Экономическая безопасность продукции АПК

Экономическая безопасность продукции АПК.

Статьи по теме
Искать по теме

Экономическая безопасность

В.А. Савин полагает, что "экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности".

На основе принятого определения могут формулироваться цели, задачи и функции государственных структур, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства. Для народно-хозяйственного региона угрожаемыми факторами являются: уровень благосостояния и качества жизни населения, покупательная способность населения; предложение услуг, производимых и потребляемых на территории региона; сальдо миграции населения; конкурентные возможности предприятий региона как на внутрирегиональном, так и внерегиональных рынках (зависимость от импорта ключевых продуктов); объем налогов, собираемых в регионе, и уровень занятости населения.

В современном мире наметилась устойчивая тенденция к неограниченному росту потребностей населения, удовлетворить которые становится все сложнее и сложнее. Справиться с этой задачей в отдельно взятой национальной экономике, какой бы развитой она не была, не под силу по причине ограниченности располагаемых факторов производства и специализации на производстве ограниченной номенклатуры товаров и услуг. Однако даже если предположить, что внутри страны могут быть произведены все те товары и услуги, в которых нуждается население, это вовсе не означает, что они будут конкурентоспособными по цене, поскольку использование недостаточных (а, значит, дорогостоящих) факторов производства будет увеличивать себестоимость продукции и, соответственно, цены. Все это порождает необходимость торговли между странами, поскольку именно международная торговля дает возможность удовлетворить имеющиеся потребности в тех товарах и услугах, которые необходимы, но не производятся в силу сложившегося международного разделения труда внутри страны, и по тем ценам, которые соответствуют ожиданиям потребителей.

Кроме того, международная торговля выступает необходимым инструментом удовлетворения "будущих" потребностей, когда в рамках экспортно-импортных операций на мировом рынке появляются принципиально новые товары и услуги. Их внедрение на мировой рынок всегда рискованно, поскольку они могут встретить как одобрение потребителей, если товар в состоянии отвечает перспективным, не осознаваемым ранее потребностям, так и их негативную реакцию, если он не соответствует представлениям покупателя о соотношении цены и качества или о принципиально новых потребительских свойствах товара. Преимущества участия в международной торговле проявляются не только на уровне потребителей, но и на уровне производителей. Рамки международной торговли позволяют им выйти за пределы внутреннего рынка и найти новые рынки сбыта своей продукции. Однако участие в международной торговле означает для них не одни лишь дивиденды в форме прибыли, но и ожесточенную конкурентную борьбу, в которой выживает сильнейший. Только тот, кто перманентно усиливает свои конкурентные преимущества, основанные на лидерстве по издержкам, качестве, сервису и т.д., кто гибко реагирует на любые внешние воздействия, кто разрабатывает долгосрочную стратегию своего пребывания на рынке, просчитав все риски, только тот в состоянии удержать лидирующие позиции на мировом рынке и добиться успеха. Это означает, что международная торговля является инструментом расширения сферы влияния и получения дополнительной прибыли за счет преодоления национально-таможенных границ, но только для тех, кто в состоянии наиболее эффективно удовлетворить потребности населения.

Выступая естественным фильтром для некачественных или неконкурентоспособных товаров, международная торговля позволяет, с одной стороны, предложить потребителям наиболее перспективные с их точки зрения товары в более широком ассортименте, а с другой стороны -завоевать производителям новые рынки сбыта за пределами внутреннего рынка при условии постоянного самосовершенствования, повышения устойчивости бизнеса на основе, в том числе, международной кооперации и сотрудничества.

Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли международных экономических отношений ставят на практические рельсы проблему усиления взаимозависимости стран. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в той или иной мере любая страна оказывается втянутой в систему мирохозяйственных связей, государств с полной экономической независимостью не существует. Ориентация только на внутренние источники роста чревата снижением темпов экономического роста и уровня общественного и личного благосостояния.

Только участие в международном разделении труда, оптимизирующее использование собственных и привлеченных факторов производства, позволяет создавать продукцию, которая не только в состоянии удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но и стать объектом международной торговли. Однако в условиях развития внешнеторговых связей между странами возможно возникновение проблемы экономической зависимости, когда доминирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера.

Национальная экономическая безопасность должна рассматриваться в контексте обеспечения совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.

В свою очередь, международная экономическая безопасность связана с обеспечением внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. С целью снятия угрозы экономической безопасности целесообразно перейти от отношений зависимости от внешнеторгового партнера к отношениям взаимозависимости на основе формирования прочной взаимосвязи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик. Для этого целесообразно расширить свое внешнеторговое сотрудничество, увеличив число стран-поставщиков импортируемой продукции, что определенным образом обострит конкурентную борьбу между ними и позволит устранить злоупотребления во внешнеторговой сфере.

Однако участие во внешней торговле порождает и другие угрозы, разрушающие основы экономической безопасности.

К числу этих основ, своеобразных "опорных столбов" экономической безопасности можно отнести:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, наличие в стране достаточно развитых отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для государства как в обычных, так и в экстремальных условиях.

2. Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности (по оценкам специалистов, порог абсолютной бедности не должен превышать 10%), имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества. Данное условие экономической безопасности также необходимо рассматривать с позиции выгод, которые несет в себе экспорт и импорт. Как уже отмечалось выше, возможность расширения рынка сбыта своей продукции за счет участия в международной торговле (при условии высокой конкурентоспособности предлагаемых к реализации товаров и услуг) стимулирует расширение производства, что снижает уровень безработицы, а значит, увеличивает уровень общественного благосостояния населения.

3. Стабильность финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности вкладчиков, размерами золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг.

Кроме того, импорт может осуществляться по демпинговым ценам, вне зависимости от того, идет ли речь о товарном или валютном демпинге, что выступает дестабилизирующим фактором в области ценообразования и служит источником дополнительной угрозы для национальной экономики.

4. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, поддержание максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта. Для определения этой структуры, выявления ее проблем, создающих угрозу экономической безопасности страны, и выработки мер по ее оптимизации, а также для оценки роли собственно внешней торговли в развитии национальной экономики используется система показателей.

Показатели экономической безопасности

Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Принято различать номинальный ВВП – стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель.

Демографические показатели

С помощью основных демографических показателей можно получить представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта.

Уровень преступности

Особую остроту приобретает вопрос криминализации общества, обнажая его социально – экономические проблемы.

Индикаторы уровня жизни населения

Неблагоприятную картину уровня жизни населения дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами.

Энергетическая безопасность

Проблема обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера – рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.

Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно–энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.

Внешнеэкономическая деятельность

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Для определения уровня экономической безопасности ( страны или региона ) используются различные методы. Их можно представить в виде 4 групп:

1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями (в частности, данный метод использовался С.Глазьевым ).

2. Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз.

3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений.

4. Методы прикладной математики и, в частности, многомерного статистического анализа.

Основной проблемой при использовании метода наблюдения основных макроэкономических показателей является выделение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, выявить объективные опасные тенденции (например, С.Глазьев в своей методике выделил 22 основных показателя. Среди них: ВВП, доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве, объемы инвестиций в % к ВВП, расходы на научные исследования, продолжительность жизни населения, уровень безработицы, уровень инфляции, объем внешнего и внутреннего долга и др.).

Достаточно широко используются методы экспертной оценки. Так, на их основе проводится оценка интегрального показателя надежности страны (английский журнал "Euromoney") или оценка странового риска.

Следует отметить, что пока нет общепризнанных методов оценки экономической безопасности. "Необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы. Далеко не все показатели экономической безопасности могут быть выражены в количественной форме. … Но применение многомерного подхода позволяет увидеть те стороны явления, которые трудно вскрыть, опираясь на один-два даже самых важных показателя".

Таким образом, обеспечение экономической безопасности – "это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. …Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов".

Обеспечение экономической безопасности при вхождении России в мировой рынок требует, с нашей точки зрения, усиления роли государства как регулятора. Развитие отечественного производства, усиление роли национальных компаний и фирм на внутреннем рынке, укрепление позиций России в мировом хозяйстве, как показывает опыт последних лет, весьма сложно обеспечить без активного применения в регулировании ВЭД более широкого инструментария протекционистских мер.

Их использование предусмотрено российским законодательством и является обычной практикой многих стран мира. Избирательное введение протекционистских барьеров представляется вполне оправданным и необходимым в условиях экономического спада и адаптации реального сектора к рыночным отношениям, когда необходимо определенное время для становления новых производств, осуществления структурной перестройки имеющихся мощностей или преодоления кризисных ситуаций в отдельных отраслях.

По мнению автора, основным инструментом противодействия импортозависимости предприятий региона является импортозамещение с умеренным протекционизмом. При этом импортозамещающую политику нужно рассматривать как переходный этап внутреннего производства региона от восстановления к повышению конкурентноспособности и последующей экспортной ориентации.

Продукция агропромышленного комплекса, как объект экономической безопасности

Государству принадлежит ведущая роль в обеспечении конкурентоспособности страны на всех уровнях, оно разрабатывает экономическую стратегию и политику, обеспечивает экономическую безопасность, создает условия и механизмы для реализации конкурентных преимуществ национальных производителей на внутреннем и мировом рынках, осуществляет регулирование внешнеторговых операций.

Импортные поставки в Россию играют большую, но противоречивую роль в проблеме экономической безопасности государства. На протяжении 90-х годов и начала 21 века благодаря масштабным закупкам за рубежом удовлетворялся спрос населения на недорогие товары потребительского назначения, обеспечивался завоз современной техники и оборудования. С другой стороны дешевые иностранные товары вытесняли продукцию отечественных предприятий аналогичных групп, а это оказывало отрицательное влияние на уровень занятости и доходов населения, уменьшало налоговые поступления в бюджет, тормозило динамику структурных преобразований. Оснащение предприятий России импортной техникой и другим технологическим оборудованием создает для них угрозу опасной зависимости от поставок импортных запасных частей, в то время как отечественные производители лишаются заказов.

Главные аргументы в пользу импортозамещения – это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но и тогда считались не убедительными и ложными.

Главный смысл сложившейся в мире системы организации производства основана на том, чтобы по максимуму использовать возможности международного разделения труда, добиться тем самым снижения издержек при выпуске продукции. Именно необходимость сокращения затрат в ходе глобальной конкуренции на внешних рынках занимает первое место в рейтингах причин обращения западных компаний к сторонним организациям. Причем не важно в какой стране – в своей или за рубежом. Главное, чтобы это обеспечило снижение издержек. Сегодня в результате развития технологий, логистики, средств связи, транспорта, передачи информации и сигналов управления, движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка товаров – дешевой и быстрой.

Поэтому ориентация в России на производство конечных товаров и импортозамещение, связанное с ним, противоречит основным тенденциям развития международной экономической интеграции между субъектами хозяйствования.

Экономическая безопасность продукции предприятий АПК

Анализ показывает, что проблемы экономической безопасности АПК возникают, в частности, по причине низкого уровня экономического развития страны, неразвитости собственного сельскохозяйственного производства государства, что выражается в низкой продуктивности отраслей сельского хозяйства, использовании преимущественно экстенсивных факторов в управлении агропромышленным комплексом, отставании производительности труда в отечественном АПК от аналогичного показателя в развитых странах. В результате, отечественная продукция из-за высокой себестоимости оказывается недоступной для населения по тем ценам, по которым она поступает на рынки.

В последнее время было предпринято несколько попыток сформировать целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности АПК. В предложенных проектах, как правило, выделяются те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов. Общим для большинства подходов является почти повсеместная недооценка роли взаимосвязи экономической безопасности АПК с системой национально- государственных интересов. Именно через категорию национально- государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства; состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально- культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции в современном мире.

После спада производства в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в девяностые годы XX столетия в течение последних десяти лет идет устойчивый процесс их восстановления. За эти годы прирост продукции сельского хозяйства составил около 40%. Высокими темпами развивается промышленность по производству пищевых продуктов. Укрепляется экономика значительной части сельскохозяйственных организаций. Россия стала одним из ведущих в мире экспортеров зерна.

Значительное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, создали условия для повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса населения за счет продукции отечественного производства.

Вместе с тем, потенциал агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов реализован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения. Сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия. Прирост импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского и рыбного хозяйства и производства пищевых продуктов.

Для России, с ее огромной территорией, физическая и экономическая доступность продуктов питания для различных групп населения неодинакова, особенно в регионах Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Несмотря на рост импорта, потребление населением основных пищевых продуктов значительно ниже рекомендуемых величин. Обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным размерам их потребления составляет: мясо и мясопродукты – 68%, молоко и молокопродукты – 61%, яйца – 88%, рыба и рыбопродукты – 56%, овощи и бахчевые – 76%, фрукты и ягоды – 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам.

Существует высокая дифференциация по уровню доходов, следствием чего являются значительные количественные и качественные различия в питании населения страны. В группе населения с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами в сравнении с группой с наибольшими ресурсами потребляется значительно меньше овощей, рыбопродуктов, фруктов, ягод, мяса и мясопродуктов.

Особенно низким остается среднедушевое потребление белка животного происхождения социально незащищенными слоями населения.

Основными внутренними факторами, определяющими сложившееся социально-экономическое состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, являются несовершенство макроэкономических условий их функционирования, отставание в развитии инновационной деятельности и социальной сферы, а также дефицит квалифицированных кадров, способных адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка.

Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов: существенный рост платежеспособного спроса в развивающихся странах, интенсивное развитие биоэнергетики в развитых странах, снижение уровня мировых запасов продовольствия, развитие мирового финансового и фондового кризиса. Продовольствие все больше становится одним из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях.

В XXI веке возрастает роль России как государства, обладающего значительными резервами, аграрным потенциалом и водными биологическими ресурсами не только для производства продовольственных ресурсов для собственного потребления, но в перспективе – и для поставок отдельных их видов на внешний рынок.

Пути совершенствования системы экономической безопасности продукции АПК

Систематизируя проведенное исследование экономическую безопасность РФ и ее регионов можно было бы определить как соответствие результатов развития внешнеэкономических связей страны народнохозяйственным интересам. Чем больше соответствие, тем выше безопасность. Уровень ее в целом поддается количественной оценке. Он в комплексе может быть охарактеризован достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеэкономических связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и т. д.

Это, например, степень иностранной конкуренции на внутреннем рынке (доля импорта в потреблении по товарному и фирменному разрезам), в особенности по той продукции, для производства которой страна располагает достаточным потенциалом.

Масштабы индустриализации внешнеторгового оборота (удельный вес машин и оборудования, лицензий, ноу-хау, инжиниринга, лизинга и прочее в экспорте и импорте).

Индекс условий торговли, показывающий, во что обходится национальной экономике изменение мировых цен на экспортируемые и импортируемые товары, больше или меньше отечественных ресурсов приходится расходовать на оплату единицы импорта. То есть сумму потерь или выигрышей при сложившейся структуре товарооборота.

Степень диверсификации внешних рынков сбыта и источников импортных ресурсов (страновая и фирменная структура экспорта и импорта).

Сегодня необходим постоянный мониторинг уровня экономической безопасности от угроз извне для того, чтобы с помощью эффективных мер уменьшить деструктивное влияние мировой конъюнктуры и конкуренции на российскую экономику, избежать краха сравнительно конкурентоспособных ее секторов, отдельных предприятий и отраслей, работающих на конечного потребителя.

Экономическая безопасность может обеспечиваться как экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными. В значительной степени безопасность во внеэкономических сферах зависит от использования различных экономических средств ( например, привлечение денежных ресурсов). К тому же, используя экономические инструменты при оценке последствий угроз безопасности в любой сфере деятельности, можно количественно определить ущерб и соответственно выделить приоритетные направления распределения ресурсов.

Выделяются следующие основные блоки проблем экономической безопасности:

- Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народно-хозяйственного комплекса страны;

- Проблемы, связанные с поддержанием функционирования экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

- Военно-экономические проблемы;

- Проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности;

- Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром.

В связи с наличием многообразных форм собственности в сельском хозяйстве функционируют различные типы организаций, которые условно можно сгруппировать на две относительно однородные группы: предприятия акционерного и кооперативного типов. Независимо от этого все предприятия должны обеспечивать собственную экономическую безопасность, особенно в условиях обострения конкуренции и глобализации развития экономики в целом.

Особое значение имеет обеспечение продовольственной безопасности.

"Продовольственная безопасность" – официально принятый в мировой практике термин, используемый для характеристики состояния продовольственного рынка страны, или группы интегрированных стран. Она обеспечивается соответствующими ресурсами, потенциалом, гарантиями и определяет способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий и угроз удовлетворять потребности населения в пищевых продуктах в количестве, качестве и ассортименте, достаточном для их здорового физического и социального развития, Продовольственная безопасность характеризуется также уровнем платежеспособного спроса всех слоев населения, достаточным для приобретения определенного набора продуктов питания.

Из категории продовольственной безопасности проистекают еще два понятия, как составляющие элементы – "продовольственная независимость" и "самообеспечение продовольствием". Их часто отождествляют, что, по нашему мнению, не следует делать, поскольку в оценке продовольственной независимости (как важнейшего элемента национальной продовольственной безопасности) лежит количественный подход, основанный на неких пороговых критериальных значениях импорта продовольствия. Функционирование же народного хозяйства страны на принципах продовольственного самообеспечения – лишь один из возможных вариантов достижения национальной продовольственной независимости, а в общем случае последняя обусловливается совокупным экономическим потенциалом и конкурентоспособностью национальной экономики.

В условиях развития рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг, попытки усиления дискриминационного влияния отдельных стран на политико-экономическое положение РФ требуют необходимости усиления научных исследований в области экономической безопасности государства. При этом первостепенное значение приобретают методы оценки и инструменты повышения уровня экономической безопасности сельского хозяйства и АПК в целом.

Современный агропромышленный комплекс России пока не в полной мере обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность в своем секторе экономики, который в системе народного хозяйства, наряду с промышленностью выполняет ключевую стабилизирующую роль. В связи с этим система экономической безопасности превращается в неотъемлемый атрибут сложных процессов происходящих в государстве и его отдельных структурах.

Экономическая безопасность в агропромышленном комплексе находится в прямой зависимости от уровня его развития, от его возможности удовлетворять первичные потребности населения, независимо от возникновения в мировом сообществе различных потрясений социально-экономического, политического, экономического и финансового характера.

Экономическая безопасность страны в целом может быть обеспечена лишь тогда, когда степень зависимости не превышает отдельного порога, за чертой которого наступает угроза национальному суверенитету. В этом смысле агропромышленный комплекс занимает особое стратегическое положение во всей системе экономической безопасности РФ.

Несмотря на некоторый рост сельскохозяйственной продукции за последние годы, объем продукции в отдельных подразделениях АПК далеко не обеспечивает потребности страны за счет собственного производства.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья нации, предусматривая в том числе:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности – "продовольственного мониторинга" населения;

- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;

- стимулирование перехода от производства "обезличенного" продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.

Литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/М.: 2002

2. Агирбов Ю.И. Интенсификация – основа стабилизации сельскохозяйственного производства//Международный сельскохозяйственный журнал, 2009, №2,

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 237с.

4. Андрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Мировая экономика и международные отношения 2009. №3. С. 14.

5. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие. М.: Владос, 2006 296 с.

6. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов -Ростов н/Д: "Феникс", 2005.-С.46.

7. Баранова Г.П., Хлебутин Е.Б. Мировые ресурсы продовольствия. -М.: МСХА, 2002.

8. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития//Российский экономический журнал, 2010 №3

9. Бессонов В.А. Введение в анализ российской макроэкономической динамики переходного периода. -М.: ИЭПП, 2009.

10. Бессонов В.А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском АПК. Научные труды № 30. -М.: ИЭПП, 2011.

11. Бункина М.К. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в XXI веке. – М.: ИЭ РАН, 2010,- 208 с.

12. Внешнеэкономическая деятельность предприятий АПК 2010: РосБизнесКонсалтинг 2010.-546

13. Внешнеэкономическая деятельность предприятий АПК:Проблемы, решения перспективы 2011: РосБизнесКонсалтинг 2011.-512

14. Гурвич Е. Экономическая безопасность продукции АПК// Инструменты макроэкономической политики для России. М.: ТБИС, 2011.

15. Гурвич, Е.Т. Государственная политика стимулирования экономического роста//АПК № 4, 2011

16. Дынникова, О., Сосунов, К. Продовольственная безопасность: перспективы и анализ // Эксперт. №45 (351), 2010.

17. Зайцев Д.Н. "Организация производства импортозамещающей продукции как направление экономического развития региона"//Экономикс, 2009 г.

18. Конторович, В.К. Взаимосвязь реального курса рубля и динамики агропромышленного производства в России // Экономический журнал ВШЭ. 2011. № 3.

19. Коровкин, В.П. Импортозамещение продукции как условие обеспечения продовольственной безопасности России / В.П. Коровкин, Г.А. Якушкина, Н.А. Сучкова//Использование мирового опыта в решении проблемы продовольственной безопасности. – М., 2009

20. Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России//Международный сельскохозяйственный журнал, 2011, №2.7.