Функции менеджмента

Функции менеджмента.

Статьи по теме
Искать по теме

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя: из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Функции менеджмента

Как системообразующий фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем. Поэтому содержание функций менеджмента многогранно и может быть исследовано путем выделения характеристик отдельных его сторон. Следует также отметить, что в условиях России в процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной содержание и состав функций управления должны стать адекватными данному процессу.

Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования функций менеджмента. Сущностные характеристики менеджмента выступают критериальными признаками выделения и обособления взаимосвязанных, групп функций менеджмента. Каждый из признаков отражает определенный, аспект содержания менеджмента, но лишь исходя из их совокупности можно иметь более или менее полное представление о функциях как возможных областях или сферах деятельности менеджеров.

Сущностная характеристика менеджмента – это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействия" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Сущностная особенность менеджмента обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего* прошедшего специальную подготовку" дающую ему право на выполнение функций, по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью. Иначе говоря, менеджер – профессионально подготовленный руководитель или управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решении распоряжению ресурсами, а также несущий конкретную ответственность за достижение конечных результатов деятельности предприятия, фирмы, корпорации.

Таким образом, человеческий ресурс, выступающий ключевым в менеджменте, рассматривается как фактор производства и основное средство достижения целей. С другой стороны, человек как субъект и как объект, процесса взаимодействия выступает целью менеджмента. Профессионализация персонала, его карьера, условия жизни и будущее во многом определяются самим менеджментом.

Деятельность менеджера связана с формулированием и обеспечением целей управления "персоналом и целей управления производственно-хозяйственной деятельностью. Отсюда следует, что важным признаком выделения функций менеджмента выступает его профессионализация.. Для выполнения сложной, инновационной, предпринимательской, социально значимой, рискованной, ответственной деятельности по управлению социально-экономическими системами менеджер обязан иметь профессиональную подготовку, постоянно ее совершенствовать в соответствии с прогрессом производства, менеджмента и развитием общества, его культуры, образа жизни, уровня удовлетворения потребностей. Функции профессионализации рассматриваются как самостоятельные и входят в круг описанных ранее групп функций как объективные условия их реализации.

Отдельная группа функций связана с функционированием менеджмента как системы, в процессе деятельности которой обеспечивается взаимодействие всех элементов и подсистем, входящих в данную социально-экономическую систему на базе взаимодействия интересов участников, осуществляющих совместную деятельность.

С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся.внешней и внутренней среды.

Системный подход как мощный инструментарий позволяет формировать более динамичные, рациональные и эффективные системы менеджмента/Овладение менеджерами методологией системного подхода составляет существенный элемент их профессиональной подготовки. Деление на внешние и внутренние факторы не только расширяет наши информационные данные о ситуации при принятии решений, но и позволяет более правильно распределить функции менеджмента между функциональными подразделениями, руководителями и менеджерами на разных уровнях управления.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента в производственно-хозяйственной организации. Всякие изменения в производственно-хозяйственной системе непосредственно отражаются в изменении менеджмента и осуществляются через его процессы.

В содержании функций российского менеджмента отражается специфика рыночных отношений участников хозяйственной деятельности, отношений с работодателями, государством, социальными организациями и др. В наибольшей степени рыночные экономические процессы и их закономерности проявляются при рассмотрении менеджмента как процесса воспроизводства. Речь идет о воспроизводстве отношений собственности, социальных отношений, воспроизводстве ресурсов и потенциала, особенно кадрового, инвестиционного, научного, информационного.

В воспроизводственных функциях менеджмента реализуются в большей степени свойства интеграции и адаптации взаимодействия. В значительной степени данные функции свойственны Межотраслевому, региональному, международному и национальному менеджменту.

Рассмотренные критериальные признаки не исчерпывают всего многообразия содержания функций менеджмента, вместе с тем отражают основы современной теории и практики развивающегося менеджмента в России.

Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

В теории управления социалистическим производством в России долгие время исследовалась и реализовывалась на практике концепция деления функций управления на основные и конкретные. Основные функции включали: планирование и прогнозирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль; учет и анализ. При определении конкретных функций управления, например, предприятием, следовало руководствоваться типовым составом функций управления, сгруппированным по определенным признакам объекта управления. Конкретной называлась функция управления, определяемая по принадлежности задач управления к деятельности производственного (промышленного) предприятия в целом, или к конкретным стадиям производственного процесса, или по направленности на конкретные факторы производства, или по содержанию задач обеспечения управления.

Среди указанных признаков наиболее распространенным было деление функций по стадиям производственного процесса: управление технической подготовкой производства; организация производства; оперативное управление производством; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания; сбыт продукции. Допускалось расчленение или объединение отдельных функций с учетом масштабов, специализации и производственной структуры предприятия.

На основе такой классификации функций формировались типовые линейно-функциональные системы управления производством. Приведенный состав функций и признаки их выделения характерны для предприятия производственной сферы. (Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. ГОСТ 24525.G-80.)Вместе с тем типизация и стандартизация функций и систем управления распространялись на все сферы деятельности.

Изменения в составе функций сопровождались сложным бюрократическим процессом обоснования причин отклонений от типовых рекомендаций в вышестоящих инстанциях (главках, министерствах). Сложность процедур усугублялась тем, что изменение состава и содержания функций управления влекло за собой адекватное изменение, как правило, увеличение численности управленческого аппарата и расходов на управление. Оба эти показателя регламентировались типовыми штатными расписаниями и нормами предельных расходов на содержание аппарата управления.

На практике такая жесткая система регламентирования состава и содержания функций управления приводила к единообразию функциональных Моделей управления организациями, которые десятилетиями оставались прежними, несмотря на изменения в производстве. Имел место существенный разрыв между производственными функциями и функциями управления. Кроме того, бюрократическая система способствовала вымыванию квалифицированного управленческого персонала из производственной сферы вследствие планирования ежегодных нормативных величин по сокращению аппарата управления. Как правило, верхние уровни принимали хозяйственные решения, а низшие несли ответственность за данные решения, что снижало оперативность и качество управленческих решений, обусловливало развитие процессов неуправляемости и неэффективности.

Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

Многогранность социально-экономических проблем, открывшихся перед российским обществом в ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические процессы: разнообразие видов собственности и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.

Каждый из факторов, формирующих смешанную рыночную экономику, воздействует на менеджмент, обеспечивая его развитие в соответствии с экономической теорией, а с другой стороны, указанные и иные преобразования экономических процессов проводятся в жизнь посредством менеджмента, присущими ему методами и средствами в соответствии с управленческими закономерностями и принципами. Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы экономики, интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. Таким образом, объединяющая роль менеджмента проявляется в интеграционном характере функций, отражающих его сущность.

Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом" стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функции выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.

Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение– постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой ^фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.

Цели – конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия достижения целей. Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего уровню развития производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищённости населения страны.

Основная задача менеджеров – добиваться реальных конечных результатов деятельности производственно-хозяйственных систем в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение их целей, целей персонала, а также своих собственных дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны системы и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.

В то же время цели могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу, так и на текущий год. В первом случае учитываются потенциальные возможности системы и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные в зависимости от фактической ситуации и тенденций ее развития. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризует движение от тактических целей к стратегическим. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от тактического характеризует результативность менеджмента.

Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, при помощи которого современная фирма противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться превосходства над конкурентами"

Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для всей системы. При этом следует учитывать взаимосвязанность целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность.

Важное значение в разработке стратегии отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по данной проблеме рекомендуются в основном матричные формы.

При этом следует принять во внимание деятельность в области мотивации. Менеджер анализирует возможные мотивы, следуя которым потребитель (покупатель) может принять решение о приобретении товара. При этом достоинства рекламируемой продукции и потребности потребителей рассматриваются с позиций как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.

Актуальным является использование ABC-анализа, т.е. планирования товаров по методу "АВС". Сущность этого анализа заключается в том, что производится классификация всех номенклатурных позиций, данные о товарах которых поддерживаются по признаку относительной важности этих позиций, и для каждой выделенной категории формируются свои методики управления товарами. Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A, B и C. Можно сказать также, что для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля за их запасами.

ABC-анализ базируется на принципе Парето (Вильфредо Парето, XIX век), сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т. е. запасы в нашем случае).

Для номенклатурных позиций класса A рекомендуются следующие правила.

1. Частая оценка прогноза и метода прогнозирования. Любой построенный прогноз несет некоторую ошибку. Чем дороже и дефицитнее номенклатурная позиция, тем дороже обходятся эти ошибки. Как следствие, данное правило означает внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в номенклатурных позициях, мониторинг точности реализации уже построенных прогнозов.

2. Частый, например ежемесячный, циклический подсчет запасов с жесткими допусками. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в информационной системе, от данных согласно проведенному подсчету (который можно назвать еще текущей инвентаризацией). Каждое отклонение, превышающее установленный жесткий допуск, должно расследоваться на предмет выяснения его причин.

3. Ежедневное обновление данных в базе данных. То есть для таких номенклатурных позиций необходимо использование системы с непрерывным обновлением данных о запасах.

4. Частое рассмотрение требований спроса, размеров партий, страхового запаса, обычно имеющее результатом относительно небольшие размеры заказов (партий). Необходимо тщательное отслеживание всех параметров планирования, выявление реальных потребностей в номенклатурных позициях.

5. Тщательное отслеживание и сокращение длительности цикла. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах. И так как основную долю потребности формируют запасы номенклатурных позиций класса A (по крайней мере в части оборотных средств в запасах сырья, незавершенного производства и готовой продукции), то управление длительностью цикла для них окупается сторицей.

Для номенклатурных позиций класса B применяются те же меры, что и для номенклатурных позиций класса A, но реже и с большими приемлемыми допусками.

Для номенклатурных позиций класса C сформулированы следующие правила.

1. Основное правило: товары должны быть в наличии. Будет обидно получить срыв исполнения плана сбыта или, что еще неприятнее, производственного плана (ибо дефицит позиций класса C может сорвать планы сбыта и по позициям класса A, в которые эти изделия класса С входят как компонент) из-за нехватки дешевых номенклатурных позиций, хранение запасов которых, пусть даже превышающих объем обычных потребностей предприятия, не влечет за собой сколько-нибудь существенный рост издержек хранения и потребности в оборотных средствах.

2. Простая фиксация данных или вообще отсутствие фиксации данных в базе данных; возможно использование для контроля объема запасов процедуры периодического осмотра (обзора). Может применяться система с периодическим обновлением данных в системе, либо данные номенклатурные позиции выводятся за границы MRP-системы вообще.

3. Большие размеры партий (заказов) и большой страховой запас. Крупные партии не влекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса C, поэтому имеет смысл экономить преимущественно на подготовительных издержках, заказывая помногу.

4. Хранение на территориях, немедленно доступных для персонала, использующего эти номенклатурные позиции в производственном процессе.

Ранжирование номенклатурных позиций производится по принятым критериям (в примере – по объему использования в стоимостном выражении), после чего номенклатурным позициям в соответствии с заданным распределением присваиваются классы относительной важности.

Практикующие специалисты рекомендует использование определенных границ категорий A, B и C, хотя следует тут же отметить, что жесткие границы все же не устанавливаются, а все зависит от каждого конкретного предприятия.

Для формирования товаров в соответствии с данной классификацией рекомендуем использовать аналитические функции программы "1С", где в структуре отчетов имеется анализ "АВС".

Выводы

Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область, процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Процесс управления – совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение, целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управлений, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться –приводить в действие персонал предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия, и все усилия; контролировать – наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Как видим рассмотренные функции можно назвать чисто административными. Выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.

Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех – М., Просвещение, 2003

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для эконом.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 2001

3. Глухов В.В. Основы менеджмента. – М.: Просвещение, 2003

4. Менеджмент. Учебник под ред. Ф.М. Русинова – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000

5. Попов А.В. Теория и организация менеджмента. М.: 2003