Институт семьи

В России должны быть созданы условия для реализации потенциала семей, их социальной активности, развития различных объединений, выражающих корпоративные интересы социального института семьи.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и функции семьи

Институт семьи

Существуют определения, описывающие семью как социальный институт. Например, семья – это сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции; семья – взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.

Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт – семью, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Таким образом, данная дефиниция не подходит для нас и, соответственно, не ляжет в основу нашего исследования.

Также семью рассматривают в качестве малой социальной группы, объединяющей родственников. Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Во-первых, данное определение не учитывает тот факт, что муж и жена не являются кровнородственным объединением граждан. Так что данное определение юридически изначально неверно.

Во-вторых, как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Такое определение для нас тоже не представляется подходящим.

Существует научный подход, при котором семья определяется как социальная система. Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.

Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы.

Среди таких проблем:

  • несоответствие функционирования семьи общественным потребностям;
  • противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы;
  • падение престижа традиционного брака.

В рамках данного подхода сформулировано следующее определение понятия "семья". Так, А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Такое определение семьи является классическим при проведении исследований в области семьи и семейной политики. Так что данное определение мы возьмем за основу.

Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:

  • по типам поселения – городская и сельская;
  • по составу – расширенная и нуклеарная;
  • по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т.д.
Основой для создания семьи является брак.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Функции семьи

Функции семьи

Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости, и увеличивало уровень смертности.

Тем не менее, в заключении хотим еще раз подчеркнуть важность и значение семьи как на микроуровне (на уровне человека), так и на макроуровне (на уровне государства). В специфики предмета исследования для нас наиболее важным предстает именно макроуровень.

Семья определяет развитие личности в единстве всех ее аспектов – физического, интеллектуального, нравственного, духовного и создает основу для деятельности других институтов, формирующих человека.

Таким образом, семья воспроизводит не просто рабочую силу, а человека – члена общества, в более широком аспекте – определенный комплекс общественных отношений.

При этом она способствует их сохранению как в будущем (формируя новых членов общества, обладающих необходимой системой ценностей и приоритетов), так и в каждый данный момент, обеспечивая стабильность состояния взрослых членов общества, удовлетворяя целый комплекс потребностей личности, помогая реагировать на изменения внешней среды, адаптироваться к ним, одновременно сохраняя и развивая собственную индивидуальность.

Государственная семейная политика Российской Федерации

Для поддержания функционирования института семьи в государстве разрабатывается и реализуется государственная семейная политика.

Для исследования современной государственной социальной политики определимся с понятием "семейная политика".

Нужно отметить, что в современной литературе нет единого мнения, что же понимать под семейной политикой.

Согласно узкому определению, семейная политика – это пособия и услуги, которые нацелены исключительно на семейную пару с детьми или/и на родителей-одиночек.

Подобное определение включает денежные и натуральные пособия, такие как прямые денежные выплаты, налоговые льготы для семей с детьми, отпуск по беременности и родам, детские субсидии и услуги, а также семейный кодекс. Большинство научных направлений, изучающих семейную политику, в основном выбирают узкое определение, частично по причинам отсутствия данных, а частично по причинам слишком большой области, охватываемой семейной политикой.

Согласно широкому определению, семейная политика может охватывать все направления государственной политики, направленные на семью как на институциональную или социальную группу, и потенциально затрагивающие ее благополучие. Сюда можно отнести общественный транспорт, иммиграцию, питание и другие. Кроме того, включается и меры политики, направленные на индивидуумов, выступающих в роли членов семьи.

Будем опираться на официально принятое определение государственной семейной политики.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Подчеркнем, что в работе рассматривается семейная политика как самостоятельное направление государственной деятельности, которая имеет свой собственный предмет и "не растворяется" в социальной политике. Ее объектом выступает семья как социальная общность. Семейная политика как комплексная (а не односторонняя) деятельность охватывает все основные сферы взаимодействия семьи и государства.

Такое понимание семейной политики предполагает наличие специальной системы, включающей организационное, программное, кадровое и другое обеспечение.

Кроме этого, отметим, что при сопоставлении семейной и демографической политик следует иметь в виду, что репродуктивная функция является только одной из функций семьи. Поэтому государственную социальную политику не следует четко увязывать комплексом демографических мероприятий.

Таким образом, такое вычленение государственной социальной политики из социальной и демографической политики подчеркивает специфику социального института семьи и новое качество его отношений с государством. В частности, речь идет:

  • о полноценном социально статусе семьи и предоставлении ей реальных прав;
  • о базовых государственных гарантиях функционирования семьи;
  • о балансе прав и обязанностей в системе "государство–семья–индивидуум";
  • о социальном институте семьи как субъекте и объекте государственной деятельности;
  • о дифференциации общесоциальных и специфических проблем семьи, социальной и семейной политик;
  • о целенаправленном учете институциональных интересов семьи в общественном развитии;
  • о партнерских отношениях государства и семьи;
  • о социальной экспертизе как инструменте оптимизации семейной политики.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, – 67 процентов семей. Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента. Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Инструментарием регулирования в системе государственной семейной политики является семейное законодательство государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В систему семейного законодательства входит:

  • брачное Законодательство;
  • бракоразводное законодательство;
  • права сожительствующей пары;
  • законодательство, поддерживающее права ребенка;
  • детский закон благосостояния;
  • законодательство об абортах и контрацепции;
  • законодательство относительно молодых правонарушителе.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.

Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как:

  • Всеобщая декларация прав человека,
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека,
  • Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин,
  • а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.
Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные принципы государственной семейной политики следующие:

- самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

- равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

- приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

- равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

- единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

- партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.

- принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.

- осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

- преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

Существуют основные и второстепенные услуги, обеспечивающие реализацию семейной политики в государстве. При этом в продолжении этих услуг в стране реализуются национальные программы.

Опыт семейной политики зарубежных стран

Изучение опыта зарубежных стран, в которых сложились и развиваются различные направления семейной политики, анализ позитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем, которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем.

Концепции и программы демографического развития России должны учитывать достижения современной зарубежной науки и практики, накопивших большой опыт методологических разработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблем проведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.

Для анализа семейной политики в зарубежных странах и ее влияния на развитие семьи и воспроизводство населения необходимо выявить основные закономерности демографических тенденций, оценить их социально-экономические последствия.

Семейная политика в любом государстве всегда формируется как ответ на демографические дисбалансы в стране. Так, демографическую ситуацию в зарубежных странах можно охарактеризовать следующими общими для зарубежных стран чертами:

  1. низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения,
  2. старение населения и рост иждивенческой нагрузки,
  3. возрастающая роль миграции,
  4. трансформация модели брака и рождаемости,
  5. изменение статуса женщины и движение к тендерному равенству,
  6. проблема совмещения занятости и семейных обязанностей,
  7. либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов.

Негативные тенденции в развитии социально-демографических процессов в зарубежных странах обусловили формирование семейной политики как самостоятельного направления в государственной политике.

Таким образом, сегодня политика материальной поддержки семей составляет важную составную часть государственной политики во всех развитиях зарубежных странах, хотя между ними существуют и немалые различия.

По значительности ресурсов, направляемых на прямую поддержку семей, возглавляют список страны Северной Европы (Швеция, Дания, Финляндия) – они расходуют на семейную политику более 4% валового внутреннего продукта (2004 г.). В конце списка – страны Южной Европы, где системы социальной защиты созданы сравнительно недавно, и затраты на семейную политику составляют от 0,2% в Греции до 1,1% в Португалии. Испания и Италия тратят, соответственно, 0,4 и 0,8% ВВП. Расходы большинства других зарубежных стран лежат в пределах от 2 до 3 % ВВП (Франция – 2,6%, Германия – 2,1%).

Во Франции 86% пособий выплачиваются в денежном выражении, и по этому показателю она следует за Ирландией, но опережает Австрию, Великобританию и Испанию.

В странах Северной Европы (прежде всего, в Дании, но также и в Швеции и Финляндии), некоторых странах Южной Европы (Италии и Португалии) и в Германии более трети расходов идет на пособия в натуральной форме.

Большие различия кроются и в правилах назначения пособий.

Франция – единственная страна Европейского Союза, где не назначается пособие на первого ребенка. В семи странах увеличивается размер помощи семьям с тремя и более детьми. В пяти странах выплаты растут вместе с возрастом детей, а в Дании, наоборот, они уменьшаются. Только в двух странах – Испании и Греции – выплаты семьям облагаются налогом. Еще одно различие касается возрастной границы выплат (чаще всего 18 лет с продлением на период учебы). По этому пункту Франция, Великобритания и Ирландия проводят наиболее ограничительную политику, в то время как Швеция и Нидерланды устанавливают специальные выплаты обучающимся, выходя за рамки семейных пособий.

Можно также отметить, что с целью оптимизации выполнения мероприятий семейной политики в 1989 г. Был создан Европейский центр по изучению семейной политики (European Observatory on National Family Policies).

Центр занимается:

  1. отслеживанием и анализом изменений форм, функций и статуса семьи в каждой из стран – членов ЕС,
  2. оценкой и распространением информации об изменениях в семейной политике,
  3. изучением влияния других форм государственной политики и структурных изменений на жизнь семьи. Центр финансируется ЕС.

Денежные выплаты, налоговые льготы и различные услуги, которые призваны уменьшить издержки родителей на воспитание детей, образуют так называемый "пакет детской помощи". Такой "пакет" существует во всех странах европейского сообщества и показывает, в какой мере общество разделяет с семьей ответственность за детей.

Величина пакета детской помощи определялась авторами доклада как пересчитанная по паритету покупательной способности и выраженная в ЭКЮ положительная разница между чистым доходом бездетной супружеской пары и пары с детьми при одинаковом заработке. Оценки были выполнены для пяти разных уровней заработка. При самом низком – супружеская пара с детьми или без детей имела один заработок, равный половине среднего мужского заработка по стране; при самом высоком – два заработка, равных соответственно 1,5 мужского и 1,5 женского среднего заработка.

Совокупный чистый доход семьи повышается за счет снижения семейных налогов и взносов, а также получения предоставляемых семьям с детьми прямых пособий и льгот, как зависящих, так и не зависящих от доходов. Он понижается в результате дополнительных затрат на воспитание детей.

Многие страны предоставляют семьям с детьми налоговые льготы, которые иногда составляют значительную часть всего "пакета". Природа налоговых скидок такова, что их размер увеличивается по мере роста заработной платы, а значит и роста налога. Поэтому для низкооплачиваемых семей они не играют большой роли, вносят небольшой вклад в пакет детской помощи только в двух странах – Бельгии и Италии. В случае же более высокооплачиваемых семей уже семь стран оказывают помощь посредством налоговых скидок, причем в Люксембурге и Франции, таким образом поступает основная часть помощи семьям.

Все зарубежные страны, за исключением Греции, Испании и Италии, имеют систему универсальных детских или семейных пособий, выплачиваемых независимо от доходов семьи. Во Франции, Ирландии, Португалии и Великобритании бедным семьям выплачивается еще дополнительное пособие, зависящее от размера заработка родителей. Система пособий на детей в Греции, Испании и Италии основана на учете величины дохода семьи: государство помогает только тем, кто, по его мнению, в этом наиболее нуждается.

Во всех странах, кроме Германии и Великобритании, семьи должны вносить определенную плату за услуги здравоохранения6, хотя и небольшую. В Ирландии и Нидерландах бедные семьи освобождаются от такой платы.

В девяти из пятнадцати стран Европейского Союза семьи несут некоторые расходы, связанные с посещением государственной школы (на учебники, канцелярские принадлежности, оборудование, школьное питание и др.), особенно высоки они в Греции. Финляндия и Швеция предоставляет бесплатное питание всем школьникам без исключения, а Франция – только бедным.

В целом самая щедрая поддержка оказывается бедным семьям с одним работающим родителем в Финляндии, Великобритании и Ирландии. В Финляндии и Швеции такие семьи имеют право на социальную помощь. В Великобритании и Ирландии также существует специальный пакет для малоимущих семей. Таким образом, в этих четырех странах, а также в Италии дети из бедных семей получают более значительную помощь, чем остальные.

В Дании, Германии, Нидерландах и Австрии размер пакета детской помощи не зависит от уровня доходов и числа работников в семье. Во Франции и Люксембурге величина пакета больше для семей с двумя работниками и с более высокими доходами, поскольку налоговые скидки увеличиваются по мере роста дохода.

В ряде стран размер детских пособий и налоговых льгот зависит от числа детей. Так, в Бельгии, Франции, Люксембурге, Германии, Австрии и Швеции в случае семей со средним доходом при одном работнике пакет детской помощи больше для третьего ребенка. В других же странах третий ребенок получает такую же или даже меньшую помощь, чем дети других очередностей. В Великобритании пособия на первого ребенка больше, чем на остальных.

Различается и характер государственной помощи семьям с детьми дошкольного возраста. В Бельгии и Франции содержание ребенка в дошкольном учреждении бесплатно для всех – независимо от дохода, в Дании и Германии доступно за очень низкую плату. В Ирландии и Финляндии от платы за содержание ребенка-дошкольника освобождается одинокий родитель, в ряде других стран плата в этом случае значительно понижается. Только в Греции, Испании и Великобритании государство не предоставляет прямых субсидий одиноким родителям с ребенком дошкольного возраста. В целом затраты семей на воспитание ребенка-дошкольника обходятся родителям от 36% от средней заработной платы в Греции и 23% в Великобритании до нуля в Бельгии и Франции и 3% в Германии.

B Дании, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Австрии и Великобритании весомая помощь оказывается только семьям с одиноким родителем, заработок которого не превышает половины среднего по стране, в Финляндии и Швеции – только родителям-одиночкам независимо от дохода. В результате в большинстве стран расходы на содержание ребенка до 3 лет, за исключением очень бедных семей с одним родителем, намного превышают размер государственного пакета помощи детям. Лишь в трех странах – Бельгии, Германии и Франции – эти расходы компенсируются в случае семей с двумя работающими родителями.

При формировании семейной политики государство должно учитывать, что государственная деятельность в любой области экономической, политической и социальной жизни оказывает воздействие на семью. Другими словами, интересы семьи должны быть учтены при организации любой государственной структуры, закона.