Функции и принципы социально-культурной деятельности

Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Социально-культурная деятельность многообразна: многообразны ее виды и подходы к человеку – главному элементу этой деятельности. Человек как субъект познания, как потребитель культуры, как объект воспитания – в этом многообразии можно выделить определяющее звено. Им является человек как объект социализации, инкультурации, воспитания и развития – субъект воспитывающей деятельности. И это звено – человек – может быть рассмотрено с точки зрения общественных потребностей.

Именно потребности общественного развития, главным образом, позволяют верно установить основные социальные функции.

Потребности общества – фактор возникновения и функционирования СКД, требования общественного развития оказывают определяющее влияние на формирование видов и и определение функций СКД. Потребности общества в социализации, инкультурации его членов в сохранении и воспроизводстве культурного наследия, интеграции культурных сил, общении и взаимодействии различных культур, эстетизации среды проживания вызвали к жизни такое явление как социально-культурная деятельность.

Потребности общественного уровня в функционировании СКД могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности, как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.

Проблемы, связанные с социальной адаптацией личности, необходимостью развития у него общегуманистических нравственных качеств, основ физический и санитарно-гигиенической культуры, развитием способности к самоконтролю, решаются посредством различных институтов социально-культурной среды, деятельность которых направлена на достижение этих целей в соответствии с общественными ожиданиями.

Характеристика потребностей общественного развития. Потребности общественного развития в функционировании социально-культурной деятельности могут быть выражены в ожиданиях и требованиях общества к этому виду деятельности., как способствующему культурному развитию и укреплению общественных отношений.

Потребность в осуществлении процесса социализации через социокультурные институты является одной из ведущих.

Социокультурные институты воспитания, образования и досуга представляют собой своеобразные хранилища неспецифического знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. На социальном уровне наиболее показательным институтом является клуб, досуговый центр и др. учреждения куль-турно-досугового типа. Социально-культурные и культурно-досуговые формы деятельности этих учреждений дают общее представление о развитии культуры в стране и регионе, о культурных ценностях, нормах социальной жизни, способах и стилях существования и т.д. Поэтому в процессе деятельности, организуемой этими учреждениями, приобретаются наборы разнородных и общих представлений, которые служат определенными ориентирами в культуре и социальной жизни.

В культурно-досуговых учреждениях приобретаются такие определенные навыки поведения и общения людей друг с другом в официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту, приобретаемому в школе, семье и др. социальных учреждениях. Здесь усваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях; приобретаются практические знания и навыки, необходимые для адекватного существования в непосредственной жизненной среде. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей.

Потребность в сохранении и передаче культурного наследия.

В культуре каждого народа можно выделить разновременные слои, которые аккумулируют культурные ценности, накопленные прежними поколениями. Зафиксированные в них программы человеческих отношений и деятельности концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Ключевым в этом плане является понятие "традиция".

"Традиция – это механизм непосредственной трансляции культурной информации во времени". Одним из компонентов этнических традиционных культурных форм являются обряды. Празднично-обрядовая деятельность – одна из основных в работе социокультурных учреждений, выступает как эффективное средство социального регулирования общественных и личных отношений. Обрядовая деятельность выполняет ряд важных функций: интериоризация индивидами групповых норм и ценностей; установление психологических сопереживаний групповой солидарности; снятие в повседневной жизни эмоциональных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, вступление в брак, смерть); кооперирование деятельности индивидов. В этом своем качестве социокультурные учреждения реализуют важную социальную потребность в укреплении общества, связи между поколениями через процесс сохранения и передачи культурных ценностей.

Потребность в социальной регуляции досуга. Управлять деятельностью людей в целях их развития и рационального использования досуга – эта общественная потребность также обусловила создание и развитие системы социально-культурных учреждений. Всякое общество, являясь саморегулирующей системой, стремится направлять деятельность людей, добивается согласованности в их действиях, так или иначе регулирует их деятельность. В обществе действуют различные виды регулирования, соответствующие конкретному периоду развития, потребностям данного общества. Социально-культурная деятельность является одним из видов социального управления. В условиях досуга социальное управление осуществляется преимущественно средствами ненормативного регулирования деятельности людей, путем организации одобряемых обществом форм и средств удовлетворения культурных потребностей, путем формирования и актуализации общественного мнения.

Потребность общества в регулировании деятельности людей в условиях досуга имеет следующие взаимосвязанные цели: во-первых, обеспечить развитие духовных творческих сил человека; во-вторых, – рационально организовать досуг, создать условия для позитивной деятельности личности, нейтрализуя отрицательные способы времяпрепровождения.

Обществу далеко не безразлично, какой выбор сделает индивид, как он распоряжается своим свободным временем. К досугу предъявляются требования не только восстановления физических и психических сил человека, но также их дальнейшего обогащения и развития, расширенное воспроизводство личности. "Досуг – громадное культурное пространство со своими закономерностями. К нему относятся проблемы свободного развития личности, исторической преемственности и территориального взаимодействия культур, а также коммуникативной культуры личности, выработанной в сфере досуга". Таким образом, целенаправленная организация досуговой сферы – важнейшая задача на государственном уровне.

Реализацией всех вышеуказанных потребностей не ограничивается деятельность социокультурных учреждений. Безусловно, потребностей общественного развития, удовлетворению и развитию которых призваны служить учреждения социально-культурной сферы, гораздо больше. Мы выбрали самые ведущие, основные, которые отражают требования общества и деятельности учреждений данного типа и без удовлетворения и развития которых невозможно существование общества как стабильного и продуктивно функционирующего целого.

Характеристика потребностей личностного развития. Любая деятельность, в основе которой лежит работа с личностью, невозможна без понимания потребностей личности как одного из важнейших механизмов, ею управляющих. Функции социально-культурной деятельности определяются необходимостью удовлетворения объективных потребностей личности, которые имеют большое значение для существования людей. Потребности рассматриваются как движущий фактор активности личности, имеющий различные формы проявления и находящийся в процессе постоянного развития.

Социально-культурная деятельность представляет собой духовно-нравственный способ существования человека, а значит и удовлетворения его культурно-творческих и духовных потребностей.

Потребность в оценке собственного поведения окружающими. Эта потребность вызвана необходимостью для человека корректировать свое поведение и ценности, соотносить с нормами поведения и ценностями, принятыми в группе общения. Потребность согласовывать свои действия с действиями и поведением других людей изначально присуще человеку. Удовлетворение данной потребности является условием существования человека в обществе.

Потребность реализуется путем обмена суждениями, представлениями, мнениями с последующей корректировкой собственного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами. Любое культурно-досуговое учреждение или досуговое объединение представляет собой такое пространство, где личные устремления и представления увязываются с общественными, где создаются условия для обмена информацией, суждениями и сопереживаниями, где. формируется общественное мнение и общественное настроение.

Чрезвычайно важным фактором включения индивида в досуговую общность является его потребность в самоутверждении, в получении общественного признания. Именно с этой потребностью связано стремление личности к проявлению социальной активности, получения подтверждения собственной полезности и значимости. Стремление стать активным субъектом общественной жизни, оказывать реальное влияние на решение различных социально-политических, историко-культурных, экологических и других проблем региона является побудительной причиной участия личности в деятельности экологических, социально-культурных, историко-культурных общностей и объединений. Художественно-творческие коллективы и объединения непрофессиональной направленности также являются пространством для личностного самоутверждения и творческой самореализации. Предоставляя личности иные дополнительные социальные роли и возможности, социально-культурные учреждения, объединения, общности выполняют компенсаторную функцию, т.е. представляют собой дополнительное поле для развития и самоутверждения личности.

Социально-культурное объединение или досуговое учреждение, во-первых, компенсирует неудовлетворенность личности в основной трудовой сфере деятельности. Человек в силу различных обстоятельств не получает возможности самоутверждения в трудовом коллективе, тогда он стремится проявить себя в другой сфере: в деятельности историко-культурных или поисковых клубах, на сцене, в турпоходах по краю, в заботе о тех, кто социально не защищен и т.д. Во-вторых, получив признание в основной сфере профессиональной деятельности, человек стремится добиться признания в других сферах, получить новые признания его способностей, умений.

С вышеуказанной социальной потребностью личноститесно связана в самовыражении, самоактуализации. Эта потребность в данной группе является наиболее сложной,так как предполагает достаточно высокий уровень самосознания личности, ее способность к творчеству и потребность заниматься творчеством. Безусловно, что самовыражение личности, как и самоутверждение, осуществляется человеком в его основной профессиональной деятельности, но культурио-досуговые учреждения и досуговые объединения имеют значительные возможности для удовлетворения потребности в самореализации в наиболее массовых ее проявлениях и на самых различных уровнях.

Потребности, связанные с психофизическими особенностями человека. Под ними в данном случае подразумевается состояние человека, вызываемое нарушением гармонии между реальными физическими и психическими возможностями индивида и объемом нагрузок, с которыми нередко приходится иметь дело любому из нас. В связи с этим заметно возрастает роль многообразных профилактических средств, способствующих, наряду с другими общественными факторами, естественному восстановлению физических сил и ресурсов. Возможности такой профилактики увеличиваются с расширением досуга людей. Возрастание жизненных ритмов, интенсификация современного производства, значительное изменение характера труда, быта, экологических условий. В этой ситуации возникает необходимость снизить эмоциональную напряженность, помочь человеку в преодолении нервного переутомления, импульсов негативного порядка. Досуговые объединения и общности, культурно-досуговые учреждения располагают необходимым потенциалом средств, форм и методов, наличием условий, способствующих рекреации и релаксации. Участие в рекреационно-развлекательных программах, программах релаксации и оздоровления организма; занятия непрофессиональным художественным творчеством и социально ценными видами любительства – все это позволяет рассматривать культурно-досуговые учреждения и общности как действенные средства профилактики и психологической гармонизации. В интересах общества активизируются поиски культурно-досуговыми учреждениями оптимальных средств освобождения людей от угрожающих им стрессовых состояний.

Досуговая деятельность обладает возможностями освобождения человека от утомления, угрозы стресса, чреватого различного рода срывами поведенческого характера, в укреплении их жизненного тонуса и психического состояния. Интересные досуговые занятия, заполненные любимым видом творчества, обеспечивают содержательный и приятный отдых от напряженности трудового дня. Тесно связана с вышеуказанной потребностью потребность в получении социокультурной помощи в какой-либо социальной ситуации. Именно социальная работа как организация личностной, общественной, государственной помощи людям является сегодня неотъемлемой частью социально-культурной деятельности. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Человеку, оказавшемуся в этих ситуациях, необходима психологическая помощь с использованием культурно-досуговых средств, форм и методов, которые способны эффективно воздействовать на установки и представления личности. Основная цель социально-культурной работы – создание благоприятной досуговой атмосферы, которая выполняла бы определенные защитные функции по отношению к психике личности; создавала определенные условия, необходимые для саморазвития, самоутверждения и творчества. Рассмотренные социальные потребности личности проявляются в виде сложного и порой неочевидного переплетения конкретных интересов, мотивов, желаний, в которых имеет место доминирующая потребность. Все эти потребности личности являются объективно ценными и должны стать основой развивающего воздействия на личность.

Осуществление рассмотренных потребностей общественного развития через удовлетворение потребностей развития личности путем включения ее в разнообразные виды и формы социально-культурной деятельности раскрывает социальную значимость этой деятельности. Понятие социальной значимости складывается из соединения определенных потребностей общества и личности со специфическими качествами социально-культурной деятельности, обеспечивающими эффективность реализации этих потребностей. Подходы к определению функций социально-культурной деятельности в основе своей имеют источником вышеуказанные потребности и интересы общественного и личностного уровня. Так как в ответ на эти социальные потребности с целью их удовлетворения и развития сложились основные виды, формы социально-культурной деятельности; основные направления ее функционирования.

В результате проделанный анализ позволяет остановиться на следующих основных функциях социально-культурной деятельности, которые можно назвать постоянными, присущими большинству социально-культурных институтов, в отличие от вспомогательных, временных, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

- развивающая;

- информационно-просветительная;

- нормативная;

- коммуникативная;

- культуротворческая, преобразовательная;

- рекреативно-игровая.

Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяют ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.

Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распространения информации, культурно-просветительная деятельность. Цель этой функции формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации;

обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений:

- информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

- обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых

интересов людей различного возраста и профессий;

- использует более разнообразный потенциал средств, форм

- и методов приобретения знаний, умений, навыков;

- продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают в учебных заведениях и из других источников.

Нормативная функция. Цель этой функции – формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территриальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).

Коммуникативная функция проявляется на двух уровнях.

На одном уровне – диалог культур, взаимовлияние локальных культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур.

На другом уровне – межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений. Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности:

а) человек получает ответы на интересующие его вопрос (информационно-познавательный аспект);

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект);

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект);

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);

д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный аспект).

Культуротворческая функция – освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества. Способность к созиданию – не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество – одно из направлений реализации культуротворческой функции, наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций. Социальное творчество – созидательный процесс, направленный на преобразование социальных отношений, общест венного бытия. Социально-культурные учреждения через свои специфические формы способны оказать реальное влияние на общественные отношения (поддержка экологических движений, общественных инициатив семьи, организация социальной помощи), общественное мнение и общественное настроение. Субъектом этой деятельности выступает социально-активная, инициативная, а значит творчески утверждающая себя личность.

Рекреативно-игровая функция. Цель ее – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регулярного восстановления физических и интеллектуальных сил человека, гармонизации психики через организацию различных видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любительское художественное исполнительство.

Все вышеуказанные функции представляют собой категории, которые выражают содержание, назначение социально-культурной деятельности и способы реализации ее в обществе. Через эти функции реализуются культуросозидающие возможности общества, и происходит культурно-творческое развитие личности.

С функциями социально-культурной деятельности связано понятие "принципы социально-культурной деятельности". Слово "принцип" имеет латинское происхождение, означает "основа", "начало". Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами: основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Таким образом, принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на всеявления какой-либо деятельности, Под принципами социально-культурной деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Принципы социально-культурной деятельности – это наиболее общие положения, которые отражают "устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы".

Современная социально-культурная деятельность, ее функции, виды, формы проявления основаны на следующих принципах:

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества.

Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности личности);

г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-

культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений. Человеку присуще желание, расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры. В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствии ее единой линии особое значение для духовного возрождения россиян (восстановление морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма) имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, так как этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, этот принцип должен быть положен в основу деятельности учреждений, располагающих подобным материалом, формами его распространения и интерпретации (выставочные залы, музейно-культурные центры, центры национальных культур, библиотечные собрания и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что освоение, предшествуя аксеологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам. Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования), интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности. Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях. Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующихся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности. Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков: учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам. Также при организации социально-культурной работы необходимо учитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного подхода: целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности – все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании – создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы. Прогнозирование, моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологий СКД, базируется также на реализации данного принципа.

Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.