Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения.

Статьи по теме
Искать по теме

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72] говорить о "недетских проблемах детского чтения", о смене модели чтения. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы "для души". Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня [17].

Читательская грамотность учеников российских школ, которая трактуется как способность понимать тексты, связывать их с жизненным контекстом, вычленять из текста необходимую информацию, имеет крайне невысокие показатели: согласно международным исследованиям PISA-2009 российские школьники продемонстрировали результаты, соответствующие второму уровню из пяти возможных, то есть проявили умение ориентироваться лишь в элементарных житейских ситуациях, требующих опоры на текст.

С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно[66, c.15-16]. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.

Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно серьёзное внимание развитию и воспитанию читательского интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО.

Вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает. Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.

"Читательские интересы" в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников

На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Традиционный способ передачи знания от учителя к ученику путем трансляции сегодня неактуален, системно-деятельностный подход становится ведущим в обучении на всех ступенях образования. Предметные программы, созданные на основе федеральных государственных образовательных стандартов, принятых в 2009 году, строятся на идее развития универсальных учебных действий, формирования компетентностей. В частности, в Примерной программе курса литературного чтения формирование читательской компетентности названо приоритетной целью начального литературного образования [55, c.44].

Для того чтобы осмыслить новую цель начального литературного образования и наметить пути ее достижения, то есть способы организации деятельности на уроках литературного чтения, нам необходимо выявить, как в современной науке понимается феномен чтения, читательской деятельности и читательской компетентности. "Чтение", "читательская деятельность" – те понятия, которые являются базовыми для рассмотрения проблем формирования читательской компетентности.

Д.Б. Эльконин пишет о чтении как о процессе воссоздания звуковой формы слов в соответствии с их графической (буквенной) моделью. В фокусе внимания ученого психологический механизм чтения, способы обучения чтению [76, c.179].

В соответствии с целями развивающего обучения (система Л.В. Занкова) З.И. Романовская рассматривает чтение как основу для образования, как средство формирования личности ребенка, его духовного развития З.И. Романовская ставит задачу так построить методику чтения в начальной школе, чтобы объединить процесс обучения чтению и приобщение учеников к искусству слова. Уже на этапе обучения чтению необходимо развивать потребность в общении с книгой, воспитывать понимание литературу как образного отражения действительности [61,с.24]. Читательская деятельность, по мнению ученого, должна развиваться в двух направлениях: логическое и эстетическое чтение. Основная задача первого направления работы – научить работать с научной литературой. Но вектор основных усилий – развивать эстетическое чтение, то есть пробудить у ученика чувства, научить эмоционально переживать художественный текст. Читать художественное произведение – это искусство, овладеть этим искусством должен помочь урок литературного чтения [61, с.49].

В концепции совершенствования чтения М.И. Омороковой, построенная на основе теории учебной деятельности В.В. Давыдова, чтение понимается как вид речевой деятельности, обладающей структурными элементами, присущими учебной деятельности (учебная задача, цель, мотив, действия, самоконтроль) [15, с.4]. Н.Н. Светловская, автор целостной теории воспитания "правильной читательской деятельности", трактует чтение не просто как вид речевой деятельности, а как беседу читателя и книги [58,с.6]. В процессе обучения чтению формируется умение говорить с книгой, выбирать себе собеседника, осваивая накопленный опыт, творить самого себя [58,с.13]. По мнению ученого, чтение-общение – это высший (то есть творческий) вид речевой деятельности, опосредованный книгой. Качество чтения (беглость, правильность, сознательность, выразительность) не оспариваются, но основная задача уроков чтения – воспитать самостоятельного читателя, который, читая, познавая себя, находит в мире книг подходящих собеседников [57, с.12-13]. Н.Н. Светловская отмечает, что читательская деятельность изучалась в 3-х аспектах: в аспекте воспроизведения чтения, в аспекте восприятия произведения читателем, в аспекте осмысления читателем значения книг в его жизни. Первые два в науке изучены достаточно тщательно, поэтому ученый посвящает свои работы исследованию проблем воспитания самостоятельного читателя [58,с.4-5].

В Национальной программе поддержки и развития чтения мы находим лаконичное определение чтения. Чтение – это процесс освоения письменной информации [40].

Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др., авторы УМК для начальной школы "Учимся успешному чтению", рассматривают чтение не просто как процесс освоения письменной информации, а в контексте развития информационного общества, отмечая, что феномен чтения заключается в том, что нужны три участника процесса: текст, читатель и социум. Вследствие информатизации общества текст быстро распространяется в сети Интернет, современному читателю-школьнику ("открытый читатель") ближе визуализированный текст ("открытый текст"), в развитии культуры чтения усиливается роль социального окружения ("открытое сообщество чтения"). В результате появляется новая культура, которую авторы называют "открытое чтение" [14,с.11].

Итак, в процессе анализа научных источников были выявлены разные подходы к определению феномена "чтение": как процесса (Д.Б. Эльконин, Национальная программа поддержки и развития чтения, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова) и как деятельност (Н.Л. Гончарова, М.И. Оморокова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская). Нам ближе трактовка Н.Н. Светловской, так как чтение понимается как деятельность, причем деятельность высшего порядка, и акцентируется творческий аспект этой деятельности.

Умение читать – это особая работа, можно сказать сверхработа, потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая деятельность. Чтобы думать над тем, о чем тебе рассказывает книга, надо осознавать каждое слово, фразу и, напрягая волю, внимание, память, воображение, привлекая все возможные ассоциации, представлять в образах то, о чем идет речь, проникать в переживания, осознавать и оценивать возникшие при этом эмоции, настроения, которые ты испытываешь, и трансформировать их на себя.

Современная методика обучения чтению учит правильно и бегло, выразительно и осмысленно, озвучивать чужую речь – все это лишь технические условия. Чтобы техника чтения превратилась в желание читать, начинающему читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником. Ученик-читатель, младший школьник, не будет сам обращаться к книгам и читать их, если ему не ясна цель гигантских умственных и физических усилий, нужных для творческого чтения, и если эта цель далека и не стала жизненно необходимой.

Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Существующая проблема детского чтения и его содержания может решаться в творческом объединении деятельности учителей, детей, родителей. Применение современных технологий в обучении и воспитательной работе, коллективное взаимодействие, создают возможность развития этой науки и решению проблемы современного детского чтения.

Теория формирования читательской самостоятельности, разработка которой принадлежит Н. Н. Светловской. Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как "личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью". Читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Цель педагога-учителя и классного руководителя – ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Отметим, что в науке явление читательской деятельности связывается со структурой учебной деятельности (М.И. Оморокова). Опираясь на это знание, мы построим модель формирования читательского интереса средствами системы учебных задач, которые являются важным компонентом учебной деятельности. Выделение этапов развития читательской деятельности М.И. Омороковой тоже важно для нашего исследования. Первый этап – овладение навыком; на втором этапе формируется сложная читательская деятельность по восприятию, осмыслению, воссозданию текста. Содержание второго этапа читательской деятельности непосредственно связано с нашими научными интересами. Рассмотрев, как понимается категория "деятельность" в современной науке, мы разработаем инновационные виды деятельности, которые будут основой для создания системы учебных задач по литературному чтению, нацеленных на формирование читательского интереса. Прежде чем говорить о читательском и познавательном интересе, необходимо выяснить, что же вкладывается в само понятие "интерес".

Термин "интерес" в переводе с латинского обозначает "иметь значение" [69]. И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова отмечают, что наличие читательского интереса – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность [45].

Интерес в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте. В более узком смысле интерес обозначает выгоду или пользу отдельного лица или совокупности лиц.

Понятие "интерес" используется во многих отраслях знания: в истории, философии, математике, психологии, в педагогике и т. д. Целый ряд работ этому понятию посвятил В.Ф.Ефимов. Он отмечал, что интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению. Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности [20].

Рассмотрим понятие читательского интереса.

Читательский интерес – это достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень человека.

Изучение проблемы познавательного интереса показывает, что можно выделить две основные тенденции в развитии читательского интереса и вкусов учащихся.

Во-первых, с возрастом усиливается интерес к проблемно-психологическим произведениям.

Во-вторых, повышается удельный вес героики и морально-бытовой тематики.

В своих работах Н. Н. Светловская значительное внимание уделяет особенностям восприятия художественной литературы детьми младшего школьного возраста: пониманию художественного образа, характера литературного героя [58, с. 200].

Н. Н. Светловская рассматривает читательский интерес как изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.

На основании исследования Н. Н. Светловской рассмотрим структуру читательского интереса (рис. 1).

Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения

Рис. 1 – Структура читательского интереса

Итак, читательский интерес связан с потребностью в чтении, выражающем объективную значимость субъекта в прочтении и ознакомлении с информацией. Читательский интерес классифицируется по разным основаниям. В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательского интереса, их можно рассматривать как личностные и общественные.

В основе групповых читательского интереса лежат групповые потребности. Групповой читательский интерес зависит от процессов общения и взаимовлияний читателей. На него оказывают воздействия общественно-психологические образования: нормы, традиции, обычаи, мнения, оценки, настроения [57, с. 111–115].

Принадлежность к разным социальным общностям, выполнение различных ролей, своеобразие жизненного опыта, межличностное общение и психологические особенности личности делают ее читательские интересы разнообразнее и богаче группового интереса. В свою очередь, неповторимое сочетание читательского интереса и других свойств читательской психологии характеризует индивидуальное лицо читателя.

В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Очень важно отличать ложные интересы от истинных. Особенно подвержены ложным интересам младшие школьники, так как им иногда навязывают то, что необходимо прочитать. С точки зрения "профилактики" формирования ложных читательского интереса важно развитие читательского вкуса как одной из основных составляющих читательского интереса [3, с. 202].

Читательский вкус – это способность субъекта к самостоятельному суждению; способность различать, чувствовать, понимать, оценивать.

Читательский вкус проявляется в отборе литературы к прочтению. Читатель находит в произведении интересное, привлекательное, прекрасное, т. е. он проводит дифференциацию и делает вывод о том, что ему интересно, что его привлекает. Учителю начальных классов необходимо уделять большое внимание формированию читательского вкуса младших школьников, ибо вкус развивает творческое и познавательное начало, позволяющее ребенку ориентироваться в огромном потоке информации.

Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что "если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга". По этой причине основная задача учителя – формирование устойчивого интереса к чтению [22].

В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.

Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов.

Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п. [30].

А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели. Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях [7].

Утверждение Светловской Н.Н. о том, что одним из условий развития читательского интереса у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [56].

Таким образом, в определении читательского интереса мы исходим из того, что читательский интерес – это наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Анализ изученной литературы подтвердил, что читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых условиях его возможно и даже необходимо формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным.

Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами "образование" и "развитие" и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журнала или сканворды.

Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:

- усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.");

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников [30].

Можно выделить два подхода к исследованию читательского интереса: узкий и широкий. Отличаются они набором критериев литературного развития: исследователи, представляющие узкий подход, выделяют 2-3 критерия, сторонники широкого подхода – до 6 критериев. Узкий подход представлен в работах Л.Г. Жабицкой, Н.Д.Молдавской, широкий – в трудах М.П. Воюшиной, Г.И. Кудиной и З.Н. Новлянской, Т.В.Рыжковой. Для всех без исключения исследователей важнейшим читательского интереса является уровень восприятия художественного произведения. Почти все ученые признают необходимость определения уровня речевого развития. Остальные показатели читательского интереса: объем литературоведческих знаний, начитанность, умения, связанные с анализом произведения – учитываются лишь частью ученых.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательского интереса.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны [61, с.49].

Вопрос развития читательского интереса всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Наблюдения за работой педагогов, анализ их деятельности показали, что работа по развитию читательского интереса ведется, но фрагментарно, эпизодически, не в системе.

Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательского интереса не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач [22]:

- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает [14, с. 8]:

- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

- положительное эмоционально – окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания,изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

- принцип учета сензитивных периодов развития;

- принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;

- диалогический принцип [16].

Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:

- урок литературного чтения;

- внеклассные занятия;

- совместная работа с библиотекой;

- работу с родителями.

Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Рассмотрим опыт по работе с ФГОС УМК "Перспектива" по литературному чтению.

"Литературное чтение" в начальной школе – это уникальный предмет, название которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием "читательской компетентности" и умением понимать и знать художественную литературу, играющую значительную роль в становлении личности ребенка, в развитии его души, ума и сердца.

В литературном чтении УМК "Перспектива навык чтения формируется от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. Развитие навыка чтения также идёт постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приёмы в пределах слова, учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое лучше обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приёмами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается приём чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвёртом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идёт овладение рациональными приёмами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение. Формированию навыка чтения способствует и дополнительное пособие "Читалочка".

Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК "Перспектива") представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации – тоже является одним из главных умений литературного чтения.

Учебники "Литературное чтение" для 1–4 классов обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий.

Кроме того, в литературном чтении УМК "Перспектива" заложена возможность формирования УУД, т.е. совокупности действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, организацию этого процесса.

К окончанию начальной школы будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Таким образом, сформированность читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как [30]:

- наличие эмоционального отношения к процессу чтения;

- устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения;

- потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров;

- умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном;

- умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров.

Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

- занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;

- для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им [54].

Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.

Задачи по развитию читательского интереса охарактеризовала Е.А. Жесткова [25]. Она выделяет четыре основных пункта:

- развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;

- совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;

- развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.

- освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

Прием "Толстые и тонкие вопросы"

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием "Чтение с остановками"

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы [45].

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

- Прием "Ассоциация"

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: "----"? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

- Прием "Ключевые слова"

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием "Да – нетка", или Универсальная игра для всех

"Да – нетка" учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием "Составление кластера"

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием "Перепутанные логические цепочки" [22]

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак "+" там, где они считают, что высказывание правильное и знак "-" там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием "Синквэйн" и "Диаманта"

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Прием "Цветопись"

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева считают, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса [62].

Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. А.В. Хуторской знакомит в своей книге с основными из них [70]:

- литературный праздник;

- литературная игра;

- литературная гостиная;

- театральный фестиваль;

- диспут;

- концерт;

- интервью;

- эссе;

- кружок;

- олимпиады, конкурсы, викторины;

- экскурсии;

- дискуссии;

- состязание чтецов и др.

Кроме перечисленных выше форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе Смирнов С.А. [60] предлагает:

- Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.

- Рисунки и плакаты к книге, читаемой самостоятельно каждым.

- Школьный спектакль по тексту книги.

- Посещение театрального спектакля по литературному произведению.

- Консультация библиотекаря в помещении библиотеки.

- Создание маленькой обменной библиотеки класса.

- Плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения.

- "Тихое чтение" в группе (все читают свою любимую книгу) [60, с.36],

Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников [2]. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

Литературная игра – игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы [25].

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей читательский интерес.

Устный журнал – это театрализованное представление, рассчитанное на 45 минут, сохраняющее все внешние признаки журнала: "обложку", которую придумывают сами ребята – весь класс, а иногда параллельные классы (на конкурс), название, эмблему.

Уроки-утренники представляют собой итоговый публичный смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. Уроки-утренники можно назвать праздниками. Именно школьный библиотекарь и учитель отыскивают к утренникам отрывки прозы, песни, стихи, загадки, инсценировки. Эти уроки лучше проводить для учащихся начальной школы.

Уроки-отчеты особенно актуальны в повседневной учебной деятельности. Это своеобразный отчет о прочтении книг внешкольной программы (внеклассное чтение). Проводятся два раза в неделю. К урокам-отчетам необходимо ведение читательского дневника, где учащиеся фиксируют интересные моменты, эпизоды, делают рисунки. Учащимся необходимо объяснить как вести читательский дневник. Провести урок-инструктаж по теме "Мой читательский дневник".

Библиотечный урок проводят школьный библиотекарь и учитель. Он может проводиться абсолютно по любой тематике в течение всего учебного года. Записываются темы в календарно-тематическом планировании школьного библиотекаря. Предварительно школьный библиотекарь и учитель обсуждают все темы на учебный год, а потом верстают перспективный план на весь учебный год с учетом вносимых корректировок.

Сочинительство – это интересная форма творческой работы с младшими школьниками [22, с. 15]. Именно сочинительство помогает развить их читательский и одновременно познавательный интерес. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Но учителю необходимо осуществлять руководство, предложить темы, составить определенный план [29, с. 30]. Могут быть предложены, например, такие темы:

- Я сочиняю сказку (эта работа может проводиться в классе и дома).

- Я – юный поэт.

- Мои первые рассказы (при этом необходимо уделить особое внимание индивидуальной манере написания). Эту работу лучше проводить в классе.

- Мои первые сказки.

- Мои первые книжки (можно интегрировать урок внеклассного чтения и урок технологии) [19].

Обращаясь к рассмотренным здесь формам работы, учитель и школьный библиотекарь должны опираться на модель развития читательского интереса, предложенную Л. Ф. Тихомировой и Н. Н. Светловской (см. рис.2).

Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения

Рис. 2 – Модель развития читательского интереса

Для успешного достижения поставленной цели учителю и школьному библиотекарю необходимо составить совместную программу деятельности, обеспечивающую эффективность развития читательского интереса у младших школьников (рис. 3).

Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках литературного чтения

Рис. 3 – Руководство внеклассным чтением в школьной библиотеке

Программа должна опираться на календарно-тематическое планирование учителя, на годовой план школьной библиотеки, на план внутришкольного управления и внеклассной работы с младшими школьниками.

Совместные действия учителя и школьного библиотекаря помогают определить место школьной библиотеки в УВП. Можно сделать вывод, что школьная библиотека – это научный центр, научный институт развития читательского интереса младших школьников. Она должна стать подлинным информационным центром школы, функционировать как мост между школой и обществом. Именно библиотека помогает младшему школьнику ориентироваться в книжном мире, формирует у него читательский интерес, который способствует развитию творческой личности младшего школьника [3, c. 17]. Опираясь на план работы школьного библиотекаря, можно рассмотреть руководство внеклассным чтением младших школьников. Руководство представлено на рис. 3.

Из руководства чтением видно, что школьная библиотека проводит большую работу с младшими школьниками, учит их необходимым библиотечно-библиографическим знаниям, разрабатывает интересные и познавательные библиотечные уроки с целью стимулирования читательского интереса, а также и читательского вкуса. Безусловно, вся работа должна четко координироваться и планироваться с учетом плана школьной библиотеки и планом начальной школы.

Таким образом, выделяем следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:

- взаимодействие всех компонентов системы организации этой деятельности;

- разнообразие форм организации внеклассной деятельности.

Успешность решения поставленных задач осуществляется в процессе реализации совокупности следующих методов:

Таблица 1

Методы организации эффективного формирования читательского интереса младших школьников

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приучение

Оценка

Упражнение

Взаимооценка

Показ

Похвала

Подражание

Поощрение

Требование

Соревнование

Дискуссия

Беседа

Игра

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм занятий литературного чтения, работы с учреждениями культуры.

Педагог для ребенка – прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Практикуют следующие формы занятий литературного чтения:

- дискуссия;

- коллективное чтение;

- беседа;

- беседа -"приманка";

- состязание чтецов;

- реклама книги;

- литературный праздник;

- литературная игра;

- литературная гостиная;

- театральный фестиваль;

- библиотечный час;

- час "тихого чтения".

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры – игры, построенные на словесном материале.

Взяв за основу это определение, литературные игры разделили следующим образом:

- игры и упражнения по развитию речи;

- литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

- литературные викторины;

- "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше – в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение (в 1 классе привлекаем родителей или читают родители) [36, c. 49].

По окончании этого срока проводим литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей [17, c. 80].

Можно использовать учителю в работе "дерево достижений", когда каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры

В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:

- библиотечные часы, проводимые на базе библиотеки № 34 г.Саратова;

- экскурсии в музеи, посещение выставок;

- внутришкольные конкурсы чтецов;

- посещение театра, кинотеатра, Областного кино-видео фонда.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

В процессе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что педагогическая работа по развитию читательского интереса в начальной школе – направленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать, полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, взаимодействия в группе.

Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательского интереса, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Выводы

1. В науке понимание явления читательской деятельности связывается со структурой учебной деятельности.

2. В целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Исходя из вышесказанного, разнообразные формы работы, применяемые учителем, делают процесс чтения увлекательным, помогают воспитывать настоящего читателя, способствуют проявлению творческих способностей у детей, возрождению традиций домашнего чтения и повышению интереса детей и родителей к художественной литературе.

3. Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

4. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

5. Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.

Реализация приемов, способствующих формированию читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения

Формирующий эксперимент проводился в 4 "Б" классе.

Целью эксперимента является подтверждение нашей гипотезы. Были поставлены следующие задачи:

- подготовить серию уроков литературного чтения;

- подготовить и провести конкурс сочинительства сказок "Урок сказки";

- подготовить и провести конкурс "Я – юный поэт";

- осуществлять работу по развитию читательской активности детей экспериментального класса.

Мы использовали наиболее действенные формы работы по стимулированию читательских интересов младших школьников.

При организации учебно-познавательной деятельности учащихся 4 "Б" класса продумывались структура и ход урока, необходимого для стимулирования читательских интересов. При подготовке каждого урока учитывались психофизические особенности детей, и в связи с этим мы строили уроки так, чтобы пробуждать читательский интерес и активность учащихся. С этой целью мы осуществляли частую смену видов деятельности, общение, обращались к игровым формам, стимулировали художественную (изобразительную) деятельность учащихся.

В 4 "Б" классе были проведены следующие уроки литературного чтения:

- урок 1 "Поле чудес: "Что за чудо эти книжки"";

- урок 2 "Дружные сестрицы – книжные страницы";

- урок 3 "Русской речи государь по прозванию словарь".

Уроки литературного чтения были подготовлены совместно со школьным библиотекарем и учителем. Основной целью этих уроков явилось привлечение и создание условий для успешного стимулирования читательского интереса, побуждение учащихся к активной читательской деятельности.

Цель урока: с помощью игры стимулировать читательский интерес, добиться у детей желания читать вдумчиво и при чтении быть наблюдательным (запоминать авторов, имена главных героев и интересные эпизоды в книге, которые на первый взгляд кажутся незначительными). Показать ребятам, что чтение – это труд и читать надо внимательно и добросовестно.

Основные этапы третьего урока литературного чтения: поставлена цель, задачи, оформлен кабинет (выставки, плакаты), ход урока (выступление учителя и библиотекаря), использование ИКТ-включений, где просматривались старые и современные словари, выступления учащихся с текстами стихотворений и прозаическими выдержками, заключение, подведение итогов.

Сценарий урока литературного чтения Тема: "Русской речи государь по прозванию "словарь""

Тема: "Русской речи государь по прозванию "словарь""

Цель урока:

- познакомить детей со справочной литературой;

- дать представление о справочном издании;

- выработать навыки работы со справочными изданиями.

Учитель: Ребята, вы уже научились читать и писать. Но, наверно, вам встречаются иногда и не совсем понятные слова, над написанием которых вы надолго задумываетесь. И тогда на помощь вам приходит словарь.

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: "Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке". Вот это и есть одно из главных правил, по которому составляется словарь – алфавитный порядок. Вам ведь уже приходилось пользоваться орфографическим словарем.

Ученик, выступающий в роли Орфографического словаря:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами

Как людьми населена.

Правит ими Государь

По прозванию Словарь,

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Учитель: Орфографический словарь русского языка помогает совершенствовать грамотность. Слова в словаре снабжены грамматическими пометками: рода, падежа, числа. Школьный орфографический словарь содержит 20000 слов русского языка в их нормативном написании.

Ученик, выступающий в роли Толкового словаря: А сейчас мы поговорим о толковом словаре. Толковым его называют потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления.

Учитель: Однотомный толковый словарь русского языка содержит 80000 слов. Его составил известный русский филолог СИ. Ожегов. Книга обращена к широким кругам читателей. Главная цель словаря дать полное толкование трудным и литературным словам.

Ученик, выступающий в роли Словаря иностранных слов:

Много слов родили греки,

К нам от них в далеком веке Математика пришла,

С ней грамматика была.

Слов иных был путь задымлен,

Но, наверно, в добрый час

К нам дошли от древних римлян

Слово "цирк" и слово "класс".

А из Франции... Привет!

К нам пожаловал балет,

И театр, и актрисы,

Декораторы, кулисы,

Дирижер и режиссер,

Костюмер и билетер.

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис, антракт, фойе, буфет!

Учитель: Словарь иностранных слов, предназначен для учащихся, включает наиболее распространенные в современной речи иностранные слова. Словарь содержит широкую информацию, в которой раскрывается значение слова, его происхождение, дается грамматическая характеристика.

Выходит ученик, выступающий в роли фразеологического словаря.

Учитель: Словарь адресован учащимся. Дает полное толкование фразеологизмам. Приводятся исторические и этимологические справки.

Ученик, выступающий в роли энциклопедического словаря:

Универсальное справочное издание, включающее около 7000 слов, статей по всем сферам современных знаний.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей. Его главная цель – сдать систематизированную информацию по всем областям знаний.

Ученик, выступающий в роли Словообразовательного словаря: Ученик рассказывает о словаре и находит в нем некоторые слова для примера.

Ученик, выступающий в роли Словаря устаревших слов: В словарь включены историзмы и архаизмы, наиболее часто встречающиеся в произведениях русских и зарубежных классиков. Представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. Словарь содержит 800 000 единиц (слов). Адресован широкому кругу читателей

Учитель: Сегодня мы с вами поговорили только об очень немногих словарях, но очень популярных. Семья их огромна, польза, которую они приносят людям – неоценима. Все словари мира можно объединить в страну Словарию. Это самая интересная и ученая страна. Много пользы и знаний она дает всем детям и взрослым.

Уважаемый Государь

По прозванию Словарь

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию словарь!

Обращайтесь к словарям постоянно, и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал известный знаток книг писатель Е. Осетров, "много книг на свете, многие из них достойны пристального внимания, но словари… О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить".

В качестве следующего способа стимулирования читательских интересов младших школьников мы использовали проведение конкурса сочинения сказок. Эта работа проходила в несколько этапов. Была проведена серия уроков.

- Урок 1 был посвящен чтению русских народных сказок, где учитель обратил внимание детей на то, что сказки созданы народом и передавались им из уст в уста, что этот жанр относится к устному народному творчеству.

- Урок 2 был посвящен изучению литературных (авторских) сказок. Особенное внимание обращалось на описание чудес, волшебства и превращений.

- Урок 3 посвящался сказкам зарубежные писателей и сравнению их с русскими народными сказками. Необходимо было найти черты сходства и отличия в этих сказках.

- На уроке 4 был проведен конкурс сочинения сказок (см. приложение)

План проведения урока "Сочинительство сказок":

1. Вступительное слово учителя о различных литературных жанрах, самобытности народного творчества, неповторимости авторской сказки, об отличительных особенностях сказки от других литературных жанров.

2. Учащиеся пишут свою сказку в классе, придумывают название и создают текст сказки.

3. Оформляют обложку и готовят иллюстрации к сказке учащиеся дома. На уроке внеклассного чтения они показывают классу свои творческие работы.

На следующем этапе формирующего эксперимента мы провели еще один конкурс: "Я – юный поэт". Учащимся предложили выполнить такое задание. Каждому ученику раздали стихотворения о дружбе разных авторов. Нужно было дополнить или перефразировать строки стихотворения и создать к нему иллюстрации. Этот конкурс стимулирует учащихся к активной читательской деятельности. Во-первых, ребенок читает произведения разных авторов, а во-вторых, работа увлекает учащихся в мир фантазии и сочинительства.

На уроках литературного чтения были использованы развлекательные приемы – такие как: игра "Семейные чтения", Театральная постановка по мотивам произведения "Маленький принц" А.Экзюпери. Конкурс кроссвордов "Литературный бум".

Задачи, решаемые в ходе реализации данных мероприятий следующие:

- развитие творческой активности детей (проведение выставок художественного творчества, рисунки, поделки по прочитанному);

- организация совместной деятельности детей и взрослых (постановка театрализованного выступления, театральная импровизация, изготовление творческих рисунков и плакатов);

- знакомство учащихся с библиотеками города (расширение кругозора);

- развитие речи (умение связно и выразительно пересказывать прочитанное);

- знакомство с новинками литературы (подробный план мероприятия представлен в Приложении 4 – 7).

Также дети смогли реализовать интеллектуальные способности.

В игре "Семейные чтения" дети и взрослые отвечали на вопросы, требующие эрудиции и внимания.

В конкурсе кроссвордов школьники совместно с родителями составляли кроссворды по литературным произведениям, а потом обменивались ими и отвечали на вопросы друг друга.

Проведение классных часов (Приложение 7) заинтересовало ребят больше всего. Показать результат своей работы хотели все. Наблюдения, беседы с учащимися показали, что у детей растет читательский интерес. Проявляется это в активном обмене о прочитанных книгах, демонстрации книг, поиске определенных книг не только в библиотеке лицея, но и в городских библиотеках. Дети активно знакомятся с новинками, которые предлагаются взрослыми (педагогами и родителями), которые активно включились в работу, помогая детям выполнять творческие работы и участвуя в играх.

Итак, использование различных методик по развитию читательских интересов младших школьников положительно сказывается на успешном развитии детей в целом.

Использование игровых форм, беседа, библиотечные уроки, конкурсы, изобразительная деятельность позволяют развивать творческие и читательские возможности учащихся.

Использование нетрадиционных уроков, таких как библиотечные уроки, способствует развитию и читательского, и познавательного интересов младших школьников. Во время проведения таких уроков идет интенсивная работа. Ребенок рассуждает, додумывает, фантазирует, изобретает, сочиняет и фантазирует.

Конкурс "Сочинительство сказок" – тоже интересная форма работы с учащимися по развитию читательских интересов. Младший школьник выступает в роли автора сказки, он ее сочиняет и иллюстрирует. Это и работа по созданию индивидуального проекта.

Использование таких форм работы дает положительные результаты, так как по своей природе ребенок очень любит фантазировать и придумывать.

Выводы

Систематические и разнообразные формы внеурочной деятельности, создание условий, использование творческих видов работ, учет индивидуальных интересов и творческих возможностей учащихся начальной школы, расширение круга чтения младших школьников способны повысить уровень читательских интересов.

Формирование читательского интереса полностью зависит от грамотной работы учителя, который умело внедряет разнообразные формы работы в учебно-воспитательный процесс, а именно использует различные приемы и способы развития читательского интересна уроке литературного чтения младших школьников и создает необходимые для этого условия.

Главная цель фактически достигнута. Учащиеся стали интересоваться чтением. Более сильные учащиеся стали читать познавательную литературу. Более слабые учащиеся стали посещать школьную библиотеку, библиотеки города и, главное, чтение перестало быть для них наказанием. Чтение книг стало доставлять им удовольствие, а самое главное у учащихся стал проявляться читательский интерес не только на уроках, но и во внеурочное время. Учащиеся читают, посещают школьную библиотеку, берут книги для чтения домой, посещают библиотеки города. Они осознали, что чтение – это удовольствие во благо. Только читающий ученик хорошо учится, интересуется, развивается и успешно обучается, получает необходимые знания.

Читательские интересы – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Условия организации внеурочной деятельности направленной на развитие читательских интересов:

- Учет индивидуальных интересов учащихся начальной школы.

- Расширение круга чтения младших школьников.

- Систематическое использование в учебно-воспитательном процессе разных форм организации работы на уроках литературного чтения по развитию читательских интересов учащихся.

Учитель должен учитывать особенности развития читательского интереса школьников и использовать интересные формы работы, различные методические приемы, которые ставили бы учащихся перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.

Использование нетрадиционных, творческих форм работы и соответствующих методов и приемов не только делает уроки более интересными, но и стимулирует развитие читательского интереса учащихся и их познавательной активности.

Основная роль в развитии читательского интереса на уроке литературного чтения принадлежит учителю. Важно его отношение к педагогическому труду, детям и преподаваемому предмету как к любимому делу.

Методические рекомендации для родителей по развитию читательских интересов младших школьников

1. Создавайте особую обстановку для чтения.

2. Хвалите и поощряйте ребенка, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера.

3. Сделайте успешность ребенка наглядной: вывесите на стене "Экран прочитанных книг" (можно делать как дома, так и учителю в классе).

4. Выбирайте для чтения литературу, адекватную возрастным потребностям ребенка.

5. Пробуждайте интерес подростка к чтению через кинематограф, и обсуждение вокруг сравнения книги и фильма.

6. Практикуйте одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Наверное, нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.

7. Организуйте экскурсию в районную детскую библиотеку.

8. Не забывайте и об авторах книг, об иллюстраторах. Обращайте внимание на автора, рассказывайте ребенку о детских писателях.

9. Инсценируйте вместе с ребенком художественное произведение.

10. Не привлекайте внимание ребенка к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

11. Возьмите интересную книгу и прочтите вслух немного, заинтригуйте ребенка – и остановитесь.

12. Чаще восхищайтесь прочитанным

Методические рекомендации для детей по развитию читательских интересов

1. Старайся уделять чтению не менее 10-15 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.

5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.

6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Литература

1. Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Измерители качества обучения по литературному чтению 3 класс /М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.–96 с.

2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.

3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс/ М.В. Бойкина Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2012.– 96 с.

4. Болотова, А.И. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной самостоятельности при обучении математике младшего школьника: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 /Болотова Алена Ивановна.– Москва, 2012.– 24 c.

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2009. – 112 с.

6. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. – М., 2008. – С. 59.

7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.Личностныйи компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. –М.: Логос, 2009. –336 с.

8. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография /М.П. Воюшина. –Санкт-Петербург: Сударыня,2007. – 320 с.

9. Воюшина М.П. Вызовы времени и учебники нового поколения по литературному чтению/М.П.Воюшина //Вестник Герценовского университета.– 2007. –№ 7. – С. 52–55.

10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и его развитие в детском возрасте.–Собрание сочинений: в 6-и т. Т.2 /Лев Семенович Выготский.–М.: Педагогика, 1982.– С.395–416.

11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. –М.: Изд-во ЭКСМО, – 2004. – 512с

12. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореф. дис. докторапед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна.–СПб, 2008, –39 с.

13. Голубева Е.И.Поддержка семейного чтения –общая задачаспециалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. –Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm

14. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. доктора псих. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. – М.: 2009. –40 с.

15. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении/В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1992, –116с.

16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2009.– 39 с.

17. Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1–4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений/О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2010. – 64 с

18. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02/ Икрамова Саврия Аслоновна. – Душанбе, 2010. –24 c.

19. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании/Д.С.Ермаков// Педагогика.–2011.–№ 4. –С.8–15.

20. Ефимов, В.Ф.Компетентность как новое качество личности школьника/ В.Ф. Ефимов//Начальная школа. –2012. –№ 2. –С. 11–18.

21. Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч./Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. – 416 с.

22. Ефросинина Л.А.Литературное чтение: 3класс: рабочая тетрадь №1/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.

23. Ефросинина Л.А.Литературное чтение: 3класс: рабочая тетрадь №2/Л.А. Ефросинина. –М.: Вентана-Граф, 2012. –112 с.

24. Ефросинина, Л.А. Урок –важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. – С.11-18.

25. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.

26. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014. №4.

27. Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе / Г.Л. Ильин//Народное образование.–2011. –№ 5. –С. 149–156.

28. Кац,Э.Э. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Э.Э. Кац "Литературное чтение" (в 2-х частях): 3-й класс/Э.Э. Кац. –М.: АСТ: Астрель, 2012. –32 с.

29. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. –М.: Просвещение, 2011.–32 с.

30. Коти Т.Ю.Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс/Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2011. –64 с.

31. Коханова В.А., Жигалова М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие /Под ред. В.А. Кохановой. – М.: Наука, 2011. –248 с.

32. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О.Н. Крылова.–М.: Издательство "Экзамен", 2012. –109 с.

33. Кубасова О.В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса/ О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, –208 с.

34. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг "Школа – вуз": пути интеграции // Инициативы XXIвека. 2012. № 3. С. 63-65.

35. Маранцман Е.К.Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста/ Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Выпуск 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. –СПб.: Издательство ВВМ, 2011. –С.80-85.

36. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников/М.В. Матюхина. – М.: Педагогика,1984. – 143 с.

37. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И Капинос, А.Ю. Купалова/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. –240 с.

38. Молдавская Н.Д.Литературное развитие школьников в процессе обучения/Н.Д. Молдавская. – М.: Педагогика,1976. –224с.

39. Моргун, В.Ф. Педагогическая типология игр на основе многомерной теории личности./ В.Ф. Моргун//Школьные технологии.–2013. –№ 4. –С. 78–80.

40. Национальная программа поддержки и развития чтения.

41. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. – М.: Ментор. – 2007. – №1. – С. 11-13.

42. Новосельцева Т.Аа, Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе – журнал "Начальная школа" №1 2013

43. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя/М.И. Оморокова.–М.: АРКТИ, 1999. – 160с.

44. Орлова Э.А."Рекомендации по реализации национальной программы поддержки и развитиячтения"/Э.А. Орлова.– М.: МЦБС, 2008. –72с.

45. Осмоловская, И.М., Петрова,Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. –2012.–№ 10.–С.13 –17.

46. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3-х ч. Ч.1/М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. –215 с.

47. Повшедная Ф.В. Народный учитель по призванию // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 526-527.

48. Планируемые результаты начального общего образования/Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. –120 с.

49. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др. Под ред. А.Б. Воронцова. –М.: Просвещение, 2011. –176с.

50. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.– М.: Просвещение,2011. –400с.

51. Программа "Чтение: работа с информацией". Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – С. 19-21.

52. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников/З.И. Романовская. –М.: Педагогика, 1982. –128 с.

53. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие/Т.В. Рыжкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. –381 с.

54. Савенков, А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И.Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 54-61.

55. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение. -1991. – С. 44-65.

56. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.

57. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. –М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 288 с.

58. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать/ Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.–М.: Аркти, 2007. –54 с.

59. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. / Недетские проблемы детского чтения.

60. Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004, 512 c.

61. Соболева О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: дис. … д-ра псих.наук: 19.00.07 / Соболева Ольга Владимировна. -Курск, 2010. –304 с.

62. Столыпина, Н.В. Тарабуева М.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения [Электронный ресурс] / Н.В. Столыпина М.В. Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. –2011. –№ 1.

63. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие/Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В.Плотникова, В.А. Шуритенкова.–М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272 с.

64. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. – М. Просвещение, 2011. –88с.

65. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Т.Г.Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук.–М.: Просвещение, 2011. –40 с.

66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.–М.: Просвещение, 2010.–31 с.

67. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 11. 2014. С.800-803.

68. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

69. Философский словарь (под ред. И.Т. Фролова).–М.: Республика, 2001. – С. 289.

70. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В. Хуторской //Школьные технологии. –2012.–№ 4. –С.36–47.

71. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие/А.В. Хуторской. – М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012. –63 с.

72. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура/Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: КомКнига, 2007. С.131–164.

73. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 12-16.

74. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа + до и после. 2013. №8. С. 82 – 85.

75. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение международной программы PISA-2009

76. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 224с.