Духовная культура и искусство

Духовная культура и искусство.

Статьи по теме
Искать по теме

В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие "духовная культура" имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие "духовная культура" трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В 90-е гг. ХХ в. "духовная культура" понимается по-разному:

- как нечто священное (религиозное);

- как нечто положительное, которое не требует пояснения;

- как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие "духовная культура" достаточно четко не определено и не разработано.

Понятие духовной культуры содержит -содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

-показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -добро -красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

-теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

-этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

-эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность -это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.

Существует два вида деятельности:

-практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);

-духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).

В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:

-созидательной (т. е. направленной на формирование "второй природы": среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);

-разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.

Ценность -это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.

Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:

-главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);

-ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);

-демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);

-прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);

-мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.

Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек -это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.

Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.

Первая -атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни -в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив -ее нет, а когда он умирает -то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни -религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука -эвристика (гр. heurisko -нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

Существуют четыре основные фазы творчества:

-замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);

-созревание идей (процесс конструирования "идеального предмета" в воображении творца),

-озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);

-проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

2. Искусство как эстетическое сознание общества

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные.

Эстетическое сознание – один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.

Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства – это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.

Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус – это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус – это "способность судить о красоте".

В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.

В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.

В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или про изведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни.

Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Искусство – это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке – с помощью понятий, категорий, в праве – в виде законов, в религии – догм, в морали – норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность.

На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.

В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.

Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.

Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.

Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.

Итак, эстетическое сознание и его высший продукт – искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.В настоящее время наблюдается некоторое снижение уровня художественной оценки и требований, предъявляемых как к организации производственной и бытовой сред, так и к произведениям отдельных видов искусства, например прикладного, дизайна. Порой действительность заполняется кичем вместо подлинно художественных образцов, что не минует, к сожалению, и архитектурные строения, малую архитектуру, декоративно-оформительское и даже изобразительное искусство.

Думается, что неверно мнение о том, что такое изменение уровня эстетического вкуса является результатом его деградации, резкого ухудшения в силу внешних обстоятельств. Радио и телевидение, книжное издательское дело, театры, концертные залы и музеи предоставляют сегодня каждому достаточно широкие возможности для формирования художественного вкуса и выбора эстетических ориентиров. Дело, видимо, в том, что резко возросшая в настоящее время свобода личностных проявлений и самовыражения как бы обнажила, раскрыла и показала без прикрас реальный уровень художественно-эстетического сознания и эстетического воспитания населения России. Причина же этого – в принципиально неверном подходе к эстетическому воспитанию молодого поколения, учащихся и студентов, и в частности к воспитанию средствами искусства.

Пора бы нам отказаться от пропагандистского "популярного" и "художественно-самодеятельского" подхода к эстетическому воспитанию и взглянуть на него как на сложную психолого-педагогическую задачу, требующую серьезного создания дидактической системы, внедренной повсеместно в учебный процесс и способной обеспечить осуществление систематического эстетико-художественного образования и воспитания.

Многолетнее приобщение к серьезному классическому искусству широких масс и воспитание любви к нему наиболее убедительно обосновывают точки зрения на искусство как на явление элитарное. Однако это не значит, что искусство в принципе доступно не каждому для восприятия. Восприятие искусства неизбежно требует глубокой специальной систематической подготовки к нему.

Определив искусство как особый способ и форму воспроизведения действительности в художественных образах, мы тем самым предполагаем, что восприятие произведения искусства – это осмысление художественного образа как абстрактной идеи в конкретной чувственной форме (по Гегелю) и материальных средств, приемов его создания, т. е. средств художественной выразительности, языка искусства. Уже из этого видно, что основным условием понимания искусства является специальное развитие весьма специфического художественного восприятия.

Условие формирования истинно художественного восприятия и вкуса, понимания художественного образа – это создание системы обучения и развития способности воспринимать художественное содержание произведения (в том числе постигать сущность явления, главную идею), художественно-организаторские средства: форму как материальную структуру и композицию, ритмическую организацию, логику связей между внутренней и внешней сторонами наконец, восприятие художественно-выразительных средств и их роли в создании образа и настроения в целом – содержания произведения.

К примеру, чтобы зритель мог полноценно воспринимать, оценивать и наслаждаться произведением изобразительного искусства, его необходимо научить вычленять и, что особенно важно, определять смысл каждого элемента всей системы формо- и стилеобразующих средств: характера линии и рисунка, цвета, света, типа колорита, композиции (пространственной или на плоскости), фактуры, а также видеть и понимать назначение использования того или иного материала, техники исполнения. Для подготовки к восприятию произведений архитектуры важно сформировать умение оценивать произведение в триединстве: функция – конструкция – форма, анализировать способы организации пространства и массы, композиции и в целом создания архитектурного, образа.

Думается, именно такая система подготовки и организация развития художественного восприятия и эстетического воспитания сможет привести к адекватной эстетической оценке действительности, эстетическим интересам и потребностям каждого человека, к правильному прочтению им любого произведения искусства и эстетическому наслаждению при восприятии истинно художественного. Этот путь ведет к созданию фундамента духовной культуры личности, поскольку способен расширить горизонты мироощущения, изменить строй мыслей и образов, увидеть мир в иных измерениях, выделить в нем идеально-образное и духовное.

3. Роль духовной культуры и искусства в общественном прогрессе

Именно как традиция духовного опыта, религиозного осмысления жизни и следования нравственным представлениям о человеке, культура никогда не сводилась к материальному аспекту. Это всегда был путь духовного облагораживания жизни, способ осуществления человеком высшего предназначения. В таком виде духовно-культурное наследие страны становится определяющей особенностью нации, фундаментом ее самоидентификации, опорой для восприятия новых вызовов времени и разрешения надвигающихся проблем.

Поэтому воспитание культурой – это способ приобщения к духовным истокам, который, собственно, и представляет собой процесс социализации личности. Общественная ориентация любого молодого человека, во многом, состоит в дешифровке характерных для общества, исторически выработанных норм и представлений. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы традиционные модели восприятия, мышления, мироощущения и жизнедеятельности.

Именно такой подход актуален сегодня для России, когда идет поиск путей возрождения страны. Общество и государство остро нуждаются в моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты воспитания, образования, культурного созревания нового поколения.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. В общественном сознании получили распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы, общественного служения.

Потеря духовных и социальных ориентиров, отсутствие консолидирующей национальной идеи, не способны помочь преодолеть кризис конкретному человеку и обществу в целом.

В условиях нравственного вакуума, вакуума общественной морали и идеологии господствуют безответственность, безнравственность и распущенность, которые порождают эгоизм, стремление жить для себя, брать от жизни все здесь и сейчас.

В таких условиях у человека нет осмысленной потребности в любви, формировании семьи, рождении детей, в реализации своего высшего предназначения, понятие о котором вымарывается из жизни и подменяется сиюминутными потребительскими, примитивными материальными интересами. Результатом этих процессов становится нравственная деградация человека и, как следствие, прямое вымирание нации.

Одной из опор западной системы ценностей является идеал успешной личности. Именно он является катализатором нравственного разложения людей, увеличения степени их индивидуализма и эгоизма, потому что основывается на материальной выгоде одного за счет других, любой ценой, в интересах самовозвышения. Нравственным становится только то, что прибыльно. (Если ты такой хороший, где же твои деньги.)

Импорт в Россию идеала материального достатка и возвышения вне связи с духовными ценностями высшего порядка, провоцирует в обществе социальный антагонизм, агрессию, а порой и апатию. Замена культурного фундамента страны способна спровоцировать физическое вырождение нации, ее демографический коллапс, ведь человек, сориентированный на материальный успех, а не на любовь, на самом деле никого не любит, кроме себя. Он не захочет рожать детей, а значит, никогда не будет по-настоящему счастлив. Но именно эту разницу душевного состояния – безисходности или осмысленной, полноценной жизни – надо дать почувствовать человеку в ярких эмоциональных образах средствами культуры и искусства, на примерах счастливых семей. Показав ему, что выбор в пользу образа жизни по божественным заповедям соответствует глубинным потребностям духа и приносит в жизнь истинную благодать, не сравнимую с экстазом низменных инстинктов. В этом и состоит суть осознанного, полноценного выбора.

Так, в обиходе мы часто говорим о том, как сделать мир гуманнее, как воспитать молодежь в духе гуманизма. Хотелось бы привести здесь пример отношения к гуманизму знаменитого традиционалиста 20-го века Рене Генона (по книге "Кризис современного мира").

Гуманизм, как оформленное идейное учение, провозгласил идеи свободы, равенства, братства, которые защищали право людей на беспрепятственное развитие "естественной природы" человека, его полную свободу и права на творчество и самовыражение, поправ, тем самым, объективную высшую ответственность человека перед Богом. Люди эпохи Возрождения стремились все свести к человеческим пропорциям, исключить любые принципы более высокого уровня и, выражаясь символически, отвернуться от Неба под предлогом покорения земли.

Гуманизм стал первой формой того, что впоследствии стало называться секулярным, светским мировоззрением ("лаицизмом"). Именно благодаря своему стремлению свести все к человеку как к самоцели, современная цивилизация вступила на путь деградации, завершившийся обращением к низменным инстинктам в человеке и ориентацией на удовлетворение его грубых, материальных запросов.

Человеку нужны духовные ориентиры, чтобы оставаться Человеком. А обществу нужна легитимная власть, связывающая его в единый организм. Если раньше власть производилась от Бога и оправдывалась Богом, монарх считался представителем Бога на земле, то благодаря этому Россия тысячу жила в непрерывающейся идеологической традиции. Демократическая теория утверждает, что власть не дается от Бога, а выбирается самим народом. Народ, понимаемый как источник и оправдание власти, выбирает самых достойных.

Но что является истоком человеческого достоинства? Ценности духовно-нравственного порядка. Поэтому вопреки утвердившемуся сегодня мнению нравственная традиция не утрачивает своего значения в условиях демократии. Потому что только нравственная основа может обеспечить реальное привнесение в жизнь порядка и справедливости, как истинной опоры правового государства. Иначе безоглядное признание абсолютной свободы ведет к распущенности, и как следствие, терпимости к любым проявлениям греха – однополым бракам, разврату и пр. Если с позиции абсолютной свободы для всего и вся заявлены равные права, то не только носители порока могут открыто пропагандировать свои сомнительные страсти, но и само явление будет преподноситься как оправданное.

Духовность делает общество единым целым организмом, способным к высокому творчеству и созиданию. Уничтожение духовной составляющей превращает человека в умное животное и ведет к распаду общества.

Говоря о Российском обществе отметим, что перед ним остро ощущается дефицит позитивных образов, примеров достойного образа жизни, которые есть на практике – это не только предприниматели, но и врачи, учителя. Есть позитивные примеры и в российской армии. Примеры чести и достоинства оказываются второстепенными для трансляции. Культурно-информационное пространство страны явно искажено. Когда единственным критерием творчества признается свобода естества в форме вседозволенности, то культивируется продажность души и жажда денег. Транслируя подобные передачи, СМИ подменяют духовные начала рекламно-коммерческими штампами и руководствуются сугубо соображениями рыночной рентабельности и рейтинга.

Откуда берутся эти штампы, рентабельность и рейтинги? Из системы ценностей, в которой господствует вседозволенность. Из неоправданной коммерциализации культуры, искажающей суть творчества, вынуждающей его приспосабливаться делать только то, за что платят. Следствием этих процессов мы имеем супердоходный шоу-бизнес, считающий, что культура в стране развивается как никогда успешно, и одновременно нравственное вырождение личности, самоуничтожение нации. А откуда возьмутся новые ценности, если нет веры?

Но не следует относиться к этой проблеме пессимистично. Любой симптом недуга вызывает лишь более настоятельную необходимость поиска адекватных, наиболее действенных, системных средств исцеления. Поэтому актуально говорить о целенаправленной государственной пропаганде общенациональных приоритетов средствами культуры, обращением к духовному наследию страны.

Для этого необходимо менять культурную политику СМИ и телеканалов, создавать телепередачи, шоу, фильмы, формирующие образ доброго и бескорыстного человека с высокими нравственными идеалами.

Необходима работа и с образами рекламы, которые не должны навязывать человеку однобокую информацию о культе материального успеха и индивидуального возвышения, эгоизме и черствости, откровенно принижая ценности веры, общественного служения, человеколюбия.

Литература

1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

2. Пошнагиди Ф.Ф. Роль эстетической культуры в совершенствовании духовной жизни общества

3. Материалы ХХХI научно-технической конференции по результатам работы ППС.

4. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Тез. Докл. Науч. конф. 17-19 Окт. 1995 г. – Волгоград: Перемена, 1995. – 168 с.