Факторы повышения конкурентоспособности предприятия

Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления.

Статьи по теме
Искать по теме
  • Первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
  • Второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Как положительное влияние можно расценивать воздействие научно-технической прогресса (НТП) на повышение конкурентоспособности и выбор предприятием конкурентной стратегии. НТП стал ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под его воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент. Интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции: в условиях конкуренции НТП диктует все более короткие сроки создания новых товаров, услуг, а следовательно, и необходимость тратить на научные исследования все более значительные средства в единицу времени.

Влияние НТП на конкурентоспособность предприятий и их товаров носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.

Материализация достижений НТП в виде постоянно нарастающего потока новых товаров с более высокими технико-экономическими характеристиками означает постоянное изменение характера требований к их конкурентоспособности, переоценку ее уровня. Конкурентоспособность товаров стала более подвижной величиной, ее составные элементы (качественные и количественные) стали быстрее меняться. В силу этого главные усилия производители направляют не столько на захват рынков старых товаров и вытеснение с них конкурентов, сколько на предложение покупателю новых товаров. В этом сегодня проявляется специфичность влияния НТП на конкуренцию промышленных предприятий.

Одним из решающих факторов борьбы за внутренний и мировой рынок становится новизна товара. В качестве новых товаров на рынке выступают как принципиально новые, так и модернизированные, улучшенные варианты существующей продукции. Темпы обновления продукции постоянно нарастают. Работа на все более насыщенный рынок, характеризующийся нарастающей конкуренцией между производителями, требует от последних максимальной дифференциации продукта, все более полного приспособления к желаниям потребителей. Новые предприятия располагают широким набором производственно-технических возможностей. Интеграционные процессы объединяют в единую систему процессы проектирования, подготовки производства, самого производства и контроля над ним. На смену массовому производству стандартных видов продукции приходит выпуск продукции, дифференцированной по своим потребительским характеристикам, форме, внешнему виду и качеству, техническим параметрам. Этот переход обусловлен новыми условиями конкуренции, новой, быстро меняющейся структурой общественных потребностей.

В настоящее время на первый план выходят неценовые факторы конкурентоспособности, из которых важнейшее значение приобретает качество товара, его новизна, наукоемкость изделий. Однако по показателю качества большинство российских промышленных товаров уступает изделиям из промышленно развитых, новых индустриальных стран и отдельных развивающихся государств. Сегодня большинство стран мира обеспечивает повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

К важным конкурентным преимуществам, влияющим на конкурентоспособность предприятий, относят рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления предприятием, способность быстрого реагирования на меняющиеся условия рынка и др. Очевидно, что чем шире будет у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем благоприятнее будут предпосылки для его успешной деятельности на внутреннем и мировом рынках, тем более устойчивые позиции оно может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В условиях рынка государство не наделено функцией непосредственного управления конкурентоспособностью, однако оно воздействует на нее с помощью таких мер регулирования, как законодательные и нормативные акты, правительственные постановления, экономические и другие рычаги. Hа наш взгляд, задача государства состоит в создании благоприятных условий для укрепления конкурентоспособности экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов. Воздействие государства на процесс повышения конкурентоспособности осуществляется по внутринациональному и внешнему направлениям. Оба эти направления тесно взаимодействуют между собой. Тем не менее первичным можно считать внутреннее направление. Внешние факторы подключаются для решения внутренних проблем, а через них и непосредственно на проблемы конкурентоспособности. К тому же только через внешнеэкономические связи выявляется истинный уровень международной конкурентоспособности всей национальной экономики.

Управление конкурентоспособностью реально осуществляется на уровне хозяйствующих субъектов, обладающих необходимыми правами, предпринимательской инициативой, кадрами для решения проблемы конкурентоспособности, но, разумеется, а пределах конкурентного потенциала предприятия. Именно от промышленных предприятий зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и внешнюю среду, создаваемые государством возможности для повышения конкурентоспособности.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Комплексный подход к конкурентоспособности, основан на базе трех основных факторов: степень удовлетворения потребителя продукцией, конкурентный потенциал предприятия и эффективность стратегии для определенного сегмента рынка.

Следовательно, и резервы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия в плане совершенствования производственного процесса и внедрения новых технологий производства продукции. Это предполагает: совершенствование технологии производства продукции, материально-технической базы; эффективное использование научно-технического потенциала предприятия, реорганизацию производственной и организационной структуры и совершенствование методов управления и организации производства.

Во вторую группу резервов включены мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение характеристик товара, совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики; выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его товарами-аналогами.

Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др. Сюда же отнесены резервы использования мероприятий государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования.

Также отдельно можно выделить отдельной категорией совершенствование социальной политики предприятия. Это предполагает: сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма.