Функции управления

Функции управления.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные виды управленческой деятельности, которые осуществляет руководитель в своей работе по достижению целей организации. Несмотря на то, что в принципе можно выделить достаточно много таких видов управленческой деятельности, большинство специалистов сходятся во мнении, что все они могут быть отнесены к одной из четырех основных:

планирование, при помощи которого руководство обеспечивает направление усилий сотрудников на достижение общегрупповых и общеорганизационных целей. Необходимо определиться как с самими целями (ближайшими и перспективными), так и с конкретными шагами по их достижению. На этапе планирования рекомендуют задаваться следующими вопросами: Где мы находимся сейчас? К чему мы хотим прийти? и Как мы собираемся это сделать?

организация, заключающаяся в практической реализации намеченных шагов. Необходимо определить, кто конкретно будет осуществлять каждое задание, как это будет увязано во времени и обеспечено соответствующими ресурсами, какие организационные структуры нужно ещё создать, в отношении кого нужно осуществить делегирование полномочий и т.д.;

мотивация подразумевает работу руководителя, направленную на побуждение подчинённых к надлежащему исполнению своих обязанностей. Удовлетворительное выполнение этой функции управления предусматривает выявление запросов и потребностей сотрудников и построение с учётом этого системы поощрений за качественную и своевременную работу;

контроль, состоящий в определении того, насколько организация приблизилась (или достигла) запланированных целей. Самые важные задачи, которые должны быть здесь реализованы – это точное измерение (диагностика) текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. Эффективный управленческий контроль всегда должен завершаться обратной связью для внесения необходимых корректив в первоначальные планы.

Функция управления – это обособившийся вид управленческой деятельности.

Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Наиболее распространенная классификация выделяет следующие группы функций:

1. Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

1. Функция планирования имеет особое значение и включает в себя следующие процессы:

2. на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;

3. определяются цели на основе анализа требований рынка и возможностей самой организации;

4. исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечаются альтернативные стратегии;

5. для реализации стратегий вырабатываются политика и процедуры, по которым действуют сотрудники организации;

6. производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах;

7. планы организации согласуются с показателями и финансовыми ресурсами.

2. Конкретные функции (специфические) определяются объектом управления.

К функциям современного предприятия относятся следующие:

8. планирование (используемый ресурс – время);

9. маркетинг (используемый ресурс – потребитель);

10. предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

11. финансы (используемый ресурс – деньги);

12. организация (используемый ресурс – люди);

13. производство (используемый ресурс – технологии);

14. инновация (используемый ресурс – идеи);

15. информация (используемый ресурс – данные);

16. социальное развитие (используемый ресурс культура).

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

На основе содержания, процесса и структуры функции проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

По определению К. Дэвиса, руководить – значит уметь убедить других с энтузиазмом стремиться к поставленной цели. Управленческие формы деятельности существуют, но не живут активно до тех пор, пока руководитель не приведет в движение фактор мотивации у людей, и не поставит перед ними цели.

Хорошего руководителя легко отличить от прилежного хлопотуна, который не достигает никаких ощутимых результатов. Эффективный руководитель получает важные результаты постоянно, а не время от времени он четко видит ближние и дальние цели как всей организации и ее подразделений, так и лично свои.

Основные принципы эффективной деятельности руководителя.

1. Он составляет для себя индивидуальный план работы, по крайней мере, на несколько недель вперед, заботится о том, чтобы и у персонала были соответствующие планы, хотя бы на уровне рабочих групп. в своей деятельности не допускает импровизации.

2. Планирует подчиненным четкие результаты, особенно на короткий период времени. Не следит с излишней педантичностью ни за отдельными работами, выполняемыми в течение дня, ни за прилежностью работников. Он заинтересован только в конечных результатах труда.

3. Делегирует работникам по мере их профессионального роста все большую ответственность (за результат, но не за решение отдельных задач).

4. Использует в качестве рычага управления обсуждение результатов, которое одновременно является элементом обратной связи между руководителем и подчиненным. Выбирает вместе с персоналом правильный способ выполнения каждой работы или определяет, как она будет выполняться – индивидуально или группой.

5. Заботится о своевременном поощрении подчиненных за хорошие результаты, применят разнообразными способами поощрения.

6. Подготавливает, по крайней мере, еще одного столь же компетентного работника для руководства подразделением и таким образом обеспечивает определенную независимость коллектива.

7. Совершенствуется сам и способствует творческому развитию подчиненных, целенаправленно применяя для этого всевозможные методы мотивации. Знает, что интеллектуальные ресурсы персонала используются полностью и старается повысить этот показатель.

8. Умеет и желает сотрудничать, справляется с внутренними конфликтами в подразделении. Его подчиненные гордятся своими успехами, но случающиеся неудачи тоже не замалчиваются, а служат уроком на будущее.

9. Работает согласно коллективному договору. Успешно использует компетентность работников других подразделений предприятия.

Слово "управление" означает все те практические мероприятия, с помощью которых руководитель побуждает своих подчиненных к действию для достижения желаемых результатов, для эффективного руководства полезно опираться и на более частные принципиальные положения, которые дополняют и конкретизируют общие.

Руководителю следует помнить, что:

1. Говоря о результатах и поставленных на будущее целях, выражайтесь четко и однозначно. Удостоверьтесь, что вас поняли.

2. Поддерживайте нормальные взаимоотношения с подчиненными. На ваших действиях руководителя не должна отражаться чья бы то ни было недоброжелательность.

3. Соотносите поставленную цель со способностями подчиненного, определяйте каждому свою роль. Чрезмерно трудная для подчиненного задача так же вредна, как и слишком легкая. Следите, чтобы достижение цели требовало от него достаточно серьезных усилий.

4. Контролируйте выполнение ваших поручений.

5. Следите за психологическим и физическим состоянием подчиненных, немедленно реагируйте при возникновении критических ситуаций.

6. При достижении успеха старайтесь усилить мотивацию действий сотрудников.

7. Не вызывайте у подчиненных недовольства, особенно порожденного вашими ошибочными или предвзятыми действиями. критикуйте сотрудников, только имея для этого серьезные основания.

8. Стремитесь к конечной цели постепенно, по восходящей линии. Чрезмерная спешка, как правило, отрицательно сказывается и на производстве, (задания выполняются с низким качеством) и на социально-психологическом климате в коллективе (подчиненные видят в вас карьериста, ретивого служаку).

9. Будьте активным. При необходимости оказывайте подчиненным чисто человеческую поддержку. Но не бросайтесь в другую крайность: не занимайтесь мелочной опекой, сотрудников, не подавляйте их творческие задатки, не старайтесь вмешаться во все детали производственного процесса.


Литература

1. Кейлер В. А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 1999.

2. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менежмента: Пер. с англ.- М.: " Дело", 1992.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994