Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком.

Статьи по теме
Искать по теме

Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении русского языка

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в младших классах

В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

Важно помнить, что именно русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели.

К числу универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе относятся все те действия, которые представлены на рисунке 5. Данная классификация УУД является общепризнанной. Развитие у школьников УУД – главная цель различных УМК по русскому языку.

Особое внимание на уроках русского языка уделяют именно познавательной учебной деятельности, так как, по мнению таких ученых как Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, именно данные УУД являются приоритетными при обучении русскому языку. [Григорьев, Степанов, 2010]

УУД на уроках русского языка в младших классах

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в младших классах

В современной педагогической науке к познавательным УУД относятся умения:

  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

В курсе русского языка формирование познавательных учебных действий – обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:

  1. обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;
  2. обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;
  3. обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников.

Методы формирования УУД

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Результат развития познавательных УУД при обучении русскому языку напрямую зависит от того, какие методы, приемы и средства используются педагогом. Наиболее продуктивными для решения учебных, педагогических и воспитательных задач является использование технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся.

Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний раздела, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем.

Технология индивидуализации обучения позволяет организовывать учебный процесс с учетом выбора приемов, средств и темпа обучения обусловленных индивидуальными способностями учащихся, что в значительной степени формирует самостоятельность, трудолюбие и творчество учащихся.

Также интерес представляет эвристическая беседа – система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Эвристическая беседа стимулирует у учащихся:

  • активный интерес к изучаемому материалу;
  • стремление принять участие в поиске, предложенном учителем;
  • является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности;
  • обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

Очень актуален для развития познавательных УУД младших школьников метод применения полученных знаний на практике. Практические задания имеют частично-поисковый, проблемный или исследовательский характер. Выполняются самостоятельно под наблюдением учителя. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению и качества контроля знаний используются индивидуальные разноуровневые задания, подобраные с целью создания для учащихся индивидуальной образовательной траектории.

Без сомнения творческие работы при обучении русскому языку крайне важны. Они позволяют учащимся применять полученные знания в новых условиях. К творческим работам относятся разработки кроссвордов, фантастических рассказов, сказок на основе изучаемого материала.

Метод проектов незаменим для развития познавательных УУД при обучении русскому языку. Это один из эффективных методов формирования ключевых компетенций у учащегося. Результативный способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методики, реализуемые в основном во внеурочное время. Использование метода проектов развивает способность к систематизации и структурированию информации и повышает уровень самостоятельности в овладении знаниями.

Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Для этого нужно сместить акцент с информирования на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения. Обучение в этом случае носит поисковый характер. В основе учебно-поисковой деятельности учащихся лежат такие принципы, как равенство всех её участников; непринужденное привлечение к деятельности; возможность допускать ошибки, обосновывая свою точку зрения; речевое развитие. Ребёнок не получает готовое задание, а сам "открывает" его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнёрские отношения детей в парах, группах, учителя с детьми, а диалог становится ведущим средством общения. Знания при этом усваиваются прочнее и впоследствии являются инструментом саморазвития. С этой целью на уроках русского языка используются такие методы и приёмы как:

  • развивающая игра,
  • творческие диктанты,
  • составление опорной схемы по содержанию изученного материала,
  • приём сопоставления правил,
  • задания творческого характера.

Для развития познавательных УУД при обучении русскому языку вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.