Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и содержание налогового контроля.

Неотъемлемой частью системы регулирования является контроль, цель которого заключается в вскрытии отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, в эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность применить корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Контроль позволяет не только оценивает правильность исполнения законодательных актов, но и понимать насколько эффективно существующее законодательство, и какие изменения надо внести.

Налоговый контроль представляет собой часть государственного финансового контроля. Так объектом налогового контроля являются экономические, распределительные отношения по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговый контроль ограничен сферой отношений, которые образуются в процессе уплаты налогов и сборов. К остальным составляющим государственного финансового контроля относятся также валютный, банковский, бюджетный и таможенный контроль. Сущность налогового контроля как одной из функций государственного управления заключается не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль представляет собой и систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль определяется как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых нарушений, обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Без легальных форм развития бизнеса экономика любого государства не может нормально функционировать, а правительство не в состоянии собирать налоги. В современных условиях создание прочного финансового фундамента существования государства и общества в целом, успешная реализация реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, который призван обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Экономическое и социальное развитие любого современного государства во многом зависит от того, насколько развитой является система налогового контроля и налогообложения.

Налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, который отличается полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, и уменьшением числа судебных разбирательств и жалоб на действия субъектов налогового контроля.

На сегодняшний день в российском законодательстве понятие налогового контроля закреплено в ст.82 Налогового Кодекса РФ. Согласно которой налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства o налогах и сборах.

Необходимо также отметить, что в этом определении не упомянули контроль за выполнением банками обязанностей по исполнению поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налога в бюджетную систему. Однако в пп. l п. 11 ст. 31 HK РФ закреплено за должностными лицами налоговых органов право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение соответствующих обязанностей.

Налоговый контроль должен основываться на принципах определяющие организацию и эффективное осуществление самого контроля. Может выделить такие принципы как базовые, в которые входят принцип всеобщности, принцип единства, принцип гласности, принцип достоверности, и специфические, к которым можно отнести принцип эффективности, характеризующий соотношение затрат и экономических выгод. Принцип эффективности показывает экономическую целесообразность налогового контроля.

Цель налогового контроля состоит в проверке законности финансовой деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в сфере выполнения ими обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Также налоговый контроль должен стимулировать совершенствование налоговый системы, исключая или сводя нарушения налогового законодательства к минимальным показателям. Таким образом, обеспечивая эффективное социально-экономическое развития страны, которое невозможно без своевременного и полного поступления в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Задача налогового контроля заключается в деятельности по проверке, выявлению, фиксированию и устранению выявленных нарушений в сфере налогообложения и сборов. Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

- выявление отклонений (обнаружение фактов, указывающих на признаки возможного снижения налоговых доходов);

- анализ причин отклонений (исследование обстоятельств, определивших финансовые потери бюджетной системы, и установление фактов нарушения налогового законодательства);

- коррекция (восстановление налоговых обязательств в предусмотренной законом величине, принятие мер по возмещению причиненного ущерба бюджетам за счет доначисления налогов и пени, возврат излишне уплаченных сумм);

- превенция (выявление и минимизация негативного воздействия факторов, способствующих нарушениям налогового законодательства, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению уклонения от уплаты налога);

- правоохрана (привлечение к ответственности лиц, виновных в налоговых правонарушениях).

Реализация этих задач налогового контроля способствует укреплению налоговой дисциплины. Таким образом, главная цель налогового контроля – это обеспечение поступления налоговых доходов в бюджетную систему государства посредством побуждения к благовременной и полной уплате налогов.

Говоря о налоговом контроле, следует помнить о его делении на государственный контроль, осуществляемый органами законодательной власти, и негосударственный контроль (осуществляемый аудиторскими организациями).

Государственный контроль осуществляют налоговые органы. Основными обязанностями налоговых органов является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Свою деятельность они осуществляют при помощи форм и метод налогового контроля. Эффективность налогового контроля зависит от правильности выбора форм и методов.

Налоговые органы осуществляют свои контрольные полномочия в формах и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Форму налогового контроля можно определить, как способ организации, осуществления комплекса определенных мероприятий налогового контроля и формального закрепления их результатов, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля. Выбор формы налогового контроля имеет большое значение как с точки зрения обеспечения результативности налоговой системы, так и соблюдения прав и законных интересов контролируемых лиц.

Основными формами, с помощью которых должностные лица налоговых органов осуществляют налоговый контроль являются:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Перечень форм налогового контроля не является закрытым. Так, начальным этапом налогового контроля является постановка на учет в налоговом органе. К формам налогового контроля можно также отнести контроль за правильностью и своевременностью налоговых поступлений, который подразумевает учет налоговых платежей на лицевых счетах по каждому налогоплательщику в разрезе отдельных налогов и сборов. На счетах отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и штрафных санкций, а также данные о фактических поступлениях налоговых платежей в бюджет.

Все формы налогового контроля можно разделить по содержанию на две группы:

1) обусловленные императивностью налогов – различные виды проверок. Сущностный признак этих форм – возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля. Формой предварительного контроля в этой группе является профилактика налоговых правонарушений (постановка на учет налогоплательщиков, их информирование, консультирование и др.);

2) обусловленные контролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обработка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения, в том числе нормативных актов, и др.).

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка определяется как комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который реализуется посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с НК РФ на сегодняшний день налоговые проверки разделены на камеральные и выездные. Они являются важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения, используются в рамках одной из форм налогового контроля, под которыми понимаются способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности.

Методы налогового контроля подразделяются на следующие группы:

1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, применимые при реализации любого вида деятельности

2) специальные методы исследования: проверка документов, экономический анализ, исследование предметов и документов, осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, экспертиза и т.д.. Применение данных методов предполагается именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и другие.

Выбирая те или иный формы и методы налогового контроля, их сочетание и последовательность использования, должностные лица налоговых органов должны учитывать различные факторы: специфику налогоплательщика; цели конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что являясь одной из функций государственного управления, налоговый контроль представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Основными критериями эффективности налогового контроля являются мобилизация в бюджетную систему налоговых поступлений; объем учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качество налоговых проверок, снижение числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращение времени на контакты с налогоплательщиками.

Можно выделить следующие направления, по которым выполняется налоговый контроль:

- проверка исполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;

- проверка постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с этими обязанностями;

- проверка правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременность предоставления налоговых деклараций и достоверность содержащихся в них сведений;

- проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджетную систему РФ налогов и сборов;

- проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

- при проведении повторной выездной налоговой проверки осуществляется контроль за деятельностью налогового органа, ранее проводившего налоговую проверку;

- проверка выполнения органами, организациями и должностными лицами обязанности по сообщению налоговым органам сведений, связанных с учетом налогоплательщиков (ст.85 НК РФ) и др.

Важная роль налогового контроля заключается и в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

Система органов налогового контроля в Российской Федерации

Субъектами налогового контроля являются Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы, государственных внебюджетных фондов, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, – таможенные органы и органы внутренних дел. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.

В РФ субъекты налогового контроля представляют собой: Федеральная налоговая служба (ФНС), ее территориальные органы, а также, в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, таможенные органы и органы внутренних дел.

Официальное понятие налоговых органов закреплено в законе РФ "О налоговых органах Российской Федерации" N943-1 от 21.03.1991 г. согласно которому налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Эти задачи решаются налоговыми органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такое взаимоотношение должно влиять положительно на повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства и во внебюджетные фонды. Такое взаимоотношение носит разнообразные формы, которое регулируется примерно 60 межведомственными нормативно-правовыми актами. Например, совместные мероприятия таможенного и налогового контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности предусматриваются в соглашении между ФНС РФ с Федеральной таможенной службой РФ (ФТС).

Проведение эффективного налогового контроля невозможно и без взаимоотношений налоговых и правоохранительных органов. Налоговые органы имеют право включать в состав лиц, проводящих выездную налоговую проверку, сотрудников органов внутренних дел, выделенных по мотивированному запросу для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это взаимодействие необходимо в налоговых проверках при применении налогоплательщиками "схем" уклонения от налогообложения в связи с расширенным перечнем полномочий сотрудников правоохранительных органов, а именно возможностью розыска физических лиц, допроса их в качестве свидетелей, а также обеспечением безопасности сотрудников налоговых органов при проведении подобных контрольных мероприятий в отношении лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Помимо этого, органы внутренних дел направляют в адрес налоговых органов сведения о нарушениях налогового законодательства, выявленных в ходе осуществления своей деятельности, для рассмотрения целесообразности проведения выездных налоговых проверок по установленным фактам.

Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Основными задачами налоговых органов в области налогового регулирования являются:

- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Своевременное решение поставленных задач и полная реализация закрепленных функций определяют эффективность деятельности всех налоговых подразделений. Только по результатам функционирования управленческой деятельности налоговых органов можно делать выводы o качестве налогового контроля, повышение которого является значительным резервом увеличения эффективности управления налоговыми поступлениями.

Единая централизованная система налоговых органов включает в себя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные органы.

Основными функциями Центрального аппарата ФНС России являются контрольно-распорядительные и методологически. По поручению Министерства финансов РФ Федеральная налоговая служба принимает участие в разработке проектов законодательных актов о налогах и налогообложении, организует и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ по налогам и сборам. В ее обязанности входит:

- методологическое обеспечение налогового администрирования (разрабатывает методические рекомендации для налоговых органов и консультирует их);

- осуществляет контроль за деятельностью налоговых органови координирует их;

- принимает меры по созданию, развитию и внедрению автоматизированной информационной системы ФНС России, соблюдению налоговыми органами единого стандарта обслуживания налогоплательщиков;

- разрабатывает рекомендации по организации типовых рабочих мест налоговых органов и др.

Также Центральный аппарат ФНС РФ обязан проводить проверки деятельности нижестоящих налоговых органов не реже одного раза в два года. Следовательно, у Федеральной налоговой службы России имеются большие возможности в отношении улучшения качества контрольных мероприятий.

ФНС России устанавливает формы документов, которые используются налоговыми органами при осуществлении своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения. В её обязанности также входит разрабатывание форм и порядка заполнения расчетов по налогам, форм налоговых деклараций и иных документов в случаях, установленных законодательством РФ, и направление их для утверждения в Министерство финансов РФ. ФНС России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

Управления ФНС России по субъектам РФ осуществляют аналогичные функции на территории регионов, организуют и контролируют работу нижестоящих налоговых органов.

В области организации налоговых проверок органы всех уровней налоговой системы выполняют общие функции, которые включают:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей в бюджет;

- возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

- изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

- проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности.

Налоговые инспекции по районам в городах, городам без районного деления и инспекции ФНС России межрайонного уровня непосредственно выполняют функции по осуществлению налогового контроля подведомственных юридических и физических лиц. Помимо выполнения общих функций налогового контроля, на них возлагается обязанность взыскания недоимки и пени по налогам и сборам, предъявления в суды исков о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ.

Налоговые органы выполняют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Налоговые органы в процессе осуществления контрольно-проверочных функций обладают следующими правами, перечисленными в ст. 31 НК РФ. Они могут проводить налоговые проверки, осуществлять различные мероприятия налогового контроля: истребовать документы; производить выемку документов; вызывать в налоговые органы проверяемых лиц для дачи пояснений; приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество; производить осмотр территории налогоплательщика и проводить инвентаризацию его имущества; требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и перечисления сумм налогов, сборов, пеней и штрафов; привлекать специалистов, экспертов, переводчиков и свидетелей.

В настоящее время Министерству финансов РФ подчинена ФНС России. Министерство финансов в ходе проведенной административной реформы было наделено полномочиями по предоставлению налогоплательщикам письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, а также по утверждению обязательных форм расчетов по налогам, форм налоговых деклараций и порядка заполнения указанной отчетности.

Наиболее важной функцией из всех вышеперечисленных функций налогового администрирования является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Данная функция выполняется налоговыми органами ввиду объективного противоречия между частными интересами хозяйствующих субъектов и публичными интересами государства, которые вытекают из экономической природы налогов. Субъекты предпринимательства всегда стремятся к максимизации прибыли, в том числе путем минимизации налоговых издержек, тогда как целью государства является увеличение доходов бюджета для финансирования общественных расходов.

Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по осуществлению налогового администрирования по отношению к налогам, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены: ввозная и вывозная таможенные пошлины; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы. Налоговые платежи и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, который осуществляет таможенное оформление товаров (транспортных средств) до получения таможенной декларации или одновременно с ее получением. Полученные налоговые платежи перечисляются в федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ.

Камеральные налоговые проверки

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком самостоятельно, а также иных документов, которые имеются у налогового органа. Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

С помощью камеральной налоговой проверки налоговые органы могут выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и привлечь к налоговой ответственности. Камеральные проверки проводятся с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа, что способствует большему числу проверок налогоплательщиков. Налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе намного больше чем должностных лиц налоговых органов проводящие налоговые проверки из-за этого невозможно физически проверить каждую представленную декларацию. Поэтому налоговым законодательством установлено что проведение камеральных проверок является правом налоговых органов, а не их обязанностью. Для того чтобы камеральные проверки были наиболее эффективными налоговые органы выбирают налоговые декларации для проверки по определенным основаниям:

- заявление налогоплательщиком налоговых вычетов или льгот;

- организация является крупнейшим налогоплательщиком;

- предоставление "нулевой" декларации.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган узнает больше о налогоплательщике, о его финансово-хозяйственной деятельности, и если во время проверки находит признаки использование схем уклонения от налога или признаки сомнительных сделок, то должностное лицо налогового органа рекомендует включение налогоплательщика в план выездных проверок.

Камеральная налоговая проверка начинается с момента предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчет) и проводиться в течение трех месяцев. Проводиться проверка без специального решения руководителя налогового органа, и уведомление о начале проверки проверяемому лицу не отправляется, что значительно упрощает процедуру проведения проверки.

Во время проведения проверки должностное лицо налогового органа должен:

- проверить правильность оформления представленных документов

- проверить правильность исчисления налоговой базы и обоснованность применения налоговых ставок и льгот (вычетов)

- провести проверку и сопоставить показатели предоставленной налоговой декларации с декларацией предыдущего налогового (отчетного) периода;

- провести взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетности;

- проанализировать всю информацию имеющиеся у налогового органа и на основе этого проверить достоверность представленной налоговой декларации.

Для проверки и документального подтверждения фактов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах должностное лицо налогового органа проводящее проверку в процессе камеральной проверки проводит мероприятия налогового контроля (схема 1).

Схема 1. Мероприятия налогового контроля при камеральной налоговой проверке

Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

Основными изменениями в полномочиях налоговых органов при проведение камеральных проверок за последние годы являются:

1) С 1 января 2007 года налоговый орган теперь может истребовать все необходимые документы, касающиеся деятельности проверяемого лица у контрагентов и у иных лиц в порядке, установленном ст.93.1 НК РФ;

2) С 1 января 2015 года кроме осмотра документов и предметов, полученных ранее налоговыми органами или при согласии владельца этих предметов, добавилось право осмотра территорий, помещений налогоплательщика в ходе проведения камеральной налоговой проверке на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со ст.88 НК РФ во время проведения проверок существуют определенные ограничения и налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков:

- документы, подтверждающие право на налоговые льготы, если налогоплательщик использует их;

- документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, если налогоплательщик подал налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

- документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов, если налогоплательщик уплачивает такие налоги;

- документы об операциях, указанных в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, если выявлены противоречия в сведениях, приводящие к занижению суммы налога на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, либо к завышению суммы налога.

Указанные мероприятия налогового контроля налоговые органы вправе применять при проведении камеральных налоговых проверок не только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, но и при наличии только подозрений о нарушениях, для сбора доказательств и формирования доказательной базы.

Если по результатам проведения мероприятий налогового контроля выявлены ошибки в предоставленной налоговой декларации (расчете) или противоречия, несоответствия между представленными документами и документами, имеющимся в налоговом органе, то должностное лицо проводящее проверку отправляет налогоплательщику сообщение с требованием о предоставлении пояснений или внесения изменений в налоговую декларацию. Пояснения налогоплательщик предоставляет в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Для внесения изменения в налоговую декларацию налогоплательщик предоставляет уточненную налоговую декларацию в налоговый орган. При этом налогоплательщик не освобождается от ответственности если уточненная декларация была представлена проверяемым лицом после того как он узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Также налогоплательщик имеет право представить уточненную налоговую декларацию (расчет) в любое время. Таким образом налогоплательщик фактически отказывается от сведений, указанных им в ранее представленной декларации. В случае, если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком до окончания камеральной налоговой проверки, то начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета), а проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается, так как она теряет свою актуальность. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех мероприятий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Если по окончании срока проверки налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то камеральная проверка завершается без составления каких-либо справок и документов. При этом сведения, полученные во время проведения камеральной проверки, могут в дальнейшем быть использованы при выездной налоговой проверке в качестве дополнительной информации.

Если же по окончании проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, то составляется акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней с момента завершения проверки. Акт вручается налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. Также налоговый орган обязан сообщить проверяемому лицу о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В течение месяца после вручения акта налогоплательщик может предоставить возражение по акту.

По окончанию указанного срока в течении 10 дней выносится решение по итогам налоговой проверки. При необходимости назначают дополнительные мероприятия налогового контроля, продолжительность которых не более одного месяца. По результатам проверки выносят следующие решения:

- О привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Несмотря на преимущества камеральной проверки в виде полного охвата налоговой отчетности, представленной отчетности и упрощенной процедуре проведения ее налоговыми инспекторами, существуют также и существенные недостатки этого вида проверки. Основными является то что срок проведения камеральной проверки строго ограничен тремя месяцами и никак не может быть продлен. Так налоговые органы должны за этот срок постараться провести все контрольные мероприятия и собрать доказательную базу по нарушению налогового законодательства налогоплательщиком.

Также налоговые органы при проведение камеральной проверки в большинстве случаев не могут истребовать документы у налогоплательщиков, являющихся основанием для исчисления отраженных налоговых обязательств в налоговых декларациях. Кроме случаев предоставления деклараций по НДС с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета, применения налогоплательщиком законно установленных льгот, а также предоставления отчетности по обязательным платежам, связанным с использованием природных ресурсов.

Следует отметить и ограничение полномочий по проведению мероприятий налогового контроля. Налоговые органы в рамках камеральных налоговых проверок могут истребовать документы, проводить допросы, привлекать специалистов, экспертов. Но при этом мероприятия фактического контроля, а именно доступ на территорию налогоплательщика, осмотр принадлежащих ему помещений и территорий, инвентаризация имущества и выемка документов не могут быть произведены, кроме случаев проведения камеральной проверки на основе декларации по налогу на добавленную стоимость.

Все эти недостатки осложняют налоговым органам формирование доказательственной базы для подтверждения выявленных нарушений законодательства o налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка.

Одним из методов контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов является выездная налоговая проверка. Она является наиболее сложной, но при этом и наиболее эффективной формой налогового контроля. В отличии от камеральных проверок выездные являются наиболее эффективными так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получать больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Однако выездные проверки из-за своей масштабности по проведения не могут быть преобладающими так как проверить значительное число налогоплательщиков невозможно по сравнению с камеральными проверками.

Цель выездной проверки – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками. В ходе выездной налоговой проверки анализируется финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица, выявляются искажения и противоречия в содержании документов налогоплательщика, устанавливается факт нарушения законодательства о налогах и сборах, производится доначисления сумм не исчисленных или неправильно исчисленных налогов, сборов. Общий порядок организации и проведения выездной налоговой проверки регламентирован ст.89 НК РФ.

Предметом проверки является проверяемые налоги. Выездная налоговая проверка может быть, как по отдельным налогам (тематические проверки), так и по всем налогам и сборам (комплексные). Ограничения только при проведении проверки консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае выносится решение о проведение проверке в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении следующий лиц:

- выездные налоговые проверки налогоплательщика-организации;

- выездные налоговые проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации;

- выездные налоговые проверки индивидуальных предпринимателей;

- выездные налоговые проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

По количеству проверок налоговые органы не могут проводить более двух выездных проверок в течение календарного года по налогоплательщику. Но может быть проведена повторная выездная налоговая проверка по тем же налогам и за тот же период в следующих случаях:

- в порядке контроля проводимой проверки вышестоящим налоговым органом;

- предоставление уточненной налоговой декларации налогоплательщиком в меньшей сумме чем ранее заявлялась. Проводиться налоговым органом, который ранее проводил проверку;

- реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика.

Период, за который проводиться проверка, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Если только проверяемое лицо не представило уточненную декларацию. Тогда в рамках проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация, даже если период предшествует трем календарным годам, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведение выездной налоговой проверки.

Местом проведения выездной налоговой проверки может быть как территория (помещение) проверяемого лица, так и место нахождение налогового органа в случае отсутствия возможности предоставления помещения налогоплательщиком для проведения проверки. При этом невозможность предоставить помещения для проведения проверки, не препятствует доступу проверяющей группы на территорию или в помещение налогоплательщика и проведению таких мероприятий как осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка проводиться в течение двух месяцев. Но срок может быть продлен (таблица 1).

Таблица 1. Основания продления проверки.

Срок продления

Основания

До четырех месяцев

1) проверяемое лицо -  крупнейший налогоплательщик;

2) получение информации, свидетельствующая о наличии нарушений налогового законодательства и требует дополнительной проверки

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе менее десяти обособленных подразделений

5) не представлены налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

До шести месяцев

1) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе десять и более обособленных подразделений

2) проверка инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения

Максимум до одного года

Консолидированная группа налогоплательщиков

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров (срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца);

- проведение экспертизы;

- истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (приостановление не более одного раза по каждому лицу);

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

На период приостановления проверки действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика приостанавливаются, проверяемому лицу возвращают все истребованные при проведение выездной налоговой проверки подлинники, кроме документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Иные мероприятия налогового контроля не запрещаются.

Выездные проверки в зависимости от выбранного метода их проведения классифицируют на:

1. Сплошной метод. При этом методе проверяется вся документация налогоплательщика за охваченный проверкой период. Выездные налоговые проверки, проводимые сплошным методом, позволяют налоговым органам провести тщательную проверку, не пропустив никаких важных моментов, имеющих значение для подтверждения наличия признаков нарушения законодательства о налогах и сборах проверяемым лицом.

2. Выборочный метод. При этом методе проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам, и обычно выявляются нарушения систематического характера, распространяющиеся и на остальные налоговые периоды. Выездные налоговые проверки, проводимые выборочным методом, позволяют значительно экономить затраты и рабочее время налоговых органов. Основным недостатком выборочного метода является повышенный риск не обнаружить ошибки плательщиков. Но если в время выездной налоговой проверки, проводимой выборочным методом, обнаружены факты совершения налогового правонарушения, то выездную проверку продолжают проводить с применением сплошного метода, т.к., безусловно, он является более эффективным.

Для того чтобы начать налоговую проверку налоговые органы сначала составляют и подготавливаю план выездных проверок. Для включения налогоплательщика в план выездных проверок налоговые органы собирают информацию о нем и анализируют ее. Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников.

Информация из внутренних источников – это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц. Наличие максимально полной информации о налогоплательщике помогает обеспечить наиболее оптимальный выбор подлежащих проверке лиц, что является основной задачей стадии планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

В мае 2007 г. ФНС РФ утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 12 критериям риска, которые являются сигналом о том что деятельность налогоплательщика может вызвать основания у налоговых органов для включения в план выездных налоговых проверок.

Начало самой проверки начинается с вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки налоговым органом по месту нахождения или жительства налогоплательщика. Для крупнейших налогоплательщиков решение выносит налоговый орган осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если консолидированная группа налогоплательщиков, то решение о проведение выездной проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника группы. Решение подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вынесшего указанное решение.

В решение о проведение выездной налоговой проверки обязательно указывается руководитель проверяющей группы (бригад). Руководитель проверяющей группы – это сотрудник налогового органа, который организует проверку налогоплательщика, давая проверяющей группе в письменной форме задания и указание по проведению проверки. В обязанности руководителя входит:

- Изучение материалов предпроверочного анализа;

- Выбор необходимых мероприятий налогового контроля для сбора доказательной базы по налоговым правонарушениям налогоплательщика;

- Составление и согласование с начальником отдела порядка проведения выездной налоговой проверки;

- Еженедельный отчет о ходе проведения выездной налоговой проверки.

При необходимости принимается Решение о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки в следующих случаях:

- Изменение состава лиц, проводящих выездную проверку (изменение руководителя проверяющей группы, привлечение в проводимую проверку сотрудников внутренних дел);

- Реорганизация организации в форме присоединения в момент проведения проверки;

- Изменения места нахождения налогоплательщика и привлечение к проверке сотрудников налогового органа по месту нового нахождения организации.

Решения вручаются проверяемому лицу и отмечается факт ознакомление с ним. В случае невозможности вручить лично решение, оно направляется по почте заказным письмом в адрес налогоплательщика.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговые органы истребуют у налогоплательщика документы, необходимые для исчисления, удержание и уплаты налогов и сборов, а также для подтверждения факта совершения хозяйственных операций (осуществление деятельности). Документы предоставляются проверяющим лицом в течение 10 дней (20 дней, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков) со дня получения требования. Проверяющая группа анализирует, проверяет и выявляет искажения и противоречия в содержании исследуемых документов. Налоговые органы не имеют право истребовать документы у налогоплательщика только в том случае, если копии этих документов были представлены ранее в налоговый орган при проведение иных проверок.

Для проверки и документального подтверждения фактов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах налоговые органы в процессе выездной проверки проводят мероприятия налогового контроля (схема 2).

Схема 2. Мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

По окончанию срока проведения проверки руководитель проверяющей группы в последний день проведения выездной налоговой проверки составляет справку о проведенной проверке. В ней фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Вручается справка налогоплательщику либо его представителю лично или заказным письмом по почте при уклонении от получения справки ими.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган должен составить акт по результатам выездной налоговой проверки. Если обнаружены нарушения законодательства о налогах и сборов в ходе проверки, то акт составляется с учетом фактов и обстоятельств налоговых правонарушений. Акт по результатам выездной налоговой проверке подписывается всеми членами проверяющей группы и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась проверка. Акт должен быть вручен в течении 5 дней (10 дней – проверка консолидированной группы налогоплательщиков) с даты составления акта. В случае уклонение налогоплательщиком от получения акта налоговой проверке, акт направляется заказным письмом по почте и датой вручения считается шестой день с даты отправки письма.

Если не выявлены налоговые правонарушения во время проверки, то в течение 3 дней после составления Акта руководителем проверяющей группы составляется докладная записка об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки выявлено нарушения законодательства о налогах и сборах, то одновременно с вручением акта налогоплательщика извещают о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Возражения по Акту налогоплательщики могут отправить в письменной форме проверяющим в течение 1 месяца со дня вручения акта или устно во время рассмотрения материалов проверки. В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки, возражения налогоплательщика, и выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года вступило в действие новый раздел V.2 НК РФ "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга" согласно которому налогоплательщикам предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля – налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг – одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Его предметом является проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Для того чтобы провели налоговые органы налоговый мониторинг налогоплательщик должен подать заявление о проведение мониторинга по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета). Но не все налогоплательщики могут перейти на налоговый мониторинг. Для того чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении мониторинга налогоплательщик должен соответствовать некоторым критериям (таблица 2)

Таблица 2. Критерии для проведения налогового мониторинга

№ п/п

Критерии

Размер ограничения

1

совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых за предыдущий год (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза)

не менее 300 миллионов рублей

2

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предыдущий год

не менее 3 миллиардов рублей

3

совокупная стоимость активов на последний день предыдущего года

не менее 3 миллиардов рублей

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении. Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года. Поэтому организациям нужно будет ежегодно подавать заявление о проведении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.

На основании заявления руководитель налогового органа выносить решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в проведении. Решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. При этом если налогоплательщик не предоставляет систематически документы или предоставляет не достоверную информацию налоговый орган досрочно прекращает мониторинг и уведомляет об этом налогоплательщика в течение 10 дней.

Основными преимуществами налогового мониторинга являются:

1) Налоговые органы не имеют право проводить камеральные и выездные проверки в течение проведения мониторинга, что значительно уменьшит количество налоговых мероприятий, проводимых в отношении налогоплательщика. Но если организация подала декларации по НДС и акцизам с суммой налога к возмещению или уточненную декларацию, в которой указана уменьшенная сумма налога к уплате или не выполнение мотивированного мнения налогового органа, то налоговые органы могут провести камеральные и выездные поверки.

2) При выявлении налоговым органом противоречия или несоответствия между документами, представленными налогоплательщиком и сведениями, которые имеются у налогового органа, то налогоплательщику предоставляется возможность устранить их. Для этого налогоплательщик предоставляет необходимые пояснения или вносит соответствующие исправления.

3) В случае возникновения сомнений или неясности по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов у организации, он может обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение по интересующей ей ситуации. По указанной ситуации организация может изложить свое мнение в запросе о предоставлении мотивированного мнения. В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа.

При этом выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику не начисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникает недоимка. Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией.

Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа по данной ситуации, то организация отправляет разногласии в налоговый орган, который предоставил это мотивированное мнение. И налогоплательщик получает право на взаимосогласительную процедуру. Результатом такой процедуры будет либо изменение мотивированного мнения, либо оставление его без изменения.

Мониторинг является новой формой налогового контроля, которая значительно отличается от камеральных и выездных проверок, так как целью мониторинга в первую очередь является предупреждение и профилактика налоговых правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности путем установления сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиками. Новая форма контроля позволяет налоговым органам следить и контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах субъектами предпринимательской деятельности.

Таким образом, мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Мониторинг позволит государству в большей степени не следить за деятельностью налогоплательщиков, а давать рекомендации по соблюдению налогового законодательства. При этом главная задача – добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.