Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Факторы и резервы роста прибыли предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

В условиях современной экономики России усиливается значение первичного звена всех преобразований хозяйствующих субъектов. Именно здесь формируются валовой доход и денежные накопления, будущие потенциальные возможности развития – инвестиционные ресурсы. На базе финансов организации, опосредующих кругооборот её фондов, не только создаются необходимые предпосылки производственной деятельности, но и виден положительный финансовый результат, во имя которого начинается любой бизнес. Успешное управление финансами в рыночных условиях невозможно без четкого представления процессов формирования затрат, доходов, капитала, распределения ресурсов, соответствующей политики развития, инвестиционной деятельности и так далее. Таким образом, управление финансами выступает одним из главных элементов управления организацией.

Прибыль выступает одним из основных показателей, характеризующих экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Она представляет финансовую часть национального дохода и занимает одно из главных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой.

Финансовое положение организаций предопределяется прибылью, гарантирующей полноту и своевременность выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой, характеризующей эффективность работы организации.

Высокая роль прибыли в развитии и обеспечении интересов собственников определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций.

Прибыль как экономическая категория и ее характеристика

Процесс управления финансами направлен на объекты, которые представляют собой активы и пассивы, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций. Ключевым элементом собственного капитала компании является нераспределенная прибыль. Прибыль лежит в основе достижения основных целей управления финансами. Соответственно можно утверждать, что прибыль, входящая в собственный источник финансовых ресурсов, является объектом управления финансового менеджмента.

Прибыль характеризует эффект, полученный в результате финансово-хозяйственной деятельности компании; является основным внутренним источником формирования собственного капитала; при сопоставлении с ценой капитала в относительном выражении характеризует изменение стоимости компании [38, с. 370]. Так считает профессор М. В. Романовский. Он не дает конкретной характеристики прибыли, в то время как, по мнению профессора А. М. Ковалевой прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности организаций [26, с. 47]. В этом определении четко отмечено, что прибыль является финансовым результатом деятельности организации, выраженным в денежной форме.

Наиболее полное определение прибыли, которое будет использовано нами в данной работе, предложил профессор И.А. Бланк. По его мнению, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [10, с. 29].

В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

Теория прибыли имеет глубокий генезис, так как проблемы эффективного ее формирования и использования интересовали экономистов еще с древних времен. Подходы к рассмотрению прибыли учёными указаны в прил. А.

Рассматривая сущность прибыли, в свете современной экономической парадигмы, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики [10, с. 10]:

- прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности;

- прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха;

- прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса;

- в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

- прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для её расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. Таким образом, были выявлены функции прибыли, основные из которых отображены на рис. 1.

Оценочная функция прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, то есть отражает конечный финансовый результат.

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 1 - Функции прибыли

Стимулирующая функция прибыли связана с процессом экономического стимулирования фирмы и ее работников. Прибыль используется для формирования поощрительных фондов фирмы, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса. Распределительная функция определяет возможность прибыли выступать инструментом распределения чистого дохода между коммерческой организацией и бюджетом.

Роль прибыли организации можно определить следующим образом:

1) прибыль является одной из главных целей предпринимательской деятельности, конечной целью является рост благосостояния собственников;

2) прибыль создает базу экономического развития государства в целом, с помощью механизма перераспределения прибыли через налоговую систему наполняется доходная часть бюджетов всех уровней бюджетной системы;

3) индивидуальный уровень прибыли в сравнении с отраслевым характеризует степень умения менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики;

4) прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие организации.

5) прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации, то есть чем выше сумма и уровень капитализации полученной прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость чистых активов;

6) социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально незащищенных членов общества;

7) прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства.

Следует отметить, что роль прибыли, по мнению многих экономистов, не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом (от "теневой" деятельности организаций и т.п.).

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организации представляет собой разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов.

Формирование нераспределенной прибыли представлено в табл. 1.

Таблица 1 - Формирование нераспределенной прибыли организации [35, с. 373]

Действие

Показатели отчета о прибылях и убытках

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

-

НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.

-

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибль

-

Коммерческие расходы

-

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

±

Проценты к получению (+), проценты к уплате (-)

+

Доходы от участия в других организациях

+

Прочие доходы

-

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

±

Отложенные налоговые обязательства (±), отложенные налоговые активы (±)

-

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

-

Дивиденды и аналогичные отчисления

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток отчетного года)

Существует множество классификаций по видам прибыли

Классификация видов прибыли [10, с. 26]

Признаки классификации прибыли

Виды прибыли по соответствующим признакам классификации

1. Характер отражения в учете

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.

Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой.

2. Характер деятельности

Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.

Прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.

3. Основные виды хозяйственных операций

Прибыль от реализации продукции – результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином "доходы от внереализационных операций", однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами и другие.

4. Основные виды

деятельности

Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.

Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению и продаже амортизируемого имущества – основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия

5. Состав формирующих

элементов

Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом суммы переменных затрат.

Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных.

 Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

6. Характер налогообложения

Налогооблагаемая прибыль и прибыль не подлежащая налогообложению. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

7. Характер инфляционной

очистки

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

8. Достаточность уровня

формирования

Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия внешних и внутренних текущих затрат, остается доход, равный минимальной ставке депозитного процента.

Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.

9.Рассматриваемый период

формирования

Выделяют прибыль предшествующего периода (то есть периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль).

10. Характер использования

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия.

Потребленная прибыль – ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.

11. Степень использования

Нераспределенная прибыль – часть сформированной прибыли предприятия, которая еще не распределена (а соответственно и не использована) на конкретные хозяйственные нужды.

Распределенная прибыль характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности.

12. Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании) и отрицательная прибыль (убыток)

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на её получение (увеличение), делят на две основные группы, представленные на рис. 2.

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на величину прибыли [52]

Внутренние факторы увеличения прибыли осуществляют воздействие на размер прибыли организации через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции [52]:

- уровень хозяйствования;

- компетентность руководства и менеджеров;

- конкурентоспособность продукции;

- уровень организации производства и труда;

- производительность труда;

- состояние и эффективность производственного и финансового планирования и другие.

Внешние факторы не зависят от деятельности организации, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли:

- конъюнктура рынка;

- уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

- нормы амортизационных отчислений;

- природные условия;

- государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и другие.

В результате исследования точек зрения таких авторов, как М.В. Романовский, И.А. Бланк, Е.И. Шохин мы пришли к выводу о том, что прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами в процессе осуществления этой деятельности. К функциям прибыли относятся распределение, оценка и стимулирование деятельности рабочих.

Сущность, функции и методы управления прибылью

Высокая роль прибыли в развитии организации и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления ею. Вопросы управления прибылью занимают важнейшее место в современной экономике и рассматриваются такими учёными, как А.А. Володина, И.А. Бланк, М.В. Романовский и другими.

Как такового определения управления прибылью авторы в своих трудах не дают, они сопоставляют управление прибылью с понятием "финансовый менеджмент". И.А. Бланк говорит, что управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии [10, с. 29]. По нашему мнению, данное определение точно описывает процесс управления, и сильной его стороной является указание на этапы управления прибылью.

По мнению профессора И.А. Бланка, эффективное управление прибылью обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются [10, с. 29]:

- интегрированность с общей системой управления;

- комплексный характер формирования управленческих решений;

- высокий динамизм управления;

- вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

- ориентированность на стратегические цели развития организации.

Обозначенные автором исходные положение к управлению прибылью позволяют сделать данный процесс наиболее качественным, быстрым и нацеленным на результат.

Цель управления прибылью совпадает с целью основной целью деятельности организации. Т.В. Кириченко, Т.П. Варламова, И.А. Бланк схожи во мнении, что главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников организации в текущем и перспективном периоде. По нашему мнению, данная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала, и объединяет такие цели как максимизация прибыли, финансовая устойчивость и другие.

Исходя из этой главной цели, процесс управления прибылью призван решать следующие основные задачи [10, с. 30]:

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу организации и рыночной конъектуре.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости организации.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.

Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них, по нашему мнению, носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников и персонала и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью важным является согласование отдельных задач между собой.

В процессе управления прибылью главные цели и основные задачи реализуются путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы: функции управления прибылью как управляющей системы и функции управления прибылью как специальной области управления, которые были сведены нами в рис. 3.

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 3 - Функции процесса управления прибылью

Теоретическая основа методов управления прибылью требует глубокой и тщательной проработки, поскольку неправильное их использование может привести к серьезным отрицательным последствиям. Для начала необходимо рассмотреть саму сущность понятия метода управления.

Под методами управления прибылью будем понимать средства и способы воздействия субъекта управления на процесс формирования, распределения и использования прибыли.

Существует несколько подходов к классификации методов управления прибылью. И.А. Бланк в своей работе приводит такие методы управления как организационное обеспечение, информационное обеспечение, планирование, анализ и контроль прибыли [10, с. 38]. Данная классификация является узкой и не рассматривает воздействие на людей. Мы считаем, что заслуживает внимания классификация по содержанию воздействия: экономическое, организационное, социально-психологическое, предложенная П.И. Башировой и И.А. Чеховской [7].

Совокупность существующих методов позволяет сгруппировать их по следующим видам, указанным на рис. 4.

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 4 - Методы управления прибылью организации [7]

Экономические методы управления прибылью представляют собой систему мероприятий, влияющую на производство не прямо, а косвенно, с помощью экономических стимулов и рычагов и ориентирующую деятельность организации и его работников в нужном для общества направлении [7].

Между экономическими интересами организации, государства и коллектива существуют объективные противоречия. Проблема сочетания этих интересов относится к числу сложных. Она включает решение целого ряда задач, например, установление в каждый конкретный период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, фондами заработной платы, поощрительными фондами и так далее.

Система экономических методов управления прибылью использует все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование, ценовую политику, налоги и другие.

Организационно-распорядительные методы управления прибылью основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на его объект с помощью силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и так далее. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного, а также каждого звена и уровня управления, говорит Баширова П.И.

П.И. Баширова выделяет три группы организационно-распорядительных методов:

1) распорядительные;

2) организационно-стабилизирующие;

3) дисциплинирующие [7].

Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

Социально-психологические методы управления прибылью основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно нравственных ценностей - добра и зла, нравственных начал в обществе, отношения к личности и так далее.

Автор классификации Т.И. Баширова приводит пример управления с помощью социально-психологических методов, это могут быть личностные характеристики работников, способы организации труда и рабочих мест, система стимулирования работников, социально-бытовые условия работников и так далее.

Использование социально-психологических методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его роль в формировании отдельных работников.

Методы управления прибылью можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в случае, если применяется система методов, в которой каждый метод дополняет и усиливает другой.

При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ [7].

Выбор методов управления прибылью организации зависит:

- от цели бизнеса, формы собственности и хозяйствования;

- от размера организации, обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами;

- от уровня подготовки кадров;

- конъюнктуры рынка;

- от политики государства и так далее.

Управление прибылью, таким образом, представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования, чтобы осуществлять поставленные цели организации. Функции управления прибылью делятся на два блока: функции управления прибылью как управляющей системы и функции управления прибылью как специальной области управления.

Под методами управления прибылью понимают средства и способы воздействия субъекта управления на процесс формирования, распределения и использования прибыли. Методы управления прибылью должны применяться в системе и содержать как экономические методы, которые включают в себя планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование, ценовую и налоговую политику, организационно-распорядительные методы, которые включают распорядительные, организационно-стабилизирующие и дисциплинирующие методы, а также группу социально-психологических методов, включающие морально-этическую категорию, нравственные ценности и взаимоотношения между людьми.

Анализ динамики и структуры прибыли предприятия

Финансовые результаты деятельности любого предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (или чистых активов), базовым источником которого выступает прибыль от основной, инвестиционной, финансовой деятельности. Источники формирования прибыли предприятия представлены на рис. 5.

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 5 – Источники прибыли предприятия

Прибыль есть часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами (те. после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.

Размер прибыли находится в зависимости от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия, т.к. данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

К основным задачам анализа прибыли предприятия относятся:

- изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимися ресурсами предприятия и конъюнктурой рынка;

- осуществление систематического контроля за процессом формирования прибыли и изменения ее динамики;

- определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты предприятия и проведение оценки качества прибыли;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения уровня доходности предприятия;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- выработка рекомендаций по совершенствованию эффективности системы управления прибылью.

Источниками информации для проведения анализа прибыли предприятия выступают данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, статистической финансовой отчетности, а также материала бизнес-плана предприятия.

В процессе изучения динамики прибыли учитываются инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого величина выручки корректируется на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

После этого уже детально изучаются факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли (табл 4). В процессе анализа состава и динамики прибыли не стоит упускать из внимания тот факт, что размер прибыли во многом зависит от учетной политики предприятия.

В ходе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный год (табл. 2).

Таблица 2 – Анализ состава и динамики прибыли предприятия

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Суммы, тыс. руб.

в %

1

2

3

4=3-2

5=3/2*100%

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)

Валовая прибыль

Прибыль от продаж

Сальдо от процентов к получению и уплате, в т.ч.:

проценты к получению

проценты к уплате

Прибыль от участия в других организациях

Сальдо прочих доходов и расходов

Прибыль до налогообложения

Нераспределенная (чистая) прибыль

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности.

В первую очередь в ходе анализа динамики показателей прибыли оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, а далее отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов.

Для анализа структуры прибыли также потребуются данные отчета о прибылях и убытках и подготавливается табл. 3.

При анализе структуры прибыли отчетного периода сначала анализируются удельные веса ее отдельных составляющих. Позитивным моментом принято считать высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. На предприятиях испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до налогообложения, как правило, высокая доля внереализационных расходов. Такие предприятия обеспечивают собственное самофинансирование при помощи реализации собственного имущества и сдачи его в аренду.

Таблица 3 – Структура прибыли предприятия

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Изменение

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, в %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, в %

Суммы, тыс. руб.

Уд. веса, в %

1

2

3

4

5

6

7

Прибыль от продаж

Сальдо процентов к получению и уплате

Прибыль от участия в других организациях

Сальдо прочих доходов и расходов

Прибыль до налогообложения

100

100

-

В заключении анализа доходов и расходов предприятия разрабатываются конкретные мероприятия, которые направлены на предупреждение и сокращение убытков и потерь от прочих видов деятельности.

Факторный анализ прибыли предприятия

Vетодика анализа состава и структуры анализа прибыли предприятия показывает, что в качестве определяющего фактора, формирующего прибыль до налогообложения, является прибыль от продаж. Поэтому следующим этапом анализа прибыли выступает факторный анализ прибыли от продаж, в результате которого выявляется влияние на изменение величины прибыли от продаж следующих факторов:

а) объема продаж в натуральном выражении;

б) структуры продаж;

в) цены продукции;

г) себестоимости единицы реализованной продукции.

Исходная модель влияния перечисленных факторов на результативны показатель принимает вид смешанной модели, которая будет решена способом цепной подстановки:

(1)

где Пп – прибыль от продаж; – общий объем продаж в натуральном выражении; – удельный вес i-го наименования продукции; – полная себестоимость единицы i-го наименования продукции.

Исходные данные для анализа прибыли от продаж собственной продукции представлены в табл. 4.

Таблица 4 – Исходные данные для анализа прибыли от продаж собственной продукции

Показатель

Объем продаж:

базисного периода

отчетного периода в структуре и ценах базисного периода

отчетного периода в ценах базисного периода

отчетного периода

Общая себестоимость продаж:

базисного периода

отчетного периода в структуре и себестоимости базисного периода

отчетного периода в себестоимости базисного периода

отчетного периода

Прибыль от продаж:

базисного периода

отчетного периода в структуре, ценах и себестоимости базисного периода

отчетного периода в ценах и себестоимости базисного периода

отчетного периода в себестоимости базисного периода

прибыль отчетного периода

Общее изменение прибыли от продаж:

(2)

Влияние факторов на общее изменение прибыли от продаж:

а) изменение объема продаж:

(3)

б) изменение удельного веса:

(4)

в) изменение цен на продукцию

(5)

г) изменение себестоимости продукции:

(6)

Таким образом, в результате факторного анализа выявляется влияние таких факторов как: объема продаж в натуральном выражении; структуры продаж; цены продукции; себестоимости единицы реализованной продукции на величину прибыли от продаж продукции (работ, услуг) предприятия.

Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными источниками резервов роста прибыли выступают увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6).

Факторы и резервы роста прибыли предприятия

Рисунок 6 – Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от операционной деятельности

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

(7)

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом предварительно выявленных резервов снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста:

(8)

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Размер резерва определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации данного вида продукции:

(9)

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта. А в заключении обобщаются выявленные резервы роста прибыли.

Резервы роста прибыли предприятия

Основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в процессе своей деятельности:

1) соотношение цен на выпускаемую продукцию и затраты на ее производство. Эта проблема является достаточно общей для большинства российских предприятий. Рост цен на сырье, материалы, энергоносители, топливо, комплектующие опережает улучшение платежеспособности потребителей. В результате происходит рост себестоимости продукции, снижение прибыли предприятия, и как следствие, появляется тенденция планового снижения показателей рентабельности работы предприятия;

2) сбыт и конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность определяется потребительскими свойствами и ценой. Можно выделить следующие причины недостаточной конкурентоспособности продукции:

а) в производстве применяется устаревшее оборудование;

б) недостаточно гибкость цен. Одним из источников данной проблемы является опережающий рост издержек производства по отношению к ценам реализации. В итоге удлиняется цикл производства и реализации продукции, требуются дополнительные кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств. В целом эту проблему усугубляет постоянное изменение налоговой системы: величины ставок, виды платежей, порядок их взимания и т.п.

Основной резерв роста прибыли – увеличение объема продаж и уменьшение остатка оборотных средств.

Кроме того, в качестве резервов увеличения прибыли предприятия можно рассматривать увеличение объема реализации продукции, повышение цен на продукцию, снижение себестоимости продукции, повышение качества продукции, поиск более выгодных рынков сбыта и реализация в более оптимальные сроки произведенной продукции.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. К функциям прибыли относятся распределение, оценка и стимулирование деятельности рабочих. Прибыль является объектом финансового менеджмента, так как входит в состав источников финансовых ресурсов организации, они в свою очередь попадают под контроль финансового менеджера, под управлением которого достигаются цели организации.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования, чтобы осуществлять поставленные цели организации. Функции процесса управления прибылью прибыли делятся на два блока: функции управления прибылью как управляющей системы и функции управления прибылью как специальной области управления. Что касается методов управления прибылью, то они должны применяться в системе и содержать как экономические методы, так и организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. [Текст] // Собрание законодательства РФ. – № 32. – ст. 87. (ред. от 05.05.2014 г.).

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 (в ред. от 30.01.2014) [Текст] // Собрание Законодательства РФ. – №32. – ст. 3340.

3. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 8.02.1998 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – №7. – ст.785 (ред. от 29. 12. 2012 г.).

4. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).

5. Аксененко А.Ф. Себестоимость в системе управления отраслью: Учет и анализ [Текст] / А.Ф. Аксененко. – М.: Экономика, 2014. – 168 с.

6. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов [Текст] / В.Г. Артеменко, Н. В. Анисимова. – М: КноРус, 2013. – 288 c.

7. Баширова, П.И., Чеховская, И.А. Методы управления прибылью предприятия [Электронный ресурс] / Управление, Бизнес и Власть. – 2013. – № 1.

8. Беляев Е.В. Этапы внедрения процессного подхода как инновационного проекта по совершенствованию деятельности компаний [Текст] / Е.В. Беляев, Е.С. Сергиевский // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2013. – № 2. – С. 5-10

9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности [Текст] / Л.А. Бернстайн. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 188 с.

10. Бланк И.А. Управление прибылью [Текст] / И. А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2013. – 768 с.

11. Большой экономический словарь [Текст] / А.Н. Азрилиян. – М.: ОМЕГА-Л, 2014. – 1376 с.

12. Бородина Н.М. Методы управления затратами, используемые на Российских предприятиях [Электронный ресурс] / Н. М. Бородина, В. А. Экова.

13. Бурцев В.В. Управление прибылью предприятия [Текст] / Финансовый менеджмент, № 4. – 2014. – с. 12-18.

14. Варламова Т.П. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ", 2014. – 304 с.

15. Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учебное пособие / О. Б. Вахрушева. – М.: Дашков и К, 2014. – 252 с.

16. Википедия

17. Гомонко Э.А. Управление затратами на предприятии [Текст]: учебник / Э.А. Гомонко, Т.Ф. Тарасова. – М.: КНОРУС, 2014. – 320 с.

18. Гончарова Э.А. Управление затратами и результатами деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.

19. Жарикова Л.А. Управленческий учет [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Жарикова. – Тамбов: Тамб. гос. техн. ун–т, 2013. – 136 с.

20. Загородников С.В. Краткий курс по финансовому менеджменту [Текст]: учеб. пособие / С.В. Загородников. - 3 изд., стер. – М.: Издательство "Окей книга", 2014. - 174 с.

21. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы [Текст]: учебник. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2014. – 480 с.

22. Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью. / Л. Н. Кириллова // Экономический журнал. – 2013. – №2.

23. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Т.В. Кириченко. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011. – 484 с.

24. Кияткина, Е. П. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / Е. П. Кияткина, С. В. Федорова. – Самара: Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, 2014. – 71 с.

25. Клейман А. В. Управление затратами [Текст]: учеб. пособие / А.В. Клейман. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2013. –287с.

26. Ковалева А. М. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / А. М. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2013. – 336 с.

27. Коптелов А. Внедрение процессного управления при автоматизации бизнес-процессов [Текст] // Финансовая газета. – 2014. – № 10.

28. Корсаков М. Н. Экономика предприятия

29. Кривда С.В. Экономическая прибыль предприятия [Электронный ресурс] / С.В. Кривда // Бизнес в законе. – 2011. – №3.

30. Крохина Ю.А. Финансовое право России [Текст]: учебник / Ю. А. Крохина. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2013. – 720с.

31. Кудина М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. пособие / М.В. Кудина. – 2-е изд. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 256с.

32. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Дата обращения: 09.03.2014. Режим доступа: http://info.minfin.ru/.

33. Мицкевич А. Управление затратами и прибылью. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2011. – 192 с.

34. Нехороших О. В. Управление платежеспособностью строительной организации: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05.

35. Огарев, Г.В. Законы эффективного управления компанией [Текст] / Г.В. Огарев. – М.: Феникс, 2013. – 448 с.

36. Палий, В.Ф. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий [Текст] / В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 493с.

37. Поздняков, В. Я., Казаков С. В. Экономика отрасли [Текст]: учеб. пособие / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков. - М.: Инфра-М, 2014. - 309 с.

38. Романовский, А. И. Корпоративные финансы [Текст]: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.

39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 544 с.

40. Симоненко Н.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. пособие в 2 ч. Ч.1 / Н.Н. Симоненко, А.В. Барчуков, П.Ю. Островский. – Хабаровск: Издат. ДВГУПС, 2012. – 122 с.

41. Скляренко В.К. Экономика предприятия [Текст]: учеб. для вузов / В.М. Прудников В.М. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 528 с.

42. Степанов И. С. Экономика предприятия [Текст]: учебник / под общей ред. И. С. Степанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2013. – 620 с.

43. Танашева О. Г. Анализ и прогнозирование финансового состояния коммерческих организаций [Текст]: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – 139 с.

44. Танашева О.Г. Управленческий анализ условий, факторов и результатов производства [Текст]: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2013. – 139 с.

45. Теплякова Т.Ю. Контроллинг [Текст]: учеб. пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. − 143 с.

46. Тихомиров Е. Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия [Текст]: учебник для студ. вузов / Е. Ф. Тихомиров. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 384 с.

47. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений [Текст]: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. – СПб.: Издат. СПбГУЭФ, 2012. – 101 с.

48. Трунова Е.В. Место контроллинга в цикле управления бизнес-процессами [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 5. – с. 19 – 24.

49. Фофанов В.А. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции различных отраслей [Текст] / В. А. Фофанов. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2013. – 312 с.

50. Чернер Н. Наиболее экономичным способом [Электронный ресурс] / Экономика бизнеса. – 2014. – № 50.

51. Чуев И.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности [Текст] / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 368с.

52. Шохин Е. И. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Е. И. Шохин; под ред. проф. Е. И. Шохина. - 3-е изд., стер. - М: КНОРУС, 2012. - 480с.