Договорные отношения в туризме.
Договорные отношения в туризме
Предмет правового регулирования в сфере туризма
Правоотношения в сфере туризма акцентируют круг лиц, на которых распространяются нормы законодательства о туристской деятельности; придают поведению участников сферы туризма нужные юридические формы, создают необходимые условия для "запуска" механизма правового регулирования в данной сфере.
Правоотношения в сфере туризма отличаются от иных правоотношений тем, что их целью является удовлетворение, прежде всего, широкого круга духовных и иных нематериальных потребностей человека, связанных с воспроизводством и развитием его жизненных, интеллектуальных и творческих сил на основе использования объектов туризма.
Важной сущностной особенностью туристских правоотношений является сложная юридическая природа, обусловившая их комплексный, неоднородный характер. Туристские правоотношения есть результат воздействия на общественные связи в сфере туризма комплекса правовых отраслей – конституционного, трудового, гражданского, административного, международного публичного и частного права и других отраслей.
Вступая, например, в гражданско-правовое отношение по оказанию услуг, турист имеет не просто правопритязание, а гарантированное Конституцией и охраняемое правом гражданским право человека на отдых и досуг, свободу передвижения и др. В свою очередь, обязанное лицо, оказывая туристу услугу, тем самым исполняет как свою гражданско-правовую, так и конституционно-правовую обязанность, связанную с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая экономические показатели, значительное место в предмете правового регулирования в сфере туризма занимают экономические (имущественные) отношения, а также связанные с ними личные (неимущественные) отношения: разнообразные связи между предпринимателями сферы туризма и потребителями их услуг, а также отношения между самими предпринимателями по поводу подготовки и организации путешествий (частноправовые отношения).
В то же время отношения по властному управлению (публичные, управленческие отношения) также играют важную роль в развитии туризма. Действительно, без участия властных структур невозможно эффективное государственное управление сферой туризма, в том числе поддержка приоритетных видов туризма, модернизация туристской инфраструктуры, развитие туризма с участием граждан, нуждающихся в социальной защите и социальной помощи и др.
В рамках данной группы общественных отношений осуществляется и публичная организация предпринимательской деятельности в сфере туризма. Вызвано это тем, что туристский рынок представляет собой рынок с несовершенной конкуренцией и его участники не склонны максимизировать общее благосостояние. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости ограничения рыночной власти иной властью – той, что является в большей степени "общественно ориентированной". Такой властью, например, является власть государства и (или) власть общественных объединений. Реализуется эта власть, в основном, в виде единого федерального реестра туроператоров, в форме контроля саморегулируемых организаций и (или) обществ защиты прав потребителей за надлежащим оказанием услуг и т.д.
В сфере туризма существует и третья, не менее важная, чем первые две, группа отношений, которые складываются между людьми, их коллективами и органами государства по поводу предотвращения, прекращения действия угроз жизни и здоровью людей, интересам общества и государства, собственности, окружающей среде, а также по ликвидации возникших в результате реализации этих угроз последствий ("отношения в области безопасности туризма", "ситуационные отношения").
Рассмотрев содержание разнообразных связей в сфере туризма, можно прийти к выводу, что предметом правового регулирования в сфере туризма являются общественные отношения, которые складываются в процессе подготовки, организации, совершения путешествий, ликвидации негативных последствий их проявления для жизни, здоровья и имущества граждан, а также в связи с осуществлением государственно-правового воздействия на эти отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Российское законодательство определяет роль государственного регулирования в этих отношениях. Статьей 3 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установлено, что государство создает благоприятные условия для развития туристской деятельности; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Признаками общественных отношений в сфере туризма являются:
- их высокая общественная значимость, направленность на человека, и прежде всего на его жизненно важные нематериальные блага (жизнь, здоровье, право на отдых, свобода передвижения и другие);
- конституционная обусловленность, существование общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина, лежащих в основе данных отношений;
- наличие рыночной среды и свободных экономических субъектов, оказывающих услуги, выполняющих работы или продающих товары туристам (туристский рынок);
- устойчивость, повторяемость, полифункциональность и неоднородность;
- динамизм, взаимопроникновение и взаимообусловленность;
- влияние международных стандартов осуществления туристской деятельности на организацию, функционирование и развитие сферы туризма Российской Федерации;
- наличие объективной общественной потребности в упорядоченности данных отношений, их охране и развитии.
С учетом специфики сферы туризма важное значение имеет государственное регулирование деятельности предпринимателей в данной сфере – туристской индустрии
Согласно ст. 1 Закона о туристской деятельности, туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги гидов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Основными способами такого регулирования, в зависимости от вида деятельности, являются лицензирование, учет субъектов деятельности, стандартизация, классификация.
Так, отдельными видами деятельности предприниматели вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Соответственно, право на занятие такими видами деятельности возникает у предпринимателя только после получения указанного разрешения (на установленный в нем срок) и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Основным законодательным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Более детальное регулирование лицензирования осуществляется постановлениями Правительства. Например, подлежит обязательному лицензированию медицинская деятельность, осуществляемая на курортах, в других местах лечения и отдыха граждан, деятельность по перевозке пассажиров различными видами транспорта.
Государственное регулирование туристской индустрии осуществляется также посредством учета субъектов отдельных видов деятельности в данной сфере.
В соответствии с Законом о туристской деятельности для лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность, необходимым является наличие сведений о них в Едином федеральном реестре туроператоров. Уполномоченным органом по формированию и ведению Реестра является Федеральное агентство по туризму, предоставляющее соответствующую государственную услугу.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале отдельных видов деятельности, полный перечень которых определен ст. 8 указанного Закона.
В сфере туристской индустрии к таким видам деятельности относятся:
- предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания: деятельность гостиниц; деятельность прочих мест для временного проживания (молодежных туристских лагерей и горных туристских баз; кемпингов; детских лагерей на время каникул; пансионатов, домов отдыха и т.п.);
- услуги общественного питания: услуги питания (ресторана; кафе; столовой; закусочной; бара; предприятий других типов); услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
- турагентская деятельность: деятельность туристических агентств.
По общему правилу такое уведомление представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган). При осуществлении деятельности на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, уведомление предоставляется в данное ведомство.
Говоря об отдельных аспектах правового регулирования, нельзя забывать о управлении сферы туризма в целом. В настоящий момент действует целевая программа развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011 – 2016 гг.). Положения Стратегии туризма 2020, являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма и туристской индустрии в социально-экономическом развитии Российской Федерации, а также определить приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия туризма 2020 также является эффективным инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов.
Стратегия туризма 2020 действует с учетом стратегической цели Российской Федерации – достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Стратегия туризма 2020 включает в себя в качестве реализации следующие цели и задачи современного и перспективного развития России:
- создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности населения, духовного и интеллектуального развития граждан;
- обеспечение единства туристского пространства Российской Федерации, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств в сфере туризма. Повышение качества, объема и доступности услуг туристской индустрии для населения Российской Федерации, ее энергоэффективности. Переход туристской индустрии к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, ее сбалансированное пространственное развитие, модернизация и повышение конкурентоспособности на международном туристском рынке;
- повышение эффективности мер безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов в России и за рубежом. Укрепление законности и правопорядка на туристском рынке, формирование уважительного отношения к закону у туристов, работников организаций туристской индустрии, государственных и муниципальных служащих сферы туризма;
- формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма;
- рациональное использование экономических потенциалов субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях необходимой для развития туризма современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг туристской индустрии, вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность;
- стимулирование интереса граждан Российской Федерации к материальным и духовным ценностям России, ее традициям и нормам общественной жизни, прошлому, настоящему и будущему, формирование у населения здорового образа жизни, а также патриотического сознания как одного из факторов единения нации;
- обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, в том числе народных художественных промыслов;
- охрана окружающей среды, капитализация экологических преимуществ Российской Федерации в сфере туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.), обеспечение развития туризма на основе концепции устойчивого развития;
- интеграция российской туристской индустрии в мировое туристическое хозяйство. Обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма.
Итак, история развития туризма показывает, что роль государственного регулирования неуклонно возрастала и в настоящее время правовая регламентация туристической сферы услуг весьма обширна. Это связано, прежде всего, со сложностью отношений в сфере туризма. Все они образуют единый комплекс правоотношений.
Во-первых, это имущественные и связанные с ними неимущественные отношения по поводу организации и подготовки путешествий, а также связанных с ними услуг. Во-вторых, это управленческие отношения государства по отношению к туризму (поддержка приоритетных видов туризма, модернизация туристской инфраструктуры, развитие туризма в целом, контроль качества туристских услуг и другие). Наконец, третьим видом отношений выступают отношения по поводу предотвращения, прекращения действия угроз жизни и здоровью людей, интересам общества и государства, собственности, окружающей среде, а также по ликвидации возникших в результате реализации этих угроз последствий (отношения в области безопасности туризма). Весь этот комплекс и составляет предмет правового регулирования отношений в сфере туризма.
Понятие, юридическая природа и субъектный состав договора о туристическом обслуживании
Правоотношения, связанные с оказанием услуг в сфере организации путешествий граждан, возникают на основании договора, поименованного в Федеральном законе об основах туристской деятельности как договор о реализации туристского продукта. Однако в специальной литературе встречаются также иные наименования данного договора. Так, например, данный договор упоминается как договор на оказание туристских услуг, договор оказания услуг по туристическому обслуживанию, договор о туристском обслуживании.
Анализ базового Закона об основах туристской деятельности позволяет отметить, что под договором о реализации туристского продукта следует понимать договор возмездного оказания комплекса услуг, связанных с перевозкой и размещением туриста, которые реализуются за общую цену, в которую также могут быть включены и иные, так называемые туристские услуги, например услуги экскурсионного обслуживания.
Договор на оказание туристических услуг заключается обязательно в письменной форме, что делает его гражданско-правовым средством защиты, которое не только может, но и должно быть использовано на любой стадии восстановления нарушенного права, как судебной, так и внесудебной.
С целью эффективной защиты прав туристов как потребителей услуг Постановлением Правительства РФ от 17.10.2014 N 1064 "О внесении изменения в правила оказания услуг по реализации туристского продукта" Минкультуры России уполномочено утвердить примерную форму договора о реализации туристского продукта. Согласно проекту правового акта Минкультуры "Об утверждении примерной формы договора о реализации туристского продукта" в предмете типовой формы договора указано, что в соответствии с договором туроператор/турагент берет на себя обязательства по реализации заказчика туристского продукта, потребительские свойства которого указаны в заявке на бронирование (приложение №1 к договору). Как видно, в основу предмета, так же как и в некоторых вышеуказанных примерах типовых договоров туроператоров, положено понятие "обязательство по реализации туристского продукта". Принимая во внимание легальное определение понятия "реализация туристского продукта", под которым понимается деятельность как по заключению договора, так и по оказанию туристу услуг в соответствии с заключенным договором, полагаем не совсем удачным с позиции юридической техники определение предмета договора о реализации туристского продукта через понятие "реализация туристского продукта".
Предметом договора возмездного оказания услуг, как это определено в п. 1 ст. 779 ГК РФ, является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем, а оплате подлежат сами действия (деятельность) исполнителя. Принимая во внимание легальное определение понятия "договор возмездного оказания услуг", а также особенности понятия "туристский продукт", полагаем целесообразным определить предмет договора о реализации туристского продукта через родовое понятие "предмет договора возмездного оказания услуг" и сформулировать определение договора о реализации туристского продукта следующим образом. По договору о реализации туристского продукта (оказания услуг по туристическому обслуживанию) исполнитель обязуется по заявке заказчика оказать или обеспечить оказание за общую цену комплекса туристских услуг (услуги по перевозке пассажиров и багажа, размещения, питания, экскурсионные и другие) при условии их оплаты заказчиком в срок, указанный в договоре.
Кроме предмета, законодательство в качестве существенных условий договора о реализации туристского продукта определяет достаточно широкий перечень условий, наличие которых обязательно в силу требований, установленных п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ, а их отсутствие влечет риск признания договора незаключенным.
Так, согласно абз. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ, а также абз. 2 пункта 13 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся сведения о туроператоре.
Туристский продукт формируется туроператором, сведения о котором должны в императивном порядке быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. В порядке ч. 1 ст. 452 ГК РФ и абзаца 1 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ изменение сведений о туроператоре допустимо только по соглашению сторон в письменной форме. В судебной практике одностороннее изменение турагентом без согласия потребителя и оформления в письменной форме изменений к договору, касающихся сведений о туроператоре, признается нарушением существенных условий договора, влекущих его расторжение и взыскание денежных средств со стороны, допустившей нарушение.
В порядке абз. 5 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ, а также абз. 5 пункта 13 Правил к существенным условиям относятся сведения об общей цене туристского продукта в рублях. Встречаются случаи включения в договоры условий, согласно которым в виду определенных причин, в частности: резкого изменения стоимости услуг по перевозке, в том числе из-за увеличения стоимости топлива; изменения валют в сторону повышения на 3% и более; введения новых или повышения действующих налогов, сборов и других обязательных платежей и других, турагент оставляет за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость туристского продукта.
В данном случае суды признают, что потребитель (турист) поставлен перед необходимостью заключать договор о реализации туристского продукта на условиях, которые ранее были ему неизвестны (изменившаяся цена туристского продукта), и приходят к выводу, что данное обстоятельство нарушает права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, в связи с чем соответствующие условия договора признают не соответствующими нормам действующего законодательства.
Одним из существенных условий договора о реализации туристского продукта является информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и т.д. (абз. 6 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ, абз. 6 п. 13 Правил о реализации туристкого продукта).
Кроме вышеуказанных, к существенным условиям законодатель относит также следующие условия:
- о финансовом обеспечении туроператора;
- сведения о туристе;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком претензий к туроператору;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Договоры, заключаемые турагентами от своего имени, должны содержать дополнительные условия:
- сведения о турагенте;
- информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу или иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
- информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом или заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором.
Анализ ФЗ N 132-ФЗ показывает достаточно широкий и не вполне обоснованный перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта. По смыслу ст. 432 ГК РФ по всем существенным условиям договора должно быть достигнуто соглашение сторон для исключения риска признания договора незаключенным. Совершенно верным представляется мнение Я.В. Вольвач о том, что к числу существенных условий следует относить только ряд условий, названных в ст.10 Закона. Так, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта необходимо относить также: предмет договора, общую цену туристского продукта и информацию о потребительских свойствах туристского продукта. Указанные условия определяются в договоре путем волеизъявления потребителя услуг, поэтому, несомненно, должны оставаться в числе существенных. Однако полагаем, что этот перечень должен быть расширен вышеуказанными условиями о туроператоре на случай, если договор заключается по поручению туроператора турагентом. В современных условиях нестабильности в туризме, связанной с имевшими место случаями массового приостановления деятельности крупных туроператоров, рисками неплатежеспособности страховщиков, условие об исполнителе по договору о реализации туристского продукта в части оказания услуг, входящих в туристский продукт, имеет принципиально важное значение для потребителя, и порой решение о заключении договора определяется степенью доверия потребителя к туроператору, его деловой репутацией, длительностью его нахождения на данном рынке услуг, отзывами о качестве его услуг и другими факторами.
Сторонами данного договора являются заказчик туристского продукта и туроператор или турагент, действующий по поручению туроператора. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. содержит следующее определение иностранного туриста: таковым является любой человек:
- который намерен совершить путешествие или совершает путешествие в любую другую страну помимо являющейся его постоянным местом проживания;
- одной из целей путешествия которого является поездка или пребывание сроком не более трех месяцев, за исключением случаев, когда разрешено пребывание на больший срок или возобновлено трехмесячное разрешение;
- который не будет осуществлять какую-либо оплачиваемую деятельность в посещаемой стране вне зависимости от того, было ли ему это предложено;
- который в конце указанной поездки или пребывания в обязательном порядке покинет посещаемую страну для возвращения в страну его постоянного проживания или для поездки в другую страну.
При сравнении с легальным определением туриста в Законе N 132-ФЗ обращает на себя внимание ограничение, касающееся периода пребывания туриста: в часах или одной ночевкой. То есть согласно законодательному определению в ситуации, например, опоздания самолета в одну страну на восемь ночных часов и необходимости выезда из этой страны в другую страну в 13:00 наступившего дня выезд в эту страну (въезд в которую произошел с опозданием и в которой время пребывания меньше установленных 24 часов) не будет считаться путешествием. Между тем такой подход лишает гражданина его статуса туриста, а значит, и прав потребителя. Предполагаем, статус туриста-потребителя априори не может быть ограничен установлением минимального временного критерия.
Необходимо отметить, что мнения ученых в части определения туриста не расходились с законодательным определением. Вместе с тем применительно к описанной ситуации представляется неоправданным то, что временной фактор играет определяющую роль и может быть положен в основу изменения правового положения туриста как потребителя.
Для того чтобы гражданин получил защиту всех своих потребительских прав в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, он должен отвечать понятию туриста. Если приведенное законодательное ограничение основано на необходимости избежать коллизии между понятиями "турист" и "экскурсант", полагаем, коллизии в данном случае быть не может, поскольку "турист" – по-сути, родовое понятие, и в зависимости от целей путешествия турист может в определенный момент являться экскурсантом. Однако он не может утрачивать статус туриста.
Представляет интерес в указанной ситуации определение туризма, поскольку оно раскрывает суть явления и напрямую связано с понятием "турист". Законодательная дефиниция туризма содержит несколько аспектов, в том числе временной и целевой. Однако определяющим является целевой аспект как фактор отграничения временной поездки (путешествия) от иных временных поездок с теми же целями. Как указывает Я.Е. Парций, "на практике сегодня предлагаются: шоп-туры, бизнес-туры, туры за автомобилями, на учебу, на лечение и т.п. Представляется, что все подобные поездки могут именоваться туризмом только в том случае, когда они оформлены как путешествия в соответствии с требованиями Закона...". Однако если временной фактор не является главенствующим для определения туризма, почему именно он играет определяющую роль в наделении статусом туриста? Приобретение правового статуса потребителя тоже не поставлено в обязательную зависимость от временного фактора. Полагаем, приведенное ограничение не имеет под собой правовых оснований и не является оправданным.
С учетом изложенного определение туриста должно содержать следующее: это гражданин, который намерен совершить и (или) совершает путешествие в страну (место) временного пребывания на разрешенный срок в личных целях, не связанных с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности или извлечением прибыли.
Представляется, приведенное суждение наиболее полно учитывает все признаки правоотношений по туристскому договору во взаимосвязи с признаками категории "гражданин-потребитель". Исходя из этого, в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" целесообразно внести дополнительную статью 2.1 в главе I под названием "Участники отношений, регулируемых настоящим Законом" и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 2.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом.
Участниками отношений, регулируемых настоящим законом, являются:
1) туристы;
2) заказчики туристского продукта;
3) туроператоры;
4) турагенты;
5) организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации;
6) организации, реализующие на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором;
7) государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;
8) государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;
9) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование туристской деятельности;
10) объединения туроператоров и турагентов и объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
11) общественные объединения туристов".
Таким образом, в сфере туристской деятельности правовые отношения между субъектами, как правило, возникают при реализации туристского продукта, т.е. при деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта. Именно на защиту этих правоотношений и направлены цели нашего государства, которое сформировало соответствующую правовую основу для надежного регулирования отношений участников туристской деятельности в России.
Другая сторона договора может быть представлена как туроператором, так и турагентом. Туроператор и турагент выступают профессиональными участниками на рынке туристских услуг.
- При этом туроператором может быть только юридическое лицо, которое должно отвечать требованиям базового Закона об основах туристской деятельности, указанным в ст. 4.1. Согласно указанной статье туроператор обязан иметь финансовое обеспечение в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора, а в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма – также быть членом объединения туроператоров выездного туризма.
- В отличие от туроператорской деятельности, связанной с формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, турагентской деятельностью, т.е. деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта, могут заниматься как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Турагентская деятельность как некая форма посредничества между туроператором и туристом. В сложившейся практике отношений, как правило, заключая договоры с туристами, турагенты действуют от собственного имени, реализуя туры большого количества туроператоров, что нередко приводит к отсутствию единообразного подхода к определению как предмета договора о реализации туристского продукта, так и перечня его существенных условий в договорах с туристами.
Определению существенных условий договора уделяется значительное внимание в юридической литературе, однако однозначного понимания как в теории, так и в правоприменительной практике до сих пор нет. Между тем эта проблема очень актуальна, поскольку от правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в договоре существенных условий зависит признание его заключенным.
В правовой науке имеет место дискуссия по вопросу о правовой природе туристкого договора, предпосылкой которой, на наш взгляд, явилось несовершенство введенного законодателем понятийного аппарата, использование таких терминов, как "розничная купля-продажа туристского продукта" и "розничная цена туристского продукта", которые в большей степени свойственны для отношений, связанных с договором купли-продажи. В частности, Я. В. Вольвач полагает, что в основе правоотношений между турфирмой и туристом купля-продажа права получения набора туристских услуг, поэтому в данном случае не применимы к отношениям сторон положения главы 39 ГК РФ.
Суды, разрешая споры между турфирмами и туристами, как правило, едины в вопросе о том, что договор о реализации туристского продукта является договором возмездного оказания услуг, и к отношениями сторон в данном случае применимы нормы как главы 39 ГК РФ, так и Закона РФ N 2300-1 в части защиты прав потребителей в сфере оказания услуг. Так, суды единогласны в том, что право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, установлено в статье 32 Закона N 2300-1. Данное право заказчика-потребителя закреплено и в части 1 статьи 782 ГК РФ – односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, к которым в силу части 2 статьи 779 ГК РФ отнесены, в частности, и договоры по туристическому обслуживанию.
Кроме того, важное значение как для туриста, так и турагента и туроператора имеет порядок оплаты туристского продукта. Учитывая, что в сложившейся практике отношений, как правило, имеет место предоплата услуг и порой заблаговременная, а также что большой популярностью все чаще пользуются туристские продукты, оплачиваемые с рассрочкой платежа и в том числе за счет заемных средств, предоставляемых кредитными организациями, полагаем, что в числе существенных условий договора о реализации туристского продукта наряду с его ценой должен быть порядок ее оплаты. Иные условия, относимые законодателем к числу существенных, несомненно, должны присутствовать в императивном порядке в договоре с туристом, но их отсутствие не должно влечь признание договора незаключенным.
Дополнительно к договору между туристом и туроператором (турагентом), необходимо также рассмотреть договор, заключаемый между двумя последними субъектами. Отметим, что договор, заключаемый между туроператором и турагентом, сконструирован законодателем по модели агентского договора, но в то же время не квалифицирован в качестве такового. Это дает возможность на практике заключать различные виды договоров, в том числе договор комиссии, поручения, договор коммерческой концессии (франчайзинга), агентский договор, договор возмездного оказания туристских услуг, договор о реализации туристского продукта, а также различные виды смешанных договоров, заключение которых допускается в соответствии с закрепленным в п. 3 ст. 421 ГК РФ принципом свободы договора.
Судебная практика, исходя из буквального толкования условий договора как в отдельности, так и во взаимной связи, относит различные договоры, заключаемые между турагентами и туроператорами, к договорам агентирования.
Рассмотрим подробнее отношения агентирования. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. Из этого следуют два варианта действий агента: он может действовать от своего имени и за счет принципала либо от имени принципала и за его счет. Если агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он и становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами, причем и в том случае, когда эти лица знали о совершении сделки в интересах принципала, а не его агента, либо даже сам принципал вступил с третьим лицом – контрагентом по сделке – в непосредственные отношения по ее исполнению (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Однако после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней своему принципалу. Такая модель отношений характерна для договора комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Поэтому к указанным отношениям применяются правила о договоре комиссии, если они не противоречат специальным нормам закона об агентском договоре или существу этого договора (ст. 1011 ГК РФ).
Для сферы туризма особенности агентского договора заключаются в том, что вне зависимости от того, от чьего имени заключается договор о реализации туристского продукта, ответственным перед туристом всегда остается туроператор. В соответствии со ст. 9 Закона о туризме туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в турпродукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). В этой же статье указывается, что туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Это правило закреплено и в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Это же положение подтверждено Определением Конституционного Суда РФ, в котором указывается, что туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком по договору о реализации туристского продукта независимо от того, заключен такой договор турагентом от своего имени или от имени туроператора.
Агентский договор по своей юридической природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может заключаться как на срок, так и без указания срока. Стандартный агентский договор в сфере туризма включает в себя следующие разделы:
- условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;
- полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;
- условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;
- обязанности сторон;
- порядок расчетов между сторонами;
- порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу;
- условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;
- взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Как правило, для агента ненадлежащим исполнением или неисполнением договора агентирования являются:
- несвоевременная, неполная или неправильная оплата счетов туроператора;
- несвоевременное аннулирование или внесение изменений в заказ;
- необеспечение явки туристов в пункт начала путешествия;
- предоставление неправильных сведений о туристах, непредоставление туристам информации об условиях совершения путешествия;
- неправильное оформление путевок и несвоевременная передача документов туристу, необходимых для совершения путешествия.
Для туроператора при взаимоотношениях с агентами ненадлежащим исполнением договора являются: отказ от реализации агенту своевременно заказанного, подтвержденного и оплаченного агентом турпродукта; неправильное оформление документов, необходимых для совершения путешествия, несвоевременная передача документов агенту или его туристам, и т.п.
Одним из положений агентского договора в сфере туризма является условие о штрафе за аннуляцию договора. Данное условие необходимо рассматривать как договорную неустойку, как правило, в практической деятельности ее размеры обычно таковы, что в случае судебного разбирательства, есть большая вероятность того, что суд воспользуется своим правом уменьшить ее на основании ст. 333 ГК РФ, особенно если заинтересованной стороной будет заявлена просьба. Следует также заметить, что указанные штрафы не могут быть возложены на туриста.
Итак, договорные отношения, складывающиеся в сфере туризма, отличаются сложным составом, вызванным комплексным характером туристких услуг. Для признания действительным договор об оказании туристких услуг должен содержать ряд существенных условий, указывающих как на основное обязательство – предоставление определенного рода и вида туристких услуг, так и на ряд дополнительных: сведения о туроператоре, цена договора (в рублях), информация о потребительских свойствах тура (программа пребывания, маршрут, условия размещения и проживания), финансовом обеспечении туроператора и другие. Аналогичная по сложности конструкция свойственна и договору между туроператором и турагентом.
Вместе с тем, правовое регулирование указанных отношений не лишено определенных недостатков. Так, не совсем логично определение туриста через временной фактор его пребывания. По нашему мнению, определение туриста в ст. 1 ФЗ № 132 должно содержать следующее: это гражданин, который намерен совершить и (или) совершает путешествие в страну (место) временного пребывания на разрешенный срок в личных целях, не связанных с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности или извлечением прибыли. Кроме того, поскольку круг субъектов, участвующих в договорных отношениях по поводу предоставления туристских услуг, весьма широк, он должен быть отражен в дополнительной статье 2.1 ФЗ № 132. Это позволит избежать неопределенности в классификации договоров, заключаемых в смежных с туризмом сферах.
Проблемы, возникающие при исполнении договорных отношений в туризме
Как было выяснено ранее, действующее законодательство в сфере туризма достаточно полно регулирует существующие в этой сфере отношения. Однако на практике возникает ряд проблем, связанных с их реализацией. Поскольку договор об оказании туристких услуг достаточно сложен по своей природе, стороны далеко не всегда могут беспрепятственно исполнить его положения либо избежать недобросовестности контрагента.
Возможность нарушения прав потребителя возникает уже на стадии его информирования туристическими организациями об оказываемых ими услугах, которое может быть выражено в непредоставлении информации либо предоставлении недостоверной информации. Данный вид нарушений является одним из самых распространенных в туристической сфере. Так, несмотря на то, что правильность оформления договоров служит предметом контроля ФАС и Роспотребнадзора, нередки случаи, когда в информации о туристической организации, заключающей договор, не указываются ее собственные банковские реквизиты (особенно если расчеты производятся в наличной форме), адрес (важен при подаче иска по месту нахождения ответчика), сведения о наличии лицензии и др. В данной ситуации гражданам необходимо внимательно изучать текст договора и не подписывать его при отсутствии указанных реквизитов. В случае, если договор уже подписан, можно подать соответствующую жалобу в ФАС или Роспотребнадзор.
Имеются случаи предоставления клиентскими подразделениями (сотрудниками) туристических организаций гражданам устной заведомо недостоверной информации о туристическом продукте на стадии заключения договора (информация о свойствах туристического продукта, программе пребывания или маршруте путешествия). Иногда отсутствует информация о таможенных, консульских правилах, особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, принятых нормах поведения, местных традициях и обычаях, незнание которых туристами делает подчас невозможным оказание услуг в полном объеме согласно договору. Как правило, при возникновении рассмотренных претензий туристические фирмы отказывают в удовлетворении требований туристов, поскольку отсутствует текст договора, в котором закреплены условия, послужившие предметом спора.
В данной ситуации обязанность доказывания лежит на потребителе. В качестве средств защиты здесь могут выступать исключительно свидетельские показания. Думается, что в качестве дополнительного средства защиты можно предусмотреть фото- или аудиозапись переговоров гражданина и туристической фирмы на стадии заключения договора или как вариант – обязательное размещение в сети Интернет на сайте фирмы публичной оферты с подробным описанием предлагаемых туристических продуктов (условия безопасности туриста, трансферт, маршрут, расположение отеля и перечень предлагаемых в нем услуг, общий вид номеров в отеле, вид пляжей и перечень предлагаемых там услуг и др.). Кроме того, гражданин на стадии заключения договора может затребовать у туристической организации официальные письменные сведения с полной информацией о предполагаемом туре. Однако предоставление таких данных на сегодняшний день не является для турфирм обязательным, в связи с чем было бы целесообразным сделать подобную практику предоставления официальной информации о туре обязательной в законодательном порядке.
Также одним из распространенных нарушений прав граждан в туристической сфере является отсутствие информации о стоимости услуг, входящих в стоимость тура, и дополнительно оплачиваемых услугах. Также необходимо наличие в тексте договора положения, в силу которого возможно увеличение туристической организацией стоимости тура даже в случае его предварительной 100-процентной оплаты. При этом следует отметить, что чаще всего подобное увеличение цены инициируется принимающей стороной – отелем, клубом и др., а также может быть вызвано увеличением стоимости билетов. Однако если услуга была заранее оплачена (как правило, не менее чем за месяц), то произошло авансирование, или, другими словами, кредитование, туристической организации, что при отсутствии платы за пользование предоставленными денежными средствами должно гарантировать клиенту неизменность цены и иных условий договора. На практике в туристической сфере данный подход, к сожалению, реализовать крайне сложно, так как увеличение стоимости тура принимающей стороной или увеличение стоимости билета для туристической фирмы является, по сути, форс-мажором. По мнению автора, решение данной проблемы лежит на уровне принятия международного общего регламента урегулирования данных отношений, а также принятия в рамках данного регламента законодательного закрепления неизменности цены договора в случае ее предварительной полной оплаты. Однако имеются случаи, когда в заключаемый с клиентом договор на оказание туристических услуг туристической организацией вносятся условия, предусматривающие взимание с клиента при отказе от поездки конкретно определенных денежных сумм, как правило, выраженных в процентах от цены договора. При этом следует отметить, что подобные условия договора не соответствуют ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона "О защите прав потребителей", в которых устанавливается, что оплате (возмещению) в случае расторжения договора по инициативе потребителя подлежат лишь фактически понесенные туристической организацией расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, размеры удержаний с туристов должны соответствовать расходам, понесенным фирмой в связи с отказом туриста от исполнения договора, и в каждом случае должны доказываться индивидуально. Кроме того, неустойка является мерой ответственности за нарушение стороной договора своих обязательств, т.е. штрафной санкцией. Возможность отказа потребителя от поездки предусмотрена законом и не может расцениваться как нарушение договора. В данной ситуации, применение штрафных санкций является не совсем правомерным. Иных эффективных инструментов, кроме общей осведомленности о своих правах, письменного обращения в туристическую организацию (туроператор или турагент), затем в Роспотребнадзор, а в дальнейшем в суд (в случае неразрешения спора), на сегодняшний день не имеется. При этом Роспотребнадзор по обращению гражданина может провести административное расследование, в ходе которого осуществляются действия, направленные на получение необходимых сведений, в том числе путем установления потерпевших, свидетелей, истребования необходимых сведений и иных мер, предусмотренных в гл. 26, 27 КоАП РФ, что в конечном счете также является гражданско-правовыми средствами защиты граждан.
Такое средство защиты, как книга отзывов и предложений, с одной стороны, является чисто внутренним инструментом туристических организаций для контроля над качеством предоставляемых услуг и дисциплины сотрудников. С другой стороны, сведения, указанные в данных книгах, могут быть рассмотрены в ходе проверок надзорными органами.
Граждане крайне часто сталкиваются с нарушением туристической организацией сроков исполнения услуг, ненадлежащей встречей в аэропорту или вокзале (трансферт), размещением в несоответствующих договору (путевке) номерах гостиницы (отеля) или более низким уровнем самой гостиницы, некачественным питанием или сервисом и др. Однако ввиду сложности востребования компенсации с туристической компании, а также в связи с трудностью доказывания нарушения условий договора, заключенного с туроператором, иски или хотя бы претензии к туристическим компаниям в подобных случаях минимальны (исключение составляют нарушения условий перевозки, где основным и неоспоримым средством гражданско-правовой защиты выступает наличие соответствующего билета). В связи с тем что критерии качества туристических услуг в законодательстве четко не определены, на практике часто трудно определить, где имеет место нарушение качества услуги, а где – предоставление недостоверной информации. Согласно положениям абзаца четвертого ст. 9 Закона N 132-ФЗ туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Однако, по нашему мнению, необходимость создания упрощенного режима восстановления нарушенных прав в данной сфере очевидна. Средством доказывания могут служить любые источники. Кроме того, туристу необходимо обеспечить себя средствами гражданско-правовой защиты в части доказывания понесенных им фактических убытков (расходов). К подобным средствам можно отнести надлежащим образом оформленные чеки, расписки, билеты, выписки по банковским счетам, письменные договоры и др.
Но кроме самих инструментов доказывания необходима более простая процедура рассмотрения подобного рода споров, так как именно из-за сложности, затянутости и неоднозначности процесса большинство граждан за восстановлением своих прав предпочитают в уполномоченные органы как судебного, так и внесудебного характера не обращаться. И хотя определенные шаги в данном направлении государством делаются, (так, Письмом Роспотребнадзора "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечение защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" устанавливается, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает разработать и утвердить планы проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий, предусматривающие комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг по туристическому обслуживанию граждан), они явно недостаточны, а кроме того, малоэффективны. На наш взгляд, введение минимального размера уставного капитала для турагентств (например, в пределах 200 – 500 тыс. руб.) может значительно снизить количество банкротств мелких туристических фирм. Некоторые специалисты полагают, что этот вариант оптимальнее других в том числе потому, что здесь имеется отдельное преимущество для самих турагентов: возможность повышать уровень ответственности участников хозяйственных обществ, не выводя из их оборота средства, необходимые для ведения и развития бизнеса.
Возмещение морального вреда в сфере туризма в рассмотренном контексте не подпадает под понятие убытков (расходов) и возмещается туристической организацией в обычном порядке, предусмотренном гражданским законодательством, всеми свойственными этому средствами.
Так как основная масса конфликтных ситуаций в сфере туризма связана с недоинформированием потребителей, а также неоказанием или некачественным оказанием отдельных услуг, то наибольшее внимание следует уделять договорным отношениям, складывающимся между различными субъектами туристского рынка.
Так, туроператор чаще всего закупает услуги по отдельности, заключая с каждым поставщиком отдельный договор, форма которого четко определена ГК РФ. Комплектуя далее из услуг свои туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для последующей их реализации туристу, что и делает турагент по договору о реализации турпродукта. То есть налицо коллизия, когда участники рынка несут ответственность по соответствующим договорам, не отвечая по главному из них – договору о реализации турпродукта.
Кроме того, туроператор формально может уступить туристу свое право на получение и потребление отдельных услуг, что уже можно назвать реализацией турпродукта. Но тогда не понятно, как применять в данной ситуации Закон о защите, т.к. фактически уступку права на услуги или реализацию турпродукта как такового нельзя оценить параметрами "качественно" или "некачественно". В связи с этим возникает прямая ответственность поставщиков услуг, а не туроператоров, за качество предоставленных услуг.
Довольно часто туроператор приводит ситуацию к тому, что между туристом и поставщиками услуг возникают два посредника – туроператор и турагент, т.к. турист может обратиться за приобретением турпродукта или отдельных услуг к самому туроператору, минуя турагента. Более того, турист, выполняя функции турорганизатора, может приобрести непосредственно у поставщиков необходимые услуги, организовать из них турпакет и со своей группой отправиться в путешествие. ГК РФ содержит некоторые нормы, регулирующие такие отношения, а вот отраслевой Закон по этому поводу молчит.
Наконец, турагент, как правило, действуя от своего имени, заключает договор напрямую с туристом – т.е. возникает гражданско-правовая ответственность. В таком случае возникает целый ряд коллизий, связанных и с правовым статусом турагента, и со степенью его ответственности, и с тем, кто же будет стороной, принимающей жалобы от клиентов. Согласно ГК РФ, заключая договор с туристом от своего имени, турагент несет всю полноту ответственности. Однако Закон об основах, отрицая это, утверждает, что агенты несут ответственность только в пределах их компетенций (информирование туристов).
Сложно говорить о реализации турпродукта и в случаях, когда туроператор не вступает в гражданско-правовые отношения с туристами, хотя и может быть поименованным при заключении договора между туристом и турагентом. Согласно ГК РФ туроператор не должен, казалось бы, нести ответственность за поставщиков услуг, а если и должен, то в пределах имеющихся договоров с ними, а не в пределах агентского договора или договора о реализации турпродукта. Отраслевой же Закон говорит нам об обратном, т.е. о почти тотальной ответственности туроператора перед туристами по договору.
Для преодоления указанных коллизий необходимо более четко определить содержание и правовой статус договора в соответствии не только с отраслевым Законом, но и с ГК РФ, с Законом о защите. Для этого необходимо четко сформулировать определение данного договора, показать его правовую сущность, выделить наиболее важные его составляющие. Далее следует четко определить перечень сторон договора, т.к. в настоящее время закон разрешает турагенту работать как от своего имени, так и от имени и по поручению туроператора. Если учесть, что в Законе об основах вообще отсутствует статья о турагентах и их деятельности, то такое положение выглядит более чем странно.
Еще одной существенной коллизионной проблемой нашего туристского законодательства является проблема индивидуализации ответственности за нарушение условий договора о реализации турпродукта. Как уже было сказано выше, турагент имеет право работать по двум схемам – по схеме неназванного принципала, т.е. от своего имени, и по схеме названного принципала – т.е. от имени и по поручению туроператора. ГК РФ утверждает, что при работе от своего имени турагент несет всю полноту ответственности за качество тура и сроки его предоставления, т.к. между агентством и туристом возникают гражданско-правовые отношения согласно договору. Если турагент работает от имени туроператора, то ответственности он такой перед туристом не несет.
Отраслевое законодательство подчеркивает, что турагент – по какой бы схеме он ни работал – несет ответственность только за информирование клиентов. При этом все остальные проблемы, возникшие при обслуживании туристов и реализации тура, ложатся на плечи (финансовые и страховые гарантии) туроператоров. В силу этого обстоятельства и возникает проблема, которую пытаются разрешить наши нормотворцы при поиске ответа на вопрос: как дальше работать агенту и по какой схеме, как ему нести ответственность и какую?
Нам представляется, что данная ситуация явно ограничивает права турагента, т.к. завышает уровень его гражданско-правовой ответственности перед потребителями. Не принимая участия в формировании и организации тура, не оказывая значимого влияния на качество туристских услуг и своевременность их оказания, турагент приобретает ответственность без вины. Для установления равенства сторон гражданско-правовых отношений турагенту предоставлено право регрессного требования к туроператору.
Отдельный комплекс проблем правового регулирования возникает при расторжении договора. Турист в соответствии со ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" вправе расторгнуть договор оказания туристских услуг в любое время, оплатив исполнителю лишь фактически понесенные им расходы.
В связи с изложенным следует обратить внимание на то, что на практике большинство договоров содержат штрафные санкции при отказе от поездки (расторжении договора). Полагаем, что данные санкции неправомерны, так как противоречат ст. 32 Закона о защите прав потребителей и ст. 782 ГК РФ. Для того чтобы определить размер возмещения, необходимо доказать размер фактически произведенных расходов.
При подтверждении объема фактических затрат во внимание могут быть приняты следующие документы: плата за бронь в отеле; штраф, выставленный отелем; перевозочные документы, выписанные на имя туриста; оплата консульских сборов; санкции, уплаченные в связи с отменой договора страхования; оплата трансфера (штрафы за отмену) и т.д.
Понесенные исполнителем расходы должны быть обусловлены его действиями по исполнению принятых обязательств, вытекающих из договора возмездного оказания услуг. Это означает, что при отказе от турпродукта турист возмещает исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору о реализации турпродукта, что подтверждается и судебной практикой.
Данное условие договора также недействительно в силу ст. 16 Закона о защите прав потребителей, так как условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Подобная позиция п. 13 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.
Согласно письму Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет, как было упомянуто выше, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применение санкций со стороны турагентства не соответствует действующему законодательству, поскольку неустойка либо штраф, согласно ст. 330 ГК РФ, являются мерой ответственности за нарушение стороной своих обязательств, а возможность отказа туриста от исполнения договора предусмотрена законодательством. Следовательно, отказ не является нарушением договора и какая-либо санкция в этом случае неприменима.
Отметим, что независимо от того, у кого приобретался туристский продукт – у турагента или у туроператора, – согласно ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ, договор о его реализации всегда исполняет туроператор, соответственно, он несет фактические расходы и определяет их размер. Поэтому недопустимо, чтобы турист, приобретающий турпродукт, при отказе от него возмещал туроператору понесенные им затраты, а турагенту – понесенные туроператором затраты и штраф по договору между туроператором и турагентом. Кроме того, следует четко представлять, что турагент работает по посредническому договору, поэтому денежные средства, перечисленные им туроператору в счет оплаты турпродукта, не могут быть признаны в качестве фактических затрат, связанных с исполнением договора. Условно это выручка туроператора, поступившая от туриста, турагент лишь участвует в расчетах между ними. Платеж турагента по посредническому договору не является фактическими затратами, связанными с реализацией турпродукта, и для туроператора. Например, если от полностью оплаченного договора отказались за день до начала путешествия и договором между туроператором и турагентом предусмотрено, что 100% стоимости турпродукта остаются у туроператора, это не означает, что турист должен полностью оплатить путешествие, в которое он не едет.
Право на односторонний отказ от договора имеет не только заказчик, но и исполнитель туристских услуг. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). В связи с этим уместно привести Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О, касающееся одностороннего отказа исполнителя от публичных договоров оказания услуг, а именно от договора оказания медицинских услуг: "Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения".
Полагаем, что туристские услуги также являются социально значимыми для граждан Российской Федерации, поэтому целесообразно распространить правовую позицию Конституционного Суда РФ о недопустимости одностороннего отказа услугодателя от исполнения публичного договора и на договоры возмездного оказания туристских услуг.
Еще одной серьезной проблемой является угроза банкротства туроператора. Современная политико-экономическая ситуация, связанная с "санкционными войнами", повлекла за собой закрытие ряда популярных туристических направлений, что сказалось на ряде субъектов туристической сферы самым негативным образом, вплоть до банкротств. В таких случаях наиболее пострадавшей стороной являются именно туристы. В современных условиях развития общественных отношений в сфере туризма отдельно взятый турист (потребитель туристского продукта) не может оказывать значительного влияния на предупреждение банкротства туроператора. Это связано прежде всего с тем, что туристы в отличие от иных кредиторов (организации гостиничного бизнеса, транспортные организации и др.) не обладают для этого достаточными финансовыми ресурсами.
Тем не менее, у туристов есть свой интерес в недопущении возникновения состояния банкротства туроператора и, как следствие, интерес в том, чтобы не произошло введения в судебном порядке процедур банкротства (главным образом конкурсного производства) в отношении туроператора.
Можно согласиться с тем утверждением, что "потребители, как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Главный эгоистический деловой интерес потребителей – приобретение товаров и услуг – реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды".
Действующее законодательство о туристской деятельностинаделяет следующими правами туристов, пострадавших от неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств:
- право на обеспечение экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- право на возмещение в установленном законодательством порядке убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом. Применительно к данному пункту нужно обратить внимание на высказывание И.А. Мингеса, который отмечает, что право требования возмещения имущественного ущерба и морального вреда за нарушение личной безопасности может возникнуть лишь в случае наличия причинной связи между неправомерным действием (бездействием) – лишением жизни, повреждением здоровья и ограничением физической свободы – нарушением психического благополучия гражданина. Таким образом, туристу для привлечения туроператора к гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава гражданского правонарушения.
Однако, если право на обеспечение экстренной помощи, в силу прямого государственного регулирования, турист реализовать может, реализация права на возмещение убытков в случае банкротства туроператора практически невозможна. Это, как уже было сказано, связано с тем, что в случае признания в судебном порядке туроператора несостоятельным (банкротом) требования кредиторов-потребителей туристского продукта подлежат удовлетворению в третью очередь после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. И, как часто бывает на практике, имущества обанкротившейся организации не всегда достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативно урегулированный подход, который позволил бы туристам влиять на предупреждение банкротства туроператора.
В связи с этим предлагаем дополнить ФЗ № 132 положениями, регулирующими создание и деятельность комитета кредиторов туроператора в качестве кредитора неплатежеспособного туроператора. В общих чертах это могут быть следующие положения.
Комитет кредиторов туроператора является некоммерческой организацией и создается в организационно-правовой форме публично-правовой компании. Речь идет о юридическом лице, осуществляющем публично-правовые функции, создаваемом на основании отдельных федеральных законов, административных актов и имеющем особый правовой статус.
Основанием для создания комитета кредиторов туроператора являются данные, полученные в результате проведенных проверок контролирующими органами государственной власти, заключение Ассоциации туроператоров России о деятельности туроператора, а также обращение территориальных отделений объединений туроператоров.
Для финансового обеспечения деятельности комитета кредиторов туроператора необходимо создание фонда, состоящего из взносов, которые вносятся от Ассоциации туроператоров России и их территориальных подразделений. Фонд – это объединение финансовых ресурсов, которые аккумулируются на специальном банковском счете комитетом кредиторов туроператора. Фонд должен формироваться исключительно денежными взносами.
Однако было бы несправедливо и неэффективно возлагать бремя формирования такого фонда лишь на Ассоциацию туроператоров России. Ввиду конституционного закрепления права гражданина на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ) и государственного признания туристской деятельности в качестве одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов также должны участвовать в формировании указанного фонда.
Комитет кредиторов туроператора должен формироваться из представителей потребителей – туристов, представителей Ассоциации туроператоров России и представителей уполномоченного органа государственной власти. Высшим органом управления комитета кредиторов является наблюдательный совет, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям комитета кредиторов туроператора в самых общих чертах можно отнести:
1) заключение от лица комитета кредиторов туроператора с туристами-потребителями договора об уступке требования (договора цессии) к туроператору;
2) аккумулирование задолженности каждого кредитора-потребителя в единый пул после перехода требования комитету кредиторов туроператора;
3) запрос у туроператора (его учредителей) информации, касающейся его финансового состояния;
4) разработка совместно с туроператором плана по финансовому оздоровлению туроператора;
5) утверждение совместно с туроператором графика погашения задолженности комитету кредиторов туроператора. На основании утвержденного графика погашения задолженности между комитетом кредиторов и туроператором заключается мировое соглашение. При недостижении соглашения о предмете и содержании мирового соглашения оно передается на рассмотрение и утверждение в суд. Решение суда об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению.
После погашения задолженности туроператором комитет кредиторов туроператора ликвидируется в силу закона, а оставшиеся денежные средства выплачиваются лицам, сформировавшим фонд, пропорционально их взносам.
Итак, наиболее частыми проблемами, возникающими при исполнении договора об указании туристских услуг, являются нарушения прав потребителя со стороны туроператора, вплоть до полной невозможности выполнения своих обязанностей ввиду банкротства. Основаниями ответственности туроператора являются:
1) необоснованный отказ от заключения основного договора при наличии заключенного предварительного договора;
2) необоснованный отказ от заключения публичного договора – туристского;
3) предоставление туристу ненадлежащей информации о турпродукте;
4) неисполнение или ненадлежащее исполнение туристского договора;
5) виновное причинение морального вреда;
6) причинение вреда личности или имуществу туриста.
Кроме того, необходимо отметить еще два основания ответственности организатора путешествия, непосредственно указанные в Законе: нарушение сроков устранения недостатков услуг по требованию туриста (ст. 30 Закона РФ "О защите прав потребителей"); нарушение сроков удовлетворения требований, заявленных туристом (ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Ответственность исполнителя услуг по туристскому договору – частный случай ответственности исполнителя услуг по договору возмездного оказания услуг. По сравнению с общими положениями об ответственности исполнителя услуг его ответственность по туристскому договору связана с особенностями отношений по туристскому обслуживанию: возложением туроператором исполнения туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, при этом не находятся в правовой связи с туристом; ответственностью организатора путешествий (туроператора) перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по туристическому обслуживанию независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Все эти особенности порождают необходимость отнесения разрешения споров по договору об оказании туристических услуг к делам упрощенного судопроизводства, при котором средством доказывания доводов туриста могут служить любые источники, например, оформленные чеки, расписки, билеты, выписки по банковским счетам, письменные договоры и др.
Освобождение от ответственности исполнителя происходит только при условии надлежащего исполнения им своих обязательств (исполнение еще не начато или его невозможно начать по вине заказчика-туриста; при наличии (признании) нарушения туристом своих договорных обязанностей) как в рамках периода исполнения обязательства, так и в рамках возникшей невозможности его исполнения. Абсолютно недопустимым при этом является включение в текст договора положений о наложении штрафных санкций вследствие отказа туриста от поездки.
Банкротство туроператора является крайним проявлением тех неприятностей, которые могут ожидать туриста в процессе исполнения договора об оказании туристских услуг. Нами предложены следующие меры, направленные на минимизацию подобных негативных ситуаций. Прежде всего, это введение минимального размера уставного капитала для турагентств (200-500 тысяч рублей), а также создание комитетов кредиторов туроператоров для облегчения процедуры взыскания средств в пользу туристов-потребителей услуг.
Литература
Нормативно-правовые акты
1. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г. [Текст] (Вместе с "Конкретными выводами и рекомендациями") (Принята в г. Гааге 10.04.1989 – 14.04.1989) // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2000. N 25. С. 213 – 239.
2. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Полное собрание законов Российской империи. [Текст] Собрание второе. Т. 1. 12 декабря 1825 г. – 28 февраля 1881 г. (в 55 т.). СПб., 1885.
4. Устав ГАО "Советский турист" [Текст] // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1928. Отд. 2. N 125. Ст. 196.
5. Постановление СНК РСФСР от 25.01.1930 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния советского туризма и экскурсионного дела" [Текст] // "Свод законов РСФСР", т. 3, с. 229, 1988 г.
6. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 31.10.1980 N 983 "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране" [Текст] // "Свод законов СССР", т. 3, с. 169, 1990 г.
7. Закон РФ "О защите прав потребителей" [Текст] от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015). – М.: ИНФРА-М, 2015.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: [Принят Гос. Думой 22 декабря 1995 года, № 14-ФЗ]: офиц. текст по сост. на 1 июля 2015 г. // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
9. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: [Принят Гос. Думой 4 октября 1996 г.: одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г., № 132-ФЗ]: офиц. текст: по сост. на 1 мая 2016 г. // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
10. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" [Электронный ресурс]: [Принят Гос. Думой 22 апреля 2011 г.: одобр. Советом Федерации 27 апреля 2011 г., № 99-ФЗ]: офиц. текст: по сост. на 1 мая 2016 г. // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
11. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [Электронный ресурс]: [Принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г.: одобр. Советом Федерации 22 декабря 2008 г., № 294-ФЗ]: офиц. текст: по сост. на 11 апреля 2016 г. // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
12. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 07.11.2015) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
13. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" [Электронный ресурс] (вместе с "Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений") // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
14. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" [Электронный ресурс] (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
15. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" [Электронный ресурс] (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)") // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
16. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" [Текст] (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
17. Приказ Минспорттуризма РФ от 26.09.2011 N 1117 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров" // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
18. Письмо Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" // СПС Консультант Плюс, раздел "Законодательство".
Книги, учебные пособия, методические указания одного–трех авторов
19. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. [Текст] / Я. В. Вольвач. – М.: Норма, Инфра-М, 2012. 128 с.
20. Гусятникова Д.Е., Зиновьева С.А. Защита прав туриста. [Текст] / Д. Е. Гусятникова, С. А. Зиновьева. – М.: Дашков и К, 2009. 180 с.
21. Зырянов С.М. Развитие ситуационного законодательства // Концепция развития российского законодательства. [Текст] / С. М. Зырянов. – М., 2010.
22. Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: монография. [Текст] / Е. Л. Писаревский. – М.: Юрист, 2011. 496 с.
23. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование: Учебное пособие. [Текст] / Н. А. Соколова. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
24. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма: авторский сборник. [Текст] / Г. С. Усыскин. – М.: Герда, 2007.
Статьи в журналах, газетах и сборниках научных трудов
25. Борисова К.А. Турист – турагент – туроператор: нюансы договорных отношений [Текст] / К. А. Борисова // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 1.
26. Васецкий В.Н. Гражданско-правовые средства защиты в сфере туризма [Текст] / В. Н. Васецкий // Законодательство и экономика. 2011. N 6. С. 49 – 54.
27. Вольвач Я.В. Существенные условия договора оказания услуг по туристскому обслуживанию [Текст] / Я. В. Вольвач // Адвокат. 2010. N 2.
28. Гизятова А.Ш. Тенденции макрорегулирования туристской отрасли в РФ. [Текст] / А. Ш. Гизятова // Туризм: право и экономика. 2015. N 4. С. 29 – 32.
29. Глезеров С. Общественные путешествия во все страны мира. [Текст] / С. Глезеров // Невское время. 2001. N 101 (2561). 7 июня.
30. Гущина И. Кто нужен сфере туризма и гостеприимства. [Текст] / И. Гущина // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2010. N 11. С. 23 – 29.
31. Гурьев А.В. Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора. [Текст] / А. В. Гурьев // Право и экономика. 2015. N 12. С. 59 – 62.
32. Денисова М.О. Регулирование турагентской деятельности: законодательные перспективы [Текст] / М.О. Денисова // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 1. С. 67 – 70.
33. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. О периодизации истории туризма России [Текст] / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик // Национальный туристский журнал "Туристские фирмы". Вып. 48. СПб.: Невский фонд, 2009.
34. Егоров В.Е. Динамика права в истории развития организованного туризма в период зарождения [Текст] / В. Е. Егоров // Юридическое образование и наука. 2015. N 4. С. 31 – 34.
35. Кудреватых С.А., Кудреватых А.С. О государственном регулировании туристской индустрии. Правовой аспект. [Текст] / С. А. Кудреватых, А. С. Кудреватых // Туризм: право и экономика. 2015. N 3. С. 3 – 6.
36. Кузахметова С.Е., Золотарева А.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта.[Текст] / С. Е. Кузахметова, А. Е. Золотарева // Право и экономика. 2015. N 5. С. 20 – 25.
37. Кусков А.С., Сирик Н.В. Проблемы квалификации договора, заключаемого между туроператором и турагентом [Текст] / А. С. Кусков, Н. В. Сирик. // Право и экономика. 2015. N 2. С. 35 – 39.
38. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [Текст] / Я. Е. Парций // Хозяйство и право. 1997. N 1.-12.
39. Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: [Текст] Автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. / И. А. Мингес. – М., 2000. 21 с.
40. Сирик Н.В. Договор на оказание туристских услуг в гражданском праве России: [Текст] Дис.... канд. юрид. наук. / Н. В. Сирик. – М., 2001.
Судебная практика
41. Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2009 N Ф09-1766/09-С1 по делу N А47-6684/2008АК-24 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, раздел "Судебная практика".
42. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2012 по делу N А78-3508/2011 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, раздел "Судебная практика".
43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
44. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации" [Текст] // Вестник Конституционного Суда РФ, N 1, 2003.
45. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.01.2014 по делу N 33-1341 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, раздел "Судебная практика".
46. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1691-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пегас-Новосибирск" на нарушение конституционных прав и свобод частью пятой статьи 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс, раздел "Судебная практика".