Финансовые результаты предприятия

Финансовые результаты предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и состав финансовых результатов

Необходимым условием деятельности предприятия выступает финансовый результат. Он завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Финансовые результаты позволяют оценить эффективность предпринимательской деятельности, которая связана с извлечением прибыли. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовой сферах. В этой связи определение финансового результата деятельности предприятия, решения задач анализа, разработка методики занимают главное место в финансово-экономическом анализе.

Для любого предприятия получение финансового результата означает признание обществом (рынком) полезности его деятельности или получение выручки от реализации произведенного на предприятии продукта в форме продукции, работ и услуг. Тогда конечным финансовым результатом для предприятия будет выступать сальдо выручки от реализации и расходов, понесенных им для ее получения.

Для государства конечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия будет являться налог, содержащийся в его составе.

Для собственника, инвестора конечный финансовый результат представляет распределенную в его пользу часть прибыли после налогообложения. Оставшаяся прибыль после ее налогообложения и выплат дивидендов собственникам, процентов кредиторам есть чистый финансовый результат предприятия для его производственного и социального развития.

Финансовый результат хозяйственной деятельности организации представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности. Как экономическая категория прибыль выражает определенные производственно-экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта, стоимости и прибавочной стоимости. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям. так как прибыль служит источником финансовых ресурсов.

Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации (предприятия), конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации(предприятия);

- главный источник возрастания рыночной стоимости организации (предприятия);

- индикатор кредитоспособности;

- главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

– служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (предприятия);

– выполняет стимулирующую функцию;

– служит источником формирования бюджетов различных уровней;

- служит источником развития предприятия и прироста акционерного капитала.

Прибыль организации – основной фактор экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом.

В современных экономических теориях прибыль чаще всего рассматривают как:

- плату предпринимателю за его услуги по управлению и вознаграждению за риск;

- монопольный доход предпринимателя за использование им ограниченных ресурсов;

- вознаграждение за предпринимательское новаторство, внедрение ноу-хау.

Основное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности деятельности коммерческих фирм и компаний.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий финансово-хозяйственную деятельность всей организации, т.е. составляет основу ее экономического развития. Поэтому совершенствование механизма формирования и правильности учета финансового результата деятельности является важным аспектом для финансовой бухгалтерской науки.

Категория финансовых результатов теснейшим образом связана с определениями доходов и расходов, поэтому итоговый финансовый результат организации, определенный в рамках бухгалтерского учета, будет зависеть от того, как в системе нормативных документов по бухгалтерскому учету регламентируется учет доходов и расходов. Правильный и своевременный учет всех доходов и расходов организации имеет значение для своевременного исчисления налоговых сумм и платежей, изыскания резервов роста прибыли, а, следовательно, повышения рентабельности ее деятельности.

Процесс формирования, распределения и использования прибыли в РФ регламентируется обширной нормативно-правовой базой. Основными нормативно-правовыми документами, определяющими порядок учета формирования прибыли коммерческой организации в РФ, являются:

– Гражданский кодекс РФ;

– Налоговый кодекс РФ;

– Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

– Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99;

– Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99;

– Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02.

– Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180.

Финансовый результат как объект бухгалтерского учета представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Рассмотрим классификацию финансовых результатов по основным критериям (таб.1.1).

Таблица 1.1

Система критериев классификации и виды финансовых результатов деятельности коммерческой организации.

Классификационный признак

Вид финансовых результатов

Отношение к издержкам хозяйствующего субъекта

Экономическая прибыль.

Нормальная прибыль.

Бухгалтерская прибыль

Отношение к отчетному периоду формирования показателей

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых периодов.

 Прибыль (убыток) отчетного периода.

Доходы и расходы будущих периодов

Однородность хозяйственных операций

Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности.

Прибыль (убыток) от прочих видов деятельности

Состав элементов, представляемых в отчетности

Валовая прибыль. Прибыль (убыток) от продаж.

Прибыль (убыток) до налогообложения.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль/убыток) отчетного периода

Характер налогообложения

Налогооблагаемая прибыль. Прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер распределения прибыли

Капитализированная прибыль. Прибыль, изъятая из оборота.

Экономическая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. Экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Её положительное значение показывает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для инвесторов и учредителей.

В случае обратной ситуации – это свидетельствует о том, что организация оказалась неспособна покрыть стоимость использования привлечённых ресурсов. Отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала из предприятия.

Нормальная прибыль – уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.

Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создаетусловия для доступа в отрасль новых компаний. При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчёте на более благоприятные возможности производства других товаров.

Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчётном периоде на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Бухгалтерская прибыль превышает экономическую прибыль на величину альтернативных затрат или затрат отвергнутых возможностей.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – это прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и доли, причитающейся к выплате участникам (дивидендов) или сумма потерь, понесенных предприятием в результате ведения всех видов деятельности в предыдущих отчетных периодах.

Прибыль (убыток) отчётного периода – часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Доходы будущих периодов – доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, а также предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы.

Расходы будущих периодов – расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными к производству сезонными работами и др.).

Валовая прибыль – общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определённый период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остаётся у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные.

Чистая прибыль (убыток) – прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся после уплаты налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей.

Налогооблагаемая прибыль – прибыль за период, определяемая в соответствии с правилами налоговых органов, в отношении которой уплачиваются налоги на прибыль.

Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.

В отчете о финансовых результатах содержится механизм формирования прибыли. В процессе формирования чистой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности организации в ее составе учитываются все предусмотренные (планируемые) доходы со знаком "плюс", а также возможные расходы либо убытки со знаком "минус" (рис. 1.1)

Исходя из этого чистая прибыль предприятия включает: прибыль от продаж; результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; результат от прочих операций.

Определение прибыли от продаж определяется в два этапа. Сначала производится расчет валовой прибыли, которая определяется как разница между полученной выручкой от продажи, продукции без НДС, акцизов и себестоимостью проданных товаров которые е учитывают коммерческие и управленческие расходы.

После определения валовой прибыли рассчитывают прибыль от продаж, для этого необходимо полученный объем валовой прибыли (убытка) уменьшить на величину коммерческих и управленческих расходов.

Финансовые результаты предприятия

Рисунок 1.1. Формирование и распределение прибыли на предприятии

В отчете о финансовых результатах если в учетной политике организации не принят порядок по списанию общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение величины выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в величину себестоимости реализованных товаров.

Величина прибыли от продаж является основной, которая формирует чистую прибыль предприятия, исходя из того, что отражается результат от основной деятельности организации – производство и реализацию изделий (оказания услуг), являющейся целью создания и функционирования предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять не только экономические интересы предприятия как хозяйствующего субъекта, но и государства, работников данного предприятия, собственников капитала. Величина прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и обеспечивать производственные материальные и социальные нужды предприятий. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов.

Экономический интерес предприятия заключается в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой части прибыли предприятие решает экономические задачи своего развития.

Интересы работников также связаны с остающейся в распоряжении предприятия прибылью, так как она является источником средств для улучшения условий труда, повышения квалификации, дополнительного материального стимулирования, социального развития.

Собственники капитала прямо заинтересованы в росте прибыли, так как на этой основе обеспечивается рост их капитала.

Значение прибыли состоит в следующем:

– она является измерителем результатов деятельности предприятия;

- выступает источником собственных финансовых ресурсов предприятия;

– служит критерием эффективности хозяйственно-финансовой деятельности;

– выполняет стимулирующую функцию, так как в ее увеличении заинтересованы все участники хозяйственной деятельности – владельцы капитала, наемные работники;

- прибыль (ожидаемая) представляет собой ориентир для принятия дивидендной политики, инвестиционных решений;

– является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги).

Основными факторами, определяющими уровень прибыли организации, являются следующие:

- конкурентоспособность выпускаемой продукции, позволяющая поддерживать объём реализации и цену на приемлемом уровне;

- качество т производительность трудовых и материальных ресурсов организации и затраты на них;

- уровень затрат на финансирование организации;

- налоговая нагрузка;

- мотивация собственников и персонала.

Таким образом, основное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности деятельности коммерческих фирм и компаний. Прибыль – конечный финансовый результат, характеризующий финансово-хозяйственную деятельность всей организации, т.е. составляет основу ее экономического развития. Прибыль представляет собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе деятельности. Прибыль – это основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации.

Понятие и порядок формирования доходов и расходов предприятия

В процессе своего функционирования любое предприятие, в независимости от видов его деятельности, а так же форм собственности, в рыночных условиях определяется способностью аккумулировать в необходимом и достаточном объеме доходов.

Доходы представляют собой увеличение экономических выгод в виде поступления активов либо же уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет внесения владельцев).

Раскрывая понятие дохода, можно отметить:

– субъект(ы) получаемого дохода: государство; предпринимательская структура (организация, индивидуальный предприниматель); домашнее хозяйство (физическое лицо);

- источник получения дохода как результат: использования ресурсов, труда и имущества (его прироста); какой-либо деятельности; процесса распределения; инвестиций; реализации и др.;

- цель последующего использования дохода: может быть обращен на содержание или увеличение имущества; для осуществления субъектом внутренних и внешних функций и др.;

– форму получаемого дохода: денежная и (или) натуральная (блага, услуги, ценности) и др.;

– назначение: использование в качестве показателя, характеризующего развитие (результат, благосостояние); для целей налогообложения.

Применительно к деятельности организации (предприятия) доход в самом общем виде трактуется как денежные средства (и/или материальные ценности), полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный период.

Исходя из данного определения, можно выделить два сущностных признака дохода:

- факт получения денежных средств на расчетный счет (в кассу или на любой другой счет) организации либо получения ценностей;

– как экономический результат деятельности организации.

Однако в мировой практике (в том числе и в России) доминирующим при признании доходов является не кассовый принцип (поступление денежных средств), а принцип начисления. В соответствии с ним доходы признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от времени фактического получения денежных средств или иных ценностей. Исходя из этого, в соответствии с п. 9 ПБУ 9/99 "Доходы организации" доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества, имущественных прав) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Таким образом, критериями доходов являются:

– увеличение экономических выгод организации в результате конкретной операции, осуществляемой в соответствии с договором или обычаями делового оборота, когда организация получает в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;

- переход права собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

– увеличение капитала (валюты баланса) при получении актива или погашения обязательства;

– признание в том отчетном периоде, в котором имело место получение актива (или погашение обязательства), независимо от времени фактического поступления денежных средств.

- возможность определения как суммы доходов, так и суммы расходов, которые произведены для получения доходов.

В процессе деятельности организации выделяют виды доходов, представленные в таблице 1.2

Таблица 1.2

Классификация доходов организации (предприятия)

Классификационный признак

Вид доходов

1.

Масштабная база

Совокупный (суммарный, общий), валовый, валовая выручка

Средний

Предельный

2.

Состав элементов, формирующих доход от реализации продукции (товаров, работ и услуг)

От реализации

Валовый

Чистый

Маржинальный

3.

Сфера деятельности, характер дохода, условия получения и направления деятельности организации

От обычных видов деятельности

Прочие

4.

Для целей налогообложения

От реализации

Внереализационные

5.

Период признания

Отчетного периода

Будущих периодов

Прошлых лет, выявленные в отчётном периоде

Доход организации, полученный за период от всех видов деятельности, называют совокупным (суммарным, общим) доходом, валовым доходом или валовой выручкой.

Средний доход представляет собой доход в расчете на единицу продукции (товаров, работ, услуг). Таким образом, средний доход равняется средней цене реализации единицы продукции (без акцизов и НДС).

Предельный доход характеризует прирост совокупного дохода при увеличении объема продаж на единицу продукции.

Под выручкой понимается стоимость реализованной продукции за определенный период.

Исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), датой получения выручки является момент реализации продукции, т. е. переход права собственности на нее к покупателю. В тех случаях, когда от покупателя не поступает оплата за реализованную ему продукцию, выручка определяется в сумме дебиторской задолженности. Если поступает лишь часть оплаты, выручка равна величине поступления денежных средств (иного имущества) и величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99). Однако существует другая позиция, в соответствии с которой выручка определяется как сумма денежных средств, поступивших на счет (в кассу) организации за реализованную продукцию.

В зависимости от направлений деятельности организации различают:

– выручку от основной деятельности – реализации продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг;

– выручку от прочей деятельности – реализации имущества, имущественных и неимущественных прав.

Таким образом, показатель выручки, во-первых, отражает денежные отношения между продавцом и покупателем, во-вторых, характеризует результативность деятельности организации, в-третьих, является источником финансовых ресурсов организации, в-четвертых, завершает процесс кругооборота капитала (Д1), обеспечивая приток денежных средств по текущей деятельности.

Доход от реализации – это всегда функция от цены и объема реализованной продукции. При этом в зависимости от характера рынка, на котором функционирует организация, цена представляет собой либо постоянную величину, на которую организация-покупатель не может воздействовать, либо переменную, на которую организация-продавец может повлиять. Доход организации (Д), функционирующей на рынке совер- шенной конкуренции, полностью зависит от объема реализации и изменяется пропорционально его изменению. Доход организации (Д), реализующей свою продукцию (товары, работы, услуги) на рынке несовершенной конкуренции, зависит от объема реализации и цены:

Д = ∑ (Дедi * Qрi),

где Дедi – цена единицы продукции i-го вида (без акциза и НДС), руб.;

Qрi – количество реализованной продукции i-го вида, нат. ед.

Таким образом, доход от реализации определяется как разница между выручкой и суммой косвенных налогов, предъявленных покупателю, т. е. расчетным путем. В плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности отсутствуют счета по учету доходов: по кредиту счетов 90/1 учитываются "Продажи", 91/1 – "Прочие доходы" (с учетом акцизов и НДС). Однако в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" по строке 2110 "Выручка" отражается именно сумма дохода от реализации.

Валовым доходом является та часть созданной стоимости, которая остается после вычета стоимости вложенного в производство и потребленного в нем капитала. Существуют разные подходы к определению величины валового дохода, в частности: разница между доходом от реализации и суммой материальных затрат; разница между доходом от реализации и всем авансированным капиталом (материальными затратами и суммой начисленных амортизационных отчислений); разница между доходом от реализации и суммами материальных затрат, амортизационных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды (ГВФ).

Понятие чистого дохода используется, как правило, в экономической теории и трактуется как остаток дохода после выплаты налогов. Выделяют также реальный доход (чистый доход с поправкой на изменение цен) и номинальный доход (общая сумма полученных денег). В финансовом аспекте чистый доход следует рассматривать в качестве общей величины прибыли, которая образуется путем вычитания из валового дохода расходов на оплату труда с отчислениями в ГВФ. Эта прибыль по своему содержанию и величине близка прибыли от продаж, определяемой в бухгалтерском учете (стр. 2200 ф. № 2).

В финансовом менеджменте широко используют понятие маржинального дохода, определяемого как разность между доходом от реализации и суммой переменных затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Таким образом, по своему содержанию маржинальный доход включает величину постоянных затрат и прибыли (подробно рассматривается в гл. 6 "Прибыль организации").

Доходами от обычных видов деятельности организации являются доходы, полученные от тех видов деятельности, которые определены в уставе организации и осуществляются в соответствии с ее уставными целями и задачами

Прочими доходами являются (п. 7–9 ПБУ 9/99):

– поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

– прибыль, полученная организаций в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

– поступления от продажи объектов основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и поступления в возмещение причиненных организации убытков, они признаются доходами в том периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником;

– полученные безвозмездно активы (в том числе по договору дарения от физических лиц);

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (при- знается доходом при ее выявлении);

– суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

-поступления, возникающие как следствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (в частности, страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов) и др.

В отдельных случаях у организации может иметь место факт поступления активов, но признаваться доходами они будут только в последующих периодах. Например, полученные организацией безвозмездно материалы при их оприходовании (вступлении организации в право собственности на них) считаются доходами будущих периодов (Дебет 10 – Кредит 76, Дебет 76 – Кредит 98). Только при передаче их в производство (Дебет 20 – Кредит 10) и ином выбытии организация признает доход отчетного периода в сумме списанных материалов (Дебет 98 – Кредит 91/1).

При безвозмездном получении объектов основных средств их стоимость также считается доходом будущих периодов. Доходы по ним организация признает ежемесячно частями при начислении амортизации (в сумме амортизационных отчислений) в течение всего срока полезного использования объекта. В то же время возникают ситуации, когда организация получила документы, подтверждающие наличие дохода, или выявила сам доход в отчетном периоде, при этом фактическое получение дохода относится к прошедшим периодам. В этом случае эти суммы признаются доходами прошлых лет, выявленные в отчетном году, и включаются в состав прочих доходов в момент их выявления

Предприятие в процессе производства и реализации продукции тратит сырье, материалы, топливо, энергию, амортизирует основные фонды, оплачивает труд работников, несет расходы по обслуживанию и управлению производством, реализации продукции, оплате услуг других организаций. Поэтому расходы можно охарактеризовать как совокупность представленных в денежной форме затрат предприятия, связанных с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ и их реализацией.

Расходы отражают стоимость потребленных предприятием ресурсов на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг за определенный период времени.

Состав и содержание расходов установлены Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) "Расходы организации" и Налоговым Кодексом РФ (НК РФ). Согласно ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы согласно ПБУ 10/99 подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы;

- внереализационные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

Операционными являются расходы, которые не являются предметом непосредственной деятельности предприятия. Они связаны с:

- предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

- участием в уставных капиталах других организаций;

- продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;

- оплатой организацией процентов за пользование заемными средствами;

- оплатой услуг кредитных организаций и др.

Внереализационными являются расходы, которые непосредственно не связаны с операциями по реализации продукции, товаров. К ним относят:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

На предприятиях могут возникнуть чрезвычайные расходы, в частности последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализаций имущества и т. п. Эта классификация используется для целей формирования организацией финансовых результатов и составления по данным бухгалтерского учета отчета о прибылях и убытках.

Расходы предприятий торговли по продаже товаров населению составляют издержки обращения. К ним относят расходы по оплате труда работников торговли, содержанию ее материально-технической базы и другие издержки по обслуживанию покупателей. Они представляют собой стоимость потребленных в торгово-технологическом процессе ресурсов и коренным образом отличаются от себестоимости продукции производственных предприятий. Основная статья себестоимости производимых изделий – это затраты сырья и материалов, а в сумму издержек обращения торгового предприятия не включается стоимость закупленных товаров.

В условиях рыночной экономики товаропроизводители заинтересованы в снижении издержек производства, поскольку при прочих равных условиях (цены, объема продаж) это способствует росту прибыли, отсюда возникает проблема не столько в определении расходов, их распределении по объектам и обеспечении минимизации, сколько в управлении ими в условиях конкуренции и определения их целесообразности и достижении требуемой доходности. Задача состоит не в их минимизации, а в достижении такого уровня, по которым их определяют потребители, и которые обеспечат ожидаемую прибыль производителям.

Информационная база проведения аналитических исследований расходов формируется по исходной информации смет (нормативов) расходов, по данным бухгалтерского и статистического учета, по материалам ревизий и специальных обследований и др.

Создание эффективного аналитического обеспечения управления затратами связано с:

- изготовлением конкурентоспособной продукции;

- наличием качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции, выполненных работ (услуг) и их позиций на рынке;

- возможностью использования гибкого ценообразования;

- предоставлением объективных данных для составления бюджета предприятия;

- возможностью оценки рационализации затрат по центрам их формирования и центрам ответственности.

Таким образом, доходы – это важнейший экономический показатель работы предприятий, фирм и других организаций, отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности; доходы выражаются в денежной или натуральной форме. Согласно ПБУ 9/99 доход – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов, погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Расходы предприятия – это затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Согласно ПБУ 9/99 под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала

Методика анализа финансовых результатов предприятия.

Эффективность функционирования любого предприятия в значительной степени зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов.

Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества. Анализ финансовых результатов – один из способов оценки инвестиционной привлекательности организации и определения того, насколько перспективен бизнес.

Финансовая (бухгалтерская) отчётность является основным элементом информационной базы финансового анализа, включает в себя:

1.Бухгалтерский баланс (форма№1), позволяет аналитику получить информацию о финансовом имущественном состоянии организации в прошлом и сделать прогнозы на будущее.

2.Отчёт о прибылях и убытках (форма №2), позволяет выделить и оценить величину нераспределённой прибыли (непокрытого убытка).

3.Отчёт об изменениях капитала (форма№3), содержит информацию о движении капитала,

4.Отчёт о движении денежных средств(форма№4),содержит информацию о свободных денежных средствах предприятия.

Методика анализа финансовых результатов определяется целями и задачами его проведения. Внешний анализ финансовых результатов проводится внешними пользователями по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности. Внутренний анализ финансовых результатов проводится с привлечением данных управленческого учёта внутренними пользователями.

Основными задачами внешнего анализа являются:

- изучение динамики существенных статей доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений;

- оценка вклада отдельных составляющих отчёта о финансовых результатах в формирование конечного финансового результата;

- выявление причин изменения показателей финансовых результатов и оценка их последствий для эффективности деятельности;

- прогноз финансовых результатов на предстоящий период.

Методика внешнего анализа включает следующие основные блоки:

1.Общий анализ финансовых результатов.

Такой анализ предполагает изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов (горизонтальный анализ) и их соотношений (вертикальный анализ).

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиции отчетности с предыдущим периодом, которое позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей. Заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста. В ходе горизонтального анализа должны быть получены ответы на вопросы, каково участие отдельных составляющих доходов и расходов в формировании показателей финансового результата; в чём причина основных изменений в сравнении с предыдущим периодом.

При вертикальном анализе, или анализе структуры, отчёта о финансовых результатах необходимо дать оценку удельному весу отдельных составляющих отчёта в величине выручки от продаж.

Практическая полезность такого анализа связана с тем, что в результате сопоставления динамики показателей можно вывить причины изменения рентабельности продаж.

2.Анализ системы показателей финансовых результатов:

а) Анализ валовой прибыли. В процессе анализа следует обращать внимание на изменение процентного значения показателя и абсолютной величины валовой прибыли. В случае роста выручки от продаж продукции может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли. Напротив, тенденция снижения процентного значения показателя при сохраняющемся объёме продаж может привести к сокращению прибыли от продаж продукции и её недостаточности в будущем.

б) Анализ прибыли от продаж. Включает уже рассмотренный блок анализа валовой прибыли, а также анализ коммерческих и управленческих расходов. Коммерческими являются расходы, которые непосредственно связаны со сбытом продукции. Управленческие расходы характеризуют величину общехозяйственных расходов фирмы. Анализ их динамики позволяет своевременно выявить проблемы управления данными расходами.

в) Анализ прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли). Включает ранее рассмотренные вопросы анализа прибыли от продаж (от обычной деятельности), а также анализ состава и структуры прочих доходов и расходов. Наличие существенных сумм прочих доходов и расходов делает необходимым выяснение причин их возникновения.

г) Анализ прибыли после налогообложения (чистой прибыли). Помимо рассмотренных блоков анализа прибыли от продаж, прочих доходов и расходов предполагает оценку влияния фактора налогообложения на конечный финансовый результат. При проведении внешнего анализа он сводится к изучению динамики суммы уплаченного налога, оценке эффективной ставки налога и характеристике влияния налогового фактора на чистую прибыль и рентабельность продаж.

3. Анализ рентабельности продаж и оценка влияния отдельных сегментов бизнеса на общую рентабельность компании.

Сегодня велика роль показателей рентабельности, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Расчёт и характеристика показателей рентабельности представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Расчёт и характеристика показателей рентабельности предприятия.

Показатель

Расчёт

Характеристика

Рентабельность продаж %

Прибыль от продаж / Выручка * 100%

Оценивает выгодность производимой продукции

Коэффициент затрат (ресурсоёмкость)

Себестоимость / Выручка * 100%

Характеризует долю авансированной стоимости, приходящуюся на один рубль реализованной продукции

Рентабельность основной деятельности %

Прибыль от основной деятельности / (Себестоимость производства + Общепроизводственные расходы + Административные расходы) * 100%

Отражает, какое количество прибыли получает предприятие с каждой денежной единицы, вложенной в производство и реализацию продукции.

Рентабельность активов %

Прибыль до налогообложения и выплаты процентов / Активы * 100%

Показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, авансированного на формирование активов.

Рентабельность финансовых вложений %

Доходы от участия и полученные проценты / Финансовые вложения * 100%

Показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

Рентабельность собственного капитала %

Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

Индекс финансового рычага

Рентабельность собственного капитала / Рентабельность активов * 100%

Показывает, во сколько раз рентабельность собственного капитала с учетом заимствований превышает бездолговую рентабельность собственного капитала

Рентабельность – обобщающий показатель, который характеризует конкурентоспособность промышленного предприятия в виду того, что при всех значениях получаемой прибыли именно рентабельность даёт наиболее полную оценку его производственно-хозяйственной деятельности в этом плане.

Методика внутреннего анализа включает следующие основные блоки:

1.Анализ доходов от обычной деятельности, анализ продаж.

В анализе продаж следует выделить анализ внешней среды (рис.1.2) и внутрихозяйственный анализ продаж (рис.1.3).

Финансовые результаты предприятия

Рис.1.2.Направление анализа внешней среды

В ходе анализа внешней среды должно быть установлено:

- эластичность спроса;

- возможность предприятия приспособиться;

- степень зависимости от покупателей.

Внутрихозяйственный анализ продаж может проводиться в формате, представленном на рисунке 1.3

Финансовые результаты предприятия

Рис. 1.3. Направление и содержание внутрихозяйственного анализа продаж

Анализ продаж позволяет контролировать ситуацию на рынке, выявить причины увеличения или снижения остатков годовой продукции на складе, обосновать минимально необходимый уровень запасов готовой продукции и планировать производство, а также управлять рентабельностью продаж, оценивать покупателей.

Другим важным аспектом анализа продаж является оценка рациональности количества и структуры заказов. Потери в прибыли при растущих продажах могут возникать за счёт нерациональной структуры заказов. Наличие большого числа мелких заказов может повлечь за собой проблему роста общехозяйственных и коммерческих расходов.

2.Анализ расходов от обычной деятельности.

Для того, чтобы организация получила прибыль от основной деятельности, стоимость потреблённого сырья и материалов, заработная плата накладные расходы (общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие) должны иметь определённые соотношения с продажными ценами. Отношение выручки к расходам характеризуют распределение каждого полученного рубля в целях покрытия издержек на материал, заработную плату, накладные расходы, а также определяет остающуюся разницу – источник прибыли.

Управленческий аппарат предприятия должен владеть соответствующими методами вычисления соотношений расходов и выручки, при которых будет обеспечена удовлетворительная отдача на используемый капитал.

Информация о расходах и об их динамике может быть получена при анализе соотношений: себестоимость – выручка; коммерческие расходы – выручка; управленческие расходы – выручка. Динамика данных соотношений позволит сделать выводы о том внимании, которое уделяется на предприятии разным функциям управления: административно-управленческой, коммерческо-сбытовой, а также о способности предприятия управлять соотношением затраты – доходы.

Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами. Это делает необходимым постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения.

Для дальнейшего анализа затрат проводится их группировка по определённым принципам. Наибольшее распространение получили следующие группировки затрат:

- по экономическим элементам;

- по статьям калькуляции;

- по местам возникновения затрат;

- по процессам.

Анализ затрат по элементам показывает, что затрачено, какие производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись в процессе производства.

Такой анализ отражает отношение затрат к созданию стоимости.

Он позволяет выделить перенесённую и вновь созданную стоимость. Структура затрат по элементам позволяет оценить материалоёмкость, энергоёмкость, зарплатоёмкость производства.

Анализ по статьям калькуляции характеризует связь доходов от продажи продукции (товаров, услуг) с соответствующими расходами по её производству и сбыту.

Анализ по статьям калькуляции позволяет выявить причины изменения финансового результата в зависимости от изменения отдельных статей калькуляции и тем самым обеспечивает менеджмент важной информацией о резервах снижения расходов и соответственно роста прибыли.

Для этого должны быть выделены наиболее существенные статьи затрат, статьи затрат, темпы роста которых опережают темпы роста выручки, статьи затрат, по которым ожидается наиболее значительный рост в будущем.

Группировка затрат по местам их возникновения осуществляется для анализа производимых затрат и оценки эффективности функционирования отдельных подразделений. В производственной компании местами возникновения затрат могут быть подразделения основного и вспомогательного производства, административно-хозяйственные и коммерческие службы.

Группировка затрат по процессам позволяет оценить себестоимость бизнес-процессов компании. Обычно выделяют основные и вспомогательные бизнес-процессы. К основным относят закупки, хранение, производство; к вспомогательным – маркетинг, обеспечение качества, управление персоналом и информацией.

3. Факторный анализ прибыли от производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг).

В процессе анализа финансовых результатов от производства и продажи продукции принято выделять такие основные факторы, как цены на продаваемую продукцию, себестоимость продукции, количество продаваемой продукции и ее ассортимент.

Факторный анализ прибыли от производства и продажи продукции позволяет рассчитать влияние на прибыль от продаж следующих факторов: выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Модель анализа:

Прибыль от продаж = Выручка – Себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

Величина прибыли зависит от:

- изменения объёма реализации;

- структуры и ассортимента продукции;

- изменения себестоимости;

- цены на реализованную продукцию;

- цены на сырьё, материалы, топливо, тарифы на энергию, транспорт, трудовые ресурсы и тп.

Увеличение объема реализации продукции ведет к увеличению прибыли, но насыщение рынка продукцией определенного вида может привести к снижению её цены и сокращению впоследствие возможного объема реализации.

Изменение структуры товарного выпуска оказывает неоднозначное влияние на величину прибыли от продаж. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации ведет к росту прибыли. При увеличении доли низкорентабельной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Изменение себестоимости продукции влияет на прибыль обратно пропорционально. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли, а её рост – к снижению суммы прибыли.

Увеличение цены на продукцию прямо пропорционально увеличивает прибыль, а рост цены на ресурсы ведет к повышению себестоимости и снижает возможную сумму прибыли.

Степень влияния каждого из этих факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года.

Правильность расчета влияния отдельных факторов на величину прибыли от продаж проверяется суммированием изменения прибыли под влиянием каждого фактора. Эта сумма должна быть равна общему изменению прибыли отчетного и предшествующего года.

В завершении анализа прибыли от продаж следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от объема продаж, себестоимости и цены реализации.

Наряду с внешним и внутренним анализами финансовых результатов также проводится анализ ликвидности и платёжеспособности, который необходим для оценки и прогнозирования финансовой деятельности предприятия. Анализ платёжеспособности включает в себя расчёт и оценку финансовых коэффициентов.

Таким образом, методика анализа финансовых результатов определяется целями и задачами его проведения. В зависимости от пользователей проводятся внешний и внутренний анализ финансовых результатов.

Методика внешнего анализа включает следующие основные блоки:

- общий анализ финансовых результатов;

- анализ системы показателей финансовых результатов;

- анализ рентабельности продаж и оценка влияния отдельных сегментов бизнеса (направлений деятельности) на общую рентабельность компании.

Методика внутреннего анализа включает:

- анализ доходов от обычной деятельности;

- анализ продаж;

- анализ внешней среды;

- внутрихозяйственный анализ продаж;

- анализ расходов от обычной деятельности;

- факторный анализ прибыли от производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг).

На основании проведенных анализов выявляются резервы увеличения объемов прибыли и намечаются пути их использования, после чего делаются прогнозные расчеты по объему полученных финансовых результатов в плановом периоде. Руководствуясь полученными результатами можно разработать предложения по предотвращению влияния негативных тенденций в будущем и наиболее полному использованию выявленных резервов.

Основные направления повышения финансовых результатов предприятия

Экономический анализ должен завершаться рекомендациями по улучшению финансово-экономического состояния организации.

Прежде чем приступить к поиску направлений укрепления финансовых результатов предприятия и разработке организационно-технических мероприятий, нужно рассмотреть проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявленные в ходе проведенного анализа и требующие решения.

Рассмотрим основные направления повышения финансовых результатов предприятия.

Для улучшения показателей абсолютной ликвидности и маневренности собственных оборотных средств необходимо принять меры по увеличению как абсолютной величины, так и удельного веса денежных активов в структуре средств предприятия.

С целью повышения уровня коэффициента срочной ликвидности необходимо стремиться к повышению доли денежных активов и дебиторской задолженности, причем представляется целесообразным делать это за счет повышения доли именно денежных активов. С целью рентабельного использования остатка денежных средств рекомендуется инвестировать их в краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения. Также необходимо осуществлять контроль за состоянием расчетов с дебиторами, чтобы минимизировать риск возникновения безнадежной дебиторской задолженности.

Что касается показателя доли запасов в структуре оборотных средств, то единственно верным направлением является ее сокращение, которое должно быть достигнуто за счет совершенствования управления запасами. Для увеличения коэффициента маневренности собственного капитала необходимо увеличить размер собственных оборотных средств. Данные меры реализуются на сбалансированной основе и требуют безусловного обеспечения бесперебойного производства по основной деятельности предприятия.

С целью повышения уровня рентабельности предприятию необходимо разработать мероприятия по снижению себестоимости реализованной продукции и операционных расходов, не включаемых в себестоимость. Также положительное влияние на уровень рентабельности активов и собственного капитала окажет ускорение оборачиваемости средств предприятия.

Типовые проблемы коммерческих организаций могут быть сгруппированы следующим образом.

1. Неустойчивое финансовое состояние организации.

Эта проблема в краткосрочном периоде может решаться двумя путями: во-первых, коррекцией структуры источников финансирования в направлении увеличения более устойчивых и уменьшения самых краткосрочных, а именно кредиторской задолженности и, во-вторых, сокращением потребности в финансовых источниках за счет оптимизации производственных процессов и их совершенствования.

Конкретные меры, которые могут быть предложены организации, следующие.

а) увеличение собственного капитала за счет нераспределенной прибыли. Разработка дивидендной политики, обеспечивающей развитие организации за счет нераспределенной прибыли;

б) привлечение вкладов участников и третьих лиц для обществ с ограниченной ответственностью;

в) предоставление безвозмездной финансовой помощи учредителями;

г) предоставление организации учредительских займов, желательно долгосрочных;

д) привлечение банковских кредитов, желательно долгосрочных;

е) эмиссия облигаций;

ж) прекращение обязательств путем обмена требований на доли в уставном капитале, при котором кредиторы организации становятся ее участниками.

з) переоценка основных средств, с целью увеличения их стоимости.

2. Низкая оборачиваемость активов.

При снижении оборачиваемости могут быть предложены следующие меры:

а) инвентаризация активов и последующая оптимизация их использования;

б) совершенствование управления запасами;

в) совершенствование производственного процесса, сокращение простоев между операциями производственного процесса;

г) принятие мер по ускорению оборачиваемости готовой продукции, в том числе маркетинговые мероприятия: стимулирование спроса за счет рекламы, ценовой политики, совершенствования системы распределения товаров и т.п.;

д) уменьшение дебиторской задолженности и сокращение срока погашения дебиторской задолженности за счет цессии, факторинга, предоставления скидок клиентам за ускорение сроков оплаты счетов, ужесточения условий договоров, штрафов за несвоевременную оплату счетов, взыскания дебиторской задолженности;

е) уменьшение свободного остатка денежных средств и размещение их в качестве финансовых вложений, приносящих доход организации, в том числе размещение их на депозитах (рублевых и валютных), предоставление займов, приобретение долговых и долевых ценных бумаг, др.

3. Недостаточный рост или снижение объема реализации.

а) мероприятия по совершенствованию системы производства и реализации продукции;

б) совершенствование производимой продукции;

в) меры по реструктуризации организации;

г) совершенствование номенклатуры выпускаемой продукции;

д) повышение уровня сервиса покупателей, в том числе доставка, продажа в кредит, послепродажное обслуживание и др.;

е) расширение или развитие рынка;

ж) обновление производственного потенциала с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции

з) маркетинговый анализ рынка сырья, поиск новых поставщиков сырья;

4. Низкая рентабельность продаж.

а) совершенствование ценовой политики, системы распределения и интенсификация коммерческих усилий;

б) изменение стратегии продвижения продукции на рынок;

в) реализация мер по снижению нецелевых издержек и совершенствование производственных процессов с целью снижения производственной себестоимости;

г) контроль за соответствием фактических норм расхода сырья, материалов, электроэнергии технологическим нормам;

д) оптимизация стратегии развития производимой продукции;

е) установление прямых связей с поставщиками сырья;

ж) уменьшение количества уровней в системе снабжения организации;

з) уменьшение простоев оборудования и персонала;

и) оптимизация налогообложения в рамках действующего законодательства.

5. В случае обострения проблем и наступления кризисного состояния организации возникает необходимость в реструктуризации:

а) реструктуризация бизнеса − формирование рациональной схемы функционирования организации в составе группы;

б) реструктуризация активов – консервация, сдача в аренду, продажа активов;

в) реструктуризация структуры управления;

г) реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности для уменьшения её величины.

Большое влияние на финансовые результаты предприятия и его производственные результаты оказывает состояние товарно-материальных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными. С целью повышения ликвидности баланса можно принять меры по реализации сверхнормативных запасов материальных оборотных средств. Внедрение этих мероприятий позволит увеличить сумму денежных активов, что положительно скажется на ликвидности и платежеспособности предприятия. Кроме того, реализация сверхнормативных запасов материальных оборотных средств позволит сократить продолжительность операционного и финансового циклов предприятия, что приведет к росту его экономической и финансовой рентабельности.

В связи с этим, необходимо разработать мероприятия по стимулированию сбыта. В частности, с этой целью можно предложить использование скидок за размер партии закупки. Выгоды производителя в этом случае связаны со снижением себестоимости продукции, по мере увеличения объема изготовляемой партии, а также со снижением расходов на сбыт при продаже и транспортировке товара крупными партиями. Скидки на количество могут быть простыми и суммарными. Простые скидки предоставляются покупателю за одноразовую покупку большого количества продукции. Суммарные скидки устанавливаются с учетом закупок, произведенных в течение определенного времени, обычно года. Данные скидки привязывают покупателя к производителю как к единственному источнику товара.

Большое влияние на финансовое состояния предприятия оказывает также эффективное управление дебиторской задолженностью. Решение задачи ускорения срока инкассации дебиторской задолженности возможно за счет использования различных форм ее рефинансирования. Например, реализация кредитной политики предприятия за счет предоставления скидок покупателям за сокращение сроков расчета. Возможность предоставления и размер скидок за более быструю оплату анализируется в плане соотношения затрат и выгод при различных размерах скидок. Применение дисконта дает возможность привлечь новых потребителей, которые рассматривают скидки как снижение цены товара, и повысить оборачиваемость дебиторской задолженности, т.к. некоторые платежеспособные клиенты будут осуществлять расчеты с предприятием досрочно.

Рефинансирование дебиторской задолженности может быть также осуществлено при помощи векселей. Преимущество использования векселей объясняется тем, что вексель имеет большую юридическую силу, чем простой счет-фактура. Учет векселей предусматривает немедленное преобразование дебиторской задолженности в денежные средства.

Литература

2. Аннущенкова К.А., Аннущенкова В.Ю. Финансово-экономический анализ – М.: "Дашков и К", 2012. – 404с.

3. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия – М: "Дашков и К", 2012. – 372 с.

4. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого организации. – СПб.: Питер, 2011. – 656 с.

5. Голов Р.С., Агарков А.П., Теплышев В.Ю. Экономика и управление на предприятии. – М.: Дашков и К. 2013. – 400 с.

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.2014. – 348 с.

7. Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.2012. – 392 с.

8. Колчина Н.В.Финансы организаций – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 407 с.

9. Натепрова Т.Я.,Трубицына О.В. Бухгалтерская (финансовая) отчётность– М.: "Дашков и К", 2011. – 292 с.

10. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы. – М.: Дашков и К.2012 – 528 с.

11. Павлова А.Н.Финансовый менеджмент − М.: "ЮНИТИ-ДАНА",2012.-269с.

12. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2012. – 692 с

13. Тютюкина А.Б.Финансы организаций (предприятий) – М: Дашков и К, 2012 – 544с.

14. Фомина В.П., Николаева Е.Ф.Финансовый менеджмент – М.: МГОУ. 2011. – 146с.

15. Фридман А.М. Финансы организации (пердприятия) – М.: Дашков и К. 2013 – 488с.

16. Экономика предприятия/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. Проф. В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 718 с.