Договор оказания туристических услуг

Договор оказания туристических услуг.

Статьи по теме
Искать по теме

Правовое регулирование возмездного оказания услуг

Сфера оказания услуг имеет большое значение для российской экономики, ее расширение и усложнение приводит к появлению все большего числа новых законов, регулирующих договорные отношения в этой сфере. Именно поэтому цивилисты единодушно считают услуги одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и отмечают ее высокое значение. С развитием науки и общества в гражданский оборот включаются самые разнообразные виды услуг, которые уже пользуются широким спросом и становятся объектом исследований ученых-юристов, в том числе услуги сотовой связи, аудиторские услуги, различные виды медицинских услуг и т.д.

Ha первый взгляд, отечественное гражданское законодательство содержит мало норм и правил, посвященных возмездному оказанию услуг: в ГК РФ имеется отдельная гл. 39, но она невелика по объему и содержит всего лишь пять статей. При более детальном исследовании ГК РФ становится ясно, что это впечатление обманчиво, поскольку ГК РФ включает ряд статей и глав, регулирующих порядок заключения, изменения и прекращения договоров, возникающих по поводу услуг, а, кроме того, данным вопросам посвящены и отдельные законы и подзаконные. Наконец, ст. 783 ГК РФ предусматривает возможность применения к возмездному оказанию услуг норм о подряде и положений о бытовом подряде, это лишний раз подчеркивает различие между подрядом и оказанием услуг.

В теории гражданского права договор оказания услуг, его отдельные элементы и виды служат предметом тщательного исследования со стороны ученых. Одним из наиболее дискуссионных моментов является понятие "услуга". Услугой признается определенная деятельность или действия одного лица, совершенные для удовлетворения потребностей другого лица, которая не связана с созданием или улучшением вещи. Услугу отличает от иных объектов гражданских прав отсутствие овеществленной формы, которая, например, присуща результатам работ. Именно поэтому услуга неотделима от ее исполнителя и не может существовать отдельно от своего производителя.

Немаловажным признаком услуги является ее моментальная потребляемость. Это означает, что в тот момент, когда она оказывается, происходит ее потребление. Таким образом, получение ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. По критерию возмездности услуги подразделяются на возмездные и безвозмездные, и первые образуют предмет особого правового регулирования.

Согласно стандартной практике оказания каких-либо определенных услуг на возмездной основе, исполнитель обязан в соответствии с требованиями заказчика оказать эти услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные услуги согласно заключаемому договору на оказание услуг.

Предметом договора могут быть самые разнообразные услуги. В частности, к услугам, оказываемым на возмездной основе, относятся медицинские, бухгалтерские, консультационные, образовательные и т.д. В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ нормы, посвященные возмездному оказанию услуг и сосредоточенные в гл. 39 ГК РФ, не применимы к отношениям по перевозке, подряду, транспортной экспедиции, договору банковского вклада и банковского счета, расчетным отношениям, хранению, доверительному управлению и поручительству.

По юридической природе данный договор консенсуальный, возмездный, двусторонний. (см. Рисунок 1.)

Существенными договора условиями являются предмет и указание на обязанность заказчика оплатить услугу. На необходимость точного и правильного определения предмета в договорах возмездного оказания услуг указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 29 сентября 1999 г. № 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг".

Договор оказания туристических услуг

Рисунок 1. Юридическая природа договора возмездного оказания услуг

Дополнительными условиями по договору возмездного оказания услуг является следующее: лицензия, наличие специального образования, наличие стажа.

Договор на оказание правовых услуг, который подпадает под действие гл. 39 ГК РФ, может считаться заключенным, если в нем описаны действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана его определенная деятельность. Это разъяснение показывает, что условие о предмете должно быть предусмотрено в предельно ясной и понятной формулировке. Кроме этого, в отдельных случаях содержание услуги закрепляется в законе или подзаконном акте. Например, в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" под "услугами связи" понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Вопрос отнесения цены в разряд существенных условий договора оказания услуг является дискуссионным в юридической литературе. Неоднозначна и позиция судов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2001 N А19-8660/00-25-Ф02-1734/01-С2). Ссылка ответчика на неприменение судом срока исковой давности в период май – август не нашла подтверждения. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Таким образом, договоры отвечают требованиям закона и не могут быть признаны незаключенными.

Противоположное мнение по этому вопросу высказал ФАС Московского округа, который пришел к выводу о том, что стоимость услуг существенным условием названного договора не является (Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2004 N КГ-А41/6380-04). Дело о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем коллективного пользования приема телевидения передано на новое рассмотрение, т.к. не установлено, какие услуги оказывал истец, кому данные услуги оказывались, кто обязан данные услуги оплатить и какова их стоимость.

Одним из существенных условий договора возмездного оказания услуг является не цена услуги, а указание на обязанность заказчика эту услугу оплатить. Срок в договоре может быть не предусмотрен, в связи с чем он не является существенным условием договора.

Важную роль в сфере правового регулирования оказания платных услуг играет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". Содержание данных документов свидетельствует о том, что законодатель и суд заняли позицию всесторонней защиты прав потребителя как наиболее слабой стороны в договоре по сравнению с исполнителем услуг.

Оказание платных услуг регулируется нормами как гражданского права, так и нормами административного права. Однако есть характерные особенности этих услуг в каждой из перечисленных отраслей. Итак в административном праве стороны платных договорных отношений характеризуются подчиненностью, а в гражданском праве – равенством сторон.

К числу обстоятельств по договору возмездного оказания услуг, не зависящие от обеих сторон относится то, что заказчик по договору возмездного оказания услуг не должен платить, а должен лишь компенсировать затраты, услуги.

Особенности договора оказания туристических услуг в гражданском праве РФ

Туризм – это распространенная форма отдыха российских граждан. Правовое регулирование туристической деятельности в целом и договорных отношений по туристическому обслуживанию в частности осуществляется на основе Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452. Кроме того, в сфере туризма действуют Государственный стандарт РФ "Туристические услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690–2000"; Национальный стандарт РФ "Туристические услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644–2009", утвержденный приказом Росрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 773-ст.

Договором по туристическому обслуживанию признается договор, в силу которого одна сторона, т.е. исполнитель, обязана реализовать туристский продукт другой стороне (туристу), т.е. потребителю, по заданию самого туриста или третьей стороны – заказчика.

Предметом данного договора выступает туристский продукт. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста.

Туроператор или турагент обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию о туристском продукте. Она должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора и обязательно включать следующие сведения. Во-первых, сведения о потребительских свойствах продукта, которые включают в себя информацию о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях проживания (место расположения и категория отеля или другого средства размещения). Кроме того, должно быть сообщено об условиях питания, предоставляемых услугах по перевозке потребителя в стране пребывания, наличии или отсутствии гида, переводчика, инструктора- проводника. Во-вторых, сведения о цене продукта и правилах его эффективного и безопасного использования и информация о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги. В-третьих, правила въезда в страну, где будут оказаны туристские услуги, и выезда из нее; сведения о местных традициях, обычаях, памятниках культуры и истории, состоянии окружающей среды (касающейся путешествия) и порядке доступа к туристским ресурсам. А если предстоит путешествие, связанное с повышенным риском, например, прохождение горных, спелеологических маршрутов, занятие экстремальными видами туризма и т.п., исполнитель обязан сообщить потребителю информацию о возможных рисках и последствиях для его жизни и здоровья. Кроме того, туриста обязаны поставить в известность о необходимости прохождения таможенного, пограничного, медицинского или санитарно- эпидемиологического контроля, о порядке и правилах его прохождения.

Исполнителем по договору об оказании туристских услуг может быть туроператор, т.е. юридическое лицо, которое осуществляет профессионально деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, или турагент, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют продвижение и реализацию туристского продукта. Потребитель вправе потребовать от исполнителя информацию, подтверждающую, что сведения о туроператоре внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Такой реестр ведется на основании приказа Ростуризма от 10 мая 2007 г. № 28 "Об утверждении Положения о ведении единого федерального реестра туроператоров". При этом туроператор обязан предоставить сведения о том, что его гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств застрахована. Вместо договора страхования туроператор может предъявить банковскую гарантию исполнения обязательств по договору.

Второй стороной в договоре выступает турист, т.е. лицо, посещающее страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране временного пребывания.

Как правило, турист и заказчик – это одно лицо. Однако договором может быть предусмотрено, что заказчиком туристского продукта является не только сам турист, но и любое другое лицо, в том числе и законный представитель несовершеннолетнего туриста.

Следует отметить, что ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" подробно урегулировала особенности реализации туристского продукта. Так, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

1. полное и сокращенное наименования, адрес, почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

2. размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

3. сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

4. общая цена туристского продукта в рублях;

5. информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии гид, гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

6. права, обязанности и ответственность сторон;

7. условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и/или иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

8. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и/или иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт, а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

Основания расторжения договора оказания туристических услуг в РФ

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, например, при ухудшении условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке, или изменении сроков совершения путешествия, непредвиденном росте транспортных тарифов, болезни туриста, отказе в выдаче визы и др.

К особенностям данного договора относятся сроки предъявления претензий: претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

В соответствии со ст. 10 Закон об основах туристской деятельности претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий (п. 6.2. Раздел 6).

Потребитель имеет право на расторжение договора в случае неисполнения турфирмой условий договора. Рассмотрим следующий пример: Стороны заключил договор на туристическое обслуживание. Ответчик взял на себя обязательства по организации поездки для его семьи из 5 человек в отель "ASTORIA HOTEL" в городе Кемер. Свои обязательств ответчик не исполнил, так как по прибытии в Турцию, истец и его семья были размещены в отеле "RING BEACH" который находится в поселке Бельдиби.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Статья 29 Федерального закона № "О защите прав потребителей" устанавливает, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы.

Суд пришел к выводу об удовлетворении требований о расторжении договора, взыскании с ответчика полной стоимости тура, поскольку размещение семьи истца в отеле, не соответствующем заказанному, трактуется законом как существенный недостаток услуги и позволяет истцу требовать полного возмещения всех расходов на поездку, также суд взыскал компенсацию морального вреда.

Кроме того, потребитель имеет право на возмещение расходов в случае отказа от исполнения договора турфирмой. Например, истец заключил с турфирмой договор о туристическом обслуживании, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по бронированию туристической путевки, а также по оплате, получению и передачи истцу выездных документов для осуществления туристической поездки. В соответствии с договором ответчик обязался в течение трех рабочих дней подтвердить заказ истца или уведомить о невозможности выполнения заказа. Истцом были уплачены денежные средства ответчику, однако, предусмотренные договором услуги истцу не были оказаны. Ответчик проинформировал истца о невозможности выполнения Заказа. В связи с чем истцом в адрес турфирмы было направлено требование о возврате денежных средств, однако до настоящего времени данное требование ответчиком не исполнено.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе, полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора.

Как следует из договора о туристическом обслуживании, заключенного между истцом и ответчиком, указанные существенные условия в договоре не отражены. Поскольку в данном случае указанных услуг у туроператора никто не бронировал, турфирма действовала от своего имени, не имея никаких договорных отношений с туроператором.

В соответствии со ст. 28 Закона потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги), либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы, а если цена выполнения работы договором о выполнении работ не определена – общей цены заказа.

В связи с вышеизложенным требования были удовлетворены удовлетворении требований о расторжении договора и с ответчика взыскана полная стоимость тура, поскольку взятые на себя обязательства по договору турфирма не выполнила. Помимо этого суд взыскал неустойку в размере стоимости тура, что соответствует требованиям ст. 28 Закона "О защите прав потребителей".

Однако на практике туристы не всегда имеют желание или возможность прервать даже не вполне удачно складывающийся отдых, и требовать расторжения договора и возмещения убытков. Гораздо чаще требования о возмещении убытков предъявляются уже тогда, когда услуга оказана. При этом возмещение убытков будет выступать универсальной мерой ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства.

Порядок защиты прав туриста по договору оказания туристских услуг

В настоящее время формулировка нормы о претензионном порядке урегулирования спора в отношении качества оказания туристской услуги, предусмотренная статьей 10 Закона об основах туристской деятельности не позволяет сделать вывод о ее императивном характере. Указанная норма не содержит указания на то, что непосредственно турист или заказчик туристской услуги обязан предъявить претензию туроператору. Единственным императивным указанием в данной статье является срок, в течение которого туроператор должен рассмотреть претензию.

Принципиальное значение установленного законом срока для рассмотрения претензии является возможность для туроператора в этот срок в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя туристской услуги. В соответствии со ст. 10 Закона об основах туристской деятельности туроператор обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней со дня ее получения.

Результатом рассмотрения заявленного требования должником должен являться его ответ на претензию, который может быть выражен в виде удовлетворения претензии полностью или в части; в виде отказа в удовлетворении претензии; а также в виде возврата претензии без удовлетворения.

При удовлетворении требования в указанный в законе претензионный срок, к туроператору не могут быть применимы санкции, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Это в частности касается санкций, предусмотренных п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым при удовлетворении судом требований потребителя (п. 6.5. Раздел 6), установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При этом следует отметить, что согласно "Обзору Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом, суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.

Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей, предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом.

Если же законные требования потребителя к турфирме не были удовлетворены, или были удовлетворены не в полном объеме, а также в случае, если претензия потребителя была оставлена без рассмотрения, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, а суд, в свою очередь, обязан рассмотреть вопрос о применении в отношении туристской фирмы санкций, предусмотренных ст. 13 Закона о защите прав потребителей за несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

В то же время, как уже было отмечено выше, соблюдение претензионного порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом об основах туристской деятельности, не носит и не может носить императивного характера. Связано это в первую очередь с тем, что претензионные сроки, предусмотренные в настоящее время российским законодательством не носят пресекательного характера, то есть не прекращают существования защищаемого права, и ни коем образом не могут влиять на сроки судебной защиты права, поскольку это прерогатива срока исковой давности.

Опираясь на актуальные нормы ГК РФ подчеркнем, что судья не может отказать в принятии искового заявления после истечения претензионного срока и в случае, если истец вообще не обращался с претензией к туроператору или турагенту.

Претензия может быть направлена заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, при которых может быть обеспечена фиксация направления претензии. Претензия также может быть вручена под расписку. Зафиксировать факт направления претензии важно, поскольку в случае последующего обращения в суд к исковому заявлению необходимо приложить доказательства соблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора. Претензионный порядок будет считаться соблюденным и в случае нерассмотрения претензии в установленный срок или отказа в ее удовлетворении.

Доказательствами соблюдения истцом претензионного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления ответчику.

Следует отметить, что в действующей редакции Закона об основах туристской деятельности изменен круг лиц, которым могла быть подана претензия в отношении качества оказанной туристской услуги. Туристы или заказчики туристских услуг могут подавать претензии только туроператорам, а не туроператорам и турагентам, как это практиковалось ранее.

Однако подобное ограничение круга субъектов, к которым может предъявлять требования потребитель услуг, входит в противоречие с концепцией Закона о защите прав потребителей, одной из задач которого является обеспечение максимально возможной свободы в выборе способов защиты прав потребителей, в том числе круга субъектов, к которым потерпевший может предъявлять требования.

Для того, чтобы гарантии, предусмотренные ФЗ РФ "О защите прав потребителей" могли быть реально реализованы, в указанном законе предусмотрен ряд инструментов, способствующих упрощению порядка защиты потребителями своих прав. Помимо этого, ФЗ РФ "О защите прав потребителей" предусматривает широкий круг субъектов, к которым может предъявить требование потребитель. Это может быть продавец или изготовитель товара, а также исполнитель, импортер и иные указанные в законе лица.

Порядок предъявления претензии, предусмотренный Законом об основах туристской деятельности противоречит основным подходам к защите прав потребителей, предусмотренным российским законодательством, поскольку абз. 20 ст. 10 Закона об основах туристской деятельности ограничил возможность туриста или иного заказчика туристской услуги предъявить требования непосредственно к турагенту, императивно указав, что претензия может быть предъявлена только туроператору. Позиция о том, что претензия может быть предъявлена только туроператору, поддерживается и специалистами, комментирующими изменения в туристском законодательстве.

В то же время, в соответствии со ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, в качестве существенных условий в договоре между туроператором и турагентом должно содержаться условие о порядке взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору оказания туристских услуг.

Указанная норма, в отличие от положения ст. 10 Закона об основах туристской деятельности позволяет сделать вывод о том, что претензия может быть заявлена и передана как туроператору, так и турагенту. Аналогичную позицию занимают и судебные органы.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации при продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возможность предъявления требования туристом непосредственно турагенту может быть обоснована ссылкой на абз. 13 ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, в соответствии с которой турагент может нести ответственность перед туристом или заказчиком, наравне с туроператором в случае непредставления или предоставления недостоверной информации о комплексе оказываемых туристских услуг, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания туристских услуг.

При этом в соответствии с положениями ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, условие о взаимной ответственности туроператора и турагента, а также об их ответственности перед туристом или заказчиком является существенным условием договора, заключенного между туроператором и турагентом.

Условие о взаимной ответственности туроператора и турагента, предусмотренное абз. 13 ст. 9 Закона об основах туристской деятельности следует рассматривать как существенное условие договора, заключенного между туроператором и турагентом в силу императивности требований ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, которая перечисляет круг условий, которые должны содержаться в договоре между туроператором и турагентом.

Отнесение того или иного условия договора к существенным, имеет определенные правовые последствия, связанные с несогласованием и невключением указанного условия в договор. В соответствии со ст. 432 ГК РФ при отсутствии хотя бы одного существенного условия в договоре влечет за собой признание договора незаключенным..

В настоящее время потребитель туристской услуги, имеющий претензии в отношении качества и сроков ее оказания должен иметь возможность предъявить требование как турагенту, так и непрямую к туроператору по своему выбору, что в целом соответствует основным подходам к защите прав, предусмотренным законодательством о защите прав потребителей.

Отметим также, что расширительному толкованию должна подлежать формулировка ст. 10 Закона об основах туристской деятельности о предъявлении претензии к качеству туристского продукта. В ст. 1 указанного закона, где раскрываются основные понятия, используемые при реализации отношений в туризме, туристический продукт определяется как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору оказания туристских услуг.

Таким образом, претензии к качеству предоставленного комплекса туристских услуг представляют собой претензии к качеству оказания услуг по перевозке и размещению туриста, которое должно соответствовать договору оказания туристских услуг.

Литература

1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в ред. от 28.07.2012 // Российская газета N 8, 16.01.1996.

2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 07.05.2013 // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

5. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ в ред. от 03.05.2012 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012 // Российская газета, N 231, 03.12.1996.

6. Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2004 N КГ-А41/6380-04

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"

8. Государственный стандарт РФ "Туристические услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690–2000"

9. "Туристические услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644–2009", утвержденный приказом Росрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 773-ст

10. Алексеев П.И. Гражданское право РФ – М.: Проспект, 2012

11. Глашев А.А.. Медицинское право: Практическое руководство для

12. Гражданское право. / Под ред. Е.А. Суханова – М.: Волтерс Клувер, 2013. Том I.

13. Гражданское право: учебник / отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юрист, 2013

14. Дерягин Г.Б. Медицинское право РФ – М.: Проспект, 2013

15. Ем В.С. Гражданское право. Т. I. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Издательство "Бек", 2013.

16. Ерофеева В.П. Гражданское право РФ – М.: Норма, 2012

17. Ерофеева В.П. Гражданское право РФ – М.: Норма, 2012 – С. 99.

18. Пиляева В.В. Гражданское право – М.: КНОРУС, 2012 – С.318

19. Рыженкова А.Я. Гражданское право РФ – М.: Юрайт, 2013

20. Юрьева А.П. Граждаенское право РФ – М.: Норма, 2013