современного искусства. Однако из-за отсутствия или недостатка финансовых возможностей они выбрали менее затратное, но одновременно не менее интересное и сложное направление: обратились к возможностям Интернета.

Именно многообразие типов галерей дает возможность удовлетворять запросы посетителей в полной мере. В галерее можно увидеть работы не только маститых, но и молодых художников. И, наконец, самое главное – появилась возможность приобрести понравившееся произведение искусства, не сомневаясь в его профессиональном уровне и подлинности. Галерея одновременно и ненавязчиво знакомит посетителей с новыми направлениями в современном искусстве и воспитывает художественный вкус.

Сравнение галерейной и музейной деятельности:.

Для того, чтобы не отожествлять понятия "галерея" и "музей", методологически верно было бы ввести их определения, рассмотреть их по отдельности и затем выявить общее.

Часто под термином галерея имеется в виду экспозиционное пространство. В более узком смысле галереи отожествляют с художественными организациями. Но и здесь отсутствует точный вариант трактовки. В России под галереями понимаются как государственные (Государственная Третьяковская Галерея) и муниципальные музеи (Галерея художника Шилова в г. Москве), так и бизнес-организации, имеющие целью получение прибыли от продажи произведений искусства. В этой работе под понятием галерея будет предполагаться прежде всего "коммерческая галерея". Также не стоит путать слово "Галерея" в названии музея с понятием "галерея". Берлинская художественная галерея является музеем, а Галерея Тейт, хоть и получает от посещений туристов немалые средства, не считает главной целью коммерциализацию своей деятельности. Чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что входит в понятие галерея, мы будем включать в это понятие и художественные салоны, которые, по своей сути, являются галереями. В этой работе основное внимание уделяется коммерческим галереям.

Следует отметить, что такая эволюция галереи свидетельствует о взаимопроникновении деловых и социокультурных аспектов. И.Г. Хангельдиева выделяет в статье "Галерейный бизнес" следующие характеристики современных художественных галерей:

1. Галерея совместно с художниками и экспертами создает коллекции мирового, государственного и местного значения, создавая тем самым основу для развития культуры.

2. Выступает в роли выставочной площадки, которую создает заинтересованное лицо. Заинтересованным лицом может быть как частный коллекционер, так и государство.

3. Галерея является основой для поиска талантов среди художников. В середине XVIII века, когда не было телевидения, радио и газет, художники могли связаться с потенциальными покупателями, главным образом, через сотрудничество с галереями.

4. Представляет собой художественно-коммуникационную площадку, через которую могут взаимодействовать владельцы художественных произведений, критики, арт-дилеры, представители медиа.

5. Галерея несет миссию формирования художественного вкуса у общественности, информирования и просвещения.

В данной работе акцентируются две последние характеристики художественной галереи: рассмотрение галерейной деятельности с точки зрения просвещения общественности.

Museum studies (музейное дело) включает изучение всех аспектов галерейной деятельности. Изучение данной дисциплины в университетах за рубежом дает право заниматься как искусствоведческой (экспертной) работой, так и вести бизнес (галерейное дело). Музей как родовое понятие включает в себя галереи (видовое понятие). Рассмотрение музейного дела в рамках данной работы представляется важным не только из-за близости понятий, но также из-за количества успешных примеров применения пиар-технологий в известных музеях.

Согласно определению словаря Ожегова, музей – "учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью".

Исторический словарь дает справку о деятельности музеев на протяжении истории культуры. Так, первыми музеями (от греч. Museion – храм муз) становятся собрание библиотеки Ниневийского дворца (7 в до н.э) и хранилища Кносского Дворца в Микенах (16 в до н.э.). В эпоху Возрождения европейские музеи приобретают иную специфику. Так, они используются в качестве трансляторов естественнонаучных разработок той эпохи, представляют экспонаты, связанные с путешествиями (Возрождение – эпоха Великих Географических открытий). Важно отметить, что в 17-18 вв. начинают формироваться коллекции и интерес к ним. Именно в это время дворцы стали выступать в качестве площадей для хранений коллекций (Лувр, Малый Эрмитаж). В 19 веке музеи стали комплексом залов для экспозиций, библиотек, аудиторий. "Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов".

Социологический словарь "определяет" музей как "научно- исследовательское и культурно-просветительское учреждение" и дает классификацию музеев по территориальному признаку (мировые, областные) и по профильным группам (краеведческие, архитектурные, исторические, художественные).

Большинство определений сводится к дефиниции музея как социального института. М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеев в Современной музейной энциклопедии утверждают, что музей – "исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов".

Международный совет музеев в 1995 г. дал такое определение: музей – это "постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды".

В кодексе профессиональной этики международного совета по делам музеев ICOM есть список тех организаций, которые могут быть музеями. В него вошли заповедники, заказники, природные парки, научные центры и планетарии, культурные центры, ботанические и зоологические сады, некоммерческие организации, связанные с документацией и другой деятельностью, помогающей работе музея, и некоммерческие художественные галереи. Последний пункт в списке подчеркивает различия в целях деятельности галереи и музея, а именно стремление к получению прибыли от продажи художественных произведений, и отсутствие такого интереса у музея.

Наконец, Система статистики культуры ЮНЕСКО в 2009 году определяет музеи как "некоммерческие постоянные институты, служащие обществу и целям его развития, открытые для публики, приобретающие, хранящие, исследующие, передающие и демонстрирующие материальное и нематериальное наследие человечества и его окружающей среды в целях образования, изучения и развлечения. Сюда входят музеи под открытым небом".

После определения различия в целях деятельности музеев и галерей, следует разобраться и в схожих чертах, характеризующих оба объекта исследования.

Музейная деятельность, в первую очередь, осуществляет миссию передачи культурного наследия обществу в целях изучения и обучения. Галерейная деятельность также рассказывает и обучает, но с целью продажи. Конечная цель обоих типов культурных организаций разная, но, в общем, и музеи, и галереи стремятся к повышению образовательного уровня посетителей, их просвещению посредством развлечения.

Закономерности, которые заложены в галерейной деятельности на ценностном уровне, подразумевают учет функций музейной и галерейной деятельности.

История развития галерейного дела

Очень важно рассмотреть историю развития галерейного дела, так как она имеет ряд важных особенностей. Итак, в конце 70-х – начале 80-х начали образовываться самостоятельные группы художников, такие как "Группа одиннадцати", "Группа восьми", "Одна композиция" и др. Эти объединения проводили свои собственные выставки, используя для этого различные помещения: кафе, фойе кинотеатров, двор домов. Также эти объединения устраивали музыкальные концерты, перформансы и инсталляции. Эти организации обосновывались в покинутых заведениях, зданиях, заводских цехах, устраивая там центры искусства.

Первые галереи, которые появились в Москве были стихийного характера, однако в 1988 году они начали ставить перед собой цели, задачи, разрабатывать бизнес-планы, стратегии развития. Такой стала "Первая галерея", которую основали Айдан Салахова, Е. Митта и А. Якут. Выставочная деятельность этой галереи сочеталась с отдыхом посетителей. Тогда же появились и другие галереи: "Марс", "Арбат, 34", "Рама-Арт" в Москве, "Борей", Палитра, "Ариадна" и др. Эти галереи обеспечили становление галерейного дела в России.

Со временем, начали возникать учреждения, которые объединяли в себе несколько галерей. Например, Московский центр современного искусства, где открывались художественные галереи различного назначения. Деятельность галерей "Школа", "Арт-медиа центр", галереи Марата Гельмана и галерея "1.0", открытые на базе этого центра, была не связанна друг с другом. Но сам факт открытия этого учреждения дал толчок к развитию центров современного искусства. На базе этого центра отрабатывались новые технологии будущих художественных галерей, определившие качественное разнообразие их функций, направлений и специфик. Таким образом, начиная с 1988 года в России стали возникать художественные галереи современного искусства.

А. Боровский условно выделяет два этапа развития галерей. На первом этапе (первая половина 90-х годов) формируются галереи первой волны, деятельность которых была направлена на коммерческий аспект. Получение прибыли в таких галереях было первоочередной и главной задачей. Такие узкопрофильные галереи занимались только выставочной деятельностью и продажей произведений искусства.

На втором этапе коммерция постепенно начинает уходить на второй план и первоочередными задачами становятся вовлечение зрителя, а также отражение актуальных проблем общества. Как пишет Н. Суворов, арт-центры начали организовывать свою деятельность, ориентируясь на общественные потребности. Она развивалась в различных направлениях, в частности, творческой, чтобы дать возможность зрителю непосредственно участвовать в художественно-творческом процессе. На базе центра появлялись: книжный клуб, театр, музыкальный клуб-кафе, библиотека, проводила выставки искусства, чтения и дискуссии, лекционные циклы и др.

Рассмотрев историю возникновения и становления галерейного дела, следует отметить, что, несмотря на неблагоприятную атмосферу, царившую в 80-х годах в России, галерейное дело постепенно и непрерывно развивалось, увеличивая свою роль в жизни общества. Коммерческий аспект со временем ушел на второй план, выдвинув социально-культурные и коммуникативные функции вперед, обеспечив галереям перспективы для благоприятного развития, позволяющие занять свое место в культурной жизни человека.

Постепенно происходило становление и образовательной составляющей в деятельности музеев и арт-галерей. Первыми образовательный элемент социокультурной деятельности как элемент приоритетный начали рассматривать теоретики и практики США и Германии. Директор Южно-Кенсингтонского музея Г. Коль утверждал, что пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения. Данное высказывание позволило музею расширить сферу деятельности, вовлекая в музейный процесс все слои общества и развивая творческие способности человека. Директор Музея Науки и Промышленности, предпринял попытку вовлечения посетителей в процесс демонстрации, назвал это непосредственным участием.

В 20 веке в США были определены основные направления образовательной деятельности для посетителей, каждое из которых ориентировалось на разные возрастные и социальные группы:

1. Программы для детей.

2. Программы, направленные на увеличение и улучшение уровня знаний.

3. Программы, направленные на отдых и развлечение.

В Германии также интенсивно развивалась образовательная функция музея. Так, А. Лихтварк, директор картинной галереи в Гамбурге, в работе "Музей как образовательное и воспитательное учреждение" отметил, что образовательное назначение музея – главная его социальная функция. Также, в своей статье он рассмотрел фигуру посетителя, как участника диалога, с которым нужно поддерживать связь и устанавливать контакты. К. Фолль, профессор университета в Мюнхене говорил, что образовательная деятельность должна поддерживать интерес зрителя и быть помощником в познании.

Все эти идеи, а также многие другие дали толчок к развитию образовательной деятельности музеев за рубежом. Так, в России образовательное назначение музеев и галерей осуществлялось плавно, поэтапно. В России постепенно выделялись следующие направления образовательной деятельности:

1. культурно просветительское направление.

2. идеологическое направление.

3. коммуникативное направление.

Таким образом, деятельность музеев и галерей должна была ориентироваться не только на экспозиционную, но и на образовательную.

Социальные и культурные функции художественных галерей

Среди существующих сегодня социальных институтов лишь немногие способны к открытому диалогу с окружающим миром. Обладая богатым инструментарием: общедоступность, коллекции, коммуникативные формы общения – художественные галереи выстраивают взаимоотношения с обществом и являются следствием и необходимым условием общественного развития, опираясь и учитывая потребности социокультурной среды. Чтобы глубже рассмотреть феномен социокультурности художественных галерей, необходимо рассмотреть их функции.

Специалисты музейного дела предлагают различные трактовки этого понятия: от образовательно-воспитательной функции, до функций: просветительской, коммуникативной, интеграции в современное общество, предвидения запросов и ожиданий общества, а также социальной адаптации к современному миру и др. Эти функции можно объединить в два блока: коммуникативная интерпретация и моделирование действительности.

Е. Б. Медведева пишет о том, что выделение этих функций важно для понимания возможностей музея как комплексного социокультурного института науки, искусства, образования. Ей были выделены функции современных художественных галерей, которые позволяют рассмотреть их с позиции социокультурного института:

1. коммуникативная – предполагает общение и личностное взаимодействие.

2. социокультурная – способствует культурной идентификации общества.

3. образовательная и социализирующая – обучает и способствует формированию личности, приобщает людей к познанию.

4. информационная – передача и получение новых знаний.

5. социализирующая – оказывает значительное влияние на становление духовно-нравственных качеств личности, эстетического и других форм общественного сознания.

6. регулятивная – регулирует отношения в обществе.

7. интегративная – способствует социальной взаимозависимости, ответственности, социальной сплоченности.

8. организация досуга.

Галереи выполняют важную работу информационно-просветительского и социокультурного характера. Важно отметить, что социокультурная работа исходит из следующих функций: социально-досуговой и воспитательно-образовательной. Все это обусловлено заинтересованностью самих посетителей в получении новой информации, знакомство с памятниками искусства, а также желанием с пользой провести свое свободное время, и быть при этом не сторонним наблюдателем, а участником данного события. В процессе своей деятельности художественная галерея передает человеку определенные знания, установки и ценностные ориентиры, предоставляет возможность социализации, может дать человеку понять свое место и значимость в структуре общества.

Галереи выступают в качестве образовательного пространства, вступая в коммуникацию с посетителями, ведь организуя диалог между посетителем и предметом, появляется возможность вовлечь зрителя в процесс, он становится активным участником коммуникативного процесса.

Учреждения культуры выступают как место самообразования, которое развивает и влияет на творческие способности и культурное развитие человека, приобщая его к своей деятельности. Данный процесс должен интегрироваться с другими областями деятельности учреждений культуры, чтобы стимулирование работы мысли человека и формирование интеллекта обогащало его эмоциональное восприятие и пробуждало стремление к любознательности.

Важной частью процесса формирования личности является духовно-нравственный аспект. Этот аспект отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни и органически включается в любую форму социокультурной деятельности, отражает мировоззренческие позиции, идейные убеждения и отношения. Это важный компонент духовно-нравственного воспитания. В этой связи, мы не можем не обратится к этому аспекту, так как все элементы жизнедеятельности человека влияют на его нравственное формирование личности.

М. А. Ариарский в своей работе выделил ряд компонентов, которые формируют мораль средствами социокультурной деятельности, на основе которых были выделены следующие элементы социокультурной работы музеев и галерей по формированию духовно-нравственных качеств человека. Первым компонентом выступает нравственное просвещение. Это направление формируется с помощью экспозиций, докладов и лекций, с помощью которых галереи и музеи могут распространять принципы морали. Второй компонент этой системы особые приемы педагогики в деятельности учреждения культуры, направленные на формирование индивидуальности, которые включают человека в духовно-нравственные формы творчества. Третьим компонентом выступает климат, который формируется в учреждении культуры, способствующий становлению нравственной атмосферы.

Таким образом, включение групп общественности в творческую деятельность галерей будет способствовать преобразованию нравственных категорий в убеждения, станут нормой поведения. Важная задача, стоящая перед учреждениями культуры, заключается в том, чтобы заинтересовать общественность в получении знаний, научить их анализировать и делать выводы. Духовно-нравственный аспект переплетается с образовательным, что в целом и формирует мировоззренческие основы личности человека.

Подводя итог взаимоотношениям современных арт-галерей и общества, можно сделать следующие вывод о том, что художественная галерея современного искусства играет важную роль в культурной жизни общества и города. Для общества арт-галереи выступают объектом социокультурного проектирования, для городов это место, где концентрируется культурная жизнь и проводятся различные досуговые мероприятия. Именно на жителей мегаполиса с его особой культурной средой ориентировано сейчас современное искусство. Итак, можно сделать вывод, что арт-галерея сегодня выполняет важные социальные и культурные функции: социализация, коммуникация, развитие духовно-нравственных аспектов личности, образовательные, досуговые, культурноразвлекательные и культурообразующие. Современная галерея должна активно взаимодействовать с группами общественности и строить свою деятельность относительно их запросов.

Пространство галерей как фактор реализации её функций

Для наиболее эффективного выполнения культурных функций современной галерее необходимо адекватно использовать пространство для того, чтобы наладить связь с посетителями. Важнейшим звеном в пространстве арт-галереи является экспозиция. Экспозицию рассматривают как многозначную содержательную предметно-пространственную систему, выражающую сущность и характер музея, а так же представляющую картину мира. Так, в процессе восприятия экспозиции галереи человек расширяет границы своего сознания, что, в итоге, формирует его как личность. Важным элементом в процессе социокультурной коммуникации является построение самого пространства, так как сущность музея наиболее ярко выражается в планировке внутренних пространств (в соответствии с которой находятся принципы экспонирования).

Ю. В. Иванова под пространством галереи понимает совокупность структурных особенностей музейных зданий (общее членение пространства, черты интерьера и экстерьера), расположение экспонатов, а также точки соприкосновения музея с внешней средой. Важно отметить, что построение пространства галереи может отражать реалии культуры и изменяться в результате смены культурных парадигм. С момента появления галереи и становления его как социокультурного института, пространство маркируется особой значимостью: это сфера, где человек просвещается, формируется как личность и социализируется. Пространство галереи диктуется направлениями движений в культуре (идеологические установки), но при этом, имеет свои особенности, собственную специфику и структуру.

Брайан О’Доэрти, британский художник и теоретик искусства, в своем очерке отметил важность пространства галереи и ее влияние на восприятие человеком информации: "Любая галерея построена по законам столь же строгим, что и средневековая церковь. Внешний мир не должен ощущаться, поэтому окна обычно запечатаны. Стены выкрашены белым. Потолок служит источником света. Деревянный пол отполирован для цоканья каблуков или застелен ковром для бесшумного движения, для того, чтобы ноги отдыхали, пока глаза прикованы к стенам. Искусство свободно… чтобы жить своей жизнью… Ясное, белое, чистое, искусственное пространство посвящено технологии эстетического. Произведения искусства установлены, развешены, расставлены для изучения". Данная теория рассматривает среду экспонирования как сакральное храмовое пространство. Существует и противоположная точка зрения. По мнению О. В. Беззубовой, пространство музея отнюдь не является замкнутым, герметичным, оно лишь создает пространство для коммуникации.

Анализируя структуру галереи, следует внимательно рассмотреть особенности зала, ведь схема построения инсталляции, экспозиции диктуется самим помещением. Так, недостатки помещений следует превращать в достоинства. В зависимости от целей экспозиции, нужно создавать необходимые акценты, выделять определенные объекты, например, наиболее затемненные стены, стоит выделять с помощью направленного освещения. Мелкую пластику и графику можно расположить на подиумах, а скульптуры на тумбах. Стены в галерее следует окрашивать в нейтральный цвет. Если окон слишком много, их можно затянуть плотной тканью и также использовать для развески предметов искусства. Живописные произведения не следует вешать слишком высоко. По требованиям современной развески, центр живописного произведения должен находиться немного выше уровня зрения, но это зависит от специфики самого помещения и произведения, а также задач, поставленных перед кураторами. Способ, которым картины развешены по стенам очень важен. Развеска воздействует на интерпретацию и оценку, на бессознательном уровне влияет на вкус и моду.

Однако важно отметить, что деятельность галереи заключается не только в правильном структурировании, зонировании зала, что галереи является не столько пространством, сколько системой отношений, а также системой интерпретации и производства смыслов. В этой связи важно построение пространства как коммуникативной площадки, создание определенной атмосферы, для комфортного у удобного проведения досуга.

Типы экспозиции также важны для погружения человека в пространство галереи. Ю. В. Иванова выделяет два типа организации музейного пространства: линейный и нелинейный. Это крайние варианты структуры, различающиеся большей или меньшей структурированностью, жесткой заданностью или свободой маршрута передвижения посетителей. Основанием для отнесения пространства того или иного музея или отдельной экспозиции к линейному или нелинейному типу служат способы организации пространства и интерпретации музейных предметов. "Линейность" означает наибольшую однозначность восприятия материала, строгость пространственного членения экспозиции и предписанный порядок восприятия экспонатов музейной аудиторией. "Нелинейность", наоборот, направлена на расширение возможных интерпретаций, на стимулирование активности людей, приходящих в музей. На современном этапе развития галерейного дела бытуют оба типа, но в целом, пространство современных музеев строится по принципу "нелинейной" экспозиции, она предполагает большую свободу для посетителя, что является одной из целей современного построения пространства галереи. "Нелинейность" предполагает гипертекстуальность экспозиции, так как сочетает в одном пространстве различные дискурсы, а также в ней отсутствуют строгие правила восприятия. Экспонаты в современной арт-галерее, согласно принципам постмодернистской культуры можно рассматривать как набор независимых друг от друга элементов, свободно комбинируемых произвольной последовательности и обладающих практически бесконечным набором плоскостей рассмотрения.

Рассмотрение экспозиции, построенной по такому принципу, будет зависеть от индивидуальных предпочтений посетителя. Таким образом, пространство галереи постепенно приспосабливается к потребностям посетителя, трансформирует его, увеличивает роль самого зрителя, делает его создателем, активным участником, что способствует увеличению эмоционального восприятия экспозиции. Галереи стремятся построить свою деятельность с помощью интерактивности.

Но есть и другие способы организации пространства, целью которых является комфортное время препровождение посетителя. Кураторы стремятся к понятию "живой музей", организовать досуг посетителей.

Художественная галерея давно трансформировалась в самые неожиданные образы. Сегодня она стала местом, где наряду с обычными экскурсиями, зачастую проходят явления более традиционные для театра, концертного зала, аттракциона или массового площадного действа. В современных арт-галереях проходят концерты, спектакли, презентации, дефиле мод, хэппенинги и перформансы.

Пространство галереи является одним из важных средств коммуникации с посетителями. По мнению М. С. Каган, с помощью системы взаимосвязей, собственных выразительных возможностей музейные предметы служат визуализацией идей, переводу логики отношений в пластику пространственного решения экспозиции. Данный фактор позволяет галерее выполнять свои функции наиболее продуктивно.

Выводы

В настоящее время галереи стали неотъемлемой частью культурного и социального поля. Несмотря на то, что институт галереи уже занял свою нишу в культурной жизни мирового социума, функционирование галерей современного искусства непосредственно связано с рыночными механизмами: будучи основным институтом рынка современного искусства, галерея выполняет в художественном пространстве основные его функции.

В условиях динамично меняющегося общества и глобализационных процессов взаимодействие общества и учреждений культуры становится сильнее, в силу того, что галереи расширяют диапазон своей деятельности и предлагают посетителям более активные взаимоотношения. Галереи, в этой связи, выстраивают диалог общества и культуры, выступая в качестве социокультурного института.

Основные функции художественной галереи: коммуникативная, социокультурная, образовательная, информационная, регулятивная, социализирующая, интегративная, а также функция организации досуга. Перечисленные функции демонстрируют тот факт, что учреждение культуры сегодня не просто место, предназначенное для демонстрирования предметов искусства, а что оно сознательно и целенаправленно способствует поступательному развитию культуры и каждого человека в отдельности. Для наиболее эффективного выполнения культурных функций современной галерее необходимо адекватно использовать пространство для того, чтобы наладить связь с посетителями.

Итак галерея как проект – это уникальная деятельность учреждения культуры, с присущей именно ей художественной политикой, заданными ресурсами, командой, бюджетом, определенными критериями эффективности и временными рамками, направленная на развитие современной культуры с одной стороны, и на развитие художественного рынка с другой. Другими словами художественная галерея является специфическим местом, предназначенное для экспонирования объектов искусства, с четко заданной стратегией коммуникативного развития, политикой галереи, командой, деятельность которой направлена на развитие культуры.

Литература

1. Danilov, Victor J. Corporate museums, galleries, and visitor centers: a directory, New York: Greenwood Press, 1991.

2. Museum education: History, Theory and Practice / ed. N.Berry and S. Mayer. Reston, 1989. P. 5–7.

3. O’Doherty B. Inside the White Cube: The Ideology of the Gallery Space. Berkeley. 1999, P. 15.

4. O’Doherty B. Inside the White Cube… P. 15.

5. Ариарский М. А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.: ЛГИК, 1990.

6. Артемова П.Г. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции – М.:Культура, 2011

7. Бабков В.А. Галерейный бизнес: российский и зарубежный опыт.- М.: Арт-Менеджер, 2010.

8. Беззубова О. В. Проект музея: генезис и структура. // Studia culturae. 2003. Вып. 5. С. 140.

9. Боровский А. Д. Галереи: чистый лист // Искусство против географии. СПб, 2000. С. 7.

10. Боровский А., Галереи: чистый лист // Искусство против географии, 2000. С.7

11. Боровский А., Зов галерей // Новый мир искусства. 2000, №5.- С.4-5

12. Зиновьева Ю.В. Взаимодействия музея и общества как социокультурная проблема: автореф. дис. … канд. Культур – СПб.: Изд. СПбГУ 2010.

13. Иванова Ю. В. Статус музея в современной культуре: автореф. дисс. … канд. культур. СПб, 2005. С. 18-19.

14. Каган М. С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 454.

15. Майстровская М. Т. Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков (в неустанных поисках образа) // Теория и практика музейного дела в России на рубеже 20-21 вв. 2001.Вып. 127. С. 343.

16. Медведева Е. Б., Юнхевич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. М.: 2003

17. Милюкова Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга. Автореф. Дисс.- СПб: 2004

18. Платонова М. А. История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях XIX- начала XX веков. Германия, Англия, Россия: автореф. канд. искусств. – СПб,.: Издательство СПбГУ 1993.

19. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования или "Как делать музей". М., 2003. С. 303.

20. Попов С. В. Искусство и галереи в России // Международная жизнь. 2007. №3. С.147.

21. Прикладная культурология: Калейдоскоп идей. Ежегодник. Под ред. И.Г.Хангельдиевой, Н.Г.Чаган – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2010.

22. Система статистики культуры ЮНЕСКО – 2009 ССК // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001910/191061r.pdf

23. Суворов Н. Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи – Спб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013

24. Трошина Т. М. Музей, театр или храм? О некоторых особенностях музейной работы // Актуальные проблемы культурологи. – Екатеренбург, 2001. С. 124

25. Хлобыстин А. Сквотская жизнь: История капремонтных художественных мастерских Ленинграда – Петербурга 1980 – 90-х годов // Новый художественный Петербург. СПб, 2004. С. 105.