Древневосточные цивилизации

Древневосточные цивилизации.

Статьи по теме
Искать по теме

Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.

Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы – природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека – не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им.

1. История Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией древнего Китая, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений древнего Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии. При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. в истории Китая произошли перемены, государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название "Западного Чжоу", это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия "Западная Чжоу" (11 век – 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории ("Книга песен"). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название – "Восточное Чжоу". Период правления династии "Восточная Чжоу" (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

В IV-III вв. до н.э. в истории Китая обостряется борьба за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 – 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории древнего Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул "вана Хань" и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в. длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге – экономическим и духовным центром стал город Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй (589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение – уже при династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун – это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось "китаизировать" своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал Пекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI – XVII вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.

Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).

2. Индия

Индия является одной из старейших цивилизаций мира. До середины Ш тысячелетия до н.э. на территории Индии развивалась цивилизация дравидов, не уступающая и в чем-то превосходящая цивилизации Древнего Египта и Месопотамии. В период с 2500 по 1500 год до н.э. Индия была завоевана индо-арийскими племенами, вытеснившими дравидов. До VIII века н.э. на территории современной Индии развивались различные королевства, доминирующим религиозно-культурным фактором которых был индуизм. С VIII века в Индию стал проникать ислам, который принесли мусульманские завоеватели, захватившие довольно большие территории. Мусульманское правление на большей части Индии продолжалось до 1398 года, когда в страну пришли армии Тамерлана. Правда, монголы довольно быстро ушли из страны и до конца первой четверти XVI века страной правили мусульманские династии Туглюков и Саидов. В 1526 году потомок Тамерлана Бабур завоевал практически всю Индию и основал империю Великих Моголов, просуществовавшую до 1857 года. В 1498-1503 годах португальцы основали на побережье несколько торговых пунктов, за португальцами последовали голландцы и англичане. Британская Ост-Индская компания в 1603 году получила от моголов право на торговлю специями и текстилем. В результате разумной торговой политики британцы получили и политическое влияние на большей части территории страны. Полное политическое руководство перешло к Великобритании в 1828-1835 годах, а в 1857 году Индия стала фактически протекторатом Великобритании. 15 августа 1947 года Индия получила независимость, однако была разделена на две страны- современную Индию и Пакистан (от которого позже отделилась Бангладеш) – по религиозным признакам. 26 января 1950 года Индия была провозглашена демократической республикой. С 1947 года по сегодняшний день продолжается конфликт (поначалу открытый, сейчас более скрытый) между Индией и Пакистаном по вопросу принадлежности территорий Джамму и Кашмир, разделенных государственной границей и находящихся в обеих странах (треть территории принадлежит Пакистану, две трети – Индии). Индия является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕСКО, Британского Содружества наций.

3. История Японии

Японцы верят, что их острова были созданы богами, а также выводят родословную императорской семьи вплоть до богини Аматэрасу. По легенде, предком всех императоров является легендарный император Дзимму-тэнно, который является внуком прославленной солнечноликой богини Аматэрасу. Именно на божественном происхождении императора поддерживалась его власть на протяжении столетий – так гласят легенды и хроники. Однако, можно порассуждать на тему "Откуда взялись императоры в Японии?". В давние-давние времена предки современных японцев жили разобщёнными кланами, которые при редких стычках неизменно начинали воевать друг с другом. Впоследствии, когда население начало постепенно увеличиваться, стычки между кланами стали всё чаще. И вот наверняка появился талантливый вождь или полководец, который решил объединить под своей властью все имеющиеся на доступных территориях племена.

Однако завоевать противника ещё полбеды, куда сложнее удержать завоёванное. Поскольку времена были тёмные, то основным инструментом воздействия на массы была кара господня – в японском варианте "ками" – "божество", а значит, чтобы власть захватчика нельзя было свергнуть, нужно было привести "неоспоримые" доказательства собственной божественной сущности. Или не божественной, а хотя бы вывести свою родословную плоть до божественного предка. Что и было проделано, подкрепившись изрядно звонкой монетой и переписью летописей.

Ситуация вполне обыденная и сейчас мы можем только догадываться, сколько раз переписывали историю и сколько и какие события произошли на самом деле, а какие являются вымышленными – исключительно дабы возвеличить собственного правителя, который одной рукой карает неверных (что уже устрашает само по себе), а другой – вознаграждает своих сторонников. Для наилучшей мотивации необходимо использовать как кнут, так и пряник.

Разумеется, такая неприкрытая покровами мифов и легенд история выглядит совсем неприглядно. Именно поэтому в срочном порядке создаются слухи, рассказываются истории и сеются другие семена, которые впоследствии прорастут мифами и легендами, до которых столь охоч простой люд.

Японская история богата войнами и междоусобицами – через это в той или иной степени прошли все современные государства и все народы, но японские войны даймё осложнялись исключительно японским отношением к смерти, а также исключительной преданностью господину, верностью своему долгу и другим исключительно японским отношениям чести. Правда, иной раз вассалы всё же преступали через долг преданности по отношению к своему господину и свергали его – в этих случаях жажда власти и мирового господства явно пересиливала…

Как уже говорилось, император обладал практически безграничной властью – его почитали и обожествляли, ему поклонялись и безусловно уважали. До тех пор, пока власть в стране не забрали представители касты военных – сёгуны, оставившие божественным императорам лишь жалкую роль марионетки. Монарх по-прежнему считался верховной властью в государстве, но на деле он ничего не решал – всем заправляли буси (воины) высших рангов. В определённый момент появились те, кто решил объединить всех разрозненных даймё под своей рукой – так началось объединение всей Японии, во главе которого сначала стоял Ода Нобунага, потом Тоётоми Хидэёси, а закончил благое, но столь кровавое начинание Токугава Иэясу.

Именно во время сёгуната Токугава искусства и культурная жизнь в средневековой Японии начали набирать обороты. Жизнь стала куда более мирной, законы, установленные сёгуном, соблюдались практически беспрекословно.

Разумеется, та жизнь, которую вели императоры в относительном уединении в Киото, мало кого могла устроить и потомки Дзимму-тэнно интриговали, боролись за власть и всячески пытались вернуть себе былое величие. Относительно полно этот вопрос удалось решить во время Реставрации Мэйдзи, когда ряд молодых реформаторов сверг правительство сёгуната и возвернул на престол императора как представителя верховной власти. Впоследствии права императора были несколько пересмотрены и в настоящее время император Японии является её символом – примерно таким же, как королева в Великобритании. День рождения императора – национальный праздник, который с удовольствием отмечают все японцы от мала до велика.

Новая история Японии содержит немало горестных страниц, в частности, это касается бомбёжки Хиросимы и Нагасаки, столь подло устроенной Соединёнными Штатами, да и вообще всего периода войны. Благодаря промывке мозгов японцы заняли не совсем ту позицию, которую по идее должны были занять, и это в конечном счёте привело к разрухе и кризису в стране. Из которого, однако, Япония сумела выйти, "не потеряв лицо". Всем известно так называемое "японское чудо", когда граждане сумели поднять страну на своих плечах и вынести её вперёд, в светлое будущее – у нас примерно то же самое творилось при "пятилетках" и прочих стройках социализма.

Японцы наладили производство и торговлю с Западом, выплатили все контрибуции, подняли экономику и вырвались в число наиболее экономически развитых стран. Теперь никто не посмеет назвать Японию отсталой и варварской страной – новейшие разработки, которые осуществляют местные учёные, оставляют далеко позади всех их западных коллег.

4. Культура цивилизаций Востока

Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций Древнего Востока. Они образовали полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Второй пояс состоял бы из культур "варварских" обществ – народов, находящихся на родоплеменной стадии развития, перешедших к земледелию или скотоводству, но не создавших ещё своей государственности. Эти культуры примыкали к поясу культур цивилизаций с юга и с севера. Все они, кто раньше, кто позже, также переходят на цивилизационный путь развития. Над вторым поясом, севернее и под ним, южнее, протянулся третий пояс – архаичных культур доземледельческих общин, народов, которые использовали каменные орудия труда, занимались в основном охотой, собирательством и рыболовством. Это племена Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана, с одной стороны, и народы южных стран, островов Тихого, Индийского океана, племена Тропической и Южной Африки. Большинство из них дожило до ХIХ и начала ХХ века, а некоторые из них, наверное, войдут и в ХХI век.

Культуры цивилизаций Древнего Востока – наиболее древние из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История начинается в Шумере" – и он был близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, оставленным нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока – особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это – догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние – результат развития за последние 3-4 века – краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток – "давал", Европа – "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке – кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас, на рубеже 2000 года, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно.

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" – ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия – украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" – нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что "нетипичную" линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов

Для того, чтобы обосновать правильность существования "азиатского способа производства", а значит и особого "азиатского", "восточного" типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра:

1. особый, азиатский, уровень развития производительных сил;

2. особую систему отношений собственности;

3. особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта;

4. нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.

В целом, выделить эти параметры не удалось.

Таким образом, говорить об особом "азиатском" типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис "может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации".

Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;

2. важная экономическая роль государства;

3. установление верховной собственности на землю;

4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;

5. централизованная, деспотичная власть.

В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:

1. для характеристики производительных сил – уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;

2. в качестве особой системы отношений собственности – система государственно-бюрократических, иерархических отношений;

3. в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта – метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;

4. в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры – специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.

Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:

1. ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и

2. распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.,

3. в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.

5. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

Исследования палеоантропологов показывают, что в период каменного века "от африканских саванн до чехословацких холмов и на востоке от самого Китая люди образовали единое гигантское генетическое сообщество... в котором... всё время шел обмен физическими и поведенческими чертами". Таким образом, культура в период палеолита, мезолита была более-менее единой и однородной у всех народов.

Но переход к варварству, а затем цивилизации приводит к неравномерности в развитии культур.

Первые цивилизации возникают на Востоке: Китай, Индия, Шумер, Египет. Таким образом, восточная культура обгоняет западную. "О Солон, Солон, вы, греки – как дети...", – говорит египетский жрец в "Диалогах" Платона и это верно. И в первом, и в пятнадцатом веках нашего времени, "новой эры" китайцы "в общем далеко опережали Европу". И не только китайцы. То же можно сказать и о других народах Востока, например, арабах VIII-XIII вв. Более того, некоторые исследователи считают, что неолит, эллинизм и Ренессанс наиболее тесно сближали культуры Востока и Запада.

В то же время, обнаруживается отставание Востока от Запада во многих областях культуры в Новое время, заложившее основы индустриальной культуры.

Почему наблюдается это отставание?

Например, причиной отставания Востока считается отсутствие здесь своего Средиземного моря. Но почему в период неолита это обстоятельство не влияло на отставание Востока? То есть географический, природный фактор не действует.

Может быть научный, технический?

Широко представлено мнение о "культурном" отставании Востока (в частности, Китая). Но так ли это? Вплоть до XV в. Восток опережал в своём культурном развитии Европу: некоторые говорят о "Восточном Возрождении". Например, порох был изобретён в Китае в IX в. до н. э., механические часы – в VIII в. до н. э. (то есть на 6 веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена в 105 г. н. э. (то есть почти на 1000 лет опередили Европу), печатание текста с доски – в 9 в. н. э. (то есть на 600 лет раньше, чем в Европе), а типографский способ известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н. э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н. э. строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н. э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут "открыты" Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай – родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т. д. Этого Европа ещё не знала.

К Возрождению Восток опережал Запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими.

Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с III тысячелетия до н. э. Во II-V в. н. э. происходили столкновения с "варварами" (римляне называли их "barbari", китайцы – "ху", "хужэнь"). Примерно в одно время начинает развиваться феодализм – I-VII вв. н. э. К VII-VIII вв. н. э. складываются могущественные государства-империи.

Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к "древнему" "гу вэнь" – в Китае, в Европе – Каролингское Возрождение". Но сам термин – "фугу" (возвращение к древности) появляется позднее, точно также как и термин "Ринашименто" у Джорджо Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается не вся китайская древность, но только "классическая". В Китае мыслители апеллировали к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: "Ицзин" ("Книга перемен"), "Шицзин" ("Книга песен"), "Шуцзин" ("Книга истории"), сочинения Конфуция. Интересно, что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось, а на Англию. В восточной культуре – на Японию, на период Гэнроку (1688-1704) (рис. 6.8), а не на Китай.Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например, Просвещения. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену "просвещенных монархов": Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В китайском памятнике XIV в. "История Сун" времена "Вей" и "Лючао" – с III в. до VII в. – оцениваются как "средние века".

В это время здесь появляются элементы культуры, аналогичные европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: "Ицзин", "Шицзин", "Шуцзин", "Чуньцю", "Лицзи". Они составляют канон, "утверждённый текст" – "диньбэнь". Затем были отобраны комментарии, которые Кун Ин-да счел "правильными" – "чжэньи", то есть происходит канонизация.

В литературе также происходит канонизация: появляется "избранное в литературе" – "Вэньсуань", следовательно образуется закрытая, догматическая система текстов, которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами.

В Европе в это время издается "Сумма теологии" Фомы Аквината и прочие "Суммы...". Складывается и практика трактовки текстов, фраз, слов – она называется "сюньгу", на западе – экзегетика.

Таким образом, средневековая культура имеет много общего:

1. догматизм как мировоззрение;

2. толкование текстов как метод познания;

3. схоластика как форма псевдонауки.

Складывается и стремление преодолеть эти отжившие своё, феномены.

Накамура Тэкисай в предисловии к "Чзиньсы му" писал: "Считается, что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун (Х в., он служит датировкой новой эпохи) началась новая эра. Провозгласили учение в природе. Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований".

Но то же самое происходило и в Европе. Фрэнсис Бэкон писал, что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы, в которой раскрывается могущество Бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста, авторитета, веры, но шаг в сторону.

На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее. Приобретение знания – самое первое, но не самое важное; самое важное – достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты", – считали философы сунской школы. Таким образом, знание и мораль – рассматриваются в единстве. Притом более высокой ценностью считается мораль.

Главное в культуре цивилизации Древнего Востока – это сохранение и восстановление – если что-то нарушено – порядка, организации, закона. Подданные должны поддерживать закон – они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон – ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги – это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Из необходимости сохранять утверждённый миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны – цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия: "Сотис великая сверкает на небе – Нил выходит из берегов".

Но и искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь – это и божественное существо (как, например, египетский фараон – живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек. Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок). Фараон изображён на войне – он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте поражает из лука львов, в своём дворце – принимает иностранные посольства, в быту – отдыхает вместе с женой. Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь, своих и т. д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей – царицы, приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных. Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством – поддерживать миропорядок и закон, – способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом, фронт войск или работ). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения – все виды объединились вокруг главного.

Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.

Выводы

Цивилизации Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

Восточные цивилизации по сей день базируются на традиционном типе культуры. Традиционная культура предполагает развитие аграрной сферы и ремесла. Технологии здесь не меняются на протяжении столетий, а некоторые – тысячелетий. Обновление не происходит, превалируют традиция и священный авторитет. Соответственно обучение – это овладение традицией, обычно в религиозной форме. Восточные культуры не только сохраняют традиционные технологии и традиционный способ жизни, но они прежде всего остаются культурно-интровертными, направленными в себя, к сознанию и самосознанию. Интровертная культура Востока настраивает на изменение внутреннего, но не внешнего мира человека, не природы и окружающей среды, все это объявляется священным и неизменным. Соответственно традиционные культуры Востока оставались неизменными на протяжении тысячелетий, но они не обращались к рациональным проблемам.

Литература

1. Адамчик В.В.История Китая, М.: АСТ 2005

2. Кареев Н.И. Учебная книга по истории, М.: Просвящение 2000

3. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов- на- Дону: "Феникс", 2000.

4. Радугин А.А. Культурология, М.: alma mater 2004.

5. Радугин А.А. Политология, М.: alma mater 2005

6. Семенникова Л.И.Феномен Востока // Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.

7. Стам С.М К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе// Город и государство в древних обществах. М.,1982.