Эффективность государственной службы

Эффективность государственной службы.

Статьи по теме
Искать по теме

Эффективность государства и его составных частей

Мы должны четко и последовательно различать субъекты и объекты социального управления. Во всех видах управления субъект создает и организует исполнение всего лишь управленческих решений и действий. То, что необходимо для жизни – продукты питания, одежда, социальная инфраструктура, технические изделия, знания, охрана здоровья, обеспечение безопасности, художественные произведения и т. д. и т. п., другими словами, потребительские ценности, производятся управляемыми объектами. Существует объективная взаимосвязь и взаимозависимостъ между субъектами и объектами управления.

Субъект призван понять и отразить объективные условия, объективные закономерности (технологии) функционирования, организационные формы, самоуправленческие механизмы, запросы в управляющих воздействиях управляемых объектов. Управляемые объекты, воспринимая управляющие воздействия, должны корректировать свою деятельность, переводить ее на более высокий, рациональный и эффективный уровень. Тем самым субъекты управления существуют ради управляемых объектов и по их состоянию, уровню развития, качественным и количественным параметрам могут измеряться и оцениваться с точки зрения актуальности, целесообразности и результативности своих управляющих воздействий. "Под объективацией государственного управления понимается момент превращения целей, задач, параметров и т. д., обозначенных в управленческих решениях и действиях в социальную практику, момент перевода посредством управляющих воздействий поведения и деятельности людей, их коллективов, общностей, из одного состояния в другое. Это та последняя взаимосвязь, через которую управленческая энергия, выработанная и сконцентрированная в управляющей подсистеме, непосредственно переходит в управляемую подсистему, обеспечивая ее функционирование, преобразование и развитие. Можно полагать, что объективация представляет собой главный результат управления, свидетельствующий о том, что все, что было намечено, задумано, спланировано, решено, на самом деле реализовано, сполна осуществлено в реальной общественной жизнедеятельности".

Логично, после сказанного утверждать, что эффективность всего государственного проявляется главным образом в управляемых объектах, в состоянии и уровне развития экономических, социальных, культурно-духовных и политических процессов, в благосостоянии и безопасности граждан. Вот в этом как раз и выражается реальность заботы государства о своих гражданах и обо всем, происходящем в их публичной и частной жизни. Не в наборе лозунгов, программ, концепций, обещаний, пожеланий, даже правовых норм, а на деле.

Специфика эффективности государственного управления.

Вся эффективность ограничивается измерением прибыли (дохода) у производителя. Как будто все в обществе занимаются получением прибылей и ради этого живут и действуют. Даже вложения в социальную сферу – видятся всего лишь "в положительном влиянии увеличивающихся вложений в социальную сферу на функционирование производственных предприятии". Мы придерживаемся позиции, что труд есть форма существования человека, а экономические ценности представляют собой основу этой формы. Но чтобы труд воспроизводился, и притом в нарастающем качестве и количестве, необходимо воспроизводство субъекта труда – человека и, следовательно, потребление того, что им производится. Ведь покупка товара или услуги завершают производство и обращение лишь у производителя, а для потребителя (в том числе и в стадии производства) – это начало потребления товара и услуги, результаты которого могут быть весьма разными. Наглядный пример: в мире признано, что самым экономически выгодным является производство наркотиков; большая выгода (у производителей) и от алкогольных напитков. Но есть ли выгода обществу, конкретным людям от их потребления. Можно и в иной плоскости поставить вопрос: общество затрачивает порой много ресурсов на производство научных идей, открытий, изобретений, новых механизмов и технологий их производства и использования. А потребляет оно их и как?

Поэтому эффект (в его действительном смысле) представляет собой сумму (сложение) двух моментов:

-во-первых, разницы между результатами и затратами, свидетельствующей о положительном "сальдо", т. е. о пользе, принесенной человеческими усилиями и использованными ресурсами;

-во-вторых, способности этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества, людей в процессе ее потребления. Нет эффекта от любого вида деятельности, если вследствие ее нет прироста материальной и духовной продукции, улучшения социальных условий жизни, сохранения среды обитания. Но нет его и тогда, когда он имеется (произведен), однако он "пустой", ибо не используется для нужд людей, решения их проблем (валяется где-то на полках, складах или в архивах, направляется на "золотые ванны" нуворишей, существует (в виде личного богатства) бесцельно и бессмысленно).

Следовательно, к эффекту стоит относить не только выгоду (прибыль, доход), полученную на стадиях производства (производственную выгоду), распределения и обмена (экономическую выгоду), но и выгоду, которую получает человек, коллектив, общество в стадии потребления, которая и формирует цели, качество и исторические последствия человеческой публичной и частной жизни. Вроде того, что я оставляю после себя: цветущий сад потомкам или пепелище, поросшее бурьяном.

Конечно, разные виды и объемы человеческой деятельности, разная включенность этих видов в общий воспроизводственный процесс могут порождать разный эффект.

Производственный эффект, который возникает тогда, когда управляемый объект производит комплектующую продукцию, является частью кооперированного производства либо оказывает внеконкурентную для потребителя услугу (снабжение водой, электричеством, газом и т. д.). Здесь главное, технико-технологическая организация, обеспечивающая высокое качество производимой продукции и услуги, которая не всегда приобретает форму товара, но тем не менее сравнима по экономическим показателям (по крайней мере, по сравнению с аналогичными производствами).

Экономический эффект. Его отсчет начинается для производителя с момента акта продажи товара, услуги. Этот эффект свидетельствует о встрече продукта, услуги и потребности на него, о соотношении в обществе предложения и спроса на тот или иной товар, услугу и позволяет производителю анализировать три стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение и обмен). Получение экономического эффекта (прибыль, польза) является основной целью всех производителей в рыночной экономике, и вполне логично, что на это направлены усилия соответствующих субъектов управления (особенно в сфере менеджмента), в том числе и государственного управления.

Экономический эффект для потребителя (и в области производительного потребления) отсчитывается от момента покупки товара, услуги до полного их использования в стадии потребления и измеряется, таким образом, уровнем и ценой удовлетворения соответствующих потребностей. Стадия потребления тоже имеет свои экономические характеристики которые стоило бы знать, измерять и считать. Меньше было бы бездумных и чрезмерных растрат, больше было бы баланса между затратами при производстве и растратами (издержками) при потреблении (эксплуатации).

Но, как известно, не хлебом единым жив человек. Среда его обитания включает в себя природу и ее ресурсы, общественные идеалы, ценности и цели, семью и общение, огромный мир духовной культуры и многое другое. Производство и потребление со своими экономическими характеристиками находится внутри исторического кругооборота человеческой жизнедеятельности. Для государства тем самым первостепенную важность приобретает социалъный эффект, тот, который получает общество (все люди!) в течение и в итоге всего жизненного цикла изделия, продукта, услуги, идеи, художественного творения, организационной формы, социальной нормы и всего иного, что создается умом и руками людей, их талантом и волей. Именно и только социальный эффект показывает актуальность, рациональность и эффективность любых личностных, коллективных и общественных усилии, реальное состояние сознания, поведения и деятельности людей. Причем если "снять" сырьевые, энергетические и иные материальные затраты, которые больше всего и измеряются экономически, то как раз в социальном эффекте наиболее полно выражаются труд и культура, знания и опыт, умение и совесть каждого народа. Характер и объем социального эффекта отражает целесообразность, адекватность и потенциал общественных структур и регуляторов и, прежде всего, их государственной составной.

С такой точки зрения нельзя признавать социально-эффективными те случаи, когда, например, экономический и уж тем более производственный эффекты достигаются за счет природы либо нанесения ущерба другим условиям и факторам общественной жизнедеятельности (социальная инфраструктура, демография, здоровье людей, их отдых и т. д.). Не заслуживают обозначения в качестве социально эффективных и краткосрочные, временные успехи, созданные нередко путем применения неадекватных успеху ресурсов, а иногда и вообще по причине благоприятною стечения обстоятельств (хорошие почвенно-климатические условия, конъюнктура спроса и пр.).

В настоящее время социальный эффект основан, как правило, на высоком качестве и современных технико-технологических показателях труда, продукции, обслуживания, потребления. В нем непосредственно содержатся достижения научно-технической и информационной революций. Он возможен лишь вследствие рациональной организации субъектов управления, главным образом органов государственной власти и местного самоуправления, оптимального функционирования управляемых объектов, правильного согласования их активности с закономерностями, потребностями и интересами общества. Сущность социального эффекта видится также в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе не только "снятый" результат, но и источник и средство для последующего разбития, выступать постоянным и прочным звеном в цепи непрерывного воспроизводства общественной жизни. Все государственное должно анализироваться и оцениваться по социальным эффектам управления. В этом отличие государственного от предпринимательства, менеджмента, всего частного и группового.

Разумеется, социальная эффективность всего государственного может измеряться лишь при помощи определенных критериев и показателей. Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления исследуемых процессов (отношений), посредством анализа которых можно определять их уровень и качество, а также соответствие потребностям и интересам общества. Показатели характеризуют меру, количественные характеристики соответствующих признаков, граней и т. д.

Сейчас выделяют три вида социальной эффективности государственного управления:

— общая социальная эффективность, раскрывающая результаты функционирования системы (т. е. совокупности государственных органов и управляемых ими объектов) государственною управления. Системы государственного управления, а не всего общества, в котором действуют как другие виды управления, так и стихийные и самоуправленческие механизмы;

— специальная социальная эффективность, характеризующая состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами;

— конкретная социальная эффективность, отражающая деятельность каждого управленческого органа (органа государственной власти и местного самоуправления) и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения.

Определение эффективности государственного управления.

Кто и как должен определить эффективность всего государственного? Вроде бы просто: безусловно, общество, сами граждане и создаваемые ими общественные структуры. И нет никакого сомнения в том, что они это делают, но обычно на кухне, в досужих разговорах, в обращениях, в разных протестных акциях и иных формах выражения недовольства. Только когда "верхи теряют власть", разливается половодье людского гнева и оппозиция захватывает бразды правления. Для социально-экономического и духовного развития страны пользы от этого мало.

Во-первых, потери, понесенные обществом вследствие слабости и заблуждений управления, невозобновимы.

Во-вторых, сами глубокие государственные "встряски" порождают свои, подчас очень трудные проблемы и могут на некоторое или весьма длительное время снижать уровень управляемости общественных процессов.

В-третьих, уже сам факт допущения недостатков, кризиса, "взрывной" ситуации и т. п. оказывает отрицательное социально-психологическое влияние на людей, снижает доверие к государственной власти, ее общественный престиж.

Тем самым речь не идет о таких процедурах, которые в общем-то слабо действуют на состояние и трансформации государственного, а о тех, которые были бы признаны государством, пользовались в обществе авторитетом и имели официальный характер. Необходимы общественные процедуры, которые обладали бы институциональными свойствами, т. е. были бы устойчивыми, обязательно существующими и влияющими на государственные органы. Среди них можно указать:

1. Отчеты руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления перед гражданами, жителями территориальных образований, отраслевыми коллективами, обществом в целом. Подобное принято во всех демократических правовых государствах. Без такой постоянно действующей процедуры нельзя осуществлять маркетинг, мониторинг, контроллинг, предупреждать и профилактировать ошибки и злоупотребления.

2. Национальные и локальные обсуждения и голосования (референдумы) по различным вопросам жизнедеятельности страны, ее регионов, территориальных и трудовых коллективов. Управлять можно только тогда, когда мы знаем, как люди в своей массе относятся к тому или иному решению либо к проводимой или намеченной политике.

3. Общественное мнение как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно характеризует все государственное через сознание и волю граждан, соотнесение имеющегося либо сделанного с их реальными потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями. Здесь важно добиваться систематичности, адекватности и авторитета общественного мнения. Отличать именно общественное мнение, выступающее обобщенным, интегрированным мнением в арсенале всего общества по тем или иным вопросам, от той информации, которая добывается всевозможными фондами, ассоциациями, учреждениями путем анкетирования, опроса, взятия интервью на улицах, социально конкретных (социологических) исследований и выдается за общественное мнение. Последнее может совпадать, а может и весьма отличаться.

4. Обращения граждан как институт взаимосвязи власти и людей. Структура и содержание, предмет и адресность обращений достаточно точно и оперативно отражают жизнь, состояние управляемых объектов и уровень функционирования субъектов управления. Если каждое обращение несет информацию о конкретном интересе, нарушении прав, факте, событии, то система обращений дает картину глубинных отношений и процессов, выявляет механизмы их воспроизводства.

Перечисленные общественные процедуры анализа и оценки государственного вполне можно рассматривать как проявления обратных связей между обществом и государством в лице его государственного аппарата, опираясь на которые только и возникают основания для постановки вопросов об ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных органов за качество, актуальность и результативность их управленческих решений и действий.

Таким образом формируется как бы кругооборот государственной жизнедеятельности, внутри которого находится и реализует себя государственная служба. Как сделать так, чтобы государственная служба (реформированная, усовершенствованная, модернизированная и т.д. и т.п.) реально влияла на развитие страны и вывод её из кризиса.

Эффективность государственной службы.

Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Ключевым здесь является слово "исполнение", которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее (по правилам внутреннего трудового распорядка), либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов и т.п., а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами. Между тем когда говорится о государственной службе, то в виду имеются иные, не частно-, а публично-правовые отношения, состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем государственном органе, но и у государства в целом. Человек служит государству, обществу, закону, а не тем или иным "своим" начальникам. Отсюда – новое качество правоотношений.

Государственная служба связывает государственную должность (относящуюся к организационной структуре государственного управления), государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство). Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.

Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Важно, чтобы в организационно-правовом смысле была четкость, ясность и определенность в отношениях: между лицом, исполняющим государственную должность, и государством; между лицом, исполняющим государственную должность, и гражданином государства.

Государственная служба в государстве, в том числе в федеративном и при развитом местном самоуправлении, должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это – не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующими объемом и структурой. Она может быть по уровням: федеральной государственной службой, государственной службой субъектов Российской Федерации, муниципальной службой. Может делиться, условно говоря, на гражданскую (управленческую) государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу в армии и приравненных к ней структурах; специализированную (правоохранительную) государственную службу: в так называемых административных органах. Но в любом случае – это служба государству Российскому.

Политическая и государственно-правовая практика многих государств после второй мировой войны однозначно свидетельствует о том, что государственная служба необходима демократическому государству и составляет неотъемлемую подсистему правового государства. Ведь закон может быть лишь тогда выше субъективизма какой-либо личности, если в государстве действуют люди, которые специально подготовлены для этой цели и заинтересованы (во всех аспектах) в ее реальном осуществлении.

Государственная служба состоит из определенных институтов (совокупностей целей, функций, структур и процедур), призванных обеспечивать разрешение актуальных проблем государства и общества.

В числе таких институтов можно назвать:

а) формирование общественно-политических и государственно- правовых предпосылок, поддерживающих реальную взаимосвязь государственного аппарата с жизнью граждан, его понимание, уважение и авторитет в общественном мнении;

б) определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля за этим, составление реестра государственных должностей и обеспечение его практической реализации;

в) обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рациональности и эффективности затрат на государственный аппарат;

г) создание условий выявления и отбора людей для государствен-ной службы на основе объективной оценки их общекультурных,

профессиональных и личностных качеств; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т.д.), статистический учет государственных служащих;

д) поддержание в коллективах государственных органов такого делового и социально-психологического микроклимата, который бы гарантировал юридически описанное исполнение государственных должностей, способствовал бы творческому росту государственных служащих, благоприятствовал бы рациональным служебным отношениям;

е) организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; анализ актуальности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами.

Государственная служба, исходя из ее целей и функций, образует различные проблемные "блоки", каждый из которых имеет свое содержание и организационно-правовое разрешение.

Актуальной проблемой государственной службы является социологическое определение состояния государственного аппарата и его кадрового обеспечения. До сих пор не обоснована "координатная" сетка, в рамках которой можно было бы объективно и справедливо по отношению к личности измерять набор (комбинацию) и уровень развития ее качеств, нет и демократических процедур анализа и оценки возможностей персонала государственного управления. С каждым десятилетием государственное управление приобретает все большее значение для развития общества, и надо стимулировать и отслеживать приток в него лучших людей. В процессе формирования государственной службы следует заложить систему средств и процедур ее постоянного социологического мониторинга.

Особое значение в структуре государственной службы принадлежит системе непрерывного развития государственных служащих. Сегодня имеется много данных (темпы роста научного знания, динамика обновления технологий, информационный "взрыв" и т.д.), которые свидетельствуют об одном: только для того, чтобы поспевать за временем (не отставать), человек должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении. Такую систему составляют, по меньшей мере, три группы элементов:

формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие); структура сквозного (от поступления до выхода в отставку) профессионального роста каждого государственного служащего; участие общественного мнения в наблюдении за исполнением должностных функций и поведением государственных служащих. В целом это очень большая и комплексная проблема.

В государственной службе должное место призвана занимать отработка структур и процедур (технологий) управления ею как сложной системой. К ним относятся: стандарты, реестры, нормативы исполнения государственных должностей, содержание экзаменов на замещение государственных должностей, правила аттестации, квалификационные характеристики различных категорий государственных служащих и многое другое. Актуальны структуры по разрешению служебных конфликтов в государственном аппарате. Если государственная служба формируется как единый публичный социально-правовой институт в рамках Российской Федерации, то нужна и согласованная организация управления ею с соответствующими структурами на федеральном уровне, в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Важно заложить внутренние механизмы саморазвития и "подстройки" государственной службы под общественные запросы.

И, конечно, необходимо обоснование и введение в практику критериев социальной эффективности государственной службы, поскольку все общественные усилия и затраты по ее формированию приобретают смысл лишь тогда, когда она действительно повысит уровень государственного управления общественными процессами. Важно любые правовые акты и организационные действия в области государственной службы рассматривать и измерять под углом зрения того, какую они приносят пользу государству и обществу, как влияют на целесообразность и активность деятельности государственных служащих. Хотя внутри государственной службы реализуются ее собственные цели, сама она всецело призвана обслуживать потребности и интересы государства, общества и граждан.

Критерии эффективности государственной службы.

Понятие эффективности широко используется наукой для оценки степени полезности затрат в ожидаемом результате. В теории организации и административном управлении эффективность определяется как "отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. Решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных временных издержках или если результат получен при самых низких издержках выбора".

Довольно распространенной моделью оценки эффективности является следующая схема: "ресурсное обеспечение управленческой деятельности – затраты – результат". Характерная черта этой схемы – выделение роли ресурсного обеспечения и затрат в повышении эффективности управленческой деятельности.

Существует модель эффективной организации, разработанная Р. Лайкертом.

По его мнению, три фактора определяют эффективность:

1) внутриорганизационные факторы – формальная структура организации, экономическая база и социальная политика, профессионально – квалификационный состав персонала;

2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы организации, организационный климат, методы принятия решений, уровень доверительности к руководству, способы стимулирования и мотивации деятельности;

3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей.

При таком подходе эффективность рождается в результате сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический.

По оценке Р. Лайкерта, на восстановление нормального социально – психологического климата, деформированного мобилизационными и манипулятивными методами, в больших организациях требуется до семи лет. Что же касается восстановления климата в обществе в целом, испытывающем чувство безысходности из-за политических манипуляций, то на это может потребоваться период, необходимый для смены поколений.

Заслуживает также внимания подход, согласно которому эффективность оценивается по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства: "Работу госаппарата можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче – важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата".

Согласно такому подходу, эффективность госслужбы выражается в расширении возможностей активной гражданской жизни каждого человека и всего общества. Она обеспечивается отлаженной системой государственных органов, их способностью законным порядком осуществлять общественный интерес, реализовывать государственную политику социального и экономического развития.

Одним из оснований для определения эффективности государственной службы многие авторы считают уровень социального партнерства (в разумных пределах) политико-административной элиты и населения в системе государственного управления.

Существует точка зрения, связывающая эффективность государственной службы с наличием или отсутствием оптимальной парадигмы административно-политического управления. Речь идет о противоборстве между традиционной, "технократической" парадигмой политического управления и новой – "партисипативной" парадигмой. Традиционная парадигма политического управления, назовем ее технократической, построена на таких основаниях, как программно-целевой подход, приоритет и монополия общегосударственных интересов, рассмотрение основных агентов политического процесса в качестве средств расширения общегосударственных задач, приоритет общегосударственных интересов над региональными.

Новая программа политического управления (партисипативная), базируется на таких началах, как политический маркетинг (анализ и учет основных политических интересов в условиях политического плюрализма), сценарно-ролевой подход и ситуационность, рассмотрение агентов политического процесса как возможных партнеров или конкурентов.

По мнению некоторых авторов, критерии эффективности заключается:

– в степени соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника; каждая должность создается для реализации определенных целей и функций, которым необходимо строго следовать;

- в законности решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления; в законах выражается всеобщая воля, ими защищается всеобщий интерес, чем и определяется их место и роль в управленческой деятельности;

- в реальности влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов; дело в том, что любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если не направлены на управленческие объекты и в конечном счете не обеспечивают их реального функционирования и развития;

- в глубине учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей; важно учитывать не один, а многие параметры человеческой жизнедеятельности в их сложной взаимосвязи;

- в характере и объеме взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, так сказать, в демократизме деятельности; при любых издержках демократизм деятельности всегда повышает ее обоснованность и результативность;

- в мере авторитетности решений и действий управленческих структур и работников;

- в правдивости и целесообразности управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками; интересы общества требуют, чтобы при любых условиях, самых неблагоприятных для органа или должностного лица, в систему управления шла только достоверная, объективная информация, иначе все процессы, где используется такая информация, деформируются;

- в нравственном влиянии управленческой деятельности на "внешнюю" среду, поскольку управление обладает большими как позитивными, так и негативными возможностями, формирующими людей – здесь пример управления принципиален".

В условиях развития демократических процессов в обществе в деятельности государственных структур и в оценке их эффективности происходит все более заметное смещение в сторону факторов социокультурного и духовного развития. Это находит и непосредственное отражение, например, в методиках оценки уровня развитости различных государств и обществ, применяемых при сравнительных международных социальных исследованиях. Приведенные критерии в теории управления и организации отражают смещение ценностей управленческой деятельности от показателей технико-технологического и экономического развития к социокультурным.

Правовое регулирование эффективности государственной службы.

Одной из важнейшей проблемой государственного управления является законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы.

Специфика профессиональной деятельности государственных служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, требует особого подхода к правовому регулированию их труда, что нашло отражение в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Далее – Закон о государственной службе.)

В соответствии с этим законом на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, предусмотренными этим законом.

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью поддержания ее высокого уровня (в том числе за счет ротации управленческого аппарата), специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы.

Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой – предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы.

Специфика государственной службы как профессиональной деятельности, направленной на реализацию функций государства, обеспечение исполнения полномочий государственных органов, сама по себе предполагает наличие таких особых условий труда, что и дает основание для установления особенностей в правовом регулировании трудовых отношений государственных служащих. К их числу относится, в частности, и предусмотренное Законом о государственной службе требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу.

Наряду с ограничением по возрасту Закон о государственной службе предусматривает ряд других ограничений, препятствующих поступлению на государственную службу и нахождению на государственной службе.

К их числу относятся:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Особые (дополнительные) требования, предъявляемые законом к квалификации лиц, поступающих на государственную службу, касаются знания государственного языка, уровня профессионального образования, стажа и опыта работы по специальности, уровня знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Помимо документов, предусмотренных законодательством о труде, поступающие на государственную службу обязаны представить так же справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении и медицинское заключение о состоянии здоровья. Все сведения, представленные гражданином при поступлении на государственную службу, подлежат обязательной проверке. Проверка достоверности представленных документов осуществляется кадровой службой соответствующего государственного органа. Если в результате проверки будут установлены факты и обстоятельства, препятствующие поступлению данного гражданина на государственную службу, он должен быть поставлен в известность о причинах отказа в письменной форме. В случае его несогласия с решением об отказе в приеме на государственную службу, он вправе обжаловать такое решение в соответствующий государственный орган или суд.

Требование о проверке достоверности сведений, представляемых при поступлении на государственную службу – это одна из гарантий формирования профессионального, компетентного и добросовестного корпуса государственных служащих, а значит и эффективности государственной службы.

Государственным служащим испытательный срок устанавливается в обязательном порядке, причем не только вновь поступающим на государственную службу, в том числе по результатам конкурса, но и при переводе на другую государственную должность иной группы и иной специализации. Если для всех других работников, срок испытания, как правило, не может превышать трех месяцев, то для государственных служащих он устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Государственная служба должна рассматриваться, как самостоятельный публично социально-правовой институт со своими целями, функциями, организацией и механизмами управления.

Посредством логически связанных правовых норм должны быть четко определены принципы, элементы и взаимосвязи государственной службы, поскольку из этого проистекают ее возможности и перспективы развития. Причем нужно согласованное, общее правовое "поле" в регулировании различных уровней и видов государственной службы. Везде актуальна сбалансированность между обязанностями, правами, ограничениями и ответственностью государственных служащих, с одной стороны, и, с другой – социально-экономическими условиями и гарантиями их службы. Очевидно, что правовое регулирование государственной службы составит систему нормативных актов, отвечающую соответствующим требованиям системности.

Выводы

В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является эффективность. Специфика государственной службы такова, что от степени её эффективности зависят судьбы людей, их безопасность, благосостояние. Если проблема эффективности работы какого-либо предприятия интересует узкий круг специалистов, то проблема эффективности государственной службы интересует каждого. Государственная служба у всех на виду, особенно в настоящее время, когда СМИ федерального и регионального уровней регулярно информируют миллионные массы о её работе.

Вместе с тем, оценка эффективности государственной службы – одна из трудных и нерешенных до конца проблем. " Широко используемая трактовка эффективности как соотношения затрат и результатов при оценке эффективности управления имеет тот недостаток, что не решены методологические проблемы количественного измерения результатов и затрат управленческой деятельности, возникает множественность подходов к такой оценке".

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " О государственной и гражданской службе Российской Федерации".

2. Атаманчук Г.В. "Сущность государственной службы". М., 2002г.

3. Атаманчук Г.В. "Теория государственного управления". М., 2004г.

4. Кпишачук Г.В. "Обеспечение рациональности государственного управления". М., 1990г.

5. Миронов М.Л. " Обращение граждан как элемент защиты прав человека и основных свобод: право и практика". М., 2001г.

6. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. А. "Мененджмент в организации". М., 1995г.

7. Охотский Е.В., Игнатова В.Г. "Государственная служба: теория и организация". Ростов – на – Дону, 1998г.

8. "Экономическая энциклопедия". М., 1999г.

9. "Кадровое обеспечение государственной службы". Ростов – на – Дону, 1994г.

10. "Региональная государственная служба: проблемы, опыт, социологический анализ". Ростов – на – Дону, 1996г.

11. "Эффективность труда руководителя". М., 1988г.