Этика деловых отношений на государственной службе

Часто в основе успехов и неудач органа государственного управления лежат причины, прямо или косвенно относящиеся к культуре управления. Проявление интереса к вопросам деловой этики и особенностям деловых и межличностных отношений помогает развить способность ориентироваться в сложном мире человеческого общения и принимать взвешенные решения. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в служебной или предпринимательской деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность этики деловых отношений

Этика деловых отношений

Для выявления сущности этики деловых отношений необходимо рассмотреть значение термина "этика" как такового. Этика – учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности. Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

В настоящее время под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Основополагающие нормы этики: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п. – это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений.

Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

Деловая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых культурным обществом к характеру его общения с людьми, социальному облику, адаптированные к его практическим нуждам сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Сюда относятся и этика ведения переговоров с партнерами, и использование этических методов конкуренции, и этика оформления документации, и многое другое. Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам, поведения.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления даже в мелочах их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления "с наскока" слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать конфликтных ситуаций. Известна древняя мудрость: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания.

Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и, наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволяет составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил – личный или деловой.

Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

Практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность.

Понятие профессиональной этики и ее виды

Само понятие "профессиональной этики" тесно связано с существованием профессиональных кодексов (этика в прямом смысле слова есть философская наука о морали). Профессиональная этика – так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Профессиональные группы стремятся выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие отношение членов групп друг к другу. В современном мире принято множество профессиональных кодексов – врачей, юристов, журналистов, архитекторов, ученых, государственных служащих, парламентариев и других групп; существуют специфические нормы поведения для разных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов свидетельствует о нравственном прогрессе человечества.

О профессиональной морали можно говорить применительно к формированию нравственных отношений между руководителем и подчиненными, между сотрудниками разных специальностей. Эти отношения регулируются служебной этикой. Неслучайно, что сегодня в центре внимания сегодня находится этика управления и инженерная этика. Нарушение норм профессиональной морали оказывает негативное влияние на статус той или иной профессиональной группы. Ценности и нормы профессиональной морали являются важнейшим инструментом регуляции поведения специалиста.

Этика профессионалов должна соответствовать общечеловеческим гуманистическим критериям. Зачастую, провозглашая принципы гуманизма, профессиональные кодексы отстаивают обособленные корпоративные интересы профессиональных групп, порождая "корпоративную мораль", отчуждая "мир профессионалов" от общепринятого ценностного контекста. Все шире распространяется мнение, что зачастую профессионалы действуют не на благо общества в целом, а преследуют цели защиты собственных "клановых интересов". Так, врачи, заявляя о приоритетном праве "лечить" заболевания медицинскими препаратами, приносят вред обществу, скрывая тот факт, что основными причинами заболеваний людей являются нелюбимая работа, стяжательство, конкуренция, отсутствие настоящих возможностей для творчества и контроля над своей собственной жизнью и множество других социальных факторов.

С одной стороны, общество само предоставляет профессионалам право на доступ к недозволенным знаниям, разрешает действия, запрещенные для остальных и даже для самого специалиста – профессионала во внерабочее время или за пределами места работы (например, некоторые виды врачебной практики, научная деятельность и т.п.). С другой стороны, сегодня профессионалы не защищены от критики в обществе. Кроме того, существует немного профессий, которые могут претендовать на былую "независимость" от общества и интересов правящих классов. Например, и в западных странах, и в России, большинство врачей работают в рамках государственной системы здравоохранения, большинство преподавателей – в рамках системы государственного образования, многих адвокатов, архитекторов и бухгалтеров берут на работу крупные корпорации и компании. Появились новые профессии в результате роста управленческого аппарата, а также внедрения научно-технических новшеств. Реклама, телевидение, работа в сфере социального обслуживания претендуют на высокий статус профессии.

Во второй половине ХХ века получила распространение идея "нейтральной" профессиональной этики. Так, английский мыслитель Б. Рассел провозгласил основным принципом независимой этики ученых и философов научную правдивость. Научная правдивость – убеждения, основанные на непредвзятых наблюдениях и выводах, лишенные всяческого пристрастия. Следование таким этическим нормам должно умерить фанатизм и помочь разрешению различных конфликтов.

Однако сегодня вряд ли уместно говорить об этической "нейтральности" профессиональных кодексов, так как крайне обострился вопрос об антигуманном использовании потенциала научных открытий (использование ядерной энергии, экологические проекты, технологии "генной инженерии" и т.п.). В наше время самой сложной проблемой профессиональной этики становится проблема нравственной ответственности специалистов за использование достижений научно – технического прогресса, хранение, передачу и умножение знаний.

Необходимо подчеркнуть, что самые совершенные профессиональные навыки в отрыве от нравственной оценки ничего не говорят о профессионализме (равно, как и наоборот). Отсутствие нравственной составляющей делового поведения получило название дефицита профессионализма.

Особую значимость проблема нравственного регулирования профессиональных отношений приобретает в "обществе конкуренции", в системе хозяйствования, построенной на принципах либерализма – рыночной экономике. Проблема эта особенно актуальна для нашей страны, так как в современной России осуществляется переход к цивилизованным рыночным отношениям, формируется правовое гражданское общество, основанное на исключающем вседозволенность соблюдении прав и свобод личности.

Государственная гражданская служба в РФ и роль этики в её функционировании

Институт государственной службы, выступая в качестве института общественного служения, может стать фактором социальной стабилизации и развития, духовно-нравственного оздоровления общества, гарантом построения правового государства исключительно при условии возрождения ее исконного идеального назначения – служения обществу. В связи с этим, преодоление кризисных явлений в современном российском обществе, формирование современного конкурентоспособного государства, эффективно решающего задачи социально-экономического и общественного развития, требует решения системной задачи формирования механизмов культивирования этических принципов и ценностей в системе государственной службы.

В условиях постоянных политических, экономических и общественных изменений формирование здорового нравственного сознания в системе государственной службы выдвигается на передний план прикладной этической науки, опережающие и прогностическое понимание происходящих изменений, позволит России сохранить свое единство и суверенность в XXI веке. Совершенствование кадровой политики требует разработки единых научно обоснованных этических подходов к определению нравственных качеств государственных служащих, их отбору, кадровому продвижению и контролю над профессиональной деятельностью. Важно отметить, что создание отечественной модели морального регулирования государственной службы уже давно необходимо российскому обществу, а поэтому требует серьезного теоретического осмысления этической наукой.

Государственный служащий, обладая специальным правовым статусом, является одновременно выразителем публичных интересов государства, а также носителем своих частных интересов. В процессе исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей могут возникать ситуации, в обобщенном виде получившие название "конфликт интересов", когда личная заинтересованность государственных служащих влияет или может повлиять на исполнение ими своих должностных обязанностей.

Использование категории "конфликт интересов" для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения воздействия на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. Вместе с тем отмечается, что эта правовая категория, обладает неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддается внутреннему и внешнему контролю, имеет нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулировании.

При изучении этики деловых отношений на государственной службе важно подчеркнуть, что государственная служба держится на системе нравственных принципов, которые очень важны в связи со спецификой деятельности.

Нравственные принципы государственной службы − это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

К нравственным принципам государственной службы относятся

  1. Принцип служения государству и обществу.
  2. Принцип законности.
  3. Принцип гуманизма.
  4. Принцип ответственности.
  5. Принцип справедливости.
  6. Принцип лояльности.
  7. Принцип политической нейтральности.
  8. Принцип честности и неподкупности.

Государственному служащему, облеченному властными полномочиями, следует постоянно помнить о том, что исторически русский человек оценивал действия властей всех уровней не через призму их соответствия установленным законам, а через призму того, как они соответствовали народным представлениям о справедливости.

Государственный служащий должен быть лояльным как по отношению к своему работодателю, так и по отношению к своей профессии. Бывают случаи, когда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, чиновник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей.

Если чиновник не способен разрешить проблему, связанную с конфликтом между требованиями его работодателя и профессиональными требованиями, то, согласно принципу лояльности, он может, исчерпав все другие возможности, остаться с единственно возможным выходом − подать заявление об увольнении.

Нравственные требования к государственному служащему

Нравственные требования к государственному служащему

Кроме этого, государственный служащий не должен выражать в средствах массовой информации свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо; должен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью; вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.

Нормативно-правое регулирование этики на государственной службе

В специальной литературе этика поведения государственного служащего рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения государственного служащего имеет нормативно-деонтологический характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство государственной службы. Именно в них находят воплощение предписывающие, запретительные и рекомендательные нравственные императивы, а также формируются такие измерения морально-этического пространства государственной службы, как гуманизм, верность служебному долгу, гражданственность, патриотизм, профессиональная честь, искренность, честность и правдивость, доброжелательность, чуткость и отзывчивость, а также корректность, тактичность, деликатность и пунктуальность.

В числе нормативных правовых актов, включающих правила этического поведения гражданских служащих, необходимо назвать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". К основным вопросам, которые регулируются настоящими нормативными правовыми актами, относятся: служебное поведение гражданских служащих, соблюдение ими ограничений и запретов, а также конфликт интересов на гражданской службе.

Как отмечается в федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" статус, права и обязанности государственного гражданского служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют базовые нравственные ценности служащего, которые, в свою очередь, влияют на его ответственное поведение.

Так, к основным обязанностям гражданского служащего закон относит соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных государственных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов федерации и обеспечение их исполнения. Исполняя должностные обязанности, государственный служащий следует должностному регламенту. Выполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством, также является его профессиональным долгом. Закон вменяет в обязанность служащему при исполнении должностных обязанностей:

  • соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимой для надлежащего исполнения обязанностей;
  • не разглашать сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство.

Отдельно оговорены в законе нормы, требующие соблюдения ограничений и запретов, выполнения обязательств и требований к служебному поведению, установленные федеральным законом и другими законами.

В иерархической форме ответственности и индивид, и организация (ведомство) имеют большую степень свободы при решении своих задач (стандарты в этом случае не такие жёсткие). Грань между профессиональной и политической ответственностью государственного служащего можно провести, исходя из критерия оценки результатов. Если в профессиональной ответственности критерием полагается внутреннее оценочное суждение индивида, то в политической ответственности им является заданное "внешними факторами" ожидание результатов и его реализация. Не исключено и сочетание двух вариантов, когда составляющей профессиональной нормы выступает политическая ответственность.

Под конфликтом интересов в Федеральном Законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнением им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Сходное определение дано в ст. 10 ФЗ "О противодействии коррупции". Здесь же устанавливаются дополнительные правила в сфере конфликта интересов. Как следует из частей 4, 5, 6 ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции", предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей, и/или в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Гражданский служащий во избежание конфликта интересов может заявить самоотвод. Если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями, он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В оценочном отчете в отношении Российской Федерации, утвержденном на пленарном заседании Группы государств против коррупции1–5 декабря 2008 г., было рекомендовано принять модельный кодекс этики для должностных лиц, включая гражданских служащих, который мог бы быть адаптирован для различных сфер государственного управления, а также обеспечить его применение на практике.

23 декабря 2010 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Типовой кодекс). Типовой кодекс не содержал новых предписаний и объединил уже существующие этические нормы, предусмотренные упомянутыми федеральными законами и указом Президента Российской Федерации.

В 2011 году в федеральных органах государственной власти, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации3 была проведена работа по утверждению кодексов этики по образцу Типового кодекса. Указанные кодексы утверждены в основном ведомственными нормативными правовыми актами и за незначительными исключениями идентичны друг другу.

Роль кодекса поведения на государственной службе

Роль кодекса поведения на государственной службе

Кодексы этики в государственных органах обычно состоят из четырех разделов: "Общие положения", "Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих", "Этические правила служебного поведения гражданских служащих", "Ответственность за нарушение положений Кодекса". В первом разделе излагаются цели принятия кодексов этики, определяется сфера их действия. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих, изложенные во втором разделе, повторяют нормы ст. 18 Закона о гражданской службе и положения Указа о принципах служебного поведения. Этические правила служебного поведения гражданского служащего включают в себя требования морально-этического характера (например, воздержание от грубости, от проявления пренебрежительного тона в общении, предъявления незаслуженных обвинений, проявление вежливости, доброжелательности), нормы делового этикета (например, воздержание от курения во время служебных совещаний, деловой стиль в одежде).

Таким образом, на сегодняшний день правила этического поведения гражданских служащих закреплены на законодательном уровне и в указе Президента России. Кодексы этики, утвержденные в федеральных и региональных органах государственной власти, фактически представляют собой компиляцию уже существующих норм права и самостоятельных уточняющих правовых положений почти не содержат.

Несоответствие уровня моральной культуры государственных служащих нуждам настоящего порождает дисфункцию, снижает эффективность деятельности управленческих кадров.

Незавершенность законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам этики и морали государственных служащих не оказывает содействие улучшению управленческой и кадровой ситуации в Российской Федерации.

Проблемы в сфере этики на государственной службе

Современные реалии государственного управления и государственной службы как в России, так и в зарубежных странах свидетельствуют о том, что в работе их организаций в качестве доминирующих можно выделить только одну-две формы ответственности. однако в периоды кризисов или функциональных сбоев другие формы ответственности заполняют образующиеся пустоты. очевидно, что приоритет отдельных форм ответственности относителен, на смену им приходят альтернативные. субъект ответственности в принципе должен удовлетворять целому спектру требований – профессиональным показателям, навыку исполнения решений, политическим нормам. В современной практике государственного управления государственный служащий выполняет функции не столько "подчинённого", сколько специалиста-профессионала, в известной мере – новатора в сфере своей профессиональной компетентности.

В настоящее время важной проблемой является недостаточная конкретизация правил этического поведения гражданских служащих. В большинстве своем эти правила сформулированы достаточно абстрактно, иногда в виде принципов, и не могут служить повседневным руководством к действию для гражданских служащих в конкретных ситуациях. Нужны более четкие нормы, рассчитанные на обширный круг ситуаций. Такие правила могли бы быть закреплены в кодексах этики. Однако та форма, в которой такие кодексы приняты повсеместно в настоящее время – ведомственный нормативный акт – не позволяют отступать от законодательства. Да и термин "кодекс" здесь используется весьма условно, так как кодекс этики по своей сути не является результатом кодификации. Возможно, определенную роль здесь сыграли трудности перевода. За рубежом аналогичные документы, как правило, именуются английским словом "code". В переводе на русский язык это слово может обозначать не только законодательный акт, содержащий правовые нормы какой-либо отрасли права и систематизированный путем переработки действующего законодательства, но и простой набор (свод) правил или принципов поведения. Таким образом, кодексы этики правильнее было бы именовать сводом этических правил гражданских служащих.

Проблема профессиональной этики и соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих связана с тем, что их деятельность должна отвечать не только положениям законодательства, но и общепринятым моральным принципам и нормам.

Сегодня существуют фундаментальные моральные ценности, которые связаны с преданностью государственного служащего конституционному строю, уважением принятых в государстве законов, осознанием высокой ответственности за выполнение своего служебного долга, приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Именно эти ценности должны детерминировать деятельность государственных служащих и лежать в основе оценок эффективности государственной службы. Государственная служба как социально-правовой институт призвана выступать носителем должной морали и нравственных ценностей.

Наряду с этим в специальной литературе указывается на конфликтный потенциал государственной службы. Несоблюдение требований к служебному поведению, а также различные злоупотребления на государственной службе могут совершаться под влиянием личных, имущественных, финансовых и иных интересов государственного служащего вопреки общественным и государственным. Подобные ситуации квалифицируются как конфликт интересов.

Конфликт интересов в системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего интересам государства, общества и граждан. Это сложное социальное явление, в основе которого находятся множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий и обстоятельств, в том числе морально-этического характера. От развитости морально-психологических качеств и нравственных принципов государственного служащего будет зависеть моральный выбор и принятие морального решения в целях недопущения, предотвращения или снижения негативных последствий развития конфликта интересов.

Как показывает практика государственного управления, вопросы морально-этического соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества. Представляется, что принятие в государственных органах кодексов этики и служебного поведения будет способствовать формированию надлежащей нравственности государственных служащих и позволит существенно снизить уровень терпимости к коррупционным и иным правонарушениям на государственной службе, став важной правовой основой их профилактики.

В заключении необходимо подчеркнуть, что обилие проблем в сфере этики на государственной службе обусловлено не только правовыми и техническими проблемами. Для того чтобы установленные правила и нормы были жизнеспособными, руководители служб должны быть в них заинтересованы.

Литература

  1. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие – М.: Изд-во РАГС, 2010
  2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Ки-банова. – М: ИНФРА-М, 2010.
  3. Лачугина, Ю. Н. Этика деловых отношений: учебное пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
  4. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы – М: ГУУ, 2010
  5. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011
  6. Профессиональная этика: учеб. пособие / Под ред. М.И. Росенко. СПб: Владос, 2009
  7. Шишкина, А. А. Этика государственной службы на современном этапе развития России / И. Ю. Добродеева, А. А. Шишкина // Монография. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2010.
  8. Костюк О.Н. Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе // http://www.jurnal.org/articles/2012/uri11.html
  9. Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. 2008. №1. С. 25–35.
  10. Новоселова Н.В. Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. 2010. №6. С. 38–42.
  11. Шуралева C.В. Ваньков А.В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник Пермского университета 2012. Выпуск 1(15) – 192-201