Экологическое воспитание в ДОУ

В современных условиях развития дошкольных учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Знакомство детей с комнатными растениями является неотъемлемой частью экологического воспитания и требует пристального внимания со стороны воспитателей.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие экологического воспитания в педагогике

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.

Многие специалисты под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Особенности экологического воспитания

Особенности экологического воспитания

В сущности экологического воспитания две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. В современной педагогике выделяют ряд особенностей экологического воспитания представленных на рисунке выше.

В соответствии с определённой целью экологического образования дошкольников можно выделить следующие задачи:

1. Формирование системы элементарных естественнонаучных представлений, доступных пониманию ребёнка – дошкольника.

Позволяют ребёнку знать, что и как происходит в мире природы, между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2. Формирование отношения к природе:

  • развитие познавательного интереса к природе;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно стимулирует личность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Роль комнатных растений в экологическом воспитании

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста основывается на потребности в новых впечатлениях и любопытстве, как первичной форме познавательного интереса. Любопытство переходит в любознательность, а затем у дошкольника возникает потребность убедиться в истине.

Н. Г. Морозова разработала структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов. Для этой специфически организованной деятельности характерны следующие особенности..

Характерные особенности познавательно деятельности

Характерные особенности познавательно деятельности

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Издавна известно, что человек разводит комнатные растения, не только для красоты и эстетики, но и для здоровья. Так как комнатные растения очень положительно влияют на состав воздуха в помещении:

  1. очищают воздух от вредных веществ и газов,
  2. создают легкую свежесть, а иногда даже ощущение прохлады,
  3. обогащают воздух кислородом.

Поэтому неотъемлемой частью помещений детского сада являются комнатные растения, так как дети находятся в помещении детского сада до 12 часов в день.

К основной задаче воспитания формирования экологического сознания дошкольника как раз и являются комнатные растения, потому что они всегда находятся в уголках природы и являются ценным дидактическим материалом.

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный)

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и "цветочных люстрах". Но живые растения рядом с детьми – это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.

Основная задача ознакомления дошкольников с комнатными растениями в уголке природы – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  1. длительные наблюдения за растениями, опыты,
  2. организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  3. систему занятий.

Методики знакомства с комнатными растениями детей старших групп в условиях ДОУ

В старшей группе в рамках экологического воспитания должно получить продолжение процесс формирования умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способы ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

  1. занятия, как специально организованная форма обучения;
  2. совместная деятельность воспитателя с детьми;
  3. самостоятельная деятельность детей.

Ключевыми методами знакомства с комнатными растениями в средне группе в ДОУ являются, прежде всего, игры. Они остаются основным методом подачи знаний о комнатных растениях.

Большое значение в средне группе имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. На таких занятиях дети слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу.

Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки рисунков (например, конкурс рисунка "Любимое деревце на подоконнике") воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы.

Практическое взаимодействие с живой природой ничем нельзя заменить или восполнить. Только ежедневны ход за растениями в детском саду позволит развить ответственность и бережное отношения не только к комнатным растениям, но и к растительному миру в целом.

Литература

  1. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. – № 2.- С.60;
  2. Болгова И. В., Кузнецова Т. Г., Новикова А. Ф. Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Комнатные растения – спутники жизни" // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1425-1428.
  3. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университетата, 2008.
  4. Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии к решению экологических проблем – Новомосковск: НФ УРАО, 2005
  5. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. Дисс. док. пед. наук. – М., 1985.
  6. Иванова А.Ю. Условия управления качеством экологического образования в дошкольном учреждении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 9-2, 2015. – С.- 124-127
  7. Киреева Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с комнатными растениями уголка природы. Методический материал для воспитателей ДОУ// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/oznakomlenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-komnatnymi-rasteniyami-ugolka-prirody-metodicheskij-material-dlya-vospitatelej-dou.html
  8. Консультация для воспитателей "Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе"// МДОУ Центр развития ребенка д/с №21 "Аист" пос. Запрудня Талдомского района Московской области 2012;
  9. Методика экологического воспитания дошкольников – М.: Издательский центр "Академия", 2009 li>
  10. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010