Экономическая безопасность банка

Экономическая безопасность банка.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность и структура системы управления экономической безопасностью банка

Система – это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой – либо цели.

В условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций. При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить "границы" системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду. На рисунке 1 показана простейшая модель системы организации.

В ряде случаев такие "рамки" во многом будут условны, но тем не менее подобное разделение необходимо осуществить.

Исходя из этого, а также с учётом определения термина "система", система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Экономическая безопасность банка

Рис. 1 Простейшая модель системы организации

1 – управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи; 2 – информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи; 3 – ресурсы на входе системы; 4 – выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства); 5 – внешние задающие воздействия; 6 – исходящая информация в системы более высокого иерархического уровня; 7 – исходящая информация и документация во внешнюю среду; 8 – воздействия внешней среды; 9 – информация о внешней среде; 10 – исходящая информация и задающие воздействия в системы более низкого иерархического уровня; 11 – входящая информация из систем более низкого иерархического уровня

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:

1) целевые;

2) временные;

3) пространственные;

4) политические;

5) экономические;

6) социальные;

7) правовые;

8) технические.

Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:

1) целевые;

2) стратегические;

3) общекачественные;

4) причинно-следственные;

5) взаимодополняющие;

6) стабилизационные;

7) связеобменные;

8) функциональные;

9) искусственные.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Существуют различные толкования понятия "связь", например:

- процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);

- взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);

- то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое.

Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое – следствие, какая в системе величина аргумент, а какая – функция.

Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная.

При прямой связи выходное воздействие одного элемента осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы. Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов. Принцип обратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта.

При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Данная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс в данном случае следует понимать более широко, включая процессы производства продуктов и изделий, зданий, сооружений и т.п., а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских, маркетинговых, кадровых, сертификационных и прочих подобного рода услуг.

Другая основополагающая подсистема системы организации – управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем.

По своей сущности понятие "управляющая подсистема" адекватна термину "система управления", т.е. это синонимы.

В любой системе управления можно выделить ряд подсистем управления, состав и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей системы организации. Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня. Данный подход "вхождения" одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально-экономическая система.

Принципиальную систему управления кредитными ресурсами банка можно представить следующим образом:

Экономическая безопасность банка

Рис. 2. Принципиальная система управления кредитными ресурсами банка

Данная система управления предполагает воздействие банка на заёмщиков посредством оценки кредитоспособности и предоставления необходимых кредитных средств на основе данных о потенциальных заёмщиках, стремясь к максимальному удовлетворению потребностей заёмщиков в денежных средствах с непременным формированием кредитной истории.

На современном этапе развития систем управления кредитными ресурсами процессная модель предоставления заёмных средств выглядит следующим образом:

Экономическая безопасность банка

Рис. 3 Процессная модель предоставления заёмных средств

Данная процессная модель имеет ряд недостатков, основными из которых являются, во-первых, однобокий подход к оценке заёмщика без учёта морально-этического аспекта кредитных взаимоотношений, а во-вторых, отсутствием комплексной системы защиты предоставляемых кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков.

Таким образом, система представляет собой совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели.

Система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей. Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Объект управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Другая основополагающая подсистема системы организации – управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы.

Показатели эффективности функционирования системы экономической безопасностью

Основной задачей функционирования системы финансовой безопасности коммерческого банка является повышение уровня управляемости банковскими рисками.

Риск – это деятельность, рассчитанная на успех, при наличии неопределенности, требующая от экономического субъекта умения и знания как преодолевать негативные события.

Под банковским риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить классификацию банковских рисков.

Важно прежде всего разделять риски по их уровню. Поскольку банковский риск – это не только риск отдельно взятого банка, но и их совокупности, риски целесообразно рассматривать как по линии микро-, так и макроотношений. Величина потерь, факторы или время выхода из кризисной ситуации в каждом из этих случаев могут отличаться, различными могут оказаться и инструменты управления. Риск банковского сектора экономики во многом связан с экономикой и политикой страны в целом, ее законодательной базой, системой управления. Риски, охватывающие экономику отдельно взятого банка (на микроуровне отношений банк – клиент), связаны с его конкретной деятельностью, умением эффективно управлять проходящими через него денежными потоками.

Ещё более непредсказуемо проявляют себя риски, связанные с деятельностью банков по созданию продуктов и услуг, выполнением операций. Занимаясь кредитными, расчетными, депозитными, валютными и другими операциями, банк будет нести риски, связанные с каждым конкретным видом деятельности. Минимизируя данные риски, банки, одной стороны, расширяют перечень своих продуктов и услуг, диверсифицируют деятельность, с другой – повышают качество своих операций. Для российских коммерческих банков каждое из этих направлений деятельности имеет большое значение, поскольку далеко не все операции, выполняемые в зарубежной практике, повсеместно доступны в России. Известно, например, что не все разновидности банковских кредитов, платежных средств, финансовых инструментов используются отечественными банками для развития деятельности интересах своих клиентов.

Существенное значение для повышения эффективности деятельности банка имеет классификация рисков в зависимости от степени обеспечения его устойчивого развития. От того, как банки управляют своей ликвидностью, формированием капитальной базы, согласуют процентную политику по активным и пассивным операциям, умеют организовать свою работу и обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке банковских продуктов и услуг, зависит сбалансированное, стабильное и устойчивое функционирование кредитного учреждения в экономике страны. К сожалению, уровень управления основными параметрами банковской деятельности не столь высок, как это требуется для экономики. Поэтому, по признанию банковского сообщества, российские коммерческие банки в своем большинстве не являются конкурентоспособными, и требуются значительные усилия по совершению управления рисками по этим основополагающим направлениям деятельности.

Политические риски, оказывая негативное влияние на банковскую деятельность, могут быть связаны:

- с угрозой смены политического режима, национализации или экспроприации имущества без соответствующей компенсации потери капитала;

- возможными ограничениями обмена местной валюты на свободно конвертируемую и перевода ее за границу;

- разрывом соглашений, закрытием границ, вследствие решений исполнительной власти государства, в которой находится банк-контрагент;

- войной, беспорядками и т.п.

Политические факторы могут оказывать и положительное воздействие на банковский процесс. Так, приход к власти нового правительства, объявляющего программу поддержки предпринимательства, может привести к улучшению экономической конъюнктуры и снижению банковских рисков. К политическим рискам близко примыкают и правовые риски, связанные с изменением законодательства, его нарушением или отсутствием законодательно закрепленных норм предпринимательской деятельности.

Экономические риски на макроуровне связаны с изменениями экономики страны в целом, в том числе конъюнктуры рынка (цен на экспорт и импорт), платежного баланса, валютного курса и др. Существенное влияние на масштабы банковской деятельности способны оказать изменения в законодательстве, пересмотр нормативных актов Центрального банка, затрагивающих нормы деятельности кредитных учреждений, норм резервирования, условий рефинансирования и т.п. Будучи юридическими нормами, они оказывают серьезное воздействие на экономику кредитных учреждений. Среди экономических рисков выделяются также страховые, как правило, обусловленные такими явлениями как аварии, пожары, грабежи и т.п.

На микроуровень отношений конкретного банка и его клиента влияет не меньший круг рисков. Это могут быть изменения, вызванные пересмотром кредитного договора вследствие изменений кредитоспособности заемщика, финансового состояния кредитного учреждения, его банковской политики и др. Основанием, например для пересмотра кредитных отношений, могут быть изменения в стоимости обеспечения кредита, непредвиденные изменения кругооборота капитала

и т.п. Часть этих рисков может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами. На микроуровне внешними причинами могут быть: банкротство заемщика, требования кредиторов о погашении задолженности, кража, мошенничество, семейные проблемы, безработица (если речь идет о взаимоотношениях банка с физическими лицами) и др. Выделяются также риски стихийных бедствий, которые вызваны землетрясениями, наводнениями, ураганами и другими природными явлениями непреодолимой силы. Внешними для банка могут быть и конкурентные риски, обусловленные появлением новых видов услуг и операций, снижением стоимости операций, выполняемых другими кредитными организациями, повышением требований к качеству банковского обслуживания. Для российских банков остаются риски, связанные с неотлаженностью процедуры их банкротства.

Внешними могут оказаться также риски, вызванные инфляцией, неустойчивостью национальной денежной единицы, злоупотреблением клиентов при совершении денежных операций, использование поддельных платежных документов.

Внутренними причинами, формирующими, например, кредитный риск, обычно считаются: недостаток обеспечения, ошибочная оценка заявки клиента на кредит, слабый контроль в процессе кредитования, неадекватное реагирование на предупредительные сигналы.

Указанные внутренние причины являются основными факторами потерь при кредитовании – их влияние более чем на 60% определяет результаты деятельности кредитной организации. К внутренним факторам, отрицательно влияющим на эффективность кредитной политики, относится также плохое качество обеспечения.

При анализе рисков необходимо также разграничивать банковские риски по критериям сферы и масштабов действия. Часто риск усиливается или снижается в зависимости от страны пребывания клиентов банка. Так называемый страновой риск учитывает общую экономическую и политическую ситуацию в соответствующей стране, позволяя банку лучше ориентироваться с построением своих взаимоотношений с клиентами данного государства. В соответствии с международными рейтингами каждая страна получает определенную степень надежности.

Конечно, риск банка зависит не только от месторасположения партнера, но и от его финансовой устойчивости и надежности. Существенное значение здесь имеет состояние ликвидности, доходности, качество активов и капитальной базы предприятия (банка) – партнера. Может случиться так, что страна, где функционирует предприятие, не занимает высокого положения в рейтинге инвестиционной привлекательности, однако сама организация имеет хорошие финансовые показатели, команду авторитетных профессионалов-менеджеров, что позволяет ему занимать высокое положение в рейтинге надежности внутри своей страны. При всем том риске, который может быть сопряжен с подобной сделкой, для банка-инвестора опасность вложений будет меньше за счет более высокой гарантии, исходящих от предприятия – получателя ресурсов. При определении риска целесообразно обращать внимание не только на страновой риск, риск, связанный с финансовой надежностью предприятия-партнера, но и на саму операцию, которую банк собирается финансировать. Задача банка здесь состоит в том, чтобы избежать сомнительных сделок клиента, риска неплатежа, ненадежности гарантии третьего лица, нерентабельного вложения средств. В практике работы банков огромное значение имеет время возникновения банковского риска. В соответствии с данным критерием риски разделяют на ретроспективные (прошлые), текущие и перспективные. Учет ретроспективных прошлых рисков позволяет банку более точно рассчитать текущий и будущий риск. В сделках банка всегда имеет место разрыв во времени между совершением платежа (вложением) и отдачей вложенных средств. От правильности расчета текущего риска поэтому во многом зависит риск будущих потерь. Практика показывает, что чем дольше время операции, тем выше оказывается риск. Роль прогнозирования рисков в этих условиях, с учетом предотвращения прошлых рисков и ошибок, существенно возрастает.

Система управления банковскими рисками – это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками.

К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму – управление рисками различных портфелей банка – кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.

Имеются особенности управления рисками на разных уровнях.

В соответствии с этим различаются подсистемы управления рисками на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов.

На базе такого критерия, как технология управления рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.

Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наи более рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.

Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.

Таким образом, риск – это деятельность, рассчитанная на успех, при наличии неопределенности, требующая от экономического субъекта умения и знания как преодолевать негативные события.

Важно, прежде всего, разделять риски по их уровню. Поскольку банковский риск – это не только риск отдельно взятого банка, но и их совокупности, риски целесообразно рассматривать как по линии микро-, так и макроотношений. Величина потерь, факторы или время выхода из кризисной ситуации в каждом из этих случаев могут отличаться, различными могут оказаться и инструменты управления. Риск банковского сектора экономики во многом связан с экономикой и политикой страны в целом, ее законодательной базой, системой управления. Риски, охватывающие экономику отдельно взятого банка (на микроуровне отношений банк – клиент), связаны с его конкретной деятельностью, умением эффективно управлять проходящими через него денежными потоками.

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.

Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.

Оценка платёжеспособности и кредитоспособности как способ защиты кредитных ресурсов

Кредитоспособность – это качественная оценка заемщика, которая даётся банком до решения вопроса о возможности и условиях кредитования и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективного использования.

Основными задачами определения кредитоспособности заемщика являются изучение финансового положения предприятия, предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заёмщика, стимулирование предприятия в направлении повышения его деятельности и кредитования.

Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.

Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.

Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Изменения в потребительском спросе или в технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих – все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности (credit analysis).

Основная цель такого анализа определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов:

1) дееспособности заемщика, активность руководства;

2) репутация предприятия и его руководства (компетентность, обязательность, честность, порядочность, отношение заёмщика к своим обязательствам в прошлом и др.);

3) способность заёмщика получать средства, достаточные для погашения кредита;

4) владение активами для обеспечения ссуды;

5) роль и место заёмщика в экономике страны, региона и перспективы его развития;

6) состояния экономической конъюнктуры.

Таким образом, кредитоспособность – это качественная оценка заемщика, которая даётся банком до решения вопроса о возможности и условиях кредитования и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективного использования.

Основными задачами определения кредитоспособности заемщика являются изучение финансового положения предприятия, предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заёмщика, стимулирование предприятия в направлении повышения его деятельности и кредитования.

Выводы

Система представляет собой совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели.

Система организации в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Риск – это деятельность, рассчитанная на успех, при наличии неопределенности, требующая от экономического субъекта умения и знания как преодолевать негативные события.

Важно, прежде всего, разделять риски по их уровню. Поскольку банковский риск – это не только риск отдельно взятого банка, но и их совокупности, риски целесообразно рассматривать как по линии микро-, так и макроотношений. Величина потерь, факторы или время выхода из кризисной ситуации в каждом из этих случаев могут отличаться, различными могут оказаться и инструменты управления. Риск банковского сектора экономики во многом связан с экономикой и политикой страны в целом, ее законодательной базой, системой управления. Риски, охватывающие экономику отдельно взятого банка (на микроуровне отношений банк – клиент), связаны с его конкретной деятельностью, умением эффективно управлять проходящими через него денежными потоками.

Кредитоспособность – это качественная оценка заемщика, которая даётся банком до решения вопроса о возможности и условиях кредитования и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективного использования.

Основными задачами определения кредитоспособности заемщика являются изучение финансового положения предприятия, предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заёмщика, стимулирование предприятия в направлении повышения его деятельности и кредитования.

Проблема недобросовестности заёмщиков и причины её возникновения

С ростом кредитного портфеля перед любым банком встаёт проблема инкассирования предоставленных в пользование заёмных средств. Если заёмщик (будь то физическое или юридическое лицо) платёжеспособен и хочет платить по кредиту, то решение однозначно – разработать наиболее эффективную как для заёмщика, так и для банка систему инкассирования кредитных средств и процентов за пользование ими. Однако данное решение комплексное и требует системного подхода.

Если в процессе возврата кредита заёмщик становится неплатёжеспособным или у него пропадает желание платить по кредиту, то у банка возникает проблема с инкассированием предоставленных заёмных средств.

Если недобросовестным заёмщиком оказывается юридическое лицо, то процедура возврата предоставленных заёмных средств имеет свои особенности. Хотя на стадии рассмотрения кредитной заявки такой заёмщик подвергается комплексному финансовому анализу банка, платёжеспособность компании имеет сильную волатильность вследствие ряда причин. Обеспечение по кредиту типа МСБ, т.е. кредиты представителям малого и среднего бизнеса, а также лично руководителям предприятий, (в основном это залог основных средств и части текущих активов) также может оказаться недостаточным. Крайне низкая ликвидность активов компании часто приводит к долговременному замораживанию средств банка в значительной величине сомнительной или безнадёжной задолженности. Всё это ведёт к снижению прибыльности и отвлечению капитала, так как банку необходимо создавать обязательные резервы для обеспечения сомнительной задолженности.

Законодательно банк имеет достаточно широкий круг инструментов по взысканию задолженности с недобросовестных заёмщиков – юридических лиц, но зачастую эффект этих инструментов нивелируется из-за множественных претензий по возврату предоставленных заёмных средств (часто компания оказывается должна нескольким субъектам) или в связи с форс-мажорными обстоятельствами, повлекшими за собой проблему с неликвидности компании и, как следствие, снижению уровня её платёжеспособности. Кроме вышеперечисленного, привести компанию к дефолту способен неграмотный менеджмент, в первую очередь, финансовый. Здесь имеет место неверная кредитная политика предприятия в целом и неадекватная оценка финансового рычага, в частности.

Поэтому на современном этапе развития сектора кредитования МСБ банки всё больше внимания уделяют предварительному анализу кредитоспособности и платёжеспособности компании, подающей кредитную заявку. Следовательно, создание качественной системы защиты банка от неплатёжеспособных предприятий малого и среднего бизнеса является актуальной задачей.

Причины возникновения просроченной задолженности очень разнообразны:

1. Низкая платёжная дисциплина заёмщиков;

2. Преднамеренная недобросовестность заёмщиков;

3. Снижение платёжеспособности заёмщика;

4. Неадекватное определение клиентом на этапе оформления кредита своего "свободного дохода", который может быть израсходован на обслуживание задолженности перед банком;

5. Операционные и технические проблемы в работе банка;

6. Клиентские ошибки.

Первая группа причин включает всевозможные обстоятельства низкой платёжной дисциплины заёмщиков, такие как забывчивость или легкомысленное отношение к принятым обязательствам.

Ко второй группе причин относятся различные виды мошенничества со стороны заёмщиков.

К третьей группе причин относятся те, которые вызывают снижении платёжеспособности заёмщиков. На снижение платёжеспособности влияют множество факторов, таких как:

- потеря работы заёмщиком;

- нахождение на длительном курсе лечения;

- потеря имущества заёмщика в результате пожара, кражи и т.д.;

- увеличение количества иждивенцев;

- предстоящий призыв на срочную воинскую службу;

- уменьшение уровня оплаты труда;

- другие существенные обстоятельства.

Прогнозировать возникновение той или иной форс-мажорной ситуации силами банка не представляется возможным, поэтому возникающие в данном случае риски являются случайными и наиболее эффективным способом защиты от их влияния является создание достаточного резерва на покрытие возможных потерь.

В настоящее время четвертая группа причин возникновения просроченной задолженности является одной из наиболее управляемых. Для устранения данных причин необходимо прогнозирование "свободного дохода" клиента и, если рассчитанный экспертным путём "свободный доход" окажется ниже некоторого порогового значения, банк имеет право отказать в предоставлении кредита. Для управление данной группой причин возникновения просроченной задолженности целесообразно создать систему финансовой безопасности. Однако стандартной системы финансовой безопасности для банка в настоящее время не существует.

Пятая группа причин включает:

- задержки в перечислении платежей клиентов "Почтой России" (или любой другой платёжной системы);

- задержки платежей при прохождении внутри банковской информационной системы;

- ошибки сотрудников банка при формировании графика платежей по кредиту;

- сбои в работе банковской информационной системы.

Эти причины, являются техническими, поэтому приводят к так называемой "технической просроченной задолженности".

К шестой группе причин возникновения просроченной задолженности можно отнести все неточности и ошибки, совершаемые клиентами непреднамеренно. Это может быть неверное указание специального банковского счёта для погашения кредита, номера кредитного договора и прочих реквизитов. Эти ошибки могут возникать, во-первых, вследствие низкой финансовой грамотности отдельных заёмщиков и, во-вторых, из-за невнимательности при заполнении платёжных документов. Устранение причин этой группы видится в максимальной автоматизации инкассирования предоставленных заёмных средств. Конкретными инструментами решения проблемы растущей просроченной задолженности по рассматриваемой причине являются развитие систем электронных платежей (Интернет-банк), внедрение пластиковых карт для погашения кредита, а также использование специальных банкоматов с функцией "cash in".

Таким образом, в настоящее время актуальной остаётся проблема роста просроченной задолженности по потребительским кредитам. Возникновение данной задолженности обусловлено рядом причин, всё множество которых можно разделить на шесть групп.

Причины возникновения просроченной задолженности и факторы, способствующие их возникновению

№ п/п

Группа причин возникновения просроченной задолженности

Факторы, способствующие их возникновению

1

Низкая платёжная дисциплина заёмщиков

Забывчивость, легкомысленное отношение к принятым обязательствам и другие

2

Преднамеренная недобросовестность заёмщиков

Различные виды мошенничества

3

Снижение платёжеспособности заёмщика

потеря работы заёмщиком, нахождение на длительном курсе лечения, потеря имущества заёмщика в результате пожара, кражи, увеличение количества иждивенцев, предстоящий призыв на срочную воинскую службу, уменьшение уровня оплаты труда; другие существенные обстоятельства

4

Неадекватное определение клиентом на этапе оформления кредита своего "свободного дохода"

Неадекватная оценка потенциальным заёмщиком своих финансовых возможностей

5

Операционные и технические проблемы в работе банка

Задержки в перечислении платежей клиентов "Почтой России" (или любой другой платёжной системы), задержки платежей при прохождении внутри банковской информационной системы, ошибки сотрудников банка при формировании графика платежей по кредиту, сбои в работе банковской информационной системы

6

Клиентские ошибки

Неточности и ошибки, совершаемые клиентами непреднамеренно

Пути решения проблемы недобросовестности заёмщиков

Так как проблема недобросовестности заёмщиков и главное её следствие – рост просроченной задолженности – касается любой кредитной организации, то в настоящее время можно выделить пять основных способов её решения. Исходя из структуры и величины капитала, причастности к той или иной финансовой группе, а также исходя из реализуемой бизнес-стратегии, каждая кредитная организация выбирает собственную политику защиты своих кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков.

Рассмотрим эти способы более подробно.

1. Завышение процентных ставок по кредитам и уменьшение суммм кредита (лимита кредитования)

Этот способ применяют "Совкомбанк", "Экспо-банк", "Пробизнесбанк" и ряд других.

Данный способ имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущество: банк снижает кредитные риски за счёт значительного числа заёмщиков, имеющих незначительную задолженность по кредиту относительно совокупного кредитного портфеля. Недостаток: банк берёт на себя новый риск – риск массового невозврата задолженности по кредиту. Кроме того, при использовании данного способа возникают дополнительные издержки, связанные с необходимостью рассмотрения большого числа кредитных заявок, а также издержки, связанные с обслуживанием динамичной растущей клиентской базы при незначительной динамике роста величины кредитного портфеля. Всю совокупность подобных издержек банк пытается покрыть за счёт повышенных процентов за пользование кредитом.

Следовательно, данный способ в кратко- и среднесрочном периодах является достаточно эффективным, но в стратегическом аспекте предполагает неконтролируемый рост всех видов банковских рисков.

2. Минимизация процента отказов в предоставлении кредита.

Этот способ применяют "Банк "Русский стандарт", "Русфинансбанк" и ряд других.

Данный способ предполагает обеспечение максимального уровня выдачи кредитов, динамичный рост кредитного портфеля, быстрое расширение клиентской базы. Суть данного способа заключается в обеспечении небольшого процента просроченной задолженности относительно совокупного кредитного портфеля за счёт превышения темпов роста кредитного портфеля над темпом роста просроченной задолженности. Данный способ позволяет минимизировать издержки на всех этапах оценки потенциального заёмщика, а также значительно сокращать время принятия решения о предоставлении кредита.

Следовательно, данный способ эффективен в случае постоянного роста спроса на кредитные продукты всех видов, а также при условии реализации конкретным банком политики активных продаж и наличии агрессивной стратегии маркетинга.

3. Максимизация процента отказов в предоставлении кредита.

Этот способ в комплексе с другими используется в "Росбанке" и ряде других банков.

Данный способ предполагает стандартное рассмотрение банком заявки на получение кредита. И в случае обнаружения в предоставленной информации первой негативной характеристики следует отказ банка в предоставлении кредита.

Результатом применения данного способа может стать управляемая клиентская база относительно небольшого объёма, включающая наиболее добросовестных заёмщиков.

Хотя данный способ достаточно эффективен, но его применение чревато замедлением роста кредитного портфеля банка, снижением его прибыльности и уровня конкурентоспособности.

4. Детальный анализ кредитоспособности потенциального заёмщика.

Этот способ применяют "Сбербанк", "Юниаструм банк" и ряд других.

Данный способ предполагает детальное изучение кредитной заявки потенциального заёмщика на предмет достоверности предоставленной им информации, а также глубокий анализ возможности предоставления кредита.

Преимуществами данного способа являются: изучение потенциального заёмщика со всевозможных сторон, формирование качественной клиентской базы, а также умеренный рост совокупного кредитного портфеля с минимальным темпом роста величины просроченной задолженности. Недостатками данного способа являются: значительные затраты времени на рассмотрение кредитной заявки, высокие издержки на содержание специализированного банковского подразделения, которое принимает ответственные решения в отношении предоставления кредитных средств.

5. Обращение банков к компаниям, профессионально занимающимся возвратом просроченных долгов – коллекторским агентствам.

Этот способ применяют большинство российских банков.

Данные агентства могут быть как отдельными коммерческими предприятия, так и дочерними компаниями кредитных организаций. Суть работы коллекторского агентства заключается в том, чтобы как можно быстрее и с минимальными издержками взыскать просроченную задолженность с того или иного лица.

В настоящее время существует несколько десятков коллекторских агентств, которые работают по одному из двух принципов: они либо переносят просроченную задолженность на собственный баланс путём выкупа её у кредитных организаций с определённым дисконтом, либо на договорной основе занимаются управлением текущей просроченной задолженностью кредитной организации без перенесения её величины на собственный баланс. В последнем случае доходом коллекторского агентства является часть величины взысканной задолженности.

Коллекторство в свете последних тенденций роста величины просроченной задолженности и внимания государства к этой проблеме становится всё более актуальным и прибыльным бизнесом.

Каждый из указанных способов эффективен в той или иной ситуации, но проблема недобросовестности заёмщиков требует системного решения. Эффективной системы защиты кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков пока не создано ни в одном российском банке. Некоторые банки, объективно оценивая угрозу невозврата кредитных средств, пытаются объединять усилия собственных структурных подразделений, определять центры ответственности, привлекать сторонние организации. Результатом этих усилий становится временное снижение уровня просроченной задолженности в отдельных кредитных учреждениях.

Наиболее эффективным решением проблемы защиты кредитных ресурсов банка от недобросовестных заёмщиков нам видится в создании такой системы финансовой защиты, которая сочетала бы в себе весь комплекс средств как профилактики недобросовестности заёмщиков с учётом этических требований, так и ликвидации возникшей просроченной задолженности.

На национальном уровне проблему массового невозврата долгов физическими лицами пытается решить государство. Основным инструментом Центрального банка РФ является нормирование создаваемых под выданные кредиты резервов, Государственная Дума рассматривает ряд законопроектов, позволяющих кредитным учреждениям эффективно взыскивать сомнительные и безнадёжные долги, Бюро кредитных историй создаёт и оптимизирует базу недобросовестных и добросовестных заёмщиков банков по всей России.

Таким образом, на практике банки применяют пять основных способов защиты кредитных ресурсов банка от недобросовестных заёмщиков. Анализируя текущее состояние собственного кредитного портфеля, а также руководствуясь внутренними и внешними нормативными документами, банки последовательно разрабатывают и реализуют собственную систему защиты кредитных ресурсов от недобросовестных заёмщиков. Одни делают акцент на усиленной профилактике просроченной задолженности, другие – занимаются исключительно ликвидацией сомнительных и безнадежных долгов.

Наиболее эффективным решением проблемы защиты кредитных ресурсов банка от недобросовестных заёмщиков нам видится в создании такой системы финансовой защиты, которая сочетала бы в себе весь комплекс средств как профилактики недобросовестности заёмщиков с учётом этических требований, так и ликвидации возникшей просроченной задолженности.

Литература

1. Астахов П.А. Кредит, ссуда: спорные моменты / П.А. Астахов – М: ЭКСМО, 2008г.

2. Валенцева Н.И. Оценка кредитоспособности клиентов банка: Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005г.

3. Валенцева Н.И. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка. Банковское дело: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005г.

4. Валенцева Н.И. Управление риском потери доходности // Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансыи статистика, 2005г.

5. Занан А. Репутационный риск: управление в целях создания стоимости / А. Занан – пер. с англ. – М: Олимп-Бизнес, 2008г.

6. Захарова О.В. Развитие технологии управления ликвидностью российских коммерческих банков // Современные банковские технологии: Теоретические основы и практика: научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М.: Финансы и статистика, 2005г.

7. Кабушкин С.И. Управление банковским кредитным риском / С.И. Кабушкин – М.: Новое знание, 2005.

8. Красавина Л.И. Риски в международных операциях коммерческих банков и методы их страхования / / Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / под ред. проф. Н.В.Колчиной. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

10. Куклев П.А. Обеспечение этичного вектора инвестиционной стратегии региона с помощью доступа добросовестных заёмщиков к кредитным ресурсам // Инвестиционная стратегия региона; состояние, проблемы и перспективы. Материалы межд. научн.-практич. конф. / Под общ. Ред. А.Е. Илларионова, Ю.Н. Лапыгина, Н.В. Юдиной. – Владимир, 2007г.

11. Лаврушин О.И. Место рисков в банковской деятельности и их классификация / / Банковское дело: учебник под ред. О.И. Лаврушина – М.: КНОРУС, 2005.

12. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка / О.И.Лаврушин. – М.: Юристъ, 2005.

13. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. Банковские риски: учебное пособие / О.И.Лаврушин, Н.И.Валенцева. – М.: КНОРУС, 2007.

14. Ляшов Д.А. Технология управления кредитным портфелем: Зарубежный опыт и возможности его применения в российской практике / / Современные банковские технологии: Теоретические основы и практика: научный альманах фундаментальных и прикладных исследований – М.: Финансы и статистика, 2005.

15. Мамонова ИД. Технология поддержания ликвидности баланса банка / / Современные банковские технологии: Теоретические основы и практика: научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005.

16. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие / Д.М.Михайлов – М.: КНОРУС, 2006г.

17. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов / В.М.Мишин – 2-изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

18. Ольхова Р.Г. Технология оценки собственного капитала банка / / Современныебанковские технологии: Теоретические основы и практика:научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005.

19. Родионова Н.В., Куклев П.А. Методические подходы к формированию системы защиты банка от недобросовестных заёмщиков с учётом этичности // Вестник ВГГУ. – Владимир, 2008г.

20. Родионова Н.В. Модель этичного "экономического человека"// Человек и труд. 2006. № 1, 2, 3

21. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В.Родионова – М.: ЮНИТИ, 2005г.

22. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2004г.

23. Соколинская Н.Э. Управление кредитными рисками / / Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005.

24. Стребков Д.О. Модели кредитного поведения и факторы, определяющие их выбор // Социс. – 2007г., №3.

25. Тавасиев А. М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / А.М. Тавасиев, Н.Д. Эриашвили; под ред. А.М. Тавасиева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006г.

26. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью предприятия / Р.А.Фатхутдинов – М.: ЭКСМО, 2004г.

27. Шаш Н.Н. Бизнес-план предприятия / под ред. Касьянова А.В. – М.: ГроссМедиа, 2006г.