Факторы, определяющие качество звучания и музыкальные возможности струнных музыкальных инструментов

Факторы, определяющие качество звучания и музыкальные возможности струнных музыкальных инструментов.

Статьи по теме
Искать по теме

Привести в возбуждение струну можно различными способами: защипыванием ее пальцами или медиатором, трением волоса смычка или ударом молоточка, что дает основание выделить следующие подгруппы инструментов:

– щипковые (гитара, мандолина и др.),

– смычковые (скрипка, виолончель и др.),

– клавишные или ударно-клавишные (рояль, пианино).

Щипковые инструменты различают по количеству струн, диапазону звучания, интервалам между звуками открытых струн, форме корпуса, внешней отделке, конструктивному выполнению основных узлов. К щипковым инструментам относят: гитары, балалайки, домры, мандолины, различные национальные инструменты (гусли, бандуры, цимбалы и др.).

Корпус щипковых инструментов предназначен для усиления звуковых колебаний струн. К внутренней поверхности корпуса, в средней его части, приклеивают пружины – бруски различного сечения, служащие для создания необходимого сопротивления натяжению струн и равномерному распространению звуковых колебаний. Резонаторное отверстие у щипковых инструментов имеет различные размеры, что обусловлено особенностями конструкции инструментов, наибольшее резонаторное отверстие имеют гитары.

Гриф щипковых инструментов, поделен на доли – лады с врезанными в него ладовыми пластинками из латунной или нейзильборовой проволоки. Разбивка грифа на доли должна быть точной. В основе разбивки ладов лежит принцип изменения длины рабочей части струны. Длина каждого лада должна быть такой, чтобы, укорачивая на эту величину длину струны, высота звука изменялась бы каждый раз на полтона, т. е. разбивка ладов основана на получении двенадцатиступенного равномерно-темперированного строя. Точность разбивки ладов – один из важнейших показателей качества инструментов, нарушение правила разбивки грифа делает невозможным настройку инструмента и игру на нем. В некоторых случаях делают регулируемый гриф у гитары, чтобы можно было регулировать расстояние между струнами и грифом, которое влияет на мягкость нажатия, тон и звук инструмента.

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов. Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения. К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Корпус смычковых музыкальных инструментов, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу – небольшую кривизну. Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа. Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости, имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта и волоса. Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта, находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

На качество звучания смычковых музыкальных инструментов в первую очередь волос смычка, так как именно он извлекает звук из инструмента. Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов. Вторым фактором является качество струн на инструменте. При общей их однородности, также выделяют сольные и учебные инструменты.

К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино – в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости.

Рояли используются для сольной игры и в составе симфонических оркестров и ансамблей. Пианино – более компактный инструмент, широко используется для домашнего музицирования, пользуется большим спросом не только у профессионалов, но и у любителей.

Основными узлами клавишных инструментов являются клавишный и педальный механизмы, резонансная дека, опорные конструкции, струнная одежда, корпус.

По звуковым свойствам и внешней отделке выпускают пианино обыкновенного, повышенного и высшего качества. На качество, в первую очередь, влияют отделка корпуса, качество резонансной деки и отлаженность клавишного механизма.

Литература

1. Балаева С. И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров- М.: Дашков и Ко, 2008 г.

2. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров – М.: Издателько-торговая корпорация "Дашков и Кº", 2007.

3. Харитонова Е.В. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров – М.: Эксмо, 2010