Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственного служащего

Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственного служащего.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие духовно-нравственных основ профессиональной деятельности государственных служащих

Понятие "этика" происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Например, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кругом общения человека и его характером.

Понимая слово "этос" как характер, Аристототель ввел в употребление прилагательное "этический" с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффектом, а память – свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин "этика".

Для более точного перевода аристотелевского термина "этический" с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин "moralis" (моральный). Он сформировал его из слова "mos" (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появился и термин "moralitas" (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия "этика".

Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами "этика" и "мораль". В русском языке таким словом стало, в частности, "нравственность", в немецком языке – "Sittlichksit". Эти термины повторяют историю появления понятий "этика" и "мораль" от слова "нрав".

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)".

В. И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного." "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И "Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

По утверждению О.Г. Дробницкого "…нравственность, как специфически способ общественной регуляции, выделяется и развивается исторически, а не есть нечто данное с самого начала существования человеческого общества".

Таким образом, в своем первоначальном значении "этика", "мораль", "нравственность" – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов "мораль" и "нравственность". Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается прежде всего разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не полностью выдерживается. Так, порой этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения некоторых моральных (нравственных) явлений используют термин "этика" (например, экологическая этика, этика бизнеса).

В целом отметим, что в этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность. Таким образом, нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина "мораль"), происходящее от слова "нрав".

Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика); теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).

Нормативный характер этики, выражающийся в формулировании норм поведения и создании идеальных образцов нравственных отношений, обусловливает ее ценность, специфику и особое место в системе научного знания.

Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, то есть соответствует объективным законам человеческого бытия, которые реально существуют.

В жизни возникают этически сложные ситуации, которые не так просто оценить, но было бы неправильно пытаться моральный закон приспособить к реальным житейским ситуациям. Одно дело понять и простить то или иное нарушение морального закона и совсем другое – отрицать это нарушение в силу оправдывающих обстоятельств. Этика учит разбираться в сути морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения, позволяет получить знания о человеческой природе, лучше понять самих себя. В ее основе лежит представление о присущей человеку свободе выбора, не обусловленного никакими природными или социальными законами.

Пожалуй, ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое в действительности может оказаться фиктивным (искаженным добром), и попытки его достижения могут привести к дурным последствиям. Даже отказ (как сознательная жертва) от некоторого очевидного блага, приносящего непосредственную выгоду, означает лишь предпочтение более высокого духовного блага корыстному интересу как менее значимому благу. Задача этики вовсе не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Это превосходство очевидно всем, кроме убежденных нигилистов и критиканов. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность к оценкам, то есть умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Тем самым мораль благотворно влияет на поведение конкретного человека и нравы общества в целом.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными задачами профессиональной этики являются:

развитие и закрепление интереса к милицейской профессии, сформировать основы профессионального отношения к избранному делу;

исследование понятий и содержания профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы будущей практической деятельности;

выработка определенного иммунитета к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Естественно, что духовно-нравственные основы профессиональной деятельности служащих в первую очередь определяются их духовно –нравственными качествами. В научной литературе отсутствует определение понятия "духовно-нравственные качества". По своей сути, данный термин может быть определен следующим образом. Это качества личности, которые в равной степени "обусловлены идейной направленностью личности (ее политической ориентацией, приверженностью к тем или иным общественным идеям) и ее нравственным содержанием (основными принципами взаимоотношений человека с другими людьми, регулирующими его деятельность во всех сферах жизни)".

От деятельности госслужащих, их профессионализма и наличия определенной нравственной составляющей зависят принятие и реализация управленческих решений, направленных на благо общества. Именно нравственный фактор играет особую роль в формировании общественной оценки проводимой властями политики.

Таким образом, духовно-нравственные качества государственных служащих определяются как проявление в социальной среде через поступки, действия или бездействия госслужащего тех его ценностных ориентаций, которые обусловлены не только этическими, но и общемировоззренческими установками (идеологическими, философскими, научными и т.п.). К вышеперечисленным качествам относятся патриотизм, гражданственность, достоинство, принципиальность и другие.

В условиях социальной трансформации общества, государственные служащие должны делать все, чтобы соответствовать ожиданиям общественности для обеспечения социальной стабильности в обществе, а именно стремиться к их идеальному восприятию в социальной среде.

Идеал выступает как предельное выражение того, что принимается в системе ценностей за высшее, "это совокупность высших духовных ценностей и значимостей в поведении и образе жизни личности". Идеал есть системная характеристика цели бытия субъекта, образец поведения, высшее достоинство личности, к которому надо стремиться, "идеал –это ценность, выраженная как цель, как то, что организует и направляет усилия в единое русло". Идеал может строиться и развиваться на основе общепринятых в обществе ценностей, индивидуальной нравственной программы поведения и других факторов, но главным свойством идеала является то, что он должен делать человека лучше, побуждать только к положительным поступкам.

Идеал трансформируется в определенную модель, к которой должен стремиться субъект идеала, будь то общество, человек, в том числе занимающий государственную должность. В рамках данной работы, это модель нравственного поведения государственного служащего, определяющаяся позитивным восприятием населением наличия у госслужащих определенных духовно-нравственных качеств, необходимых, по мнению общественности, для лиц, представляющих институты власти. Существуют исторически сложившиеся модели поведения госслужащих, которые мы проанализируем далее.

Итак, духовно-нравственные качества государственных служащих –это проявление в социальной среде через поступки, действия или бездействия госслужащего тех его ценностных ориентаций, которые обусловлены не только этическими, но и общемировоззренческими установками (научными, философскими, политическими и др.).

В современных условиях вышеназванные качества приобретают особую актуальность, так как доверие населения к институтам власти, прежде всего, зависит от моральности поступков государственных служащих. Доверие к власти со стороны россиян необходимо для дальнейшего развития страны. Данной задаче будет способствовать поведение государственных служащих, определяемое как "должное", т.е. устанавливаемое властными структурами и ожидаемое общественностью поведение, в котором должны наличествовать определенные духовно-нравственные качества должностных лиц.

Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих

Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления.

Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих являются принципы, показанные на рисунке.

Нравственные принципы деятельности государственных служащих

Рисунок 1 – Нравственные принципы деятельности государственных служащих

– Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

– Принцип законности, обязывающий всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих.

– Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Это должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

– Принцип ответственности, обязывающий служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение.

– Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти.

– Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение государственными служащими правил, норм служебного поведения. Он предполагает верность службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. Чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к государству, строю, политическому большинству, находящемуся у власти, ко всем ветвям власти, к государственным институтам, к обществу, населению.

– Принцип политической нейтральности требует, чтобы государственная служба были вне политики. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, т.к. государственная служба – это институт государства. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата.

Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Исторический опыт и современная практика доказывают, что для эффективного государственного управления необходима полностью департизированная и относительно деполитизированная государственная служба. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду.

– Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы; умышленное использование служебного положения для личного обогащения; наличие личной корысти. Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

Бюрократизм – внутреннее свойство любой управленческой структуры. Но оно должно быть минимизировано. Он представляет собой нравственно отрицательную форму реализации государственно-властных полномочий. Отличительная черта бюрократической ментальности чиновника – стереотипность, безразличие и безответственность, что превращает бюрократию в корпорацию эгоистических интересов. В бюрократической среде преобладают такие ценности, как чинопочитание, карьеризм, канцелярщина, зависть, подобострастное отношение к богатству и власти. Только демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности могут лишить бюрократизм благоприятной среды обитания.

Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

Таким образом, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике.

Литература

Нормативные и правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Указ Президента РФ от 12.08.2002.

3. "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника Федеральной миграционной службы". Приказ ФМС РФ от 25.02.2011 №42.

4. "Общие принципы поведения государственных служащих". Указ Президента РФ № 885 от 20.03.2007

5. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Федеральный закон №79 ФЗ от 27.07.2004.

6. "О противодействии коррупции" Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008.

7. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ 2010.

8. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

Монографии, учебная литература, статьи:

1. Административная этика: Учебное пос. / Под ред. В.Л. Романова.- М.: РАГС, 1999. – 366с.

2. Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: Сб. научных трудов. / Под ред. К.О. Магомедова.- Вып. 6. -М., 2009.

3. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы.- М., 1995.- 199 с.

4. Астафьева О.Н., Годованец Ю.М. Сохранение культурных ценностей как предмет правового регулирования.// Право и культура. / Под ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой.- М.: РАГС, 2009.- С. 309–344

5. Атаманчук Г.В. Управление как фактор развития: Размышления об управленческой деятельности.- М., 2002. – 186 с.

6. Бакштановский В.И. Профессиональная этика: социологические ракурсы. // Социологические исследования. – 2005. – № 8.- С. 125-138

7. Барциц И.Н. Модернизация государственного управления России в условиях административной реформы.- М.,2008.- 225 с.

8. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. // Полис.- 2006.- № 6.- С.58- 74

9. Бусыгин А.Е. Государственная служба: взгляд изнутри. // Социология власти.- М: РАГС. -2003. -№3.- С. 47–56.

10. Воронович Б.А. Современная Россия: особенности духовного взаимодействия государства и общества.- М.: РАГС, 2008- 259 с.

11. Воронович Б.А. Феномен коррупции: теоретико-методологический анализ: Учебное пос.- М., 2010.- 388 с.

12. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. -М.:РАГС, 1998.- 229 с.

13. Государство и управление духовной жизнью общества: Уч.-метод. пос.- М: РАГС, 1999.- 398 с.

14. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб. пос. / Под. ред. В.М. Соколова, А.И.Турчинова.- М.: РАГС; Статут, 2006.

15. Дубко Е.Л. Политическая этика. – М., 2005.- 322с.

16. Духовная жизнь современного общества: актуальные проблемы теории. – М.: РАГС, 2007.- 255 с.

17. Ефанова О.А. Гражданские позиции государственных служащих. // Социология власти.- М.: РАГС, 2000.-№1.-С. 8–19

18. Имидж госслужбы: Сборник научных трудов.- М., 1996.-311 с.

19. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления.- М.: РАГС, 2003.- 299 с.

20. Квасов Г.Г. Развитие нравственного сознания и ценностного потенциала социализма в условиях перестройки. // Человек. Общество. Этика. / Сб. ст. под ред. Г.Г. Квасова.- М., 1990.-С. 35 – 79

21. Компетентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих. / Под ред. Ф.Д. Демидова.-М.: РАГС, 2010.- 422 с.

22. Ксенофонтов В.Н. Динамика духовной жизни российского общества: границы управленческого воздействия. // Современная Россия в изменяющемся мире.-М.: РАГС, 2006.- С. 39 – 56

23. Кубышко В.Л. Комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел: проблемы и перспективы // Вестник МВД России".- 2008.- № 1.-С15- 33

24. Лобанов В. США: Административная этика и государственная служба. // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления.-1996.-№ 4.-С. 70–75

25. Магомедов К.О. Проблемы формирования позитивного имиджа государственной службы. // Государственная служба.-2007.-№ 5 (49).- С. 21- 35

26. Медведев Д.А. Национальные приоритеты: Статьи и выступления.- М.: Изд-во Европа, 2008.- 155 с.

27. Митрошенков О.А. Ответственность в политике и власти как проявление политической культуры. // Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации.- М., 2009.- С. 55-78

28. Москвичев Л.Н. Общественное развитие и социальное управление.- М.: РАГС, 2009.- 199с.

29. Нравственные основы государственной службы России: уч. пос. / Под ред. В.М. Соколова.- М.: РАГС, 2003.- 223с.

30. Нургалиев Р. Ставка на человека // Российская газета.- 2009.- №49 21.08.2009

31. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия.- М., 2002.- 211 с.

32. Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект. // Право и управление: XXI век. Интернет-журнал.-2008.-№ 1 (2)

33. Совершенствование перечня норм служебной профессиональной этики и требований к служебному поведению служащих правоохранительной службы: Отчет о научно – исследовательской работе.- М, 2009.-с.45 // mvd.ru/userfiles/file/reforming

34. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др.-М., 2006.- 389 с.

35. Право и культура. / Под ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой.-М.: РАГС, 2009.- 401 с.

36. Профессионализм в системе государственной службы.- Ростов-на-Дону, 1997.- 301с.

37. Путин В.В. Избранные речи и выступления.- М., 2008.- 288 с.

38. Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2008−2009 гг.): Сборник / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. – 364 с.

39. Рекомендации № R(2000)10’ Комитета министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих. (106-я сессия Комитета министров 11.05.2000 г.). // Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика.- М.: РАГС. Статут.,2006 – С.299-311

40. Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению.- М., 2006.-С. 14–15

41. Скуднова О.Ю. Государственная служба: профессия, духовность, характеристика.- Саратов, 2001.- 288 с.

42. Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона.-М., 1998.- 305с.

43. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений.- М., 2008.- 325 с.

44. Соколов В.М. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // Государственная служба.-2004.-№ 2.- С. 74- 104

45. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих: Социально-философский аспект: уч. пос.- М.: РАГС, 2006 – 258 с.

46. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы.- М.: РАГС, 2010.- 99 с.

47. Управление персоналом государственной службы.- М.: РАГС, 1997.- 301 с.

48. Файншмидт Е.А. Теория антикризисного управления.- М., 2010.- 399 с.

49. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова.- М., 2009.-199 с.

50. Человек как ресурс и барьер инновационного развития. Философский форум. // Философские науки.- 2010.- № 10.- С. 101 – 115

51. Шамсул Х.М. Кризис административной этики: тенденции и последствия. // Государственная служба за рубежом. Материалы XVIII международного конгресса политологов. / М.: РАГС. 2001.- № 4 (40).- С. 116–129

52. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного служащего: моральные основы.- Ростов-на-Дону, 2006.- 299 с.

53. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник.- М.: Щит-М., 2005г.- 301 с.

54. Этика. Энциклопедический словарь. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова.- М., 2001.- 206 с.