Формирование прибыли предприятия

Формирование прибыли предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Роль и значение показателя "прибыль"

В рыночной экономике РФ происходят значительные изменения по отношению к прибыли организации, так как этот показатель для предприятия является конечным финансовым показателем деятельности. Также этот показатель является стимулом для достижения поставленных целей предприятии.

Основой рыночной формы хозяйствования является стремление к росту прибыли. Прибыль выполняет следующие функции: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель прибыль показывает на сколько эффективно используется ресурсы предприятия, на сколько данный бизнес процветает или наоборот является убыточным.

Прибыль показывает конечный финансовый результат любого предприятия, и тем самым создает все необходимые условия для его расширения и повышение конкурентоспособности.

В настоящее время существуют много определений – прибыль. Прибыль – это сумма превышения дохода над расходами. Так же прибыль получают как разность между выручкой и расходами, то есть как чистую прибыль.

Рыночная экономика основана на частном бизнесе. Как известно под бизнесом понимают предпринимательскую деятельность, связанную с покупкой ресурсов, их преобразованием в продукт и продажей продукта. При этом для бизнеса совершенно не важно, что понимается под ресурсами (деньги или материалы, сырье, оборудование или труд и т. п.), что понимается под преобразованием, что понимается под продуктом. Важно, что во всех случаях предприниматели желают установить выгодное им соотношение между двумя финансовыми потоками: капиталовложением и отдачей, расходов и доходов. Если поток расходов превысит сумму доходов, предприниматель разоряется. Если же поток доходов превышает сумму расходов, понесенных предпринимателем, то последний имеет прибыль ради которой он и занялся бизнесом.

Сущность прибыли заключается предке всего, в том что она представляет собой форму денежных накоплений; это экономическая категория, которая характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Споры о сущности прибыли велись еще в середине семидесятых годов. В ходе развернувшейся дискуссии по этому вопросу приняли участие многие советские экономисты. Наиболее распространенным явилось суждение о том, что работа сотрудников торговли, которые имеет отношение смены формы стоимости, связанная c реализацией товаров не создает прибавочного продукта, не является производительным. Поэтому торговые организации должны извлекать от производителя помогающею ему прибыль. Также труд работников занятых в сфере обращения будет производительным и будет получать прибыль. Но такая прибыль не может обеспечить самоокупаемость, а также удельный вес ее постоянно уменьшается. Другие группы экономистов считаю, что прибыль торгового предприятия создает добавочный продукт, который создают сами работники торговли. Они считают, что стоимость созданного добавочного продукта покрывает издержки обращения и тем самым получают прибыль, а также даже избыток.

Однако общим аспектом, в той или иной мере, имеющимся во всех высказываниях, является признание того факта, что при выполнении функции реализации стоимости товаров прибыль не создается.

Труд работников торговли действительно не является производительным с точки зрения производства конкретного товара. Однако он производит определенную полезность и с этой точки зрения носит производительный характер.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что процесс производства товаров теряет всяческий смысл вне процесса реализации в условиях общественного разделения труда и существования товарно-денежных отношений. Неотъемлемым свойством товара является возможность его реализации, то есть создание с конечным потреблением путем купли-продажи. Иными словами, производственный цикл можно считать законченным лишь после того, как продукт нашел общественное признание. Отсюда можно сделать вывод, что труд работников торговли является производительным, и прибыль в торговле создается именно в сфере обращения в ходе оказания услуг по реализации товаров.

В рыночной экономике прибыль – цель, конечный результат, по которому можно судить о состоянии хозяйственной деятельности любой коммерческой фирмы. Прибыльная деятельность становится обязательным требованием для предприятий всех форм собственности, в том числе и торговли.

Коммерческое предприятие, работающее не эффективно, автоматически "умирает", разоряется. Для увеличения суммы прибыли необходимо расширять масштабы хозяйственной деятельности, увеличивать доходы, владеть технологией и экономикой своего предприятия, конъюнктурой. Прибыль является итогом успешной деятельности предприятия и вместе с тем, она дает для предприятия гарантию того, что он в дальнейшем сможет продолжать свою деятельность, так как накопленная прибыль дает ограничить деятельность предприятия от различных рисков, которые связаны прежде всего с производством и реализацией товаров и услуг.

На сегодняшний день сильно поменялась роль прибыли для предприятия. В смешанной экономике ее значимость можно определить через функции, которые она выполняет:

- Прибыль образует основные финансовые ресурсы для деятельности предприятия. Ее размер определяет дальнейшие перспективы существования предприятия и дает возможность постоянного увеличения объемов деятельности предприятия;

- Прибыль создает экономическую заинтересованность предпринимателей совершенствовать и достигать поставленных целей для предприятия. Это объясняется прежде всего тем, что в рыночной экономике предприятия работают на основе самофинансирования, сочетая максимальную свободу в коммерческой деятельности с полной материальной ответственностью за ее результаты;

- Прибыль является критерием экономико-финансовой эффективности деятельности предприятия, а также она показывает насколько были достигнуты результаты при анализе экономической деятельности предприятии, также при выявлении использования эффективности всех ресурсов предприятия;

- Прибыль является источником в формировании доходного бюджета предприятия, так как из него уплачиваются все налоги в бюджет государства.

В условиях формирования рыночной экономики прибыль является основным показателем деятельности предприятия. Она играет важную роль в развитии хозяйственной деятельности, а также необходима для совершенствования материально-технической базы, наращивании оборотных средств. Торговое предприятие или организация с низкой рентабельностью, с небольшой прибылью в условиях рыночной экономики не в состоянии эффективно участвовать в ценовой конкуренции. В рыночных условиях каждое предприятие должны получать прибыль от каждой товарной группы товара.

Следовательно, можно сделать следующий вывод о том, что в настоящее время прибыль имеет очень большое значение. Поэтому в условиях рыночной экономике возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли предприятия.

Современная западная экономическая литература уделяет внимание прежде всего вопросам оценки величины прибыли и способы ее максимизации, не вникая глубоко в сущность данного показателя. Происхождение прибыли объясняется как результат реализации товаров, как доход от факторов производства. В настоящее время достаточно широко распространена так называемая теория риска, основанная на положении о том, что владелец капитала постоянно рискует его потерять. Отсюда прибыль рассматривается как вознаграждение предпринимателей за принятие на себя коммерческого риска, за техническое и технологическое нововведения и усовершенствование. П. Самуэльсон утверждает, что "те лица, которые берут на себя риск, обязательно должны положительный результат премий за риск, или прибыль". Более того, ряд западных экономистов рассматривают прибыль как этическую категорию.

Важным положением, признаваемым экономистами-рыночниками, является то, что прибыль и убыток находятся в постоянном соседстве, и размер прибыли, во многом, зависит от возможности предприятия устоять и победить в конкурентной борьбе. Тем самым признается ограниченность совокупной массы прибыли, и возможность получения прибыли одними предприятиями приводит к разорению других.

Таким образом, прибыль – это всегда некий излишек, получаемый одними участниками рыночных отношений от других участников и за их счет.

Она может быть получена лишь в том случае, если товар продан, то есть получены деньги от покупателя.

В условиях рыночной экономики вся человеческая жизнь – борьба за обладанием ресурсами, совокупный размер которых ограничен. Законы рынка, и прежде всего, данного рынка построены именно на этом рычаге влияния. Одни члены увеличивают свой ресурс за счет других членов, одни государства увеличивают свой ресурс за счет других государств.

Поэтому прибыль в рыночной экономической системе характеризует присуще именно этой системе отношения между созданными этими людьми предприятиями по поводу присвоения созданных природой жизненных ресурсов. Еще А. Смит в своей книге "Богатство народов" писал, что каждый индивидуум, стремится получить из производства продукт наибольшей стоимостью, и стремится к своей собственной цели, заботится о собственной выгоде.

Проблема формирования прибыли сводится к проблеме перераспределения первоначально созданного избытка продукта на каждой стадии его движения. Перераспределение прибыли осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали.

По вертикали прибыль как избыточный продукт перераспределяется между различными отраслями экономики. Чем больше доля той или иной отрасли, тем более она привлекательна для вложения средств в нее, поскольку каждому хочется получить больший кусок от перераспределяемого продукта (большую прибыль).

По горизонтали перераспределение имеет место между предпринимателями одной отрасли. Поскольку в одном сегменте рынка работают большое количество предприятий, то получение большей доли прибыли приводит к обострению конкурентной борьбы между этими предприятиями, стремлению к монополизации сегмента рынка (чтобы не делиться с другими).

Поскольку рынок можно сегментировать по-разному, предприятия часто работают на различных сегментах рынка диверсифицируя свою деятельность.

Торговля как отрасль возникла в процессе углубления общественного разделения труда. Поэтому торговые предприятия по своей сути практически ни чем не отличаются от предприятий других отраслей экономики. Отличие заключается лишь в виде деятельности. Торговые предприятия – это предприятия, созданные группами людей с целью получения прибыли на определенном сегменте рынка. Сегодня мы видим, что в нашей стране количество совокупного ресурса резко снизилось, и многие производственные предприятия отказались от услуг торговых предприятий, взяв на себя деятельность по продаже произведенной продукции даже конечным потребителям (розничная продажа).

Именно поэтому мы и рассматриваем бизнес как управление безличными финансовыми потоками.

Внешне торговая прибыль как результат хозяйственной деятельности представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами торговой организации. Основой формирования прибыли в торговле являются доходы от торговой деятельности, представляющие собой разницу между выручкой торговой организации от продажи товара и суммой денег, заплаченной производителям товара. Внешняя форма дохода от торговой деятельности может меняться. Например, ранее основной формой дохода была торговая скидка, которая устанавливалась в процентах к розничной цене товара, а теперь источником дохода стали, в основном, торговые надбавки, которые устанавливаются в процентах к закупочной (оптовой) цене. Наряду с торговой надбавкой или скидкой, формой извлечения доходов от торговой деятельности может быть комиссионное вознаграждение и т. д.

Доход от торговой деятельности, кроме образования прибыли торгового предприятия, предназначен также для покрытия издержек обращения и, в частности, для возмещения расходов на оплату труда, а также для возмещения различных отчислений и расходов, не включая в издержки обращения. Полученная от торговой деятельности прибыль используется по различным направлениям. Порядок использования прибыли, ее назначение зависит от формы хозяйствования и определяется собственниками предприятий (фирм) на основе действующего законодательства.

Виды прибыли

Важным вопросом является оценка величины полученной прибыли. Собственники предприятия должны знать: сколько им удалось получить созданного природой дополнительного продукта за счет других участников рынка? Особенный интерес для собственников предприятия представляет та часть полученной прибыли, которую они получили для удовлетворения собственных потребностей. Всегда есть соблазн сравнить результаты своей коммерческой деятельности с результатами других предприятий. Есть и иные причины, заставляющие предприятия по-разному подходить к оценке полученной прибыли. Отсюда появляется множественность показателей прибыли.

Основным источником получения торговой организацией прибыли является валовой доход (валовая прибыль).

Валовой доход (валовая прибыль) как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения (расходов на реализацию) и образования прибыли.

Валовой доход (валовая прибыль) торговой организации в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования в Республике Беларусь [5,]

Структура торговой надбавки торговой организации представлена в виде схемы (рис. 1.2):

Формирование прибыли предприятия

Рис. 1.2 Структура торговой надбавки торговой организации

Из приведенной схемы видно, что торговая надбавка возмещает издержки обращения (расходы на реализацию) уплату налогов и сборов и образует прибыль торговой организации.

Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Экономическая прибыль – это общая выручка (валовой доход) за минусом суммы явных и не явных издержек. Иначе говоря, экономическая прибыль – это остаток от общего дохода после вычета всех (совокупных) издержек, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной.

Бухгалтерской прибылью называют разность между полученной выручкой (валовым доходом) и явными (бухгалтерскими) издержками. Она не учитывает не явные издержки производства и обращения. Следовательно, бухгалтерская прибыль отличается от экономической по величине неявных, скрытых издержек.

С показателем экономической прибыли непосредственно связан показатель нормальной прибыли. Нормальная прибыль – это сумма денежных средств, которые получил бы собственник данного предприятия, вложив свой капитал в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль – это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности. Если в результате своей работы предприятие приносит прибыль меньше нормальной, то заниматься данным видом деятельности не целесообразно, так как деньги, вложенные в предприятие можно просто положить в банк и, ничего ни делая, получить большую сумму прибыли. Таким образом, нормальная прибыль – это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя и сохранения его заинтересованности в данном направлении деятельности.

Бухгалтерская прибыль иначе называется балансовой или валовой.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации предприятия и внереализованных доходов, уменьшенных на сумму расходов. Иначе говоря, валовая прибыль – это общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате осуществления коммерческой деятельности и внереализационных операций. Данный показатель прибыли называют также прибылью отчетного периода.

Поскольку не вся валовая прибыль может облагаться налогом на прибыль, выделяют прибыль, облагаемую налогом, и прибыль налогом не облагаемую.

Прибыль, облагаемая налогом, представляет собой валовую прибыль предприятия, уменьшенную (увеличенную) в соответствии с положениями предусмотренными законодательством РФ.

Прибыль, не облагаемая налогом – часть валовой прибыли предприятия, с которой налог на прибыль не взимается.

В практике коммерческой деятельности различают и другие виды прибыли. Среди них можно выделить:

- Операционную прибыль, то есть прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг;

- Прибыль от обычной деятельности;

- Прибыль от внереализационных операций;

- Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

- Прибыль от основной деятельности;

- Прибыль к распределению;

- Прибыль, причитающаяся акционерам;

- Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

- Нераспределенная прибыль;

- Консолидированная прибыль;

- Номинальная прибыль;

- Реальная прибыль;

- Недополученная прибыль и т. д.

Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на реализацию. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется федеральным законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и покупной стоимостью товаров и издержками обращения, приходящимися на проданные товары.

Прибыль от основной деятельности представляет собой часть валовой прибыли, полученной от деятельности, объем которой занимает ведущее место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации.

Прибыль от обычной деятельности включает в себя, кроме прибыли от реализации, часть внереализованной прибыли.

К внереализованной прибыли, входящей в состав прибыли от обычной деятельности, относится разность между процентами, полученными и процентами уплаченными, доходы от участия в других организациях и разность между прочими операционными доходами и расходами. Прибыль от обычной деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Прибыль от прочих внереализационных операций формируется как разность между прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. Прибыль к распределению (чистая прибыль) это часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли.

Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, – это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия.

Нераспределенная прибыль, – это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.

Консолидированная прибыль – это прибыль, полученная с учетом финансовых результатов, зависимых от дочерних предприятий, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях с материнским предприятием.

Номинальная прибыль – это сумма, фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции.

Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она позволяет оценить покупательскую способность полученной предприятием номинальной прибыли.

Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую могло бы получить торговое предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов или в случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т. д.

В коммерческой практике могут применяться и иные показатели прибыли предприятия, название и экономическое содержание которых определяется самим предприятием, исходя из взглядов на способы оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли от реализации тех или иных товаров и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся между собой показатели прибыли.

Поскольку оценка прибыли имеет достаточно большое значение для всех участников рыночных отношений, то многие страны стремятся к их унифицированию. Например, в Европейской Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:

- Валовая прибыль или убыток. Валовая прибыль – это оборот без учета прочих операционных доходов за вычетом производственной себестоимости, то есть затрат без учета коммерческих или административно-управленческих расходов;

- Прибыль или убыток от основной деятельности после налогообложения;

- Прибыль или убыток на финансовый год.

Сумма прибыли характеризует достигнутый результат, то есть эффект. Однако по сумме прибыли трудно оценить экономическую эффективность торговой деятельности, сопоставить показатели уровня коммерческой деятельности предприятий. Показатели прибыли имеют и другие недостатки. Во-первых, показатель прибыли не годится для соизмерения "выгодности" альтернативных активов, вариантов, вложений с различными сроками и т. д. Это объясняется тем, что он практически не отражает капиталоемкость коммерческой деятельности, не учитывает временных характеристик потоков расходов и доходов. Во-вторых, прибыль, исчисленная за короткий период времени, не может служить для обоснованных выводов об эффективности коммерческой деятельности. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономической системы, величина прибыли может меняться в значительных пределах. Это не позволяет рассчитать ожидаемую величину показателя с разумной степенью точности. Наоборот, если фиксировать прибыль как накопительную сумму, с начала квартала или года, она не позволит зафиксировать изменений в бизнесе. Как следствие этих недостатков, показатели прибыли практически невозможно использовать для эффективного управления капиталом, поскольку он не сопоставим с основными экономическими индикаторами (инфляцией, уровнем цен, ставками кредитов), он слишком "заинтересован" в одностороннем повышении цен, что неминуемо вызывает проблемы сбыта и снижение конкурентоспособности.

С целью компенсации некоторых из названных недостатков используется показатель приведенной прибыли или чистого приведенного дохода. Чистый приведенный доход – разность между суммой доходов и расходов, приведенных к одному моменту времени по ставке сравнения.

Учитывая достаточно большое количество недостатков показателя прибыли для оценки эффективности деятельности результат составляется с затратами и примененными ресурсами.

Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность предприятия

Для оценки работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективно-экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:

1. прибыль;

2. отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;

3. сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;

4. интегральный показатель, обобщающий показатели эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т. п.

Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.

Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.

Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, его текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса.

Система коэффициентов рентабельности объединяет несколько классов:

1. прибыли;

2. рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;

3. рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.

Первых две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты:

- Прибыль на продажу;

- Коэффициент текущих расходов;

- Коэффициент стоимости проданных товаров;

- Прибыль на инвестируемый капитал;

- Прибыль на собственный капитал;

- Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных);

- Коэффициент эффективности прибыли.

Методика расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой, чистой и прибыли от реализации.

1. Рентабельность товарооборота определяется:

Рр = П/Т 100,

где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации торгового предприятия;

Т – объем розничного товарооборота (продаж).

Ро = П / ОТС 100,

где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;

ОТС – оптовый товарооборот, руб.

Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 рубль оборота, сколько процентов занимает прибыль в товарообороте. Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.

Поскольку рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры товарооборота торгового предприятия необходимо рассчитывать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров. Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:

ИР = (ТН – ИИО) / ТН * 100,

где ИР – индивидуальная рентабельность;

ТН – норма торговой надбавки;

ИИО – издержкоемкость товара.

Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная информация, необходимая для подобных расчетов. Однако, в последствии он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.

2. Коэффициент текущих издержек позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для этого расчета применяется следующая формула:

Рио = П / ИО,

где ИО – сумма текущих расходов.

Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.

Однако показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность лишь текущих издержек и не показывает как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.

3. Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой (чистой) прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, содержания работника:

Рф = (БП (ЧП)) / (ОФ + ОС+ ФОТ) * 100,

Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

Уровень рентабельности производственных фондов зависит от изменения фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности товарооборота. Их взаимосвязь может быть представлена следующим образом:

Рф = БП * ((1 / Фоф) + (1 / Оос)),

где Фоф – коэффициент фондоотдачи;

Оос – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

С целью углубленного анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогии и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и др.

Торговое предприятие для организации торгового процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового работника и прибылью к среднедневной численности в расчете на один рубль затрат, связанных с их содержанием.

4. В странах с развитой экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма прибыли на вложенный капитал. Его иногда называют коэффициентом прибыли на активы. Он отвечает на вопрос, насколько работает предприятие, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты не рассчитывались.

С переходом к рыночной экономике показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия.

Окупаемость инвестиций складывается из наличных денег, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:

А) рентабельность всего (совокупного) капитала (Рк)

Рк = БП / ССИ * 100,

где ССИ – среднегодовая сумма имущества;

Б) рентабельность всех инвестиций:

Рк = (ЧП + ВП) / (СК + ДО) * 100,

где ЧП – чистая прибыль;

ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам;

СК – собственный капитал;

ДО – долгосрочные обязательства.

Учитывая взаимосвязь рентабельности капитала с рентабельностью оборотов, рентабельность капитала можно рассчитать так:

Рк = Рр * СОК * 100,

где СОК – скорость обращения капитала;

Рр – рентабельность товарооборота.

В) рентабельность функционирующего капитала:

Рфк = ПР / ССК * 100,

где ПР – прибыль от реализации;

ССК – среднегодовая стоимость капитала;

Г) рентабельность собственного капитала:

Рск = ЧП / СССК * 100,

где СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.

5. Эффективность прибыли – показатель, позволяющий оценить долю чистой прибыли в валовых доходах, то есть эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса, выбранной цели:

Эп = ЧП / ВД * 100,

Для оценки уровня рентабельности, как свидетельствует зарубежный опыт, могут применяться и другие показатели, но применяемая в отечественной практике методика исчисления прибыли отличается от зарубежной, учет и отчетность не позволяют использовать их для аналогичных целей.

Распределение и использование прибыли на предприятии

На предприятиях распределение прибыли основано на выполнении трех основных принципов:

1) Обеспечить работников предприятия материальной заинтересованностью для достижения наилучших результатов, и при низких затратах;

2) Увеличение капитала предприятия;

3) Выполнять все обязательства перед государством, то есть через уплату налогов

Направления распределения прибыли определяется законодательством РФ. В настоящее время в условиях рынка очень большая часть прибыли взимается в форме налогов, которые затем пополняет бюджет доходов государства.

В российском законодательстве "О налоге на прибыль" предприятия имеют право валовую прибыль направлять на капитальные вложения, на погашение кредитов и займов и на другие цели.

Схема распределения и использования прибыли предприятия показана на рис. 1.

Основная цель анализа распределения прибыли – установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

Рис 1. Распределение прибыли предопределяет процесс ее использования

Формирование прибыли предприятия

После уплаты налогов остается чистая прибыль. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляется:

- Инвестирование капитального строительства;

- Расширение и реконструкция существующих основных фондов;

- Покрытие потребности в оборотных средствах;

- Создание финансовых резервов.

- Потребность в финансовых резервах определяется двумя способами: или как определенный процент от чистой прибыли, оговоренный в учредительных документах, или исходя из потребности в финансах в связи с ростом и расширением деятельности предприятия;

- Погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банка и уплаты процентов по ним;

- Приобретение кредитных обязательств, акций и других предприятий;

- Финансирование деятельности объединений, ассоциаций и других горизонтальных структур, членом которых является данное предприятие;

- Обеспечение социального развития предприятия и повышение материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятий, и их стоимости и другие.

Когда предприятие направляет часть прибыли на текущие потребности, этим они уменьшают темпы роста. А та прибыль предприятия, которая сконцентрирована на инвестиционную деятельность, тем самым увеличивается экономический рост предприятия.

Нераспределенная прибыль – это показатель, который характеризует экономический рост предприятия.

Таким образом, прибыль является важнейшей категорией рыночных отношений, которой присущи следующие основные функции:

- Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

- Стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

- Одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Задачи анализа распределения и использования прибыли и источники информации

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики дают величина чистой прибыли и показателей финансового положения. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2

Все доходы и расходы в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) сгруппированы в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов и расходов:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные).

В типовой форме отчета нет строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов, поэтому если у организации есть данные для заполнения этих строк, то такие строки должны быть вписаны дополнительно.

Отчет о прибылях и убытках российских организаций в последние годы существенно трансформирован, стал более компактным и прозрачным для пользователей бухгалтерской информации и по своей структуре и содержанию приблизился к требованиям и формату международных стандартов финансовой отчетности.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

В строке 010 "Отчета о прибылях и убытках" указываются доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. Это выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Из суммы доходов исключаются косвенные налоги (акцизы, НДС, экспортные пошлины). Помимо выручки от реализации к доходам от обычных видов деятельности могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду, от участия в уставных капиталах других организаций и т.д., если данные операции признаются предметом деятельности организации; в противном случае они учитываются в составе операционных доходов. Основные виды деятельности определяются уставом организации.

Предметом деятельности признаются операции, доходы от которых существенны, т.е. составляют 5% и более от общего объема выручки. В состав доходов не включаются:

- суммы, поступившие комиссионерам (агентам) для перевода их комитентам;

- авансы, задатки, суммы залога, суммы, поступившие в погашение заемных средств.

Согласно ПБУ 9/99 выручка – это сумма денежных средств и стоимость иного имущества, поступивших в оплату за продукцию, работу, услуги, а также сумма дебиторской задолженности по данной операции, поэтому, если даже не вся отгруженная продукция оплачена, выручка в форме № 2 показывается полностью.

По строке 020 отражаются расходы по обычным видам деятельности, доходы от которой отражены по строке 010. Сумма по строке 020 записывается в круглых скобках Расходы по обычным видам деятельности – это затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, работ, услуг, приобретением и продажей товаров. Производственные организации по этой строке указывают себестоимость проданной готовой продукции, работ, услуг. Торговые организации указывают по этой строке покупную стоимость товаров, которые были проданы в отчетном периоде.

В строке 029 указывается валовая прибыль, которая определяется как разница между строкой 010 и 020. Если получен отрицательный результат (убыток), то сумма показывается по строке 029 в круглых скобках.

По строке 030 показываются коммерческие расходы, связанные со сбытом продукции у производственных организаций. Организации торговли по этой строке отражают сумму расходов на продажу (издержек обращения). Они указываются в круглых скобках.

Расходы, связанные с управлением производством, отражаются по строке 040 (счет 26 "Общехозяйственные расходы"). Данные расходы указываются в круглых скобках. Если управленческие расходы списываются на формирование себестоимости продукции, работ, услуг, то по данной строке ставится прочерк.

По строке 050 показывают прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Строка 050 – строка 029 – строка 030 – строка 040. Если получен убыток, сумма проставляется в круглых скобках.

Прочие доходы и расходы

По строке 060 "Проценты к получению" отражают сумму доходов, причитающуюся к получению от процентов по облигациям, депозитам, за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации, за предоставление денежных средств (другого имущества) по договору займа.

В строке 070 указываются проценты, уплачиваемые организацией по облигациям или кредитам и займам в круглых скобках.

По строке 080"Доходы от участия в других организациях" отражаются доходы от долевого участия в уставных капиталах других организаций, включаются проценты и иные доходы по ценным бумагам, а также прибыль от совместной деятельности (простое товарищество). Денежные доходы отражаются в бухгалтерском учете по мере объявления их размеров источником выплаты.

По строке 090 отражаются прочие операционные доходы. Это поступления за аренду имущества и нематериальных активов, от продажи основных средств и прочего имущества (указано в ПБУ 9/99 п. 7).

По строке 100 "Прочие операционные расходы" отражаются расходы по предоставлению за плату во временное пользование основных средств, нематериальных активов, расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов. Эти расходы указываются в круглых скобках.

По строке 120 "Внереализационный доход" отражаются:

штрафы, пени, неустойки, полученные от контрагентов или присужденные решением суда за нарушение условий хозяйственных договоров;

- активы, полученные безвозмездно;

- поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации;

- положительные разницы; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и дебиторской задолженностей по истечении срока исковой давности;

- поступления, связанные с возмещением убытков, и прочие

- внереализационные доходы (ПБУ 9/99 п. 8).

По строке 130 "Внереализационные расходы" отражаются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, признанные к уплате контрагенту;

- возмещения причиненных организации убытков;

- убытки прошлых лет;

- суммы дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек; отрицательные разницы;

- судебные расходы и издержки и прочие внереализационные расходы (ПБУ 10/99 п. 12). Данная сумма по строке 130 отражается в круглых скобках.

По строке 140 "Прибыль (убыток) до налогообложения" показывается финансовый результат (прибыль/убыток), полученный от деятельности организации.

Строка 140 = 050 + 060 + 080 + 090 + 120 – 070 – 100 – 130.

Если организация получила убыток, его отражают по строке 140 в круглых скобках.

Строка 141-"Отложенные налоговые активы". Для учета отложенных налоговых активов служит счет 09, и если в балансе указывают дебетовое сальдо по этому счету на конец отчетного периода, то в форме № 2 отражаются обороты по нему. Поэтому в строке

141 показывается оборот по этому счету за вычетом кредитового

оборота. Если кредитовый оборот превысит дебетовый, то данная

сумма показывается в круглых скобках.

По строке 150 "Текущий налог на прибыль" отражается сумма налога на прибыль, начисленная к уплате в бюджет. Также по этой

строке отражаются подлежащие уплате в бюджет суммы штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, которые учитываются непосредственно по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

По строке 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" отражается общая сумма чистой прибыли (убытка), полученной организацией. Убыток следует отразить в круглых скобках.

В ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 выделена такая категория активов и обязательств, как "чрезвычайные доходы и расходы", – это поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.). Учет чрезвычайных доходов и расходов ведется по счету 99 "Прибыли и убытки".

Для отражения этих расходов вводится дополнительная строка в форму № 2 "Чрезвычайные расходы", сумма по которой показывается в круглых скобках. Чрезвычайный доход – это остатки материалов, запасных частей от уничтоженных основных средств и других материальных ценностей. Данная сумма показывается по дополнительно вписываемой строке "Чрезвычайные доходы".

Литература

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности.- Изд-во "дело и Сервис", 2004.- 518 с.

2. Бакаев А.С. Об отражении в отчете о прибылях и убытках сумм чрезвычайных расходов (доходов) // Бухгалтерский учет и налоги, 2004, №5, с. 90.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 288 с.

4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 224 с.

5. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

6. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. –М.: Высшая школа, 2005. –367 с.

7. Волков А.С., Марченко А.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 81 с.

8. Гаврилова С.С. Экономический анализ. – М.: Эксмо, 2006.– 144 с.

9. Гиляровской Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003, – 453 c.

10. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2004. – 380 с.

11. Евстигнеев Е.Н., Ковалев В.В. Анализ финансовой устойчивости предприятия, М.: Инфра-М, 2004. – 460 с.

12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство "Бухгалтерский учет", 2005. – 528 с.

13. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2005. – 312 с.

14. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. – М.: Проспект, 2006. – 623 с.

15. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия. – М.: Издательство Экзамен, 2006. – 156 с.

16. Мельник М.В., Бердников В.В. Финансовый анализ: систем показателей и методика проведения. – М.: Изд-во "Экономистъ", 2006. – 159 с.

17. Никаноров В.Е. О распределении прибыли. Официальные материалы для бухгалтера, 2004 г. №2 с.38.

18. Проданова Н.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 336 с.

19. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация и управление предприятием: Учебное пособие. – М.: Издательство РОИР, 2005. – 128 с.

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 2006. – 498 с.

21. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАИА, 2002. – 479 с.

22. Экономика предприятия:Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 565 с.

23. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие /Под ред. Ю.А. Аванесова. –М.: ТОО "Люкс-арт", 2003. –296

24. Тронин Ю.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2005. – 202 с.

25. Хеддервик К. Финансовый и экономический анализ предприятия (Международная организация труда). – М.: Финансы и статистика, 2005.- 330 с.

26. Чечевицина Л.Н. Экономика фирмы. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.

27. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 237 с.

28. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 343 с.

29. Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В. Управление предприятием. Учебное пособие. – С-Пб.: Дмитрий Буланин, 2006. – 260 с.

30. Юдина Л.Н. Бухгалтерская отчетность организации как источник информации для финансового анализа // Журнал "Финансовый менеджмент", 2005, № 3, с. 15-18.