Эффективность управления

Эффективность управления.

Статьи по теме
Искать по теме

Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованности и действенности работы руководителя организации.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности управляющей системы, которая отражается в различных показателях имеющих как количественные, так и качественные характеристики.

Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда, эффективность процесса управления, эффективность системы управления и эффективность механизма управления.

В любой системе управления выделяют те области бизнеса, в которых результат может быть измерим. Это товары и услуги, рынки и каналы сбыта.

В большинстве случаев главной причиной недостаточной эффективности управления является дисбаланс между областями бизнеса.

Важным является проведение эффективного контроля над затратами, политика их сокращения с использованием инструментов управления затратами.

Количественная оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда.

При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий "эффективность в широком смысле" и "эффективность в узком смысле".

1. Управление организацией

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.

Именно совместная деятельность людей определяет необходимость управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция и развитие рыночных отношений требуют четкого управления.

Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем система управления должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений, но и квалификацией руководителей, их умением принимать и реализовывать необходимые решения.

Реальные проблемы бизнеса редко касаются лишь какого-то одного из направлений менеджмента: финансового управления или управления персоналом и маркетинга. Обычно они требуют системного подхода, умения видеть комплекс взаимосвязанных хозяйственных и социальных проблемных ситуаций. Принятие управленческих решений в организации основывается не только на критериях экономического мышления, но и содержит нравственные детерминанты.

Основными положениями новой концепции управления организацией являются:

1) Организация – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

2) Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и удовлетворение потребителей.

3) Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации, при которых рационализация производства становится второстепенной.

4) Главный источник прибавочной стоимости это люди, обладающие знаниями и условиями для их реализации.

5) Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства.

Принципы управления организацией – это руководящие правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководящие органы и работники в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Эти принципы не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются и конкретизируются.

Выделяют характерные в современных условиях принципы управления:

- целенаправленность;

- согласование деятельности;

- обеспечение эффективности деятельности.

Эти принципы относятся к группе – технологии управленческой деятельности.

- активизация деятельности;

- обеспечение удовлетворенности трудом.

Эти принципы относятся ко второй группе – влияние на поведение работников.

- социальная направленность управления;

- этичность бизнеса.

2. Понятие эффективности управления

Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях, как объекта, так и субъекта управления.

Любые изменения в организации, осуществляемые аппаратом управления, должны отвечать ее целям, достижение которых предопределяет будет или нет эффективной работа организации. Уровень эффективности управленческой деятельности определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления. Он проявляется в различных показателях, как объекта управления, так и управленческой деятельности.

Основными понятиями эффективности управления являются эффективность труда работников аппарата управления, эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения), эффективность системы управления, эффективность механизма управления.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени. Динамика этих показателей позволяет сделать вывод об эффективности работы аппарата управления. Существует два вида эффективности – экономическая и социальная. Экономическая характеризуется отношением полученного результата к затратам. Социальная выражает степень удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Главная задача любой системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Характеристики систем управления и условия, в которых они работают, различны, поэтому целесообразно применять разные критерии эффективности для различных систем. Показатели, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которое имеет предметно-производственную, экономическую, статистическую и математическую интерпретации. Наряду с общей оценкой эффективности управления определяют эффективность основных компонентов управления – функций, организационных структур и технологий. Это относится к внутренним факторам управления, которые проявляются и как критерии его эффективности. Поэтому оценивают эффективность выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Количественная оценка эффективности управления затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда:

- труд по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, не поддающийся нормированию и учету;

- фактические результаты, как и затраты на реализацию определенного решения, не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;

- реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

- результаты реализации решения проявляются через деятельность коллектива организации в целом;

- деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

- временной фактор затрудняет оценку эффективности решений, поскольку их реализация может быть как оперативной, так и развернутой во времени;

Перечень причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений очень широк.

3. Показатели эффективности управления и их определение

Для оценки экономической эффективности управления применяются как обобщающие показатели: национальный доход за конкретный период времени или вновь созданная стоимость, показатель производительности труда и прибыль предприятия, так и система частных показателей: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоотдача, фондоемкость, соотношения фонда заработной платы и производительности труда.

Обобщающими показателями социальной эффективности могут служить степень выполнения заказов потребителей и доля объема продаж фирмы на рынке. Частными показателями являются своевременность выполнения заказа, оказание дополнительных услуг, послепродажный сервис и полнота выполнения заказа.

Данные показатели экономической и социальной эффективности относятся к эффективности функционирования системы в целом.

В узком смысле эффективность отражает результативность управленческой деятельности: доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации, доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, сокращение управленческого персонала, сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива, количество работников, привлеченных к разработке управленческих решений, степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификация кадров.

При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей степени разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий.

Наиболее используемым показателем является начисление годового экономического эффекта, полученного от реализации мероприятий и сравнение его с затратами на эти мероприятия:

 Кэгоду, (1)

Где Эгод – годовой эффект, полученный в результате проведения мероприятий;

Зу – затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

 Эгод=С-Зун, (2)

Где С – годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления,

Ен – отраслевой нормативный коэффициент эффективности.

Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой их социальной эффективности.

Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальный результат проявляется в улучшении условий жизни населения.

Методики расчета эффективности отличаются в зависимости от того, какой характер имеют мероприятия и к какой подсистеме менеджмента они относятся – "входу", "процессу преобразования" или "результату":

"Вход" системы – это мероприятия по повышению качества сырья, материалов и комплектующих. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется у изготовителя товара за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости и уменьшение производственного брака. У потребителя товара экономический эффект заключается в повышении качества его изготовления, что позволяет изготовителю повысить цену товара.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества "входа" системы рассчитывается по формуле:

Эт= Ствх+ Стпр+(Цтнтс)*В] –Звх, (3)

где Эт – ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества "входа";

Ствх – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году за счет дополнительных расходов на повышение качества "входа";

Стпр – снижение себестоимости единицы товара в году за счет повышения качества процесса при применении качественного "входа";

Цтн и Цтс – прогноз цены нового и старого товара после внедрения мероприятий в году;

В – прогноз объема выпуска данного товара в году в натуральных измерителях;

Звх – единовременные инвестиции на повышение качества "входа".

Мероприятия по повышению качества процесса в системе – совершенствование технологии, организации производства и оперативного управления. Эффект у потребителя за счет переноса высокого качества входа системы через процесс системы к ее выходу.

 Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества процесса в системе у изготовителя товара:

 Эк= (Цттт)*В-, (4)

где Эк – ожидаемый экономический эффект;

Цт – прогноз цены товара в соответствующем году;

Ст – прогноз себестоимости единицы товара в соответствующем году;

Нт – прогноз налогов по единице данного товара в соответствующем году;

В – прогноз объема выпуска товара в соответствующем году;

Зпр – единовременные затраты на повышение качества процессов в соответствующем году.

3) Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара: повышение производительности, надежности и экологичности.

 Экт= (Цттт)*В+ –  , (5)

где Экт - ожидаемый экономический эффект;

 Эсоп – сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества;

 Зк – единовременные затраты в повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с внедрением нового товара;

4) Ожидаемый экономический эффект приобретения потребителем нового товара:

 Эп= (Цппп)*П-, (6)

 где Эп – ожидаемый экономический эффект;

 Цп – прогноз цены единицы продукции, выпускаемой с применением нового товара в каждом году;

 Сп – прогноз себестоимости единицы продукции в соответствующем году;

 Нп – прогноз доли налогов по единице продукции в соответствующем году;

 П – прогноз полезного эффекта нового товара, его производительности по продукции в соответствующем году;

 Зт – инвестиции на покупку единицы товара, его транспортирование, монтаж, пуск, подготовку кадров для обслуживания.

 5) Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается на этапе анализа с целью определения целесообразности перестройки организации труда, наиболее рационального варианта проектных решений и на этапе определения фактической эффективности:

 Эг=(С12)*В2нед, (7)

 где С1 и С2 – стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий, руб.;

 В2 – годовой объем работ после внедрения мероприятий в натуральном выражении;

 Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (для НОУТ равен 0,15);

 Зед – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.

 Эг – годовой экономический эффект.

 Экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по более укрупненной формуле:

 Э=Эвдст-З, (8)

 где Э – общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий;

 Эв – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;

 Эдс – экономия, достигнутая за счет изменения должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;

 Эт – экономия полученная за счет более рационального использования средств оргтехники и других материалов;

 З – сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

 Показатель Эв рассчитывается как сумма численности высвобождаемых работников умноженная на среднегодовую заработную плату одного работника с начислениями.

 Показатель Эдс рассчитывается как разница между годовым фондом заработной платы до и после пересмотра должностной структуры.

 Показатель Эт рассчитывается как разница сумм стоимости технических средств для проведения мероприятий по их более рациональному использованию и их стоимости после осуществления мероприятий.

 Одним из показателей эффективности функционирования фирмы является показатель ее устойчивости:

Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5, (9)

 где X1 – показатель эффективности рабочего капитала;

 X2 – показатель эффективности накопленного капитала;

 X3 – рентабельность производства;

 X4 – показатель задолженности;

 X5 – показатель эффективности активов;

Показатель X1 рассчитывается по формуле:

X1 = (Оср – Окр)/А, (10)

 где Оср – оборотные средства;

 Окр – краткосрочные обязательства;

 А – общие активы.

 Показатель X2 вычисляется путем деления накопленного капитала на общие активы.

 Показатель X3 вычисляется путем деления балансовой прибыли на общие активы.

 Показатель X4 вычисляется путем деления основного каптала фирмы на общий долг фирмы.

 Показатель X5 вычисляется путем деления общего объема продаж на общие активы.

4. Рост эффективности управления

Комплексная методика анализа эффективности управления включает:

- анализ оранизационно-производственных структур: уровень специализации, концентрации, кооперирования, централизации производства.

- анализ организационных структур управления: состав управленческих звеньев, их взаимодействие;

- анализ интеграции предприятия;

- анализ хозяйственной самостоятельности организации;

- анализ обеспечивающих систем управления: информационное, кадровое, техническое обеспечение.

Обобщенная система показателей, используемых при анализе системы управления следующая:

Показатели, характеризующие эффективность элементов системы управления.

Кадры руководителей и специалистов: состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовке, стажу работы, уровень организации учебы, повышения квалификации и переподготовки кадров, стабильность кадров и их продвижение, загруженность отдельных категорий работников.

Информация: полнота информационных массивов, соотношение форм обеспечения информацией, интенсивное использование информационных массивов, интенсивность информационных потоков, непрерывность потока информации.

Техника управления: уровень технической оснащенности труда различных групп работников аппарата управления, загруженность различных видов техники, обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления.

2) Показатели, характеризующие организацию процессов управления, т.е. технологию управления.

Плотность управленческих циклов, прямоточность процессов управления, пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления.

3) Показатели, характеризующие организационную структуру управления.

Уровень централизации функций управления, специализация отдельных подразделений аппарата управления, развитость и устойчивость межфункциональных связей, полнота реализации функций управления в системе управления.

4) Показатели, характеризующие экономический механизм.

Непрерывность и стабильность планов, дифференцированность форм организации заработной платы, состав, соотношение и доля фондов материального стимулирования в общем составе фондов доходов трудящихся, разнообразие видов цен на готовую продукцию.

5) Показатели эффективности системы управления.

Экономичность организации управления, эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления, эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом.

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

Анализ теоретических подходов к определению наиболее важных направлений повышения эффективности деятельности организации объединяет их в две группы. Первая группа, мероприятия, связанные с ростом результата деятельности организации. Вторая группа, мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов.

Выводы

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

Путь роста экономической эффективности управления лежит в использовании мероприятий, связанных с ростом результата и мероприятий, связанных со снижением затрат ресурсов:

- технические мероприятия, такие как применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов, применение оборудования, требующего оптимального расхода материалов, улучшение качества применяемых материалов, совершенствование технической базы, применение оборудования, обеспечивающего максимальную производительность труда;

- организационные мероприятия, такие как сокращение цикла производства, повышение качества ремонта оборудования, совершенствование организации производства с целью экономии ресурсов, организации вторичного использования ресурсов;

- социально-экономические мероприятия, такие как анализ действия закона масштаба, закона экономии времени, применение к управлению научных подходов менеджмента, применение методов прогнозирования, ЭВМ, улучшение условий труда и отдыха работников, применение мер стимулирования и ответственности за экономию, осуществление социально-психологических мероприятий по экономии и качеству, мотивация роста качества и производительности труда, рост профессионализма работников, развитие корпоративного духа и корпоративной культуры.

Литература

1) Васильева, Ю.В. Теория управления: учебник. – М.: "Финансы и статистика", 2005г. – 608с.

2) Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби "Проспект", 2006. – 504с.

3) Виханский, О.С. Менеджмент: учебник. – М.: "Экономист", 2003. – 528с.

4) Граждан, В.Д. Управление предприятием: учебник. – М.:"Гардарики", 2006. – 415с.

5) Замедлина, Е.А. Теория управления: учебник. – М.:"Риор", 2006. – 152с.